Введение 3
Глава I. Характеристики учебного текста и способы их измерения 6
1.1. Сложность, трудность, читабельность, понятность текста как параметры
учебного текста 6
1.1.1. Трудность и сложность как параметры учебного текста 7
1.1.2. Сложность как параметр учебного текста 9
1.1.3. Трудность как параметр учебного текста 10
1.1.4. Понятность как параметр учебного текста 11
1.1.5. Читабельность как параметр учебного текста 12
1.1.6. Формулы читабельности 13
1.2. Методы психолингвистики для измерения трудности текста
1.2.1. Эксперимент 21
Выводы по I главе 25
Глава II. Оценка трудности учебных текстов с использованием учебников по обществознанию 5 - 9 классов 26
2.1. Психолингвистический эксперимент 26
2.2. Оценка трудности учебных текстов с использованием учебников по
обществознанию учениками 7-9 классов 34
2.2.1. Вторая часть эксперимента 38
2.2.2. Третья часть эксперимента 42
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Список литературы
В современной системе образования роль учебных текстов занимает значимую позицию, так как они являются основным источником приобретения знаний по отдельным дисциплинам. Именно поэтому так важно учитывать все факторы, которые составляют на определенную сложность и трудность в процессе восприятия текста. Знание и учет данной информации позволяют оптимизировать процесс обучения в целом, определить, где нужно затратить большее количество времени, тщательно проследить обучение дисциплине с учетом принципа от простого к сложному. В настоящее время имеется недостаточное количество научных трудов по данной теме, что и составляет актуальность данной работы.
Целью написания данной работы является выявление степени соответствия учебных текстов учебников по обществознанию 5-9 классов Л.Н. Боголюбова (2010; 2013; 2014) когнитивным и лингвистическим
способностям школьников соответствующих классов.
Задачи данной исследовательской работы состоят в том, чтобы:
- сформировать теоретико-методологическую базу исследования;
- изучить и выявить основные методы психолингвистики для анализа трудности учебных текстов;
- осуществить эксперимент с целью определения трудности учебных текстов на основе трех методик (постановка вопросов, экспертные оценки и заполнение пробелов);
- выявить трудность текстов учебников по обществознанию 5-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова (2010; 2013; 2014).
Трудность текста как психолингвистическое понятие составляет объект исследования, а предметом является трудность текста по обществознанию для учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования состоит в том, что учебники обществознания Л.Н. Боголюбова (2010; 2013; 2014) не соответствуют когнитивным и лингвистическим способностям школьников 11-16 лет.
Теоретико-методологическую основу составляют труды таких ученых и исследователей как А.С. Кисельников (2015), Я.А. Микк (1970; 1981), Н.К. Криони, А.Д. Никин, А.В. Филиппова (2008), О.Э. Наймушина, Б.Е. Стариченко (2010) в области изучения учебных текстов. В области психолингвистики и психологии А.А. Леонтьев (1997), а также Ю.Ф. Шпаковский (2013), М.М. Невдах (2007).
Научную новизну данной работы составляет результат, полученный в результате проведения психолингвистического эксперимента, который наглядно показал на основе ответов школьников несоответствие трудности учебных текстов по обществознанию 6 - 8 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова данным этапам обучения, что равно означает несоответствие данных учебных текстов когнитивно - лингвистическим способностям учащихся. Как следствие авторам данных учебно - образовательных материалов было предложено пересмотреть внутренние качественные и количественные параметры учебных текстов для того, чтобы повысить или понизить их трудность до стандартного уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе можно продолжать экспериментальную работу по измерению трудности учебных текстов таких дискурсов как исторический, литературный и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке алгоритма анализа, который может быть использован при анализе других учебных текстов.
В данной научной работе мы, в соответствии с поставленными целями и задачами, на основе имеющихся научных работ, провели изучение таких понятий как трудность, сложность, читабельность и понятность учебных текстов, а также установили компоненты, входящие в состав данных терминов.
Также мы рассмотрели, в чем состоят общность и различия данных характеристик, а также изучили различные формулы, например, такие как формула Флэша, индекс Фога и формула, разработанная Я.А. Микком, позволяющие количественно определить степень читабельности или сложности того или иного учебного текста.
Далее в работе мы изучили и выявили наиболее популярные и объективные методики, предназначенные для измерения одного конкретного параметра учебных текстов, а именно - трудности. Среди всех прочих мы представили классификацию, созданную Ю.Ф. Шпаковским и его соавтором М.М. Невдах, которая выделяет группы основных и вспомогательных методик.
На основе авторитетного мнения ученых, а именно Я.А. Микка и Ю.Ф. Шпаковского, отобрав три наиболее подходящие методики (экспертные оценки трудности учебных текстов, ответы на вопросы и заполнение пропусков), мы создали план заданий и провели психолингвистический эксперимент на учащихся средней общеобразовательной школы г. Казани школьного среднего звена (13 - 15 лет), который был построен на базе учебных текстов по обществознанию уровней 5 - 9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова.
В результате было установлено, что наша гипотеза, поставленная изначально в научной работе подтвердилась, так как по результатам проведенного эксперимента, не все учебные тексты смогли показать соответствие своему уровню трудности, а именно тексты 6, 7 и 8 классов.
По мнению учащихся 7-9 классов, принявших участие в эксперименте, учебные тексты, содержащиеся в учебниках 6 и 8 классов по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова, не соотносятся в достаточной мере с положенной трудностью, а учебные тексты 7 класса соответствующего учебника по обществознанию являются несколько сложными для данного этапа обучения. А это означает, что учащиеся, чья образовательная программа строится на основе данного учебного материала, не имеют возможности плавно и поступательно осваивать данную учебную дисциплину, полноценно усваивать получаемые знания и адекватно воспринимать долю новой информации.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что вышеуказанные учебные тексты не согласовываются с когнитивно - лингвистическими способностями детей 11 - 16 лет, а значит, требуют внесения поправок в содержательном плане.
1. Иванов, В. В. К вопросу о возможности использования лингвистических характеристик сложности текста при исследовании окуло-моторной активности при чтении у подростков / В.В. Иванов // Новые исследования.— 2013 .— №1(34).— С. 42-50.
2. Кисельников, А.С. К проблеме характеристик текста: читабельность, понятность, сложность, трудность / А.С. Кисельников // Филологические науки. Вопросы теории и практики.—2015.— № 11 (53): в 3¬х ч. Ч. II .— С. 79-84.
3. Криони, Н.К. Автоматизированная система анализа параметров сложности учебного текста / Н. К. Криони // Криони Н.К. Технология и организация обучения : науч. издание / Н.К. Криони, А. Д. Никин, А. В. Филиппова.— Уфа, 2008 .— С. 155-161.
4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев.— М.:Смысл, 1997.—287 с.
5. Лернер, И. Я. Критерии сложности некоторых элементов учебника / И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника / И. Я Лернер.— М., 1974.— Вып. 1. - С. 47-58.
6. Майер, Р.В. Автоматизированный метод оценки количества различных видов информации и ее сложности в физическом тексте с помощью ПЭВМ/ Р.В. Майер // Известия высших учебных заведений .— 2014 .— № 3(31).—С.200 - 209.
7. Матюшкин, А. М. Психолого - педагогические проблемы создания и использования учебника / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии.— 1983.— № 6 .— С. 57- 81.
8. Мацковский, М. С. Проблемы читабельности печатного
материала / М. С. Мацковский // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / М.С. Мацковский.— М., 1976 .— С. 126-142.
9. Микк, Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам /Я. А. Микк.— М.: Просвещение, 1981 .— 119 с.
10. Микк Я. А. О факторах понятности учебного текста: автореф. дисс. ... к. пед. н. Тарту, 1970. 22 с.
11. Наймушина, О.Э. Квалиметрический подход в образовании / О.Э. Наймушина, Б.Е. Стариченко // Вектор науки.— 2012.— № 1 .— С. 58-70.
12. Наумов, И.С. Оценка трудности и сложности учебных задач на основе синтаксического анализа текстов / И.С. Наумов, В.С. Выхованцев // Информационные технологии в управлении .— 2014 .— № 48 .— С. 91-131.
13. Невдах, М. М. Исследование информационных характеристик учебного текста методами многомерного статистического анализа / М.М. Невдах // Прикладная информатика.— 2008.— № 4.— С. 117-130.
14. Оборнева И. В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров: дисс. ... к. пед. н. М., 2006. 165 с.
15. Попова, Я.И. Стандартизация учебной литературы средней школы по критерию удобочитаемости / Я. И. Попова, Е. В. Шишкевич // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки .— 2010 .— № 12 .— С. 142-147.
16. Пушкина, Е.С. Теоретико-экспериментальное исследование структурно-семантических параметров текста : Дис. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2004.- 155 с.
17. Сабинина, А.А. Учебный текст: структура и прагматика / А.А. Сабинина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.— 2009.— № 97.— С. 222-224.
18. Солнышкина, М. И. Сложность текста: этапы изучения в отечественном прикладном языкознании / М. И. Солнышкина, А. С. Кисельников // Вестник Томского государственного университета. Филология.— 2015.— № 6 .— С. 86-99.
19. Филиппова А.В. Управление качеством учебных материалов на основе анализа трудности понимания учебных текстов: автореф. дисс. ... к. пед. н. Уфа, 2010. 19 с.
20. Ширинкина, Л.В. Восприятие текста как психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.В. Ширинкина. - Пермь, 2004. - 235 с.
21. Шпаковский, Ю. Ф. Оценка трудности восприятия текста / Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Серия 9: Издательское дело и полиграфия.— 2012 .— № 9.— С. 72-75.
22. Шпаковский Ю. Ф. Оценка трудности восприятия и оптимизация сложности учебного текста (на материале текстов по химии): автореф. дисс. ... к. филол. н. Минск, 2007. 21 с.
23. Шпаковский, Ю. Ф. Новая классификация методов определения понимания текста / Ю. Ф. Шпаковский, М. М. Невдах // Труды Белорусск. гос. технолог. ун-та.— 2007 .— № 15.— С. 100-104.
24. Шпаковский, Ю. Ф. Трудность текста и ее измерение / Ю. Ф. Шпаковский, Л. И. Петрова // Труды Белорусск. гос. технолог. ун-та .— 2003 .— № 11 .— С. 8-11.
25. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба.— Л., 1974.— С. 24-39.
26. Kincaid J. P., Fishburne R. P., Rogers R. L., Chissom B. S. Derivation of New Readability Formulas (Automated Readability Index, Fog Count and Flesch Reading Ease Formula) for Navy Enlisted Personnel (Research Branch Report 8-75). Memphis, TN: Naval Air Station, 1975. 40 p
27. Обществознание. Учебник для 5 класса. Боголюбов Л.Н. и др. 3-е изд. - М.: 2013. — 127 с.
28. Обществознание Учебник для 6 класса. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 227 с.
29. Обществознание. Учебник для 7 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.:
2013. — 159 с.
30. Обществознание. Учебник для 8 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.:
2014. — 255с.
31. Обществознание. Учебник для 9 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 208 с.
32. Обществознание. Учебник для 11 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 335 с.
33. Ребер А. С. Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002.
[Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/
dictionary/487/word/chitabelnost