ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В целях обеспечения устойчивого и поступательного функционирования регионов все больше внимания уделяется анализу конкурентных преимущество составляющих их территорий, и на основе этого - разработке стратегий развития последних. Затянувшийся экономический кризис в большинстве субъектов Российской Федерации повысил значимость выработки и реализации эффективного институционального механизма управления социально-экономическим развитием территорий. Поэтому преодоление проблем регионального развития российских регионов (недостаточное количество саморазвивающихся регионов, полисубъектность, межрегиональная асимметрия) видится возможным посредством создания институциональной стратегии территориального развития.
Между тем, подход к развитию территорий на основе разработки и реализации соответствующих стратегий в практике управления встречает много проблем. Во-первых, вызванных рядом дестабилизирующих факторов, затрудняющих формирование адекватной этой задаче институциональной среды. Во-вторых, обусловленных неэффективной организацией коммуникации значимых субъектов разработки и реализации стратегии развития территории, тех, кто готов не только обсуждать различные аспекты стратегического развития территории, но и осуществлять рефлексию своих позиций и поиск консенсуса интересов, механизмов достижения партнерства в решении этой задачи . Важной и практически не решенной остается проблема формирования и развития институциональной инфраструктуры инновационной деятельности в хозяйственной сфере территорий.
Необходимость исследования состояния институтов, обеспечивающих разработку и реализацию эффективной стратегии развития территорий, важностью решения проблем стратегического развития территорий, обусловливается выбор темы дипломного проекта.
Степень научной изученности темы. Различные аспекты темы исследования рассматриваются в рамках теории государственного и муниципального управления, менеджмента, юридических, социальных и экономических наук. Чаще всего в рамках указанной тематики поднимаются следующие вопросы: планирование, проектирование и прогнозирование развития территорий, его ресурсное обеспечение, инновационное развитие территорий, развитие частного бизнеса и привлечение инвестиций.
Так, анализ стратегического развития территорий представлен в работах: В.В. Дидык, А.М, Емельяновой, Е.Е. Ермаковой, Ю.В. Зубаревой, О.В. Кожевиной, В.Э. Комова, И.В. Тарасова2.
В диссертационных исследованиях У.А. Барлыбаева «Институциональные аспекты устойчивого развития сельских территорий в условиях становления инновационной экономики», А.С. Мельникова «Институциональные условия регионального развития (на примере новгородской области)»; работах С.Г. Пьянковой, обосновываются институциональные факторы, обеспечивающие использование конкурентных преимуществ территории, ее ресурсов.
Вопросы стратегического планирования и проектирования обсуждаются такими учеными как: В.В. Абряндина, А.В. Вертакова, A. Н. Жукова, И.В. Митрофанова, А.Н. Михайлов, Р.Б. Полянский.
Большое внимание в научных исследованиях уделяется управлению инновационным развитием территорий, например, такими учеными, как: B. Ю. Боев, В.М. Джуха, А.Г. Самаринов, В.К. Севек.
Богатый материал по проблемам стратегического управления представлен в сборнике трудов по материалам международной конференции по проблемам управления, особенно, применительно к теме нашего исследования, - в статье В.Г. Марча.
Анализ научных исследований по данный теме свидетельствует о высокой актуальности вопросов институционального обеспечения стратегического управления территорий, однако, следует отметить дефицит работ, изучающих эту проблематику в специфическом контексте муниципальных образований, ощущается недостаток исследований по конфигурированию институционального пространства территорий в целях осуществления их стратегического развития.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью эффективной реализации стратегий развития территории, с одной стороны, и недостаточной исследованностью институционального обеспечения решения этой задачи в конкретном муниципальном образовании, с другой.
Объектом исследования выступает институциональная система территорий, предметом - институциональные условия обеспечения стратегического развития территорий в городе Белгороде.
Цель - разработка конкретных рекомендаций по оптимизации институциональных условий стратегического развития территорий.
Задачи.
1. Изучить теоретические основы обеспечения институциональных условий стратегического развития территорий.
2. Проанализировать практику обеспечения институциональных условий для стратегического развития города Белгорода.
3. Обосновать направления совершенствования институциональных условий стратегического развития муниципальных территорий.
Теоретико-методологической основой исследования выступили научные разработки отечественных и зарубежных авторов по экономической социологии, экономической теории, институциональной и инновационной экономике (Х. Киран, Я. Кузьминов, К.Л. Рожков, М. Юдкевич )
В качестве методологической основы исследования был использован системный подход к изучению институциональной среды, позволяющий проанализировать взаимосвязи между институтами, обеспечивающими реализацию стратегии территориального развития, а также соответствие их характеристик средовых императивам.
В процессе исследования использовались такие методы научного познания как теоретический анализ, синтеза, сравнение, обобщение. В качестве метода эмпирического исследования использовался анализ документов.
Эмпирическая база исследования
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня (Федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года);
2. Нормативно-правовые акты регионального уровня (Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года);
3. Муниципальные нормативно-правовые акты (Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы);
4. Устав Муниципального автономного учреждения «Институт муниципального развития и социальных технологий» и документы текущего делопроизводства МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий».
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, полученные в результате исследования, а также сформулированные рекомендации, могут быть полезные специалистам в области государственного и муниципального управления, а также управленческим кадрам администрации города Белгорода в деятельности по совершенствованию институциональной среды, обеспечивающей эффективную реализацию стратегии развития муниципального образования.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект включает в себя: ведение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
Между тем, подход к развитию территорий на основе разработки и реализации соответствующих стратегий в практике управления встречает много проблем. Во-первых, вызванных рядом дестабилизирующих факторов, затрудняющих формирование адекватной этой задаче институциональной среды. Во-вторых, обусловленных неэффективной организацией коммуникации значимых субъектов разработки и реализации стратегии развития территории, тех, кто готов не только обсуждать различные аспекты стратегического развития территории, но и осуществлять рефлексию своих позиций и поиск консенсуса интересов, механизмов достижения партнерства в решении этой задачи . Важной и практически не решенной остается проблема формирования и развития институциональной инфраструктуры инновационной деятельности в хозяйственной сфере территорий.
Необходимость исследования состояния институтов, обеспечивающих разработку и реализацию эффективной стратегии развития территорий, важностью решения проблем стратегического развития территорий, обусловливается выбор темы дипломного проекта.
Степень научной изученности темы. Различные аспекты темы исследования рассматриваются в рамках теории государственного и муниципального управления, менеджмента, юридических, социальных и экономических наук. Чаще всего в рамках указанной тематики поднимаются следующие вопросы: планирование, проектирование и прогнозирование развития территорий, его ресурсное обеспечение, инновационное развитие территорий, развитие частного бизнеса и привлечение инвестиций.
Так, анализ стратегического развития территорий представлен в работах: В.В. Дидык, А.М, Емельяновой, Е.Е. Ермаковой, Ю.В. Зубаревой, О.В. Кожевиной, В.Э. Комова, И.В. Тарасова2.
В диссертационных исследованиях У.А. Барлыбаева «Институциональные аспекты устойчивого развития сельских территорий в условиях становления инновационной экономики», А.С. Мельникова «Институциональные условия регионального развития (на примере новгородской области)»; работах С.Г. Пьянковой, обосновываются институциональные факторы, обеспечивающие использование конкурентных преимуществ территории, ее ресурсов.
Вопросы стратегического планирования и проектирования обсуждаются такими учеными как: В.В. Абряндина, А.В. Вертакова, A. Н. Жукова, И.В. Митрофанова, А.Н. Михайлов, Р.Б. Полянский.
Большое внимание в научных исследованиях уделяется управлению инновационным развитием территорий, например, такими учеными, как: B. Ю. Боев, В.М. Джуха, А.Г. Самаринов, В.К. Севек.
Богатый материал по проблемам стратегического управления представлен в сборнике трудов по материалам международной конференции по проблемам управления, особенно, применительно к теме нашего исследования, - в статье В.Г. Марча.
Анализ научных исследований по данный теме свидетельствует о высокой актуальности вопросов институционального обеспечения стратегического управления территорий, однако, следует отметить дефицит работ, изучающих эту проблематику в специфическом контексте муниципальных образований, ощущается недостаток исследований по конфигурированию институционального пространства территорий в целях осуществления их стратегического развития.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью эффективной реализации стратегий развития территории, с одной стороны, и недостаточной исследованностью институционального обеспечения решения этой задачи в конкретном муниципальном образовании, с другой.
Объектом исследования выступает институциональная система территорий, предметом - институциональные условия обеспечения стратегического развития территорий в городе Белгороде.
Цель - разработка конкретных рекомендаций по оптимизации институциональных условий стратегического развития территорий.
Задачи.
1. Изучить теоретические основы обеспечения институциональных условий стратегического развития территорий.
2. Проанализировать практику обеспечения институциональных условий для стратегического развития города Белгорода.
3. Обосновать направления совершенствования институциональных условий стратегического развития муниципальных территорий.
Теоретико-методологической основой исследования выступили научные разработки отечественных и зарубежных авторов по экономической социологии, экономической теории, институциональной и инновационной экономике (Х. Киран, Я. Кузьминов, К.Л. Рожков, М. Юдкевич )
В качестве методологической основы исследования был использован системный подход к изучению институциональной среды, позволяющий проанализировать взаимосвязи между институтами, обеспечивающими реализацию стратегии территориального развития, а также соответствие их характеристик средовых императивам.
В процессе исследования использовались такие методы научного познания как теоретический анализ, синтеза, сравнение, обобщение. В качестве метода эмпирического исследования использовался анализ документов.
Эмпирическая база исследования
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня (Федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года);
2. Нормативно-правовые акты регионального уровня (Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года);
3. Муниципальные нормативно-правовые акты (Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы);
4. Устав Муниципального автономного учреждения «Институт муниципального развития и социальных технологий» и документы текущего делопроизводства МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий».
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, полученные в результате исследования, а также сформулированные рекомендации, могут быть полезные специалистам в области государственного и муниципального управления, а также управленческим кадрам администрации города Белгорода в деятельности по совершенствованию институциональной среды, обеспечивающей эффективную реализацию стратегии развития муниципального образования.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект включает в себя: ведение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
Эффективность реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования во многом зависит от институциональных условий. Стратегия представляет собой научно обоснованную траекторию развития территории, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. Процесс стратегического управления включает в себя стратегический анализ, стратегическое планирование, реализацию стратегию и осуществление контроля. Важнейшим направлением территориального стратегирования является механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения. Ключевыми институтами, обеспечивающими стратегическое развитие территорий, являются органы власти и управления всех уровней, общественные организации и объединения, бизнес, научная общественность и население, в целом.
В городском округе «город Белгород» утверждены и реализуются Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы. В институциональном плане Стратегия ориентирована на объединение усилий общественности, органов местного самоуправления и бизнеса. Институциональные условия реализации стратегии обеспечиваются следующим организационным механизмом: Коллегия местного самоуправления, Консультационный совет по стратегическому планированию при главе администрации города, рабочая группа по координации взаимодействия структурных подразделений администрации города в целях реализации Стратегии развития города, муниципальное автономное учреждение "Институт муниципального развития и социальных технологий", а также контрольный орган.
В рамках дипломного проекта совершенствование институционального обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития города связанно, прежде всего, с актуализацией потенциала существующих структур и институтов по решению задач, обозначенных в Стратегии, расширением и коррекцией направлений деятельности, мер и мероприятий, реализуемых ими, а также с усилением согласованности их деятельности по двум направлениям. Данную работу предлагается осуществлять по двум направлениям: в рамках проекта, направленного на усиление влияния населения на решения органов власти в сфере градостроительной политики, а также по реализации мероприятий, направленных на совершенствование профилактики сердечно - сосудистых заболеваний посредством.
В рамках проекта предлагается решение следующих задач: содействие повышению осведомленности граждан о градостроительной политике; совершенствование механизма влияния граждан на принятие решений органами власти в области градостроительства; усиление ориентации органов муниципальной власти и управления на интересы населения в реализации градостроительной политики.
В рамках мероприятий по совершенствованию профилактики сердечно-сосудистых заболеваний решается задача формирования ответственности населения за наступление или ненаступление рисков сердечно-сосудистых заболеваний, а затем - устойчивых форм соответствующих здоровьесберегающих практик.
Таким образом, предлагаем к реализации следующим конкретные адресные рекомендации, связанные с совершенствование институционального обеспечения реализации указанных направлений.
1. Администрации города Белгорода:
а) совместно с коллегией местного самоуправления осуществить работу по выявлению и привлечению экспертов и экспертных групп от общественности, специализирующихся в вопросах, связанных с градостроительством;
б) осуществить аннонсирование и освещение в СМИ мероприятий, связанных с общественным обсуждением и общественной экспертизой Генерального плана градостроительства и проблем застройки города;
в) организовать виртуальные экспозиции, выставки, демонстрационные материалы на Интернет-ресурсах администрации по вопросам градостроительства на сайте Администрации;
г) организовать проведение общественных слушаний по микрорайонам с учетом специфики их запросов на освещение тех или иных тем;
д) инициировать конкурс в СМИ на лучшее освещение вопросов по вопросам влияния населения на процессы градостроительства.
2. Органам ТОС - создать дискуссионные площадки на своих территориях.
3. Комитетам по управлению западным и восточным округами совместно с Институтом муниципального развития и социальных технологий - разработать вопрос и сформулировать предложения по повышению возможностей ТОС в защите интересов населения, проживающего на конкретной территории, в области ее застройки
4. Институту муниципального развития и социальных технологий:
а) провести учебу с активистами ТОС по использованию потенциала ТОС в решении данной проблемы;
б) поручить разработку методического пособия для активистов общественных объединений и некоммерческих организаций;
в) поручить проведение массовых опросов по проблемам застройки города.
5. Совету Депутатов города Белгорода - принять нормативный правовой акт об обязательности мотивированного заключения о результатах публичных слушаний, принятии или отклонении тех или иных предложений по вопросам градостроительства.
6. Муниципальным органам управления здравоохранением,
образованием совместно со СМИ и Институтом муниципального развития и социальных технологий обеспечить условия для развития у населения ответственности за возникновение рисков сердечно-сосудистых заболеваний на основе формирования соответствующих знаний и навыков, для чего:
- Институту муниципального развития и социальных технологий совместно с Управлением здравоохранения администрации г. Белгорода - разработать инструментарий исследования и осуществить социальную диагностику по вопросам мотивации и информированности населения относительно превенции сердечно-сосудистых заболеваний;
- Администрации города Белгорода совместно с Управлением здравоохранения администрации г. Белгорода и Институтом муниципального развития и социальных технологий - объявить и провести конкурс грантов на разработку и проведение мероприятий в сфере профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в рамках программ формирования ЗОЖ;
- Управлению здравоохранения администрации г. Белгорода совместно с Институтом муниципального развития и социальных технологий, Управлением информации и массовых коммуникаций, Департаментом образования, культуры, спорта и молодежной политики города Белгорода - разработать детальный план по информационно-просветительской работе с населением в сфере профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и его реализации с привлечением победителей конкурса грантов;
- Департаменту образования, культуры, спорта и молодежной политики города Белгорода провести конкурс проектов по данной теме среди МБОУ СОШ с последующим его внедрением в образовательный процесс.
В городском округе «город Белгород» утверждены и реализуются Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы. В институциональном плане Стратегия ориентирована на объединение усилий общественности, органов местного самоуправления и бизнеса. Институциональные условия реализации стратегии обеспечиваются следующим организационным механизмом: Коллегия местного самоуправления, Консультационный совет по стратегическому планированию при главе администрации города, рабочая группа по координации взаимодействия структурных подразделений администрации города в целях реализации Стратегии развития города, муниципальное автономное учреждение "Институт муниципального развития и социальных технологий", а также контрольный орган.
В рамках дипломного проекта совершенствование институционального обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития города связанно, прежде всего, с актуализацией потенциала существующих структур и институтов по решению задач, обозначенных в Стратегии, расширением и коррекцией направлений деятельности, мер и мероприятий, реализуемых ими, а также с усилением согласованности их деятельности по двум направлениям. Данную работу предлагается осуществлять по двум направлениям: в рамках проекта, направленного на усиление влияния населения на решения органов власти в сфере градостроительной политики, а также по реализации мероприятий, направленных на совершенствование профилактики сердечно - сосудистых заболеваний посредством.
В рамках проекта предлагается решение следующих задач: содействие повышению осведомленности граждан о градостроительной политике; совершенствование механизма влияния граждан на принятие решений органами власти в области градостроительства; усиление ориентации органов муниципальной власти и управления на интересы населения в реализации градостроительной политики.
В рамках мероприятий по совершенствованию профилактики сердечно-сосудистых заболеваний решается задача формирования ответственности населения за наступление или ненаступление рисков сердечно-сосудистых заболеваний, а затем - устойчивых форм соответствующих здоровьесберегающих практик.
Таким образом, предлагаем к реализации следующим конкретные адресные рекомендации, связанные с совершенствование институционального обеспечения реализации указанных направлений.
1. Администрации города Белгорода:
а) совместно с коллегией местного самоуправления осуществить работу по выявлению и привлечению экспертов и экспертных групп от общественности, специализирующихся в вопросах, связанных с градостроительством;
б) осуществить аннонсирование и освещение в СМИ мероприятий, связанных с общественным обсуждением и общественной экспертизой Генерального плана градостроительства и проблем застройки города;
в) организовать виртуальные экспозиции, выставки, демонстрационные материалы на Интернет-ресурсах администрации по вопросам градостроительства на сайте Администрации;
г) организовать проведение общественных слушаний по микрорайонам с учетом специфики их запросов на освещение тех или иных тем;
д) инициировать конкурс в СМИ на лучшее освещение вопросов по вопросам влияния населения на процессы градостроительства.
2. Органам ТОС - создать дискуссионные площадки на своих территориях.
3. Комитетам по управлению западным и восточным округами совместно с Институтом муниципального развития и социальных технологий - разработать вопрос и сформулировать предложения по повышению возможностей ТОС в защите интересов населения, проживающего на конкретной территории, в области ее застройки
4. Институту муниципального развития и социальных технологий:
а) провести учебу с активистами ТОС по использованию потенциала ТОС в решении данной проблемы;
б) поручить разработку методического пособия для активистов общественных объединений и некоммерческих организаций;
в) поручить проведение массовых опросов по проблемам застройки города.
5. Совету Депутатов города Белгорода - принять нормативный правовой акт об обязательности мотивированного заключения о результатах публичных слушаний, принятии или отклонении тех или иных предложений по вопросам градостроительства.
6. Муниципальным органам управления здравоохранением,
образованием совместно со СМИ и Институтом муниципального развития и социальных технологий обеспечить условия для развития у населения ответственности за возникновение рисков сердечно-сосудистых заболеваний на основе формирования соответствующих знаний и навыков, для чего:
- Институту муниципального развития и социальных технологий совместно с Управлением здравоохранения администрации г. Белгорода - разработать инструментарий исследования и осуществить социальную диагностику по вопросам мотивации и информированности населения относительно превенции сердечно-сосудистых заболеваний;
- Администрации города Белгорода совместно с Управлением здравоохранения администрации г. Белгорода и Институтом муниципального развития и социальных технологий - объявить и провести конкурс грантов на разработку и проведение мероприятий в сфере профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в рамках программ формирования ЗОЖ;
- Управлению здравоохранения администрации г. Белгорода совместно с Институтом муниципального развития и социальных технологий, Управлением информации и массовых коммуникаций, Департаментом образования, культуры, спорта и молодежной политики города Белгорода - разработать детальный план по информационно-просветительской работе с населением в сфере профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и его реализации с привлечением победителей конкурса грантов;
- Департаменту образования, культуры, спорта и молодежной политики города Белгорода провести конкурс проектов по данной теме среди МБОУ СОШ с последующим его внедрением в образовательный процесс.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА «БЕЗНАЛИЧНЫЙ МИР БЕЛОГОРЬЯ» (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2016 - Формирование кадрового резерва муниципальной службы (на примере
городского округа «город белгород»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В Г. БЕЛГОРОД
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В
СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ
КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАДНОГО ОКРУГА
АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОСТОЧНОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



