Тестопластики как художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста.
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ
КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.3. Тестопластика как средство художественно-эстетическое развитие детей
младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ
КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.3. Тестопластика как средство художественно-эстетическое развитие детей
младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В соответствие с принципами Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека, должно происходить при создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка возможно через включение его в различные виды деятельности.
Оптимизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса, а также развивающий характер художественно-эстетического развития требует постановки и корректировки задач художественно - творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, построения и корректировки программы ДОУ с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с этим особую роль приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. С этой целью на занятиях по изо в дошкольных учреждениях используются различные виды художественно-эстетической деятельности. Особую популярность в последнее время приобрела лепка из соленого теста - тестопластика.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - «тестопластика».
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластики тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. В последнее время психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
Художественно-эстетическое развитие личности дошкольников, как отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Цель исследования - использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического
развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по использованию возможностей тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов: Д.Дьюи, В.Штерн, Л.С.Выготского, Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьева, А.С.Макаренко, А.А.Мелик, Б.М.Пашаева, В.А.Сухомлинского, Е.М.Торошиловой В.Н.Шацкой, И.Д. Запорожец, Л.А.Григорович. Б.М.Неменского, Т.Н. Фокиной, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачева, О.К. Ожерельевой, Ю.Б. Борева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам,
заключение, список использованной литературы, приложение.
Оптимизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса, а также развивающий характер художественно-эстетического развития требует постановки и корректировки задач художественно - творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, построения и корректировки программы ДОУ с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с этим особую роль приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. С этой целью на занятиях по изо в дошкольных учреждениях используются различные виды художественно-эстетической деятельности. Особую популярность в последнее время приобрела лепка из соленого теста - тестопластика.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - «тестопластика».
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластики тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. В последнее время психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
Художественно-эстетическое развитие личности дошкольников, как отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Цель исследования - использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического
развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по использованию возможностей тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов: Д.Дьюи, В.Штерн, Л.С.Выготского, Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьева, А.С.Макаренко, А.А.Мелик, Б.М.Пашаева, В.А.Сухомлинского, Е.М.Торошиловой В.Н.Шацкой, И.Д. Запорожец, Л.А.Григорович. Б.М.Неменского, Т.Н. Фокиной, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачева, О.К. Ожерельевой, Ю.Б. Борева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам,
заключение, список использованной литературы, приложение.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач художественно-эстетического развития, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, мелкой моторики рук, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
В системе художественно-эстетического развития детей лепка, так же, как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.
Целью нашего исследования выступало использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования выступает тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Эмпирическое исследование проводилось по следующей схеме:
1 этап - диагностический:
На первом этапе нашего исследования была проведена диагностика уровня художественно-эстетического развития и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
При диагностике художественно-эстетического развития нами были получены следующие результаты: 6 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 11 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 8 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития. Все это говорит нам о том, что наша выборка в основном имеет средний уровень художественно - эстетического развития.
После проведения диагностики нами были получены следующие результаты: у 3 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 11 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 11 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
2 этап. Формирующий эксперимент по использованию возможностей тестопластики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
3 этап - повторная диагностика:
При диагностике художественно-эстетического развития дошкольников нами были получены следующие результаты: 7 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 13 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 5 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития.
Далее была проведена повторная диагностика мелкой моторики детей дошкольного возраста. Нами были получены следующие результаты: у 6 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 12 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 7 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
4 этап - сравнительный анализ полученных данных. На данном этапе нами было обнаружено, что средние показатели по обеим методикам увеличились.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Вычисления проводились по средствам лицензионной версии программы Microsoft Office Excel 2016.
Величина расчетного коэффициента в обеих методиках попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Из этого следует, что наша гипотеза - уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике, была подтверждена.
Также, нами были предложены рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач художественно-эстетического развития, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, мелкой моторики рук, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
В системе художественно-эстетического развития детей лепка, так же, как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.
Целью нашего исследования выступало использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования выступает тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Эмпирическое исследование проводилось по следующей схеме:
1 этап - диагностический:
На первом этапе нашего исследования была проведена диагностика уровня художественно-эстетического развития и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
При диагностике художественно-эстетического развития нами были получены следующие результаты: 6 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 11 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 8 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития. Все это говорит нам о том, что наша выборка в основном имеет средний уровень художественно - эстетического развития.
После проведения диагностики нами были получены следующие результаты: у 3 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 11 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 11 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
2 этап. Формирующий эксперимент по использованию возможностей тестопластики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
3 этап - повторная диагностика:
При диагностике художественно-эстетического развития дошкольников нами были получены следующие результаты: 7 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 13 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 5 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития.
Далее была проведена повторная диагностика мелкой моторики детей дошкольного возраста. Нами были получены следующие результаты: у 6 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 12 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 7 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
4 этап - сравнительный анализ полученных данных. На данном этапе нами было обнаружено, что средние показатели по обеим методикам увеличились.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Вычисления проводились по средствам лицензионной версии программы Microsoft Office Excel 2016.
Величина расчетного коэффициента в обеих методиках попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Из этого следует, что наша гипотеза - уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике, была подтверждена.
Также, нами были предложены рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников.
Подобные работы
- Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого потенциала у детей старшего
дошкольного возраста в процессе иллюстрирования
сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Коучинг дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
на материале сказочного жанра живописи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



