Введение 3
Глава 1. Психолого педагогические основы развития интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников 8
1.1. Определение понятия интерес в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности развития интереса у старших дошкольников к
занятиям физической культурой 12
1.3. Специфика средств развития интереса дошкольников в процессе организации физкультурного досуга в дошкольной образовательной организации
Глава 2. Исследование результативности педагогических средств развития интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой
2.1. Оценка уровня развития интереса у старших дошкольников к
занятиям физической культурой (констатирующий этап) 31
2.2. Экспериментальное обоснование средств развития интереса к
занятиям физической культурой у детей старшего
дошкольного возраста (формирующий этап)
2.3. Динамика показателей развития интереса к занятиям
физической культурой у старших дошкольников средствами досуговой деятельности (контрольный этап)
Заключение 46
Список использованной литературы 51
Приложения 57
Совершенствование физической культуры детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Ключевыми позициями обновления дошкольного образования являются: охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в период дошкольного детства активно формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физической культуре.
Анализ проведенных исследований В. Н. Андросовой, Л. И. Божович, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Гордон, В. Г. Ивановой, Л. М. Маневцовой, Н. Г. Морозовой, Л. Островской, Г. И. Щукиной по проблеме воспитания детей дошкольного возраста показывает, что особое значение в формировании личности дошкольника принадлежит развитию у них соответствующих интересов. Авторы отмечают, что чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний. По мнению Л.И. Анцыферовой, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и др. значимость формирования у дошкольников интереса как важнейшего элемента их мотивационной сферы можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста: непроизвольностью внимания, непреднамеренным характером запоминания, высокой эмоциональностью, недостаточной сформированностью волевых качеств. Возникший благодаря
педагогическому воздействию интерес обостряет внимание, возбуждает творческое воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память. Интерес способствует более быстрому, плодотворному восприятию материала, снимает утомление и тем самым способствует более эффективному усвоению знаний, умений, способов действий.
Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Итак, возникающие при обучении интересы, эмоции и связанное с этим сознательное отношение к своей деятельности. Является благоприятным условием для образования стойкого очага возбуждения и тем самым для достижения результатов.
Вопросы развития позитивного отношения к деятельности, в том числе спортивной, рассматривали Л.Н. Волошина, Е.П.Ильин, Л. В. Караманова, В.И. Лазоренко, М. И. Лисина, С.О. Филиппова и др.
Проблема развития интереса у детей к занятиям физической культурой рассматривалась в работах следующих исследователей: Л. Н Волошиной, Н. Н. Кожуховой, Л. И. Лубышевой, Т. Л. Ощепковой, Н. К. Смирнова и др. Авторы отмечают наличие противоречия между востребованностью новых средств развития интереса детей к физической культуре и отсутствием их обоснования в современной теории и практике физического развития дошкольников.
Значение физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич, Л. Д. Глазырина, Виноградов П. А., Волошина Л. Н. и др.). Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических сторон личности, в том числе и на социальное развитие детей.
В этом контексте обращение к развитию интереса к физической культуре - важная социально-педагогическая задача воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность разрабатываемой проблемы вполне очевидна. Практика показывает, что существует противоречие между необходимостью использования физкультурных досугов. Как эффективной формы работы детского сада по развитию интереса у дошкольников к занятиям физической культурой и тем, что отсутствует обоснование новых средств организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, направленных на решение этих задач.
Проблема исследования: какие педагогические средства, используемые в процессе физкультурных досугов будут способствовать развитию интереса старших дошкольников к физической культуре.
Объект исследования: процесс развития интереса у старших дошкольников к физической культуре.
Предмет исследования: педагогические средства, способствующие формированию интереса к физической культуре у старших дошкольников в досуговой деятельности.
Цель настоящего исследования заключается в обосновании педагогических средств досуговой деятельности, направлены на развитие интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников.
Гипотеза: развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой в досуговой деятельности будет способствовать включение при организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности специальных педагогических средств: создание проблемных ситуаций, использование игровых и соревновательных приемов.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) «раскрыть сущность понятия» интерес к занятиям физической культурой, данное в психолого-педагогической литературе;
2) выявить педагогические средства развития интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
3) определить уровень развития интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
4) апробировать педагогические средства развития интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников, оценить их эффективность.
В работе использовался комплекс общепринятых методов исследования, включающих: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Метод теоретического анализа и обобщения данных научно - методической, общепедагогической, психологической и педагогической по дошкольному образованию литературы использовался с целью изучения проблемы развития интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста. Основное внимание уделялось выявлению философских, психолого-педагогических аспектов проблемы развития интереса, возрастных особенностей, путей развития интереса у детей в сфере физической культуры и спорта.
Анкетирование родителей предполагало выявление места физической культуры в жизни семьи, интересов.
Педагогическое наблюдение проводилось на всех этапах исследования с целью изучения, как общих интересов детей старшего дошкольного возраста, так и интересов к физическим упражнениям, эмоционального состояния детей в процессе физкультурно-спортивной деятельности, а также при ее наблюдении детьми.
Метод беседы был использован с целью выявления интересов детей к двигательной деятельности. Беседа проводилась индивидуально в непринужденной обстановке. Были использованы прямые вопросы. При обработке ответов обращалось внимание на то, какие виды деятельности ребенок предпочитает, чем занимался перед беседой, любимые занятия в детском саду и дома.
Оценка эффективности средств развития интереса к двигательной деятельности у старших дошкольников определялась с помощью сравнения сдвигов показателей интереса на этапах констатирующего и контрольного экспериментов.
Для реализации цели и задач определена база исследования - МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 г. Алексеевка Белгородской области». В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек и их родители.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий.
Анализ литературы по проблеме формирования интереса показал, что можно выделить несколько направлений в определении понятия «интерес». За основу в своем исследовании мы взяли определение, данное С.Л. Рубинштейном, который отмечал, что интерес - это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения».
Из приведенных мнений ученых об интересе, был сделан вывод, что формирование и развитие интереса к окружающему, к деятельности, к себе самому является важной психолого-педагогической проблемой, которая предполагает поиск средств, форм, методов его пробуждения (а в случае необходимости - коррекции). Решать ее важно уже в дошкольном детстве, в период формирования и развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка.
Так-же нами были раскрыты особенности развития интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой. Мы пришли к выводу, что в развитии стремления самостоятельно заниматься физическими упражнениями, большую роль играет повышение интереса к физической культуре вообще. Чем старше дети, тем важнее развивать интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности.
Нами отмечен ряд средств, способствующих развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой создание проблемных ситуаций, использование игровых и соревновательных приемов.
Анализируя проблемы современных дошкольников, нами выделены следующие типичные особенности:
- современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы;
- дети стали меньше и хуже играть. Особенно сократились и по продолжительности, и по количеству подвижные игры. Отсутствие игры может свидетельствовать о том, что у современных детей она перестает быть ведущим видом деятельности;
- обычные физкультурные занятия современным дошкольникам не интересны, следовательно, необходимо организовать для детей такие виды деятельности, в процессе которых они будут вести себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволит им двигаться без особого напряжения;
- изучая отношение родителей к формированию интереса к физическим упражнениям детей дошкольного возраста, очевидно, что наибольшее влияние на формирование интереса оказывает личный пример родителей, но в большинстве семей физическому развитию не уделяется должного времени.
Хочется выделить, что физкультурные досуги с правильным подбором входящих в них элементов могут стать эффективным средством развития интереса ребенка к физической культуре. Они позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности, по исследованию результативности педагогических средств развития интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников на первом этапе мы провели констатирующий этап эксперимента.
Для получения необходимых данных о результате сформированности интереса у дошкольников к занятиям физической культурой использовались различные методы.
Так мы провели беседу с детьми по вопросам анкеты Е.Г. Еделёвой, адаптировав ее под дошкольный возраст. По проведенной диагностической методике мы выделили три уровня сформированности устойчивого интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой: низкий, средний, высокий. Анализ полученных результатов показал, что лишь 6 детей (30%) имеют высокий уровень сформированности устойчивого интереса к занятиям физической культурой; 9 детей (45%) - средний; 5 (25%)дошкольников - низкий.
С целью выявления места физической культуры в жизни семьи, интересов семьи среди родителей было проведено анкетирование. Подводя итог анкетированию родителей, мы увидели, что в семьях практически совсем не уделяется внимание физической культуре.
Далее нами был проведен формирующий этап эксперимента. Его цель: разработать и провести различные формы досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста физкультурно-оздоровительной направленности с использованием специальных педагогических средств: создание проблемных ситуаций, использование игровых и соревновательных приемов, способствующих развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой.
На первом этапе работы мы разработали перспективный план физкультурных досугов для детей старшей группы в соответствии с тематическим планированием. На следующем этапе работы нами были разработаны конспекты физкультурных досугов с созданием проблемных ситуаций, использованием игровых и соревновательных приемов. В ходе любого досуга мы осуществляли комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставили задачу, в соответствии с которой подбирали тематику и содержание, определяли методы и приемы работы.
На заключительном этапе формирующего эксперимента мы разработали консультации для родителей по формированию у старших дошкольников интереса к занятиям физической культурой: «Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий», «Формируем интерес к физической культуре», «Интересная физкультура», «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой» и др.
Целью контрольного этапа эксперимента было определение уровня развития интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой после проведения формирующего этапа эксперимента; оценить эффективность педагогических средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников
Были реализованы те-же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
На основании беседы анализ полученных результатов показал, что 16 детей (80%) имеют высокий уровень сформированности устойчивого интереса к занятиям физической культурой; 4 ребенка (20%) - средний; низкого уровня не выявлено. Сравнивая результаты проведенной диагностики, виден положительный результат по сформированности интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой Результаты ответов изменились лишь на некоторые вопросы. Родители из 7 семей стали играть дома с ребенком в подвижные игры. Для ребенка режим дня установлен уже в 9 семьях, что больше на 2 семьи по сравнению с констатирующим экспериментом. Делать дома утреннюю гимнастику стали в 16 семьях (делали в 10). Соблюдают правила личной гигиены дети всех семей. После детского сада гуляют практически все семьи, хоть и чаще всего гуляет с ребенком мама, почти все ответили, что папа всегда гуляет с ребенком в выходные дни.
Подводя итог, анкетированию родителей мы увидели, что в семьях родители стали больше уделять внимания физической культуре.
Таким образом, контрольный эксперимент показал, что проведенная деятельность на формирующем этапе экспериментальной работы, способствует успешному формированию у старших дошкольников интереса к занятиям физической культурой. При организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности необходимо использование специальных педагогических средств: создание проблемных ситуаций, использование игровых и соревновательных приемов. Внедрение в практику работы ДОО физкультурных досугов с использованием специальных педагогических средств: создание проблемных ситуаций, использование игровых и соревновательных приемов дало положительные результаты в формировании интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников.
1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада/ Э.И. Адашкявичене - М.: 1992. - С.158.
2. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/З.Ф.Аксенова - М.: ТЦ Сфера, 2003
3. Асташина М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет. / М.П. Асташина - Издательство: Учитель, 2013 - 110с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности/А.Г. Асмолов - М., 1990
5. Ашмарин Б.А.Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для педагогических институтов и училищ/Б.А. - Ашмарин М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 224.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика/Ю.К.Бабанский- М.: Просвещение, 1988. - 221 с.
7. Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие / Г. Д. Бабушкин Г. Д. и др. - Омск, 1997. - С.135.
8. Бабушкин, Г.Д. Психология - спорту/Г.Д.Бабушкин - Омск: 1998. - С. 23.
9. Бавина А.В. Специфика физического воспитания/А.В.Бавина - М.:
1987. -С. 159.
10. Бальсевич В.К. Здоровье в движении/В.К.Бальсевич// Советский спорт,
1988, №2.-С. 2
11. Богданов Г.П. Школьникам здоровый образ жизни/Г.П.Богданов - М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 135.
12. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с
13. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456с.
14. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей / Е. Н. Вавилова - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
15. Венгер, Л.А. Психология /Л.А. Венгер, В.С.Мухина. - М., 1988.
16. Волошина Л. Н. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Н. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 23-25.
17. Волошина, Л. Н.Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова - М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004. - 65 с.
18. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.
19. Выготский, Л.С.Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/Л.С.Выготский //Вопросы психологии 1966, №6.
20. Выготский, Л.С., Педагогическая психология /под ред. Давыдова В.В. М.: 1996 - с. 534
21. Гамезо, М.В. Возрастная психология/М.В.Гамезо - М.: Просвещение,
1989. -С. 172.
22. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.А.Гельвицкий-М., 1988.-С. 403-426.
23. Геллер, Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов /Е.М.Геллер - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С.25.
24. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам /Л.Д.Глазырина. - М.:Владос,2005г.
25. Голощекина, М. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре / М.Голощекина // Дошкольное воспитание. - 1973.- № 4. - С.81-87.
26. Григорович, И.Н. Педагогические и психофизиологические аспекты надёжности организма детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом /И.Н.Григорович, О.А. Романова Омский институт физической культуры, Омск 1990. -С. 15-20.20
27. Гугин, А.А. Уроки физической культуры в 1 - 3 классах /А.А.Гугин - М.: Просвещение, 1977.-С. 238.
28. Гуревич, И.А.300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие/И.А.Гурьевич - М.: Физкультура и спорт, 1994. - С. 350.
29. Дуркин, П.К.Научно-методические основы формирования у школьников интереса к урокам физической культуры/П.К.Дуркин - М.: 1995. -С. 43.
30. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К.Дусавицкий - М.:
Просвещение 1989. -С. 176.
31. Евтухова, Е.А. Здоровый образ жизни для детей и родителей /Е.А.Евтухова //Физкультура и спорт, 1995, №4. - С. 46-48.
32. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие / Сост. Л. М. Семенюк / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Межд. пед. академия, 1994. - 673 с.
33. Змановский, Ю.Ф.Воспитаем детей здоровыми/Ю.Ф.Змановский// Советский спорт, 1991, №5.-С. 10-14.
34. Зобков, В.А.Формирование активного положительного отношения младших школьников к физической культуре: научное методическое пособие для учителей/В.А.Зобков - Набережные Челны: 1991.-С. 41.
35. Ильин, Е.П.Психология физического воспитания: педагогическое пособие для студентов/Е.П.Ильин - М.: 1987. - С. 285.
36. Кенеман, А.В.Пособие для воспитателей детского сада/А.В.Кенеман М.: 1988.-С. 300.
37. Козленко, Н.А.Школьникам - привычку заниматься физической культурой/Н.А.Козленко - Киев: 1985. -С. 120.
38. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.
39. Копухова, Н.Н.Воспитатель по физической культуре в дошкольных
учреждениях/ Н.Н.Копухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова - М.:
Издательский центр «Академия», 2002.
40. Кутепов, М.Е. Структура потребностей и интересов школьников в занятиях физической культурой /М.Е.Кутепов//автореф. дис. к.п.н. Омск: 1980.-С. 2
41. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание, 2004. - № 5. - С. 66 - 72.
42. Леонтьев, А.Н.Концептуальный подход к формированию у школьников интереса к физической культуре/А.Н.Леонтьев, А.Б.Орлов - М.:1990.-С. 42.
43. Лесгафт, П. Ф. Изб.пед. соч. / П. Ф. Лесгафт / Сост. И. Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
44. Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 76-79.
45. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 32-35.Лысова В. Я., Яковлева Л.А. Спортивные праздники и развлечения. - М.: АРКТИ, 2000.
46. Манукян С.П. Актуальные проблемы современной педагогики Самиздат, 2003 г., 65 с.
47. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г.Морозова - М., 1979. С. 5
48. . Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина - М.: Просвещение, 1986. - С. 228-229.
49. Островская, Л. О детских интересах / Л. Островская // Дошкольное воспитание. - 1979.- № 7. - С. 24-28.
50. Осокина, Т.И.Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении./Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева - М.: - Издательский центр «Академия», 1987.
51. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов- Издательство: «Мир и Образование» 2015 г.
52. Пилоян, Р.А.Мотивация спортивной деятельности/Р.А.Пилоян - М.: 1984.-С. 54
53. Прохоров, A.M. Советский энциклопедический словарь/А.М.Прохоров - М.: 1981.-С. 1600.
54. Пуни, А.Ц. Психология, учебное пособие для техникумов физической культуры/А.Ц.Пуни - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 255.
55. Романова, О.А. Методика физического воспитания в школе/О.А.Романова-М., 1990.-С. 35.
56. Рубинштейн, С.Л.Проблемы общей психологии/С.Л.Рубинштейн - М., 1976
57. Семейкин, А.И.Формирование мотиваций спортивной направленности детей младших школьников/А.И.Семейкин А.И., Воробьёва Г.П. - Омск: 1996. -С. 17.
58. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка/Э.Я.Степаненкова - М.: АСАДЕМА, 2006.
59. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации/Э.Я.Степаненкова - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
60. Тимофеева, Е. А. Больше внимания подвижным играм / Е. А. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 10. - С. 26-28.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от17.10.2013 года): [Электронный ресурс], 2010. - С. 9.
62. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: [Электронный ресурс], 2014. - С. 6
63. Фомина Н.А.Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду/Н.А.Фомина - М.: 1984. - С. 40.
64. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
65. Щербаков, Е.П. Формирование интереса к спорту у школьников / Е.П.Щербаков //автореф. проф. пед. наук, Омск: 1978. - С. 56.
66. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина - М.: Педагогика, 1988. - 348
67. Эльконин, Д.Б.Игра. Ее место и роль в жизни и развитии детей/Д.Б.Эльконин//Дошкольное воспитание, 1976, №5