В рамках работы проведено анкетирование потенциальных покупателей продукции фаст-фуда в г. Омске, (100 человек).
Есть приложения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Понятие цены и ценообразования на рынке сбыта 5
1.2. Сущность маркетинговых исследований рынка сбыта 9
1.3. Методология проведения маркетинговых исследований для установления эффективной цены на рынке сбыта 13
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦЕНЫ НА РЫНКЕ ФАСТ-ФУДА В Г. ОМСКЕ 18
2.1. Обзор рынка фаст-фуда в г. Омске 18
2.2. Разработка технического задания на проведение маркетингового исследования по установлению эффективной цены на городском рынке фаст-фуда 21
2.3. Описание метода и формы проведения маркетингового исследования по установлению эффективной цены на городском рынке фаст-фуда 22
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦЕНЫ НА РЫНКЕ ФАСТ-ФУДА В Г. ОМСКЕ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ 26
3.1 Анализ результатов маркетингового исследования 26
3.2 Рекомендации по совершенствованию процессов ценообразования и установлению эффективной цены на городском рынке фаст-фуда 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
В процессе предпринимательской деятельности допускаются серьезные просчеты при обосновании уровня цен, что сказывается на конечных финансовых результатах, в ряде случаев ведет к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятия, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Таким образом, обоснованная методика установления цен, разумная ценовая политика и последовательная ее реализация являются необходимыми условиями эффективного функционирования любого современного предприятия в жестких условиях рыночной экономики. Правильное установление цен определяет «лицо» организации в той же мере, как качество его услуг, платежеспособность и надежность при выполнении взятых на себя обязательств.
При этом суть эффективной ценовой политики состоит в повышении рентабельности и прибыльности организации за счет взаимодействия с пра-вильным клиентом в правильный момент времени с использованием правиль-ного продукта и/или их совокупности.
Целью исследования является разработка рекомендаций по установлению эффективной цены на рынке фаст-фуда в г. Омске на основании проведенного маркетингового исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты организации и проведения маркетинговых исследований в сфере ценообразования;
осуществить планирование маркетингового исследования по установлению эффективной цены на рынке фаст-фуда в г. Омске
провести анализ результатов маркетингового исследования по уста-новлению эффективной цены на рынке фаст-фуда в г. Омске и разработать соответствующие рекомендации.
Объектом исследования в данном случае являются цена и процессы ценообразования на рынках сбыта.
Предмет исследования – маркетинговое исследование по установлению эффективной цены на рынке фаст-фуда в г. Омске.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких ученых, как И.Л. Акулич, А.С. Баздникин, Э.А. Батраева, И.С. Березин, Е.П. Голубков, И.В. Гончарова и Ю.А. Макаренко, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен и др.
В качестве методов исследования использовались системный и логиче-ский подходы, описание, сравнение, анализ, синтез, а также опрос в форме анкетирования представителей целевой аудитории предприятий фаст-фуда в г. Омске.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Процесс формирования ценовой политики представляет собой логически обоснованную последовательность определенных действий по обоснованию дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработки мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на рынке и условий хозяйствования. От правильности и обоснованности ценовой политики зависит уровень рентабельности, а, значит, и возможность обеспечения финансовыми ресурсами производственного и научно-технического развития организации.
При этом понятие «цена» может быть определено как сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Иными словами, цена есть денежное выражение стоимости единицы товара.
На пути к потребителю товар проходит несколько стадий, на которых происходит формирование различных видов цен. Однако их завышение может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией продукта, а значит, к снижению оборачиваемости средств и недополучению прибыли. С другой стороны, следствием занижение цены может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг.
В свою очередь, маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Этот вид деятельности создает научную и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных управленческих решений на любом уровне (а особенно на высшем), для разработки стратегических и оперативных планов деятельности фирмы, включая вопросы развития ее ассортиментной и ценовой политики.
Каждая организация самостоятельно определяет тематику и объем работы исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.
В рамках настоящего исследования было проведено маркетинговое ис-следование эффективной цены на рынке фаст-фуда в г. Омске.
Вид исследования: описательное, количественное.
Метод и место сбора данных: анкетный опрос потенциальных покупателей в местах продаж.
Количество респондентов (размер выборки) – 100 чел.
Структура выборки: случайная, нестратифицированная.
Анализ полученных в ходе опроса данных позволил сделать следующие выводы: 1) услуги предприятий в сфере фаст-фуда на территории г. Омска являются востребованными; 2) большая часть посетителей заведений фаст-фуда характеризуется относительно невысоким уровнем дохода, не превышающем 20 тыс. руб. на каждого члена семьи; 3) наряду с качеством блюд/продуктов и собственными вкусовыми предпочтениями, цена входит в тройку наиболее важных факторов, влияющих на выбор потребителями заведений фаст-фуда и принятия решения о покупке; 4) 45% посетителей заведений фаст-фуда выбирают блюда (продукты) средней ценовой категории, а еще 20% – самые дешевые; 5) средняя сумма в омских заведениях фаст-фуда составляет 250-350 руб.; 6) для подавляющего большинства потребителей продукции фаст-фуда максимально приемлемая цена за один продукт не превышает 200 руб.
С учетом сказанного можно предложить ряд мероприятий, реализация которых будет особенно актуальна для локальных предприятий фаст-фуда, например, таких заведений, как «Шаурмастер», Super Бургер, Hotdodders, Goroh, Pelmen, «Гурман» и др.
При этом все рекомендации можно разделить на три основные группы:
4. Планомерное и целенаправленное снижение себестоимости, что позволит регулировать цены на продукцию с учетом уровня доходов потребителей, среднего чека на рынке г. Омска и максимально приемлемой для целевой аудитории цены за один продукт; 2) повышение качества продукции, прежде всего, средней ценовой категории и ниже; 3) оптимизация маркетинговой деятельности.