Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Таджикско-узбекские отношения в период с 1991 по 2015 годы.

Работа №62394

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
438
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История становления и развития сотрудничества Таджикистана и Узбекистана 6
1.1. Двусторонние отношения Таджикистан-Узбекистан, международное
сотрудничество после приобретения независимости 6
1.2. Процесс развития отношений в торгово-экономической и гуманитарной
сфере 25
Глава 2. Столкновение интересов в таджикско-узбекских отношениях в период с 1991-2015 годы 41
2.1. Таджикско-узбекский пограничный спор 46
2.2. Ирригационная политика (гидроэнергетическая политика)
Глава 3. Основные задачи и перспективы разрешения таджикско-узбекских
отношений в рамках международных отношений 55
Заключение 61
Список использованной литературы 66


Актуальность исследования определяется трансформационным характером современных международных отношений, связанных с одним из наиболее значимых событий XX века - распадом СССР. Развал Советского Союза привел к определенному геополитическому хаосу на постсоветском пространстве и повлек за собой существенные векторные сдвиги во внешней политике многих государств.
Последние годы ХХ и начало XXI вв. являются важнейшим периодом в истории таджикского и узбекского народов. После распада СССР Республика Таджикистан и Республика Узбекистан как независимые государства, стали активно заниматься укреплением своего политического и социально-экономического положения, чтобы занять достойное место в системе международных отношений.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что актуальность избранной темы определяется следующими факторами:
1) сохранение добрососедского отношения между Таджикистаном и Узбекистаном - один из приоритетных вопросов в деле обеспечения стабильности, сохранении безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Причиной же беспокойства являются межэтнические взаимоотношения, общее использование транспортных артерий и водных ресурсов, общие границы с Афганистаном, религиозный фактор;
2) Таджикистан и Узбекистан связывает общая 70-летняя история в составе СССР, когда у них сформировалась общая граница, взаимозависимая экономика;
3) уходящие корнями вглубь десятилетий территориальные противоречия оказались труднопреодолимыми и продолжают оказывать негативное влияние на взаимоотношения между странами;
4) в системе межгосударственных отношений Республики Таджикистан соседние государства региона занимают приоритетные позиции. Таджикистан является сторонником дальнейшего расширения позитивного, многовекового и созидательного опыта дружественного сосуществования народов Центральной Азии.
Объектом исследования являются условия и особенности межгосударственных взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана в 1991-2006 гг.
Предметом исследования являются основные этапы истории формирования и развития отношений между Таджикистаном и Узбекистаном в рассматриваемый период.
Хронологические рамки исследования охватывают 24 лет государственного суверенитета Республики Таджикистан и Республики Узбекистан - период с 1991г. по 2015 г.
Выбранный исторический отрезок исследования охватил сложный период становления и эволюции молодой Республики Таджикистан, когда происходили коренные изменения во внутренней и внешней политике государства. Кроме того, взаимоотношения двух стран не всегда были ровными, что вызывало некую противоречивость. С учетом сказанного, автор предпринял попытку проанализировать двадцатичетырехлетий период сотрудничества Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан.
Целью исследования является анализ процесса становления и развития отношений между Таджикистаном и Узбекистаном в 1991-2006 гг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- изучить двусторонние отношения между Таджикистаном и
Узбекистаном после приобретения независимости;
- рассмотреть процесс развития отношений в социально¬
экономической и гуманитарной сферах;
- проанализировать таджикско-узбекский пограничный спор;
- проанализировать ирригационную политику;
- изучить перспективы разрешения таджикско-узбекских споров в рамках международных организаций.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на большое количество аналитической литературы, тема разработана крайне скудно, т.к. многие авторы сосредоточились на изучении постсоветского периода и периода до 2006 года. Таким образом, подтверждается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассказывается о истории развития отношений между Таджикистаном и Узбекистаном в период с 1991 года по 2015 год. В данной главе так же рассказывается о торгово-экономических и гуманитарных отношениях.
Во второй главе проводится анализ пограничного спора Таджикистана и Узбекистана, а так же - ирригационной политики.
В третьей главе рассматриваются основные способы разрешения таджикско-узбекских споров в рамках международных организаций.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные в процессе написания работы.
В списке использованной литературы приводятся основные литературные источники, использованные при написании данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы изучили динамику развития отношений между Таджикистаном и Узбекистаном, проанализировали торгово-экономические отношения и гуманитарные отношения. Так же мы рассмотрели ирригационную политику двух государств и пограничный спор между Таджикистаном и Узбекистаном.
Изучение проанализированного материала позволило сформулировать следующие обобщающие выводы и практические рекомендации:
1. На примере взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Узбекистан можно сделать вывод, что интеграционные процессы в Центрально¬Азиатском регионе имеют различные формы и направления. Взаимоотношения двух республик осуществляются как в двухстороннем, таки многостороннем формате, в рамках региональных и международных организаций.
2. Взаимоотношения Таджикистана и Узбекистана в области экономики в исследуемый период можно признать удовлетворительными, однако имеются возможности для их существенного улучшения, в частности, их
интенсификации, может способствовать деятельность дипломатических представительств.
3. Развитие культурных отношений между Таджикистаном и Узбекистаном пока не соответствует потребностям и возможностям обоих народов, у которых так много общего в истории, культуре и традициях. Имея в виду эти обстоятельства, оба народа нуждаются в более тесных, многообразных, систематических контактах в области культуры.
4. Анализ культурных взаимоотношений двух государств в исследуемый период свидетельствует, что в данной сфере сотрудничество происходило в основном в двух направлениях: в области творческих контактов и проведении Дней культуры.
5. Вхождение в состав таких организаций, как СНГ и ШОС создает для республик дополнительные возможности экономического, политического и культурного сотрудничества на многосторонней основе, что способствует более тесной интеграции в масштабе всего Центрально-Азиатского региона, а также других стран.
6. Расширению сотрудничества между двумя соседними государствами в определенной мере способствуют работы Посольства Республики Таджикистан в Узбекистане и Посольства Республики Узбекистан в Таджикистане. История становления и начального этапа деятельности посольств показывает, с какими трудностями сталкивался процесс формирования дипломатической службы молодых постсоветских государств Центральной Азии.
Исследование темы позволило выработать некоторые предложения и рекомендации:
1. Для развития двусторонних отношений Министерствам иностранных дел Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в тесном контакте следует добиваться ускорения процесса подготовки, согласования и парафирования проектов межгосударственных договоров и соглашений прежде, чем они потеряют актуальность;
2. Таджикистан и Узбекистан располагают богатейшими запасами минерально-сырьевых и водно-энергетических ресурсов, что предопределяет необходимость углубления интеграционного взаимодействия стран региона в реальном секторе экономики. Кроме того, эти государства Центральной Азии обладают огромным транзитным потенциалом, эффективное использование которого становится важным фактором в формировании глобальной коммуникационной инфраструктуры региона. Таджикистан и Узбекистан имеют все условия для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности национальных экономик, формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг и успешного вхождения в мировое сообщество.
Необходимым условием реализации указанных возможностей является углубление интеграционного взаимодействия, проведение согласованной экономической политики, взаимодействие в борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом;
3. Можно предложить следующие механизмы решения проблем в сфере торгово-экономического сотрудничества:
- упрощение и гармонизация таможенного и налогового законодательства;
- формирование и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
- унификация таможенных правил и процедур;
- недопущение односторонних действий по ограничению на ввоз товаров из стран Центральной Азии;
-совершенствование пограничного контроля и активное использование возможностей приграничной торговли;
- создание условий для развития цивилизованной торговли в соответствии со стандартами Всемирной Торговой Организации и эффективных механизмов по пресечению контрабанды;
- обмен базами данных и информацией, а также модернизация
информационно-коммуникационных технологий для таможенной
деятельности;
- совершенствование региональной системы сбора информации;
- улучшение управления рисками и проверки после въезда;
- укрепление потенциала таможенного администрирования.
4. В целях совершенствования и укрепления научно-культурного сотрудничества между Таджикистаном и Узбекистаном необходимо:
- координировать планы научно-культурного сотрудничества между Академиями наук и Министерствами культуры двух стран;
- разнообразнее и эффективнее использовать средства массовой информации для ознакомления с достоянием национальных культур народов;
- увеличить объем переводов и тиражей лучших произведений писателей и поэтов на узбекский и таджикский языки, практиковать издание совместных сборников;
- организовывать групповые выезды деятелей культуры Таджикистана в области Узбекистана и, соответственно, выезды деятелей культуры и искусства Узбекистана в Таджикистан;
- практиковать создание совместных фильмов и телепередач, взаимные ретроспективные показы кинофильмов республиканских киностудий.
На наш взгляд республикам стоит сотрудничать в сфере науки еще шире и целенаправленнее. Сотрудничество таджикских и узбекских ученых может затронуть самые различные сферы как естественных, так и общественных наук. Само сотрудничество в целом, способствует своевременному решению фундаментальных задач, совершенствованию форм и методов разработок, обеспечивает определенную системность в подготовке научных кадров и т.д.
На наш взгляд, в будущем следует несколько шире практиковать проведение музыкальных фестивалей, выставок книг, Дней культур которые служат фактором сближения народов и государств, а участие в них по-своему расширяет представления о культуре друг друга.
Как было уже отмечено, между Таджикистаном и Узбекистаном существуют актуальные и наболевшие для двух республик проблемы: гидро- и энергоресурсы, во главе с Рогунской ГЭС; железнодорожный, авиа- и автотранзит, вернее его отсутствие; таможенные дела; приграничные и пограничные вопросы, включая «минную войну», визовый режим и вопросы экологии.
Республика Таджикистан, унаследовавшая со времен СССР сравнительно низкий уровень развития производительных сил и высокий уровень бедности населения, решает задачи социально-экономических преобразований на основе реализации программ эффективного использования природных ресурсов. Вместе с тем, располагая огромными гидроэнергетическими ресурсами (Таджикистану принадлежит 57,3% всего запаса гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии, из которого на сегодня реализовано лишь 5%), экономика Таджикистана испытывает серьезное негативное влияние дефицита
электроэнергии, особенно в зимнее время.
Исходя из этого Правительство Республики Таджикистан, решил возобновить работу по строительству Рогунской ГЭС, строительство которой началось еще при СССР. И это стало причиной разногласий между Таджикистаном и Узбекистаном.
Поэтому свои недоговоренности Таджикистану и Узбекистану быстрее и выгоднее решать самим, помня об общих интересах, многолетней дружбе и вековом соседстве. Даже, если при этом будут необходимы взаимные уступки. Взаимные уступки и взаимовыгодные отношения в условиях мирового экономического кризиса идут на пользу двух республик и гарантируют благополучие их граждан.



1. Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Отдел
международных отношений. Папка Узбекистан (1991-2006 гг.).
2. Текущий архив Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве РТ. Отдел международных отношений. Папка 1/3 СНГ.
3. Текущий архив Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Управление связи со странами СНГ. Папка Узбекистан (1991- 2006 гг.).
4. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Отдел международных отношений. Папка Узбекистан.
5. Текущий архив Министерства образования Республики Таджикистан. Отдел международных отношений. Папка Узбекистан и Соглашения (1991-2006 гг.).
6. Текущий архив Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан. Управление связи со странами СНГ. Папка Узбекистан (1991-2006 гг.).
7. Текущий архив Министерства энергетики и промышленности Республики Таджикистан. Папка Узбекистан (1991-2006 гг.).
8. Текущий архив Таджикского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Отчет о таджикско-узбекских отношениях. (1991-2006 гг.).
II. Литература:
I. Книги, монографии, сборники:
а) на русском языке:
9. Бабаханов, М. История таджиков мира /Мансур Бабаханов. - Душанбе, 2014.
- 573 с.
10. Бартольд, В.В. Сочинения: в 9 т. /Василий Владимирович Бартольд. - М., 2013. - Т. 2. - 1024 с.
II. Богуманова, З. Дружба и сотрудничество Таджикистана с братскими республиками СССР в условиях развитого социализма /З. Богуманова. - Душанбе, 2011. - 115 с.
12. Вамбери, А. Очерки Средней Азии /Арминий Вамбери. - М., 1868. - 362 с.
13. Вамбери, Г. История Бухары или Трансоксании с древнейших времен до настоящего: в 2 т. /Герман Вамбери. - Спб., 1873. - Т.1. - 244 с.
14. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа: в 2 т. /Бободжан Гафурович Гафуров. - М., 2013. - Т. 1. - 476 с.
15. Гафуров, Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история: в 2¬х кн. /Бободжан Гафурович Гафуров. - М., 2012. - кн. 2. - 493 с.
16. Давлатзода, Д. Вера в национальный прогресс /Давлатали Давлатзода. - Душанбе, 2010. - 260 с.
17. Джалилов, М. Международные отношения Парламента Республики Таджикистан в годы национальной независимости и политического суверенитета (1991-2000 гг.) /Махмадали Джалилов. - Душанбе, 2015. - 370 с.
18. Джекшенкулов, А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе /Аликбек Джекшенкулов. - М., 2010. - 306 с.
19. Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня: в 2 т. /Под ред. Х.Зарифи. - Душанбе, 2012. - Т. 1. - 296 с.
20. Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня: в 2 т. /Под ред. Х.Зарифи. - Душанбе, 2011. - Т. 2. - 296 с.
21. Жумаев, Р.З. Политическая система Республики Узбекистан: становление и развитие /Р.З. Жумаев. - Ташкент, 2015. - 207 с.
22. Зарифи, Х. Многовекторная дипломатия Таджикистана /Хамрохон Зарифи.
- Душанбе, 2010. - 352 с.
23. Зарифи, Х. Таджикистан - Китай: становление государственной границы. История и современность /Хамрохон Зарифи. - Душанбе, 2014. - 704.
152
24. Искандаров, А. Интеграция в Центральной Азии: политические аспекты /Акбаршо Искандаров. - Душанбе: Ирфон, 2012.
25. Искандаров, А. Государства Центральной Азии в интеграционных процессах /Акбаршо Искандаров. - Душанбе, 2013. - 452 с.
26. Исмоилова, Б.И. История Бухарского эмирата (вторая пол. XVIII - и сер. XIX вв.) /Б.И. Исмаилова. - Худжанд, 2015. - 120 с.
27. История народов Узбекистана /Под ред. Бахрушина С.В. - Ташкент, 2012. - Т.2. - 509 с.
28. История Узбекской ССР. - Ташкент, 1967. - Т.1. - 468 с.
29. История Узбекской ССР (С древнейших времен до наших дней) /Под ред. И.М.Муминова. - Ташкент, 1974. - 582 с.
30. Камолов, С. Граница /Саиданвар Камолов. - Душанбе, 2012. - 188 с.
31. Каримов, И.А. Сплоченность народа - залог мира и прогресса /Ислам Абдуганиевич Каримов. Ташкент, 2013. - 46 с.
32. Каримов, И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ /Ислам Абдуганиевич Каримов. - Ташкент, 2015. - 140 с.
33. Каримов, И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана /Ислам Абдуганиевич Каримов. - Ташкент, 2015. - 216 с.
34. Каримов, И.А. Мыслить и работать по-новому - требование времени /Ислам Абдуганиевич Каримов. - Ташкент, 2012. - 312 с.
35. Каримов, И.А. По пути безопасности и стабильного развития /Ислам Абдуганиевич Каримов. - Ташкент, 2014. - Т. 6. - 414 с.
36. Каримов, М. Ход экономических реформ в Таджикистане /М. Каримов. - Душанбе, 2004. - 186 с.
37. Каримова, Р. Культура Таджикистана в годы независимости (1991-2011 гг.) /Рухае Каримова. - Душанбе, 2013. - 212 с.
38. Каюмов Н. Переходная экономика Таджикистана: концепции, цели и механизмы развития /Нуриддин Каюмов. - Душанбе, 2013. - 661 с.
39. Кушкумбаев, С.К. Центральная Азия на путях интеграции. Геополитика. Этничность. Безопасность /Санат Кайрслямович Кушкумбаев.
- Алматы, 2012. - 198 с.
40. Левитин, Л. Ислам Каримов - Президент нового Узбекистана /Леонид Левитин. - Ташкент, 1996. - 143 с.
41. Майтдинова, Г. Диалог цивилизаций в центрально азиатском ареале Великого Шелкового пути: исторический опыт интеграции и ориентиры XXI века /Гузель Майтдинова. - Душанбе, 2015. - 288 с.
42. Мамадазимов, А. Политическая история таджикского народа /Абдугани Мамадазимов. - Душанбе, 2011. - 360 с.
43. Мамадазимов, А. Новый Таджикистан. Вопросы становления суверенитета /Абдугани Мамадазимов. - Душанбе, 2016. - 172 с.
44. Марсанов, К. Развитие дружбы и сотрудничества народов СССР в период развернутого строительства коммунизма (по материалам Тадж СССР) /К.Марсанов. - Душанбе, 1978. - 190 с.
45. Масов, Р. Таджики: вытеснение и ассимиляция /Рахим Масов. - Душанбе, 2013. - 224 с.
46. Масов, Р. История топорного разделения /Рахим Масов. - Душанбе, 2011. - 92 с.
47. Масов, Р. Таджики: история с грифом совершенно секретно /Рахим Масов. - Душанбе, 1995. - 232 с.
48. Мирзоев, Н.М. Таджикистан - Шанхайская Организация Сотрудничества: векторы сотрудничества /Ниез Мирзобадалович Мирзоев. - Душанбе, 2014. - 197 с.
49. Назаров, Т. Рыночная экономика и международная сотрудничество /Талбак Назаров. - Душанбе, 2017. - 204 с.
50. Назаров, Т. Таджикистан: экономика, политика, международное
сотрудничество /Талбак Назаров. - 2-е изд. - Минск, 2012. - 250 с.
51. Назаров, Т. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность /Талбак Назаров. - Минск, 2013. - 264 с.
52. Назаров, Х. К истории происхождения и расселения тюркских народов в Центральной Азии /Хакназар Назаров. - Душанбе, 2014. - 103 с.
53. Назриев, Д. Республика Таджикистан: история независимости. Год
1991- й (хроника событий) /Д. Назриев, И.У. Саттаров. - Душанбе, 2012. - 337 с.
54. Назриев, Д. Республика Таджикистан: история независимости. Год
1992- й (хроника событий) /Д. Назриев, И.У. Саттаров. - Душанбе, 2015. - 732 с.
55. Назриев, Д. Республика Таджикистан: история независимости. Год
1993- й (хроника событий) /Д. Назриев, И.У. Саттаров. - Душанбе, 2016. - 903 с.
56. Негматов, Н. Таджикский феномен: теория и история /Нумон Негматов. - Душанбе, 2012. - 406 с.
57. Негматов, Н. Государство Саманидов /Нумон Негматов. - Душанбе, 2012. - 279 с.
58. Нуриддинов Р.Ш. Геополитика /Раймали Шахбозович Нуриддинов. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 200 с.
59. Нуриддинов Р. Ш. Место и роль России в формировании новой геополитической системе в странах Среднего Востока /Раймали Шахбозович Нуриддинов. - Новосибирск: СибАГС, 2009. - 160 с.
60. Олимова, С. Таджикистан на пороге перемен /С. Олимова, М. Олимов. - М., 2012. - 167 с.
61. Примаков, Е.М. Встречи на перекрестках /Евгений Максимович Примаков.
- М., 2015. - 607 с.
62. Примбетов, С. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции /Серик Примбетов. - М., 2000. - 504 с.
63. Раджабов, З.Ш. О дружбе таджикского и узбекского народов /Зариф Шарипович Раджабов. -Душанбе, 1968. - 82 с.
64. Раджабов, С.А. Советский Таджикистан — цветущая республика на Востоке /Солех Ашурович Раджабов. - Сталинабад, 1960. - 124 с.
65. Рахматуллаев, Э. Превентивная дипломатия: панацея или мираж? /Эркинхон Рахматуллаев. - М., 2007. - 408 с.
66. Рахмон, Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: в
8 т. /Эмомали Рахмон. - Душанбе, 2006. - Т. 2. - 424 с.
67. Рахмонов, Э.Ш. Таджики в зеркале истории: в 3 кн. /Эмомали Шарипович Рахмонов. - Лондон, 1999. - Книга 1.
68. Сабуров, А. Таджикистан: внешняя политика и массовая информатика (1993-1995 гг.) /А.Сабуров, З.Саидов. - Душанбе, 1997. - 72 с.
69. Саидов, З. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате /Зафар Саидов. - Душанбе, 2001. - 112 с.
70. Саидов, З. Внешняя политика Президента Рахмонова /Зафар Саидов. - Душанбе, 2000. - 162 с.
71. Саидов, З. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе /Зафар Саидов. - Душанбе, 2006. - 560 с.
72. Саидов, З. Основные тенденции внешней политики Республики Таджикистан на рубеже столетий (1991-2004 гг.) /Зафар Саидов. - Душанбе, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ