Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тестопластики как художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста.

Работа №62360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ
КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
1.3. Тестопластика как средство художественно-эстетическое развитие детей
младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность. В соответствие с принципами Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека, должно происходить при создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка возможно через включение его в различные виды деятельности.
Оптимизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса, а также развивающий характер художественно-эстетического развития требует постановки и корректировки задач художественно - творческого развития детей с учётом «природы» детей, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, построения и корректировки программы ДОУ с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с этим особую роль приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. С этой целью на занятиях по изо в дошкольных учреждениях используются различные виды художественно-эстетической деятельности. Особую популярность в последнее время приобрела лепка из соленого теста - тестопластика.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - «тестопластика».
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластики тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. В последнее время психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
Художественно-эстетическое развитие личности дошкольников, как отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Цель исследования - использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического
развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по использованию возможностей тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов: Д.Дьюи, В.Штерн, Л.С.Выготского, Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьева, А.С.Макаренко, А.А.Мелик, Б.М.Пашаева, В.А.Сухомлинского, Е.М.Торошиловой В.Н.Шацкой, И.Д. Запорожец, Л.А.Григорович. Б.М.Неменского, Т.Н. Фокиной, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачева, О.К. Ожерельевой, Ю.Б. Борева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам,
заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач художественно-эстетического развития, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, мелкой моторики рук, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
В системе художественно-эстетического развития детей лепка, так же, как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.
Целью нашего исследования выступало использование возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности тестопластики для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования выступает тетсопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №&&& Детский сад
«??????» г. Набережные Челны.
Эмпирическое исследование проводилось по следующей схеме:
1 этап - диагностический:
На первом этапе нашего исследования была проведена диагностика уровня художественно-эстетического развития и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
При диагностике художественно-эстетического развития нами были получены следующие результаты: 6 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 11 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 8 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития. Все это говорит нам о том, что наша выборка в основном имеет средний уровень художественно - эстетического развития.
После проведения диагностики нами были получены следующие результаты: у 3 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 11 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 11 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
2 этап. Формирующий эксперимент по использованию возможностей тестопластики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
3 этап - повторная диагностика:
При диагностике художественно-эстетического развития дошкольников нами были получены следующие результаты: 7 респондентов имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, 13 респондентов имеют средний уровень художественно-эстетического развития, 5 респондентов - низкий уровень художественно-эстетического развития.
Далее была проведена повторная диагностика мелкой моторики детей дошкольного возраста. Нами были получены следующие результаты: у 6 респондентов был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 12 респондентов был выявлен средний уровень мелкой моторики и у 7 респондентов - низкий уровень развития мелкой моторики.
4 этап - сравнительный анализ полученных данных. На данном этапе нами было обнаружено, что средние показатели по обеим методикам увеличились.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Вычисления проводились по средствам лицензионной версии программы Microsoft Office Excel 2016.
Величина расчетного коэффициента в обеих методиках попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Из этого следует, что наша гипотеза - уровень художественно-эстетического развития дошкольников будет повышаться при введении в курс изобразительной деятельности занятий по тестопластике, была подтверждена.
Также, нами были предложены рекомендации для педагогов по использованию возможностей тестопластики с целью художественно-эстетического развития дошкольников.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. М.,2002. 490с.
2. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей, под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002. -376 с.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002. -264с.
4. Богданова В.Б. Лепка фигурок из теста // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 77 - 79.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.
6. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002. -216с.
7. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
8. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. - М., 1990. -190 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. -165с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
11. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996. -506с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996. -678с.
13. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005. -162 с.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2010. -145с.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
16. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
17. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. - М.: ТИ Сфера, 2010. - 96с.
18. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2012. -102с.
19. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006. -171с.
20. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2005. -251с.
21. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006. -181с.
22. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г. -172 с.
23. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 2004. - 190с.
24. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998. -120 с.
25. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009. -154 с.
26. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2014. -174с.
27. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.
28. Николаева Е.И. Психология детского творчества. -СПб: Речь, 2006. -212 с.
29. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
30. Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гавригина, Н. Л. Кутявина, и др. -Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000. -178 с.
31. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста. - М.: АСТ, 2006. - 96
с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2000. - 770с.
33. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1997. - 208с.
34. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
35. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю, Головина. Минск, 1998. -797с.
36. Столяренко Л. Д.. Психология. Ростов н/Д.. 2000. - 448 с.
37. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Обнинск, 1996.-87 с.
38. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. - 3-е изд. М., 2000. -221с.
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.- с.287
40. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. - 2009.-№1.-с.35-38.
41. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 2006.— 144 с.
42. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005. -118с.
43. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1994. - 112с.
44. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1992. -1423.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.
46. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995. -186с.
47. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-256с.
48. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. М., 2003.-121с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ