ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 7
1.1. Понятие и виды государственных границ 7
1.2. Режим государственных границ в международном праве 17
ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ 27
2.1. Порядок установления государственных границ в международном праве 27
2.2. Проблемы изменения государственных границ в международном праве .34
ГЛАВА 3. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ 44
3.1. Охрана государственной границы Российской Федерации 44
3.2. Незаконное пересечение государственных границ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. На сегодняшний день вопрос о границах в международном праве имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление являются важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.
Существование международного права обеспечивает сохранение территориального статуса, государственных границ, поддержание международной безопасности. Границы формируют систему международных норм и институтов, которые позволяют мирно сосуществовать отдельным политическим сообществам.
Актуальность данной работы обусловлена тем что, государственная граница играет важную роль в мировой политике. Государства - основные субъекты международного права существуют в строго определенных пространственных пределах. Без территории и ее государственных границ невозможно существование населения, а потому и существование самих государств. Поэтому государственные границы являют собой особый территориальный институт.
Посмотрев на политическую карту мира, мы увидим около двухсот государств, каждое из которых занимает строго определенную и только ему принадлежащую территорию. Поскольку наличие территории является условием существования и жизни государств, то понятно, почему именно территориальные споры и проблемы занимают такое место в мировой истории. За приобретение тех или иных земель, рек или долин, за контроль над морями и проливами на протяжении всей истории шли постоянные войны между государствами.
Поэтому, несмотря на существующий массив научных трудов как российских, так и зарубежных политологов, историков и философов, посвященных данной теме, проблема охраны государственных границ продолжает вызывать стабильный интерес, что подтверждает актуальность выбранного предмета исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы выступили общественные отношения, возникающие в сфере установления, изменения, защиты и охраны государственной границы.
Предмет работы - международно-правовые нормы, национальное законодательство отдельных стран, касающиеся установления, изменения, защиты и охраны государственных границ.
Цель работы - комплексный анализ статуса и режима государственных границ в международном праве.
Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:
• раскрыть понятие и признаки государственных границ в международном праве, а также дать их общую характеристику;
• проанализировать отдельные виды государственных границ в международном праве;
• раскрыть юридическую природу порядка установления государственных границ;
• выявить проблемы изменения государственных границ;
• провести анализ незаконного пресечения государственных границ в отдельных странах.
Методологическая основа исследования выражена в использовании общенаучных методов научного познания (диалектический, дедуктивный и индуктивный, обобщение, формально-логический, системный и др.), а также частно-научных методов познания (историко-правовой, технико¬юридический, анализ документов, сравнительно-правовой, правового моделирования, формально-юридический, структурно-функциональный и др.).
Теоретическая основа исследования базируется на положениях, содержащихся в трудах российских и зарубежных ученых по общей теории международного права. В их числе Л.В. Андриченко, Д.Н. Бахрах, К.А. Бекяшева, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь, В.Г. Вишняков, А.Б. Гвоздев, С.В. Гландин, А.А. Гурьянов, В.В. Елистратова, А.В. Захарова, В.Д. Зорькин, А.Н. Игнатов, А.Н. Ковалев, Б.М. Клименко, А.Л. Колодкин, Ю.А. Красиков, Л.В. Лазарев, О.К. Лысков, Г.М. Мелков, А.В. Овлащенко, Н.Г. Паламарь, А.А. Першин, И.Л. Прохоренко, Ю.С. Ромашев, Б.В. Россинский, С.А. Смелов, Ю.Н. Старилов, В.Е. Степенко, О.В. Цветкова, С.В. Черниченко, О.А. Чернова, А.Д. Шершнев, Б.М. Эккель, В.В. Ярлыченко и др.
Правовую основу данной работы составили Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г., Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г., Женевская Конвенция о континентальном шельфе 1958 г., Женевская Конвенция об открытом море от 1958 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государств» 1933 г., Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г. и др.
Правовой основой также стали соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испании от 22.06.2001 г. о морском судоходстве, между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 15.05.1995 г. о морском судоходстве, Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы 08.12.2006 г.
В работе были использованы нормы национального законодательства в части защиты и охраны государственных границ. Так, были исследованы Закон РФ от 01.04.1993 г. «О государственной границе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 20.06.1996 г. № 954 «О дополнительных мерах по обеспечению защиты государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», от 07.12.2006 г. № 762 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы», Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1309-р «О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации» и др.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, включающих по два параграфа каждая, заключения и списка использованных правовых источников и литературы.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы на тему: «Государственные границы в международном праве», представим ключевые выводы и предложения.
Государственная граница является неотъемлемым элементом каждого независимого государства, зачастую становясь предметом конфликтов и войн. До настоящего времени проблема формирования государственных границ выступает постоянным фактором обострения международной обстановки. Обеспечение суверенитета, неприкосновенности и территориальной целостности Российской Федерации, защита жизненно важных интересов личности и общества, а также защита государства от внешних и внутренних угроз не могут быть достигнуты без исследования феномена государственной границы и вопросов ее правовой регламентации.
Таким образом, по нашему мнению, государственная граница является неотъемлемой частью осмысления географических/геополитических пространств.
Термин «государственная граница» находит свою интерпретацию в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах. Так, например, в соответствии со ст. 4 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву «внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря».
Рассматривая понятие «государственная граница», необходимо отметить, что на правовом уровне, так же, как и на доктринальном, существует неоднозначность понимания этого термина. Из-за данного недостатка возможны разногласия между государствами по вопросу о том, какую именно границу считать признанной. Подобные разногласия могут перерасти в территориальный спор. Чтобы не допустить спор, существует множество доказательств, применяемых для выявления истинного положения границы, где первое и основное место занимают положения договоров, устанавливающих данную границу, поскольку именно они ясно выражают намерения, волю и согласие сторон относительно положения границы.
В связи с многоаспектностью явления государственной границы классификацию государственных границ нужно рассматривать с различных позиций, в том числе, учитывая точку зрения административистов.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» режим государственной границы устанавливает правовое положение иностранных граждан, порядок въезда в Россию и выезда из нее. Режим государственной границы также устанавливается Таможенным кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, международными договорами Российской Федерации.
Режим государственной границы представляет собой совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм, регулирующих порядок пересечения государственной границы, плавания и пребывания гражданских судов, военных кораблей в территориальных и пограничных водах, захода и пребывания гражданских кораблей во внутренних водах, содержания границы, ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности и разрешения пограничных инцидентов. Понятие «режим государственных границ» трактуется многими авторами по-разному, так как он зависит от отношений между конкретными государствами. Режим государственной границы в первую очередь направлен на защиту национальной политики государства. Для регулирования порядка въезда и выезда необходим режим пограничной зоны, который служит интересам создания условий охраны государственных границ. Чтобы не нарушать режим государственных границ, необходимо установить линию прохождения границ; она определяется в договорах с сопредельными государствами. Преступления, совершенные на территории того или иного государства, связанные с пересечением государственной границы, подлежат квалификации согласно юрисдикции этого государства, а преступления, совершенные в порту, и вовсе считаются совершенными на территории государства.
Любое изменение территории государства, его политико-правовых очертаний, за исключением случаев отторжения части территории государства, совершившего акт агрессии, должно осуществляться на основе добровольного соглашения сопредельных государств.
Изменение государственных границ происходит в случае: объединения двух или более государств в другое или нескольких государств в другое, разделение какого-либо государства или нескольких государств от другого, борьбы за реализацию права на самоопределение.
Правовым основанием любого изменения государственной территории может выступать суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами. Так, например в 1990 г. на основании волеизъявления населения произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ, а в 1951 г. СССР и Польша по Договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области.
Основной проблемой изменения государственных границ служит незавершенный процесс договорного оформления отдельных участков государственной границы. Между государствами возникают разногласия по поводу изменения государственных границ, что приводит к возникновению спорных территорий. Также происходят случаи применения агрессии одного государства против другого с целью захвата его территории.
К проблеме изменения государственных границ относится и проблема изменения климата. Из-за глобальной перемены климата принудительному изменению будут подвержены государственные границы. И тогда в приоритете окажутся страны с более мягким климатом, плодородными землями и запасами пресной воды. Для таких стран остро встанут вопросы определения, подтверждения и обеспечения безопасности своих границ. Изменение природного ландшафта территории Земли повлечет за собой территориальные споры, которые будет весьма трудно, но в то же время, необходимо урегулировать мирным путем. К тому же, эти процессы породят «климатическую миграцию», когда население будет мигрировать из жарких, засушливых стран в страны с более приемлемыми климатическими условиями.
В поддержании режима государственной границы основополагающую роль должен сыграть военный потенциал страны, но - только как сдерживающий фактор против развязывания локальных или иных военных действий.
Анализ теоретического опыта и его правового закрепления выявил понятие «охрана границы», пограничной охраны и незаконного ввоза и перехода границы, содержание категорий теории охраны государственной границы, гибкость организации охраны.
Современный этап характеризуется зоной ответственности пограничного ведомства за счёт задач по защите и охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа; появились пограничные органы в системе ФСБ.
Теория охраны границы приобрела новое качественное состояние, и современная теория искусства охраны границы должна обосновывать виды деятельности, формы и способы действий пограничных органов ФСБ России во взаимодействии с органами внутренних дел, объединениями, соединениями и частями приграничных военных округов, флотов, флотилий, войсками противовоздушной обороны, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; прогнозировать характер подрывной деятельности зарубежных спецслужб, приёмы и способы действий нарушителей, террористических, бандитских, диверсионных формирований; обеспечения и управления в оперативном и тактическом звеньях; отвечать на вопросы оперативной, оперативно-розыскной, погранпредставительской, административной деятельности органов и войск по охране государственной границы согласно единой методологии, уточнения содержания понятий и осмысления теоретических знаний; изменении направленности политики в сфере охраны и защиты государственной защиты.
А, значит, охрана государственной границы включает состояние развития экономики и пограничной политики; организацию охраны границы согласно пограничной политике; соответствие состояния охраны государственной границы экономике государства; состояние охраны от наличия сил и средств.
Анализ данных о незаконном пересечении государственной границы выявил, что страны действуют в рамках государственной политики по данному направлению и установленного правового поля, включающего: административные правонарушения - штраф или арест до 15 суток; организация незаконной переправки людей через границу - лишение свободы от трех до девяти лет; незаконное перемещение товаров через границу - штраф в размере 100 % стоимости товара, конфискация товара и средств его перевозки; контрабанда наркотиков - лишение свободы от 5 до 12 лет; злоупотребление служебным положением - лишение свободы от трёх до шести лет. Сроки и время задержания лиц, нелегально перешедших государственную границу, устанавливаются индивидуально и согласно национальным законам государств.
Итак, подводя итоги, следует вновь подчеркнуть важность и актуальность проблемы охраны государственной границы. Охрана государственной границы является особо важным аспектом в системе обеспечения безопасности любой страны мира.
Охрана государственной границы, в первую очередь, осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы. Также пересечение государственной границы часто связанно с совершением других тяжких преступлений, например, терроризм, диверсия, шпионаж, контрабанда наркотиков и оружия. Поэтому предусматривается уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы.
Для борьбы с незаконным пересечением государственной границы необходимо разработать комплекс мер, которые будут формировать у сотрудников пограничной службы системы умений и навыков, позволяющих обеспечивать продуктивную охрану государственной границы. Осложняет ситуацию то, что нормами международного права не установлена ответственность за незаконное пересечение государственной границы.
Рассмотрев институт юридической (уголовной) ответственности в отдельных странах за незаконное пересечение государственных границ, можно сделать вывод, что благодаря результативной работе пограничных служб, которые осуществляют контроль лиц и транспортных средств, следующих через границу в пунктах пропуска, можно достичь успехов в борьбе с данным преступлением.
1. Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23.08.1978 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права. 1996. С. 433-457.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена,23.05.1969 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772
3. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1975. № 33.
4. Женевская Конвенция о континентальном шельфе от 29.04. 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 28. Ст. 1136.
5. Женевская Конвенция об открытом море от 29.04.1958 г. // Ведомости ВС СССР. 1962. № 46. Ст. 457.
6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Сборник Действующее международное право. Т.1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 73-79.
7. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) (с изм. от 23.07.1994) // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.
8. Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государств», подписана в Монтевидео 26.12.1933 г. // http://wa.nt.am/ru/archives/1719(дата обращения 23.04.2018 г.).
9. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966 г.) // Сборник действующее международное право. Т. 2. М., 1978 г., Вып. XXXIII.
10. Соглашения между РФ и Королевством Испания от 22.05.2001 г. о морском судоходстве // СЗ РФ. 2006. № 22. Ст. 2292.
11. Договор между Российской Федерацией и Монголией о режимероссийско-монгольской государственной границы (Москва, 08.12.2006г.) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 10.
12. Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 15.05.1995 г. о морском торговом судоходстве // Бюллетень международных договоров. 2006. № 4.
Нормативно-правовые акты РФ:
1. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «Опорядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составенового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4916.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 23.04.2018 г.).
3. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-
ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256; Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 23.04.2018 г.).
4. Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536; Российская газета. 2014. 7 апреля.
5. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 19.02.2018 г.).
6. Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03.07.2016 г.) // Российская газета. 1993. № 84.
7. Указ Президента РФ от 20.06.1996 г. № 954 «О дополнительных мерах по обеспечению защиты государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3066.
8. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 335 «Об
утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (ред. 20.09.2017 г.) // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2329; Российская газета. 2003. 17 июня.
9. Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 г. № 762 «О
представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы» // СЗ РФ.
2006. № 52 (ч. III). Ст. 5603.
10. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 г. № 196-р «О
Концепции приграничного сотрудничества в РФ» // СЗ РФ. 2001. № 8. Ст. 764.
Специальная литература
1. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.: Зерцало-М, 2015.
2. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2016.
3. Административное право. Конспект лекций / Н.В. Макарейко. М.: Высшее образование, 2018.
4. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. М.: Юристъ,
2002.
5. Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государсвтенной
границы: основные теоретические и практические выводы,
вытекающие из анализа истории пограничной мысли. // ЭНИ « Пространство и время границ». Т.3. Выпуск 1. 2013.
6. Вишняков В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.
7. Географические границы / под ред. Б.Б. Родомана, Б.М. Эккеля. М.: Изд-во МГУ, 1982.
8. Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. № 1.
9. Елистратова В.В. К вопросу об объединении современной Германии // Право и политика. 2005. № 5.
10. Клименко Б.М. Международное право и Закон о государственной границе СССР // Советское государство и право. 1983. № 9.
11. Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного мира. М.: Наука, 1975.
12. Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М.: Международные отношения, 1982.
13. Ковалев А.Н. Международное право: Учебник. М.: «Омега-Л», 2006.
14. Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб: Россия- Нева, 2008. С. 159.
15. Колодкин А., Гландин С. Российский флаг на Северном полюсе // Международная жизнь. 2007. № 9.
16. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. С. 178.
17. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2015.
18. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1997.
19. Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
20. Макиавелли Н. Государь. М.: Художественная литература, 1982.
21. Мелков Г.М. Международное право. М.: РИОР, 2009.
22. Международное публичное право / под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 1999.
23. Овлащенко А.В. Морские пространства и границы в деятельности международных судебных органов: концептуальные подходы // Транспортное право. 2009. № 3.
24. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Перспективы правового режима морской транспортной среды российской Арктики: дуализм подходов или их эклектизм? // Транспортное право. 2012. № 1.
25. Паламарь Н.Г. Об установлении и изменении прохождения
Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. № 1.
26. Порк А.А., Пушмин Э.А. Международно-правовое закрепление
существующих границ в Европе // Правоведение. 1979. № 3.
27. Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право: Монография. М.: Норма - Инфра-М, 2010.
28. Россия как цивилизация: Устойчивое и изменчивое / под ред. И.Г. Яковенко. М.: Наука, 2007.
29. Рушайло В.Б. К вопросу о теории административно-правового регулирования // Современное право. 2003. № 8.
30. Территориальная целостность Российской Федерации и международно-правовое оформление государственной границы // Современное право. 2015. № 8.
31. Степенко В.Е., Чернова О.А. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Юридический мир. 2006. № 9.
32. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. А.Н. Игнатов; Ю.А. Красиков. М.: Издательство НОРМА, 2000.
33. Генезис политических и географических концепций государственных границ / под ред. О.В. Цветковой. М.: Изд-во СГУ, 2014.
34.Черниченко С.В. Контуры международного права. М.: «Научная книга», 2014.
Интернет-ресурсы
1. Суд Евросоюза запретил сажать в тюрьму мигрантов за нелегальное пересечение границы // https://news.tut.by/world/499516.html (дата
обращения 22.03.2018 г.).