САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 7
1.1 Причины возникновения и формирования девиантного поведения в
подростковом возрасте 7
1.2 Психолого-педагогические особенности подростка с девиантным поведением 18
1.3 Особенности формирования самооценки в подростковом
возрасте 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 33
2.1 Выбор методик и организация исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 7
1.1 Причины возникновения и формирования девиантного поведения в
подростковом возрасте 7
1.2 Психолого-педагогические особенности подростка с девиантным поведением 18
1.3 Особенности формирования самооценки в подростковом
возрасте 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 33
2.1 Выбор методик и организация исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной России наблюдается значительный рост девиантных подростков, что является следствием глубоких социальных изменений и затянувшегося экономического, социального и политического кризиса. В связи с этим сегодня все больше говорят о подростковой преступности. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учении, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья - все эти факторы вызывают так называемое посттравматические стрессовые расстройства и значительно влияют на личностное благополучие и социальное поведение подростков.
Среди личностных образований, которые могут обусловливать негативные формы поведения подростков, выделяется уровень самооценки подростков. По мнению И.Ю. Кулагина, самооценка является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество. Большинством авторов отмечается, что именно подростковый возраст является критическим для формирования самооценки (И.С. Кон, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и др.). Это определяется неоднозначностью и противоречивостью развития подростков на данном возрастном этапе, в силу чего наиболее чётко проступают все особенности их психической сферы и проявляются результаты воздействия социальной среды.
Общепсихологические истоки решения проблемы соотношения самооценки и особенностей поведения подростков мы находим практически в каждой крупной теории мотивационной детерминации личности, начиная от теорий гедонизма, психоанализа, гештальт-
концепции К. Левина, теорий К.Роджерса, А.Маслоу, А.Адлера и других. В отечественных концепциях общетеоретические основы соотношения самооценки личности и особенностей социально значимого поведения раскрываются в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
В.Н. Мясищева, В.Д. Шадрикова, психолого-педагогический аспект разрабатывается в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева,
А.В. Иващенко, В.С. Агапова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Захаровой и др.
Ряд вопросов личностных особенностей, самосознания и механизмов деятельности подростков с девиантным поведением рассматриваются в работах С.А. Алифанова, Т.П.Гуриной, Е.А. Капцовой, О.В.Клыпы,
H. В. Майсак, О.П. Николаевой, А.Г.Павленко.
Вместе с тем необходимо констатировать, что вопросы самооценки подростков, склонных к девиантному поведению в современных условиях разработаны в отечественной психолого-педагогической науке недостаточно.
Объект исследования - подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования - самооценка подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования - изучить особенности самооценки подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки склонные к девиантному поведению обладают низким уровнем самооценки в отличие от подростков, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения.
Задачи исследования:
I. Изучить литературу по проблеме исследования самооценки подростков, склонных к девиантному поведению.
2. Выявить особенности самооценки подростков, склонных к девиантному
поведению.
3. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
В качестве основных методов исследования использовались:
1. Анализ научной литературы по проблеме.
2. Методы сбора эмпирических данных: с целью проведения пилотажного исследования методика «Определение склонности к отклоняющему поведению» А.Н. Орел, также методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева,опросник «Самооценка личности» Моткова.
3. Методы математической статистики: непараметрический t - критерий Стьюдента). Обработка данных производилась с использованием программа Excel 2007.
Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: ориентацией на принципы научного
исследования, исходными теоретическими и методологическими положениями и концепциями, общепризнанными в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью обследованной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, соответствующих поставленным задачам исследования.
Методологической основой исследования являются исследования по проблеме самооценки подростков, склонных к девиантному поведению (Ю.М. Антонян, И.П.Башкатов, С.А. Беличева, В.П.Баженова, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, М.И. Рожков, А.В. Захарова, Р.Г. Илешева, В.Н. Куницына и др.).
Экспериментальная база исследования: МБОУ
«Сармановская СОШ» и МБОУ «Сармановская гимназия» с. Сарманово Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены теоретические представления о причинах возникновения и формирования девиантного поведения в подростковом возрасте;
- определены психолого-педагогические особенности подростка с девиантным поведением;
- изучены особенности формирования самооценки в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться при профессиональной подготовке психологов, педагогов-психологов разного профиля, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Среди личностных образований, которые могут обусловливать негативные формы поведения подростков, выделяется уровень самооценки подростков. По мнению И.Ю. Кулагина, самооценка является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество. Большинством авторов отмечается, что именно подростковый возраст является критическим для формирования самооценки (И.С. Кон, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и др.). Это определяется неоднозначностью и противоречивостью развития подростков на данном возрастном этапе, в силу чего наиболее чётко проступают все особенности их психической сферы и проявляются результаты воздействия социальной среды.
Общепсихологические истоки решения проблемы соотношения самооценки и особенностей поведения подростков мы находим практически в каждой крупной теории мотивационной детерминации личности, начиная от теорий гедонизма, психоанализа, гештальт-
концепции К. Левина, теорий К.Роджерса, А.Маслоу, А.Адлера и других. В отечественных концепциях общетеоретические основы соотношения самооценки личности и особенностей социально значимого поведения раскрываются в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
В.Н. Мясищева, В.Д. Шадрикова, психолого-педагогический аспект разрабатывается в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева,
А.В. Иващенко, В.С. Агапова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Захаровой и др.
Ряд вопросов личностных особенностей, самосознания и механизмов деятельности подростков с девиантным поведением рассматриваются в работах С.А. Алифанова, Т.П.Гуриной, Е.А. Капцовой, О.В.Клыпы,
H. В. Майсак, О.П. Николаевой, А.Г.Павленко.
Вместе с тем необходимо констатировать, что вопросы самооценки подростков, склонных к девиантному поведению в современных условиях разработаны в отечественной психолого-педагогической науке недостаточно.
Объект исследования - подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования - самооценка подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования - изучить особенности самооценки подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки склонные к девиантному поведению обладают низким уровнем самооценки в отличие от подростков, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения.
Задачи исследования:
I. Изучить литературу по проблеме исследования самооценки подростков, склонных к девиантному поведению.
2. Выявить особенности самооценки подростков, склонных к девиантному
поведению.
3. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
В качестве основных методов исследования использовались:
1. Анализ научной литературы по проблеме.
2. Методы сбора эмпирических данных: с целью проведения пилотажного исследования методика «Определение склонности к отклоняющему поведению» А.Н. Орел, также методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева,опросник «Самооценка личности» Моткова.
3. Методы математической статистики: непараметрический t - критерий Стьюдента). Обработка данных производилась с использованием программа Excel 2007.
Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: ориентацией на принципы научного
исследования, исходными теоретическими и методологическими положениями и концепциями, общепризнанными в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью обследованной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, соответствующих поставленным задачам исследования.
Методологической основой исследования являются исследования по проблеме самооценки подростков, склонных к девиантному поведению (Ю.М. Антонян, И.П.Башкатов, С.А. Беличева, В.П.Баженова, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, М.И. Рожков, А.В. Захарова, Р.Г. Илешева, В.Н. Куницына и др.).
Экспериментальная база исследования: МБОУ
«Сармановская СОШ» и МБОУ «Сармановская гимназия» с. Сарманово Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены теоретические представления о причинах возникновения и формирования девиантного поведения в подростковом возрасте;
- определены психолого-педагогические особенности подростка с девиантным поведением;
- изучены особенности формирования самооценки в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться при профессиональной подготовке психологов, педагогов-психологов разного профиля, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Данная работа была посвящена изучению самооценки подростков склонных к девиантному поведению.
В ходе теоретического анализа психологической литературы мы рассмотрели причины возникновения и формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.
Изучили особенности формирования самооценки в подростковом возрасте. Девиантное поведение подростка - это отклоняющееся поведение от общепринятых норм в обществе, а сам подростковый возраст является достаточно критическим для формирования самооценки. Именно поэтому дети в подростковом возрасте с дивиантным поведением имеют, как правило, несколько заниженную самооценку, их поведение напрямую зависит от группы, которая является для них референтной.
В рамках исследования по изучению особенностей самооценки у подростков склонных к девиантному поведению, продиагностировав детей, мы выявили следующую особенность: подростки, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения, обладают более высоким уровнем устойчивости к житейским трудностям, они самостоятельны, разумны, самоуверенны, способны достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, склонны
больше к размышлениям, чем к действиям, у них отсутствует внутренняя напряженность, тогда как подростки с девиантным поведением не уверены в себе, они более общительны и активны, не скрывают от себя и других даже неприятную информацию о себе, не удовлетворены собой и своими возможностями, подвластны своему «Я», влияниям обстоятельств, что и подтвердили с помощью t - непараметрического критерия Стьюдента.
Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки склонные к девиантному поведению обладают низким уровнем самооценки в отличие от подростков, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения, получила эмпирическое подтверждение.
Все поставленные задачи исследования решены. Цель достигнута, наличие различий между интересующими нас параметрами у детей подросткового возраста требует дальнейшего рассмотрения и является темой дальнейших научных исследований.
В ходе теоретического анализа психологической литературы мы рассмотрели причины возникновения и формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.
Изучили особенности формирования самооценки в подростковом возрасте. Девиантное поведение подростка - это отклоняющееся поведение от общепринятых норм в обществе, а сам подростковый возраст является достаточно критическим для формирования самооценки. Именно поэтому дети в подростковом возрасте с дивиантным поведением имеют, как правило, несколько заниженную самооценку, их поведение напрямую зависит от группы, которая является для них референтной.
В рамках исследования по изучению особенностей самооценки у подростков склонных к девиантному поведению, продиагностировав детей, мы выявили следующую особенность: подростки, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения, обладают более высоким уровнем устойчивости к житейским трудностям, они самостоятельны, разумны, самоуверенны, способны достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, склонны
больше к размышлениям, чем к действиям, у них отсутствует внутренняя напряженность, тогда как подростки с девиантным поведением не уверены в себе, они более общительны и активны, не скрывают от себя и других даже неприятную информацию о себе, не удовлетворены собой и своими возможностями, подвластны своему «Я», влияниям обстоятельств, что и подтвердили с помощью t - непараметрического критерия Стьюдента.
Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки склонные к девиантному поведению обладают низким уровнем самооценки в отличие от подростков, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения, получила эмпирическое подтверждение.
Все поставленные задачи исследования решены. Цель достигнута, наличие различий между интересующими нас параметрами у детей подросткового возраста требует дальнейшего рассмотрения и является темой дальнейших научных исследований.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ,СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



