ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2. Формирование навыков грамматического оформления высказывания в
онтогенезе 13
1.3. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28
2.1. Организация изучения навыков грамматического высказывания у детей с ОНР 28
2.2. Анализ результатов исследования грамматического оформления
высказывания у дошкольников с ОНР 32
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков грамматического
оформления высказывания у дошкольников с ОНР 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2. Формирование навыков грамматического оформления высказывания в
онтогенезе 13
1.3. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28
2.1. Организация изучения навыков грамматического высказывания у детей с ОНР 28
2.2. Анализ результатов исследования грамматического оформления
высказывания у дошкольников с ОНР 32
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков грамматического
оформления высказывания у дошкольников с ОНР 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы данного исследования определена тем, что в настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Ограниченность лексики, несформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении словообразования и словоизменения.
Данная тема актуальна потому, что формирование грамматического оформление является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи, является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией. Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.
Объект исследования— процесс формирования навыков грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — методы и приемы формирования грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель данного исследования — выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - система логопедической работа направленна на формирование грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, будет проходит эффективнее при соблюдении следующих условий:
1) учет структуры дефекта, возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников
2) целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.
3) совершенствование умения изменения существительных по падежам, умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе, так же согласования глаголов с личными местоимениями и умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
При целенаправленной логопедической работе по формированию навыков грамматического оформления будут достигнуты положительные результаты, которые помогут обеспечить готовность детей к обучению грамоте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему навыков грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности грамматического оформления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков грамматическом оформлении высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.
Методы исследования:
В процессе исследования применялись следующие методы:
-теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
-интерпретационные методы;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №12» г. Белгорода.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Ограниченность лексики, несформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении словообразования и словоизменения.
Данная тема актуальна потому, что формирование грамматического оформление является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи, является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией. Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.
Объект исследования— процесс формирования навыков грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — методы и приемы формирования грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель данного исследования — выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - система логопедической работа направленна на формирование грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, будет проходит эффективнее при соблюдении следующих условий:
1) учет структуры дефекта, возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников
2) целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.
3) совершенствование умения изменения существительных по падежам, умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе, так же согласования глаголов с личными местоимениями и умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
При целенаправленной логопедической работе по формированию навыков грамматического оформления будут достигнуты положительные результаты, которые помогут обеспечить готовность детей к обучению грамоте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему навыков грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности грамматического оформления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков грамматическом оформлении высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.
Методы исследования:
В процессе исследования применялись следующие методы:
-теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
-интерпретационные методы;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №12» г. Белгорода.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в речевом развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование грамматического оформления, словоизменения, лексики и грамматического строя речи. Несформированность основных предпосылок письма и чтения у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности. Проведённое исследование выявило у дошкольников с ОНР несформированность систем словоизменения доступных ровесникам с нормальным речевым развитием.
При диагностике сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, ошибки в экспериментальной группе были примерно одинаковые: Крыло черная, перчатки черный.
-смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («Лошадь ест кусок сахар»);
-замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (варенье - варенья, платье - платья);
- склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («варенья из клубника»);
- ошибочные ударения в слове;
- нарушение дифференциации вида глаголов («Яблоко зреет.- Яблоки зрееють; Ландыш пахнет. - Ландыши пахнул»);
- ошибки в беспредложном и предложном управлении («шумел море», «спит котята»);
-неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («крыло чёрная», «перчатки чёрную»);
- унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «белков», «бабочков», «лицев», «лицов» несклоняемых
числительных: «пять медведев», «два лягушков».
Среди форм грамматического оформления наибольшие затруднения у детей с ОНР отмечались при образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, при изменении глагола в прошедшем времени с существительными в роде и числе, в случаях согласования прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, а также трудности вызвало задание на согласование имени существительного с именами числительными «два» и «пять», при этом у детей контрольной группы, данных нарушений не отмечается.
Специфической ошибкой дошкольников с ОНР являлась замена одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа.
Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
С учетом вышесказанного и результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации к логопедической работе с дошкольниками с ОНР по следующим направлениям:
- совершенствование умения изменения существительных по падежам.
-совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
-совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
- совершенствование умения изменять глаголы по числам.
- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
-совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.
-совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.
Таким образом, каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным нами направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка грамматического оформления и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование грамматического оформления, словоизменения, лексики и грамматического строя речи. Несформированность основных предпосылок письма и чтения у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности. Проведённое исследование выявило у дошкольников с ОНР несформированность систем словоизменения доступных ровесникам с нормальным речевым развитием.
При диагностике сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, ошибки в экспериментальной группе были примерно одинаковые: Крыло черная, перчатки черный.
-смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («Лошадь ест кусок сахар»);
-замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (варенье - варенья, платье - платья);
- склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («варенья из клубника»);
- ошибочные ударения в слове;
- нарушение дифференциации вида глаголов («Яблоко зреет.- Яблоки зрееють; Ландыш пахнет. - Ландыши пахнул»);
- ошибки в беспредложном и предложном управлении («шумел море», «спит котята»);
-неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («крыло чёрная», «перчатки чёрную»);
- унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «белков», «бабочков», «лицев», «лицов» несклоняемых
числительных: «пять медведев», «два лягушков».
Среди форм грамматического оформления наибольшие затруднения у детей с ОНР отмечались при образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, при изменении глагола в прошедшем времени с существительными в роде и числе, в случаях согласования прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, а также трудности вызвало задание на согласование имени существительного с именами числительными «два» и «пять», при этом у детей контрольной группы, данных нарушений не отмечается.
Специфической ошибкой дошкольников с ОНР являлась замена одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа.
Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
С учетом вышесказанного и результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации к логопедической работе с дошкольниками с ОНР по следующим направлениям:
- совершенствование умения изменения существительных по падежам.
-совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
-совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
- совершенствование умения изменять глаголы по числам.
- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
-совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.
-совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.
Таким образом, каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным нами направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка грамматического оформления и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.



