РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРШЕКЛАССНИКА 6
1.1. Содержание и структура нравственного потенциала старшеклассника 6
1.2. Особенности развития старшеклассников как субъектов учебной
деятельности 10
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
БИОЛОГИИ 13
2.1. Условия эффективного развития нравственного потенциала
старшеклассников 13
2.2. Опытно - экспериментальная работа по проверке эффективности условий развития нравственного потенциала старшеклассников в
процессе изучения биологии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРШЕКЛАССНИКА 6
1.1. Содержание и структура нравственного потенциала старшеклассника 6
1.2. Особенности развития старшеклассников как субъектов учебной
деятельности 10
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
БИОЛОГИИ 13
2.1. Условия эффективного развития нравственного потенциала
старшеклассников 13
2.2. Опытно - экспериментальная работа по проверке эффективности условий развития нравственного потенциала старшеклассников в
процессе изучения биологии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нравственное воспитание школьников - проблема актуальная, ввиду того,
что:
1. Обществу необходимы образованные, высоконравственные люди, обладающие как знаниями, так и личностными качествами.
2. На человека постоянно в течение жизни воздействуют разнообразные источники позитивного и негативного характера. Они воздействуют на чувства и интеллект.
3. Образование еще не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, которое определяет отношение человека к другим людям на основе уважения и доброжелательности. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [34, с.25].
4. Нравственные знания информируют старшеклассника о нормах поведения, утверждаемых в обществе и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях совершенного поступка в отношении окружающих людей.
Наиболее уязвимым элементом общества в вопросах нравственной культуры являются подростки. И в современном социуме именно педагог является тем элементом, который способен сформировать духовность в подрастающем поколении. Вместе с тем и современный педагог далеко не готов к решению вышеперечисленных проблем. Школа связана с разными звеньями образования. Она является неповторимой ценностью становления и развития личности ребенка.
Старшеклассник должен обладать выраженной нравственной индивидуальностью. Он способен быть самим собой, несмотря на социальные перипетии и негативное внешнее влияние.
Работы известных педагогов Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной освещают основные понятия теории нравственного воспитания, принципы, содержание, формы, методы нравственного воспитания учащихся.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс должен быть максимально ориентирован на развитие нравственной сферы личности старшеклассника, его нравственного потенциала.
Предметная подготовка старшеклассника по биологии, содержание которой позволяет сформировать не только соответствующие знания и умения, но и нравственно-ценностное отношение к изучаемым явлениям и процессам окружающего мира.
Объект естественнонаучного знания - Природа способна служить эффективным средством развития нравственного потенциала [4, с.4].
Поэтому темой исследования является «Развитие нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии».
Цель исследования: экспериментальная проверка условий
эффективного развития нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии.
Объект исследования: процесс развития нравственного потенциала старшеклассника.
Предмет исследования: условия развития нравственного потенциала старшеклассника в процессе обучения биологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно развитие нравственного потенциала старшеклассников будет происходить в следующих условиях:
- выявление нравственного аспекта целей и задач биологического образования;
- актуализация воспитательных возможностей гуманитарного компонента содержания биологических дисциплин;
- организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения старшеклассниками содержания биологических дисциплин.
Задачи исследования:
1. Выявить условия развития нравственного потенциала старшеклассника в процессе обучения биологии.
2. Выявить уровни развития нравственного потенциала старшеклассников.
3. Провести опытно - экспериментальную работу по проверке эффективности условий развития нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии (на примере «Общей биологии»).
Методы: анализ педагогической, философской и психологической
литературы, наблюдения, анкетирования, тестирования, опроса
старшеклассников, опытно-экспериментальной работы, математической
обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Аксубаевская средняя образовательная школа №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
что:
1. Обществу необходимы образованные, высоконравственные люди, обладающие как знаниями, так и личностными качествами.
2. На человека постоянно в течение жизни воздействуют разнообразные источники позитивного и негативного характера. Они воздействуют на чувства и интеллект.
3. Образование еще не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, которое определяет отношение человека к другим людям на основе уважения и доброжелательности. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [34, с.25].
4. Нравственные знания информируют старшеклассника о нормах поведения, утверждаемых в обществе и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях совершенного поступка в отношении окружающих людей.
Наиболее уязвимым элементом общества в вопросах нравственной культуры являются подростки. И в современном социуме именно педагог является тем элементом, который способен сформировать духовность в подрастающем поколении. Вместе с тем и современный педагог далеко не готов к решению вышеперечисленных проблем. Школа связана с разными звеньями образования. Она является неповторимой ценностью становления и развития личности ребенка.
Старшеклассник должен обладать выраженной нравственной индивидуальностью. Он способен быть самим собой, несмотря на социальные перипетии и негативное внешнее влияние.
Работы известных педагогов Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной освещают основные понятия теории нравственного воспитания, принципы, содержание, формы, методы нравственного воспитания учащихся.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс должен быть максимально ориентирован на развитие нравственной сферы личности старшеклассника, его нравственного потенциала.
Предметная подготовка старшеклассника по биологии, содержание которой позволяет сформировать не только соответствующие знания и умения, но и нравственно-ценностное отношение к изучаемым явлениям и процессам окружающего мира.
Объект естественнонаучного знания - Природа способна служить эффективным средством развития нравственного потенциала [4, с.4].
Поэтому темой исследования является «Развитие нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии».
Цель исследования: экспериментальная проверка условий
эффективного развития нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии.
Объект исследования: процесс развития нравственного потенциала старшеклассника.
Предмет исследования: условия развития нравственного потенциала старшеклассника в процессе обучения биологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно развитие нравственного потенциала старшеклассников будет происходить в следующих условиях:
- выявление нравственного аспекта целей и задач биологического образования;
- актуализация воспитательных возможностей гуманитарного компонента содержания биологических дисциплин;
- организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения старшеклассниками содержания биологических дисциплин.
Задачи исследования:
1. Выявить условия развития нравственного потенциала старшеклассника в процессе обучения биологии.
2. Выявить уровни развития нравственного потенциала старшеклассников.
3. Провести опытно - экспериментальную работу по проверке эффективности условий развития нравственного потенциала старшеклассников в процессе обучения биологии (на примере «Общей биологии»).
Методы: анализ педагогической, философской и психологической
литературы, наблюдения, анкетирования, тестирования, опроса
старшеклассников, опытно-экспериментальной работы, математической
обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Аксубаевская средняя образовательная школа №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
В современных условиях задачей общеобразовательной системы становится задача развития нравственного потенциала, который ориентирован на нравственное непрерывное саморазвитие, приоритет общечеловеческих ценностей, прогресс общества, способность обеспечить своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Одним из наиболее продуктивных периодов развития нравственного потенциала является старший школьный возраст.
1. Под нравственным потенциалом старшеклассника понимается совокупность когнитивных, ценностно-смысловых, интеллектуальных и деятельностно-инструментальных ресурсов личности, определяющих его актуальные возможности в области нравственной регуляции своего поведения. Структура нравственного потенциала старшеклассника включает когнитивный, ценностно-смысловой, интеллектуальный и деятельностно-инструментальный компоненты.
2. Условия развития нравственного потенциала старшеклассника: Первое из них связано с выявлением нравственного аспекта целей и задач естественнонаучного образования, позволяющим сформировать у старшеклассника убеждения в недопустимости потребительского отношения к природе и окружающим людям. Для реализации данного условия нами была построена функционально-целевая модель курса «Общая биология», в которой отражены образовательные, развивающие, воспитательные задачи с выделением их нравственного аспекта по каждой изучаемой главе. Результатом реализации первого условия явилось развитие когнитивного и ценностно-смыслового компонентов нравственного потенциала старшеклассников.
Вторым необходимым условием является актуализация воспитательных возможностей гуманитарного компонента содержания биологической дисциплины, предполагающая формирование ценностно-мировозренческих знаний и нравственных ценностей. Для реализации данного условия нами была разработана содержательная модель дисциплины «Общая биология» с выделением учебного и воспитательного аспектов содержания, выделены ценностно-смысловые аспекты в содержании данной дисциплины. Предусмотрено в содержание учебно-воспитательной работы по общей биологии введение соответствующего учебного материала нравственно-ценностного характера. Результатом реализации данного условия явилось развитие когнитивного и ценностно-смыслового компонентов нравственного потенциала старшеклассника.
Третьим условием развития нравственного потенциала
старшеклассников является организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения содержания естественнонаучной дисциплины. Условие реализуется путем использования в учебно-воспитательном процессе яркого и выразительного иллюстрированного и раздаточного материала, умелого регулирования учителем эмоционального состояния старшеклассников, нравственного насыщения учебного материала, применения диалогического общения, использования литературы и искусства, создания и разрешения личностно-ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера, организацию гуманистически-ориентированной творческой деятельности. Результатом реализации данного условия является развитие всех четырех компонентов нравственного потенциала старшеклассника. Старшеклассники были распределены по четырем уровням развития нравственного потенциала - высокий, средний, низкий и очень низкий.
3. Были выделены контрольная и экспериментальная группы. Динамика прироста измеряемых показателей в экспериментальной группе была значительно выше, чем в контрольной. Для статистической обработки был использован критерий Стьюдента. Математическая обработка результатов исследования не показала их убедительных статистических различий. Это можно объяснить малой выборкой и недостаточной продолжительностью эксперимента. Хотя можно наблюдать положительную динамику роста нравственного потенциала старшеклассников в экспериментальной группе. Это говорит о том, что внедрение и реализация разработанных условий в учебно-воспитательный процесс способствует повышению уровня нравственного потенциала старшеклассников.
1. Под нравственным потенциалом старшеклассника понимается совокупность когнитивных, ценностно-смысловых, интеллектуальных и деятельностно-инструментальных ресурсов личности, определяющих его актуальные возможности в области нравственной регуляции своего поведения. Структура нравственного потенциала старшеклассника включает когнитивный, ценностно-смысловой, интеллектуальный и деятельностно-инструментальный компоненты.
2. Условия развития нравственного потенциала старшеклассника: Первое из них связано с выявлением нравственного аспекта целей и задач естественнонаучного образования, позволяющим сформировать у старшеклассника убеждения в недопустимости потребительского отношения к природе и окружающим людям. Для реализации данного условия нами была построена функционально-целевая модель курса «Общая биология», в которой отражены образовательные, развивающие, воспитательные задачи с выделением их нравственного аспекта по каждой изучаемой главе. Результатом реализации первого условия явилось развитие когнитивного и ценностно-смыслового компонентов нравственного потенциала старшеклассников.
Вторым необходимым условием является актуализация воспитательных возможностей гуманитарного компонента содержания биологической дисциплины, предполагающая формирование ценностно-мировозренческих знаний и нравственных ценностей. Для реализации данного условия нами была разработана содержательная модель дисциплины «Общая биология» с выделением учебного и воспитательного аспектов содержания, выделены ценностно-смысловые аспекты в содержании данной дисциплины. Предусмотрено в содержание учебно-воспитательной работы по общей биологии введение соответствующего учебного материала нравственно-ценностного характера. Результатом реализации данного условия явилось развитие когнитивного и ценностно-смыслового компонентов нравственного потенциала старшеклассника.
Третьим условием развития нравственного потенциала
старшеклассников является организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения содержания естественнонаучной дисциплины. Условие реализуется путем использования в учебно-воспитательном процессе яркого и выразительного иллюстрированного и раздаточного материала, умелого регулирования учителем эмоционального состояния старшеклассников, нравственного насыщения учебного материала, применения диалогического общения, использования литературы и искусства, создания и разрешения личностно-ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера, организацию гуманистически-ориентированной творческой деятельности. Результатом реализации данного условия является развитие всех четырех компонентов нравственного потенциала старшеклассника. Старшеклассники были распределены по четырем уровням развития нравственного потенциала - высокий, средний, низкий и очень низкий.
3. Были выделены контрольная и экспериментальная группы. Динамика прироста измеряемых показателей в экспериментальной группе была значительно выше, чем в контрольной. Для статистической обработки был использован критерий Стьюдента. Математическая обработка результатов исследования не показала их убедительных статистических различий. Это можно объяснить малой выборкой и недостаточной продолжительностью эксперимента. Хотя можно наблюдать положительную динамику роста нравственного потенциала старшеклассников в экспериментальной группе. Это говорит о том, что внедрение и реализация разработанных условий в учебно-воспитательный процесс способствует повышению уровня нравственного потенциала старшеклассников.
Подобные работы
- Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс
обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Элективные курсы по биологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных школьников
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ /музыкально-эстетический аспект/
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



