Применение психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов
|
Введение 3
I Глава Теоретические аспекты исследования рекламного текста 7
1.1 Рекламный текст как объект исследования лингвистов 7
1.2 Лингвистические и психолингвистические особенности и функции
рекламного текста 11
Выводы по первой главе 22
II Глава Применение психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов 25
2.1 Методические рекомендации к отбору рекламных текстов для уроков
английского языка в старших классах 25
2.2 Задания с использованием рекламных текстов для уроков английского
языка в старших
классах 30
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение
I Глава Теоретические аспекты исследования рекламного текста 7
1.1 Рекламный текст как объект исследования лингвистов 7
1.2 Лингвистические и психолингвистические особенности и функции
рекламного текста 11
Выводы по первой главе 22
II Глава Применение психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов 25
2.1 Методические рекомендации к отбору рекламных текстов для уроков
английского языка в старших классах 25
2.2 Задания с использованием рекламных текстов для уроков английского
языка в старших
классах 30
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение
В современном обществе, где правят рыночные отношения, роль рекламы значительно возрастает день за днем. Человек буквально окружен рекламой в различных её проявлениях - он видит её не только на рекламных щитах, в печатных СМИ и во время просмотра телевизора, на неё можно натолкнуться и в социальных сетях, просто шагая по улице, когда тебе вручают листовку, ею заполнен Интернет. В связи с этим, неоспоримым является суждение, что реклама обладает огромным влиянием как на каждого человека индивидуально, так и на всё общество. Более того, реклама отражает те социальные процессы, что разворачиваются в определенный промежуток времени в определенном сообществе.
Само собой разумеется, будучи осведомленными о потенциально громадном влиянии рекламы, рекламодатели и копирайтеры (профессиональные составители рекламных текстов) заинтересованы в её эффективности. На ряду с такими факторами, как удачный выбор времени и места размещения рекламы, ключевым значением обладает содержание и форма самого рекламного текста. В связи с высокой практической ценностью знаний и умений в сфере составления эффективных рекламных текстов с помощью психолингвистических средств языка, их исследованием в последние годы занимается великое множество лингвистов и социологов. Особого внимания требуют работы таких ученых, как Булатова Е.В. [Булатова 2012: 189], Кушнерук С.Л., Николенко Г.А и Гулаковой И.А.,
которые занимаются непосредственно исследованием медиатекста и специфики рекламных текстов. Что касается зарубежных авторов, например, David Ogilvy [Огилви 2005: 16], Angela Goddard [Goddard 1998: 134], Sean Brierley, Faris Yakob [Yakob 2015: 172], их работы отличаются разнообразием взглядов на лингвистические особенности текста рекламы.
Реклама и, соответственно, рекламный текст динамично развиваются и отражают изменения в обществе, поэтому их применение на уроках иностранного языка представляет возможность ознакомиться с культурой и бытом страны изучаемого языка, с набором ценностей и тенденций, присущих данному обществу. Кроме того, благодаря присущему рекламному тексту применению определенных языковых единиц, специфических грамматических конструкций, его включение в процесс обучения иностранному языку позволяет продемонстрировать и с помощью специально разработанных упражнений закрепить способы использования языкового материала в реальной ситуации общения. Учитывая то, что современные требования к форме и содержанию урока иностранного языка в школе предполагают его нацеленность на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, рекламный текст и его психолингвистические особенности, представляющие аутентичный материал, могут быть успешно использованы для выполнения этой задачи благодаря
многофункциональности и легкодоступности рекламы.
Актуальность данной работы определяется тем, что до настоящего времени в научной литературе ощущается недостаток русскоязычных работ, посвященных исследованиям способов использования англоязычных рекламных текстов в процессе обучения английскому языку, в то время как их влияние на русскоязычную медиасреду, как и роль рекламы в повседневной жизни общества возрастает день за днём. В связи с тем, что Интернет-технологии открыли возможность для учащихся самостоятельно осваивать англоязычную среду, возникла необходимость обучения школьников, в особенности старшеклассников, специфике англоязычной рекламы, способам её интерпретации. Умение распознать истинный смысл рекламы на английском языке важна не только в языковом плане, но и в качестве жизненного навыка, помогающего распознать мошенничество и обман. Кроме того, работы, написанные на базе англоязычных текстов,
быстро теряют свою актуальность в связи с динамикой изменений в сфере рекламы и соответственно изменений тенденций в сфере копирайтинга. Цель данного исследования- выявление способов применения
психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов в процессе формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку учащихся старших классов. Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) Определить лингвистические и психолингвистические особенности англоязычных рекламных текстов;
2) Выявить способы применения психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции старшеклассников;
3) Разработать коммуникативные и языковые задания с использованием рекламного текста для применения с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов;
4) Определить методические рекомендации к отбору рекламных текстов для использования на уроке иностранного языка в старших классах.
В качестве объекта исследования в данной работе рассматривается обучение иностранному языку учащихся старших классов. Предметом изучения является процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов с помощью применения психолингвистических особенностей рекламного текста.
В ходе написания данной работы были применены такие методы исследования, как теоретический анализ научной и научно-популярной литературы, научных публикаций, диссертационных исследований; абстрагирование и описание лингвистических явлений с целью определения специфики использования психолингвистических средств в англоязычной рекламе, психолингвистический анализ рекламных текстов, сравнительный анализ рекламных текстов в сфере косметологии, средств гигиены и продуктов питания.
Результаты проведенного нами исследования прошли апробацию во время педагогической практики, а также во время итоговой научно-образовательной конференция студентов КФУ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней была изложена концепция рекламного текста как комплексного социального, психолингвистического и языкового явления, которое может быть успешно применено для формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе формирования коммуникативной компетенции.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что выявленные положения о способах актуализации психолингвистических аспектов языка могут быть применены при обучении иностранному языку в старшей школе.
Новизна исследования заключается в разработке заданий и технологической карты урока с использованием психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Она продиктована необходимостью решения вышеописанных задач, которые были сгруппированы в 2 главы, предваряемые введением, которое даёт первичное описание исследуемой проблемы. Во Введении также были приведены актуальность исследования, сформулированы его цели и задачи, теоретическая и практическая значимость, а также методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования рекламного текста лингвистами. Описываются лингвистические и психолингвистические особенности и функции рекламы, а также приводятся примеры их англоязычной рекламы.
Во Второй главе рассматриваются задания с применением психолингвистических особенностей англоязычного рекламного текста, а также определяются методические рекомендации к отбору рекламного текста для уроков иностранного языка в старших классах. Каждая глава завершается Выводами, в которых отображены основные результаты проведенной работы.
В заключении представлены итоги проведённой исследовательской и практической работы, делаются выводы. Список литературы состоит из научно-методической литературы и Интернет-ресурсов, использованных в процессе исследования. В Приложении приведен иллюстративный материал к исследованию.
Само собой разумеется, будучи осведомленными о потенциально громадном влиянии рекламы, рекламодатели и копирайтеры (профессиональные составители рекламных текстов) заинтересованы в её эффективности. На ряду с такими факторами, как удачный выбор времени и места размещения рекламы, ключевым значением обладает содержание и форма самого рекламного текста. В связи с высокой практической ценностью знаний и умений в сфере составления эффективных рекламных текстов с помощью психолингвистических средств языка, их исследованием в последние годы занимается великое множество лингвистов и социологов. Особого внимания требуют работы таких ученых, как Булатова Е.В. [Булатова 2012: 189], Кушнерук С.Л., Николенко Г.А и Гулаковой И.А.,
которые занимаются непосредственно исследованием медиатекста и специфики рекламных текстов. Что касается зарубежных авторов, например, David Ogilvy [Огилви 2005: 16], Angela Goddard [Goddard 1998: 134], Sean Brierley, Faris Yakob [Yakob 2015: 172], их работы отличаются разнообразием взглядов на лингвистические особенности текста рекламы.
Реклама и, соответственно, рекламный текст динамично развиваются и отражают изменения в обществе, поэтому их применение на уроках иностранного языка представляет возможность ознакомиться с культурой и бытом страны изучаемого языка, с набором ценностей и тенденций, присущих данному обществу. Кроме того, благодаря присущему рекламному тексту применению определенных языковых единиц, специфических грамматических конструкций, его включение в процесс обучения иностранному языку позволяет продемонстрировать и с помощью специально разработанных упражнений закрепить способы использования языкового материала в реальной ситуации общения. Учитывая то, что современные требования к форме и содержанию урока иностранного языка в школе предполагают его нацеленность на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, рекламный текст и его психолингвистические особенности, представляющие аутентичный материал, могут быть успешно использованы для выполнения этой задачи благодаря
многофункциональности и легкодоступности рекламы.
Актуальность данной работы определяется тем, что до настоящего времени в научной литературе ощущается недостаток русскоязычных работ, посвященных исследованиям способов использования англоязычных рекламных текстов в процессе обучения английскому языку, в то время как их влияние на русскоязычную медиасреду, как и роль рекламы в повседневной жизни общества возрастает день за днём. В связи с тем, что Интернет-технологии открыли возможность для учащихся самостоятельно осваивать англоязычную среду, возникла необходимость обучения школьников, в особенности старшеклассников, специфике англоязычной рекламы, способам её интерпретации. Умение распознать истинный смысл рекламы на английском языке важна не только в языковом плане, но и в качестве жизненного навыка, помогающего распознать мошенничество и обман. Кроме того, работы, написанные на базе англоязычных текстов,
быстро теряют свою актуальность в связи с динамикой изменений в сфере рекламы и соответственно изменений тенденций в сфере копирайтинга. Цель данного исследования- выявление способов применения
психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов в процессе формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку учащихся старших классов. Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) Определить лингвистические и психолингвистические особенности англоязычных рекламных текстов;
2) Выявить способы применения психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции старшеклассников;
3) Разработать коммуникативные и языковые задания с использованием рекламного текста для применения с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов;
4) Определить методические рекомендации к отбору рекламных текстов для использования на уроке иностранного языка в старших классах.
В качестве объекта исследования в данной работе рассматривается обучение иностранному языку учащихся старших классов. Предметом изучения является процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов с помощью применения психолингвистических особенностей рекламного текста.
В ходе написания данной работы были применены такие методы исследования, как теоретический анализ научной и научно-популярной литературы, научных публикаций, диссертационных исследований; абстрагирование и описание лингвистических явлений с целью определения специфики использования психолингвистических средств в англоязычной рекламе, психолингвистический анализ рекламных текстов, сравнительный анализ рекламных текстов в сфере косметологии, средств гигиены и продуктов питания.
Результаты проведенного нами исследования прошли апробацию во время педагогической практики, а также во время итоговой научно-образовательной конференция студентов КФУ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней была изложена концепция рекламного текста как комплексного социального, психолингвистического и языкового явления, которое может быть успешно применено для формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе формирования коммуникативной компетенции.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что выявленные положения о способах актуализации психолингвистических аспектов языка могут быть применены при обучении иностранному языку в старшей школе.
Новизна исследования заключается в разработке заданий и технологической карты урока с использованием психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Она продиктована необходимостью решения вышеописанных задач, которые были сгруппированы в 2 главы, предваряемые введением, которое даёт первичное описание исследуемой проблемы. Во Введении также были приведены актуальность исследования, сформулированы его цели и задачи, теоретическая и практическая значимость, а также методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования рекламного текста лингвистами. Описываются лингвистические и психолингвистические особенности и функции рекламы, а также приводятся примеры их англоязычной рекламы.
Во Второй главе рассматриваются задания с применением психолингвистических особенностей англоязычного рекламного текста, а также определяются методические рекомендации к отбору рекламного текста для уроков иностранного языка в старших классах. Каждая глава завершается Выводами, в которых отображены основные результаты проведенной работы.
В заключении представлены итоги проведённой исследовательской и практической работы, делаются выводы. Список литературы состоит из научно-методической литературы и Интернет-ресурсов, использованных в процессе исследования. В Приложении приведен иллюстративный материал к исследованию.
В данной работе были рассмотрены психолингвистические особенности англоязычного рекламного текста и способы их применения в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
По нашему мнению, в результате рассмотрения существующей теоретической базы касательно лингвистических и психологических аспектов рекламного текста, а также проведенного нами анализа методической литературы, была достигнута цель исследования, состоявшая в выявление способов применения психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов в процессе обучения английскому языку учащихся старших классов.
Итак, итогом нашей исследовательской и практической работы стали следующие результаты:
1) Изучив и проанализировав теоретическую базу, связанную с предметом исследования, мы выяснили, что англоязычный текст обладает целым рядом специфических психолингвистических свойств, которые могут быть успешно использованы при обучении иностранному языку. В работе были представлены лингвистические и психолингвистические особенности англоязычных рекламных текстов, которые определяются заложенной в них функцией убеждения потребителя приобрести товар, что выливается в использование определённых языковых единиц и грамматических конструкций, частотность употребления которых позволяет использовать англоязычные рекламные тексты для выполнения учебных задач;
2) Мы выяснили, что способы применения психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции старшеклассников могут принимать форму групповой, парной, индивидуальной работы и предполагают взаимодействие всех четырех видов речевой деятельности;
3) Разработанные нами коммуникативные и языковые задания с использованием рекламного текста для использования на уроках английского языка в старших классах нацелены на формирование различных компонентов коммуникативной компетенции - языковой, речевой, риторической, культуроведческой;
4) Были определены методические рекомендации к отбору рекламных текстов для использования на уроке иностранного языка в старших классах, которые позволяет с наибольшей эффективностью использовать возможности рекламных текстов и их психолингвистических особенностей.
Подводя итог проделанной работе, можно заключить, что выявление психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов даёт возможность по-новому взглянуть и оценить связь между языком и восприятием информации человеком, выявить способы отражения этой связи в повседневной жизни потребителей. Рекламный текст является уникальным материалом для обучения иностранных языков, который соединяет в себе такие характеристики как аутентичность, доступность, наглядность, многофункциональность и способность отражать новые тенденции в использовании языка и вызывать неподдельный интерес учащихся, увеличивая их мотивацию к обучению. Наверное, именно этим и
объясняется неугасающий международный интерес к исследованиям способов применения языка рекламы и рекламных текстов при обучении иностранным языкам. Язык- это одно и средств как отражения, так и восприятия окружающего мира. В конечном счёте умение распознавать намерения и цели говорящего или пишущего помогает человеку корректно воспринимать и реагировать на происходящее вокруг.
По нашему мнению, в результате рассмотрения существующей теоретической базы касательно лингвистических и психологических аспектов рекламного текста, а также проведенного нами анализа методической литературы, была достигнута цель исследования, состоявшая в выявление способов применения психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов в процессе обучения английскому языку учащихся старших классов.
Итак, итогом нашей исследовательской и практической работы стали следующие результаты:
1) Изучив и проанализировав теоретическую базу, связанную с предметом исследования, мы выяснили, что англоязычный текст обладает целым рядом специфических психолингвистических свойств, которые могут быть успешно использованы при обучении иностранному языку. В работе были представлены лингвистические и психолингвистические особенности англоязычных рекламных текстов, которые определяются заложенной в них функцией убеждения потребителя приобрести товар, что выливается в использование определённых языковых единиц и грамматических конструкций, частотность употребления которых позволяет использовать англоязычные рекламные тексты для выполнения учебных задач;
2) Мы выяснили, что способы применения психолингвистических особенностей рекламного текста в процессе формирования коммуникативной компетенции старшеклассников могут принимать форму групповой, парной, индивидуальной работы и предполагают взаимодействие всех четырех видов речевой деятельности;
3) Разработанные нами коммуникативные и языковые задания с использованием рекламного текста для использования на уроках английского языка в старших классах нацелены на формирование различных компонентов коммуникативной компетенции - языковой, речевой, риторической, культуроведческой;
4) Были определены методические рекомендации к отбору рекламных текстов для использования на уроке иностранного языка в старших классах, которые позволяет с наибольшей эффективностью использовать возможности рекламных текстов и их психолингвистических особенностей.
Подводя итог проделанной работе, можно заключить, что выявление психолингвистических особенностей англоязычных рекламных текстов даёт возможность по-новому взглянуть и оценить связь между языком и восприятием информации человеком, выявить способы отражения этой связи в повседневной жизни потребителей. Рекламный текст является уникальным материалом для обучения иностранных языков, который соединяет в себе такие характеристики как аутентичность, доступность, наглядность, многофункциональность и способность отражать новые тенденции в использовании языка и вызывать неподдельный интерес учащихся, увеличивая их мотивацию к обучению. Наверное, именно этим и
объясняется неугасающий международный интерес к исследованиям способов применения языка рекламы и рекламных текстов при обучении иностранным языкам. Язык- это одно и средств как отражения, так и восприятия окружающего мира. В конечном счёте умение распознавать намерения и цели говорящего или пишущего помогает человеку корректно воспринимать и реагировать на происходящее вокруг.
Подобные работы
- Использование креолизованных французских текстов как средства совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, французский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Организация работы с новостным текстом на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



