Правовые основы и организация деятельности учасковых уполномоченных полиции (УУП) по предупреждению и пресечению противоправных деяний в сфере семейно-бытовых отношений
|
Введение 3
1. Правовое положение и организация деятельности УУП по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 6
1.1. История развития и правовое положение УУП 6
1.2. Организация деятельности УУП по осуществлению профилактической работы с правонарушителями в сфере семейно-бытовых отношений 19
2. Формы и методы деятельности УУП по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 24
2.1. Формы профилактики УУП правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 24
2.2. Методы и основной алгоритм профилактических действий УУП при получении сообщения о семейно-бытовом конфликте 31
3. Актуальные вопросы применения международного опыты административно-правового регулирования профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 37
3.1. Регулирование профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в европейских странах и странах СНГ 37
3.2. Пути совершенствования деятельности УУП в сфере семейно-бытовых отношений 48
Заключение 58
Список литературы 63
1. Правовое положение и организация деятельности УУП по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 6
1.1. История развития и правовое положение УУП 6
1.2. Организация деятельности УУП по осуществлению профилактической работы с правонарушителями в сфере семейно-бытовых отношений 19
2. Формы и методы деятельности УУП по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 24
2.1. Формы профилактики УУП правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 24
2.2. Методы и основной алгоритм профилактических действий УУП при получении сообщения о семейно-бытовом конфликте 31
3. Актуальные вопросы применения международного опыты административно-правового регулирования профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений 37
3.1. Регулирование профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в европейских странах и странах СНГ 37
3.2. Пути совершенствования деятельности УУП в сфере семейно-бытовых отношений 48
Заключение 58
Список литературы 63
Особая роль в предупреждении насилия в семье отводится участковому уполномоченному полиции, так как зачастую именно он первый получает информацию о семейно-бытовых конфликтах и от правильности принимаемых им решений зависит, перерастут они в насильственные преступления или нет.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, урегулированных правом, в сфере предупреждения и пресечения противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Предметом работы являются правовые нормы, регламентирующие организацию деятельности УУП по предупреждению и пресечению противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Цель работы – рассмотреть правовые основы и организация деятельности УУП по предупреждению и пресечению противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:
проанализировать историю развития и правовое положение УУП;
рассмотреть организацию деятельности УУП по осуществлению профилактической работы с правонарушителями в сфере семейно-бытовых отношений;
определить формы профилактики УУП правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
рассмотреть алгоритм действий УУП при получении сообщения о семейно-бытовом конфликте;
проанализировать регулирование профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в европейских странах и странах СНГ;
определить пути совершенствования деятельности УУП в сфере семейно-бытовых отношений.
Методология. При решении поставленных задач применялись общие и частные методы научного познания, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, статистического анализа.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных специалистов по вопросам организации деятельности участковых уполномоченных полиции: Р.Ю. Аврутина, А.Я. Воронцова, М.Г. Гамбарова, В.А. Гаспаряна, А.Г. Гришакова, В.Р. Имамовой и др.
Нормативно-правовую основу работы составили Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», иные ведомственные и подзаконные акты.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном обобщении существующего теоретико-правового материала по проблемам организации деятельности УУП по предупреждению и пресечению противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Практическая значимость исследования заключается в проблемном анализе правоприменительной практики по вопросу предупреждения и пресечения противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Структура настоящей работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, урегулированных правом, в сфере предупреждения и пресечения противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Предметом работы являются правовые нормы, регламентирующие организацию деятельности УУП по предупреждению и пресечению противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Цель работы – рассмотреть правовые основы и организация деятельности УУП по предупреждению и пресечению противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:
проанализировать историю развития и правовое положение УУП;
рассмотреть организацию деятельности УУП по осуществлению профилактической работы с правонарушителями в сфере семейно-бытовых отношений;
определить формы профилактики УУП правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
рассмотреть алгоритм действий УУП при получении сообщения о семейно-бытовом конфликте;
проанализировать регулирование профилактики и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в европейских странах и странах СНГ;
определить пути совершенствования деятельности УУП в сфере семейно-бытовых отношений.
Методология. При решении поставленных задач применялись общие и частные методы научного познания, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, статистического анализа.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных специалистов по вопросам организации деятельности участковых уполномоченных полиции: Р.Ю. Аврутина, А.Я. Воронцова, М.Г. Гамбарова, В.А. Гаспаряна, А.Г. Гришакова, В.Р. Имамовой и др.
Нормативно-правовую основу работы составили Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», иные ведомственные и подзаконные акты.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном обобщении существующего теоретико-правового материала по проблемам организации деятельности УУП по предупреждению и пресечению противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Практическая значимость исследования заключается в проблемном анализе правоприменительной практики по вопросу предупреждения и пресечения противоправных деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Структура настоящей работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Проведение профилактической работы в аспекте предупреждения насилия в семье необходимо. Главную роль в данном виде деятельности играют органы внутренних дел. Специфической и значимой является роль участкового уполномоченного полиции в силу особенностей его правового положения, задач, которые должны решать участковые уполномоченные, работая непосредственно с населением. Выводы, сделанные по результатам проведенного исследования, позволяют утверждать, что в настоящее время существуют проблемы, возникающие в процессе деятельности участковых уполномоченных, которые обязаны выявлять и пресекать насилие в семье и в быту. Основная проблема заключается в отсутствии должны образом проработанной правовой основы. На уровне федерального законодательства до настоящего времени не был принят специальный закон, который закреплял бы нормативные положения о семейно-бытовом насилии. Отсутствие тщательно выверенных является одной из причиной отсутствия специального состава административного правонарушения и преступления за совершение семейно-бытового насилия. В итоге отсутствует необходимый инструментарий для пресечения семейно-бытового насилия, в том числе за счет привлечения к ответственности, возможности временной изоляции от общества лиц, которые склонны к насилию в семье и в быту.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости устранения имеющихся проблем и совершенствования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции. В первую очередь, необходимо проработать законодательство. Целесообразным представляется и принятие специального Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия».
Совершенствование законодательства и методик профилактической деятельности в части противодействия семейно-бытовому насилию возможно с учетом зарубежного положительного опыта. Представляется, что заимствование наиболее удачных формулировок и использование методик профилактики в указанной сфере позволит улучшить действующее законодательство и сделать более эффективной профилактическую деятельность. Насилие в семье – это одна из наиболее актуальных и сложных проблем современного общества. Оно обладает мощным деструктивным воздействием, подрывает стабильное функционирование семьи как «основной ячейки общества». Представляется, что утверждение о том, что проблема насилия в семье — это не только вопрос безопасности отдельной личности, но и безопасности государства в целом, является правильным.
Инноватизация правового элемента внешнего направления совершенствования административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике насилия в сфере семьи и быта возможна за счет:
- включения п. 7 в ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность»: «совершение административного деликта в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним»;
- исключения штрафных санкций и обязательных работ из ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои». Целесообразно оставить только административный арест, срок которого должен быть фиксированным – 15 суток;
- введения института отсрочки исполнения административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» в виде административного ареста в отношении лиц, больных алкоголизмом и совершивших административный проступок на семейно-бытовой почве, с условием прохождения ими добровольного или обязательного лечения от алкоголизма и наличия согласия совершеннолетних членов семьи. При этом такое лицо будет считаться в течение года подвергнутым административному наказанию, которое предлагается не исполнять в случае официального снятия диагноза «алкоголизм». При этом к лицам, уклоняющимся от лечения алкоголизма (наркомании), необходимо незамедлительно применять административный арест;
- дополнения ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» частью 3, в которой будет установлена административная ответственность за нарушение общественного порядка, выражающегося в явном неуважении к членам семьи в квартире, доме, иных местах проживания, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к членам семьи, а равно уничтожением или повреждением имущества или иные действия, нарушающие порядок и спокойствие членов семьи и лиц, приравненных к ним;
- дополнения составов преступлений, предусмотренных ст. 105, 107, 109, 110, 111 УК РФ в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, квалифицирующим признаком, предполагающим ужесточение уголовной ответственности и возможности назначения более строгого наказания в случае совершения квалифицированного деяния;
- включения совершения преступления в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, в перечень обстоятельств, отягчающих по УК РФ уголовную ответственности и влекущих за собой необходимость назначения более строгого наказания.
Также представляется целесообразным ввести определенные правовые ограничения для указанных лиц, например периодически являться в органы внутренних дел (от одного до четырех раз в месяц). Исполнение данной обязанности необходимо обеспечить за счет установления ответственности. Безусловно, возложение на конкретное лицо обязанностей и ограничений должно производиться лишь по судебному решению. Правовые ограничения, как правило, носят превентивный характер, предостерегают от возможных неблагоприятных последствий, а также должны рассматриваться как одна из мер профилактики.
Помимо этого, выделяются следующие причины неэффективности проведения данной работы:
1. Недостаточно времени для реализации данной функции вследствие использования сотрудников службы не по назначению. Участковые уполномоченные привлекаются для дежурств в составе следственно-оперативных групп от 1 до 7 раз в месяц, в качестве оперативного дежурного дежурной части - до 5 раз, для службы на внутреннем посту по охране здания отдела - до 3 раз. В некоторых органах внутренних дел участковые уполномоченные заступали на суточное дежурство через сутки.
2. На выполнение основных служебных обязанностей на непосредственно закрепленном административном участке участковому в месяц отводится не более одной недели.
3. Предоставленные гражданами сведения о событиях, создающих угрозу жизни и здоровью, проверяются поверхностно, без выяснения всех обстоятельств и возможных последствий. Меры по устранению причин и условий, способствующих совершению тяжких и особо тяжких преступлений, не принимаются.
4. Штраф назначается в 75% случаев должностными лицами, но он зачастую не оказывает должного эффекта на правонарушителей. Согласно статистическим данным по итогам прошлого года взыскиваемость наложенных административных штрафов составила лишь 65%, т.е. бюджет РФ не пополнила колоссальная сумма - около 28 млн рублей.
Подводя итог изложенному, можно предложить следующие пути решения рассматриваемой проблемы:
исключить из санкции статьи, предусматривающей ответственность за побои, такой вид наказания, как штраф;
ввести в КоАП РФ ст. 6.1.2 в следующей редакции:
«1. Семейно-бытовое дебоширство, то есть противоправное деяние, совершенное во внутрисемейной сфере, области совместного проживания и (или) оказания услуг населению, произошедшее между членами семьи (сожителями), соседями, лицами, оказывающими бытовые услуги, выражающееся в явном неуважении и сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества, влекут обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10 суток.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, влекут обязательные работы на срок до 120 часов или административный арест на срок до 15 суток».
Для лиц, уличённых в семейно-бытовом насилии, необходимо законодательно закрепить возможность установления правовых ограничений. В качество допустимой меры ограничения прав предлагается закрепление положения о необходимости периодически (от одного до четырех раз в месяц) являться в орган внутренних дел. За неисполнение обязанности по явке необходимо предусмотреть в законодательстве ответственность.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости устранения имеющихся проблем и совершенствования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции. В первую очередь, необходимо проработать законодательство. Целесообразным представляется и принятие специального Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия».
Совершенствование законодательства и методик профилактической деятельности в части противодействия семейно-бытовому насилию возможно с учетом зарубежного положительного опыта. Представляется, что заимствование наиболее удачных формулировок и использование методик профилактики в указанной сфере позволит улучшить действующее законодательство и сделать более эффективной профилактическую деятельность. Насилие в семье – это одна из наиболее актуальных и сложных проблем современного общества. Оно обладает мощным деструктивным воздействием, подрывает стабильное функционирование семьи как «основной ячейки общества». Представляется, что утверждение о том, что проблема насилия в семье — это не только вопрос безопасности отдельной личности, но и безопасности государства в целом, является правильным.
Инноватизация правового элемента внешнего направления совершенствования административной деятельности службы участковых уполномоченных полиции по профилактике насилия в сфере семьи и быта возможна за счет:
- включения п. 7 в ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность»: «совершение административного деликта в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним»;
- исключения штрафных санкций и обязательных работ из ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои». Целесообразно оставить только административный арест, срок которого должен быть фиксированным – 15 суток;
- введения института отсрочки исполнения административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» в виде административного ареста в отношении лиц, больных алкоголизмом и совершивших административный проступок на семейно-бытовой почве, с условием прохождения ими добровольного или обязательного лечения от алкоголизма и наличия согласия совершеннолетних членов семьи. При этом такое лицо будет считаться в течение года подвергнутым административному наказанию, которое предлагается не исполнять в случае официального снятия диагноза «алкоголизм». При этом к лицам, уклоняющимся от лечения алкоголизма (наркомании), необходимо незамедлительно применять административный арест;
- дополнения ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» частью 3, в которой будет установлена административная ответственность за нарушение общественного порядка, выражающегося в явном неуважении к членам семьи в квартире, доме, иных местах проживания, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к членам семьи, а равно уничтожением или повреждением имущества или иные действия, нарушающие порядок и спокойствие членов семьи и лиц, приравненных к ним;
- дополнения составов преступлений, предусмотренных ст. 105, 107, 109, 110, 111 УК РФ в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, квалифицирующим признаком, предполагающим ужесточение уголовной ответственности и возможности назначения более строгого наказания в случае совершения квалифицированного деяния;
- включения совершения преступления в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, в перечень обстоятельств, отягчающих по УК РФ уголовную ответственности и влекущих за собой необходимость назначения более строгого наказания.
Также представляется целесообразным ввести определенные правовые ограничения для указанных лиц, например периодически являться в органы внутренних дел (от одного до четырех раз в месяц). Исполнение данной обязанности необходимо обеспечить за счет установления ответственности. Безусловно, возложение на конкретное лицо обязанностей и ограничений должно производиться лишь по судебному решению. Правовые ограничения, как правило, носят превентивный характер, предостерегают от возможных неблагоприятных последствий, а также должны рассматриваться как одна из мер профилактики.
Помимо этого, выделяются следующие причины неэффективности проведения данной работы:
1. Недостаточно времени для реализации данной функции вследствие использования сотрудников службы не по назначению. Участковые уполномоченные привлекаются для дежурств в составе следственно-оперативных групп от 1 до 7 раз в месяц, в качестве оперативного дежурного дежурной части - до 5 раз, для службы на внутреннем посту по охране здания отдела - до 3 раз. В некоторых органах внутренних дел участковые уполномоченные заступали на суточное дежурство через сутки.
2. На выполнение основных служебных обязанностей на непосредственно закрепленном административном участке участковому в месяц отводится не более одной недели.
3. Предоставленные гражданами сведения о событиях, создающих угрозу жизни и здоровью, проверяются поверхностно, без выяснения всех обстоятельств и возможных последствий. Меры по устранению причин и условий, способствующих совершению тяжких и особо тяжких преступлений, не принимаются.
4. Штраф назначается в 75% случаев должностными лицами, но он зачастую не оказывает должного эффекта на правонарушителей. Согласно статистическим данным по итогам прошлого года взыскиваемость наложенных административных штрафов составила лишь 65%, т.е. бюджет РФ не пополнила колоссальная сумма - около 28 млн рублей.
Подводя итог изложенному, можно предложить следующие пути решения рассматриваемой проблемы:
исключить из санкции статьи, предусматривающей ответственность за побои, такой вид наказания, как штраф;
ввести в КоАП РФ ст. 6.1.2 в следующей редакции:
«1. Семейно-бытовое дебоширство, то есть противоправное деяние, совершенное во внутрисемейной сфере, области совместного проживания и (или) оказания услуг населению, произошедшее между членами семьи (сожителями), соседями, лицами, оказывающими бытовые услуги, выражающееся в явном неуважении и сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества, влекут обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10 суток.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, влекут обязательные работы на срок до 120 часов или административный арест на срок до 15 суток».
Для лиц, уличённых в семейно-бытовом насилии, необходимо законодательно закрепить возможность установления правовых ограничений. В качество допустимой меры ограничения прав предлагается закрепление положения о необходимости периодически (от одного до четырех раз в месяц) являться в орган внутренних дел. За неисполнение обязанности по явке необходимо предусмотреть в законодательстве ответственность.



