Формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ 7
1.1 Психолого-педагогические условия формирования
коммуникативных умений младших школьников 7
1.2 Средства, методы и приемы формирования коммуникативных
умений младших школьников 12
1.3 Особенности развития коммуникативных умений через игру 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ 26
2.1 Организация и методика проведения исследования 26
2.2 Разработка и применение игр направленных на формирование
коммуникативных умений на уроках в начальной школе 39
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ 7
1.1 Психолого-педагогические условия формирования
коммуникативных умений младших школьников 7
1.2 Средства, методы и приемы формирования коммуникативных
умений младших школьников 12
1.3 Особенности развития коммуникативных умений через игру 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ 26
2.1 Организация и методика проведения исследования 26
2.2 Разработка и применение игр направленных на формирование
коммуникативных умений на уроках в начальной школе 39
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования состоит в том, что формирование коммуникативных умений младших школьников влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Обладание коммуникативными умениями позволяет младшему школьнику конструктивно организовывать межличностное
взаимодействие с другими участниками образовательного процесса и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных умений и несформированность навыков не только приводит к обратному результату, но ставит ребенка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникативных умений приобретают особую актуальность в младшем школьном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами как сенситивный, то есть максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Сенситивность при этом предполагает развитие качественной составляющей способностей детей.
Нельзя оставить без внимания и то, что ФГОС НОО свидетельствует о значимости развития коммуникативной сферы младших школьников и,
главное, возможности этого развития.
Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх влияет на их самоутверждение, развивает у детей настойчивость и стремление к успеху. Спектр возможности игры в формировании личности ребенка чрезвычайно широк, в том числе в формировании его коммуникативных умений. Изучением роли игры в формировании коммуникативных умений младшего школьника занимались Н.Н. Макарова, К. Фопель, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
Цели исследования: изучение процесса формирования
коммуникативных умений у младших школьников через игру.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования: игра как средство формирования
коммуникативных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру будет эффективным, если учитель:
- применяет игровые формы организации учебной деятельности направленные на развитие коммуникативных умений детей начальной школы;
- систематически диагностирует уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников;
- использует в урочное и внеурочное время разнообразные игры, направленные на развитие коммуникативных умений.
Для решения поставленной цели и доказательства выдвинуты гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников;
- изучить средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений младших школьников;
- раскрыть особенности развития коммуникативных умений через игру;
- провести эмпирическое исследование и выявить влияние игры на формирование коммуникативных умений у младших школьников;
- разработать и апробировать комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
анкетирование;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологической основой исследования стали: положения А.Г. Асмолова, Н.В. Клюевой, О.В. Клубович, Ф.М. Литвинко, И.М. Михайловой и др. о формировании коммуникативных умений младших школьников в процессе игры; концепция игры Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского; исследования Е.В. Леоновой, А.В. Мудрика, Г.А. Цукерман об особенностях общения младших школьников.
Теоретическая значимость исследования в том, что уточнены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативных умений; выделены средства, способствующие успешности процесса формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанную систему игр в практической деятельности учителей младшего звена обучения по проблеме формирования коммуникативных умений.
База исследования: ГБОУ «Кадетская школа № 82 им. Героя
Советского Союза Ильдара Маннанова», г. Набережные Челны, Республика Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 2А класса (24 человека) и 2Б класса (24 человека).
Обладание коммуникативными умениями позволяет младшему школьнику конструктивно организовывать межличностное
взаимодействие с другими участниками образовательного процесса и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных умений и несформированность навыков не только приводит к обратному результату, но ставит ребенка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникативных умений приобретают особую актуальность в младшем школьном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами как сенситивный, то есть максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Сенситивность при этом предполагает развитие качественной составляющей способностей детей.
Нельзя оставить без внимания и то, что ФГОС НОО свидетельствует о значимости развития коммуникативной сферы младших школьников и,
главное, возможности этого развития.
Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх влияет на их самоутверждение, развивает у детей настойчивость и стремление к успеху. Спектр возможности игры в формировании личности ребенка чрезвычайно широк, в том числе в формировании его коммуникативных умений. Изучением роли игры в формировании коммуникативных умений младшего школьника занимались Н.Н. Макарова, К. Фопель, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
Цели исследования: изучение процесса формирования
коммуникативных умений у младших школьников через игру.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования: игра как средство формирования
коммуникативных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру будет эффективным, если учитель:
- применяет игровые формы организации учебной деятельности направленные на развитие коммуникативных умений детей начальной школы;
- систематически диагностирует уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников;
- использует в урочное и внеурочное время разнообразные игры, направленные на развитие коммуникативных умений.
Для решения поставленной цели и доказательства выдвинуты гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников;
- изучить средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений младших школьников;
- раскрыть особенности развития коммуникативных умений через игру;
- провести эмпирическое исследование и выявить влияние игры на формирование коммуникативных умений у младших школьников;
- разработать и апробировать комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
анкетирование;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологической основой исследования стали: положения А.Г. Асмолова, Н.В. Клюевой, О.В. Клубович, Ф.М. Литвинко, И.М. Михайловой и др. о формировании коммуникативных умений младших школьников в процессе игры; концепция игры Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского; исследования Е.В. Леоновой, А.В. Мудрика, Г.А. Цукерман об особенностях общения младших школьников.
Теоретическая значимость исследования в том, что уточнены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативных умений; выделены средства, способствующие успешности процесса формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанную систему игр в практической деятельности учителей младшего звена обучения по проблеме формирования коммуникативных умений.
База исследования: ГБОУ «Кадетская школа № 82 им. Героя
Советского Союза Ильдара Маннанова», г. Набережные Челны, Республика Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 2А класса (24 человека) и 2Б класса (24 человека).
В рамках данной исследовательской работы мы изучали процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников через игру.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что под коммуникативными умениями детей младшего школьного возраста как средства их социальной адаптации понимается: комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности; уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуациях и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников используются коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Для формирования коммуникативных умений на уроках существуют специальные приемы и методы обучения. Выделяют следующие методы формирования коммуникативных умений: метод работы в парах, метод сотрудничества, метод работы в малых группах, метод «Дискуссия», метод «Наблюдение и фиксирование результатов», метод подражания, метод «Мозговых штурмов», метод дидактических игр, метод «Уроки общения». Существуют следующие приемы формирования умений младших школьников, используемые на уроках: «Вертушка», «Пила», «Зигзаг», «Индивидуальная работа в команде», «Командно-игровая деятельность», «Учимся вместе». Использование методов и приемов формирования коммуникативных умений позволяет достичь успехов в обучении.
Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет школьнику, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.
Было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ «Кадетская школа № 82 им. И. Маннанова» г. Набережные Челны.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников была проведена в параллели вторых классов. В обследовании принимало участие 48 человек - 24 ребенка 2А класса и 24 ребенка 2Б класса. Возраст детей 8 - 9 лет. Классы были поделены на экспериментальный класс - 2Б и контрольный класс - 2А. На базе экспериментального класса проводился формирующий этап эксперимента.
Исследование было поделено на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, состоящее из четырех методик, которое позволило описать и проанализировать актуальное состояние формирования
коммуникативных умений у младших школьников. Анализ формирования коммуникативных умений у младших школьников показал, что в среднем, в обоих классах преобладают школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных умений.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали программу по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте через игру. Игры применялись на учебных занятиях и на внеклассных мероприятиях.
На контрольном этапе после проведения комплекса игр, была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативных умений у младших школьников, с целью осуществления проверки эффективности разработанной программы.
После апробации программы показатели значительно изменились, в экспериментальном классе значительно увеличился процент высокого уровня сформированности коммуникативных умений по всем исследуемым показателям и снизился процент учеников с низким уровнем. Наиболее высокая динамика наблюдается в результатах высокого уровня, это говорит о том, что учащиеся научились осуществлять действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Полученные данные на контрольном этапе дают основание утверждать, что проведенная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников через игру доказала свою эффективность.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что процесс формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру будет эффективным, если учитель: применяет игровые формы организации учебной деятельности направленные на развитие коммуникативных умений детей начальной школы; систематически диагностирует уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников; использует в урочное и внеурочное время разнообразные игры, направленные на развитие коммуникативных умений; была доказана.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что под коммуникативными умениями детей младшего школьного возраста как средства их социальной адаптации понимается: комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности; уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуациях и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников используются коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Для формирования коммуникативных умений на уроках существуют специальные приемы и методы обучения. Выделяют следующие методы формирования коммуникативных умений: метод работы в парах, метод сотрудничества, метод работы в малых группах, метод «Дискуссия», метод «Наблюдение и фиксирование результатов», метод подражания, метод «Мозговых штурмов», метод дидактических игр, метод «Уроки общения». Существуют следующие приемы формирования умений младших школьников, используемые на уроках: «Вертушка», «Пила», «Зигзаг», «Индивидуальная работа в команде», «Командно-игровая деятельность», «Учимся вместе». Использование методов и приемов формирования коммуникативных умений позволяет достичь успехов в обучении.
Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет школьнику, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.
Было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ «Кадетская школа № 82 им. И. Маннанова» г. Набережные Челны.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников была проведена в параллели вторых классов. В обследовании принимало участие 48 человек - 24 ребенка 2А класса и 24 ребенка 2Б класса. Возраст детей 8 - 9 лет. Классы были поделены на экспериментальный класс - 2Б и контрольный класс - 2А. На базе экспериментального класса проводился формирующий этап эксперимента.
Исследование было поделено на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, состоящее из четырех методик, которое позволило описать и проанализировать актуальное состояние формирования
коммуникативных умений у младших школьников. Анализ формирования коммуникативных умений у младших школьников показал, что в среднем, в обоих классах преобладают школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных умений.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали программу по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте через игру. Игры применялись на учебных занятиях и на внеклассных мероприятиях.
На контрольном этапе после проведения комплекса игр, была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативных умений у младших школьников, с целью осуществления проверки эффективности разработанной программы.
После апробации программы показатели значительно изменились, в экспериментальном классе значительно увеличился процент высокого уровня сформированности коммуникативных умений по всем исследуемым показателям и снизился процент учеников с низким уровнем. Наиболее высокая динамика наблюдается в результатах высокого уровня, это говорит о том, что учащиеся научились осуществлять действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Полученные данные на контрольном этапе дают основание утверждать, что проведенная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников через игру доказала свою эффективность.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что процесс формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру будет эффективным, если учитель: применяет игровые формы организации учебной деятельности направленные на развитие коммуникативных умений детей начальной школы; систематически диагностирует уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников; использует в урочное и внеурочное время разнообразные игры, направленные на развитие коммуникативных умений; была доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников
посредством групповой учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников посредством групповой учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ДИАЛОГЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений младших школьников на занятиях внеурочной деятельностью с использованием информационно-коммуникативных технологий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ
ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



