ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ 7
1.1 Психолого-педагогические условия формирования
коммуникативных умений младших школьников 7
1.2 Средства, методы и приемы формирования коммуникативных
умений младших школьников 12
1.3 Особенности развития коммуникативных умений через игру 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ 26
2.1 Организация и методика проведения исследования 26
2.2 Разработка и применение игр направленных на формирование
коммуникативных умений на уроках в начальной школе 39
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования состоит в том, что формирование коммуникативных умений младших школьников влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Обладание коммуникативными умениями позволяет младшему школьнику конструктивно организовывать межличностное
взаимодействие с другими участниками образовательного процесса и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных умений и несформированность навыков не только приводит к обратному результату, но ставит ребенка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникативных умений приобретают особую актуальность в младшем школьном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами как сенситивный, то есть максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Сенситивность при этом предполагает развитие качественной составляющей способностей детей.
Нельзя оставить без внимания и то, что ФГОС НОО свидетельствует о значимости развития коммуникативной сферы младших школьников и,
главное, возможности этого развития.
Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх влияет на их самоутверждение, развивает у детей настойчивость и стремление к успеху. Спектр возможности игры в формировании личности ребенка чрезвычайно широк, в том числе в формировании его коммуникативных умений. Изучением роли игры в формировании коммуникативных умений младшего школьника занимались Н.Н. Макарова, К. Фопель, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
Цели исследования: изучение процесса формирования
коммуникативных умений у младших школьников через игру.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования: игра как средство формирования
коммуникативных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру будет эффективным, если учитель:
- применяет игровые формы организации учебной деятельности направленные на развитие коммуникативных умений детей начальной школы;
- систематически диагностирует уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников;
- использует в урочное и внеурочное время разнообразные игры, направленные на развитие коммуникативных умений.
Для решения поставленной цели и доказательства выдвинуты гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников;
- изучить средства, методы и приемы формирования коммуникативных умений младших школьников;
- раскрыть особенности развития коммуникативных умений через игру;
- провести эмпирическое исследование и выявить влияние игры на формирование коммуникативных умений у младших школьников;
- разработать и апробировать комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
анкетирование;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологической основой исследования стали: положения А.Г. Асмолова, Н.В. Клюевой, О.В. Клубович, Ф.М. Литвинко, И.М. Михайловой и др. о формировании коммуникативных умений младших школьников в процессе игры; концепция игры Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского; исследования Е.В. Леоновой, А.В. Мудрика, Г.А. Цукерман об особенностях общения младших школьников.
Теоретическая значимость исследования в том, что уточнены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативных умений; выделены средства, способствующие успешности процесса формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанную систему игр в практической деятельности учителей младшего звена обучения по проблеме формирования коммуникативных умений.
База исследования: ГБОУ «Кадетская школа № 82 им. Героя
Советского Союза Ильдара Маннанова», г. Набережные Челны, Республика Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 2А класса (24 человека) и 2Б класса (24 человека).
В рамках данной исследовательской работы мы изучали процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников через игру.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что под коммуникативными умениями детей младшего школьного возраста как средства их социальной адаптации понимается: комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности; уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуациях и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников используются коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Для формирования коммуникативных умений на уроках существуют специальные приемы и методы обучения. Выделяют следующие методы формирования коммуникативных умений: метод работы в парах, метод сотрудничества, метод работы в малых группах, метод «Дискуссия», метод «Наблюдение и фиксирование результатов», метод подражания, метод «Мозговых штурмов», метод дидактических игр, метод «Уроки общения». Существуют следующие приемы формирования умений младших школьников, используемые на уроках: «Вертушка», «Пила», «Зигзаг», «Индивидуальная работа в команде», «Командно-игровая деятельность», «Учимся вместе». Использование методов и приемов формирования коммуникативных умений позволяет достичь успехов в обучении.
Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет школьнику, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.
Было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ «Кадетская школа № 82 им. И. Маннанова» г. Набережные Челны.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников была проведена в параллели вторых классов. В обследовании принимало участие 48 человек - 24 ребенка 2А класса и 24 ребенка 2Б класса. Возраст детей 8 - 9 лет. Классы были поделены на экспериментальный класс - 2Б и контрольный класс - 2А. На базе экспериментального класса проводился формирующий этап эксперимента.
Исследование было поделено на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, состоящее из четырех методик, которое позволило описать и проанализировать актуальное состояние формирования
коммуникативных умений у младших школьников. Анализ формирования коммуникативных умений у младших школьников показал, что в среднем, в обоих классах преобладают школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных умений.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали программу по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте через игру. Игры применялись на учебных занятиях и на внеклассных мероприятиях.
На контрольном этапе после проведения комплекса игр, была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативных умений у младших школьников, с целью осуществления проверки эффективности разработанной программы.
После апробации программы показатели значительно изменились, в экспериментальном классе значительно увеличился процент высокого уровня сформированности коммуникативных умений по всем исследуемым показателям и снизился процент учеников с низким уровнем. Наиболее высокая динамика наблюдается в результатах высокого уровня, это говорит о том, что учащиеся научились осуществлять действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Полученные данные на контрольном этапе дают основание утверждать, что проведенная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников через игру доказала свою эффективность.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что процесс формирование коммуникативных умений у младших школьников через игру будет эффективным, если учитель: применяет игровые формы организации учебной деятельности направленные на развитие коммуникативных умений детей начальной школы; систематически диагностирует уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников; использует в урочное и внеурочное время разнообразные игры, направленные на развитие коммуникативных умений; была доказана.
1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа. - СПб.: Питер, 2013. - 180 с.
2. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С. 32-36.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Март, 2004. - 188 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
5. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2005. - 364 с.
6. Бродский Ю., Белкин А. Легких детей не бывает // Народное образование. - 2000. - №7. - С.10-16.
7. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: 2007. - 15 с.
8. Вахрушева А.В. Сформированность коммуникативных УУД при переходе из начальной в основную школу. - М.: Владос, 2016. - 124 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Издательство «Национальное образование», 2016. - 352 с.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.:
Харвест, 2000. - 364 с.
11. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: монография. - М.: Институт компьютерных исследований, 2006. - 86 с.
12. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа . - 2008. - №11. -
С. 21-25.
13. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у
младших школьников // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50 - 57.
14. Жиркова В.С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 88-91.
15. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78 - 83.
16. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных
отношений. - М.: Литер, 2007. - 222 с.
17. Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Флинта, 2006. - 496 с.
18. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - № 10. - С. 50 - 51.
19. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль: Наука, 2006. - 188 с.
20. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000
развивающих игр, упражнений. - М.: Владос, 2007. - 278 с.
21. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО, 2006. - 669 с.
22. Лазуренко Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения // Культура общения и ее формирование. Вып.7. - Воронеж, 2000. - С.67.
23. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91 - 96.
24. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Наука, 1999. - 240 с.
25. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М.: Просвещение, 2006. - 251 с.
26. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. - М.: Академия,
2004. - 230 с.
27. Литвинко Ф М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. - Мн.: 2009. - Вып. 9. - 102 с.
28. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в школе // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 4 - 9.
29. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2008. - №7. - С.35-41.
30. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник МГОУ. - 2013.- № 3. - С.25-28.
31. Мелибурда Е.Л. Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения. - М.: Педагогмка, 2006. - 174 с.
32. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 45-47.
33. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности - Псков: ПГПУ,
2005. - 188 с.
34. Мудрик А.В. Характеристика общения у младших школьников. - Краснодар, 2003. - 234 с.
35. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. - М.: Просвещение, 2008. - 356 с.
36. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности. - М.: Наука, 2006. - 236 с.
37. Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: Владос, 1999. - 416 с.
38. Никишова С.В. Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения диалогу: дис. канд. пед. наук / С. А. Никишова. - Елец, 2013. -
184 с.
39. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996. - 80 с.
40. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
41. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 1456 с.
42. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. - Томск: Пеленг, 2013. - 61 с.
43. Слободчиков В.И. Актуальные проблемы педагогики и психологии развития. - М.: Просвещение, 2003. - 333 с.
44. Ушинский К.Д. Игра для ребенка не игра, а действительность // Избранные педагогические сочинения. - Т.2. - М.: Изд-во Министерства просвещения, 1954. - 111 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009. в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357.
46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические
игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис,2003. - 215 с.
Игровая концепция культуры. - М.: Традиция,
Г.А. Поведение младших школьников в работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина. - М.:
Просвещение, 2011. - 83 с.
49. Эльконин Д.Б Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 318 с.
50. Эльконин Б.Д., Воронцов А.В., Чудинова Е.В. Развивающее обучение на пути к подростковой школе - М.: Эврика, 2004. - 180 с.