Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1 Особенности формирования познавательной активности у ребенка
дошкольника 6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития познавательной
активности ребенка в процессе экспериментирования 13
1.3 Общие требования предъявляемые к организации опытов 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Реализация работы по развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста 38
2.3 Определение эффективности работы по развитию познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1 Особенности формирования познавательной активности у ребенка
дошкольника 6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития познавательной
активности ребенка в процессе экспериментирования 13
1.3 Общие требования предъявляемые к организации опытов 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Реализация работы по развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста 38
2.3 Определение эффективности работы по развитию познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
Актуальность работы. Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике. Вместе с тем детское экспериментирование в практике ДОУ используется еще не достаточно широко.
«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».
Проблема познавательной активности является одной из центральных в психологическом учении о личности. Её разработке посвящен ряд психологических и педагогических исследований Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Щукиной Г.А. и др.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Цель исследования - теоретически изучить и путём опытно - экспериментальной работы проверить эффективность детского экспериментирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательной активности у дошкольников средствами детского экспериментирования.
2. Изучить актуальный уровень познавательной активности у дошкольников.
3. Реализовать работу по развитию познавательной активности у дошкольников средствами детского экспериментирования и выявить эффективность.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности у дошкольников в экспериментировании.
Предмет исследования - детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Гипотеза исследования: специально-организованная педагогом
экспериментальная деятельность с детьми, способна повысить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). [45]
Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д.Б.Горовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, Н.Н. Поддьяков), где даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
А.В.З Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности [1]
Практическая значимость работы заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- наблюдение;
- беседа;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ Детский сад № 2 «Радуга» г. Чистополь.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
Актуальность работы. Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике. Вместе с тем детское экспериментирование в практике ДОУ используется еще не достаточно широко.
«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».
Проблема познавательной активности является одной из центральных в психологическом учении о личности. Её разработке посвящен ряд психологических и педагогических исследований Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Щукиной Г.А. и др.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Цель исследования - теоретически изучить и путём опытно - экспериментальной работы проверить эффективность детского экспериментирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательной активности у дошкольников средствами детского экспериментирования.
2. Изучить актуальный уровень познавательной активности у дошкольников.
3. Реализовать работу по развитию познавательной активности у дошкольников средствами детского экспериментирования и выявить эффективность.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности у дошкольников в экспериментировании.
Предмет исследования - детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Гипотеза исследования: специально-организованная педагогом
экспериментальная деятельность с детьми, способна повысить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). [45]
Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д.Б.Горовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, Н.Н. Поддьяков), где даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
А.В.З Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности [1]
Практическая значимость работы заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- наблюдение;
- беседа;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ Детский сад № 2 «Радуга» г. Чистополь.
При решении первой задачи исследования по изучению литературных источников выяснили, что познавательная активность - это и познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.
Познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания познавательной деятельности детей.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Именно в процессе экспериментально -познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Для решения второй задачи по диагностике уровня развития познавательной активности старших дошкольников на констатирующем этапе нами были использованы следующие методики:
1. - «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э.А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;
2. «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач;
3. - методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), направленная на изучение познавательной активности детей;
В результате проведения данных методик на констатирующем этапе, мы выяснили, что большинство исследуемых старших дошкольников имеют либо низкий, либо средний уровень развития познавательной активности, причем подобная картина наблюдается как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Данные результаты выявили необходимость проведения работы по активизации познавательной активности у старших дошкольников.
Для решения третей задачи, в рамках формирующего этапа мы составили и потом реализовывали план по развитию познавательной активности старших дошкольников. С этой целью были подобраны и проведены в рамках групповой и индивидуальной работы опыты - эксперименты с песком и глиной, воздухом, растениями, предметами, водой, снегом, в группе был переоборудован уголок экспериментирования. Нами была подобрана серия занятий - экспериментов с объектами неживой природы, познавательные рассказы и сказки, схемы. При организации работы с детьми учитывались их возрастные и индивидуальные особенности развития познавательной активности.
В процессе работы выяснили, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
После проведения контрольной диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе зафиксирован рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. У детей преобладает средний уровень развития познавательной активности, менее выражен более высокий уровень. Низкий уровень развития познавательной активности на контрольном этапе у детей экспериментальной группы выявлен значительно меньший, чем на констатирующем этапе. А в контрольной группе большинство исследуемых имеют либо низкий, либо средний уровень развития познавательной активности.
При сравнении результатов мы выявили, что присутствуют значимые различия в уровне развития познавательной активности дошкольников экспериментальной группы как по результатам методик. Также выявлено наличие значимых различий в уровне развития познавательной активности дошкольников контрольной группы, но данные различия ниже чем в экспериментальной группе.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.
Познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания познавательной деятельности детей.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Именно в процессе экспериментально -познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Для решения второй задачи по диагностике уровня развития познавательной активности старших дошкольников на констатирующем этапе нами были использованы следующие методики:
1. - «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э.А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;
2. «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач;
3. - методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), направленная на изучение познавательной активности детей;
В результате проведения данных методик на констатирующем этапе, мы выяснили, что большинство исследуемых старших дошкольников имеют либо низкий, либо средний уровень развития познавательной активности, причем подобная картина наблюдается как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Данные результаты выявили необходимость проведения работы по активизации познавательной активности у старших дошкольников.
Для решения третей задачи, в рамках формирующего этапа мы составили и потом реализовывали план по развитию познавательной активности старших дошкольников. С этой целью были подобраны и проведены в рамках групповой и индивидуальной работы опыты - эксперименты с песком и глиной, воздухом, растениями, предметами, водой, снегом, в группе был переоборудован уголок экспериментирования. Нами была подобрана серия занятий - экспериментов с объектами неживой природы, познавательные рассказы и сказки, схемы. При организации работы с детьми учитывались их возрастные и индивидуальные особенности развития познавательной активности.
В процессе работы выяснили, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
После проведения контрольной диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе зафиксирован рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. У детей преобладает средний уровень развития познавательной активности, менее выражен более высокий уровень. Низкий уровень развития познавательной активности на контрольном этапе у детей экспериментальной группы выявлен значительно меньший, чем на констатирующем этапе. А в контрольной группе большинство исследуемых имеют либо низкий, либо средний уровень развития познавательной активности.
При сравнении результатов мы выявили, что присутствуют значимые различия в уровне развития познавательной активности дошкольников экспериментальной группы как по результатам методик. Также выявлено наличие значимых различий в уровне развития познавательной активности дошкольников контрольной группы, но данные различия ниже чем в экспериментальной группе.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Детское экспериментированием как средство развития познавательной деятельности детей 6-7 лет (Новосибирский педагогический колледж №1)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Экспериментирование как средство формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Театрализованная игра как средство формирования
гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



