ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 5
1.1. Осуществление полицией административной деятельности 5
1.2. Понятие и виды методов административной деятельности полиции 14
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 19
2.1. Убеждение и его роль в деятельности полиции 19
2.2. Принуждение в административной деятельности полиции 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Концепция современного демократического правового государства предполагает правовую охрану общечеловеческих ценностей, прав и свобод личности. При этом полиция является важнейшим инструментом государства в обеспечении правопорядка в обществе. Уникальность ее деятельности заключается в том, что, являясь частью механизма реализации государственных интересов, полиция представляет собой институт обеспечения гарантий, прав и свобод граждан. В этом смысле основная цель административной юрисдикции полиции сводится к правовой охране от нарушений складывающихся в обществе административно-правовых отношений. Рассмотрение и разрешение правовых споров и административно-правовое применение мер принудительного воздействия в рамках административно-юрисдикционных производств в полной мере отвечает основному предназначению полиции и способствует всесторонней защите установленных административным законодательством основ правопорядка.
В нормах действующего законодательства Российской Федерации не закреплена система мер административного принуждения, позволяющая их дифференцировать по какому-либо единому основанию, что способствует возникновению проблем в их теоретическом осмыслении и практическом использовании.
Цель исследования – проанализировать и выявить особенности методов административной деятельности полиции.
Задачи исследования:
- изучить порядок осуществления полицией административной деятельности;
- определить понятие и виды методов административной деятельности полиции;
- охарактеризовать методы административной деятельности полиции;
- раскрыть убеждение и его роль в деятельности полиции;
- выявит особенности принуждения в административной деятельности полиции.
Объект исследования – общественные отношения в сфере осуществления полицией административной деятельности в России.
Предмет исследования - методы административной деятельности полиции.
Теоретическую основу исследования составляют работы авторов: И.А. Адмиралова, Я.Л. Алиев, А.Ю. Афанасьев, О.И. Бекетов, М.С. Братановская, А.В. Гирвиц, А.Н. Грищенко, П.В. Дихтиевский, Б.Ц. Жалсанов, Д.Г. Запрутин, В.Я. Кикоть, В.Б. Клишков, В.А. Мельников, В.И. Сургутсков, А.В. Самойлов, М.Е. Труфанов, А.И. Чебаков, А.В. Шевцов, С.В. Шевченко, А.Е. Юрицин и др.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, индукции, дедукции; частнонаучные – формально-юридический.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы, посвященных раскрытию темы, заключение, в котором подводятся итоги проведенного исследования, и список использованной литературы.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Административная юрисдикция полиции МВД России дифференцируется на две составляющие:
- регулятивную управленческую (исполнительно-распорядительную) деятельность, реализуемую посредством административно-юрисдикционных производств, связанных с обеспечением задач внутренней организации аппаратов управления полиции МВД России;
- правоохранительную процессуальную деятельность, реализуемую посредством административно-юрисдикционных производств, связанных с реализацией негативных для нарушителя форм защиты охранительного правоотношения.
Процессуальные функции реализуются уполномоченными должностными лицами полиции путем осуществления административно-юрисдикционных производств, связанных с защитой интересов участников административных правоотношений от противоправных проявлений, применением комплекса мер административного принуждения, исполнением отдельных видов административных наказаний (производство по жалобам, производство по делам об административных правонарушениях).
Целями применения административного принуждения полицией, является предупреждение совершение административных правонарушений и уголовных преступлений, пресечение деликтных деяний, восстановление нарушенного права.
Под методами административной деятельности полиции понимаются юридические средства и меры воздействия на граждан и должностных лиц, направленные на неукоснительное соблюдение обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности, либо в связи с совершением административного правонарушения, а также уголовно наказуемого деяния.
Основные методы, применяемые при осуществлении административной деятельности полиции – убеждение и принуждение.
Характер правоохранительного воздействия мер административного пресечения, которые применяются полицией, обусловливает их разделение на личностные, организационные и имущественные.
Выбор методов убеждения и принуждения в каждой ситуациипроизводится сотрудником полиции индивидуально с учетом особенностей личности и ситуации. Использование способов убеждения целесообразно в случаях, когда нарушитель не является злостным, прекратил противоправное поведение, испытывает раскаяние, правонарушение является случайным или совершенным впервые.
При выборе методов административной деятельности должны строго соблюдаться принципы законности и целесообразности, минимизации причинения вреда. Необходимо стремится к балансу между избранной мерой принуждения, характером нарушения итребованием норм права.
В основе убеждения лежит требование к участникам административно-правовых отношений о необходимости соблюдать правовые предписания и запреты, а также формирование стойкого неприятия совершения правонарушений. Способы и приемы убеждения, побуждающие участников административно-правовых отношений правомерно реализовывать возможные варианты поведения, не предполагают применения в отношении них принудительного воздействия.
Меры административного принуждения носят индивидуальный характер.
При применении мер принуждения важное значение имеет соблюдение принципа законности - административное принуждение должно осуществляться на основаниях, в порядке и пределах, установленных исключительно федеральным законом.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15 октября 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27 октября 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921.
3. О полиции:Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 52 (часть V). - Ст. 7614.
5. Административное право зарубежных стран / Н.В. Румянцев и др. М., 2015. – 455 с.
6. Адмиралова И.А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова //Административное и муниципальное право. - 2015. - № 1. - С. 14 - 18.
7. Алиев Я.Л. Правонарушения сотрудников органов внутренних дел / Я.Л. Алиев, В.Б. Клишков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 52 - 54.
8. Афанасьев А.Ю. Административная деятельность полиции: от формы к содержанию / А.Ю. Афанасьев, М.Е. Репин // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016.
9. Бекетов О.И. Полицейское право России: прошлое, настоящее и будущее / О.И. Бекетов, В.И. Сургутков// Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 8. - С. 54 - 58.
10. Братановская М.С. Механизм реализации мер административного пресечения в целях обеспечения прав и свобод граждан / М.С. Братановская// Гражданин и право. - 2019. - № 11. - С. 62 - 65.
11. Гирвиц А.В. Полицейское усмотрение в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В.Гирвиц. - Нижний Новгород, 2017. 21 с.
12. Грищенко А.Н. К вопросу о структуре и функциональности административной юрисдикции в деятельности полиции / А.Н.Грищенко // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 1. – С. 54 – 58.
13. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / П.В. Дихтиевский. - М., 2004. - 62 с.
14. Жалсанов Б.Ц. Возможность применения административного принуждения полицией при ограничительных мероприятиях (карантине) / Б.Ц. Жалсанов// Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 2. - С. 72 - 76.
15. Запрутин Д.Г. Меры административного принуждения, применяемые полицией в отношении граждан / Д.Г. Запрутин // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2019. - № 3. - С. 75 - 78.
16. История российской полиции: научный справочник - календарь знаменательных дат / А.Н. Конев, Н.В., Павличенко, И.А. Потёмкин и др.; под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М., 2018. – 265 с.
17. Кикоть В.Я. Административное право России. Учебник / В.Я. Кикоть, Н.В. Румянцев, П.И. Кононов. - 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. – 759 с.
18. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин и др. - М.: Проспект, 2015. –552 с.
19. Леонтьев А.В. О проблемах эффективности защиты прав человека при проверке заявлений о пытках / А.В. Леонтьев // Адвокат. - 2014. - № 3. - С. 29 - 34.
20. Мельников В.А. Проблемы определения принудительных мер административного пресечения / В.А. Мельников // Право и практика. - 2013. - № 2. - С. 47 - 50.
21. Миронов А.Н. Административно-процессуальное право: учебное пособие / А.Н.Миронов. - М., 2010. – 175 с.
22. Можаева И.П. Современное состояние и перспективы оптимизации документооборота в системе МВД России / И.П. Можаева, И.Ю. Захватов // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 1. - С. 52 - 54.
23. Одина Н.В. Историко-правовой аспект формирования принципов деятельности полиции Российской Федерации / Н.В.Одина // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 2. - С. 62 - 65.
24. Самойлюк Р.Н. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения / Р.Н. Самойлюк, А.Ю. Афанасьев, Р.Х. Миннебаев// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - № 4 (32). - С. 177-181.
25. Сургутсков В.И. Современные формы убеждения в административной деятельности полиции / В.И. Сургутсков, А.В. Самойлов// Научный вестник Омской академии МВД России. - 2015. - № 2. - С. 87 - 91.
26. Сургутсков В.И. Лицензионно-разрешительный полицейский надзор в сфере оборота оружия / В.И. Сургутсков, Е.В. Зайцева. - Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
27. Труфанов М.Е. Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел / М.Е. Труфанов // Административная деятельность ОВД / под ред. М.В. Костенникова, A.B. Куракина. - М., 2014. – 604 с.
28. Чебаков А. И. Понятие и виды методов административной деятельности полиции / А.И. Чебаков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - С. 75 - 83.
29. Шевцов А.В. О содержании понятия «административная юрисдикция полиции МВД России» / А.В. Шевцов // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 1. - С. 54 - 58.
30. Шевцов А.В. Управленческие и процессуальные функции юрисдикционной деятельности органов внутренних дел / А.В. Шевцов// Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 2. - С. 50 - 54.
31. Шевченко С.В. К вопросу о законодательном закреплении понятия «полиция» / С.В. Шевченко, А.Е. Юрицин // Законодательство и практика. - 2012. - № 2. - С. 57 - 61.
32. Эриашвили Н.Д. Административное право: России / Н.Д. Эриашвили, А.В. Зубач, С.Н. Бочаров, Ю.Н. Демидов. - Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М., 2017. – 743 с.