МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ТЕХНОЛОГИЯМ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ И ТЕХНОЛОГИЯМ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ 8
1.1. Роль образовательной области «Декоративно-прикладное искусство» в
формировании ключевых компетенций будущих дизайнеров 8
1.2. Психолого-педагогические основы обучения будущих дизайнеров
декоративно-прикладному искусству и росписи по дереву 17
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГНАЗНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА 31
2.1. Приемы выполнения и виды технологии росписи по дереву 31
2.2. Примеры творческих заданий технологии росписи по дереву на основе
сочетания традиционных и современных материалов 38
2.3. Разработка тематики практических занятий по освоению технологии
росписи по дереву в современном интерьере 43
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ И ТЕХНОЛОГИЯМ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ 8
1.1. Роль образовательной области «Декоративно-прикладное искусство» в
формировании ключевых компетенций будущих дизайнеров 8
1.2. Психолого-педагогические основы обучения будущих дизайнеров
декоративно-прикладному искусству и росписи по дереву 17
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГНАЗНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА 31
2.1. Приемы выполнения и виды технологии росписи по дереву 31
2.2. Примеры творческих заданий технологии росписи по дереву на основе
сочетания традиционных и современных материалов 38
2.3. Разработка тематики практических занятий по освоению технологии
росписи по дереву в современном интерьере 43
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Характерными признаками современного состояния национально-культурного развития российского общества является рост национального сознания народа, усиления его интереса к народным традициям, обрядам, промыслам и ремеслам, родному языку, осознание необходимости сохранения народного искусства, особенно в условиях глобализационных процессов. В возрождении и развитии народных художественных промыслов и ремесел, как важной составляющей духовной культуры народа, ведущую роль играет профессионально-художественное образование - составная целостной системы профессионального образования, что обеспечивает подготовку высококвалифицированных,
конкурентоспособных специалистов художественного профиля, в том числе профессий художественных промыслов и ремесел, а также создает надлежащие условия для творческого развития личности, формирования ее духовных ценностей, национального сознания и гражданственности на основе овладения историко-культурным наследием народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Актуальность профессий этого профиля стала очевидной в условиях глобализационных процессов, функционирования различных субкультур, существование множества низкокачественной продукции, невысокого уровня. В то же время объемы подготовки будущих специалистов художественных промыслов и ремесел существенно уменьшаются. Декоративно-прикладной компонент, в частности художественная роспись, традиционно входит в содержание учебных предметов. Углубленное изучение росписи по дереву
4
усилит качество подготовки будущих дизайнеров-художников, поможет сформировать их мировоззрение, эстетические вкусы, повысит педагогическое мастерство.
Отметим, что поиск эффективных подходов к формированию систем художественного образования и ученичества в художественном ремесле привлекало внимание философов, историков, педагогов, психологов, художников, искусствоведов, общественных деятелей на разных исторических этапах. Яркой, но мало изученной частью национальной культуры являются рисованные бытовые изделия из дерева, которые были в широком употреблении до середины ХХ в. на территории России.
Особую ценность народного искусства в жизни народа отмечают в трудах В. Прядкы, О. Телиженко и др. Наиболее важными в контексте нашего исследования является историко-искусствоведческие труды Ю. Лащука,
О. Найдена, Л. Орела, В. Фурмана и др. В работах указанных авторов выделена художественная специфика декоративных росписей деревянных бытовых изделий как особой разновидности декоративно-прикладного искусства.
Проблемами освоения навыками художественной росписи занимались Л. Гура, М. Кириченко, В. Мельник, М. Соколова и др.
Поискам путей применения народного искусства в современном культурном пространстве посвящена деятельность О. Вакуленко, Т. Вакуленко, О. Миронович и др.
Приоритетные задачи современного художественного образования рассматривали И. Зязюна, М. Лещенко, Л. Масол, Н. Миропольськая, В. Орлов, А. Чебыкин, Б. Юсов и др. Методы использования народного искусства в педагогическом процессе исследовали Е. Антонович, Т. Коваленко, А. Макаренко, О. Семеног, З. Резниченко и др.
Научный анализ теоретических наработок этих и других авторов, состояния подготовки будущих дизайнеров художественных промыслов и ремесел художественного профиля, в особенности росписи по дереву, позволил выявить ряд противоречий между:
- осознанием в обществе важности развития профессиональнохудожественного образования на традициях сохранения и возрождения народного искусства и не разработанностью ее теоретико-методологических и методических основ;
- возросшими потребностями художественного производства в специалистах со сложившейся системой профессионально важных качеств для создания высокохудожественных изделий народного искусства, в особенности росписи по дереву, и неспособностью современных учебных заведений художественного профиля удовлетворить их;
- необходимостью обеспечения целостности и преемственности содержания профессиональной подготовки будущих дизайнеров технологии росписи по дереву в высших художественных профессиональных училищах и отсутствием научно обоснованных подходов к созданию нового поколения государственных стандартов для профессий этого профиля и недостаточным учетом в их содержании этнокультурных традиций развития художественных ремесел;
- необходимостью индивидуализации процесса овладения технологиями росписи по дереву и распространением массовых форм профессионального обучения будущих специалистов;
Решение указанных противоречий, значимость обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая исследованность, а также потребность учебных заведений в совершенствовании профессиональной подготовки будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву обусловили выбор темы ВКР: «Методика обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву».
Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву к созданию предметов декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - содержание, формы и методы обучения будущих дизайнеров изобразительного искусства.
Предмет исследования - методика обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть роль образовательной области «Декоративно-прикладное искусство» в формировании ключевых компетенций будущих дизайнеров.
2. Выявить психолого-педагогические основы обучения будущих дизайнеров декоративно-прикладному искусству и росписи по дереву.
3. Проанализировать методики обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву.
4. Разработать и апробировать экспериментальную программу практических занятий по освоению технологии росписи по дереву в современном интерьере с целью обучения будущих дизайнеров.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и исторической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение опыта педагогов общего и дополнительного образования по проблеме методики обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву;
- анализ результатов творческой деятельности студентов.
Организация и этапы ВКР:
I этап - определение целей и задач, объекта и предмета исследования, разработка обучающей методики.
II этап - экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения технологиям росписи по дереву в современном интерьере с целью обучения будущих дизайнеров.
III этап - работа над практической частью ВКР.
IV этап - объединение, обработка и анализ полученных результатов.
Практическая значимость: методика обучения технологиям росписи по
дереву может использоваться при подготовке будущих дизайнеров в колледжах.
Апробация и внедрение результатов ВКР: осуществлялась 15 мая 2017 году во время прохождения преддипломной практики инженернотехнологического факультета в ЕИ КФУ города Елабуга. Занятия по программе «Технологии росписи по дереву в современном интерьере. Хохломская роспись» проводились со студентами 353 группы специальность «Дизайн». На тему выделено 5 часа, из них 2 час - лекционные занятие, 3 часа - практическое занятие. На основе учебного плана предложена примерная рабочая программа «Технологии росписи по дереву в современном интерьере. Хохломская роспись»
конкурентоспособных специалистов художественного профиля, в том числе профессий художественных промыслов и ремесел, а также создает надлежащие условия для творческого развития личности, формирования ее духовных ценностей, национального сознания и гражданственности на основе овладения историко-культурным наследием народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Актуальность профессий этого профиля стала очевидной в условиях глобализационных процессов, функционирования различных субкультур, существование множества низкокачественной продукции, невысокого уровня. В то же время объемы подготовки будущих специалистов художественных промыслов и ремесел существенно уменьшаются. Декоративно-прикладной компонент, в частности художественная роспись, традиционно входит в содержание учебных предметов. Углубленное изучение росписи по дереву
4
усилит качество подготовки будущих дизайнеров-художников, поможет сформировать их мировоззрение, эстетические вкусы, повысит педагогическое мастерство.
Отметим, что поиск эффективных подходов к формированию систем художественного образования и ученичества в художественном ремесле привлекало внимание философов, историков, педагогов, психологов, художников, искусствоведов, общественных деятелей на разных исторических этапах. Яркой, но мало изученной частью национальной культуры являются рисованные бытовые изделия из дерева, которые были в широком употреблении до середины ХХ в. на территории России.
Особую ценность народного искусства в жизни народа отмечают в трудах В. Прядкы, О. Телиженко и др. Наиболее важными в контексте нашего исследования является историко-искусствоведческие труды Ю. Лащука,
О. Найдена, Л. Орела, В. Фурмана и др. В работах указанных авторов выделена художественная специфика декоративных росписей деревянных бытовых изделий как особой разновидности декоративно-прикладного искусства.
Проблемами освоения навыками художественной росписи занимались Л. Гура, М. Кириченко, В. Мельник, М. Соколова и др.
Поискам путей применения народного искусства в современном культурном пространстве посвящена деятельность О. Вакуленко, Т. Вакуленко, О. Миронович и др.
Приоритетные задачи современного художественного образования рассматривали И. Зязюна, М. Лещенко, Л. Масол, Н. Миропольськая, В. Орлов, А. Чебыкин, Б. Юсов и др. Методы использования народного искусства в педагогическом процессе исследовали Е. Антонович, Т. Коваленко, А. Макаренко, О. Семеног, З. Резниченко и др.
Научный анализ теоретических наработок этих и других авторов, состояния подготовки будущих дизайнеров художественных промыслов и ремесел художественного профиля, в особенности росписи по дереву, позволил выявить ряд противоречий между:
- осознанием в обществе важности развития профессиональнохудожественного образования на традициях сохранения и возрождения народного искусства и не разработанностью ее теоретико-методологических и методических основ;
- возросшими потребностями художественного производства в специалистах со сложившейся системой профессионально важных качеств для создания высокохудожественных изделий народного искусства, в особенности росписи по дереву, и неспособностью современных учебных заведений художественного профиля удовлетворить их;
- необходимостью обеспечения целостности и преемственности содержания профессиональной подготовки будущих дизайнеров технологии росписи по дереву в высших художественных профессиональных училищах и отсутствием научно обоснованных подходов к созданию нового поколения государственных стандартов для профессий этого профиля и недостаточным учетом в их содержании этнокультурных традиций развития художественных ремесел;
- необходимостью индивидуализации процесса овладения технологиями росписи по дереву и распространением массовых форм профессионального обучения будущих специалистов;
Решение указанных противоречий, значимость обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая исследованность, а также потребность учебных заведений в совершенствовании профессиональной подготовки будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву обусловили выбор темы ВКР: «Методика обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву».
Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву к созданию предметов декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - содержание, формы и методы обучения будущих дизайнеров изобразительного искусства.
Предмет исследования - методика обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть роль образовательной области «Декоративно-прикладное искусство» в формировании ключевых компетенций будущих дизайнеров.
2. Выявить психолого-педагогические основы обучения будущих дизайнеров декоративно-прикладному искусству и росписи по дереву.
3. Проанализировать методики обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву.
4. Разработать и апробировать экспериментальную программу практических занятий по освоению технологии росписи по дереву в современном интерьере с целью обучения будущих дизайнеров.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и исторической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение опыта педагогов общего и дополнительного образования по проблеме методики обучения будущих дизайнеров технологиям росписи по дереву;
- анализ результатов творческой деятельности студентов.
Организация и этапы ВКР:
I этап - определение целей и задач, объекта и предмета исследования, разработка обучающей методики.
II этап - экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения технологиям росписи по дереву в современном интерьере с целью обучения будущих дизайнеров.
III этап - работа над практической частью ВКР.
IV этап - объединение, обработка и анализ полученных результатов.
Практическая значимость: методика обучения технологиям росписи по
дереву может использоваться при подготовке будущих дизайнеров в колледжах.
Апробация и внедрение результатов ВКР: осуществлялась 15 мая 2017 году во время прохождения преддипломной практики инженернотехнологического факультета в ЕИ КФУ города Елабуга. Занятия по программе «Технологии росписи по дереву в современном интерьере. Хохломская роспись» проводились со студентами 353 группы специальность «Дизайн». На тему выделено 5 часа, из них 2 час - лекционные занятие, 3 часа - практическое занятие. На основе учебного плана предложена примерная рабочая программа «Технологии росписи по дереву в современном интерьере. Хохломская роспись»
В работе представлены теоретическое обобщение и практическое решение проблемы подготовки будущих дизайнеров к технологии росписи по дереву. Результаты научно-педагогической работы убедительно свидетельствуют о достижении цели, выполнение поставленных задач исследования и тем самым служат основанием для обобщенных выводов.
Анализ педагогических исследований по проблеме организации работы обучения будущих дизайнеров технологии росписи по дереву показал, что ее суть, цель, задачи, учебно-воспитательная и развивающая роль обусловленные современными социокультурными условиями, связанными с глобализацией.
Методическая работа по изучению технологий росписи по дереву - это системное педагогическое явление, обусловленное методологической базой, состоящей из особенностей течения (содержание художественно-эстетической деятельности будущих дизайнеров, принципы организации, материальнотехнические, психолого-педагогические и нормативные условия ее обеспечения) и структур этой деятельности.
В результате анализа базовых понятий педагогической теории подготовки будущих дизайнеров технологии росписи по дереву, выяснено, что профессиональная подготовка будущего дизайнера - сложная и многофункциональная деятельность, регламентированная ее личностной и организационной составляющей, конечным результатом функционирования которых сформирована готовность будущих дизайнеров изобразительного искусства качественно выполнять профессиональную функцию организации работы с технологиями росписи по дереву.
Перед преподавателем стоит ряд актуальных задач: формирование художественно-эстетического мировоззрения, воспитания внимания, наблюдательности, памяти, воображения будущих дизайнеров, развитие художественных способностей, обучение творческому мышлению и тому подобное.
Успешное решение этих задач обусловливает активное целенаправленное руководство работой будущих дизайнеров. Преподаватель должен направлять внимание, мысли будущих дизайнеров на творческое решение поставленных учебных задач. В то же время педагог должен на занятиях демонстрировать наиболее эффективные приемы и методы работы карандашом, акварелью, таким образом стимулируя самостоятельную работу будущих дизайнеров.
Важным условием успешного обучения будущих дизайнеров технологии росписи по дереву является развитие у них художественных способностей в процессе выполнения заданий, выбор способов, методов, темпа обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и интересов.
Разработаны методические рекомендации по подготовке будущих дизайнеров к организации работы мастер-класса для изучения хохломской росписи по дереву для студентов, в которой освещены вопросы организации материально-технической базы мастер-класса, наглядного обеспечения, временного и возрастного регламентирование и планирование учебного процесса, педагогического сопровождения самоуправления, учета и контроля успеваемости будущих дизайнеров на занятиях мастер-класса и тому подобное. Это позволило студентам сформировать методическую готовность к организации работы росписи по дереву. Проверка эффективности модели подготовки будущих дизайнеров технологии росписи по дереву к организации работы мастер-класса показала, что ее результативность зависит от правильно определенной и последовательно применяемой методики преподавания скорректированного курса методики преподавания изобразительного искусства.
Перспективы дальнейших поисков видим в направлении исследования внедрения мастер-классов по изучению технологии росписи по дереву в учебно-воспитательные процессы образовательных заведений на основе локальных и региональных традиций народного искусства. Ведь приобретенные знания и умения древнего ремесла достаточно весомые для образовательно-культурного уровня будущего дизайнера.
Анализ педагогических исследований по проблеме организации работы обучения будущих дизайнеров технологии росписи по дереву показал, что ее суть, цель, задачи, учебно-воспитательная и развивающая роль обусловленные современными социокультурными условиями, связанными с глобализацией.
Методическая работа по изучению технологий росписи по дереву - это системное педагогическое явление, обусловленное методологической базой, состоящей из особенностей течения (содержание художественно-эстетической деятельности будущих дизайнеров, принципы организации, материальнотехнические, психолого-педагогические и нормативные условия ее обеспечения) и структур этой деятельности.
В результате анализа базовых понятий педагогической теории подготовки будущих дизайнеров технологии росписи по дереву, выяснено, что профессиональная подготовка будущего дизайнера - сложная и многофункциональная деятельность, регламентированная ее личностной и организационной составляющей, конечным результатом функционирования которых сформирована готовность будущих дизайнеров изобразительного искусства качественно выполнять профессиональную функцию организации работы с технологиями росписи по дереву.
Перед преподавателем стоит ряд актуальных задач: формирование художественно-эстетического мировоззрения, воспитания внимания, наблюдательности, памяти, воображения будущих дизайнеров, развитие художественных способностей, обучение творческому мышлению и тому подобное.
Успешное решение этих задач обусловливает активное целенаправленное руководство работой будущих дизайнеров. Преподаватель должен направлять внимание, мысли будущих дизайнеров на творческое решение поставленных учебных задач. В то же время педагог должен на занятиях демонстрировать наиболее эффективные приемы и методы работы карандашом, акварелью, таким образом стимулируя самостоятельную работу будущих дизайнеров.
Важным условием успешного обучения будущих дизайнеров технологии росписи по дереву является развитие у них художественных способностей в процессе выполнения заданий, выбор способов, методов, темпа обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и интересов.
Разработаны методические рекомендации по подготовке будущих дизайнеров к организации работы мастер-класса для изучения хохломской росписи по дереву для студентов, в которой освещены вопросы организации материально-технической базы мастер-класса, наглядного обеспечения, временного и возрастного регламентирование и планирование учебного процесса, педагогического сопровождения самоуправления, учета и контроля успеваемости будущих дизайнеров на занятиях мастер-класса и тому подобное. Это позволило студентам сформировать методическую готовность к организации работы росписи по дереву. Проверка эффективности модели подготовки будущих дизайнеров технологии росписи по дереву к организации работы мастер-класса показала, что ее результативность зависит от правильно определенной и последовательно применяемой методики преподавания скорректированного курса методики преподавания изобразительного искусства.
Перспективы дальнейших поисков видим в направлении исследования внедрения мастер-классов по изучению технологии росписи по дереву в учебно-воспитательные процессы образовательных заведений на основе локальных и региональных традиций народного искусства. Ведь приобретенные знания и умения древнего ремесла достаточно весомые для образовательно-культурного уровня будущего дизайнера.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере росписи по дереву)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Эстетическое воспитание детей в кружке росписи но стеклу «Хрустальная сказка»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА РОСПИСИ ПРЕДМЕТОВ ИНТЕРЬЕРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ ИНТЕРЬЕРА ИЗДЕЛИЯМИ В ТЕХНИКЕ БАТИК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



