ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ
КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.3. Тестопластика как средство художественно-эстетическое развитие детей
младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В соответствие с принципами Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека, должно происходить при создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка возможно через включение его в различные виды деятельности.
Оптимизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса, а также развивающий характер художественно-эстетического развития требует постановки и корректировки задач художественно - творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, построения и корректировки программы ДОУ с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с этим особую роль приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. С этой целью на занятиях по изо в дошкольных учреждениях используются различные виды художественно-эстетической деятельности. Особую популярность в последнее время приобрела лепка из соленого теста - тестопластика.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - «тестопластика».
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластики тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. В последнее время психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
Художественно-эстетическое развитие личности дошкольников, как отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Цель исследования - использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического
развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по использованию возможностей тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов: Д.Дьюи, В.Штерн, Л.С.Выготского, Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьева, А.С.Макаренко, А.А.Мелик, Б.М.Пашаева, В.А.Сухомлинского, Е.М.Торошиловой В.Н.Шацкой, И.Д. Запорожец, Л.А.Григорович. Б.М.Неменского, Т.Н. Фокиной, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачева, О.К. Ожерельевой, Ю.Б. Борева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам,
заключение, список использованной литературы, приложение.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач художественно-эстетического развития, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, мелкой моторики рук, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
В системе художественно-эстетического развития детей лепка, так же, как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.
Целью нашего исследования выступало использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования выступает тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Эмпирическое исследование проводилось по следующей схеме:
1 этап - диагностический:
На первом этапе нашего исследования была проведена диагностика уровня художественно-эстетического развития и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
При диагностике художественно-эстетического развития нами были получены следующие результаты: 6 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 11 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 8 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития. Все это говорит нам о том, что наша выборка в основном имеет средний уровень художественно - эстетического развития.
После проведения диагностики нами были получены следующие результаты: у 3 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 11 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 11 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
2 этап. Формирующий эксперимент по использованию возможностей тестопластики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
3 этап - повторная диагностика:
При диагностике художественно-эстетического развития дошкольников нами были получены следующие результаты: 7 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 13 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 5 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития.
Далее была проведена повторная диагностика мелкой моторики детей дошкольного возраста. Нами были получены следующие результаты: у 6 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 12 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 7 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
4 этап - сравнительный анализ полученных данных. На данном этапе нами было обнаружено, что средние показатели по обеим методикам увеличились.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Вычисления проводились по средствам лицензионной версии программы Microsoft Office Excel 2016.
Величина расчетного коэффициента в обеих методиках попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Из этого следует, что наша гипотеза - уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике, была подтверждена.
Также, нами были предложены рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. М.,2002. 490с.
2. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей, под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002. -376 с.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002. -264с.
4. Богданова В.Б. Лепка фигурок из теста // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 77 - 79.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.
6. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002. -216с.
7. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
8. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. - М., 1990. -190 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. -165с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
11. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996. -506с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996. -678с.
13. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005. -162 с.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2010. -145с.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
16. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
17. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. - М.: ТИ Сфера, 2010. - 96с.
18. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2012. -102с.
19. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006. -171с.
20. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2005. -251с.
21. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006. -181с.
22. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г. -172 с.
23. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 2004. - 190с.
24. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998. -120 с.
25. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009. -154 с.
26. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2014. -174с.
27. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.
28. Николаева Е.И. Психология детского творчества. -СПб: Речь, 2006. -212 с.
29. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
30. Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гавригина, Н. Л. Кутявина, и др. -Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000. -178 с.
31. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста. - М.: АСТ, 2006. - 96
с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2000. - 770с.
33. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1997. - 208с.
34. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
35. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю, Головина. Минск, 1998. -797с.
36. Столяренко Л. Д.. Психология. Ростов н/Д.. 2000. - 448 с.
37. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Обнинск, 1996.-87 с.
38. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. - 3-е изд. М., 2000. -221с.
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.- с.287
40. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. - 2009.-№1.-с.35-38.
41. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 2006.— 144 с.
42. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005. -118с.
43. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1994. - 112с.
44. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1992. -1423.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.
46. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995. -186с.
47. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-256с.
48. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. М., 2003.-121с.