Введение 3
Глава I. Формирование универсальных учебных действий при работе с источниками
1.1. Формирование личностных универсальных учебных действий 9
1.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий и
методы работы с источниками 14
1.3. Значение учебного действия - работы с источниками для решения
дидактических задач 21
1.4. Формирование коммуникативных, регулятивных универсальных
учебных действий 23
Глава II. История Французской революции
2.1. Причины революции 26
2.2. Созыв Генеральных штатов. Принятие Декларации прав 1789 г. и Конституции 1791 г. 29
2.3. Свержение монархии и Якобинская диктатура. 33
2.4. Влияние революции на российскую общественность и
революционное движение 35
Глава III. Источники Французской революции
3.1. Общая характеристика источников Французской революции 40
3.2. Источники, изучаемые в школьном курсе истории 43
Заключение 49
Список использованных источников и литературы
В нашей работе мы рассматриваем тему “Работа с источниками при изучении Французской революции в конце XVIII века”.
Работа состоит из методологической части, где раскрывается значение работы с источниками, описываются методы работы с источниками и универсальные учебные действия (УУД), формирующиеся в ходе работы с источниками. Автор считает, что для раскрытия этой темы необходимо учитывать основные приоритеты современного образования и комплексно рассматривать эту тему. В данном случае это формирование универсальных учебных действий, причем работа с источниками является одним из этих умений.
Следующая часть работы рассматривает историю Французской революции, где указываются ее причины, ход, и основные итоги. При изучении Французской революции необходимо учитывать
историографические моменты, - объективного взгляда на историю революции найти трудно. История написана с учетом политической, идеологической обстановки, или из личных политических предпочтений автора, поэтому в статьях уже современных историков можно увидеть противоположную риторику относительно Французской революции, основанную на очевидных фактах и источниках. Советские историки идеализировали Французскую революцию, а дореволюционная литература, в основном французских историков, не отличалась объективностью. Эта литература имела особый интерес среди студентов и интеллигенции, особенно же среди революционеров, которые были воспитаны на ней и руководствовались ей при совершении революции, строили свою политическую деятельность в соответствии с этапами революционной борьбы во Франции. Аналогий можно привести достаточно. Это и терминология “враг народа”, ”комиссары“. Репрессии в выступлениях партийных чиновников сравнивались с термидорианским террором, последние ставили в пример. “Декрет о подозрительных” и борьба с промышленниками, когда “посягательства на крупную собственность стали неотъемлемым атрибутом массовых волнений революционной эпохи - начиная с печально известного Дела Ревельона, когда в апреле 1789 года парижские люмпены разгромили большую и процветающую обойную мануфактуру в Сент-Антуанском предместье” , и в итоге пострадало треть промышленников от террора - это известные атрибуты советской революции.
Также во второй главе для актуализации нашей темы автор рассмотрел в рамках одного параграфа влияние революции на российскую общественную мысль и ее отношение к событиям 1917 года.
Далее, в третьей главе, мы рассмотрели комплекс источников по Французской революции и дали обзор предлагаемых для изучения источников в школьных учебниках за 7 и 10 классы. Также предложили ряд документов, которые дают представление о настроении народных масс, их отношения к революции, что может быть использовано на уроках истории.
Актуальность работы в свете современных социально-политических процессов очевидна. Ученикам на уроках истории необходимо познакомиться с понятием революции, проанализировать основные тенденции Французской революции и сравнить с другими революционными событиями, что сформирует объективное отношение к революционным событиям. В свете последних событий, митингов с участием несовершеннолетних и студентов, автору удалось узнать мнение молодых людей, и ответить на вопрос, какие возможно ошибки имеет образовательный процесс. Тенденции, которые увидел автор, - это отсутствие аналитических умений, оценки, критического отношения, и, конечно, незнание истории и событий “вчерашнего дня”. Ведь, делая параллели с событиями на Украине, на молодежь делали ставку в организации революции, которую через различные гранты травили русофобскими идеями.
Эта проблема в значительной степени зависит от учителей истории, иначе поколение подростков и в нашей стране будет таким же внушаемым, как на Украине. Таким образом, на уроке по истории революции в связи с выше указанной проблематикой, необходимо воспитывать в ученике гражданскую патриотическую позицию, понимание и критический подход к различным современным политическим движениям, революционным событиям в других странах.
За основной при написании главы об истории Французской революции взяли труд Петра Кропоткина «Великая французская революция 1789¬1793» 1, напечатанный в 1909 году в Англии, Франции и Испании, который принес её автору мировую известность. Он, будучи революционером, делал акцент на изучение актуальных для него вопросов, как, проследить логичность революционного процесса и его характерные черты, подчеркнуть значимость простого люда как главного творца истории, проследить логику развития и круг интересов разных слоев общества. В.И. Ленин при встрече с Кропоткиным, состоявшейся в мае 1919 г., лично предложил ему издать «Великую Французскую революцию».
Для объективной оценки исторической ситуации использовали труды современных историков Чудинова А. В.“Французская революция: история и мифы” , “Мифы о Французской революции” и Дмитрия Бовыкина (курс лекций), преподавателя Московского Государственного Университета, которые осуществили концептуальный историографический поворот, связанный с отказом от преимущественно марксистского восприятия Французской революции как перехода от феодализма к капитализму.
В труде Альберта Собуля “Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции” представлена идеологическая сторона революции, и рассматривает ее ход с позиций нации. Также учитывается противоречие интересов нации и высших сословий, нации и буржуазии.
Для методологической части работы использовали труды Селевко
Г.К. “Энциклопедия образовательных технологий” , Студеникина М. Т. “Методика преподавания истории вшколе” , но специальные методические пособия, посвященные непосредственно работе в классе с источниками, отсутствуют. Специальный раздел об источниках имеется в пособии Вяземского и Стреловой «Методические рекомендации учителю истории». Но целостная, последовательная методика работы с источниками в литературе подробно не описана, поэтому много зависит от инициативы самого учителя, почему и автор использует статьи практикующих учителей, опубликованные диссертаций, в рамках которых эта тема исследована. В труде Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. “Теория и методика преподавания истории” особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приёмов и форм организации учебного процесса. В работе использовали диссертацию Егоровой Д. С. на тему “Развитие коммуникативных учебных действий посредством диалоговых технологий при изучении истории XIX века” , где представлены технологии для их формирования, проведены эксперименты по результатам их использования. В работе Тельпис А. Ю. “Методика формирования коммуникативных УУД на уроках истории” содержание методики отражает несколько аспектов: учет возрастных особенностей детей, содержание активных и интерактивных методов обучения, адаптированность методики к процессу обучения истории. Чикурова О. В. “Практическая работа с документами на уроке истории в старших классах” - раскрывается значение использования исторических источников, описываются методы работы с ними, организация урока.
Для написания третьей главы использовали статью Раткевича К. И. “Газеты времен Французской Революции” , где он подчеркивает, что периодическая печать стала популярной с началом революционной и, соответственно, политической активности. Число изданий, которых насчитывалось около трех, выросло до 150 за один год. Описывает ряд новых периодических изданий, которые были средством воздействия на массы, отражали новые идеи, мнения лидеров революции, пропагандировали и отстаивали свои интересы различные социальные группы. Также использовали сборники, где собраны источники по Французской революции, имеющие решение актуальных исторических задач. Для рассмотрения источников, используемых в школьной программе при изучении Французской революции, использовали учебные пособия за 7 класс Юдовской А. Я. “Новая история” и Н. В. Загладина, Н. А. Симония “Всеобщая история” за 11 классы.
Новизна заключается в попытке автора охарактеризовать формирование УУД при изучении Французской революции. Также автор предлагает источники, которые направлены на достижение теоритических задач, обозначенных в ходе работы.
Практическая значимость: материалы работы могут послужить при разработке уроков.
Хронологические рамки работы: 1789-1794 гг.
Цель: определить методы достижения максимальных метапредметных и предметных результатов при изучении Французской революции с помощью исторических источников.
Задачи:
- определить значение работы с источниками;
- определить, какие УУД формируются при работе с источниками;
-описать историю Французской революции, учитывая
историографические тенденции;
- сравнить Французскую революцию и революцию 1917 года
- выяснить влияние идей Французской революции на российскую общественную мысль;
- рассмотреть в рамках работы источники по истории Французской революции;
- описать какие источники предложены авторами в школьных учебниках для изучения;
- предложить другие источники при разработке урока;
- составить технологическую карту.
Объект работы: методика работы с источниками при изучении Французской революции.
Методы работы: - теоретический: изучение и анализ исторических трудов и источников, методической литературы по проблеме работы;
- социолого-педагогический: анализ учебных программ, методических рекомендаций в аспекте исследуемой проблемы; беседы с учениками;
- статистический: анализ и обобщение полученных в процессе работы выводов.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе мы поставили вопрос, какие задачи ставит образование, рассмотрели их на примере заданной в работе темы, - это понимание феномена революции, особенно в условиях нынешней социально - политической ситуации это необходимо. Также поставили задачи в рамках формирования личностных УУД воспитание патриотизма, который имеет не поверхностный взгляд на ситуацию в стране, а исходит изпониманияполитических, экономических, социальных, культурных тенденций.
Рассмотрели методы работы с источниками, где описали варианты работы с документами, определили разноуровневый подход (по уровню умений учащихся), обозначили наиболее продуктивные методы для достижения дидактических задач, как использование наглядного материала, составление сравнительных таблиц, использование источников, мотивирующие и актуализирующие материал факторы и ряд других. Также описали формирование коммуникативных и регулятивных УУД при работе с источниками.
Во второй главе описали историю Французской революции, где пытались объективно указать причины и итоги революции. Называть строго классовым характер революции будет недостаточно, было множество других факторов, ставших причиной революции. Эпоха Просвещения несла гуманистическую идею, где пересматривалось отношение к личности. Религиозная мысль с теоцентричной сменилась на антропоцентричную. Эта ситуация отразилась на массовом сознании, народ стал осознавать себя полноценным участником политической жизни страны, требовал социального равенства, отмены сеньориальной системы. Другим фактором стала сложная экономическая ситуация, которую удавалось преодолевать и без радикальных последствий, в стране, которая по своему экономическому состоянию, уступала лишь Англии. Соответственно, говорить об ужасном положении народа, как в советской литературе, на взгляд автора, возможно преувеличено.
Свержение монархии не было целью в 1789 году, народ хотел добиться своих требований, буржуазия тоже добиться экономических выгод, дворянство хотело больше привилегий, хотело установление конституционной монархии по примеру Англии, но дальнейшая ситуация в стране, когда авторитет короля был подорван, в условиях экономического, социального и политического кризиса, отсутствии стабильной политической системы, стало возможным и уничтожение монархии. Итоги революции, как уничтожение феодальных порядков, абсолютной монархии, которые отмечены в советской историографии, безусловны, но по факту умалчивается, что на мировой арене Франции потеряла вест-индские колонии, морская блокада уничтожила атлантическую торговлю, которая давала большие возможности для промышленников.
Таким образом, революционная нестабильность отбросила страну далеко назад. Похожую ситуацию мы видим при изучении отечественной революции, экономический рост до революции по многим показателям превышал рост советской экономики, даже называется русским экономическим чудом начала XX века. Рассмотрение темы с разных точек зрения формирует в учениках стремление в каждой исторической ситуации находить альтернативную точку зрения, учитывать политические предпочтения автора, что помогает видеть объективно историческую реальность, относится критично и понимать характер тех или иных событий, в данном случае, событие революции, и, соответственно, к различным информационным вбросам политического, религиозного, социального характера.
В настоящее время основополагающими для современной Франции являются идеи Великой Французской революции. Положения 1789 года являются аксиомой европейской политической модели - идеи свободы равенства братства, народный суверенитет, равенство всех перед законом.
Идейные течение 19 века либерализм, социализм, социализм, коммунизм ведут свои истоки оттуда. Французская революция оказала влияние и была прототипом для последующих революций в Европе и России. В ходе работы мы раскрыли на примере Франции положительные и отрицательные черты революции, и отметили, что она в сознании российской общественности в XIX веке имела идеализированный образ, далекий от реальности.
В третьей главе мы рассмотрели источники, характеризующие ситуацию во Франции в годы Французской революции, указали их виды, - это юридические акты, публицистические - статьи, речи, доклады, петиции, письма. Также рассмотрели периодическую печать, которая до революции буквально отсутствовала, но с нарастанием политической активности общество, когда каждое сословие имело возможность защитить свои интересы, повлиять на политическую ситуацию, количество изданий периодической печати увеличилось с трех до полуторасот, что конечно стало источниковой базой. Рассмотрели круг источников, использующихся в школьной программе, и охарактеризовали их. Составили главные задачи и рекомендации, которые должны быть достигнуты, при разработке уроков.
В ходе трех глав мы объективно раскрыли сущность Французской революции, ее отрицательные и положительные стороны, дали сравнительную характеристику с революцией 1917 года в Росси и последними событиями госпереворота на Украине. При применении материалов дипломной работы при составлении урока у учащихся в ходе урока сформируются понимание революционных событий, его закономерностей. В конце работы в качестве приложения разработана технологическая карта урока.
Таким образом, цель нашей работы, построенной на постановке метапредметных и предметных задач, которые мы реализовали при изучении темы Французской революции, на взгляд автора, успешно выполнена.
I. Источники
1.1. Обращением граждан к членам муниципалитета города Ансени/Документы истории Великой французской революции. М.-1992// www.istmat.info
1.2. Петиция жителей Парижа к королю/Документы истории Великой французской революции. М.-1992 // www.istmat.info
1.3. Рассказ Юмбера, первым поднявшимся на башни Бастилии /Исторические документы Французской революции//www.historydoc.edu.ru
1.4. Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента 1792-1794, сборник документов и материалов. - М.: 1927 //www.diary.ru
1.5. Резюме судебного дела о бунте в городе Бурбон-Ланси /Захер Я.
М. Французская революция в документах 1789-1794. Л.: рабочее
издательство «Прибой», 1926/ www.istmat.info
II. Литература
2.1. Башкирова Л. М. Формирование навыков работы с историческими источниками в основной и старшей школе//www.infourok.ru
2.2. Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории// www.pish.ru
2.3. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю.. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства//www.texts.news.ru
2.4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе.Практическое пособие. — М.: Владос, 2000. - 175 с.
2.5. Гордон А.В. Великая французская революция как явление русской культуры//www. annuaire-fr.narod.ru
2.6. Егорова Д. С. Развитие коммуникативных учебных действий посредством диалоговых технологий при изучении истории 19 века //www.cyberleninka.ru
2.7.Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в: Учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: 2009. - 432 с.
2.8. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся 5-6 классов //www.dissercat.com
2.9. Исмаилов Н. Д. Использование исторических источников в обучении истории//www.darvag1 .dagschool.com
2.10 Карамзин Н. М.Мелодор к Филалету// www.az.lib.ru
2.11. Кареев Н. И. - История Западной Европы в Новое время// www.rushist.com
2.12. Кропоткин П.А. Великая Французская революция 1789-1793 //www.aitrus .info
2.13. Кузнецова Ольга Владимировна Формирование регулятивных ууд младших школьников в процессе обучения/Zyspu.org материалов. - М.: 1927 //www.diary.ru
2.14. Лёмэй Э.Х. Как умирали отцы революции// www.studfiles.ru
2.15. ЗагладинаН. В., Н. А. Симония “Всеобщая история с древнейших времен до конца XTXE.: Учеб. Для 10 класса общеобразоват. Учреждений. -4 - е. изд. - М.:, 2009. - 432 с.
2.16.Организация работы с историческими источниками на уроках истории // www.stud-baza.ru
2.17. Работа с информационными источниками как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения обществознания в 8-11классах// www.infourok.ru
2.18. Раткевич К. И. Газеты времен Французской Революции//www.az.lib.ru
2.20. Тельпис А. Ю. Методика формирования коммуникативных УУД на уроках истории// www.psychology.snauka.ru
2.21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005// www.somc.ru
2.22. Собуль А. Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции XVIII век//www.scepsis.net
2.23. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе М.: Владос, 2000. — 240 с. — (Учебник для вузов).
2.24. Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология//www.istmat.info
2.25. Чикурова О. В. Практическая работа с документами на уроке истории в старших классах//www.festival.1september.ru
2.26.Чокоева Е. А. Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории// www.festival.1september.ru
2.27. Чудинов А.В. Мифы о Французской революции//историк.рф
2.28. Чудинов А.В. Русский культ Французской революции //www.annuaire-fr.narod.ru
2.29. Чудинов А.В. Французская революция: история и
мифы//www.annuaire-fr.narod.ru
2.30. Юдовская А. Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - 7-е издание - М.: Просвещение, 2002. - 288 с.