РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок 7
1.1. Определение сущности понятия «речевое творчество» 7
1.2. Влияние сказок на развитие речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия развития речевого творчества у детей
старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок 23
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок ... 35
2.1. Изучение уровня развития речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Методические рекомендации по развитию речевого творчества у
детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок ... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок 7
1.1. Определение сущности понятия «речевое творчество» 7
1.2. Влияние сказок на развитие речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия развития речевого творчества у детей
старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок 23
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок ... 35
2.1. Изучение уровня развития речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Методические рекомендации по развитию речевого творчества у
детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок ... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования. Исследования психологов (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных видах деятельностях.
Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.Я. Панкратова, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая изучали характер творческих проявлений детей в литературной деятельности, а также пути формирования творческих способностей ребенка, в том числе и определение оптимальных условий для развития речевого творчества дошкольников.
Как отмечает О.С. Ушакова, процесс развития речевого творчества - целенаправленная систематическая деятельность, возникающая под влиянием искусства и впечатлений окружающей жизни, и выражается в создании устных сочинений (рассказов, сказок, стихов). Продукт речевой деятельности детей представляет собой законченное во времени повествование определенного содержания, обладающее новизной, оригинальностью, гибкостью и вариативностью сюжетной линии, с большим или меньшим количеством лиц-персонажей, со своими речевыми средствами.
По мнению О.С. Ушаковой, речевое творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка (М.М.Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А. Алиева, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршева, Н.Н. Насруллаева, О.И.Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования речевого творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом со школьниками и детьми дошкольного возраста (Н.А. Орланова, Дж. Родари, Л.Е. Тумина, СМ. Чемортан и другие).
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказки содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Однако, как отмечают О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного воздействия на развитие детского речевого творчества. Поэтому в своем исследовании мы рассмотрим педагогические условия, способствующие развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочи-нения сказок.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Гипотеза исследования: эффективность развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок определяют следующие педагогические условия:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «речевое творчество» у старших дошкольников.
2. Изучить влияние сказок на развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и обосновать педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения
сказок.
4. Выявить уровень развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
5. Разработать методические рекомендации по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, изучение продуктов детского творчества, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 72 «Мозаика» г.Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.Я. Панкратова, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая изучали характер творческих проявлений детей в литературной деятельности, а также пути формирования творческих способностей ребенка, в том числе и определение оптимальных условий для развития речевого творчества дошкольников.
Как отмечает О.С. Ушакова, процесс развития речевого творчества - целенаправленная систематическая деятельность, возникающая под влиянием искусства и впечатлений окружающей жизни, и выражается в создании устных сочинений (рассказов, сказок, стихов). Продукт речевой деятельности детей представляет собой законченное во времени повествование определенного содержания, обладающее новизной, оригинальностью, гибкостью и вариативностью сюжетной линии, с большим или меньшим количеством лиц-персонажей, со своими речевыми средствами.
По мнению О.С. Ушаковой, речевое творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка (М.М.Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А. Алиева, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршева, Н.Н. Насруллаева, О.И.Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования речевого творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом со школьниками и детьми дошкольного возраста (Н.А. Орланова, Дж. Родари, Л.Е. Тумина, СМ. Чемортан и другие).
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказки содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Однако, как отмечают О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного воздействия на развитие детского речевого творчества. Поэтому в своем исследовании мы рассмотрим педагогические условия, способствующие развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочи-нения сказок.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Гипотеза исследования: эффективность развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок определяют следующие педагогические условия:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «речевое творчество» у старших дошкольников.
2. Изучить влияние сказок на развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и обосновать педагогические условия развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения
сказок.
4. Выявить уровень развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
5. Разработать методические рекомендации по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, изучение продуктов детского творчества, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 72 «Мозаика» г.Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Особое место среди творческих проявлений дошкольников занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Наше исследование было направленно на развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе сочинения сказок.
В первой главе нашего исследования мы изучили теоретические основы развития у дошкольников речевого творчества, определили сущность понятия «речевое творчество дошкольников» - деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов и т.п.. Мы исследовали особенности развития у детей старшего дошкольного возраста речевого творчества, обосновали педагогические условия, которые, на наш взгляд, способствуют развитию старших дошкольников речевого творчества в процессе сочинения сказок:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
Во второй главе мы провели экспериментальную работу по развитию речевого творчества у детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 72 г. Белгорода.
В соответствии с критериями развития речевого творчества: объем активного словаря; понимание детьми особенностей жанра литературных произведений; умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение; умение придумывать сказку по картинкам на тему, предложенную воспитателем; мы подобрали и провели диагностические методики: «Такие разные слова» (автор Л.А. Колунова), «Выбери сказку» (автор Н.С. Лавыш), «Новая сказка» (автор О.Н. Пищухина), «Придумай сказку по картинке» (автор Дьяченко О.М.)
Анализ полученных результатов позволил нам выявить общий уровень речевого творчества старших дошкольников.
Высокий уровень речевого творчества имеют 16% (4) детей, средний уровень - 56% (12) детей, низкий уровень - 23% (9) детей старшего до-школьного возраста.
На основании полученных результатов и с учетом условий заявленной гипотезы, мы разработали методические рекомендации по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет нам утверждать, цели и задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Наше исследование было направленно на развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе сочинения сказок.
В первой главе нашего исследования мы изучили теоретические основы развития у дошкольников речевого творчества, определили сущность понятия «речевое творчество дошкольников» - деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов и т.п.. Мы исследовали особенности развития у детей старшего дошкольного возраста речевого творчества, обосновали педагогические условия, которые, на наш взгляд, способствуют развитию старших дошкольников речевого творчества в процессе сочинения сказок:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
Во второй главе мы провели экспериментальную работу по развитию речевого творчества у детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 72 г. Белгорода.
В соответствии с критериями развития речевого творчества: объем активного словаря; понимание детьми особенностей жанра литературных произведений; умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение; умение придумывать сказку по картинкам на тему, предложенную воспитателем; мы подобрали и провели диагностические методики: «Такие разные слова» (автор Л.А. Колунова), «Выбери сказку» (автор Н.С. Лавыш), «Новая сказка» (автор О.Н. Пищухина), «Придумай сказку по картинке» (автор Дьяченко О.М.)
Анализ полученных результатов позволил нам выявить общий уровень речевого творчества старших дошкольников.
Высокий уровень речевого творчества имеют 16% (4) детей, средний уровень - 56% (12) детей, низкий уровень - 23% (9) детей старшего до-школьного возраста.
На основании полученных результатов и с учетом условий заявленной гипотезы, мы разработали методические рекомендации по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет нам утверждать, цели и задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки (Удмуртский государственный университет (Филиал в г. Воткинске))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018



