Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №62048

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРШЕКЛАССНИКА 6
1.1. Содержание и структура нравственного потенциала старшеклассника 6
1.2. Особенности развития старшеклассников как субъектов учебной
деятельности 10
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
БИОЛОГИИ 13
2.1. Условия эффективного развития нравственного потенциала
старшеклассников 13
2.2. Опытно - экспериментальная работа по проверке эффективности условий развития нравственного потенциала старшеклассников в
процессе изучения биологии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нравственное воспитание школьников - проблема актуальная, ввиду того,
что:
1. Обществу необходимы образованные, высоконравственные люди, обладающие как знаниями, так и личностными качествами.
2. На человека постоянно в течение жизни воздействуют разнообразные источники позитивного и негативного характера. Они воздействуют на чувства и интеллект.
3. Образование еще не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, которое определяет отношение человека к другим людям на основе уважения и доброжелательности. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [34, с.25].
4. Нравственные знания информируют старшеклассника о нормах поведения, утверждаемых в обществе и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях совершенного поступка в отношении окружающих людей.
Наиболее уязвимым элементом общества в вопросах нравственной культуры являются подростки. И в современном социуме именно педагог является тем элементом, который способен сформировать духовность в подрастающем поколении. Вместе с тем и современный педагог далеко не готов к решению вышеперечисленных проблем. Школа связана с разными звеньями образования. Она является неповторимой ценностью становления и развития личности ребенка.
Старшеклассник должен обладать выраженной нравственной индивидуальностью. Он способен быть самим собой, несмотря на социальные перипетии и негативное внешнее влияние.
Работы известных педагогов Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной освещают основные понятия теории нравственного воспитания, принципы, содержание, формы, методы нравственного воспитания учащихся.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс должен быть максимально ориентирован на развитие нравственной сферы личности старшеклассника, его нравственного потенциала.
Предметная подготовка старшеклассника по биологии, содержание которой позволяет сформировать не только соответствующие знания и умения, но и нравственно-ценностное отношение к изучаемым явлениям и процессам окружающего мира.
Объект естественнонаучного знания - Природа способна служить эффективным средством развития нравственного потенциала [4, с.4].
Поэтому темой исследования является «Развитие нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии».
Цель исследования: экспериментальная проверка условий
эффективного развития нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии.
Объект исследования: процесс развития нравственного потенциала старшеклассника.
Предмет исследования: условия развития нравственного потенциала старшеклассника в процессе обучения биологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно развитие нравственного потенциала старшеклассников будет происходить в следующих условиях:
- выявление нравственного аспекта целей и задач биологического образования;
- актуализация воспитательных возможностей гуманитарного компонента содержания биологических дисциплин;
- организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения старшеклассниками содержания биологических дисциплин.
Задачи исследования:
1. Выявить условия развития нравственного потенциала старшеклассника в процессе обучения биологии.
2. Выявить уровни развития нравственного потенциала старшеклассников.
3. Провести опытно - экспериментальную работу по проверке эффективности условий развития нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии (на примере «Общей биологии»).
Методы: анализ педагогической, философской и психологической
литературы, наблюдения, анкетирования, тестирования, опроса
старшеклассников, опытно-экспериментальной работы, математической
обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Аксубаевская средняя образовательная школа №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях задачей общеобразовательной системы становится задача развития нравственного потенциала, который ориентирован на нравственное непрерывное саморазвитие, приоритет общечеловеческих ценностей, прогресс общества, способность обеспечить своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Одним из наиболее продуктивных периодов развития нравственного потенциала является старший школьный возраст.
1. Под нравственным потенциалом старшеклассника понимается совокупность когнитивных, ценностно-смысловых, интеллектуальных и деятельностно-инструментальных ресурсов личности, определяющих его актуальные возможности в области нравственной регуляции своего поведения. Структура нравственного потенциала старшеклассника включает когнитивный, ценностно-смысловой, интеллектуальный и деятельностно-инструментальный компоненты.
2. Условия развития нравственного потенциала старшеклассника: Первое из них связано с выявлением нравственного аспекта целей и задач естественнонаучного образования, позволяющим сформировать у старшеклассника убеждения в недопустимости потребительского отношения к природе и окружающим людям. Для реализации данного условия нами была построена функционально-целевая модель курса «Общая биология», в которой отражены образовательные, развивающие, воспитательные задачи с выделением их нравственного аспекта по каждой изучаемой главе. Результатом реализации первого условия явилось развитие когнитивного и ценностно-смыслового компонентов нравственного потенциала старшеклассников.
Вторым необходимым условием является актуализация воспитательных возможностей гуманитарного компонента содержания биологической дисциплины, предполагающая формирование ценностно-мировозренческих знаний и нравственных ценностей. Для реализации данного условия нами была разработана содержательная модель дисциплины «Общая биология» с выделением учебного и воспитательного аспектов содержания, выделены ценностно-смысловые аспекты в содержании данной дисциплины. Предусмотрено в содержание учебно-воспитательной работы по общей биологии введение соответствующего учебного материала нравственно-ценностного характера. Результатом реализации данного условия явилось развитие когнитивного и ценностно-смыслового компонентов нравственного потенциала старшеклассника.
Третьим условием развития нравственного потенциала
старшеклассников является организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения содержания естественнонаучной дисциплины. Условие реализуется путем использования в учебно-воспитательном процессе яркого и выразительного иллюстрированного и раздаточного материала, умелого регулирования учителем эмоционального состояния старшеклассников, нравственного насыщения учебного материала, применения диалогического общения, использования литературы и искусства, создания и разрешения личностно-ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера, организацию гуманистически-ориентированной творческой деятельности. Результатом реализации данного условия является развитие всех четырех компонентов нравственного потенциала старшеклассника. Старшеклассники были распределены по четырем уровням развития нравственного потенциала - высокий, средний, низкий и очень низкий.
3. Были выделены контрольная и экспериментальная группы. Динамика прироста измеряемых показателей в экспериментальной группе была значительно выше, чем в контрольной. Для статистической обработки был использован критерий Стьюдента. Математическая обработка результатов исследования не показала их убедительных статистических различий. Это можно объяснить малой выборкой и недостаточной продолжительностью эксперимента. Хотя можно наблюдать положительную динамику роста нравственного потенциала старшеклассников в экспериментальной группе. Это говорит о том, что внедрение и реализация разработанных условий в учебно-воспитательный процесс способствует повышению уровня нравственного потенциала старшеклассников.



1. Алиуллина А.А. Формирование нравственной культуры учащихся- подростков средствами естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Алиуллина. - Казань, 2009. - 22 с.
2. Артемьева Т.И. Категории возможности и действительности в пси - хологии личности / Т.И. Артемьева // Категории материалистической диалектики в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1988. - С. 89 - 119.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. - 67 с.
4. Афонина Е.А. Нравственный потенциал будущего педагога: содержание, структура, диагностика. Учебно-методическое пособие / Е.А. Афонина. - Елабуга, 2005. - 70 с.
5. Бакштановский В.Л. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В.Л. Бакштановский. - М.: Политиздат 1983. - 224 с.
6. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. - М.: Наука, 1990. - 97 с.
7. Бездверная Л.И. Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Бездверная. - Воронеж, 1999. - 19 с.
8. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 145 с.
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979. - 75 с.
10. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова др. - М.: Дрофа, 2015. - 384 с.
11. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.- М.: Просвещение, 1978. - 200 с.
12. Верзилин Н.М. Природа как фактор воспитания / Н.М. Верзилин // Сов. Педагогика. - 1960. № 11. - С. 51 - 56.
13. Возможность и действительность / М.А.Парнюк, А.С.Кирилюк, В.В.Киремов и др; Редкол.: М.А.Парнюк (отв. ред.). - Киев: Наук. думка, 1989. - 288 с.
14. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлеб - ный. -М.: Педагогика, 1981. - 184 с.
15. Кочетов А.И. Теория формирования личности / А.И. Кочетов. - Минск: НИО, 1997. - 208 с.
16. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Э.П.Козлов. - Ростов на /Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 360 с.
17. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. - 114 с.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
19. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия,
1999. - 478 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
21. Петрицкий В.А. Развитие нравственных потребностей и проблемы космической этики / В.А. Петрицкий // Проблема потребностей в этике и эстетике. Выпуск 3 / Под ред. М.С. Когана, В.Г. Иванова. - Л.: ЛГУ, 1976. - 57 с.
22. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов педвузов: В 2-х кн. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн 1. - 576 с. Кн. 2. - 256 с.
23. Платонов Г.В. Проблема духовности личности (состав, типы, на значение) / Г.В. Платонов, А.Д. Косичев // Вестн. Моск. ун-та, сер. № 7, философия. - 1998. - № 2. - С. 13 - 31.
24. Реймерс Н.Ф. Природопользование / Н.Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
26. Сборник нормативных документов. Биология / Э.Д.Днепров,
A. Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 172 с.
27. Сироткин Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание / Л.Ю. Сироткин, С.Ф. Егерева. - Казань: КГПУ, 1995. - 79 с.
28. Савина Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.Н. Савина. - Оренбург, 2002. - 189 с.
29. Столяренко А.Н. Педагогическая психология / А.Н.Столяренко. - М.: Педагогика, 2004. - 220 с.
30. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
31. Тимофеева Л.И. Основные механизмы внутренней регуляции нравственного сознания. Проблемы этики и эстетики. Выпуск 1 / Под ред.
B. Г. Иванова и В.В. Селиванова. - Л.: Изд-во Л ГУ, 1973. - С. 44 - 49.
32. Уледов А.К. Нравственное воспитание / А. К. Уледов. - М.: Мысль, 1979. - 56 с.
33. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки /Э. А. Урунбасарова. - Алматы: Казгосиздат, 1999. - 25 с.
34. Ушинский К.Д. Нравственное воспитание / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1985. - Т.2. - 460 с.
35. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Хар - ламов. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
36. Философский энциклопедический словарь / Под ред А. К. Старостина. - М.: ИНФРА, 1997. - 576 с.
37. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура / М.Т. Шафиков // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 1. С. 236 - 245.
38. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. - СПб.: Питер, 1998. - 56 с.
39. Шемшурина А.И. Основы этической культуры / А.И. Шемшурина. - М.: Владос, 1999. - 111 с.
40. Петровская М.В. Особенности развития нравственного потенциала преподавателей военных вузов как показателя психологической культуры / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6. - С. 381384.
41. Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе на основе интегративного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2010. - 23 с.
42. Дубинин Н.П. Что такое человек. - М.: Мысль,1983. - 334 с.
43. Кобылинский П.А. Общая характеристика нравственного потенциала социального работника // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 438-440.
44. Талбаков К.Ч. Воспитание нравственных качеств студентов в процессе преподавания иностранных языков (англ.): дис. ... канд. пед. наук / К.Ч. Талбаков. - Душанбе, 1993. - 154 с.
45. Образовательный стандарт основного общего образования по биологии https://clck.yandex.ru/redir/LvUXD5J6I4o?data=UVZ5S3FTUHlHUXd3YUZOV 3FqamdOaUpCeWtWMnc0ZVpabXFOeGhDcDN4MkpWOFdJT2xQb1ZrZnNCc 3h1eDVLOXE 1Y 1VqVmVOSnlpRkliVzd4Rko3MiNhMmdRMEdTRVNMOFpi M1dVMXk3S2VpTG1nY3NObE1HaVc3TEl0YzU2VEJWN3dKY3pxYW1WdT Fj SzlKaXd1emZYM2FhaVAtLWljVG51WV9JYkpGRmxSVGpaeHJwZkpYVFdt O3lERGJsUUtCcHdJc2h4d3UyM3RwbFN3R1RoT0VCLVo5S0d6RS13RXFuem VOOTVLSkE3NA&b64e=2&sign=c9cbea57ec73615aa0776f1fb275426e&keyno =1; Дата и время доступа: 4.03.2017; 19.50.
46. Программа по «Общей биологии» МБОУ «Аксубаевская СОШ №3».https://edu.tatar.ru/aksubaevo/sch3/page2698311.htm Дата и время доступа: 14.02.2017; 9.57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ