Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование стрессоустойчивости у подростков

Работа №62251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1001
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости у старшеклассников 9
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 9
1.2 Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 13
1.3 Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников 27
2.1 Организация исследования стрессоустойчивости у старшеклассников
(результаты констатирующего этапа эксперимента) 27
2.2 Педагогическое обеспечение процесса стрессоустойчивости у
старшеклассников 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию стрессоустойчивости у старшеклассников 38
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Устойчивость к стрессу является важным показателем адаптационных возможностей современного старшеклассника. Это диктуется и большим объемом школьных знаний, которые ему необходимо усвоить, и быстро меняющимися условиями обучения. Кроме того, общество стало все более требовательно к старшекласснику, от него хотят высоких результатов в учебе, инновационной готовности во всех сферах деятельности, оправдания ожидания родителей. А ведь кроме этого, есть и личные планы, и устремления формирующегося человека. Он стремится быть принят в коллективе, значим среди друзей, привлекателен для противоположного пола. Понятно, что при таком давлении стресс - это спутник школьника.
Стрессоустойчивость выступает как одно из обязательных условий социализации, успешной личностной и профессиональной самореализации человека в современном мире. Таким образом, формирование
стрессоустойчивости у старшеклассников есть не только ситуативная необходимость предвыпускного этапа учебно-воспитательного процесса в современной школе, но и значимый элемент формирования одной из ведущих жизненных компетентностей у будущих граждан современного общества.
С точки зрения современной гуманистической психологии, стрессоустойчивость есть явление комплексное по структуре и амбивалентное по локализации. В отношении последнего, можно сказать, что каждый из нас одновременно живет в двух мирах - внешнем и внутреннем. Внутренний круг - наше настроение, мышление, способность преодолевать препятствия и строить планы. Внешний круг - общение с другими людьми. Вот почему процесс формирования стрессоустойчивости структурно подразделяется на формирование навыков внутренней саморегуляции и формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими,
которые, в свою очередь, представляют собой значимый сегмент коммуникативной компетентности. В целом же навыки «внутренней» и «внешней» стрессоустойчивости не только необходимы старшеклассникам, но и полезны всем, кто ведет активный образ жизни и хочет добиться успеха в жизни.
Структурно процесс формирования стрессоустойчивости подразделяется на: формирование навыков оперативной концентрации внимания, комплексное преодоление барьера страха, развитие уверенности в себе, укрепление психологической защиты, преодоление конфликтов и кризисов, развитие умения преодолевать препятствия. Каждой из названных целей служит обширный спектр психотехник, подбор которых для конкретного ученика зависит от ряда его личностных особенностей.
Стрессоустойчивость - важнейшее личностное качество, позволяющее сохранить внутреннее равновесие включает в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты личностной структуры. Именно на эти компоненты необходимо делать акцент при формировании у подростков моделей стрессоустойчивого поведения.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.
Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин [1], В.А. Бодров [9], Н.В. Суворова [67] и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи [39], и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (С.К. Нартова- Бочавер [49], Е.С. Романова [63] и др.).
Отдельные исследования (A.A. Баранов [7], Л.В. Карапетян [24], A.A. Реан [61] и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование
стрессоустойчивости в учебной деятельности старшеклассников является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева [40], Е.Г. Щукина [75] и др.).
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью формирования современной личности, уверенной в себе и умеющей организовать свою деятельность и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников?
Таким образом, выбранная нами тема исследования: «Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников», является актуальной.
Объект исследования - процесс формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Цель: выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования стрессоустойчивости у старшеклассников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики стрессоустойчивости;
- учитывать возрастные особенности стрессоустойчивости у старшеклассников;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Стрессу - нет».
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс», «стрессоустойчивость».
2. Определить возрастные особенности стрессоустойчивости учащихся старших классов.
3. Разработать содержание программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников «Стрессу - нет».
4. В опытно экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные идеи о единстве природного и социального, организма и личности в структуре индивидуальности и личности Б.Г. Ананьева, В.Д. Небылицина, и их последователей, а также теоретико-методологические основы деятельностного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.), принципы единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Труды отечественных и зарубежных психологов по проблеме стресса, стрессоустойчивости и адаптационных ресурсов личности: Л.А. Китаев- Смык, Р. Лазарус, В.И. Моросанова, Г. Селье, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, и др.
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение;
- диагностические: «Опросник психологической устойчивости к
стрессу (ОПУС)» (Е.В.Распопина), Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, Методика для определения вероятности развития стресса (Т.А. Немчин).
- методы математической и статистической обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе гимназии №40
г.Казань.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе было проведено изучение литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости школьников подросткового возраста; определение современного состояния исследуемой проблемы; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы
На втором (опытно-экспериментальном) этапе была проведена экспериментальная проверка модели формирования стрессоустойчивости, включающей выявление стрессовых факторов учебной деятельности школьников подросткового возраста, организационно — педагогических условий ее формирования.
На третьем (обобщающем) этапе проведено обобщение опытноэкспериментальных данных, систематизация материалов, формулировка выводов по проделанной работе, оформление результатов исследования Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Стрессу - нет»
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Стрессу - нет», направленная на формирование стрессоустойчивости старшеклассников, может использоваться в практике образовательных учреждений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования определялась тем, что на сегодняшний день взгляды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением специфики стресса старшеклассников существенно дополняют друг друга, поскольку рассматривают данную проблему с разных, но взаимодополняющих позиций. Отечественные исследователи опираются на позицию личностных физиологических и психологических ресурсов самого старшеклассника и его возможностей в тех или иных условиях деятельности, т.е. ориентируются на фактор первичной значимости человека в системе отношений.
1. Полученные данные позволили определить представление о понятии стресса и стрессоустойчивости, как о комплексном факторе реагирования на влияние окружающей действительности на человека, превышающее по интенсивности и объему таковые в обычных условиях его существования, и по этой причине способный оказать выраженное истощающее действие на последнего, т.е. вызывать состояние стресса. Фактор стрессоустойчивости проявляется тем выраженее, чем большими ресурсами к противодействию стрессу человек обладает.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий: стресс - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Стрессоустойчивость - это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики.
2. Старший школьный возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности. Выпускники школ могут испытывать чувство тревоги, которое обусловлено страхом потерять (упустить) шанс самореализации. Психологический дисбаланс (растерянность, нервозность, суетливость, проявление личностной и ситуативной тревожности),
отмечается у учеников старшеклассников непосредственно в период
подготовки и сдачи ЕГЭ, вследствие этого у них может ухудшаться соматическое состояние и происходить торможение процесса развития личности.
3. Современные направления исследования формирования стрессоустойчивости указывают на целесообразность применения методов групповой работы, так как именно в групповой работе запускаются механизмы групповой динамики, происходит взаимодействие и взаимовлияние друг на друга членов группы.
Кроме того, для формирования стрессоустойчивости используется комплексный подход, включающий эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы. Анализ различных направлений работы по формированию стрессоустойчивости показывает, что
эффективными являются методы тренинговой работы.
4. На констатирующем этапе исследования установлено, что
старшеклассники имеют преимущественно средний уровень устойчивости к стрессу, средний уровень сопротивляемости стресса и средний уровень стрессоустойчивости.
В рамках формирующего этапа эксперимента нами был организован и реализован цикл тренинговых занятий.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что после тренингов старшеклассники экспериментальной группы стали значимо лучше старшеклассников контрольной группы проявлять:
- устойчивость к ситуациям лимита и дефицита времени;
- устойчивость к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности;
- устойчивость к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска;
- устойчивость к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях;
- устойчивость к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности;
- устойчивость к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся либо хроническим характером негативного воздействия того или иного стрессора.
- для старшеклассников экспериментальной группы стала характерна высокая степень сопротивляемости стрессу. Такие старшеклассники энергию и ресурсы не тратят на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
- для старшеклассников экспериментальной группы стала характерна высокая стрессоустойчивость и низкая вероятность развития стресса.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что, если в работе со старшеклассниками выявлены причины стресса, определены условия формирования стрессоустойчивости, разработаны и проведены практические мероприятия по формированию стрессоустойчивости, формирование стрессоустойчивости у подростков будет эффективным.



1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография /JI.M. Аболин. Казань: КазГУ, 1987. — 262 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова- Славская - М., 1991.
3. Алавердов, А. Р. Управление персоналом: учебное пособие. 2-е изд. / А. Р. Алавердов - М.: Синергия, 2013.- 192с.
4. Ананьев, Б.Г. Развитие и воспитание личности / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2. - 288 с.
5. Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. -Т. 20. -№1.
6. Афанасьева, Е. Методы управления стрессом / Е. Афанасьева // BRAINITY.- Информационно-деловой портал о развитии, 12.04.2012. URL:http:// brainity.ru
7. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А.Баранов. — Ижевск: УдГУ, 1997.-114 с.
8. Батаршев, А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. / А.В. Батаршев - М.: ТЦ Сфера. - 2003. - 96 с.
9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.
10. Бородушко, В. Л. Организационное поведение. Учебник для вузов / В. Л. Бородушко - М.: Юнити-Дана, 2011. - 239с.
11. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. -Изд-е 3
е., испр. и доп. -М.: Академический Проект, 2006. 432 с.
12. Бурчакова, М. А. Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики / М. А. Бурчакова, А. Р. Сардарян // Креативная экономика, 2012. № 20 (18). С. 79-84.
13. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 1983. 542-543с.
14. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова - СПб: Питер, 2012. - 336с.
15. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО - Пресс 2000. - 345 с.
16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головей, Рыбалко Е.Ф.,Учебное пособие - СПб: Питер, 2006
17. Дементий, Л. И. Управление и преодоление стресса в управленческой деятельности современных организаций / Л.И. Дементий // Экономические науки, 2010. № 10. С. 98-102.
18. Дружинин В.Н. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Н. Дружинин - СПб., 1999.
19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. / О.П. Елисеев - СПб., 2003. 560 с.
20. Еникеев, М. И. Общая психология / М.И. Еникеев. - Издательская группа НОРМА-ИНФРА. - Москва. - 1999. - 624 с.
21. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров - СПб.: Союз, 2004.
22.Зинченко Е.В. Введение в теорию и практику арт-терапии. Метод. указания. /Е.В. Зинченко - Ростов на Дону., 2006г. 8с
23. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций / К.Э. Изард // Психология эмоций. СПб.: 2007. 464с.
24. Карапетян, Л.В. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя колледжа как субъекта педагогической деятельности Дис. канд. психол. наук. / Л.В. Карапетян.- Екатеринбург, 2000. 162 с. '
25. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. / Л.А. Карпенко - М.: 2015. 431с.
26. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246.
27. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый, 2012.С. 243-246.
28. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. / Л.А. Китаев-Смык - М.: Наука, 2003.- 536 с.
29. Коваленко, В. А. Психология управления персоналом: учебник для бакалавров / В. А. Коваленко - М.: Юрайт, 2014.- 477с
30. Ковпак, Д. В. Стресс-менеджмент. Учебник. 3-е издание / Д. В.Ковпак, А. Г. Каменбшкин - СПб: Питер, 2012.- 208с.
31. Кон И. С. Психология ранней юности. / И.С. Кон - М., 1989.
32. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков. / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. М.: Когито-Центр, 2006с.
33. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Идентичность: развитие,
перенасыщенность, бегство. / Ц.П. Короленко, Дмитриева Н. В. - Новосибирск : Изд. НГПУ, 2007. - 472 с.
34. Крамер, Э. Искусство, арт-терапия, общество / Э. Крамер // Детское творчество. 2010. - №1. - с.2
35. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу// Психологические факторы на работе и охрана здоровья /Р. С. Лазарус. -М.; Женева, 1989. С. 121-126.
36. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании / Л.Д. Лебедева. - СПб.: ЛОИРО, 2001. - С.3.
37. Леви Л. Стрессоры, выносливость к стрессу, эмоции и результаты деятельности в связи с выделением катехоламинов / Л. Леви. В кн.: Эмоциональный стресс - физиологические и психологические реакции, медицинские, индустриальные и военные последствия. Л.: Медицина, 1970,с.225-233.
38. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность. / А.А. Леонтьев, Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е.. - М.: Смысл, 2005. - 431
39. Ли Канг Хи Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека./ Ли Канг Хи: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М.: РГСУ, 2005. С. 26.
40. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. / О.В. Лозгачева. дис. .канд. психол. наук: - Екатеринбург , 2004. С. 158.
41. Макарова, Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия / Е.Г.Макарова. М.: Школа- Пресс, 1996. - 303с.
42. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер. 2008
43. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальномобразовании. /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 246 с.
44. Минияров В.М. Педагогическая психология / В.М. Минияров - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 288с
45. Михалева Т.И., Современный подросток в современном мире. / Т.И. Михалева - М.: русская школьная библиотечная ассоциация, 2007
46. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен,
структура и функции в произвольной активности человека. / В.И. Моросанова - М.: Наука, 1998
47. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2009
48. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. / В.Н. Мясищев - Л., 1960.
49. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн., 1997. № 5. - С. 20-30.
50. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д.Небылицын. М.: Наука, 1976. - 336 с.
51. Нестерова, О. В. Управление стрессами: учебное пособие / О. В. Нестерова - М.: Синергия, 2012.- 320с.
52.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова - М., 1996. 53.Оконов, Д.А. Общие предпосылки исследования понятия стресса в современной психологии / Д. А. Оконов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2007. № 16. С. 24-26.
54. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К. Платонов - М.: Высшая школа, 1992.
55. Практическая психология для педагогов и родителей. / Под редакцией Тутушкиной А.Н. - М.,2000.
56. Пронюшкина, Т. Г., Назарова И. Н. «Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов» // Современные исследования социальных проблем. / Т.Г. Пронюшкина - Эл. журн., 2012. № 8 URL:http:// Gyberleninra.ru
57. Психология личности: Учеб. пособие / М.Н. Волкова, О.А. Истомина, В.В. Павловский. - Владивосток: Морск. гос. ун-т.- 2007
58. Разумов С.А. Экспериментальное изучение эмоционального стресса в условиях нормы. В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. / С.А. Разумов - Л.: Медицина,1978, с.46-81.
59. Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е. Ю. Райкова // Молодой ученый,
2011. № 5. С. 92-97.
60. Рапсодин Е.В. Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) / Е. В. Распопин // Психологическая диагностика . - 2009 . - № 3 . - С. 104-122 . - Библиогр.: с. 121-122 . - На рус. яз.
61. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А Реан, Баранов А.А. // Вопросы психологии - 1997 - № 1.
62. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. / А.А. Реан, Коломинский Я.Л. - СПб.: Питер,1999.
63. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. — Мытищи: Талант, 1996. 144 с.1
64. Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). / Г. Селье - М.: «Ренар», 1992
65. Селье Г.. Стресс без дистресса. / Г. Селье - Мозырь, 1998
66. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальносты учителя: Дис. ... канд. психол. наук. / С.В. Субботин - Пермь, 1992. 159 с.
67. Суворова, Н.В. Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров Дис. . канд. психол. наук. / Н.В. Суворова.- Пермь, 2006. 136 с.
68. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Толкование сновидений: Сборник произведений. / З. Фрейд - М.: ЭКСМО-Пресс , 2000.
69. Хвалина С.А. Экзаменационный стресс / С.А. Хвалина // Бюллетень медицинских интернет-конференций: сб. науч. ст. - Саратов, 2013. Вып. 2. С.
4.
70. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. / К. Хорни - СПб.: Лань, 1997.
71. Хохлова, Т. П. Организационное поведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) / Т. П. Хохлова - М.: Магистр, 2010.- 509с.
72. Хуторная, М.Л. Личностно-индивидные детерминанты
стрессоустойчивости у студентов/ М.Л. Хуторная// Материалы IV Всероссийского съезда РПО (г. Ростов на Дону, 18-21 сентября). -Ростов на Дону, 2007 С.299.
73. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ