Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В
КОНТЕКСТЕ МОТИВАЦИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Понимание мотивации вузовского обучения в современной
психологической науке 8
1.2. Субъектность как фактор и условие развития мотивационной сферы
личности 18
1.3. Способность к самоуправлению как показатель субъектности личности 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ
СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ И ИХ МОТИВАЦИИ В ЗАНЯТИИ
УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Стратегия организации и проведения исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.2.1. Субъектность у испытуемых с высоким уровнем мотивации учебной
деятельности 39
2.2.2. Субъектность у испытуемых со сбалансированной мотивацией учебной
и внеучебной деятельности 49
2.2.3. Субъектность у испытуемых с высоким уровнем мотивации внеучебной
деятельности 59
2.2.4. Особенности субъектности и мотивационной сферы у лиц с разными
приоритетами мотивации учебной и внеучебной деятельности 70
Выводы 75
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения 86
Актуальность темы исследования. Изучение проблем определения специфики мотивации учебной и внеучебной деятельности современного студенчества, уровня их активности и заинтересованности в образовательном процессе, их способности к постановке и решению задач образовательного и социально-воспитательного характера являются важными направлениями педагогической психологии и педагогики.
Исследование мотивационной сферы личности в целом и мотивации учебной деятельности в частности проходило в трудах таких отечественных психологов, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин, Б.И. Додонов, изучение психологических основ мотивации проводили В.К. Вилюнас, И.Р. Алтунина, экспериментальные исследования в области мотивов учебной деятельности студентов осуществляли Т.И. Ильина, А.А. Реан, В.А. Якунин, О.Ф. Потемкина.
В современных условиях информационного общества и глобальных трансформационных процессов встает острая необходимость изменения системы образования, включая ее ценностные и мотивационные стороны. Причем основную роль в этих измененных ценностных и мотивационных аспектах образования занимает сам студент как активный и инициативный субъект образовательного процесса и профессионально-личностного развития, способный самостоятельно ставить и решать учебные задачи, быть инициатором своей учебной и внеучебной деятельности в вузе.
Субъектный подход - одна из существенных тенденций развития различных направлений и отраслей отечественной психологической науки. Его развитие связано с различными психологическими школами и именами: Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Б.Г. Ананьев. Субъектный подход в образовании возник в конце 70-ых гг. XX века в противовес традиционной педагогики, в рамках которой обучающийся был лишь объектом образовательных и культурных норм. Исследованием субъектного подхода в образовательном процессе занимались В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский. Тем не менее, в психологии и педагогики недостаточно разработан субъектный подход в оценке мотивационной сферы обучения в вузе.
В то время как для диагностики мотивации обучения студентов существует достаточное количество разработанных методик, для диагностики уровня субъектности личности методики крайне немногочисленны, что ставит проблему недостаточной разработанности практической стороны вопроса.
Кроме того, зачастую из проблемы мотивации обучения в вузе выпадает вопрос о внеучебной деятельности, которая в связи с реформацией высшей школы и реставрацией социально-воспитательной работы в университете, все больше занимает времени и места в деятельности студентов. Методик, изучающих эту сторону жизнедеятельности студента, практически не существует.
Таким образом, наше исследование направлено на решение двух проблем - во-первых, недостаточной разработанности вопроса о студенческой мотивации занятия внеучебной деятельностью, а в-вторых, недостаточном внимании в психологических исследованиях мотивационной сферы студентов к их субъектным характеристикам.
Однако предстоящее исследование не останавливается на простой систематизации и обобщении теорий мотивации и изучении взаимообусловленности мотивационной сферы и субъектности студентов, а ставит фундаментальную миссию оптимизации эффективности вузовского обучения.
Объект исследования: мотивация учебной и внеучебной деятельности у студентов.
Предмет исследования: субъектность как условие формирования мотивации учебной и внеучебной деятельности студентов.
Гипотеза - уровень субъектности студентов взаимосвязан с мотивацией обучения и мотивацией занятия внеучебной активностью в вузе, причем таким образом, что чем более развита субъектность и способность к самоуправлению в переживаниях, познании, поведении и общении, тем более сбалансированными являются мотивы учебной и внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявление характера взаимосвязи мотивационной сферы студентов и их субъектных характеристик.
Реализация цели осуществляется за счет решения следующих исследовательских задач:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме мотивации студентов в вузе;
2. Выявить теоретически взаимосвязь между мотивацией и субъектностью;
3. Определить теоретические основы изучения субъектности;
4. Экспериментально изучить влияние мотивации учебной и внеучебной деятельности на развитие субъектных качеств студентов.
Методологические и теоретические основы работы. Теоретико-методологической основой исследования стал деятельностный подход к изучению мотивации (А. Леонтьев). При оценке мотивации был также применен структурно-социальный подход Б. Ломова, базирующийся на том, что иерархия мотивов должна быть осуществлена исходя из особенностей исследуемой социальной группы. При определении мотивации мы опирались на интегральную динамическую концепцию мотивации, разработанную Е. Ильиным. Методологический базис исследования субъектности представил собой интеграцию психологии субъекта С. Рубинштейна, К. Абульхановой- Славской и А. Брушлинского, а также деятельностного подхода к субъектности Б. Ананьева. Содержательной основой субъектности стал самоуправленческий подход Н. Пейсахова.
Кроме того, основными общеметодологическими принципами исследования стал субъектный подход к определению деятельности мотивации и системный подход к анализу и интерпретации психического как единства процессов, состояний и свойств (Б. Ломов).
Методы исследования. В процессе реализации намеченных задач были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение и описание. Многообразие применяемых методов позволило максимально систематизировать и проанализировать теоретический материал. Кроме того, в ходе экспериментальной части исследования были применены тестирование как метод сбора эмпирического материала и статистические методы обработки эмпирического материала, включающие в себя методы описательной статистики, подсчет коэффициентов линейной корреляции, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
2. Методика «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова.
Надежность и достоверность результатов, обоснованность выводов обеспечивалась разносторонним анализом психологической литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью и
непротиворечивостью методологических положений, согласованностью с общепринятыми представлениями других исследователей, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, репрезентативностью выборок испытуемых, применением апробированных статистических методов обработки и анализа эмпирических данных и их интерпретации на основе фундаментальных положений психологии.
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие 63 испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 15 человек мужского пола и 48 женского. В связи с задачами исследования общая выборка испытуемых была поделена на три группы по параметру выраженности мотивации учебной или внеучебной деятельности (модифицированная методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной):
Первую группу составили испытуемые с более выраженным показателем мотивации учебной деятельности, количество испытуемых - 33 человека, в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 9 человек мужского пола и 24 женского.
Во вторую группу попали испытуемые, у которых не наблюдалась выраженность определенного вида мотивации, чьи показатели мотивации учебной и внеучебной деятельности были примерно на одном уровне. Количество испытуемых в этой группе составило 12 человек, в возрасте от 18 до 21 лет, среди которых 3 человека мужского пола и 9 человек женского.
Третья группа была сформирована из испытуемых с более выраженным показателем мотивации внеучебной деятельности, их количество составило 18 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, среди которых 3 человека мужского пола и 15 женского.
Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты дополняют научные представления о мотивации учебной деятельности студентов и вносят вклад в разработку вопроса о студенческой мотивации занятия внеучебной деятельностью. Кроме того, представленная работа расширяет теоретическую и эмпирическую базу исследования отношений между мотивацией и субъектностью.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оценки и мониторинга качества образовательного процесса высшей школы, а также для совершенствования системы социально-воспитательной работы в вузе и разработке механизмов вовлечения студентов в общественную деятельность.
Настоящее исследование было посвящено решению проблемы недостаточного внимания в психологических исследованиях к мотивационной сфере студентов и к их субъектным характеристикам. Наша цель заключалась в выявлении характера взаимосвязи мотивации и субъектности.
В 1 главе работы был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации студентов в вузе, была выявлена теоретическая взаимосвязь между мотивацией и субъектностью, были определены теоретические основания изучения субъектности. 2 глава была посвящена экспериментальному изучению влияния мотивации учебной и внеучебной деятельности на развитие субъектных качеств студентов.
В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основании теоретического анализа различных концепций мотивации выявлено интегративное и динамическое определение мотивации как механизма и процесса;
- теоретически определены основные мотивы студентов в занятии учебной и внеучебной деятельности;
- обнаружены теоретические основания взаимообусловленности субъектности и мотивации;
- на основании анализа основных теорий субъекта в отечественной психологии обозначены основные характеристики субъектности;
- способность к самоуправлению определена как содержательная основа субъектности;
- экспериментально обнаружена взаимосвязь субъектности с мотивацией обучения и мотивацией занятия внеучебной активностью в вузе мотивации;
- полностью подтверждена гипотеза о том, что чем более у студентов развита субъектность как способность к самоуправлению, тем более сбалансированными являются мотивы учебной и внеучебной деятельности;
- выявлено, что чем более сбалансированными являются мотивы учебной и внеучебной деятельности, тем более гармоничной является сама мотивационная сфера студентов.
Значимость результатов нашего исследования носит как практический, так и теоретический характер. Полученные результаты дополняют научные представления о мотивации учебной деятельности студентов, вносят вклад в разработку вопроса о студенческой мотивации занятия внеучебной деятельностью и могут быть использованы для оценки и мониторинга качества образовательного процесса высшей школы, а также для совершенствования системы социально-воспитательной работы в вузе и разработке механизмов вовлечения студентов в общественную деятельность.
Практической рекомендацией для повышения эффективности обучения студентов в вузе будет создание практик, тренингов и механизмов формирования субъектных характеристик. Чем более сформированной будет способность к самоуправлению, тем более мотивированными будут студенты, причем эта мотивация будет наиболее сбалансированной, гармоничной и полноценной в рамках учебной и внеучебной деятельности университета.
На наш взгляд, результаты работы во многом определены тем фактом, что в исследовании приняли участие студенты 1 и 2 курсов, у которых сама по себе субъектность и мотивация получения профессии слабо сформированы. На основании полученных данных мы прогнозируем, что у студентов второй группы на более старших курсах мотивы учебной деятельности и соответствующая иерархия мотивации трансформируются и станут более адекватными. Сформированность и дальнейшее развитие субъектных характеристик, на наш взгляд, позволит студентам приобрести профессиональный мотив в учебе, когда у студентов будут соответствующие учебные предметы и практика, поскольку сам интерес к профессиональному развитию у студентов достаточно высок. Перспективой исследования является проведение повторного исследования мотивации и субъектности у данных студентов уже на старших курсах и выявление динамических различий между результатами разных лет.
Также перспективой исследования является отработка инструмента диагностики мотивации внеучебной деятельности, примененного в работе в качестве пилотного варианта.
Следует сделать общий вывод, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины вопроса о специфики мотивации учебной и внеучебной деятельности современного студенчества, уровня их активности и заинтересованности в образовательном процессе, их способности к постановке и решению задач образовательного и социально-воспитательного характера и требует дальнейшего изучения, как с позиции психологических исследований, так и с позиции других социальных наук - педагогики и социологии.
I. Абульханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. М., 1989 - С. 25-36.
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-
психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989. - 248 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 415 с.
4. Асеев В. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 157 с.
5. Асмолов А. Основные принципы психологической теории деятельности // В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 118-128
6. Божович Л. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков.- М., 1972. - С. 7-44.
7. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - № 6. - С. 5-11.
8. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 6. - С. 3-11.
9. Брушлинский А.В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета) // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - № 2. - С. 15-17.
10. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Московского университета - №1. январь-март, 1986. - С. 52-66.
II. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики, 1983 - 368 с.
12. Габдреев Р. Формирование мотивации учебно-познавательной
деятельности студентов вуза / Р.В. Габдреев, А.В. Смирнов // Образование и саморазвитие - 2008. - №4(10). - 229 с.
13. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 176-183.
14. Герцберг Ф. «Мотивация в работе»/Ф. Герцберг, Б. Моснер, Б. Блох, Б. Снидерман/М.: Вершина - 2006 - 240 с.
15. Давыдов В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // В кн.: А. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 288 с.
16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. - С. 13-26.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб: Питер, 2000. - 512 с.
18. Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности - М.: Наука, 1988. - 206 с.
19. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 302 с.
20. Леонтьев А. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. - С. 432.
21. Леонтьев А. Потребности, мотивы и сознание (XVII международный психологический конгресс. Симпозиум 13. - М., 1966. - С. 5-12.
22. Леонтьев А. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981. - 584 с.
23. Ломов Б. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984 - 439 с.
24. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. - 665 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность.- М.,1999. - 478 с.
26. Общая психология: Учебник /Под ред. А.В. Петровского - М., 1986 - 371 с.
27. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов // Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. - 237 с.
28. Пейсахов Н. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1991. - 122 с.
29. Печников, А.Н. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД текст. / А.Н. Печников, Г.А. Мухина // Тезисы научно¬практической конференции «Ананьевские чтения 1996». - СПб.: Издательство С.-П. ун-та, - 1996. - С. 187-193.
30. Психологическая служба в вузе: сборник статей / ред. Н. М. Пейсахов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1981. - 239 с.
31. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. - 463 с.
32. Сачек И. Ф. Возможности внеучебной деятельности в развитии общих и
специальных способностей учащейся молодежи // Воспитание. Личность. Профессия. URL:
http: //ripo. unibel. by/cvr/vlp/ 12/show. php?art=6&auth=cachek (дата
обращения: 25.05.2017).
33. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961. - 210 с.
34. Хекхаузен Х. Мотивы и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - 456 с.
35. Шакуров Р. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы // В кн: Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М., 1994. - С. 45-67.
36. Шакуров Р. Новый подход к разработке теории мотивации // Тез. докл. науч. конф. «Среднее специальное образование: состояния, проблемы, тенденции». - Казань, 1993. - С. 106-107.
37. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 12 -4 (40). С. 67-70.
38. Юденкова И. В. Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности / И. В. Юденкова, С. В. Горская // Международный научно-исследовательский
журнал. — 2016. — № 10 (52) Часть 3. — С. 197—199. — URL: http://research-journal.org/pedagogy/vneuchebnaya-deyatelnost-studentov-kak- odin-iz-faktorov-formirovaniya-ix-professionalnoj-kompetentnosti/ (дата обращения: 27.05.2017).