Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК

Работа №62183

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок 7
1.1. Определение сущности понятия «речевое творчество» 7
1.2. Влияние сказок на развитие речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия развития речевого творчества у детей
старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок 23
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок ... 35
2.1. Изучение уровня развития речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Методические рекомендации по развитию речевого творчества у
детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок ... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования. Исследования психологов (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных видах деятельностях.
Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.Я. Панкратова, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая изучали характер творческих проявлений детей в литературной деятельности, а также пути формирования творческих способностей ребенка, в том числе и определение оптимальных условий для развития речевого творчества дошкольников.
Как отмечает О.С. Ушакова, процесс развития речевого творчества - целенаправленная систематическая деятельность, возникающая под влиянием искусства и впечатлений окружающей жизни, и выражается в создании устных сочинений (рассказов, сказок, стихов). Продукт речевой деятельности детей представляет собой законченное во времени повествование определенного содержания, обладающее новизной, оригинальностью, гибкостью и вариативностью сюжетной линии, с большим или меньшим количеством лиц-персонажей, со своими речевыми средствами.
По мнению О.С. Ушаковой, речевое творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка (М.М.Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А. Алиева, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршева, Н.Н. Насруллаева, О.И.Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования речевого творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом со школьниками и детьми дошкольного возраста (Н.А. Орланова, Дж. Родари, Л.Е. Тумина, СМ. Чемортан и другие).
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказки содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Однако, как отмечают О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного воздействия на развитие детского речевого творчества. Поэтому в своем исследовании мы рассмотрим педагогические условия, способствующие развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочи-нения сказок.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Гипотеза исследования: эффективность развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок определяют следующие педагогические условия:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «речевое творчество» у старших дошкольников.
2. Изучить влияние сказок на развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и обосновать педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения
сказок.
4. Выявить уровень развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
5. Разработать методические рекомендации по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, изучение продуктов детского творчества, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 72 «Мозаика» г.Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особое место среди творческих проявлений дошкольников занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Наше исследование было направленно на развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе сочинения сказок.
В первой главе нашего исследования мы изучили теоретические основы развития у дошкольников речевого творчества, определили сущность понятия «речевое творчество дошкольников» - деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов и т.п.. Мы исследовали особенности развития у детей старшего дошкольного возраста речевого творчества, обосновали педагогические условия, которые, на наш взгляд, способствуют развитию старших дошкольников речевого творчества в процессе сочинения сказок:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
Во второй главе мы провели экспериментальную работу по развитию речевого творчества у детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 72 г. Белгорода.
В соответствии с критериями развития речевого творчества: объем активного словаря; понимание детьми особенностей жанра литературных произведений; умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение; умение придумывать сказку по картинкам на тему, предложенную воспитателем; мы подобрали и провели диагностические методики: «Такие разные слова» (автор Л.А. Колунова), «Выбери сказку» (автор Н.С. Лавыш), «Новая сказка» (автор О.Н. Пищухина), «Придумай сказку по картинке» (автор Дьяченко О.М.)
Анализ полученных результатов позволил нам выявить общий уровень речевого творчества старших дошкольников.
Высокий уровень речевого творчества имеют 16% (4) детей, средний уровень - 56% (12) детей, низкий уровень - 23% (9) детей старшего до-школьного возраста.
На основании полученных результатов и с учетом условий заявленной гипотезы, мы разработали методические рекомендации по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет нам утверждать, цели и задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Алексеева, М.М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М Алексеева, В.И. Яшина. - М., Академия, 2011. - 400с.
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений слова [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М., 2013. - 338с.
3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2015. -209с.
4. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] / A.M. Бородич. - М., 2011. -255с.
5. Бронникова, Н.Г. Об ассоциативно-смысловой многозначности слова в речи ребенка [Текст]/ Н.Г. Бронникова // Актуальные проблемы современной лингвистики. - Киров: Союз, 2016.- С.18 - 32
6. Вайсберг, Й.Л. Родной язык и философия духа [Текст] / Й.Л. Вайсберг.
- М.: Просвещение, 2015. - 223 с.
7. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография [Текст]/ В.В. Виноградов. - М., 2016. - С. 140-161
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. -352 с.
9. Гак, В.Г. Языковые преобразования [Текст] / В.Г.Гак. - М., 2016. - 763с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. -417с.
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст] / В.В.Гербова. - М., 2011. - 206 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аркти, 2015. - 168
13. Говорят дети [Текст]. Словарь-справочник / Н.С. Цейтлин, М.Б. Елисеева. - СПб., 2011. - 151с.
14. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1996.- 482с.
15. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» [Текст]: Практические материалы.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
16. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко. - М., 2006.-31с.
17. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст]: Пособие для педагогов и родителей. / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2016.
18. Иваненко, А.П. Словарная работа с дошкольниками [Текст] / А.П. Иваненко. - Липецк, 2014.-78с.
19. Казакова, Т.В. Развитие речи дошкольников в процессе их подготовки к школе [Текст] / Т.В. Казакова. - Тамбов: Юпитер, 2017. - 62с.
20. Колунова, Л.А. Особенности понимания детьми смысловых оттенков слова [Текст] / Л.А. Колунова // Фразеологическая семантика в коммуникативном аспекте. - М., 2014. - С. 35-37
21. Коник, В.И. Развитие словаря дошкольника [Текст] / В.И. Коник. - Волгоград: Учитель. - 2016. - 94 с.
22. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2012 - 128 с.
23. Лавыш, Н.С. Организация работы по авторской программе «Родное слово». Старший дошкольный возраст [Текст ] / Н.С. Лавыш. - Пенза, 2016. - 31с
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М., 1969. -212с.
25. Логинова, В.И. Формирование словаря у дошкольников [Текст] / В.И.Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.,2009. - С. 79-101.
26. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - Р-н-Д, 1998. - 414с.
27. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Р. Львов. - М., 2011. - 176с.
28. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М., 1965. - 412с.
29. Ляховская, Ю.С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего до-школьного возраста [Текст] / Ю.С. Ляховская // Ученые записки МГЗПИ. - М., 2000. - Вып. №31.
30. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков. - 2-е изд., испр.— М.: Просвещение,2008.- 159 с.
31. Мирошниченко, О.Ф. Особенности детской речи [Текст] / Мирошниченко О.Ф.. - М., 2016.- 75с.
32. Мокиенко, В.М. Образы русской речи [Текст] / В.М. Мокиенко. - СПБ,2013.- 253с.
33. Негневицкая, Е.И. Язык и дети [Текст] / Е.И. Негневицкая, A.M. Шахнарович. - М., 1981. - 111с.
34. Никитин, М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании [Текст] / М.В. Никитин - Владимир, 2014. - 222с.
35. Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве [Текст] / Н.С. Пантина. - М., 2016. - 272с.
36. Пищухина, О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни [Текст]: автореф.дисс. канд. пед. наук. / О.Н.Пищухина. - М., 2014. - 17с.
37. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М., 1996. - 69с.
38. Про небо и землю. Сказочная хрестоматия (Текст). - М., 2013. -368с.
39. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М., 2014.
40. Развиваем речь детей: секреты сотрудничества [Текст]: Практическое пособие по взаимодействию детского сада с семьей. - Тольятти, 2017.
41. Рождественский, Н.С. Речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.С.Рождественский. - М.: Просвещение, 2012 - 222с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. -т. 1. — С. 442-460.
43. Савельева, Н.П. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания [Текст]: Автореф. дисс . канд. пед. наук / Н.П. Савельева. - Тамбов, 2014. - 43с.
44. Савченко, А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь [Текст] / А.Н. Савченко. - Р-н-Д, 2016. - 128с.
45. Скворцова, Л.Ф. Формирование у детей интереса к русскому фольклору [Текст] / Л.Ф. Скворцова // Дошкольная педагогика.- 2013. - №5. - С. 33¬35.
46. Смага, А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова до-школьниками [Текст] / А.А. Смага // Проблемы изучения речи дошкольников. - М., 2014. - С. 26-31.
47. Современный русский литературный язык. Лексика. [Текст] - М., 2013. - 148с.
48. Сомкова, О.Н. К вопросу об этапах усвоения дошкольниками средств языковой выразительности [Текст] / О.Н. Сомкова, Л.М. Гурович // Наука о дошкольном детстве традиции и современность: материалы международной конференции. - М., 2016. - С. 81-83.
49. Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками [Текст] / Ф.А.Сохин, // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.,2008. - 158с.
50. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж, 2015. - 156с.
51. Тагаева, Е.Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] / Е.Ю. Тагаева, Л.А Савицкая. // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. - С. 52-54.
52. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М., 2001. - 160с.
53. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О.С. Ушакова. // Педагогическое образование в России. - 2011. - №12.. - С. 5-12.
54. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2014. — 288 с.
55. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст] / К.Д. Ушинский // Педагогическое наследие. - М., 1994. С. 106-122
56. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А.Флерина. - М., 2011. - 334с.
57. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
58. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] / Р.Ш. Хабибуллина //Дошкольная педагогика. - 2013 - №7 - С. 70
59. Харченко, В.К. Словарь-тезарус детской речи [Текст]: свыше 2470 слов (3700 словоупотреблений) / В.К. Харченко. - Белгород, 2001. - 216 с.
60. Холод, А.М. Овладение семантикой нового слова в онтогенезе [Текст] /
A. М. Холод - М., 2016. - 92 с.
61. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] / С.Н.Цейтлин. - М., 2015. - 240с.
62. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. - М., 1960. - 375с.
63. Шанский, Н.М. Современный русский язык [Текст] / Н.М. Шанский,
B. В. Иванов. - М., 2011. - С. 68-91
64. Шахнарович, A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики [Текст] / A.M. Шахнарович. - М., 2009. - 166с.
65. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики [Текст] / Д.Н.Шмелев. - М., 2003. С. 7-188
66. Шулежкова, С.Г. Крылатые выражения русского языка, их истоки и развитие [Текст] / С.Г. Шулежкова. - Челябинск: Восток, 2017. - 221с.
67. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М., 1995. -414с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ