ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 6
1.1. Содержание понятия «розничная банковская услуга», ее классификация 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие розничных банковских услуг 15
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПО ОКАЗАНИЮ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ 27
2.1. Рынок розничных банковских услуг Российской Федерации
на современном этапе 27
2.2. Анализ основных видов розничных услуг ПАО «Сбербанк России» 39
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 50
3.1. Проблемы и перспективы развития розничной банковской деятельности и
возможные меры по повышению ее эффективности 50
3.2. Оценка развития розничного обслуживания ПАО «Сбербанк России» на
основе корреляционно-регрессионного анализа 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Значительное увеличение объема предоставляемых розничных банковских услуг обусловлено необходимостью проведения анализа в данной облаcти.
На сегодняшний день в России развитие банковского бизнеса во многом осуществляется за счет развития розничной деятельности, то есть обслуживания физических лиц. Розничный банковский бизнес на сегодняшний день - это один из ключевых направлений деятельности кредитных организаций.
Наблюдающийся рост развития рынка розничных банковских услуг усиливает межбанковскую конкуренцию и требует от банков большей клиентоориентированности.
Предоставление банками розничных услуг , на наш взгляд, это наиболее выгодный выбор ведения бизнеса, так как розничный сегмент не полностью охвачен банковскими услугами, в отличие от сегмента корпоративных клиентов, где сложилась довольно жесткая конкуренция.
В условиях развития банковского сектора, для России актуальной задачей становится поиск внутренних источников финансирования. Для банков же важнейшими из таких источников является привлечение средств населения на вклады и на расчетные счета. Более того, изменение банковской деятельности путем расширения предоставляемых услуг населению позволит снизить банковские риски в целом.
Следовательно, депозитные операции с населением способствуют постоянному притоку ресурсов, а его кредитование обеспечивает банку достаточно высокий уровень доходов и диверсификацию кредитных рисков за счет дифференциации кредитных услуг по срокам и клиентам.
Проблемы развития банковского обслуживания физических лиц представляют собой недостаточно изученную сферу отечественной
экономической науки. В частности, отсутствует единая точка зрения относительно определения понятия «розничная банковская услуга»; большинство научных работ рассматривают банковское обслуживание физических лиц с позиций национальной экономики без учета специфики его региональных особенностей; недостаточно используется маркетинговый подход к разработке и исполнению депозитной и кредитной политики коммерческих банков во взаимоотношениях с населением.
Данная тема нуждается в исследовании также и ввиду необходимости развития отношений банков с различными слоями населения путем усовершенствования форм и методов оказания услуг, использования передового опыта зарубежных банков с частными клиентами.
В связи с этим, исследование проблем, касающихся сущности и особенностей банковского обслуживания населения, выявление его специфики, а также содержания и особенностей функционирования банка на рынке розничных услуг в настоящее время являются актуальными.
Вопросы организации и развития розничной банковской деятельности в настоящее время находят отражение в трудах многих зарубежных и отечественных ученых и практических банковских работников. Однако совокупное исследование, которое раскрывало бы содержание и специфику деятельности коммерческого банка по обслуживанию населения, в настоящий момент отсутствует.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность коммерческого банка на рынке обслуживания розничных услуг на примере ПАО «Сбербанк России». Предметом исследования выступают: процессы и инструменты оценки эффективности качества розничных банковских услуг.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических аспектов розничной деятельности в банковской сфере и на основе этого построение эконометрической модели.
В соответствии с указанными целями задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотрение теоретического обоснования необходимости розничного банковского обслуживания;
- выявление факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие рынка розничных банковских услуг;
- проведение обзора тенденций развития розничного банковского обслуживания в России;
- изучение условий продуктов, услуг и операций розничного
банковского обслуживания в ПАО «Сбербанк России»;
- выработка перспектив развития розничного банковского обслуживания в стране.
Теоретической основой для написания бакалаврской работы послужили публикации и положения, содержащиеся в работах таких авторов, как Т.Ю. Авдонина, О.И. Лаврушина, Н.В. Калистратова и другие.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются модели и методы экономического анализа и оценки эффективности розничного банковского обслуживания, позволяющие исследовать проблему в целом. В частности методы количественного и качественного анализа, коэффициентные и индексные методы, методы абсолютных и относительных разниц.
Информационной основой для написания выпускной квалификационной работы послужили такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс, федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность и положения Центрального Банка Российской Федерации. Кроме этого, в рамках написания работы были использованы периодическая печать, ресурсы сети Интернет, внутренние документы исследуемого Банка. Практической базой является анализ розничного обслуживания ПАО «Сбербанк России».
В соответствии с поставленными задачами исследования выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
На сегодняшний день банки, основная деятельность которых заключается в обслуживании населения, являются неотъемлемой частью экономической системы страны.
В результате проведенного исследования розничного банковского обслуживания на современном этапе, можно сформулировать следующие выводы и предложения.
Отсутствие единой точки зрения относительно понятия «банковская услуга» говорит о множестве подходов к его изучению.
В рамках теоретического исследования, можно сделать вывод, что розничное банковское обслуживание является сферой банковской деятельности, которая полностью сконцентрирована на интересах и предпочтениях клиента конкретного коммерческого банка. Поэтому наиболее подготовленными для работы с физическими лицами среди финансовых институтов являются коммерческие банки, что связано, в первую очередь, с накопленным банками опытом работы на различных сегментах финансового рынка. Интерес к розничному банковскому обслуживанию со стороны банков, так и со стороны населения ведет к росту предоставляемы банками услуг, что также отражается на совершенствовании форм и методов ведения розничного бизнеса.
В настоящее время обслуживание физических лиц коммерческим банком следует рассматривать не как вспомогательный по отношению к обслуживанию корпоративных клиентов, а как самостоятельный, а для некоторых банков - ведущий, вид деятельности. Значительный неудовлетворенный спрос на розничные банковские услуги обеспечивает высокую доходность операций, и позволяет банкам развиваться за счет освоения новых рынков и привлечения все новых клиентов. Обслуживание физических лиц способствует стабильности и прогнозируемости банковского бизнеса, снижает его зависимость от каждого отдельного клиента. Поэтому грамотное сочетание корпоративного и розничного бизнеса является залогом успеха для любого универсального банка.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, розничное банковское обслуживание имеет большое значение для банков: повышается доходность банковской деятельности, расширяется клиентская база и увеличивается конкурентоспособность банка на рынке банковских услуг. Во-вторых, банки предлагают населению достаточно широкий спектр традиционных и нетрадиционных услуг. При этом банки постоянно работают над усовершенствованием существующих операций и разработкой новых. В-третьих, взаимоотношения банка и клиента строятся на договорных началах. При этом каждый банк самостоятельно разрабатывает форму договоров, предусматривая в них такие положения, как стороны и предмет договора; права и обязанности, как клиента, так и банка; порядок разрешения споров; юридические адреса сторон.
Также был проведен анализ банковского обслуживания физических лиц в России. По итогам анализа были сделаны выводы, что наблюдается положительная динамика привлечения ресурсов населения на вклады, увеличение ресурсной базы банков России в дальнейшем может способствовать увеличению объемов кредитных операций с розничным сегментом.
При этом портфель розничных кредитов снизился, но увеличился объем ссудной задолженности, за счет увеличения объемов просроченной задолженности, следовательно, клиенты банков стали менее ответственно подходить к вопросу о погашении кредита.
Кредитный риск кредитной деятельности банков России на начало 2016 г. составил 8,10%, это на 1,47 процентных пункта больше, чем было на начало 2015 г.
Население России стало все больше использовать пластиковые карты банков для оплаты товаров и услуг, и следовательно, все меньше использовать этот инструмент для получения наличных денег. Однако объемы и количество операций по снятию наличности все еще превалируют в общей структуре операций с использованием банковских карт. Увеличению операций в динамике, безусловно, поспособствовало увеличение выпуска банковских карт кредитными организациями.
Таким образом, по итогам анализа рынка розничного обслуживания в РФ, можно сделать вывод, что в динамике наблюдается увеличение ресурсной базы, сформированных на вкладных счетах банковского сегмента России, однако рост ресурсной базы не придал нового импульса развитию кредитования, объем предоставленных кредитов населению в России снизился в 2015 г.
Положительным образом развивается и расчетно-кассовое обслуживание населения в России, наблюдается рост открытия счетов населением в банках республики и что важно, больше становится счетов в распоряжении клиентов с дистанционным доступом для мобильности управления счетом, как итог - наблюдается рост объемов платежей с использованием платежных поручений, платежных карт. Кроме этого, несмотря на снижение количества денежных переводов населения без открытия счета, наблюдается рост объемов таких переводов, что также говорит о возросшем спросе населения на банковские услуги татарстанских кредитных организаций и свидетельствует об их востребованности в глазах розничных потребителей.
Далее нами был проведен анализ эффективности розничного обслуживания по материалам ПАО «Сбербанк России». Отметим, что ПАО «Сбербанк России» занимает первое место по всем показателям в банковском секторе России в отношении розничных операций. Следовательно, ПАО «Сбербанк России» играет важную роль в развитии отечественного рынка розничных банковских услуг, а также занимает лидирующее положение в данном сегменте по сравнению со всеми игроками рынка.
Основными услугами ПАО «Сбербанк России» на розничном сегменте являются карточный бизнес, вкладные операции и предоставление кредитов. Анализ показал, что у Банка наблюдается положительная динамика по всем показателям, которые были проанализированы. За счет предложения розничному сегменту конкурентоспособных условий по банковским вкладам наблюдается увеличение количества и объема вкладов, что увеличивает ресурсную базу Банка. Также этому способствует и увеличение количества дебетовых карт, наличие средств на которых также пополняют ресурсную базу, которая активно направляется на кредитование, в том числе и через выпуск кредитных карт.
В целом деятельность ПАО «Сбербанк России» по работе с физическими лицами является доходной, при существующей ситуации в деятельности ПАО «Сбербанк России» созданы конкурентные условия на розничные продукты и услуги Банка. По многим направлениям и позициям Банк улучшил свою работу, что отразилось на увеличении эффективности и результативности работы Банка на розничном рынке.
Можно отметить, что в ПАО «Сбербанк России» банковский ритейл из года в год набирает обороты, поскольку увеличиваются количество и объем основных операций с розничным сегментом, который на банковском рынке считается одним из самых доходных. Банк продолжает входить в ТОП-3 розничных банков в России по основным показателям, что улучшает деловую репутацию Банка.
Были рассмотрены возможности и перспективы развития отечественного розничного банковского обслуживания, а также спрогнозирован продуктовый розничный портфель ПАО «Сбербанк России» посредством эконометрического моделирования. Доказательством значимости модели, послужил трендовый анализ. По итогам сопоставления результатов корреляционно-регрессионной статистики и построения линии тренда, был сделан вывод, что по двум сценариям наблюдается схожая динамика - а именно, построенный линейный тренд в целом отражает прогнозные показатели объема розничного портфеля Банка, которые были спрогнозированы посредством эконометрической модели. Это означает, что модель в целом может работать эффективно, и прогноз показателя по такому сценарию довольно высок с точки зрения теории вероятности. Полученные данные могут влиять на дальнейшую кредитную и депозитную политику ПАО «Сбербанк России» в сфере обслуживания розничных клиентов, величину его маркетинговых усилий и на принятие решений по корректированию действия контролируемых факторов на величину продуктового портфеля населения в Банке.
Подводя итоги перспектив развития рынка розничных банковских услуг в России в условиях глобализации экономики, отметим, что глобальный рынок устроен так, что конкуренция на рынке достаточно жесткая. Для удержания клиентов на рынке розничных банковских услуг необходима перестройка маркетинговых моделей и корректировка действующих стратегий банка в части предоставления розничных услуг населению. Кроме самих кредитных организаций развитию розничного банковского обслуживания должны содействовать и государство посредством постоянного обновления и внедрения федеральных и региональных программ, которые могли бы способствовать развитию розничного банковского обслуживания. Выбирая наиболее перспективные варианты развития розничных услуг банки будут всегда иметь возможности для улучшения своей деятельности.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 26.01.1996 г.]-Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант»
2. О Центральном банке Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 27 июня 2002 года № 86: ред. от 30.12.2015 г.] - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант»
3. О банках и банковской деятельности: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 июля 2002 года № 395-1: ред. от 29.12.2015 г.] - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант»
4. Об акционерных обществах: [федер. закон: принят Гос. Думой 26 декабря 1995 года № 208: ред. от 29.06.2015 г., с изм. от 29.12.2015] - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант»
5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 23 декабря 2003 года № 177: ред. от 13.07.2015 г.] - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант»
6. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: [федер. закон: принят Гос. Думой 07 августа 2001 года № 115: ред. от 30.12.2015 г.] - Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант»
7. Об ипотеке (залоге недвижимости): [федер. закон: приянт Гос. Думой 16 июля 1998 года № 102: ред. от 05.10.2015 г.]- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант»
8. Абрамова М.А., Финансы и кредит. Учебное пособие. / под общ. ред. М.А. Абрамовой - М., Наука, 2011. - 280 с.
9. Балабанов И.Т., Банки и банковское дело: учебное пособие / под ркд. И.Т. - СПб. : Питер, 2011. - 310 с.
10. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: учебник / под ред. И.Т. Балабанова СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
11. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело : учебник для вузов, 2-е изд.: Питер, 2008 год. - С. 391- 400.
12. Березина М.П. Банковское дело. Экспресс-курс / под ред. М.П. Березиной - М., Наука, 2012. - 440 с.
13. Букин М.Г. Глобальный мобильный банкинг. Банковские
технологии - М., 2001. - С. 74-76.
14. Веселова М.Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» // Молодой ученый. 2013.— С. 268-271.
15. Вострухина Т.Ю. Факторы и условия, влияющие на развитие банковских услуг в регионах . Вопросы экономики и права. 2011. — С. 307—310.
16. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики / под. ред. Ю.В. Головина. - М.: Финансы и статистика - 2009. - 440 с.
17. Дардик В.Б., Кондакова Н.В. Банковское дело. - М.: Колос С, 2007. - 247 с.
18. Дедегкаев В.Е. Розничные банковские услуги в России. Российское предпринимательство. М., Наука. - 2010.— С. 132-135.
19. Евсеева Н.В. Особенности развития банковских услуг в России. Банковский маркетинг.М. - 2012. - 211 с.
20. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник / под ред. Е.П. Жарковской. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Омега. - 2005. - 440 с.
21 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции: Учеб. для ВУЗов. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2007. - 471 с.
22. Заварыкина Е.В. Инновационные технологии в сфере внеофисного банковского обслуживания / под ред. Е.В Заварыкиной. М.Омега - 2014. -6 с.
23. Заернюк В.М., Фаизова Г.Р. Перспективы развития розничных банковских услуг на российском рынке. Финансы и кредит. М. -2012. -С. 17- 23.
24. Закиров Ш.З. Розничные услуги коммерческих банков/ под ред. Ш.З. Закирова. М. - 2008.- С. 366-368.
25. Зубченко Л.А. Сегментация банковских клиентов: новые тенденции и подходы. Банки: мировой опыт.М.-2014.- 6 с..
26. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2002. - 176 с.
27. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело : учебник / под общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2015. - 411 с.
28. Пухов А.В. Продажи и управление бизнесом в розничном банке. - М.: ЦИПСиР, КноРус, 2011. - 272 с.
29. Радковская Н.П. Маркетинг в коммерческих банках. - М.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 96 с.
30. Турбанов А.В. Банковское дело. Учебник / А.В. Турбанов - М.: Финансы и статистика - 2009. - 608 с.
31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа / Шеремет А.Д. - М.: Инфра, 2011.
32. Котляров И.Д. Особенности маркетинга кредитных продуктов. Финансовый журнал. М.-2012. №2. С. 81-88.
33. Крылова А.И. Интернет-банкинг: две стороны медали// Банковские технологии. - 2015. - №3.
34. Лаврушин О.И. Особенности и направления развития кредита в экономике России // Банковское дело. - 2011. - №3. - С.35 - 41.
35. Лунтовский Г. И. Банковский сектор России: Совершенствование условий банковской деятельности // Деньги и кредит - 2014.-№ 5.
36. Лебковский М. Макроэкономический климат и рынок розничных услуг // Банковское дело. - 2014. - № 7.
37. Банк России [Электронный ресурс]: Статистика - Официальный сайт Банка России, 2016 - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 20.02.2016).
38. Информационный портал «Banki.ru» [Электронный ресурс]:
Рейтинг банков Татарстана - Официальный сайт Информационного портала «Banki.ru», 2016. - Режим доступа: http://www.banki.ru (дата обращения
01.03.2016)
39. Информационный портал «Bankir.ru» [Электронный ресурс]: Кредитный рейтинг банков - Официальный сайт Информационного портала «Bankir.ru», 2016- Режим доступа: http://bankir.ru (дата обращения 20.02.2016)
40. Исследование Synovate Comcon [Электронный ресурс]: Потребительское поведение и экономические настроения россиян в начале 2016 года - Информационный портал, 2015 - Режим доступа: http://gtmarket.ru (дата обращения 01.03.2016)
41. Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс]: Рынок банковского кредитования в рф: аналитический аспект. - Информационный портал, 2015 - Режим доступа:http://research-joumal (дата обращения 28.12.2015)
42. Министерство экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Макроэкономика. - Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, 2016. - Режим доступа:
http//www.economy.gov.ru (дата обращения 03.03.2016)
43. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Занятость населения. - Официальный сайт
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 2016. -
Режим доступа: http//www.rosmintrud.ru (дата обращения 03.03.2016)
44. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]: Отчетность, -
Официальный сайт ПАО «Сбербанк России», 2015 - Режим доступа:
http://www.sberbank.ru (дата обращения 01.04.2016)
45. Портал банковского аналитика «analizbankov.ru» [Электронный ресурс]Анализ банков - Официальный сайт информационного портала «analizbankov.ru», 2016 - Режим доступа: http://analizbankov.ru (дата обращения 20.02.2016)
46. РБК.Рейтинг [Электронный ресурс]: Обзор розничных банковских услуг в России - Официальный сайт РБК.Рейтинг, 2016. - Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения 01.03.2016)
47. Рейтинговое агентство Эксперт РА [Электронный ресурс]: Исследования. - Официальный сайт рейтингового агентства Эксперт РА, 2016. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru (дата обращения 01.03.2016)
48. Центр управления финансами. Банковская система.
[Электронный ресурс] — Информационный портал, 2016. - Режим
доступа: http://www.center-yf.ru (дата обращения 01.03.2016)
49. Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс]: Статистика. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России, 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 20.02.2016)
50. Отчетные материалы ПАО «Сбербанк России».