Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста в условиях многофункционального центра арт-терапии

Работа №62204

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение....
Глава I. Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1. Особенности цветовосприятия у детей дошкольного
возраста 7
1.2. Педагогические возможности предметно-пространственной среды
в развитии цветовосприятия у детей дошкольного возраста 20
Выводы по I главе 30
Глава II. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды центра арт-терапии
2.1. Основные требования к дизайн-проекту центра арт-терапии для
детей дошкольного возраста 32
2.2. Организация и этапы работы над дизайн-проектом центра
арт-терапии 53
Выводы по II главе 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70



Одной из приоритетных задач современной системы образования является развитие творческих способностей учащихся. Реализация данной задачи осуществляется в процессе освоения дошкольниками образовательных программ с учетом особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе. Современная система образования не создает условия для обеспечения главной цели - воспитание гармонично развитой личности, что проявляется в поверхностном подходе художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Развитие детей дошкольного возраста осуществляется только в деятельности, поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС дошкольного образования) провозглашает деятельностный подход как один из ведущих и определяющих стратегию дошкольного образования на современном этапе. В соответствии с ФГОС ДО, цели и результаты образовательной деятельности определяются пятью основными направлениями развития личности ребенка: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественноэстетическое, физическое.Детские виды деятельности (игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, двигательная) не просто способы времяпрепровождения детей, но и особые формы совместного творчества детей и взрослых, которые отражают специфику дошкольного образования.
По выражению К.Д. Ушинского, «ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия [цит. по 9, С. 27.], поскольку эстетическое воспитание непосредственно связано со способностью учащихся воспринимать цвет. Цвет является одной из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети [1, С. 14]. В работах В.А. Сухомлинского показано, что соотнесенность цвета с такими «неперцептивными» категориями как человеческие эмоции, чувства оказывают непосредственное воздействие на человека [35]. Таким образом, можно утверждать, что развитие способности к восприятию цвета и оттенков способствует развитию более высокой чувствительности личности по отношению к окружающему миру.
В научной литературе проблема цветовосприятия представлена работами С.С. Алексеева, В.П. Ершакова, Л. Лукхарда, касающихся проблемам сенсорного восприятия цвета зрительным анализатором с учетом индивидуальных особенностей цветовосприятия [25]; психологов - Л.С. Выготского [32], В.М. Демидова [44], М. Люшера [33]. Методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению на занятиях изобразительным искусством рассматривались в работах В.С. Кузина [19], Г.В. Черемных [11], А.П. Яшухина [45] и др.
Артпедагогика и арттерапия обладает широкими возможностями для творческой самореализации личности. В работах Л.А. Ахметовай, М. Монтессори [28], К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля [40] показано, что искусство следует рассматривать не только как наиболее доступные и привлекательные виды изобразительной деятельности, но и одним из важных факторов формирования и развития способности к цветовосприятию. М. Монтессори полагала, что эффективная работа по формированию у детей умений различать цвета и оттенки возможна лишь при наличии специальных дидактических средств [28]. Поэтому необходим тщательный отбор дидактического материала, игр и других средств арт-терапии,
соответствующих поставленным задачам.
Большинство исследований, посвященных проблемам восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности рассматриваются
преимущественно в рамках дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку данный возраст является наиболее сенситивным для развития способности к цветовосприятию. Однако, практически не изученными остаются вопросы изучения влияния предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения на развитие способности к цветовосприятию. Вместе с тем, путем создания специально организованных условий появляется возможность перехода от шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному восприятию многообразия его оттенков при условии реализации специально составленной программы арт- терапевтического сопровождения.
Объектом нашего исследования является процесс развития цветовосприятия детей дошкольного возраста в условиях многофункционального центра арт-терапии.
Предметом исследования - интерьер центраарт-терапии как одна из формразвития цветовосприятия.
Целью исследования является проектирование
многофункциональной, эргономичной предметно-развивающей среды центра арт-терапии.
Поставленная цель, требует решения следующих задач:
- изучить методическую и специальную литературу по исследуемой проблеме;
- на основе изученного материала отечественного и зарубежного опыта, выделить основные концептуальные черты, создать основу для разрабатываемого интерьера;
- выявить основные положения, требования к предметнопространственной среде;
- разработать концепцию создания интерьера центра арт-терапии.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней
определены и выделены теоретические позиции известных авторов по проблемам арт-терапии в разных странах. Полученные результаты позволяют осуществить классификацию индивидуально-психологических особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста
Практическая значимость состоит в том, что собранный материал выпускной квалификационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы дизайнерами и архитекторами при проектировании лечебных и психотерапевтических учреждений, центров арт-терапии.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и первоисточников по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта по развитию способностей детей к цветовосприятию в процессе различных видов творческой деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Было предложено создать центр арт-терапии на территории УСК «Мирас», расположенного по улице Дж. Файзи в Советском районе города Казани для облегчения условий работы с детьми, особенно с детьми, имеющими различные нарушения, что приводит к нарушению процессов цветовосприятия.
Нами проанализированы специальные источники, посвященные вопросам изучения особенностейцветовосприятия детьми дошкольного и школьного возраста и их отношение к искусству. Период детства и отрочества - время роста, изменения и развития человека, который в дальнейшем определяет его жизнь в целом.
Для решения проблемы поиска места для центра арт-терапии, нами предложено использовать трансформируемые перегородки, предназначенные для зонирования пространствана отдельные зоны для занятий арт-терапией по развитию цветовосприятия у детей.
В соответствии с выше поставленной целью создания концептуального дизайн-проекта центра арт-терапии нами решены следующие задачи:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме арт- терапии;
- на основе собранного материала создана концепция зонирования разрабатываемого интерьера;
- выявлены основные положения, требования к предметнопространственной среде центра арт-терапии.
Центр арт-терапии способен трансформироваться в зависимости от задач и применяемых на занятиях средств. На планшете представлены три варианта трансформации: «живопись», «лепка и скульптурное
моделирование» и «библиотерапия» (Приложение 1, 2 и 3), разделенные различными зонами для администрации, и детей.
Для создания комфортных условий предложено использовать следующие факторы:
- небольшие габариты помещен позволили использовать свойство детской психики устройства «своего мира», в котором ребенок чувствует себя в безопасности;
- перегородки предложено сделать из современных строительных материалов, которые легки в сборке и транспортировке;
- распределение помещения на зоны разделили всех участников учебно-воспитательного процесса для психологического комфорта;
- применение материалов для отделки помещения соответствует нормативам и СНиПам, действующих на территории Российской Федерации;
- применение эргономичной детской мебели способствует правильному развитию детей и абстрагированию их от дискомфортной обстановки в пользу арт-терапии.
- использование различных тонов холодной и теплой гаммы интерьера содействует концентрации детей на проведение занятия и визуального расширения пространства.
Анализ существующих центров детского творчества показал, что имеющиеся учреждения не соответствуют требованиям детского образовательного учреждения. Появление данного проекта свидетельствует об интересе к проблеме арт-терапии. Важно предоставить возможность развития арт-терапии в городе Казани, а также необходимость дальнейшего изучения педагогических возможностей этого феномена для развития способности детей к цветовосприятию.
Проект демонстрирует, насколько важна совместная работа архитекторов, дизайнеров, педагогов, психологов, строителей, экономистов над созданием подобного центра. Предложить дизайн комплекса мало - необходимо четкое понимание характера среды, в которой будут работать специалисты, учитывать ее особенности и свойства. Необходимо понимать и рассчитывать финансовые риски и выгоды от реализации проекта создания центра.
Способность к цветовосприятию учащихся коррекционных школ по ряду показателей значительно хуже, чем общеобразовательных. Нельзя забывать главное, что арт-терапия направленна не только на развитие цветовосприятия и ее устранения, но и на дальнейшее формирование психологического отношения к искусству.



1. Альтхауз Д., Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / пер. с нем. под ред. В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994. - 230 с.
2. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24 - 26.
3. Бревнова, Ю.А. Опыт использования компьютерных игр в практике образовательного учреждения / Ю.А. Бревнова // Научные исследования в образовании. 2010. - №1. - С. 19-27.
4. Бреслав Г.Э., Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2006. - 212 с.
5. Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер // под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с. Виноградова Н.В., Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта / Н.В. Виноградова // Искусство и образование. - 2009. - №1. - С. 115-121.
6. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 16-33.
7. Гете, И. В. Учение о цвете. Теория познания / И. В. Гете. - изд. 2-е.
- М.: «ЛИБРОКОМ», 2011. - 200 с.
8. Година Г.Н., Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година, под ред. В.Г. Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: младший и средний дошкольный возраст. - М.: Педагогика, 1973. - С. 83 - 111.
9. Гончарова Е.В., Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого: учеб. пособие для студ. дошкольных факультетов пед. инст-тов и колледжей. - Нижневартовск. - 2000.
10. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. М.: Изд-во «ИНТОР». -
1996. - 544 с.
11. Демчев П.Г., Черемных Г.В., Художественное оформление в школе: учеб. пособ. Для студ. вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС. - 2004.
12. Запорожец А.В., К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 320 с.
13. Звягинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звягинский, Р. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
14. Ипполитова О.В., Цветовосприятие и цветразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР / О.В. Ипполитова, Н.Г. Поташева // Специальное образование. - 2015. - т. 2. - №11. - с. 132-137.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
16. Колосова Т.А., Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью. учеб.-метод. пособ. ИПЦ «КАРО». - 2011. - 72 с.
17. Котова И., О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - №2. - С. 47-54.
18. Кравцова Е.Е., Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 185 с.
19. Кузин В.С., Рисунок. Наброски и зарисовки. М.: Изд-во академия. - 2004. - 232 с.
20. Левченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном обучении. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
21. Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. - 584 с.
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1981. - 523 с.
23. Леонтьев А.Н., Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
Лихачев Б.Т., Педагогика. - М., Изд-во Просвещение, 1998. - 392 с.
Любимов В.В., Психология восприятия. - М.: Эксмо, ЧеРо, МСПИ, 2007. - 472 с.
24. Массен П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюста А., Развитие личности ребенка. - М.: Прогресс, 1987. - С. 59-73.
25. Мелик-Пашаев А.А., Некоторые проблемы детской художественной одаренности / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
26. Миловская С.М., Роль музыки в системе воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.Ж Просвещение, 1998. - 111 с.
27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2009. - 243 с.
28. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. - М.: Панорама, 2006. - 80 с.
29. Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 1999. - 635 с.
30. Новоселова, С.Л. Игра в развитии ребенка / С.Л. Новоселова. - М.: Педагогика, 2000. - 252 с.
31. Осипова А.А., Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера»,
2000. - 512 с.
32. Ремезова Л.А., Играем с цветом: формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет / Л.А. Ремезова. - М.: Школьная пресса, 2005.
33. Серов Н.В., Эстетика цвета. Методологические основы хроматизма / СПб,
1997.
34. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика,
1986. - 150 с.
35. Сулейманян А.Г., Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки / А.Г. Сулейманян // Психологическая наука и образование. - 2003. -№3. - С. 80 - 93.
36. Сухомлинский В.А., Избр. пед. соч. в 3 томах. - Т.3 / под ред. Н.П. Кузина. - М.: Педагогика, 1981. - 648 с.
37. Трубайчук, Л.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.В. Трубайчук,
С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2011. - 290 с.
38. Трусова, Е.Л. Сюжетно-ролевая игра мастерская «Волшебная ниточка» / Е.Л. Трусова. - Севастополь: Рибэст, 2000. - 29 с.
39. Флерина Е.А., Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. АПН РСФСР - М., 1961. - 333 с.
40. Фребель Ф., Будемжить для своих детей / сост., предисловие Л.М. Волобуева / Ф. Фребель. - М. Изд. дом «Карапуз», 2001. - 288 с.
41. Ческидова И.Б., Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы / И.Б. Ческидова // Педагогическое образование в России. - 2009. - №1. - С. 124-129.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
43. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 1978. - 356 с.
44. Яньшин П.В., Введение в психосемантику цвета / П.В. Яньшин. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 189 с.
45. Яшухин А.П., Живопись. М.: Изд-во «Просвещение» - 286 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проект[Электронный ресурс] - Режим доступа: ^Ир://минобрнауки.рф/новости/3447-ФГОС-ДО-pdf.
47. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль качества».
48. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
49. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
50. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест»
51. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
52. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» и приложение к нему - «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», Выпуск 13 «Общественные здания и сооружения, физкультурно-оздоровительные сооружения», которые разработаны АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ