Введение 3
Глава I. Научно-практическое обоснование работы с историческими документами на уроке истории 8
1.1. Виды исторических документов и условия их отбора для урока 8
1.2. Методические приемы работы с историческими документами на уроках истории 16
Глава II. Инновационный опыт в работе с историческими документами на уроке истории в школе 25
2.1. Разработка урока в 10 классе по теме: «Смутное время Российского государства» 25
2.2. Развитие критического мышления на уроке истории при работе с документами 35
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 47
Важное место в системе школьного образования занимает изучение всемирной и особенно отечественной истории. Возросший интерес к прошлому - одно из проявлений патриотических чувств российских людей, их стремления постигнуть непрерывную связь времен, истоки прогрессивных народных традиций.
Изучение истории нашей Родины помогает воспитывать школьников в духе коллективистской, гуманистической, активной, деятельной морали.
Знание прошлого народов России, традиций совместной борьбы за социальную справедливость и национальную независимость, взаимообогащения культурными достижениями открывает возможность для воспитания высокой культуры межнационального общения.
Приступая к изучению отечественной истории, учащиеся должны понять, где историческая наука опирается не на умозаключение понятия, выведенных чисто логическим путем и ведущие к идеалистическому и субъективистскому толкованию явлений и событий прошлого, а их глубокий анализ и обобщение фактов действительности в её развитии, на осмысление данных разнообразных документов.
Ознакомление с различными типами и видами исторических документов:
- повествовательными (летописи, сказания современников, описания путешествий и др.),
- законодательными (сборники законов, сепаратные указы высшей и распорядительной власти, международные договоры, международные акты или грамоты и др.),
- делопроизводительными (писцовые и переписные книги, документы административных и судебных учреждений и др.),
- литературно-публицистическими («Поучение» князя Владимира Мономаха и др.), должно обогатить знания учащихся о документальной базе истории и сделать более целенаправленными их первые шаги в самостоятельном, под руководством преподавателя, изучении исторических материалов.
Развитию историзма мышления, понимания закономерности исторического процесса, особенностей социально-экономического развития, государственного устройства в отдельные периоды истории общества, должно способствовать хорошее усвоение исторических терминов, понятий, определений.
Актуальность. Использование на уроке исторического документа обусловлено улучшением качества образования на современном этапе развития образования. Формирование у учащегося умения работать с документом, одна из актуальных проблем педагогического образования, одним из решений которой является возможность углублённого осмысления учащимися развития исторического мышления, организация учебной деятельности.
Объект исследования - образовательный процесс, в школе
Предмет исследования - изучить дидактические возможности использования исторических документов в процессе изучения истории
Гипотеза - использование разнообразного документального материала на уроке истории, будет способствовать формированию интереса учащихся.
Цель исследования - Изучить методику работы с историческими документами в обучении истории.
Задачи исследования:
• изучить теоретическую основу вопроса, выделить основные виды исторических документов;
• дать понятие документ в исторической науке;
• выявить условия отбора документов на урок истории в средней школе;
• изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения уровня разработанности выбранной проблемы;
• отобрать наиболее эффективные методические приемы формирования умений работы с историческими документами;
• рассказать об использовании исторических документов на уроках истории, основываясь на личном опыте.
Характеристика литературы по теме исследования. При изучении темы исследования был использован учебник М.Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе»1, в данном учебнике содержится методический материал, раскрывается методика деятельности учителя на основе внедрения качественного и богатого опыта преподавателей прошлых лет. Даны рекомендации по организации работы с документами на уроке истории.
В учебнике «Теория и методика преподавания истории», авторами которого являются Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова, представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приёмов и форм организации учебного процесса. Приведена классификация исторических документов.
В своей монографии историк Л. Н. Пушкарева разрабатывает сложные и недостаточно изученные проблемы теоретического источниковедения, связанные с определением и классификацией исторических источников. Автор привлек значительную научную литературу, подробно рассмотрел историографию вопроса и в результате творческого осмысления теоретического наследия классиков обосновал типологическую классификацию русских письменных источников по отечественной истории.
Рассматриваются вопросы классификации исторических источников. Впервые в отечественной историографии источниковедения даются графические схемы циклической и линейной классификации источников.1
Изучены современные методические приёмы работы с документами на уроке истории, предложенные учителями и педагогами, В. А. Харламовой, Я. В. Румянцева, Е. В. Саплиной, В. К. Бондаренко и др.
Был изучен инновационный опыт работы учителя истории г. Новотроицка А. В. Никитина, который выявил особенности работы с историческими источниками.
Научная новизна заключается в практическом применении полученных знаний в личностно - ориентированном взаимодействии учащихся и учителя. Развитие деятельности ученика по использованию документов происходит на уроке истории. В связи с этим, в работе представлена авторская модель работы с историческим документом на уроке истории, способствующая совершенствованию познавательной деятельности учащихся.
Методологической основой изучения темы было исследование научной литературы по данной теме, которое включало в себя анализ для определения научных основ исследования. Изучение и обобщение опыта преподавателей для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы, позволило выделить наиболее эффективные приёмы работы с документами по истории. В работе над исследованием выбранной темы был использован метод сравнительный, критический и системный.
Теоретической основой исследования послужили научные труды ведущих отечественных ученых и специалистов, раскрывающие методологические аспекты организации работы с документами на уроке истории. Методологическую основу исследования составила концепция личностно-ориентированного обучения в школе, основы общей, возрастной и педагогической психологии.
Практическая значимость. Материалы работы можно использовать при подготовке урока истории в средней школе и подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав поделенных на два параграфа, списка использованных источников и литературы.
В результате проделанного исследования, посвящённого работе с историческими документами в школьном курсе истории в средней школе, были использованы труды отечественных педагогов и учителей, занимающихся методической разработкой уроков, приёмами и способами их проведения. Было определено понятие «документ», в ходе анализа различных точек зрения относительно его сущности. Таким образом, пришли к выводу, что документ представляет собой зафиксированную на каком-либо носителе информацию, которую можно передавать в пространстве и времени, идентифицировать её.
В ходе изучения работ посвященных методике преподавания истории в школе, изучены современные приёмы и методы работы с источниками на уроках и выделены наиболее оптимальные для работы с учащимися старших классов. Изучены различные классификации документального материала.
На уроке истории можно использовать не только тот материал, который представлен в учебнике, но и привлекать иные, в качестве дополнительного материала, соответствующий теме урока.
Так же мы выяснили, что прежде чем учителю приступить к изучению документа, необходимо провести подготовку при его выборе. Он должен быть достоверным, соответствовать возрасту и познавательным возможностям учащихся. При работе с документом используется принцип наглядности. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Документ должен быть направлен на три уровня: воспроизводящий, преобразующий и творческо-поисковый.
Документальный материал по истории помогает развивать четкую речь учащихся. Она должна быть точной и выразительной, отвечающей обстоятельствам изучаемой эпохи, реальной обстановки событий, отношениям между людьми прошлых веков, их быту и нравам.
Свободное пользование исторической терминологией служит вместе с тем необходимой предпосылкой для сознательного, а не механического овладения сложным материалом и развития первоначальных навыков самостоятельной работы учащихся с документами различного вида и происхождения, выяснения их классовой сущности и направленности, степени достоверности и т.д.
При изучении темы урока полезно не просто процитировать соответствующие положения, но и разъяснять их смысл и значение для правильного понимания сущности изучаемых фактов.
Учитель, используя тот или иной методический прием, может по- разному применять этот материал на уроке. Документы, обладающие большой силой эмоционального воздействия, легче запоминающиеся, могут быть прочитаны учениками вслух, использованы при подготовке устных ответов по теме урока.
По другим, более трудным видам документов (например, законодательные сборники, уставы и регламенты и др.) можно провести на уроке коллективное обсуждение, а домашнее задание распределить в индивидуальном порядке, чтобы устные сообщения или краткие письменные рефераты школьников содержали элементы самостоятельного анализа и оценки источника. Некоторые документы литературного и мемуарного характера (например, воспоминания о событиях прошлого, описания путешествий современников) рекомендуются учащимся для ознакомления с целью расширения кругозора.
Полезно развивать наблюдательность учащегося, стремление самостоятельно извлечь из текста документа ценные показания те или иные подробности, характеризующие обстановку события, отношения к нему летописца, взаимоотношения людей, их взгляды и суждения и т.п. Такая детализация способствует более прочному, эмоциональному усвоению фактов, развивает умственные способности учащихся.
В исследовании представлена методическая разработка урока в 10 классе по теме «Смутное время Российского государства». Представленный материал может быть использован учителями на уроке и при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Так же мы выяснили, что с помощью документального материала, можно и даже необходимо развивать критическое мышление у учащихся, в соответствии с современными государственными стандартами и были определены приёмы такой работы. Такие как:
1. Инсерт - Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
2. «Ромашка Блума» - Предполагает наличие вопросов связанных с
его классификацией уровней познавательной деятельности: знание,
понимание, применение, анализ, синтез и оценка
3. «Шесть шляп» - приём групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение текста и выявить разные стороны восприятия и оценки.
4. Приём «ПОПС» - (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Данный приём работы можно использовать на любом этапе работы с документом.
5. Приём «Перепутанные логические цепочки» - Суть, которого, заключается в следующем: на каждом отдельном листе, доске или на слайде выписываются или приводятся около 5-6 событий из предложенного документа, для использования данного приёма на уроке целесообразнее использовать документ или отрывок из документа историко-хронологического характера. Данный документ демонстрируется перед учащимися в заведомо ложной последовательности.
Развитие критического мышления у учащихся способствует его
познавательной активности, развитию творческих способностей и
формированию интереса учащегося к изучению предмета. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
1.1. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. - М., 1963.
1.2. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — СПб., 1816-1829
1.3. Кобрин В.Б. Смута. - М.: Наука, 1987.
1.4. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. - СПб, 2001.
1.5. Пазин Р.Р. История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ
исторического источника (задания С1-С3). 10-11 классы: учебно¬
методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион,2011. -288с.- (готовимся к ЕГЭ)
1.6. Платонов С.Ф. Смутное время. - СПб: Лань, 2003.
1.7. Смута в Московском государстве начала XVII столетия в записках современников. - М., 1998.
1.8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Основного Общего Образования (5-9кл.) // Утвержден приказом
Минобрнауки России// ййр://минобрнауки.рф/ [дата обращения: 27.05.2017]
1.9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Полного Общего Образования(10-11кл.) // Утвержден приказом Минобрнауки России// http://минобрнауки.рф/ [дата обращения: 27.05.2017]
2. Литература
2.1. Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г. М., 1984.
2.2. Александров А.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М., 1964.
2.3. Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования. М., 1999.
2.4. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939.
2.5. Бирюков С.А. работа с архивными документами на уроках истории /C. А.Бирюков// Методика№2. - с.32-39.
2.6. Битюков, преподавания истории в условиях индивидуализации обучения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005. - №5. - с. 51-55.
2.7. Большая советская энциклопедия: в 30 т. // гл. ред. А.М. Прохоров// http://bse.sci-lib.com/
2.8. Бондаренко К.В. Работа с историческими источниками на уроках истории. // https://infourok.ru/doklad-rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-na- urokah-istorii-1139686.html/
2.9. Ваганов Ю.В. Памятки на уроках истории // ПИШ, 1989 г. № 4
2.10. Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959.
2.11. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М.,
2003.
2.12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000.
2.13. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
2.14. Дидактические основы методов обучения. Лернер И.Я. М.: 1981.
- 186 с.
2.15. История России с древнейших времен до конца XVII века/ Сахаров А.Н., Буганов В.И. Учебник для 10 кл. ср. школы. - М., 2004.
2.16. С.М. Каштанов Русская дипломатика: Учеб. пособие для вузов по спец. «История». - М.: Высш. школа, 1988. - 230 с.
2.17. Кушнаренко Н.Н Документоведение: Учебник. — 7-е изд., стер.
— К.: Знания, 2006. — 459 с. — (Высшее образование XXI века).
2.18. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5.
2.19. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе М., Новый учебник, 2002.
2.20. Никитин А.В. Особенности работы с историческими
источниками в средней школе. //
http://works.doklad.ru/view/aB3A3hrG2ig/all.html// [Дата обращения:
31.05.2017]
2.21. Новые педагогические и информационные технологии в системе исторического образования/ под ред. .- М. :Российское педагогическое агентство, 2004. - 218с.
2.22. Правила издания исторических документов в СССР. 2-е издание, переработанное и дополненное. [Главное архивное управление при СМ СССР] // http: //www.opentextnn.ru/history/arkheography/metod/pravila/ [Дата обращения: 31.06.2017]
2.23. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975
2.24. Работа с историческими источниками и методы исторического исследования: метод. указания для студентов гуманитарного факультета / сост.: Н.В. Киприянова, Е.В. Попова; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Ред.- издат. комплекс ВлГУ, 2005. - 16 с.
2.25. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками //
Преподавание истории в школе.- 2003.-№3 - с. 38-41.
2.26. Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории // Преподавание истории в школе.-2001.- №4.- с.51-58.
2.27. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.,
2004.
2.28. Харламова В.А. Работа с источниками на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- №1. - с.71-72.