ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА И АУДИОМЕТОДОВ
1.1. Исследование проблемы повышения мотивирования учащихся на
занятиях 7
1.2. Применение лингвострановедческого подхода в методике обучения
английскому языку как один из путей повышения мотивации учащихся. Песня как способ активизации речемыслительного
функционирования 12
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ И АУДИОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Выявление исходного уровня мотивации к изучению английского языка
у учащихся 23
2.2. Использование песен при изучении английского языка с
лингвострановедением 27
2.3. Апробация некоторых форм работы с лингвострановедческими
материалами по повышению мотивации изучения английского языка 31
2.4. Анализ результатов проведения исследовательской работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
В методической литературе проблема недопонимания прослушиваемых текстов широко обсуждается на протяжении последних лет. Принципиальное значение в поддержании желания к изучению английского языка имеет введение на уроках элементов страноведения с сопровождением аудиоматериалов, что поможет зафиксировать внимание и заинтересовать учащихся. Тексты страноведческого характера занимают сегодня весомое место в обучении иностранным языкам. За счет таких текстов и
сопровождения аудиотекстов или аудио-прослушивания учащиеся знакомятся с реалиями страны овладеваемого языка и обретают дополнительный багаж знаний в области географии, образования, культуры, что является в наши дни очень важным критерием изучения иностранного языка. Сущность и смысл страноведческих текстов должны быть значимы для учащихся, иметь определенную новизну об образовательных учреждениях, о стране, о учреждениях, в которых состоят молодежь и дети государства изучаемого языка или о характерности речевого поведения и этикета. Практические занятия, которые включают в себя страноведение, вызывают у учащихся необходимость и желание в дальнейшем самостоятельном узнавании нового и интересного со страноведческими материалами. А также лингвострановедение раскрывает такие аспекты как:
1) обучение языку
2) знания о стране
Из этого следует, что наш эксперимент нужен для выявления роли лингвострановедческого материала в процессе обучения английскому языку. Исходя из этого, предметом нашего исследования является процесс усвоения лингвострановедческого материала. В наше время необходимо и престижно знание одного или нескольких иностранных языков. Появилось множество методик ускоренного, но не всегда эффективного изучения иностранных языков. Поэтому необходимо, чтобы уровень преподавания иностранных языков в школе повысился, а для этого следует искать новые методы преподавания. Лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков. Отсюда следует, что мотивация увеличится и станет прочнее, если мы будем вводить элементы лингвострановедческого характера. В связи с вышеизложенным, наше исследование представляется актуальным.
Цель нашего исследования заключается в изучении мотивации у учащихся, с последующим влиянием на ее формирование посредством аудиоматериалов.
Исходя из вышеизложенного, выделен объект исследования: мотивация при обучении английскому языку в начальных классах. В соответствии с объектом нашего исследования предметом данного исследования является лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при изучении английского языка в младших классах.
Определяются такие задачи как:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме использования лингвострановедения с помощью аудиоматериалов и установить степень их влияния на повышение мотивации обучения;
2. Отобрать материалы лингвострановедческого характера для проведения системы занятий по английскому языку и апробировать некоторые формы работы с лингвострановедческими материалами в процессе формирования у учащихся иноязычной лингвострановедческой компетенции.
3. Путем исследования установить степень влияния лингвострановедения и аудиоматериалов на процесс формирования устойчивой мотивации при изучении английского языка.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
- Метод беседы для выявления исходного уровня мотивации к изучению английского языка;
-Метод теоретического анализа психолого-педагогической и
методической литературы;
- Лингвокультурологический метод для накопления в себя результатов исследований;
Гипотеза исследования. Благодаря наблюдениям, можно сказать, что важным аспектом нашей работы является повышение мотивации, которое выполняется через вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке, проблемность заданий и ситуаций, контроль знаний умений и навыков, использование познавательных аудиозаписей, страноведческий материал, который может быть связан с игровой формой. Пути решения связываются с: 1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; 2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; 3) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений; 4) использованием на уроках аудиовизуальных средств; 5) использованием личностной индивидуализации.
Научная новизна. В данной работе впервые исследуются лингвострановедческие особенности обучения и влияние на мотивацию обучающихся, то есть на эффективность самого обучения.
Теоретическая значимость заключается в учебном аспекте, то есть в овладении иностранным языком как средством межличностного общения, а так же приобретение навыков самостоятельной работы, как процесс совершенствования уровня иноязычной культуры. Так же рассматривается в познавательном аспекте это включает лингвострановедческое содержание цели. А также теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут сформировать развитие речевых способностей, психических функций, умений общаться, определенного уровня мотивации, которую нужно настойчиво и систематически развивать специальными средствами, включенными в систему обучения.
Практическая ценность заключается в применении накопленного материала на занятиях практики речи английского языка, в работе с учащимися; а так же определение особенностей мотивации при использовании лингвострановедческого подхода в целом в ходе обучения иностранному языку.
В данной исследовательской работе мы рассмотрели сущность такой важной концептуальной категории, как «культура», её необходимость и роль при иноязычной коммуникации.
В ходе нашего исследования были описаны некоторые подходы к формированию основ иноязычной культуры у учащихся, основными из которых являются страноведческий и лингвострановедческий компонент. На основе культуры англоговорящих стран, в частности, Великобритании, нами были представлены различные приёмы работы со страноведческим материалом, с помощью которых мы можем повысить мотивацию учащихся - это аудиоматериалы, аутентичные тексты, работа с песенным материалом.
Во 2 главе мы описали проведение исследования по формированию мотивации учения посредством использования аудиоматериалов с помощью лингвострановедческого компонента.
Задачи, как теоретические, так и практические - реализованы. Гипотеза, которую мы предлагали в начале нашей исследовательской работы, подтвердилась на основании полученных данных. И действительно, повышению мотивации учащихся при обучении английскому языку в младших классах способствует использование на уроках
лингвострановедческих материалов. Страноведческая, культурная информация обладает необходимым потенциалом для того, чтобы вызывать устойчивый интерес школьников.
Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учётом интересов школьников становится особенно эффективным. Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели - формирования способности к общению на изучаемом языке.
1. Ариан М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. - № 2, 1990.
2. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языком как наука и проблемы школьного учебника.- М., 1997.
3. Бим И.Л. Клочевые вопросы теории учебника: структура и содержание.- М.,1981.
4. Бурдина М. И. Курс страноведения в школах с углублённым изучением английского языка // Иностранные языки в школе. -№ 3, 1999.
5. Вайсбурд М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устно-речевому общению // Иностранные языки в школе. -№1,2000.
6. Верещагин Е.М., Костомаров В.г. К проблеме объекта и объёма лингвострановедения. - М., 1999.
7. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков. // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 5, С. 9 - 14.
8. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1998. - с. 69.
9. Каменская Н.П. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // Иностранные языки в школе.-№6,2000.
10. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. - М., 1999.
11. Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и её роль в обучении иноязычной речевой деятельности // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1995.
12. Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в
общеобразовательных учреждениях // Иностранные языки в школе.-№2, 2001.
13. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков. // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 5, С. 9 - 14.
14. Мильруд Р.П. Роль и место лингвострановедческого аспекта при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- № 2, 1985.
15. Мироненко О. В. Использование аудиозаписей как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 291-293.
16. Миролюбов А. А. Обучения иностранным языкам в свете реформы школы / / Иностранные языки в школе. - № 2, 1986.
17. Нефёдова М.А. Отбор материалов лингвострановедческого содержания для чтения в III-IV классах // Иностранные языки в школе. - № 4, 1991.
18. Нефёдова М.А. Страноведческий материал и познавательная активность учащихся // Иностранные языки в школе. -№6, 1997.
19. Орлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранному языку на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе.- № 5, 2000
20. Писаренко Т.Н. Использование квиза при работе с текстами
страноведческого характера // Иностранные языки в школе. -№4, 1998.
21. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве. -№1, 1999.
22. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников // Иностранные языки в школе. -№2, 1992.
23. Рубинштейн С.Л. Задачи и мотивы деятельности // Основы общей психологии - М. ,1989.
24. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство
повышения мотивации при обучении иностранным языком в старших
классах средней школы. - М., 1995.
25. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. -№6, 1996.
24. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека.- М., 1969