ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЮ ДИЗАЙНУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЮ
ДИЗАЙНА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Декоративно-прикладное искусство в дизайн-образовании 6
1.2 Формы и методы обучения дизайну в дополнительном
образовании 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МОЙ СТИЛЬ»
В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ 13
2.1 Содержание и образовательные задачи программы
«Мой стиль 13
2.2 Апробация программы «Мой стиль» 19
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ
«МОЙ ИНСТИТУТ» 34
3.1 Разработка эскизов сувенирной продукции
«Мой институт» 34
3.2 Технологическая последовательность выполнения
сувенирной продукции «Мой институт» 37
Выводы по третьей главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЮ
ДИЗАЙНА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Декоративно-прикладное искусство в дизайн-образовании 6
1.2 Формы и методы обучения дизайну в дополнительном
образовании 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МОЙ СТИЛЬ»
В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ 13
2.1 Содержание и образовательные задачи программы
«Мой стиль 13
2.2 Апробация программы «Мой стиль» 19
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ
«МОЙ ИНСТИТУТ» 34
3.1 Разработка эскизов сувенирной продукции
«Мой институт» 34
3.2 Технологическая последовательность выполнения
сувенирной продукции «Мой институт» 37
Выводы по третьей главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Минувшее столетие оказалось для всего человечества переломным во многих отношениях. Менталитет новой эпохи становится другим и требует людей, которые соответствовали бы новым требованиям. Появление людей, воспринимающих творчество как способ человеческого бытия - это психоисторический факт. Тенденция развития общества свидетельствует о том, что в грядущую эпоху будут востребованы люди творческие, способные жить в непрерывно меняющемся мире и изменяться вместе с ним, вперед него, изменяя уже сам мир.
Современный дизайн в наше время неуклонно расширяет круг своих профессиональных задач, а дизайн-образование создает объективные условия для воспитания проектно-мыслящего человека, способного к системным преобразующим процессам во благо человека в соответствии с вектором его духовного и нравственного совершенствования. Дизайн-образование включает в себя несколько этапов, уровней подготовки: сопровождение дошкольного, начального, основного, общего и профессионального образования. Большие возможности в дизайн-образовании предоставляются обучающимся школьного возраста. Это могут быть и общешкольные курсы «Изобразительное искусство», «Технология» и программы дополнительного внеурочного образования. Дизайн-образование требует постоянной, разносторонней и непрерывной практики со стороны обучающихся. Эффективное функционирование системы дизайн-образования, как и всякой образовательной системы, в большей степени зависит от направления и тематики занятий. Они должны быть не только интересными, но современными в своем содержательном наполнении. На данный момент можно выделить следующие виды организаций, предоставляющие дополнительное образование детям: центры (творчества, культуры и искусства), школа дополнительного образования (школа искусств, художественная школа, детская юношеская спортивная школа), Дворец (спорта, искусства), клуб (юных туристов, волонтеров), станция (детско-
го технического творчества, экологии), детский парк и прочие. Как мы видим перед обучающимися встает выбор вида организации, где можно получить дополнительное образование, но не все они способны одновременно сформировать творческую, мобильную и креативную личность. На стыке времени, моды и творчества многие предлагают кратковременные или единичные Мастер-классы. В этой связи выбранный нами курс «Мой стиль», используемый как один из основных элементов оформления текстильных изделий на наш взгляд, будет интересным и полезным обучающимся, что собственно и обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическое обеспечение основ дизайна в дополнительном образовании».
Цель исследования: определить эффективность дидактического обеспечения курса «Мой стиль» в дополнительном образовании.
Объект исследования: обучение дизайну во внеурочное время
Предмет исследования: дидактическое обеспечение основ дизайна в дополнительном образовании.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить формы и методы обучения дизайну.
3. Изучить особенности и возможности использования курса «Мой стиль» в дизайн-образовании.
4. Разработать и апробировать дидактическое обеспечение курса «Мой стиль».
Гипотеза исследования: обучение подростков дизайну будет эффективным, если в содержании курса будет учитываться межпредметная интеграция основного и дополнительного образований средствами декоративно-прикладного искусства, а в качестве дидактического обеспечения выступит разработанное нами методическое пособие.
Методы исследования: теоретические (сравнительный анализ педагогической и методической литературы; изучение вариантов практического
применения техники вышивки шелковыми лентами; просмотр видеоуроков,
мастер-классов), эмпирические (проектирование учебно-воспитательного процесса, педагогический эксперимент), математические (статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Практическая значимость: разработанное нами дидактическое сопровождение дополнительного образования может быть использовано учителями-предметниками и педагогами во внеурочное время при работе с одаренными детьми, а также положено в основу совершенствования дизайнобразования.
Современный дизайн в наше время неуклонно расширяет круг своих профессиональных задач, а дизайн-образование создает объективные условия для воспитания проектно-мыслящего человека, способного к системным преобразующим процессам во благо человека в соответствии с вектором его духовного и нравственного совершенствования. Дизайн-образование включает в себя несколько этапов, уровней подготовки: сопровождение дошкольного, начального, основного, общего и профессионального образования. Большие возможности в дизайн-образовании предоставляются обучающимся школьного возраста. Это могут быть и общешкольные курсы «Изобразительное искусство», «Технология» и программы дополнительного внеурочного образования. Дизайн-образование требует постоянной, разносторонней и непрерывной практики со стороны обучающихся. Эффективное функционирование системы дизайн-образования, как и всякой образовательной системы, в большей степени зависит от направления и тематики занятий. Они должны быть не только интересными, но современными в своем содержательном наполнении. На данный момент можно выделить следующие виды организаций, предоставляющие дополнительное образование детям: центры (творчества, культуры и искусства), школа дополнительного образования (школа искусств, художественная школа, детская юношеская спортивная школа), Дворец (спорта, искусства), клуб (юных туристов, волонтеров), станция (детско-
го технического творчества, экологии), детский парк и прочие. Как мы видим перед обучающимися встает выбор вида организации, где можно получить дополнительное образование, но не все они способны одновременно сформировать творческую, мобильную и креативную личность. На стыке времени, моды и творчества многие предлагают кратковременные или единичные Мастер-классы. В этой связи выбранный нами курс «Мой стиль», используемый как один из основных элементов оформления текстильных изделий на наш взгляд, будет интересным и полезным обучающимся, что собственно и обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическое обеспечение основ дизайна в дополнительном образовании».
Цель исследования: определить эффективность дидактического обеспечения курса «Мой стиль» в дополнительном образовании.
Объект исследования: обучение дизайну во внеурочное время
Предмет исследования: дидактическое обеспечение основ дизайна в дополнительном образовании.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить формы и методы обучения дизайну.
3. Изучить особенности и возможности использования курса «Мой стиль» в дизайн-образовании.
4. Разработать и апробировать дидактическое обеспечение курса «Мой стиль».
Гипотеза исследования: обучение подростков дизайну будет эффективным, если в содержании курса будет учитываться межпредметная интеграция основного и дополнительного образований средствами декоративно-прикладного искусства, а в качестве дидактического обеспечения выступит разработанное нами методическое пособие.
Методы исследования: теоретические (сравнительный анализ педагогической и методической литературы; изучение вариантов практического
применения техники вышивки шелковыми лентами; просмотр видеоуроков,
мастер-классов), эмпирические (проектирование учебно-воспитательного процесса, педагогический эксперимент), математические (статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Практическая значимость: разработанное нами дидактическое сопровождение дополнительного образования может быть использовано учителями-предметниками и педагогами во внеурочное время при работе с одаренными детьми, а также положено в основу совершенствования дизайнобразования.
Современное общество ставит перед дополнительным образованием задачу подготовить обучающегося знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять освоенные знания. Во многих общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) наряду с разнообразными направлениями подготовки, большое внимание стали уделять дизайну, который способствует формированию и развитию у обучающихся культурного и эстетического вкуса.
Ход нашего исследования позволяет говорить о том, что цель, заключавшаяся в обосновании курса «Мой стиль» была достигнута. На протяжении ряда последних десятилетий наблюдается возрождение вышивки, в том числе и шелковыми лентами. Вышивка шелковыми лентами имеет большое значение в развитии, образовании и воспитании подрастающего поколения. У учащихся формируются привычки к труду, практические умения и навыки, культура поведения. Вышивка шелковыми лентами формирует эстетический вкус, развивает творческие способности, аккуратность, усидчивость, сохраняет продолжение наследия.
В процессе написания работы нами были решены поставленные задачи: изучили и проанализировали литературу по теме исследования; определили формы и методы обучения дизайну; изучили особенности и возможности использования курса «Мой стиль» в дизайн-образовании; Разработали и апробировали дидактическое обеспечение курса «Мой стиль».
Таким образом, анализируя проделанную работу, мы полагаем, что разработанная нами программа позволяет активизировать внимание, мышление и творческое начало у учащихся. Гармонично сочетая традиционные и нетрадиционные методы и формы обучения, используя технологические карты уроков, педагог мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся - внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Полученные знания становятся более прочными, а различные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний. Подобные уроки позволяют раскрывать творческий потенциал не только учеников, но и педагогов.
Надеемся, что разработанная нами методическое обеспечение курса «Мой стиль » на примере техники «Вышивка шелковыми лентами» найдет свое применение и будет полезна педагогам и учителям художественно-эстетического направления подготовки.
Ход нашего исследования позволяет говорить о том, что цель, заключавшаяся в обосновании курса «Мой стиль» была достигнута. На протяжении ряда последних десятилетий наблюдается возрождение вышивки, в том числе и шелковыми лентами. Вышивка шелковыми лентами имеет большое значение в развитии, образовании и воспитании подрастающего поколения. У учащихся формируются привычки к труду, практические умения и навыки, культура поведения. Вышивка шелковыми лентами формирует эстетический вкус, развивает творческие способности, аккуратность, усидчивость, сохраняет продолжение наследия.
В процессе написания работы нами были решены поставленные задачи: изучили и проанализировали литературу по теме исследования; определили формы и методы обучения дизайну; изучили особенности и возможности использования курса «Мой стиль» в дизайн-образовании; Разработали и апробировали дидактическое обеспечение курса «Мой стиль».
Таким образом, анализируя проделанную работу, мы полагаем, что разработанная нами программа позволяет активизировать внимание, мышление и творческое начало у учащихся. Гармонично сочетая традиционные и нетрадиционные методы и формы обучения, используя технологические карты уроков, педагог мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся - внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Полученные знания становятся более прочными, а различные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний. Подобные уроки позволяют раскрывать творческий потенциал не только учеников, но и педагогов.
Надеемся, что разработанная нами методическое обеспечение курса «Мой стиль » на примере техники «Вышивка шелковыми лентами» найдет свое применение и будет полезна педагогам и учителям художественно-эстетического направления подготовки.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИЗАЙН - ОБРАЗОВАНИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ В ЦЕНТРЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВ ДИЗАЙНА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА ГОРОДЕЦ)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИИ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2013 - Педагогические условия организации обучения в системе дополнительного
художественного образования
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Разработка комплекта наглядных пособий по дисциплине «Материаловедение» для студентов специальности «Дизайн» среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



