Содержание 2
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6
1.1. Творческое воображение как один из видов воображения 6
1.2. Особенности творческого воображения младшего школьника 13
1.3. Методы и приемы развития творческого воображения на уроках литературного чтения 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по развитию творческого воображения младших школьников посредством учебных занятий (на примере уроков литературного чтения) 26
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в реальной педагогической практике 26
2.2. Разработка и проведение уроков с использованием приемов развития творческого воображения (на примере уроков литературного чтения) 40
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Современное общество диктует свои требования к воспитанию и обучению личности. Выдвигается потребность в творческих людях, которые способны к нестандартному решению поставленных задач, к быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения в окружающей их социальной среде. Нынешнее общество нуждается в личностях с высокоразвитым творческим воображением.
Мы живем в век инновационных технологий, которые «затягивают» любознательных детей в виртуальный мир компьютера, телевизора и игровых приставок, своей яркой и красочной мультипликационной анимацией. Погружаясь в игровое пространство, ребенок теряет чувства времени, перестает его контролировать. Несомненно, компьютерные игры помогают в формировании психических процессов детей, но чрезмерное увлечение ими может привести к компьютерной зависимости, что тормозит развитие образного мышления и воображения. У ребенка не остается места для своих фантазий и творчества. В итоге, он начинает стереотипно мыслить, используя уже придуманных за него мультипликационных героев.
Таким образом, изучение проблемы развития творческого воображения, на наш взгляд, становится актуальным.
Современная школа должна готовить детей к жизни в обществе. Приоритетными направлениями обучения в школе является расширение кругозора ребенка, стимулирование интереса к познанию, овладение определенными знаниями, умениями, универсальными учебными действиями, совершенствование процессов памяти, восприятия, мышления, воображения, творческих способностей и воспитание креативной личности в целом. Начальная школа – исходное звено образования, поэтому с самого начала учебной деятельности в школе, учителя начальных классов делают основной упор на подготовку качественной основы для дальнейшего обучения в старших классах.
Поэтому мы считаем, что творческое воображение можно и нужно развивать у младших школьников как в процессе учебной деятельности, посредством уроков изобразительного искусства, музыки, технологии и литературного чтения, так и во внеурочной деятельности.
Проблема исследования творческого воображения и его развития волновала многих видных ученых разных поколений. В своих научных трудах этот вопрос затрагивали Л. В. Выготский, Р. С. Немов, А. Г. Маклаков, И. В. Дубровина, И. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн и другие. Благодаря их деятельности, разработан богатый материал для дальнейшего изучения и анализа.
Вопрос, который мы перед собой поставили: «Возможно ли развитие творческого воображения младшего школьника, при использовании учителем специальных приемов в процессе обучения?»
Объект исследования – творческое воображение младшего школьника.
Предмет исследования – приемы развития творческого воображения в учебной деятельности (на примере уроков литературного чтения у детей младшего школьного возраста).
Цель работы – изучение приемов развития творческого воображения младшего школьника в учебной деятельности.
Объект, предмет и цель исследования позволили нам сформулировать следующие задачи:
1. Дать определения понятий «воображение», «творчество», «творческое воображение».
2. Рассмотреть особенности творческого воображения у младших школьников.
3. Разработать и реализовать цикл уроков с использованием приемов развития творческого воображения младшего школьника (на примере уроков литературного чтения).
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации.
В процессе работы мы использовали следующие методы исследования:
1. теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- сравнение теоретических данных;
- обобщение.
2. практические:
- беседа
- анкетирование;
- диагностические методики.
3. математические методы обработки данных.
Работа включает в себя: введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список литературы, приложение.
Данная работа посвящена проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Нынешнее общество нуждается в личностях с высокоразвитым творческим воображением.
Мы живем в век инновационных технологий, которые «затягивают» любознательных детей в виртуальный мир компьютера, телевизора и игровых приставок, своей яркой и красочной мультипликационной анимацией. Погружаясь в игровое пространство, ребенок теряет чувства времени, перестает его контролировать. Чрезмерное увлечение виртуальными играми может привести к компьютерной зависимости, что тормозит развитие воображения. У ребенка не остается места для своих фантазий и творчества. Он начинает стереотипно мыслить, используя уже придуманных за него мультипликационных героев.
При подробном анализе психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме развития творческого воображения у младших школьников в учебной деятельности, мы можем сделать следующие выводы:
1. воображение – это психический познавательный процесс, особенность которого заключается в создании новых образов на основе полученного ранее опыта;
2. творчество– это деятельность человека, которая создает нечто новое;
3. творческое воображение – это вид воображения, направленное на создание нового образа в процессе творческой деятельности человека.
Что касается видов творческого воображения, то, прежде всего, выделяют: вид активного и пассивного воображения. В свою очередь, пассивное воображение включает в себя преднамеренное и непреднамеренное, активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое.
2. Изучив особенности развития творческого воображения у детей, можно сказать, что базовое развитие деятельности воображения выпадает на период младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит вначале активация воссоздающего воображения, а затем уже и творческого. Первичный образ формируется впроцессе восприятия, а вторичный образ посредством процесса представления. Значительную роль в развитии творческого воображения играют индивидуальные особенности и опыт из жизнедеятельности ребенка.
3. Мы убедились, что, несмотря на «скованность» учебного процесса, которая возникает из-за «привязанности» учителя к учебному плану, существует возможность развития творческого воображения в рамках учебной деятельности, например, на уроках литературного чтения. В процессе урока восприятие литературного произведения переплетается с творчеством читателя. Также мы выяснили, что в современной методике литературного чтения существует огромное количество видов и разновидностей методов, приемов и творческих работ, среди которых особое место занимают иллюстрирование, драматизация, рассказывание.
4. Опираясь на изученный и проанализированный нами материал, мы решили разработать и провести цикл уроков литературного чтения с использованием приемов развития творческого воображения. Для реализации этой задачи была выполнена опытно-практическая работа, которая позволила:
- выявить уровень развития творческого воображения учащихся третьего класса, с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
- выявить учащихся склонных к творчеству и нестандартному решению поставленных задач, используя психогеометрический тест С. Деллингер «Геометрические фигуры».
- побеседовать с классным руководителем 3 «Н» класса на тему применения им в работе с детьми приемов развития творческого воображения.
- нами было проведено анонимное анкетирование среди учителей начальной школы МБОУ СОШ № 1 по использованию ими приемов развития творческого воображения.
- мы разработали и провели цикл уроков по литературному чтению, состоящий из 12 занятий, с применением приемов развития творческого воображения у младших школьников. В ходе этих уроков мы определяли настроение учащихся после работы с приемом, с помощью дневника настроения.
- после проведения уроков по литературному чтению с использованием приемов развития творческого воображения, мы повторно провели со школьниками диагностику О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», на выявление сформированности уровня творческого воображения. Анализируя полученные данные и сравнивая их с предыдущими результатами исследования, мы отметили рост уровня развития творческого воображения у детей третьего класса.
- в результате опытно-практической работы нами был разработан ряд рекомендаций для родителей и учителя начальных классов по развитию творческого воображения, а также методическое пособие по приемам развития творческого воображения.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи работы выполнены. Конечно, мы понимаем, что за такой короткий срок нельзя наиболее полным образом развить творческое воображение у младших школьников в учебной деятельности, ведь это весьма долгий и сложный процесс, который занимает огромное количество времени и сил. Данная проблема развития творческого воображения у младших школьников требует дальнейшего изучения и совершенствования. Но на нынешнем этапе, мы можем сказать, что цель, поставленная перед нами, достигнута и работа завершена.
1. Андриевская К. Энциклопедия мудрости. – Тверь: РООССА, 2010. –813 с.
2. Белогурова Е.Б. Большой психологический словарь. – Екатеринбург: РООССА, 2010. – 925 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007 – 672 с.
4. Бояршинова Г.Д. Развитие начальной школы – инициатива и творчество учителей, учащихся, родителей//Начальная школа – 2008. – №10. – С. 4.
5. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества / Ю.Д. Воробей. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 175 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте –СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.
7. Груздева А.В., Арсенова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Концепт. Современные научные исследования. – 2013. – №1. – С. 5 .
8. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.– М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000– 736 с.
9. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной- 8-е изд., стер.– М.: Издательский центр «Академия» – 2010. – 464 с.
10. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей.//Вопросы психологии. – 1988.– № 6. – С. 52-59.
11. Ефремова Н.В.Упражнения для развития творческих способностей// Начальная школа. – 2008.– №2. – С. 53.
12. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. – №3. – С. 33-42.
13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества/Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 147 с.
14. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах//Начальная школа плюс до и после – 2013.– №8.– С.53.
15. Маклаков А.Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001. — 592 с.
16. Маслова И.Б. Развитие воссоздающего и творческого воображения на уроках литературного чтения//Начальная школа плюс до и после– 2011. – №4. – С. 1.
17. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии – 683 с.
18. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы/ О.И. Никифорова – М., 1972– 152 с.
19. Николаенко Н.Н. Психология творчества/Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
20. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой– 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990.– 921 с.
21. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова– 5-е изд. стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – 2-е изд. – СПб.: Юпитер, 2002 – 720 с.
23. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 507 с.
24. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия./ С.С. Степанов.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010– 672 с.
25. Сухомлинский В.А. О воспитании: научное издание – 4-е изд. – М.: Полииздат,1982. – 270 с.
26. Теория и методика развития творческого мышления учащихся: сборник материалов / Под ред. П.М. Горева, В.В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина//Концепт. – Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. – 132 с.
27. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка/ Д.Н. Ушаков, под ред. д–ра филол. наук Татьянченко Н.Ф. – М.: Альта-Пресс, 2005.– 1216 с.
28. Щипакова И.А. Актуальность формирования творческого воображения у младших школьников в современном мире//Начальная школа плюс до и после – 2014. – №4.– С. 77.
29. http://metodikaschool10.jimdo.com/капусткина-е-в/
30. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/07/12/osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya
31. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=794058
32. http://pedportal.net/attachments/000/570/313/570313.docx?1427724751