Введение 3
1. Эволюция избирательной системы. Сущность электронного голосования 6
1.1. История развития избирательной системы в зарубежных странах и России 6
1.2. Сущность и виды электронного голосования 21
2. Становление электронного голосования в России 28
2.1. Проблемы электронного голосования в РФ 28
2.2. Перспективы развития электронного голосования в РФ. Блокчейн как
технология для реализации безопасного электронного голосования 34
Заключение 52
Список использованной литературы 56
1. Нормативно правовые акты 56
2. Специальная литература
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в мировом сообществе отмечается глобальный процесс роста объема обмена информационными ресурсами между субъектами всех видов экономической, политической и иной не запрещенной законом деятельности, что повлекло за собой очередную проблему в информационной сфере в виде внедрения электронных информационных систем в избирательный процесс.
В самом обобщенном виде эта проблема получила универсальное наименование - электронные выборы и предполагает разработку вариантов уменьшения трудозатрат на сбор, хранение обработку и использование информации, а самое главное их транспарентность (открытость, честность и прозрачность) их проведения.
Электронные выборы активно исследуются и осуждаются в научной литературе с самых разных позиций и научных подходов.
Ей уделяли значительное внимание теоретики конституционного права СЛ. Авакьян, И.Н. Барциц, В А. Виноградов, Т.Д. Матвеева, Н.М. Чепурнова и др. В теории избирательного права известны труда таких авторов как Р.Т. Биктагиров, С.В. Большаков, Т.В. Нечипоренко, В А Овчинников, АВ. Павлушкин
На уровне теории муниципального права, муниципального права (О.Н. Ванеев, В.В. Еремян, И.И. Овчинников, Н.Н. Пушкарев, В.А Холопов
В теории административного и информационного права С.В. Бошно, Т.В. Закупень, МА Лапина, Д.Ю. Лобшщева, М.С Шустова и др.
Отмечается позитивный опыт электронных выборов в Финляндии США, Эстонии, выдвигаются идеи формирования электронного правительства, и разрабатывается концептуально теория электронной демократии.
Вместе с тем имеется и ряд проблем различного свойства и разного уровня по масштабу и причинах.
В частности, Российский законодатель вообще не использует понятие «электронные выборы» и не дает его определения и юридической сущности, используя лишь категорию «электронное голосование», определяя его как отказ от бумажной версии избирательного бюллетеня и переход на электронную версию.
Однако при этом не решен законодательно вопрос о средствах идентификации избирателя, например путем электронной подписи.
Имеются проблемы технического характера в сфере обеспечения информационной безопасности в ходе проведения таких выборов и подведения их итогов.
В связи, с чем целью настоящей работы является комплексный анализ сущности, проблем и перспектив электронных выборов в Российской Федерации.
Реализации такой цели будет способствовать последовательное разрешение следующих задач:
- изучить историю развития избирательной системы в зарубежных странах и России;
- определить сущность и виды электронного голосования;
- выявить проблемы электронного голосования в РФ;
- представить перспективы электронного голосования в РФ и рассмотреть «Блокчейн» как новую технологию для реализации безопасного электронного голосования.
Объектом исследования являются электронные выборы и их форма.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты), а также, научные статьи, монографии, материалы судебной практики.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, лингвистический, методы исследования.
В структурном отношении исследование состоит из введения, основной части (две главы, разбитых на параграфы), заключения и списка использованной литературы.
В завершение нашего исследования полагаем, что последовательное разрешение логически обоснованных во введении задач позволило нам успешно справиться с темой, и предложить наши выводы.
Эволюция народного представительства в органах представительной власти России и зарубежных странах привели к формированию нескольких моделей избирательных систем, из которых наиболее устойчивы пропорциональная и мажоритарная. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки:
1. Пропорциональная система создает удобства для реализации целей политических партий, но не отвечает интересам избирателей.
Основные недостатки в реализации избирательных прав граждан при пропорциональной системе на принципе демократии можно обозначить следующим образом:
- отсутствует реальная возможность учесть все голоса избирателей при формировании представительного органа, поскольку возникает проблема явочного порога, существует бюллетень «против всех;
- избиратель лишен возможности отдать голос конкретному кандидату;
- система не предусматривает самовыдвижения кандидатов.
2. Мажоритарная система относительного большинства, безусловно, результативна: всегда кто-нибудь из кандидатов получает больше голосов по сравнению со всеми другими кандидатами. К недостаткам такой системы относят:
- кандидаты, получившие незначительное меньшинство голосов могут быть вообще не представлены во властных структурах;
- практически исключается победа на выборах маленькой партии.
Законодательного определения сущности такой категории как «электронные выборы» в настоящее время в Российском праве нет.
Законодатель оперирует категорией «электронное голосование», под которым понимается отказ от использования для фиксации велеизъявления избирателей бумажной формы носителя избирательной информации и применение электронной версии избирательного бюллетеня.
«Электронные выборы» это термин, который разработан и широко применяется в научной литературе и его содержание определяется столь разнообразно, что нет возможности его универсализировать.
В связи с чем, находим разумным предложить ввести в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обособленную статью и для устранения противоречий и неясностей в понятийном аппарате использовать понятие « выборы в электронной форме». В отдельной норме закона нужно предусмотреть процессуальный прядок выдвижения избирателями инициативы о проведении выборов в электронной форме, оформления такой инициативы в виде обращения в соответствующую избирательную комиссию, также порядок рассмотрения такого обращения и. форму принятия решения избирательной комиссией.
В качестве варианта можно предложить выдвижение инициативы о проведении электронных муниципальных выборы на сходе граждан.
Для выборов государственного уровня необходимо рассмотреть вопрос и наличие под обращением в избирательную комиссию определенного числа подписей избирателей в зависимости от их числа на той или иной территории.
При этом роль ЦИК и региональной избирательной комиссии не должна сводиться к принятию решения о проведении электронного голосования или об отказе от него.
Решать вопрос о форме голосования должны решать избиратели, а их обращение в ЦИК или иную избирательную комиссию должно носить исключительно уведомительный характер.
Анализируя проблемы электронных выборов, мы видим несколько проблем внедрения электронного голосования, которые с определенной долей условности по критерию причинности и можно сгруппировать следующим образом:
- проблемы обеспечения безопасности и достоверности выборов (технические параметры безопасности применяемых систем);
- проблемы технической подготовки населения государства и
обеспечения каждого избирателя электронной подписью;
- проблемы юридико-технического свойства.
Мы находим недопустимым отсутствие Федерального конституционного закона «Об электронных выборах», его разработка и принятие давно общественно востребована.
Кроме того, с учетом федеративной формы государственного устройства и административно - территориального устройства, в Российской Федерации нужна разработка государственной программы о поэтапном переходе на электронные выборы, начиная с крупных городов.
Власти Российской Федерации, как и их коллеги из других стран, уже долгое время пытаются максимально легимитизировать процесс выборов, однако любой факт нарушений в условиях интернетизации общества моментально становится достоянием социальных сетей, и повысить доверие к «народному волеизъявлению» не помогают ни видеокамеры, ни наблюдатели.
Между тем, многие вопросы можно было бы закрыть, если бы процесс голосования был бы переведен на блокчейн.
Технология блокчейна позволяет создать изменения в самой демократии, позволяя государственному управлению стать более открытым, освободиться от лоббистского контроля и действовать этично.
Блокчейн может изменить роль гражданина и его участие в политическом процессе: от голосования и доступа к социальным услугам до решения застарелых проблем общества и обеспечения ответственности избираемых политиков за их предвыборные обещания.
Для того чтобы люди захотели участвовать в современном демократическом процессе и не были разочарованы в том, что представители государства злоупотребляют своими полномочиями, следует однозначно начинать создавать определенную культуру, возможно на блокчейн, и начинать нужно с выборов.
Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 года // СПС «Гарант».
Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 1952 г. (вступила в силу 24 августа 1962 г.) «О праве международного
опровержения» // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 107
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11) // СПС «Гарант».
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // СПС «Гарант».
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О
принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СПС «Гарант».
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» // СПС «Гарант».
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // СПС «Гарант».
Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. // СПС «Гарант».
Конституция Королевства Марокко принята 13 сентября 1996 года // СПС «Гарант».
Постановление ЦИК России от 07.09.2011 № 31/276-6 (ред. от 12.08.2015) «О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации» // СПС «Гарант».
Проект ФЗ N 39828-8 "Об электронном документе" Внесен депутатом ГД В.Я.Коммисаровым 20 декабря 2000г. и рассмотрен Советом ГД 19 марта 2002г. // СПС «Гарант».
2. Специальная литература
Антонов Я.В. Правовые аспекты электронной демократии и электронного голосования // Журнал Управленческое консультирование 2014 КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru.(дата обращения: 11.03.2019).
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. «Федерализм в истории России «Из-во» Республика» 1999 г.
Белоновский В.Н., Шулепин В.В. Избирательное право. В 2 т. Т. 1. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 304
Боков Ю.А. Сравнительно - правовой анализ влияния мажоритарной и пропорциональной систем на общественное развитие. // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-5. - С. 1277-1281URL:http://fundamental- research.ru/ru/article/view?id=30750.(дата обращения: 11.03.2019).
Вискулова В.В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8. С. 23.
Виноградов В.В. Манифест от 17 октября 1905 г. : юридическая природа и содержание (из истории российского конституционализма) // Журнал Известия Волгоградского государственного педагогического университета 2015 КиберЛенинка:https: //cyberl eninka. ги/(дата обращения: 11.03.2019).
Грачев М.Н. Электронное голосование: «За» и «Против» // Журнал Известия Тульского государственного технологического университета 2011 КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/.(дата обращения: 11.03.2019).
Дзоло, Д. Демократия и сложность: реалистический подход / Д. Дзоло. - М., 2010.- 321с.
Дмитриев В.В. Правовые аспекты развития межведомственного электронного документооборота //Арбитражный и гражданский процесс, 2012.
Евстратенкова М.А. Избирательная система Швейцарской Конфедерации: дисс канд..а юрид...наук.- Москва, 2015.- 237 с.
Земкина И.Ю. Вопросы реализации электронного голосования // Молодой ученый .-2017.№50.1.-С.61-64.
Избирательная система во Франции и система партий. Аналитическая записка. - М., 2013-234с.
Игачева Е.Л. Конституционная монархия как форма правления (историко - правовой и сравнительно-правовой аспекты) : автореф..диссер..к.ю.н. Санкт-Петербург 2010 - 213с.
Котегова М.А. Пропорциональная избирательная система: российский и зарубежный опыт : автореф..дисс..канд..юрид.... наук 2007, Москва-211с.
Мазитов, Р.Г. Избирательный процесс как политический субпроцесс и проблемы его модернизации Текст.: автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.02 / Р.Г. Мазитов. - Уфа, 2009. - СЛ 2.
Маклаков В.В. Избирательное право Франции // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / авт. проекта Ю.А. Веденеев, В.В. Маклаков; отв. ред. А.А. Вешняков. - М., 2004. - 464 c.
Овсянников Д.В. Реквизит как обязательный признак электронного документа, имеющего юридическое значение // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2010. № 25. С. 52
Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России : Вторая половина XVII - начало XX века : автореф.. диссер.... к. ю. н.. Екатеринбург, 2000. - 567с
Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. М.: ЮКЭА, 2000. С. 85
Кёрстинг Н. Электронное голосование и демократия в Европе // Политическая наука. 2007. № 4. С. 123-144
Кирилловых А.А. Правовые аспекты механизма электронного взаимодействия в законодательстве об электронной подписи // Адвокат. 2011. N 11. С. 56
Мисников Ю.Г., Филатова О.Г., Чугунов А.А. Электронное взаимодействие власти и общества: направления и методы исследований // Журнал Научно - технические ведомости Сант - Петербургского государственного университета 2016 КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/.(дата обращения: 10.03.2019).
Мельникова Т.С. Современные тенденции развития электронной демократии в России //Журнал Вестник Саратовского государственного социально экономического университета 2014 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/i.(дата обращения: 05.03.2019).
Насыбуллин А.А. Проблемы электронного голосования // Журнал актуальные проблемы экономики права 2009 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/.(дата обращения: 10.03.2019).
Семилетов С.И., Соловьев В.Ю. Законодательная база электронного документооборота в Российской Федерации // Информационное право. 2011. N 3. С. 11.
Очерки по истории выборов и избирательного права / А.С. Аникеев [и др.] ; под ред. Н.А. Богодарова, Ю.А. Веденеева. - М. : Калуга : Изд-во Фонда «Символ», 1997. - 388 с.
Омеличкин О.В. Электронная демократия: понятие, проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета 2014 КиберЛенинка : https://cyberleninka.ru/.(дата обращения: 10.03.2019).
Федоров В. Электронное голосование. Перспективы развития в России. 2018 //http://centrtsu.ru/elektronnoe-golosovanie-perspektivy-razvitiya-v-ros.(дата обращения: 05.03.2019).
Черепанов В.А. Пропорциональная избирательная система: за и против // Журнал российского права 2013 КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/.(дата обращения: 10.03.2019).
Чугунов А.В. Электронное участие в контексте трансформации концепции демократии // Журнал управленческое консультирование 2017 КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/aii-demokratii/. (дата обращения:
05.03.2019).
Чуров В.Е. Электронное голосование - обеспечение баланса между доступностью голосования и доверием граждан к системам голосования // Роль политических партий в политическом процессе : материалы семинара ОБСЕ. Варшава, 2011. URL:
https://www.cikrf.ru/news/relevant/2011/06/01/churov electron/. (дата
обращения: 11.03.2019).
Цапин А.Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Известия Саратовского университета 2016 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru
Шатнави, Ф. (Фейсал). Развитие конституции Иордании : автореф.... диссер к.ю. н - М.,1992. -189с.
Ямалова Э.Н. Электроральные реформы в постсоветской Литве // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1
Корелина А. Выборы на блокчейне. Возможно ли голосование без вбросов и фальсификаций.2018 //https://blockchain.ru/posts/wbory-na-blokcheine-vozmozhno-li-golosovanie-bez-vbrosov-i-falsifikatsii. (дата
обращения 13.03.2019 г.).
Ермилова А. Самые необычные формы правления. 2018 //
http://muz4in.net/news/samye neobychnye formy pravlenija/2015-05-14-38360. (дата обращения 13.03.2019 г.).