Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование опеки и попечительства

Работа №62242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 8
1.1. Понятие и сущность опеки и попечительства 8
1.2. Исторические особенности опеки и попечительства 17
1.3. Зарубежное законодательство об опеке и попечительстве 29
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 37
2.1. Субъекты правоотношений в сфере опеки и попечительства 37
2.2. Основания возникновения и прекращения опеки и попечительства 48
2.3. Проблемные аспекты в сфере опеки и попечительства 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73



В настоящее время жизненно важной проблемой в России остается вопрос опеки и попечительства. Каждый момент истории ставит перед общественностью задачи решения вопросов детской неустроенности, обеспечением нормальной жизни и защищенности их потребностей.
Этот предмет актуален всегда. Согласно международным и российским законам главной задачей права семьи есть обеспечение детских интересов. Дети являются самостоятельными личностями, наделенными с момента появления на свет своими правами. Самым главным из них является право на жительство с семьей и получение семейного воспитания, а также получение необходимого попечения. Данное право регламентирует Семейный Кодекс Российской Федерации , который стал действовать с начала весны 1 марта 1995 года.
Единогласно одобренная Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка явилась важнейшим событием для мирового сообщества. Ее ратифицировали Верховный Совет СССР 13 июня 1990 года, а в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике она стала действовать с середины сентября 1990 года. Приняв этот документ, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика признала первенство развития детей, лишившихся родительского попечения, в приемных семьях перед практиковавшимся долгий временной промежуток в СССР определением их в детдома и интернаты.
В стране незаконно действовали так называемые посредники - отечественные и заграничные фирмы, выявляющие потенциальных детей для усыновления.
Их деятельность напрямую нарушала приоритет усыновления детей- сирот, которые являются гражданами страны, семьями россиян. Внутригосударственное и международное усыновление нередко проходило с нарушениями действующего закона, иногда и преступными действиями.
Эти проблемные вопросы особо остро стояли перед нашей общественностью и требовали неотложного урегулирования. Требовалось предпринять грамотные действия, способные искоренить коррупцию, в которой погрязли ряд структур, подготавливающие и устанавливающие усыновление.
В последнее время эти негативные явления более-менее урегулированы, однако проблемные моменты в данной сфере требуют глубокого исследования, что является актуальностью темы дипломной работы.
Механизм опеки и попечения представляет интерес для ученых тем, что детального изучения по нему не проводилось продолжительное время. Научные работники выражали свое отношение к нему как к явлению, не стоящему серьезного внимания. Тем временем, благодаря произошедшим переменам, которые претерпели гражданское законодательство и право, этот механизм испытывает нужду в скрупулезной реформации.
Изменения представления о том, какое значение имеет семейное право в общем праве, учащение применения договоров, являющихся нестандартными, расширение областей правоотношений граждан, в которых принимает участие государство, разработка теории услуг создали серьезные предпосылки возникновению обсуждений, возможно ли применить существующие механизмы к этим двум явлениям.
Степень разработанности темы.
Напрямую вопросы, как применяются опека и попечительство в качестве модели воспитания детей, лишенных родительской опеки поднимали в своих трудах следующие авторы: Ершова Н.М., Белов В.А., Беляева Л.И., Владимирский - Буданов М.Ф., Ерошенко А.А., Загоровский А.И., Иоффе
О.С., Нечаева А.М., Победоносцев К.П., Рясенцев В.А., Фирсов М.В., Шахматов В.П., Шерстнева Н.С., и др.
Цель данной работы - изучение теоретических аспектов правового регулирования в области опеки и попечительства, исследование правовых норм, регулирующих институт опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации, определении направлений совершенствования действующего законодательства в сфере правового регулирования применения данного института.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие и сущность опеки и попечительства;
2. изучить исторические особенности опеки и попечительства;
3. проанализировать зарубежное законодательство об опеке и
попечительстве;
4. рассмотреть субъекты правоотношений в сфере опеки и
попечительства;
5. изучить основания возникновения и прекращения опеки и
попечительства;
6. проанализировать проблемные аспекты в сфере опеки и
попечительства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием опеки и попечительства и результатами этой деятельности.
Предметом исследования являются правовые нормы по правовому регулированию опеки и попечительства, применяемые в российском законодательстве.
Процесс данного изучения предусматривает использование общенаучных методов, таких как синтеза и анализа, частно-научных познавательных методов: сравнительно-правового, структурно
функционального, формально-юридического анализа.
Выпускная квалификационная работа основана на диалектическом научно-познавательном методе изучения происходящего, которая отражает взаимодействие теоретических и практических знаний.
Выводы, обоснование положений и рекомендации, которые содержит выпускная квалификационная работа, обоснованы с помощью использования в комплексе таких социально-правовых исследовательских способов, как историко-правовой, статистический и логико-юридический. Благодаря им, проведен последовательный полный обзор различных аспектов опеки и попечительства в пределах, предусмотренных целью и задачами работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При подведении итогов проводимого исследования приходим к следующему заключению.
Исследуемые опека и попечительство приходятся одним из разделов семейного и гражданского права. Раздел включил все нуждающиеся в особенных формах защиты интересов и прав методы попечения граждан и выполняет цель сохранности и защищенности их личных и имущественных прав. Раздел осуществляет охват механизмом права большого спектра вопросов, которые связанны с законами семьи и гражданскими законами.
Можно уверенно говорить о том, существование проблем и сложностей, которые связаны с детьми, живущими без родительского внимания, существовало во всех периодах развития механизма и любых системах права.
Это обстоятельство можно объяснить сложной структурой, присущей механизму усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи и нюансами проводимой государством политической линии на пути своего развития. Влияет на существование трудностей в этом вопросе уровень законодательства, накопленный и объединенный опыт выполнения задач в воспитании детей, оставшихся без родительского попечения.
В ходе работы исследовались положения: становление и развитие, в котором находится институт опеки в РФ; положение законодательных документов, касающиеся попечительства в стране; урегулирование в сфере права, важность и сущность механизма опеки и попечительства над детьми, лишенных родительского попечения; вопросы попечительства в стране, его урегулирование гражданским и семейным кодексом.
Российский институт опеки и попечительства имеет одну характерную ему особенность. Его нормы большей частью единовременно присутствуют в двух сборниках законов - семейном и гражданском кодексе.
Часть норм из закона о местном самоуправлении, которые присутствуют в институте опеки и попечительства, не состоянии «привлечь» его к муниципальному праву по известным обстоятельствам. Основным обстоятельством является его предназначение.
Благодаря этим обстоятельствам, нормами закона о местном управлении устанавливается процедура возникновения опекунских органов, распределяются полномочия среди органов местного самоуправления, которые делегируются для других органов и лиц. Также нормами предусмотрены и иные методы контролирования опекунских органов.
И, в то же время, этими нормами не затрагиваются вопросы широты полномочных функций органа опеки и попечительства по отношению к опекунам, либо попечителям и их подопечным, не определяется процедура опеки и попечительства, не определяется порядок осуществления контроля органами опеки и попечительства опекунской и попечительской деятельности. Эти ограничения диктуют задачи института и предмет его урегулирования.
Невзирая на провозглашенную социальную экономическую ориентацию в РФ снизилось финансирование многих социальных программ для детей.
Упала эффективность детской медицины, постоянная направленность на переход к платным услугам лишает родителей и опекунов надежд на исцеление больных детей. Наверняка, это обстоятельство и привело к низкому числу усыновлений в регионах страны.
Опека и попечение в качестве законодательного механизма нуждаются в объединении разбросанных сегодня норм законов в единый нормативный акт, в котором бы содержались принципиальные задачи механизма, и были включены все нужные для правового урегулирования в комплексе нормы.
Приоритетным политическим направлением государства, на которое ориентируется проводимое реформирование в области администрирования и экономики, представляется формирование гармоничного здорового человека в развивающемся обществе.
Систему права РФ необходимо в корне менять в рамках совершенствования государства. Нужна модернизация механизма опеки и попечительства, значение которого определено необходимостью восстановления или отсутствием дееспособности части граждан.
Существует мнение, что есть причины считать внутренние правоотношения в структуре опеки и попечения обязательством оказания помощи третьему лицу.
Правоотношения внутренние могут осуществляться органами опеки и попечительства и попечителем как сторонами обязательства, и подопечным как третьим лицом. Отношения в области права могут быть различного характера и требовать персонального выполнения обязанностей опекуном или попечителем.
Внешние отношения в области права происходят из факта возникновения опеки или попечительства с участием опекуна, либо попечителя и других лиц, органов, организаций государства и самоуправления на местах.
Сущность отношений находится в зависимости от того, насколько дееспособен подопечный, стало быть, законные интересы во всех отношениях области права с его присутствием могут представлять строго опекуном.
Попечителем, как признанным лицом, представляющим интересы подопечного, может осуществляться замещение его воли в особых моментах - в открытых отношениях права с соблюдением целей защиты интересов опекаемого.
Опеку и попечительство можно рассматривать не только как форму обустройства населения и систему отношений права, но и как законодательный механизм, то есть как структуру с нормами принадлежащим разным отраслям, регламентирующих правоотношения, касающихся установления, исполнения и окончания опеки и попечительства, которые объединены одними целями и заданиями.
Сегодня, как никогда, необходимо систематизировать нормы, касающиеся опеки и попечительства преобразовать их в единую структуру.
Учитывая описанное выше, имеет целесообразность принять Федеральный Закон, регламентирующий опеку и попечение.
Существует необходимость в установлении опеки или попечительства судебной инстанцией, чтобы в полной мере соблюсти интересы ребенка и правовые нормы. Упрощенность административного процесса приводит к возникновению большого количества погрешностей.
Помимо этого, усыновление происходит через суд, а две другие формы детского обустройства решаются административным путем.
Нецелесообразно разграничивать эти формы.
При состоянии опекуна в брачном союзе, возникает необходимость установки полной опеки или попечения. Это значит, что обязательства опекунства распространяются на двоих членов семьи. При несогласии одного из супругов в оформлении опекунства, в попечительстве должно быть отказано.
При положительном решении об опеке подопечный переходит жить в приемную семью. При существовании у опекуна супруги (супруга), вопросы, касающиеся воспитания и содержания подопечного должны решаться совместно.
Затронутые работой вопросы, бесспорно, не являются исчерпывающими. Осуществление защиты интересов и прав детей требуют пристального внимания законодателей и научных работников.
Плюсы двух видов устройства, казалось бы, должны были бы привести к их повсеместному применению, но согласно статистике около половины детей, являющихся сиротами, воспитываются в детдомах и интернатах.
Этот факт объясняется еще и тем, что государство недостаточно поддерживает этот социальный механизм. Радует, что в последнее время произошли изменения в законе, и они направлены на проведение перемен в создавшемся положении. Детдома расформировывают и детей устраивают в семьи.
Законодатели, применяя механизм опеки и попечения, перекладывают главные функции на опекуна или попечителя, что оправдывало бы себя в гармонично развитом обществе со стабильной экономикой.
При нынешних же условиях функции, исполняемые опекуном или попечителем, должны стимулироваться любыми методами. Вместе с этим, контроль действий лиц, осуществляющих опекунство и попечение, должен быть строго регламентирован и гарантировать соблюдение прав и интересов опекаемых.
В организациях самоуправления на местах должны создаваться специальные комиссии, которые осуществляли бы контроль работы лиц, проводящих опекунство и попечительство.
Вопрос сотрудничества органов самоуправления на местах с правоохранителями должен быть проработан более детально законодательно.
Нуждаются в уточнении правового положения органы опеки и попечительства и комиссия по делам несовершеннолетних. Возможно, следовало бы объединить эти два органа, функции которых во многом совпадают.
Таким образом, отношения в области права, которые складываются в ходе воплощения детьми, не достигших совершеннолетия, положенных прав и интересов, в данное время продолжают развиваться. Они, несомненно, будут нуждаться в дальнейшем изучении во всех планах, что является важным для разработки и приема новых законов и норм, которые регламентировали осуществление правовой защиты интересов детей, лишенных попечения родителей.



I. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
1.2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
1.3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.12.1996. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998. № 17-ФЗ, от 07.08.2000. № 122-ФЗ, от 08.04.2002. №34-ФЗ, от 10.01.2003. № 8-ФЗ, от 22.08.2004. № 122-ФЗ).
1.4. Закон о международном частном праве Венесуэлы 1998 г. Ст. 26.
1.5. Закон о международном частном праве Швейцарии 1989 г. Ст. 85.
1.6. Закон о международном частном праве Китая 1986 г. Ст. 17.
1.7. Вводный Закон 1896 г. к Германскому Гражданскому Уложению. Ст. 24.
1.8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. М. 1993. 992 с.
1.9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. 2007. 22 октября.
1.10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.
1994. № 32. (с изм. и доп.). Ст. 4394.
1.11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета. 2010. 10 июня.
1.12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532 (с изм. и доп.).
1.13. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном,
семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918) (утратил силу). [Электронный ресурс]. Режим доступа: //
http: //www.lawbase. ru/content/view/2937/3 5
1.14. Гражданский Кодекс Греции 1940 г. Книга Первая. Ст. 24.
1.15. Гражданский Кодекс Йемена 1992 г. Книга Первая. Ст. 27.
1.16. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 (с изм. от 19.03.2001) «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью». (утратил силу). [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://base. garant.ru/106470/
1.17. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от
10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан»).
II. Специальная литература
2.1. Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: Учебник. М.: Юрайт. 2002. 639 с.
2.2. Брагинский М.И. Участие органов исполнительной власти в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Гражданское законодательство: практика применения в вопросах и ответах. М.: Норма. 2002. 73 с.
2.3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Книга первая. Общие положения. Издание 3-е. М.: Статут. 2000. 681 с.
2.4. Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии (в двух книгах). Кн. 1. М. 1983. 351 с.
2.5. Владимирский - Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего». 2005. 800 c.
2.6. Гражданское право: В 2 т. Т. I: Учебник / Отв. ред. Суханов Е.А. 2-е изд., перераб., и доп. М.: Издательство БЕК. 2000. 816 с.
2.7. Гражданское Уложение. Книга вторая. Семейственное право. Проект. Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения. Вторая редакция. СПб. 1904. 603 с.
2.8. Документоведение: Хрестоматия. Часть 1 / Отв. ред. Н.А. Царева. Владивосток.: Издательство ВГУЭС, 2005. 132 c.
2.9. Ершова Н. М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2002. 109 с.
2.10. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2002. 176 с.
2.11. Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними. М.,
2008. 107 с.
2.12. Загоровский А.И. Курс семейного права / Под ред. Томсинова В.А. М.: Инфра. 2003. 464 с.
2.13. Зайцева Т.И. Защита семейных прав в нотариальной практике // Бюллетень нотариальной практики. № 4. 2003. С. 10.
2.14. Зыков О.В., Артемчук А.Д., Баушева И.Л. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. М.: РБФ НАН. 2000. 120 с.
2.15. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. «Проблемы детства: наука и практика». М.: Дом. 1993. 30 с.
2.16. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное) / Под ред. Садикова О.Н. М.: Инфра - М. 2005. 1062 с.
2.17. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И.М. М., 2008. 512 с.
2.18. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. 2-е изд., перераб., и доп. - Москва: Юристъ, 2000. - 566с.
2.19. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М., 2003. 535с.
2.20. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство // Правовое регулирование: Учебное пособие. М.: Городец. 2002. 402 с.
2.21. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство // Теория и практика / Под ред. Р.П. Мананковой. М.: Волтерс Клувер, 2004. 368 с.
2.22. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Мозолина
В.П., Малеиной М. Н. М.: Норма. 2004. 848 с.
2.23. Невзгодина Е.Л. Вопросы судебной практики по делам об установлении усыновления // Российский судья. 2006. № 8. С. 62-67.
2.24. Сергеева М.В. В России 4 министерства занимаются
беспризорниками, но они не смогли даже сосчитать бездомных детей. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// http:
//old. strana. ru/stories/02/01/14/2336/101776. html
2.25. Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут. 2002. 638с.
2.26. Хакимзянова А.А., Хамитова Г.М. Органы опеки и попечительства: правовые проблемы и пути их решения. 2013. 162 с.
2.27. Хвостов В.М. Система римского права. IV. Семейное право. V. Наследственное право: Конспект лекций. 2-е изд. М.: Статут .1994. 522 с.
2.28. Чефранова Е.А. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 2006. № 10. 86 с.
2.29. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула. Витязь. 2001.
719с.
III. Материалы судебной и иной юридической практики
3.1. Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2006. № 58-В06-15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 5.
3.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://rulaws.ru/vs rf/Postanovlenie-Plenuma-Verhovnogo- Suda-RF-ot-27.05.1998-N-10/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ