Формирование стрессоустойчивости у подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости у старшеклассников 9
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 9
1.2 Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 13
1.3 Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников 27
2.1 Организация исследования стрессоустойчивости у старшеклассников
(результаты констатирующего этапа эксперимента) 27
2.2 Педагогическое обеспечение процесса стрессоустойчивости у
старшеклассников 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию стрессоустойчивости у старшеклассников 38
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1.Теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости у старшеклассников 9
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 9
1.2 Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 13
1.3 Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников 27
2.1 Организация исследования стрессоустойчивости у старшеклассников
(результаты констатирующего этапа эксперимента) 27
2.2 Педагогическое обеспечение процесса стрессоустойчивости у
старшеклассников 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию стрессоустойчивости у старшеклассников 38
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Устойчивость к стрессу является важным показателем адаптационных возможностей современного старшеклассника. Это диктуется и большим объемом школьных знаний, которые ему необходимо усвоить, и быстро меняющимися условиями обучения. Кроме того, общество стало все более требовательно к старшекласснику, от него хотят высоких результатов в учебе, инновационной готовности во всех сферах деятельности, оправдания ожидания родителей. А ведь кроме этого, есть и личные планы, и устремления формирующегося человека. Он стремится быть принят в коллективе, значим среди друзей, привлекателен для противоположного пола. Понятно, что при таком давлении стресс - это спутник школьника.
Стрессоустойчивость выступает как одно из обязательных условий социализации, успешной личностной и профессиональной самореализации человека в современном мире. Таким образом, формирование
стрессоустойчивости у старшеклассников есть не только ситуативная необходимость предвыпускного этапа учебно-воспитательного процесса в современной школе, но и значимый элемент формирования одной из ведущих жизненных компетентностей у будущих граждан современного общества.
С точки зрения современной гуманистической психологии, стрессоустойчивость есть явление комплексное по структуре и амбивалентное по локализации. В отношении последнего, можно сказать, что каждый из нас одновременно живет в двух мирах - внешнем и внутреннем. Внутренний круг - наше настроение, мышление, способность преодолевать препятствия и строить планы. Внешний круг - общение с другими людьми. Вот почему процесс формирования стрессоустойчивости структурно подразделяется на формирование навыков внутренней саморегуляции и формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими,
которые, в свою очередь, представляют собой значимый сегмент коммуникативной компетентности. В целом же навыки «внутренней» и «внешней» стрессоустойчивости не только необходимы старшеклассникам, но и полезны всем, кто ведет активный образ жизни и хочет добиться успеха в жизни.
Структурно процесс формирования стрессоустойчивости подразделяется на: формирование навыков оперативной концентрации внимания, комплексное преодоление барьера страха, развитие уверенности в себе, укрепление психологической защиты, преодоление конфликтов и кризисов, развитие умения преодолевать препятствия. Каждой из названных целей служит обширный спектр психотехник, подбор которых для конкретного ученика зависит от ряда его личностных особенностей.
Стрессоустойчивость - важнейшее личностное качество, позволяющее сохранить внутреннее равновесие включает в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты личностной структуры. Именно на эти компоненты необходимо делать акцент при формировании у подростков моделей стрессоустойчивого поведения.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.
Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин [1], В.А. Бодров [9], Н.В. Суворова [67] и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи [39], и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (С.К. Нартова- Бочавер [49], Е.С. Романова [63] и др.).
Отдельные исследования (A.A. Баранов [7], Л.В. Карапетян [24], A.A. Реан [61] и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование
стрессоустойчивости в учебной деятельности старшеклассников является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева [40], Е.Г. Щукина [75] и др.).
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью формирования современной личности, уверенной в себе и умеющей организовать свою деятельность и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников?
Таким образом, выбранная нами тема исследования: «Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников», является актуальной.
Объект исследования - процесс формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Цель: выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования стрессоустойчивости у старшеклассников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики стрессоустойчивости;
- учитывать возрастные особенности стрессоустойчивости у старшеклассников;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Стрессу - нет».
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс», «стрессоустойчивость».
2. Определить возрастные особенности стрессоустойчивости учащихся старших классов.
3. Разработать содержание программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников «Стрессу - нет».
4. В опытно экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные идеи о единстве природного и социального, организма и личности в структуре индивидуальности и личности Б.Г. Ананьева, В.Д. Небылицина, и их последователей, а также теоретико-методологические основы деятельностного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.), принципы единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Труды отечественных и зарубежных психологов по проблеме стресса, стрессоустойчивости и адаптационных ресурсов личности: Л.А. Китаев- Смык, Р. Лазарус, В.И. Моросанова, Г. Селье, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, и др.
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение;
- диагностические: «Опросник психологической устойчивости к
стрессу (ОПУС)» (Е.В.Распопина), Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, Методика для определения вероятности развития стресса (Т.А. Немчин).
- методы математической и статистической обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе гимназии №40
г.Казань.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе было проведено изучение литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости школьников подросткового возраста; определение современного состояния исследуемой проблемы; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы
На втором (опытно-экспериментальном) этапе была проведена экспериментальная проверка модели формирования стрессоустойчивости, включающей выявление стрессовых факторов учебной деятельности школьников подросткового возраста, организационно — педагогических условий ее формирования.
На третьем (обобщающем) этапе проведено обобщение опытноэкспериментальных данных, систематизация материалов, формулировка выводов по проделанной работе, оформление результатов исследования Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Стрессу - нет»
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Стрессу - нет», направленная на формирование стрессоустойчивости старшеклассников, может использоваться в практике образовательных учреждений.
Стрессоустойчивость выступает как одно из обязательных условий социализации, успешной личностной и профессиональной самореализации человека в современном мире. Таким образом, формирование
стрессоустойчивости у старшеклассников есть не только ситуативная необходимость предвыпускного этапа учебно-воспитательного процесса в современной школе, но и значимый элемент формирования одной из ведущих жизненных компетентностей у будущих граждан современного общества.
С точки зрения современной гуманистической психологии, стрессоустойчивость есть явление комплексное по структуре и амбивалентное по локализации. В отношении последнего, можно сказать, что каждый из нас одновременно живет в двух мирах - внешнем и внутреннем. Внутренний круг - наше настроение, мышление, способность преодолевать препятствия и строить планы. Внешний круг - общение с другими людьми. Вот почему процесс формирования стрессоустойчивости структурно подразделяется на формирование навыков внутренней саморегуляции и формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими,
которые, в свою очередь, представляют собой значимый сегмент коммуникативной компетентности. В целом же навыки «внутренней» и «внешней» стрессоустойчивости не только необходимы старшеклассникам, но и полезны всем, кто ведет активный образ жизни и хочет добиться успеха в жизни.
Структурно процесс формирования стрессоустойчивости подразделяется на: формирование навыков оперативной концентрации внимания, комплексное преодоление барьера страха, развитие уверенности в себе, укрепление психологической защиты, преодоление конфликтов и кризисов, развитие умения преодолевать препятствия. Каждой из названных целей служит обширный спектр психотехник, подбор которых для конкретного ученика зависит от ряда его личностных особенностей.
Стрессоустойчивость - важнейшее личностное качество, позволяющее сохранить внутреннее равновесие включает в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты личностной структуры. Именно на эти компоненты необходимо делать акцент при формировании у подростков моделей стрессоустойчивого поведения.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.
Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин [1], В.А. Бодров [9], Н.В. Суворова [67] и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи [39], и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (С.К. Нартова- Бочавер [49], Е.С. Романова [63] и др.).
Отдельные исследования (A.A. Баранов [7], Л.В. Карапетян [24], A.A. Реан [61] и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование
стрессоустойчивости в учебной деятельности старшеклассников является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева [40], Е.Г. Щукина [75] и др.).
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью формирования современной личности, уверенной в себе и умеющей организовать свою деятельность и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников?
Таким образом, выбранная нами тема исследования: «Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников», является актуальной.
Объект исследования - процесс формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Цель: выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования стрессоустойчивости у старшеклассников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики стрессоустойчивости;
- учитывать возрастные особенности стрессоустойчивости у старшеклассников;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Стрессу - нет».
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс», «стрессоустойчивость».
2. Определить возрастные особенности стрессоустойчивости учащихся старших классов.
3. Разработать содержание программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников «Стрессу - нет».
4. В опытно экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные идеи о единстве природного и социального, организма и личности в структуре индивидуальности и личности Б.Г. Ананьева, В.Д. Небылицина, и их последователей, а также теоретико-методологические основы деятельностного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.), принципы единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Труды отечественных и зарубежных психологов по проблеме стресса, стрессоустойчивости и адаптационных ресурсов личности: Л.А. Китаев- Смык, Р. Лазарус, В.И. Моросанова, Г. Селье, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, и др.
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение;
- диагностические: «Опросник психологической устойчивости к
стрессу (ОПУС)» (Е.В.Распопина), Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, Методика для определения вероятности развития стресса (Т.А. Немчин).
- методы математической и статистической обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе гимназии №40
г.Казань.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе было проведено изучение литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости школьников подросткового возраста; определение современного состояния исследуемой проблемы; методологии и методики исследования, формулирование гипотез, цели, задач; разработка плана экспериментальной работы
На втором (опытно-экспериментальном) этапе была проведена экспериментальная проверка модели формирования стрессоустойчивости, включающей выявление стрессовых факторов учебной деятельности школьников подросткового возраста, организационно — педагогических условий ее формирования.
На третьем (обобщающем) этапе проведено обобщение опытноэкспериментальных данных, систематизация материалов, формулировка выводов по проделанной работе, оформление результатов исследования Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Стрессу - нет»
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Стрессу - нет», направленная на формирование стрессоустойчивости старшеклассников, может использоваться в практике образовательных учреждений.
Актуальность исследования определялась тем, что на сегодняшний день взгляды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением специфики стресса старшеклассников существенно дополняют друг друга, поскольку рассматривают данную проблему с разных, но взаимодополняющих позиций. Отечественные исследователи опираются на позицию личностных физиологических и психологических ресурсов самого старшеклассника и его возможностей в тех или иных условиях деятельности, т.е. ориентируются на фактор первичной значимости человека в системе отношений.
1. Полученные данные позволили определить представление о понятии стресса и стрессоустойчивости, как о комплексном факторе реагирования на влияние окружающей действительности на человека, превышающее по интенсивности и объему таковые в обычных условиях его существования, и по этой причине способный оказать выраженное истощающее действие на последнего, т.е. вызывать состояние стресса. Фактор стрессоустойчивости проявляется тем выраженее, чем большими ресурсами к противодействию стрессу человек обладает.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий: стресс - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Стрессоустойчивость - это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики.
2. Старший школьный возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности. Выпускники школ могут испытывать чувство тревоги, которое обусловлено страхом потерять (упустить) шанс самореализации. Психологический дисбаланс (растерянность, нервозность, суетливость, проявление личностной и ситуативной тревожности),
отмечается у учеников старшеклассников непосредственно в период
подготовки и сдачи ЕГЭ, вследствие этого у них может ухудшаться соматическое состояние и происходить торможение процесса развития личности.
3. Современные направления исследования формирования стрессоустойчивости указывают на целесообразность применения методов групповой работы, так как именно в групповой работе запускаются механизмы групповой динамики, происходит взаимодействие и взаимовлияние друг на друга членов группы.
Кроме того, для формирования стрессоустойчивости используется комплексный подход, включающий эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы. Анализ различных направлений работы по формированию стрессоустойчивости показывает, что
эффективными являются методы тренинговой работы.
4. На констатирующем этапе исследования установлено, что
старшеклассники имеют преимущественно средний уровень устойчивости к стрессу, средний уровень сопротивляемости стресса и средний уровень стрессоустойчивости.
В рамках формирующего этапа эксперимента нами был организован и реализован цикл тренинговых занятий.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что после тренингов старшеклассники экспериментальной группы стали значимо лучше старшеклассников контрольной группы проявлять:
- устойчивость к ситуациям лимита и дефицита времени;
- устойчивость к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности;
- устойчивость к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска;
- устойчивость к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях;
- устойчивость к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности;
- устойчивость к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся либо хроническим характером негативного воздействия того или иного стрессора.
- для старшеклассников экспериментальной группы стала характерна высокая степень сопротивляемости стрессу. Такие старшеклассники энергию и ресурсы не тратят на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
- для старшеклассников экспериментальной группы стала характерна высокая стрессоустойчивость и низкая вероятность развития стресса.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что, если в работе со старшеклассниками выявлены причины стресса, определены условия формирования стрессоустойчивости, разработаны и проведены практические мероприятия по формированию стрессоустойчивости, формирование стрессоустойчивости у подростков будет эффективным.
1. Полученные данные позволили определить представление о понятии стресса и стрессоустойчивости, как о комплексном факторе реагирования на влияние окружающей действительности на человека, превышающее по интенсивности и объему таковые в обычных условиях его существования, и по этой причине способный оказать выраженное истощающее действие на последнего, т.е. вызывать состояние стресса. Фактор стрессоустойчивости проявляется тем выраженее, чем большими ресурсами к противодействию стрессу человек обладает.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий: стресс - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Стрессоустойчивость - это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики.
2. Старший школьный возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности. Выпускники школ могут испытывать чувство тревоги, которое обусловлено страхом потерять (упустить) шанс самореализации. Психологический дисбаланс (растерянность, нервозность, суетливость, проявление личностной и ситуативной тревожности),
отмечается у учеников старшеклассников непосредственно в период
подготовки и сдачи ЕГЭ, вследствие этого у них может ухудшаться соматическое состояние и происходить торможение процесса развития личности.
3. Современные направления исследования формирования стрессоустойчивости указывают на целесообразность применения методов групповой работы, так как именно в групповой работе запускаются механизмы групповой динамики, происходит взаимодействие и взаимовлияние друг на друга членов группы.
Кроме того, для формирования стрессоустойчивости используется комплексный подход, включающий эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы. Анализ различных направлений работы по формированию стрессоустойчивости показывает, что
эффективными являются методы тренинговой работы.
4. На констатирующем этапе исследования установлено, что
старшеклассники имеют преимущественно средний уровень устойчивости к стрессу, средний уровень сопротивляемости стресса и средний уровень стрессоустойчивости.
В рамках формирующего этапа эксперимента нами был организован и реализован цикл тренинговых занятий.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что после тренингов старшеклассники экспериментальной группы стали значимо лучше старшеклассников контрольной группы проявлять:
- устойчивость к ситуациям лимита и дефицита времени;
- устойчивость к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности;
- устойчивость к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска;
- устойчивость к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях;
- устойчивость к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности;
- устойчивость к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся либо хроническим характером негативного воздействия того или иного стрессора.
- для старшеклассников экспериментальной группы стала характерна высокая степень сопротивляемости стрессу. Такие старшеклассники энергию и ресурсы не тратят на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
- для старшеклассников экспериментальной группы стала характерна высокая стрессоустойчивость и низкая вероятность развития стресса.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что, если в работе со старшеклассниками выявлены причины стресса, определены условия формирования стрессоустойчивости, разработаны и проведены практические мероприятия по формированию стрессоустойчивости, формирование стрессоустойчивости у подростков будет эффективным.
Подобные работы
- Формирование стрессоустойчивости у подростков средством тренинга
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Занятия танцами как фактор формирования стрессоустойчивости у
подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование стрессоустойчивости у сотрудников МВД с различной степенью эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



