ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2. Формирование навыков грамматического оформления высказывания в
онтогенезе 13
1.3. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28
2.1. Организация изучения навыков грамматического высказывания у детей с ОНР 28
2.2. Анализ результатов исследования грамматического оформления
высказывания у дошкольников с ОНР 32
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков грамматического
оформления высказывания у дошкольников с ОНР 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы данного исследования определена тем, что в настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Ограниченность лексики, несформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении словообразования и словоизменения.
Данная тема актуальна потому, что формирование грамматического оформление является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи, является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией. Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.
Объект исследования— процесс формирования навыков грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — методы и приемы формирования грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель данного исследования — выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - система логопедической работа направленна на формирование грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, будет проходит эффективнее при соблюдении следующих условий:
1) учет структуры дефекта, возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников
2) целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.
3) совершенствование умения изменения существительных по падежам, умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе, так же согласования глаголов с личными местоимениями и умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
При целенаправленной логопедической работе по формированию навыков грамматического оформления будут достигнуты положительные результаты, которые помогут обеспечить готовность детей к обучению грамоте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему навыков грамматического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности грамматического оформления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков грамматическом оформлении высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.
Методы исследования:
В процессе исследования применялись следующие методы:
-теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
-интерпретационные методы;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №12» г. Белгорода.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в речевом развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование грамматического оформления, словоизменения, лексики и грамматического строя речи. Несформированность основных предпосылок письма и чтения у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности. Проведённое исследование выявило у дошкольников с ОНР несформированность систем словоизменения доступных ровесникам с нормальным речевым развитием.
При диагностике сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, ошибки в экспериментальной группе были примерно одинаковые: Крыло черная, перчатки черный.
-смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («Лошадь ест кусок сахар»);
-замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (варенье - варенья, платье - платья);
- склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («варенья из клубника»);
- ошибочные ударения в слове;
- нарушение дифференциации вида глаголов («Яблоко зреет.- Яблоки зрееють; Ландыш пахнет. - Ландыши пахнул»);
- ошибки в беспредложном и предложном управлении («шумел море», «спит котята»);
-неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («крыло чёрная», «перчатки чёрную»);
- унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «белков», «бабочков», «лицев», «лицов» несклоняемых
числительных: «пять медведев», «два лягушков».
Среди форм грамматического оформления наибольшие затруднения у детей с ОНР отмечались при образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, при изменении глагола в прошедшем времени с существительными в роде и числе, в случаях согласования прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, а также трудности вызвало задание на согласование имени существительного с именами числительными «два» и «пять», при этом у детей контрольной группы, данных нарушений не отмечается.
Специфической ошибкой дошкольников с ОНР являлась замена одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа.
Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
С учетом вышесказанного и результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации к логопедической работе с дошкольниками с ОНР по следующим направлениям:
- совершенствование умения изменения существительных по падежам.
-совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
-совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
- совершенствование умения изменять глаголы по числам.
- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
-совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.
-совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.
Таким образом, каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным нами направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка грамматического оформления и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
1. Алексеева М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ М.М. Алексеева. - М. : Академия, 2000. - 43 с.
2. Винарская Е.Н. Раннее речекое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка.[Текст]/ Е.Н. Винарская . - М. :
Просвещение, 2004 . - 231 с.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение [Текст] / В.В. Волина. - М. : Просвещение, 2004 . - 53с.
4. Волина В.В. Учимся играя [Текст]/ В.В. Волина. - М. : Новая школа, 2001 . - 354 с.
5. Волковой Л.С Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов [Текст]/ под ред. Л.С. Волковой . - М. : ВЛАДОС, 2003 . - 675 с.
6. ВолосовецМ.В.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] под ред. М. В. Волосовец. - М., 2004-с.68
7. Выготский Л.С Учимся играя. [Текст] /Л. С Выготский. - М. : Новая школа, 1991 . - 354 с.
8. Выготский Л.С. Формирование у ребенка грамматического строя языка. [Текст] /Л.С Выготский. -М. : Просвещение, 2000- 39с.
9. Гаркуша Ю.Ф Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление[Текст] под ред. Ю. Ф. Гаркуша.- М., 2001-с.241
10. Гвоздев А.Н Формирование речи у дошкольников. [Текст]/ А.Н. Гвоздев; 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999 . - 112 с.
11. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. [Текст]/ А.Н. Гвоздев . - Саратов: Издание Саратовского ун-та, 1990 . - 95 с.
12. Гвоздев А.Н.. Уникальная методика развития речи дошкольника. [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СБб. : Нева, 2002 . - 295 с.
13. Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника [Текст]/ А.С. Герасимова . - СБб. : Нева, 2002 . - 295 с.
14. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего развития у дошкольников: учебно-метод. Пособие. [Текст] / Н.С. Жукова. - Екатеринбург :Соц- полит. Журнал, 1994 . - 96с.
15. Жукова Н.С. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи). [Текст]/ Н.С Жукова. - СПб. : Детство-Пресс, 2003. - 128с.
16.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. [Текст] / А.Г.Зикеев.- серия «Высшее профессиональное образование» 2007 . -200 с.
17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда [Текст]/Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 2004 . - 376 с.
18. Клименко А.П. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. [Текст] /А.П Клименко - М. : Просвещение, 2004 . - 376 с.
19. Коноваленко С.В. Синонимы. Лексико-семантичесие тренинги для детей 6-9 лет. [Текст] / С.В. Коноваленко.- М. : ГНОМ и Д, 2005 . - 21 с.
20. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб. : Союз, 2002. - 160 с.
21. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей. [Текст]/ Р.Е. Левина // Специальная школа. - 2001 . - Выпуск 2 . - 122с.
22. Лопатина А.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста . [Текст] /А.В. Лопатина . - СПб. : Союз, 2005 . - 764 с.
23. Лурия А.Р. Внимание и память. [Текст] / А.Р. Лурия . - М. : Педагогика, 2003 . - 104 с.
24. Лурия А.Р. Учись различать слова и их значение. [Текст]/ А.Р Лурия . - М. : Дрофа, 2003 . - 43 с.
25. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. [Текст] / Е.М. Мастюкова . - М. : Просвещение, 2000. - 85 с.
26. Мельчук А.И. Курс общей морфологии. [Текст],А.И Мельчук. : Просвещение, 1997 . - 416с.
27. Миронова С. А Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. [Текст] /под ред. С.А. Миронова . - М. : Просвещение, 1991 . - 85с.
28. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. [Текст]/ С.А. Миронова . - М. : Сфера, 2007 . - 192 с.
29. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. [Текст] / Н.В. Новотворцева . - Ярославль : Академия развития, 1999 . - 432 с.
30. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции [Текст]/ Л.Г. Парамонова // Обучение во вспомогательной школе -М.Л 2002 -74с
31. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст]/ Е.А Пожиленко
- М., 2002-с.53
32. Рубинштейн С.Л Учителю о детях с нарушениями речи. [Текст]/ Л.С Рубинштейн - М.,2003-с.79
33. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи. [Текст] /С.Л Рубинштейн - М., 2003-с.97
34. Смирнова А.Н. Логопедия в детском саду. [Текст]/ А. Н. Смирновой А.Н
- М., 2003-с.345
35. Соботович Е.Ф. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада. [Текст]/ Е.Ф Соботович. - М. : Просвещение, 1991. - 321 с.
36. Соботович Е.Ф. Речевое развитие у детей и пути его коррекции. [Текст] /Е.Ф. Соботович - М., 2003-с.79
37. Сухарева Э.Л. Учим играя. [Текст]/ Э.Л. Сухарева - Ярославль,2001-с.654
38. Ткаченко Т.А. Первый класс без дефектов речи. [Текст]/ Т.А Ткаченко- СПб:2003-с.43
39. Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. [Текст] Т.А Ткаченко - СПб.: Акцидент,2000-с.543
40. Ушакова О.С и др. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст]/О.С Ушакова . — М.: Академия, 2003.- с.240
41. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] /О.С Ушакова - М.: Владос,2003-с.74
42. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. [Текст]/ Т.Б. Филичева. - М.: Альфа,2000-с.79
43. Хомский Н. Формирование речи у дошкольников[Текст] /Н.Хомский; 2-е изд. - М. : Просвещение, 1985 . - 112 с.
44. Цейтлин С.Н Обучение правильной речи в детском саду [Текст]/С.Н Цейтлин. - Киев :Радяньска школа, 1990 . - 216 с.
45.Чиркина Г.В. Методы обследование нарушений речи у детей: сб. научных трудов[Текст] / Г.В. Чиркина .- М. : АПН СССР, 1982 . - 160 с.
46.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. [Текст] / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 2-е изд, испр. - М.: АРКТИ, 2002. - 240с.
47. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Г.В.Чиркина- М., 2004-с.78
48.Эльконина Д.Б. Обогащение словарного запаса младших школьников с общим недоразвитие речи. [Текст]/ Д.Б Эльконина // Догопед, 2005 . - №3. - С.363.