ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
|
Введение 3
Глава I. Психофизиологические и педагогические основы формирования навыка письма 6
1.1. Психофизиологические особенности детей 6-7 лет 6
1.2. Особенности формирования метапредметных умений учащихся на
уроках в условиях внедрения ФГОС 12
1.3. Психолого-педагогические условия становления навыков письма на
уроках русского языка в первом классе 20
Выводы по главе I 27
Глава II. Экспериментальное исследование формирования навыков письма и психофизиологического статуса первоклассников 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования психофизиологического статуса и уровня
сформированности навыков письма 35
2.3. Комплекс упражнений по формированию навыков письма младших
школьников 41
Выводы по главе II 45
Заключение 48
Список использованной литературы
Глава I. Психофизиологические и педагогические основы формирования навыка письма 6
1.1. Психофизиологические особенности детей 6-7 лет 6
1.2. Особенности формирования метапредметных умений учащихся на
уроках в условиях внедрения ФГОС 12
1.3. Психолого-педагогические условия становления навыков письма на
уроках русского языка в первом классе 20
Выводы по главе I 27
Глава II. Экспериментальное исследование формирования навыков письма и психофизиологического статуса первоклассников 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования психофизиологического статуса и уровня
сформированности навыков письма 35
2.3. Комплекс упражнений по формированию навыков письма младших
школьников 41
Выводы по главе II 45
Заключение 48
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Проблема формирования учебных действий к школьному режиму принадлежат к числу наиболее важных и актуальных в детской психологии, педагогике, возрастной физиологии[14].
Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.
Психофизиологическую основу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (А.Р.Лурия, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, Н. Г. Агаркова). Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (П. Л. Горфункель, Н. Г. Агаркова).
С самого начала освоения грамоты предметом осмысления для первоклассника должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.
Особенно сложны и недостаточно разработаны вопросы, касающиеся причин возникновения трудностей при обучении первоклассников. Недостаточно методических работ, посвященных владению письмом, учитывающих индивидуальные, психофизиологические особенности первоклассников[4].
Таким образом, проблемой исследования является недостаточный учёт психофизиологических особенностей первоклассников в процессе формирования навыков письма.
Это определило тему выпускной квалификационной работы: особенности овладения метапредметными учебными действиями у первоклассников с разным психофизиологическим статусом.
Цель: выявить особенности овладения метапредметными учебными действиями у первоклассников с разным психофизиологическим статусом и подобрать комплекс упражнений по формированию навыков письма у младших школьников.
Объект: метапредметные учебные действия младших школьников.
Предмет: особенности овладения действием письма у первоклассников с разным психофизиологическим статусом.
Гипотеза: динамика развития навыка письма зависит от
психофизиологического статуса учащихся.
Задачи :
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы.
2. Выявить психофизиологические особенности младших школьников.
3. Исследовать характер связи между формированием навыка письма и психофизиологическим статусом.
4. Подобрать комплекс упражнений по формированию навыков письма младших школьников на основе выявленных взаимосвязей.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ педагогической,
психологической, методической литературы,
- педагогическое наблюдение;
- эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент;
- психодиагностика (тест Тулуз-Пьерона);
- педагогическая диагностика (тест «Копирование букв»).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» №1 в 1 «Б» классе, в течение 2015-2016 учебного года.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе учителя начальных классов в процессе обучения и воспитания.
Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.
Психофизиологическую основу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (А.Р.Лурия, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, Н. Г. Агаркова). Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (П. Л. Горфункель, Н. Г. Агаркова).
С самого начала освоения грамоты предметом осмысления для первоклассника должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.
Особенно сложны и недостаточно разработаны вопросы, касающиеся причин возникновения трудностей при обучении первоклассников. Недостаточно методических работ, посвященных владению письмом, учитывающих индивидуальные, психофизиологические особенности первоклассников[4].
Таким образом, проблемой исследования является недостаточный учёт психофизиологических особенностей первоклассников в процессе формирования навыков письма.
Это определило тему выпускной квалификационной работы: особенности овладения метапредметными учебными действиями у первоклассников с разным психофизиологическим статусом.
Цель: выявить особенности овладения метапредметными учебными действиями у первоклассников с разным психофизиологическим статусом и подобрать комплекс упражнений по формированию навыков письма у младших школьников.
Объект: метапредметные учебные действия младших школьников.
Предмет: особенности овладения действием письма у первоклассников с разным психофизиологическим статусом.
Гипотеза: динамика развития навыка письма зависит от
психофизиологического статуса учащихся.
Задачи :
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы.
2. Выявить психофизиологические особенности младших школьников.
3. Исследовать характер связи между формированием навыка письма и психофизиологическим статусом.
4. Подобрать комплекс упражнений по формированию навыков письма младших школьников на основе выявленных взаимосвязей.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ педагогической,
психологической, методической литературы,
- педагогическое наблюдение;
- эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент;
- психодиагностика (тест Тулуз-Пьерона);
- педагогическая диагностика (тест «Копирование букв»).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» №1 в 1 «Б» классе, в течение 2015-2016 учебного года.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе учителя начальных классов в процессе обучения и воспитания.
Ознакомившись с разной психолого-педагогической литературой, мы выяснили психофизиологические особенности детей первоклассного возраста.
Дети этого возраста могут осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, они проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту. Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Первоклассники достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно- и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов. На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа- слева, над-под, на, за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости.
Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.
Так же, нами были выявлены особенности формирования метапредметных умений учащихся.
Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Проведенное нами экспериментальное исследование было посвящено изучению особенностей овладения навыками письма у первоклассников с разным психофизиологическим статусом.
Для выявления психофизиологического статуса мы провели методику Тулуз-Пьерона.
По результатам тестирования скорости выполнения теста у 12,5% учащихся наблюдается патология, у 56,25% учащихся слабая, у 18,75% учащихся средняя скорость выполнения теста и у 6,25% хорошая скорость выполнения работы.
Точность выполнения: у 6,25% учащихся наблюдается низкая точность выполнения, у 43,75% учащихся средняя, у 37,5% учащихся хорошая точность выполнения теста и у 12,5% высокая точность выполнения работы.
Методика для выявления уровня сформированности навыков письма проводилась дважды:
- в результате 1 этапа мы выявили проценты сформированности навыка письма в данном классе. Они были таковы: низкий уровень сформированное™ навыка письма у 25%, средний уровень у 37,5% и высокий уровень так же как и средний у 37,5% учащихся.
- в результате 2 этапа мы выявили динамику уровня сформированности навыков письма у первоклассников. Результаты заметно изменились: низний уровень сформированности навыка письма наблюдается у 12,5% учащихся, средний уровень у 37,5% и высокий уровень у половины класса, т.е. у 50% учеников.
Выявленные уровни сформированности навыка письма у детей с разным психофизиологическим статусом заметно отличались: значительное улучшение метапредметных учебных действий происходит у детей с патологически низкой и со слабой скоростью, а также с патологически слабой и средней точностью или слабой скоростью подвижности нервной системы, со слабой концентрацией внимания.
У учащихся с высокой и хорошей скоростью, с хорошей и высокой точностью концентрации внимания изначально были хорошие результаты сформированности метапредметных учебных действий.
Значительной положительной динамики у них не наблюдается.
Эти ученики не испытывали затруднений и им легко дается материал. Они чувствуют, что их возможности и их способности достаточно развиты. Эти младшие школьники не входят в состояние дискомфорта.
Для формирования навыков письма рекомендуется использовать на уроках тренировочные упражнения, направленные на мотивацию учеников для работы по развитию у себя навыков письма; беседы; задания, требующие от детей внимательности и др.
Подобранный нами комплекс упражнений позволяет учитывать такие психофизиологические особенности детей: эмоциональность, доминирование правополушарности, слабое развитие мелкой моторики, неустойчивость внимания, низкая концентрация внимания, на инертности нервных процессов.
На основании проведённого нами эксперимента мы можем сделать следующие выводы: уровень сформированности таких метапредметных учебных действий как навык письма напрямую связан с уровнем психофизиологического статуса ребенка.
Исходя из этого, мы можем сказать, поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Дети этого возраста могут осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, они проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту. Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Первоклассники достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно- и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов. На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа- слева, над-под, на, за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости.
Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.
Так же, нами были выявлены особенности формирования метапредметных умений учащихся.
Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Проведенное нами экспериментальное исследование было посвящено изучению особенностей овладения навыками письма у первоклассников с разным психофизиологическим статусом.
Для выявления психофизиологического статуса мы провели методику Тулуз-Пьерона.
По результатам тестирования скорости выполнения теста у 12,5% учащихся наблюдается патология, у 56,25% учащихся слабая, у 18,75% учащихся средняя скорость выполнения теста и у 6,25% хорошая скорость выполнения работы.
Точность выполнения: у 6,25% учащихся наблюдается низкая точность выполнения, у 43,75% учащихся средняя, у 37,5% учащихся хорошая точность выполнения теста и у 12,5% высокая точность выполнения работы.
Методика для выявления уровня сформированности навыков письма проводилась дважды:
- в результате 1 этапа мы выявили проценты сформированности навыка письма в данном классе. Они были таковы: низкий уровень сформированное™ навыка письма у 25%, средний уровень у 37,5% и высокий уровень так же как и средний у 37,5% учащихся.
- в результате 2 этапа мы выявили динамику уровня сформированности навыков письма у первоклассников. Результаты заметно изменились: низний уровень сформированности навыка письма наблюдается у 12,5% учащихся, средний уровень у 37,5% и высокий уровень у половины класса, т.е. у 50% учеников.
Выявленные уровни сформированности навыка письма у детей с разным психофизиологическим статусом заметно отличались: значительное улучшение метапредметных учебных действий происходит у детей с патологически низкой и со слабой скоростью, а также с патологически слабой и средней точностью или слабой скоростью подвижности нервной системы, со слабой концентрацией внимания.
У учащихся с высокой и хорошей скоростью, с хорошей и высокой точностью концентрации внимания изначально были хорошие результаты сформированности метапредметных учебных действий.
Значительной положительной динамики у них не наблюдается.
Эти ученики не испытывали затруднений и им легко дается материал. Они чувствуют, что их возможности и их способности достаточно развиты. Эти младшие школьники не входят в состояние дискомфорта.
Для формирования навыков письма рекомендуется использовать на уроках тренировочные упражнения, направленные на мотивацию учеников для работы по развитию у себя навыков письма; беседы; задания, требующие от детей внимательности и др.
Подобранный нами комплекс упражнений позволяет учитывать такие психофизиологические особенности детей: эмоциональность, доминирование правополушарности, слабое развитие мелкой моторики, неустойчивость внимания, низкая концентрация внимания, на инертности нервных процессов.
На основании проведённого нами эксперимента мы можем сделать следующие выводы: уровень сформированности таких метапредметных учебных действий как навык письма напрямую связан с уровнем психофизиологического статуса ребенка.
Исходя из этого, мы можем сказать, поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.



