ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 8
1.1. Таможенный контроль и его особенности 8
1.2. Нормативно-правовые основы проведения таможенного контроля 19
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 32
2.1. Исследование практики проведения
таможенного контроля в Белгородской таможне 32
2.2. Направления совершенствования проведения
таможенного контроля в Белгородской таможне 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Таможенные органы в современных условиях являются одним из главных инструментов по развитию независимой экономики, регулированию экономической составляющей страны, а также обеспечению защиты её экономических интересов на международной арене.
Одной из основных видов деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. При этом соблюдение таможенного законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения.
В качестве одного из средств реализации таможенной политики страны используются различные формы таможенного контроля, представляющего собой комплекс мер, которые осуществляются уполномоченными органами.
Современное таможенное законодательство четко регламентирует права, обязанности заинтересованных в перемещении товаров лиц, содержит четкий перечень документации, необходимой для перемещения товара любым способом. Основными целями таможенной политики Российской Федерации являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, регулирование товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово -политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики государства. Необходимо добиваться оптимального сочетания достаточного таможенного контроля и проведения минимальных таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Таможенный контроль предусматривает определение соответствия операций, которые проводятся сторонами таможенно-правовых отношений, требованиям таможенного законодательства.
Уполномоченные органы производят проверку перемещения транспортных средств и товаров. В системе обеспечения внутреннего финансового госконтроля они выполняют особую роль, они производят таможенный контроль в соответствии со своими правами и обязанностями, которые, в свою очередь, аналогичны обязанностям и правам налоговых инспекций. В частности, они уполномочены осуществлять налоговые проверки, изучать документы, приостанавливать операции, применять санкции и прочее. Федеральная таможенная служба является исполнительным органом. Ее деятельность осуществляется в соответствии с законодательством.
Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что товарооборот между государствами-участниками Евразийского экономического союза и другими странами мира неуклонно растет, в связи с этим необходимо совершенствование проведения таможенного контроля.
Анализ степени изученности выбранной темы. Вопросам изучения форм таможенного контроля посвящено множество публикаций в научной литературе, к которым можно отнести работы В.В. Акашевой, Б.Ю. Богомякова, П. Гайко, В. Ю. Дунаевского, П. В. Фроловой и др.
Особенности таможенного контроля как процесса представлены трудами таких авторов, как С.А. Агамагомедова, К. Бокова, В. Горбухова, А. Граве и др.
В работах Н. Коник, Е. Моисеева отражена специфические особенности таможенного контроля как одного из вида государственного контроля.
Организация и порядок проведения таможенного контроля была рассмотрена в работе Л.И. Поповой. Труды перечисленных авторов позволили раскрыть специфику исследуемой работы.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования форм и порядка проведения таможенного контроля и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенных органов Российской Федерации.
Объектом дипломного исследования является таможенный контроль, упорядоченный нормами таможенного законодательства ЕАЭС.
Предметом исследования являются формы и методы проведения таможенного контроля.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование форм и порядка проведения таможенного контроля (на примере Белгородской таможни).
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
- рассмотреть таможенный контроль и его формы;
- изучить нормативно-правовые основы проведения таможенного контроля;
- исследовать практику проведения таможенного контроля в Белгородской таможне;
- разработать рекомендации по совершенствованию проведения таможенного контроля в Белгородской таможне.
Теоретико-методологическая основа дипломного исследования.
Положения функционального и системного подхода в проведении таможенного контроля нашли свое отражение в трудах В.В. Макрусева, Е.Н. Рудзинской.
В своей работе А. Шашкина отметила, что применение комплексного подхода при проведении таможенного контроля позволило учитывать взаимосвязанные факторы, оказавшие влияние на нарушение таможенного законодательства.
В процессе выполнения работы были использованы такие методы как: анализ, обобщение. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования - индукция, дедукция, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическая база дипломного исследования включает в себя: ТК ЕАЭС, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ), Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость. Проведенный в данном исследовании анализ позволит расширить знания о правовых основах и об особенностях осуществления таможенного контроля как одной из основных функций таможенной службы. Исследование содержит основные рекомендации по совершенствованию форм и порядка проведения таможенного контроля (на примере Белгородской таможни), направленные на оптимизацию данного процесса в системе таможенных органов Российской Федерации, а именно: создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота, ведение борьбы с нарушениями таможенных правил.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В настоящее время таможенное дело начинается с организации таможенных органов, главный отличительный признак которых состоит в том, что они строятся и функционируют как единая федеральная централизованная система. При этом основной функцией, которых является организация проведения таможенного контроля, а именно над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. В свою очередь от эффективности работы и состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля, напрямую зависит экономическая составляющая государства и его безопасность в целом.
В целом проведение таможенного контроля подразумевает выполнение таможенными органами ряда действий и мероприятий, которые направлены на проверку информации, содержащейся в таможенной декларации и сверку сведений, ранее внесенных таможенным представителем в таможенную декларацию с информацией, содержащейся во внешнеторговом контракте, товаросопроводительных документах и других коммерческих документах, которые определяют правильность определения кода ТН ВЭД, правильность определение размера таможенных пошлин, правильность применения метода расчета таможенной стоимости подлежащей к уплате.
Таможенный контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Основной целью таможенного контроля является определение с помощью различных форм контроля соответствия проведенных таможенных операций и действий таможенному законодательству; соблюдение физическими и юридическими лицами, которые участвуют в таможенной деятельности, установленных таможенных правил и процедур. При этом показателем результативности таможенного контроля является снижение количества нарушений таможенного законодательства и увеличение объема международной торговли.
Таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств -членов о таможенном регулировании.
При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют соответствующие формы таможенного контроля, а именно: получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка. Также следует отметить, что в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе применять самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
Определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норма таможенного законодательства и выявления на основе этого таможенных правонарушений является важнейшей функцией Белгородской таможни. Вследствие этого вопросы осуществления эффективного контроля для обеспечения безопасности общества и государства, с одной стороны, и содействие развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей, с другой стороны являются факторами, обуславливающими развитие системы таможенных органов в целом, так и Белгородской таможни в частности.
В практике деятельности Белгородской таможни используются следующие методы таможенного контроля: методы документального контроля; методы фактического контроля; методы таможенного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС; методы выборочного таможенного контроля и т.д. Что касается форм таможенного контроля, применяемых в пунктах пропуска, то наиболее часто применяются: таможенный осмотр, таможенный досмотр, таможенное наблюдение, проверка документов и сведений. За текущий период осуществлен контроль в отношении 31 458 электронных копий документов отчета по форме ДО1 и 42 299 электронных копий документов отчета по форме ДО2 (34 326 - ДО1 и 45 097 - ДО2), обработано 67 электронных копий бланков ПТС/ПШТС (99).С применением АС УКИД-2 учтены, проверены и направлены на исполнение 11097 обращений предприятий-экспортеров по вопросу подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, исполнены и направлены в адрес предприятий- экспортеров 6841 письмо с таможенными документами, подтверждающими фактический вывоз товаров или мотивированным отказом, подготовлено 152 (427) проектов приказов и распоряжений по таможне, рассмотрено 1 304 (2 458) письменных обращений участников ВЭД и физических лиц.
С учетом введения с 01.01.2014 обязательного декларирования товаров в электронном виде в таможне обеспечено 100% применение электронной формы декларирования товаров. Объем декларационного массива в 2016 году составляет 91,63% от объема декларирования аналогичного периода 2015 года. За 12 месяцев 2017 года осуществлен контроль в отношении 28 675 электронных копий документов отчета по форме ДО1 и 38 057 электронных копий документов отчета по форме ДО2 (31 840 - ДО1 и 42 839 - ДО2), обработано 76 электронные копии бланков ПТС/ПШТС (67).
Подразделения таможни осуществляют таможенный контроль за деятельностью 24 складов временного хранения (СВХ), из них 23 СВХ - владельцами являются юридические лица (16 СВХ открытого типа, 7 СВХ закрытого типа, из которых 6 СВХ - для хранения товаров владельца склада, 1 СВХ - для хранения определенных товаров). Таможня является владельцем СВХ открытого типа, расположенного в регионе деятельности Новооскольского таможенного поста.
Несмотря на несовершенство таможенного контроля в некоторых аспектах, можно сказать, что его механизм в настоящее время в Белгородской таможне функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования. В частности, проведение таможенного контроля таможенными органами на основе принципа выборочности и достаточности для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС требует оптимизации форм таможенного контроля. Также необходимо отметить, что в связи с изданием ряда приказов таможни лишены права самостоятельно утверждать зональные профили риска по направлениям контроля таможенной стоимости товаров и правильности классификации товаров, что значительно затрудняет достижение плановых результатов деятельности.
Практика таможенного контроля в Белгородской таможне, а также ряд тенденций, складывающихся в мировой политике и экономике, требует выработки систематического подхода к совершенствованию форм и методов таможенного контроля, развитию подходов к его организации, с целью обеспечение экономической безопасности государств-членов ЕАЭС, стимулированию развитию ВЭД.
Акцентируя внимание на исследовании практики таможенного контроля в Белгородской таможне, а также описанных выше тенденциях, нами в первую очередь предлагается сконцентрироваться на следующих направлениях по совершенствованию организации таможенного контроля в таможенных органов РФ:
- совершенствование нормативно-правовых основ в сфере организации таможенного контроля, с целью устранения огрехов, несоответствий, противоречий;
- повышение эффективности деятельности контрольно-надзорных органов на основе широкого применения риск-ориентированного подхода;
- развитие технических средств таможенного контроля, информационных и коммуникационных технологий, с целью исключения возможности контрабанды и обеспечения безопасности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС;
- совершенствование системы оплаты труда, морального и материального стимулирования, социальных льгот и гарантий сотрудников, проводящих таможенный досмотр с положительным результатом, в целях противодействия коррупции в таможенных органах.
В целом, представленные в дипломной работе предложения и рекомендации, по нашему мнению, будут способствовать совершенствованию порядка проведения таможенного контроля в Белгородской таможне.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Текст] : совершено в Киото 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола от 26.06.1999) : вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 32. - Ст. 4810.
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр.
5. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
6. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации [Текст] : Указ
Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 3. - Ст. 473.
7. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
8. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575 - р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
9. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575 -р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612 -р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
10. О создании таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14.02.1992) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. Об утверждении Концепции системы предварительного
информирования таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 // Таможенный вестник. - 2006. - № 7.
12. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 04 сентября 2014 г. № 1700 // Российская газета. - 2015. - 14 января.
13. Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 21 декабря 2010 г. № 2509 (ред. от 15.05.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 14. - 4 апреля.
14. Агамагомедова, С.А.Виды таможенного контроля: понятие и критерииклассификации[Текст] / С.А. Агамагомедова //Таможенное дело. - 2016. -№3. - С. 3-10.
15. Агамагомедова, С.А.Таможенный контроль товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности [Текст] / С.А. Агамагомедова. - М.:
Инфра-М, 2016. - 160 с.
16. Андреев, O.A. Организационно-правовые проблемы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.00 / О.А. Андреев. - Н. Новгород, 2014. - 250 с.
17. Аноприенко, К.В. Административные правонарушения в области таможенного дела, предметом или орудием совершения которых являются морские суда [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.00 / К.В. Аноприенко. - М.,
2015. - 233с.
18. Антопольский, A.A. Подходы к установлению правового режима информационных ресурсов [Текст] / А.А. Антопольский // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). - 2013. - №1. - С. 12-25.
19. Бакаева, О.Ю. Институт льгот в таможенном праве [Текст] / О.Ю. Бакаева // Современное право. - 2013. - № 2. - С. 33-42.
20. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России [Текст] / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М. : Международные отношения, 2010. - 350 с.
21. Боер, В. Современные проблемы правового регулирования таможенной деятельности в Российской Федерации[Текст] / В. Боер. - М.: ГУАП,
2016. - 130 с.
22. Борисов, С.М. Валютно-финансовые проблемы евразийской интеграции [Текст] / С.М. Борисов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : ИМЭМО РАН, 2015. - 92 с.
23. Варнавский, В.Г. Системный кризис Еврозоны: экономика vs политика [Текст] / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. -
2012. - № 11. - С. 43 - 49.
24. Габричидзе, Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации [Текст] / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Право, 2011. - 376 с.
25. Гайко, П. Основы технологий и средств таможенного контроля [Текст] / П. Гайко. - М.: Проспект, 2016. - 464 с.
26. Галицкая, Н.В. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенных правоотношениях [Текст]: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.00 / Н.В. Галицкая. - Саратов, 2005. - 230 с.
27. Гокинаева, И.А. Основы таможенного дела [Текст] / И.А. Гокинаева. - СПб.:Университет ИТМО, 2015. — 58 с.
28. Гравина, А.А. Таможенное право [Текст] / А.А. Гравина. - М.: Наука, 2015. - 350 с.
29. Зимакова, Л.А. Организация контроля внешнеэкономических сделок взаимосвязанных лиц [Текст] / Л.А. Зимакова, Ю.В. Костякова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №12. - С. 32-41.
30. Исаков, В.Б. Механизм правового регулирования правовые режимы [Текст] / В.Б. Исаков // Проблемы теории государства и права. - 2011. - №1. - С. 45-52.
31. Карасюк, В.Н. Практическое применение электронного декларирования [Текст] / В.Н. Карасюк // Таможенное обозрение. - 2015. - №5. - С. 10-17.
32. Козловский, А.Ю. Основные направления совершенствования взаимодействия отечественных таможенных органов с правоохранительными органами зарубежных стран в условиях интеграции России в мировое сообщество [Текст] / А. Ю. Козловский // Вестник Волгоградской академии МВД России. -
2014. - № 2. - С. 104-110.
33. Комаров, С.А. Теория государства и права [Текст] / С.А. Комаров, A.B. Малько. - М.: Право, 2015. - 500 с.
34. Кондратьев, В.Б. Отрасли и сектора глобальной экономики: особенности и тенденции развития [Текст] / В.Б. Кондратьев. - М. : Международные отношения, 2015. - 448 с.
35. Копанев, Д.В. Правоотношения в таможенной сфере (историко-теоретический аспект) [Текст]: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.00 / Д.В. Копанев. - Н. Новгород, 2015. - 24 с.
36. Костин, А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / А.А. Костин. - СПб, 2015. - 200 с.
37. Остапенко, Ю.С. Понятие, формы и правовые последствия экономической интеграции государств [Текст] / Ю.С. Остапенко // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 4. - С. 31-32.
38. Пилипчук, Г. Таможенное право [Текст] / Г.Пилипчук. - М.: Проспект,
2015. - 288 с.
39. Прохоренко, И.Л. Организационная теория в анализе глобального управления [Текст] / И.Л. Прохоренко // Вестник Московского университета.
Серия 25. Международные отношения и мировая политика. - 2014. - № 3. - С. 150-173.
40. Руднева, З.С.Формы, средства и способы таможенного контроля[Текст] / З.С. Руднева //Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний.
- 2017. -№ 1(2). - С. 315-321.
41. Сальников, И.А. Информационное обеспечение в таможенных органах [Текст] / И.А. Сальников. - СПб : Наука, 2016. - 195 с.
42. Самолаев, Ю. Организация таможенного дела в Российской Федерации[Текст] /Ю.Самолаев. - М.: Альфа-М, 2015. - 352 с.
43. 33. Сенотрусова, С. Таможенный контроль [Текст] / С. Сенотрусова. - М.: Инфра-М, 2015. - 144 с.
44. Сергеев, Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования [Текст]: дис. ... канд. юрид. Наук / Е.В. Сергеев. - Саратов, 2005. -340с.
45. Седляр, Ю.А. Политика экономических санкций как инструмент
урегулирования международных конфликтов Ю.А. Седляр //
AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. - 2014. - № 9/10. - С. 165-167.
46. Сметанин, С.И. Экономическая история [Текст] / С.И. Сметанин, М.В. Конотопов. - М. : Дашков и К, 2015. - 608 с.
47. Соловьев, Э.Г. Новая фаза борьбы за смыслы в мировой политике [Текст] / Э.Г. Соловьёв // Геополитический журнал. - 2015. - № 1. - С. 11 - 24.
48. Толкачев, С.А. История экономических учений [Текст] / С.А. Толкачев.
- М. :Юрайт, 2015. - 511 с.
49. Шашкина, А. Таможенный контроль после выпуска товаров [Текст] / А. Шашкина. - М.:Юрайт, 2016. - 132 с.
50. Федоткин, В.В. Таможенный контроль, принципы его проведения и классификация видов [Текст] / В.В. Федоткина // Вестник московского финансово - юридического университета. - 2015. - № 4. - С. 63-67.
51. Участие ФТС России в международных организациях [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФТС России [Сайт] / Федеральная таможенная служба 2004-2017. - Режим доступа : http://www.customs.ru.