Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №62230

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 7
1.1 Причины возникновения и формирования девиантного поведения в
подростковом возрасте 7
1.2 Психолого-педагогические особенности подростка с девиантным поведением 18
1.3 Особенности формирования самооценки в подростковом
возрасте 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 33
2.1 Выбор методик и организация исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной России наблюдается значительный рост девиантных подростков, что является следствием глубоких социальных изменений и затянувшегося экономического, социального и политического кризиса. В связи с этим сегодня все больше говорят о подростковой преступности. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учении, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья - все эти факторы вызывают так называемое посттравматические стрессовые расстройства и значительно влияют на личностное благополучие и социальное поведение подростков.
Среди личностных образований, которые могут обусловливать негативные формы поведения подростков, выделяется уровень самооценки подростков. По мнению И.Ю. Кулагина, самооценка является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество. Большинством авторов отмечается, что именно подростковый возраст является критическим для формирования самооценки (И.С. Кон, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и др.). Это определяется неоднозначностью и противоречивостью развития подростков на данном возрастном этапе, в силу чего наиболее чётко проступают все особенности их психической сферы и проявляются результаты воздействия социальной среды.
Общепсихологические истоки решения проблемы соотношения самооценки и особенностей поведения подростков мы находим практически в каждой крупной теории мотивационной детерминации личности, начиная от теорий гедонизма, психоанализа, гештальт-
концепции К. Левина, теорий К.Роджерса, А.Маслоу, А.Адлера и других. В отечественных концепциях общетеоретические основы соотношения самооценки личности и особенностей социально значимого поведения раскрываются в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
В.Н. Мясищева, В.Д. Шадрикова, психолого-педагогический аспект разрабатывается в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева,
А.В. Иващенко, В.С. Агапова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Захаровой и др.
Ряд вопросов личностных особенностей, самосознания и механизмов деятельности подростков с девиантным поведением рассматриваются в работах С.А. Алифанова, Т.П.Гуриной, Е.А. Капцовой, О.В.Клыпы,
H. В. Майсак, О.П. Николаевой, А.Г.Павленко.
Вместе с тем необходимо констатировать, что вопросы самооценки подростков, склонных к девиантному поведению в современных условиях разработаны в отечественной психолого-педагогической науке недостаточно.
Объект исследования - подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования - самооценка подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования - изучить особенности самооценки подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки склонные к девиантному поведению обладают низким уровнем самооценки в отличие от подростков, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения.
Задачи исследования:
I. Изучить литературу по проблеме исследования самооценки подростков, склонных к девиантному поведению.
2. Выявить особенности самооценки подростков, склонных к девиантному
поведению.
3. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
В качестве основных методов исследования использовались:
1. Анализ научной литературы по проблеме.
2. Методы сбора эмпирических данных: с целью проведения пилотажного исследования методика «Определение склонности к отклоняющему поведению» А.Н. Орел, также методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева,опросник «Самооценка личности» Моткова.
3. Методы математической статистики: непараметрический t - критерий Стьюдента). Обработка данных производилась с использованием программа Excel 2007.
Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: ориентацией на принципы научного
исследования, исходными теоретическими и методологическими положениями и концепциями, общепризнанными в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью обследованной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, соответствующих поставленным задачам исследования.
Методологической основой исследования являются исследования по проблеме самооценки подростков, склонных к девиантному поведению (Ю.М. Антонян, И.П.Башкатов, С.А. Беличева, В.П.Баженова, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, М.И. Рожков, А.В. Захарова, Р.Г. Илешева, В.Н. Куницына и др.).
Экспериментальная база исследования: МБОУ
«Сармановская СОШ» и МБОУ «Сармановская гимназия» с. Сарманово Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены теоретические представления о причинах возникновения и формирования девиантного поведения в подростковом возрасте;
- определены психолого-педагогические особенности подростка с девиантным поведением;
- изучены особенности формирования самооценки в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться при профессиональной подготовке психологов, педагогов-психологов разного профиля, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению самооценки подростков склонных к девиантному поведению.
В ходе теоретического анализа психологической литературы мы рассмотрели причины возникновения и формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.
Изучили особенности формирования самооценки в подростковом возрасте. Девиантное поведение подростка - это отклоняющееся поведение от общепринятых норм в обществе, а сам подростковый возраст является достаточно критическим для формирования самооценки. Именно поэтому дети в подростковом возрасте с дивиантным поведением имеют, как правило, несколько заниженную самооценку, их поведение напрямую зависит от группы, которая является для них референтной.
В рамках исследования по изучению особенностей самооценки у подростков склонных к девиантному поведению, продиагностировав детей, мы выявили следующую особенность: подростки, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения, обладают более высоким уровнем устойчивости к житейским трудностям, они самостоятельны, разумны, самоуверенны, способны достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, склонны
больше к размышлениям, чем к действиям, у них отсутствует внутренняя напряженность, тогда как подростки с девиантным поведением не уверены в себе, они более общительны и активны, не скрывают от себя и других даже неприятную информацию о себе, не удовлетворены собой и своими возможностями, подвластны своему «Я», влияниям обстоятельств, что и подтвердили с помощью t - непараметрического критерия Стьюдента.
Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки склонные к девиантному поведению обладают низким уровнем самооценки в отличие от подростков, у которых отсутствуют какие-либо формы девиантного поведения, получила эмпирическое подтверждение.
Все поставленные задачи исследования решены. Цель достигнута, наличие различий между интересующими нас параметрами у детей подросткового возраста требует дальнейшего рассмотрения и является темой дальнейших научных исследований.



1. Айхорн А. Трудный подросток. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 304 с.
2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Знание, 2016. - 158 с.
3. Арефьев А. Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2013. - №7. - С. 193-200.
4. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: УрГУ,2016. — 150 с.
5. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственного преступного поведения. — М.: ВНИИ МВД СССР,2013. — 78 с.
6. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. — Ереван: Луис,2012. — 254 с.
7. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. - Тюмень: ТЕУ,2015. —
С. 15-26.
8. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2011. - 217 с.
9. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Проспект-М, 2015.-420 с.
10. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 2014. - 220 с.
11. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. — М.: Знание,2012. — 94 с.
12. Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Современная педагогика. — 2015. — №8.-060-63.
13. Белкин А. С. Внимание — ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во,2011. — 128 с.
14. Бадмаев С.А. Психокоррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2013. - 296с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. - 464 с.
16. Бушмарина Н.Н. Психолого-педагогическая коррекция и помощь современному подростку с отклоняющимся поведением и личностной деформацией // Мир психологии: Науч.-метод. журнал. - 2014. - №4. -
С. 130-141
17. Баженов В.Г., Баженова В.П. Психические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2016. - 224 с.
18. Возрастные и индивидуальные особенности подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. —М.: Просвещение, 2014. — 360 с.
19. Горьковая Н.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал, 2014. - №2. - С.57-69.
20. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова,- М.: ВЛАДОС, 2016. - 239с.
21. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2014. - 164 с.
22. Выготский Л.С. Педология подростка. — М.: Педагогика,2014. - 433 с.
23. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012.-431 с.
24. Горьковая Н.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 2014. - №2. - С.57-63.
25. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. —М.: Юридическая литература,2011. — 159 с.
26. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.: Знание,2015. — 64 с.
27. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение,2016. — 127 с.
28. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Академия наук, 2013. - 181 с.
29. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Изд-во Моек, ун-та,2010. — 160 с.
30. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / В 2-х т. T.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2009. - 320 с.
31. Змановская Е.В. Девиантология. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
32. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. - 2013. - №9. - С.233-234.
33. Заика Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклонениями в поведении // Вопросы психологии. - 2010. - №4. - С.83-94.
34. Илешева Р.Е. Нарушения поведения у детей и подростков. - Алма- Ата: Просвет, 2013.-311 с.
35. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. — Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во,2013. — 160 с.
36. Казанская В.Е. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер,
2016. -346 с.
37. Кле М. Психология подростка. - М.: Велигор, 2012. - 386 с.
38. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - СПб.: Вита Нова, 2014.-211 с.
39. Кулагина И.Ю., В.И. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.: ТЦ, Сфера, 2014. - 464с.
40. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Педагогика,2012. — 176 с.
41. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2013. - 254 с.
42. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение,2016. — 160 с.
43. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 2015. - 274 с.
44. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб, пособие для вузов. - М: Сфера, 2011. - 160с.
45. Клейберг Ю.А. Девиантология. - СПб.: Речь, 2013. - 412 с.
46. Липунова О.В. Девиантное поведение подростков. - Комсомольск-
на-Амуре: Изд-во Амурского гуманитарно-педагогического
государственного университета, 2013. - 134 с.
47. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. —М.: Изд-во Моек, унта,2012. —275 с.
48. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь,2013. —256 с.
49. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. —СПб.: Антология, 2012. — 352 с.
50. Мухина В.С. Психология детства и отрочества,- М.: Институт практической психологии, 2010. - 109 с.
51. Мацинковская Т.Д. Общая психология : учеб, пособ. для студ. вузов / Т.Д. Марцинковская. -М.: Академия, 2010. - 384с.
52. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: Академия, 2014. -456с.
53. Механизмы преступного поведения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М.: Наука,2011. —248 с.
54. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И.Ф. Мягкова. — Воронеж: ВГПИ,2012. — 163 с.
55. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 2014. — № 4. —С. 1530.
56. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. — Тюмень: ТГУ,2015. — 96 с.
57. Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2010. - 584с.
58. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия,
2011. -512 с.
59. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 152 с.
60. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика,
коррекция, психопрофилактика. - М.: Гном и Д, 2010. - 294 с.
61. Реан А.А. Психология подростка - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2016. - 480с.
62. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. - М.: ВЛАД ОС, 2011. - 240 с.
63. Самосознание и защитные механизмы личности / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2013. - 656 с.
64. Столпи В.В. Самосознание личности. - М.: Аграф, 2013. - 284 с.
65. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М.:
Просвещение,2015. — 150 с.
66. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2013. - 394 с.
67. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию. - М.: Смысл,
2013. -343 с.
68. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2014. - 273 с.
69. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. —С.6-20.
70. Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2010. - №6. - С.267-270.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ