Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №62155

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста 8
1.2. Роль межнационального общения младших школьников в
образовательном процессе 17
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании культуры
межнационального общения 26
Вывод по 1 главе 31
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста 34
2.1. Особенности формирования культуры межнационального общения
младших школьников в процессе игровой деятельности 34
2.2. Констатирующий этап эксперимента по выявлению уровней
сформированности культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста 40
2.3. Содержание программы воспитания культуры межнационального
общения детей младшего школьного возраста 45
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения


Наша страна Россия представляет собой многонациональное государство. И это отражается как на развитии культуры, так и образования в стране. Образование в России всегда было фундаментом национальной культуры, своеобразной формой ее существования и способом трансляции культурного опыта этносов страны.
Актуальность нашей дипломной работы состоит в том, что на сегодняшний день в школах мы можем наблюдать присутствие разных наций. За одной партой могут сидеть русский и татарин, татарин и азербайджанец и т.д. И, к сожалению, не всегда они находят общий язык между собой.
Основанием для формирования межнациональных отношений, в классе которого присутствует не одна национальность, служит понимание учащимися культуры другого народа, общении на положительных тонах людей разных национальностей. Поэтому образовательному учреждению требуется поиск путей формирования культуры межнационального общения, который будет эффективен для школьников.
Именно в период обучения в школе у детей закладываются основы культуры межнационального общения, развитие уважения к культуре и истории, как своего, так и других народов. Большая ответственность по формированию культуры межнационального общения в школе лежит на плечах учителя.
Посмотрев сегодня на карту мира, мы можем увидеть, что почти не осталось государств, в которых присутствует лишь один этнос. Учебные заведения различных государств и стран все больше расширяют свой круг национальностей. Школы становятся этнически дифференцированными.
Нужно выявить оптимальные пути функционирования многонациональной системы образования. Подобная стратегия означает эффективное воспитание и обучение, при котором учащиеся приобретают
знания о людях, событиях, готовятся к жизни обществе, которое свободно в выражении своих мыслей и взглядов.
Поликультурное воспитание - первостепенная потребность любого многонационального общества, члены которого помышляют о достойном будущем и настоящем.
Интерес к межнациональному воспитанию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в многонациональных регионах и государствах. Политика многонациональных учебных заведений должна быть направлена на воспитание основ межкультурного общения среди учащихся из семей разных социальных страт и профессий [16].
В системе образования России важное место занимают национальные, в том числе татарские гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения нового типа с углубленным изучением отдельных предметов, которые обеспечивают качественное. Особое внимание при этом уделяется сохранению языка, культуры и традиций своего народа, формированию у подрастающего поколения национального и гражданского самосознания. Одновременно они приобщают учащихся к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
Образовательными учреждениями осуществляются усилия, направленные на формирование у обучающихся уважения к другим народам и их культуре, готовности к взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем, умений предотвращать конфликты. Помимо этого, нужно стимулировать у учащихся желание к познанию разных культур.
Все это позволяет сформулировать противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности культуры межнационального общения младших школьников и недостаточной
обоснованностью психолого-педагогических условий, способствующих
эффективности данного процесса.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального общения детей младшего
школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования культуры
межнационального общения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования культуры межнационального общения детей младшего
школьного возраста.
Гипотеза исследования: формирование культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
• осуществлять знакомство детей с различными культурами, их традициями и особенностями;
• организовать взаимодействие детей с родителями;
• использовать игровую деятельность, направленную на формирование культуры межнационального общения.
Задачи исследования:
• На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы;
• Определить роль межнационального общения младших школьников в образовательном процессе;
• Обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе игровой деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования служила МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений (Р.Г.Абдулатипов, Э.А.Баграмов, М.С.Джунусов, Л.М.Дробижева, М.Н. Кузьмин); проблема формирования культуры межнационального общения (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.-Руссо, Н.Г.Чернышевский, а позднее П.П.Блонский, А.С.Макаренко С.Т.Шацкий); теория этноса, этногенеза (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Г.У. Солдатова и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палаткина и др.).
Методы исследования: анализ литературы, беседа, анкетирование, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
1) Раскрыта сущность формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста, заключающаяся во взаимодействии учащихся с социально средой под воздействием различных факторов, пересмотр учебных программ;
2) Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста, включающие в себя изучение культуры различных этнических групп, игровую деятельность, взаимодействие родителей и школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе экспериментальной работы выводы могут быть полезны
учителям начальных классов при формировании культуры межнационального общения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При рассмотрении проблем формирования культуры межнационального общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности, так и различные общности; как формальные объединения - класс, так и неформальные; как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.
Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.
Национальный вопрос - одна из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к истории, языка, ценностям культуры.
При формировании межнационального общения в образовательном учреждении, главная мысль, которую следует объяснить детям с самого раннего возраста, не существует плохих и хороших наций. И хорошие, и плохие люди есть у любой нации.
Второе, что должны усвоить дети младшего школьного возраста, это то, что не существует больших и малых народов. Все народы равны, всем им отведено место под солнцем, все мы - уникальные, бесценные творение природы, каждый из нас имеет свою экологическую нишу. Можно говорить лишь о численности того или иного народа.
Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира. При организации воспитательного
процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к сближению, но и к сохранению собственной социокультурной
индивидуальности. Образовательный процесс с уклоном на
поликультурность играет важную роль в межнациональном общении младших школьников.
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать национальные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.
Так как семья играет ведущую роль в формировании межнационального общения и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа классного руководителя и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании культуры межэтнических отношений, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность: проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.
Одним из самых значимых средств воспитания межнационального общения является игра, так как ее организация предполагает равноправие, то есть все учащиеся одинаковы и имеют равные возможности. В процессе организации игр необходимо создать специальные условия, обеспечивающие это равноправие. Так же игра способствует осознанию ребенком толерантных ценностей.
В ходе опытно-экспериментальной части мы выявляли уровень межнационального общения в классе. Участие принимали ученики 4 класса в количестве 23 человек. Диагностику сформированности межнационального общения у учащихся начальных классов желательно осуществлять с помощью критериально-диагностического инструментария, включающего критерии и их показатели
Результаты исследования подтвердили гипотезу дипломной работы. Разработанная в ходе опытно-экспериментального исследования разработанная нами программа показала свою эффективность и обеспечила повышение уровня межнационального общения у младших школьников.



1. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. - 1991. - №12.
2. Бабинова С. В. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования: Учебное пособие/ С. В. Бабинова. — Новосибирск: НИпКиПРО, 2009 г. — 130 с.
3. Бабич Е. Г.,Тактаров В. Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества.. .М.-Берлин: Директ- Медиа, 2015.- 72с
4. Белова, С.В. Диалог основа профессии педагога: Учеб.-метод. пособие / С.В. Белова. - М.: Академия, 2002. - 146с
5. Бердяев Н.А. Проблема национальности/Судьба России. М., 1990
6. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.; Ростов-н/Д., 2004
7. Буренко В.И., Иванюшкин Н.Е. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации - М., 2009.
8. Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь.
Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.
9. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2007. № 2. С. 105—107
10. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология, теория, практика. -М., 1998.
11. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. - М., 1999.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» // ОБЖ. - 2005. - № 12.
13. Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов-на Дону: Изд-во РГПУ, 2003.
14. Делор, Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор. // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 3-17
15. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. - Белгород, 2002.
16. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения./ А.Н. Джуринский. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с
17. Доклад о человеческом развитии. С. 21.
18. Закон РФ «Об образовании». - М., 1995.
19. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004.
20. Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов - М., 2001.
21. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия./ Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.
24. Кочетова, Е.А. Воспитание культуры межнационального общения./ Е.А. Кочетова.// Начальная школа. 2000. №10. С. 54.
25. Крупская Н.К. К вопросу о национальной культуре. - М., 2008.
26. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.
27. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы, Ростов-на-Дону Издательский центр «МарТ» , 2002
28. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию: Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 344 с
29. Максакова, В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников./ В.И. Максакова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 238с.
30. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей / Поиск истины. - Махачкала, 2003. - №9- 10.
31. Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. - М., 2001
32. Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. - Барнаул, 2007.
33. Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» российской педагогике: основные теоретические подходы /З.Ф. Мубинова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2011. - №1. - С. 13 - 21
34. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: (Состояние и формирование). - М., 2008.
35. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учеб. пособие. - М., 2008.
36. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. - М., 2006.
37. Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 596-601.
38. Образование в поликультурной среде: Пособие для
преподавателей факультативных курсов средней школы. — Алматы: ШДС «Парасат». — 2001. — 218 с.
39. Образование и саморазвитие/ Научный журнал № 1(29) 2012
40. Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов. - Астрахань, 2008.
41. Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков, Волгоград, 2008
42. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе./М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 384с.
43. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
44. Селиванов B.C. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. - № 9.
45. Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск,
1986.
46. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб., 2009.
47. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор- сотавитель К.И. Султанбаева. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
2007. - 96с.
48. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. - Киев, 1979-1980
49. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе //Педагогика. - 1999. - № 2.
50. Фарфоровский В.Ф. Вопросы формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения в педагогическом наследии А.С. Макаренко // Формирование культуры межнационального общения у учащейся молодежи. - М., 2002
51. Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
52. Этнопсихологический словарь / Академия педагогических и социальных наук. - М.,1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ