Объект исследования - ООО «Снежная Королева» (филиал в г. Кемерово). Это одна из крупнейших федеральных сетей мультибрендовых магазинов модной одежды.
Проведен анализ экономических показателей за 2017-2019 годы.
Исследована эффективность маркетинговой деятельности компании за 2017-2019 годы.
Проведено маркетинговое исследование конкурентной ситуации на рынке верхней одежды.
Есть приложения (Организационная структура управления и Анкета).
Введение 3
1 Методические основы оценки конкурентной ситуации на рынке 5
1.1 Понятие и особенности конкурентной ситуации на современных рынках сбыта 5
1.2 Проблематика, цель, задачи и методология проведения маркетингового исследования конкурентной ситуации 8
2 Прикладные аспекты оценки конкурентной ситуации на рынке для ООО «Снежная королева» 12
2.1 Общая характеристика деятельности организации 12
2.2 Результаты маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке верхней одежды 18
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30
Приложение Б 31
Растущий объем реального производства позволяет разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система, а именно с прибыльностью развиваемого бизнеса. В России эта проблема сегодня стоит особенно остро, поскольку речь здесь идет об обеспечении устойчивого экономического прогресса в условиях кризисной экономики и высокой конкуренции за сжимающиеся рынки сбыта.
Сложившееся положение предполагает необходимость решения целого комплекса вопросов, связанных с формированием мощной системы управления конкурентоспособностью предприятия, – определением источников, факторов и пределов экономического роста, сочетанием инвестиционного экономического роста с социально ориентированным развитием, оценкой внутренних и внешних рисков, способных нарушить экономическую стабильность и осложнить решение стоящих перед предприятием задач в условиях текущей конкурентной ситуации. Иными словами, требуется тщательное обоснование механизмов и рычагов, которые позволили бы осуществить эффективное развитие предприятия при одновременной минимизации побочных негативных эффектов, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Перечисленные проблемы становятся все более острыми в связи с внедрением стратегического управления торговыми предприятиями, когда в разы возрастает роль колиентоориентированного подхода как стратегического инструмента управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленного на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующегося на трех критериях – ключевых компетенциях, целевой аудитории и равенстве позиций. Благодаря использованию данного инструмента фирма получает возможность извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей на рынке.
Целью настоящего исследования является оценка конкурентной ситуации на рынке верхней одежды для ООО «Снежная королева» (г. Кемерово).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты организации и проведения оценки конкурентной среды на рынке сбыта;
проанализировать особенности рынка верхней одежды в г. Кемерово в рамках маркетингового исследования конкурентной ситуации для ООО «Снежная королева»;
по результатам оценки разработать рекомендации для ООО «Снежная королева».
Объект исследования – конкурентная ситуация на рынке сбыта.
Предмет исследования – конкурентная ситуация на рынке верхней одежды для ООО «Снежная королева» (г. Кемерово).
Теоретическую базу исследования составляют работы И.Л. Акулич, Д. В. Арутюновой, Е.П. Голубкова, И.В. Гончаровой и Ю.А. Макаренко, В. Д. Дорофеева, А. Н. Шмелевой и Н. Ю. Шестопал, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена и др.
В качестве методов исследования использовались системный и логический подходы, описание, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Развитие любого современного предприятия сопряжено с множеством факторов влияния конкурентной среды, то есть ситуации, в рамках которой производители товаров и услуг находятся в состоянии борьбы за потребителей, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.
При этом под конкурентной ситуацией понимают любой из целостных эпизодов развития конкурентного поведения всех противостоящих на рынке сторон и их взаимодействия на стратегическом и тактическом уровнях. Иными словами, содержание конкурентной ситуации состоит в контактном взаимодействии соперников, каждый из которых стремится извлечь свою выгоду и не допустить реализации встречных угроз, исходящих от противоборствующей стороны.
В зависимости от положения бизнес-субъектов, стремящихся или, напротив, по каким-либо прагматическим или иным причинам не стремящихся опередить своих ситуационных соперников выделяются два основных типа конкурентных ситуаций: 1) асимметричная конкурентная ситуация, которой присущи ситуационное доминирование одного из соперников и, как результат, обратная конъюнктурная зависимость его соперников от него; 2) симметричная конкурентная ситуация, характеризующаяся относительным балансом сил и отсутствием ситуационного конкурентного доминирования.
Стремление предпринимателей создать привлекательный имидж, сохранить и увеличить клиентскую базу заставляют их фокусировать внимание на своей маркетинговой деятельности, в рамках которой возможно проведение целого ряда маркетинговых исследований, которые представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию управленческих решений.
Практическое использование подобных приемов изучалось на примере кемеровского филиала ООО «Снежная королева» – одной из крупнейших федеральных сетей мультибрендовых магазинов модной одежды.
В результате анализа хозяйственно-экономических показателей деятельности кемеровского магазина «Снежная королева» можно сделать вывод о снижении эффективности коммерческой деятельности предприятия в течение 2016-2018 гг.
В результате проведенного маркетингового исследования с участием 80 человек был выделен основной покупательский сегмент, в который вошли 55 женщин в возрасте от 26 до 45 лет с уровнем ежемесячного дохода от 21 тыс. руб. и более.
Анализ результатов опроса свидетельствует, что для целевого сегмента магазина главную роль в выборе верхней одежды играют не ценовые (доступность), а качественные и имиджевые характеристики, известность и высокая репутация торговой марки и магазина. По оценкам покупателей, ООО «Снежная королева» делит шестое место в рейтинге по уровню соответствия перечисленным выше условиям. При этом все 100% респондентов выбрали магазин «Снежная королева» для покупки верхней одежды в связи с тем, что именно здесь нашлась нужная модель пальто, шубы или куртки. Главными достоинствами магазина для целевой аудитории являются цена, широта ассортимента и престижные марки. Более низкие оценки получили такие показатели, как качество товара и имидж магазина. Результаты опроса говорят также о том, что предприятию необходимо повышать качество обслуживания клиентов. Одновременно подавляющее большинство современных женщин-покупательниц магазина «Снежная королева» в возрасте от 26 до 45 лет с уровнем ежемесячного дохода от 21 тыс. руб. и более не приемлют в рекламе образа женщины, зависимой от мужчины в части совершения дорогих покупок либо находящейся в привилегированном положении по отношению к своему супругу.
При разработке маркетинговых мероприятий руководству кемеровского магазина ООО «Снежная королева» необходимо принять во внимание следующие аспекты: 1) скорректировать перечень источников рекламы, сократив бюджет, выделяемый на наружную и радио-рекламу; 2) акцентировать внимание целевой аудитории на высоком качестве одежды и высокой репутации торговой марки «Снежная королева»; на высоком качестве обслуживания в самом магазине; на наличии программ лояльности.
1. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2020).
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник [Текст] / И. Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2016. - 511 с.
3. Андреев, А. В. Развитие концепции конкурентоспособности предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) [Текст] / А. В. Андреев // Вестник ПАГС. – 2016. – С. 186-194.
4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2017. – 416 с.
5. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2018. – 122 с.
6. Гаврилова, О. А. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием [Текст] / О. А. Гаврилова, А. Э. Гнань // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2016. – № 2. – С. 14-24.
7. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
8. Гончарова, И. В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании [Текст] / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 193-196.
9. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: Инфра-М, 2017. – 440 с.
10. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие [Текст] / Н. И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2018. – 336 с.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2019. – 944 с.
12. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2019. – 800 с.
13. Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования рынка: учебник [Текст] / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 192 с.
14. Нагапетьянц, Н. А. Прикладной маркетинг: учебное пособие для вузов [Текст] / Н. А. Нагапетьянц. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 272 с.
15. Панкрухин, А. Н. Маркетинг: учебник [Текст] / А.Н. Панкрухин. – М.: Омега Л, 2015. – 656 с.
16. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 454 с.
17. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2019. – 608 с.
18. Румянцева, З.В. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник [Текст] / З.В. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2019. – 308 с.
19. Смит, А. Исследование о богатствах народов [Текст] / А. Смит. – М.: Академия, 2018. – 255 с.
20. Стиглер, Дж. Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2. [Текст] / Под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Питер, 2018. – 380 с.
21. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В. Е. Хруцкий, И. В. Коренева. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 528 с.
22. Шеховцева, Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Л.С. Шеховцева. – М.: ГРУ, 2019. – 183 с.
23. Эриашвили, Н.Д. Маркетинг: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 623 с.