ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического и стратегического партнерства?
1.1 Сущность внешнеэкономических отношений, их классификация, методы и
факторы 7
1.2 Стратегическое партнерство между странами, его особенности 12
1.3 Нормативно-правовое регулирование внешней торговли РФ 19
Глава 2. Анализ экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза 25
2.1 Экономические отношения России и Евросоюза 25
2.2 Стратегическое партнерство России и Евросоюза 29
2.3 Проблемы развития российско-европейских отношений в различных
секторах экономики 43
Глава 3. Перспективы развития экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза 49
3.1 Развитие экономических отношений между Россией и Евросоюзом 49
3.2 Развитие стратегических партнерств России и Евросоюза 60
Заключение 80
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты экономического и стратегического партнерства?
1.1 Сущность внешнеэкономических отношений, их классификация, методы и
факторы 7
1.2 Стратегическое партнерство между странами, его особенности 12
1.3 Нормативно-правовое регулирование внешней торговли РФ 19
Глава 2. Анализ экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза 25
2.1 Экономические отношения России и Евросоюза 25
2.2 Стратегическое партнерство России и Евросоюза 29
2.3 Проблемы развития российско-европейских отношений в различных
секторах экономики 43
Глава 3. Перспективы развития экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза 49
3.1 Развитие экономических отношений между Россией и Евросоюзом 49
3.2 Развитие стратегических партнерств России и Евросоюза 60
Заключение 80
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Отношения России и Европейского союза, которые берут свое начало в далеком историческом прошлом, всегда имели множество измерений - политическое, экономическое, социальное, культурное и т.д. Однако в настоящее время отношения России и ЕС претерпевают изменения, и их последствия отражаются не только в экономическом взаимодействии, но и во всех сферах контактирования.
Для того, чтобы понять природу внешнеполитических решений и определить реальные факторы, обусловившие тенденцию к изменению стратегии Европейского союза на российском направлении, необходимо изучить комплекс вмешивающихся переменных в политической системе ЕС. Исходя из положений неоклассического реализма, помимо системных факторов, внутриполитические процессы также оказывают непосредственное воздействие на выработку внешнеполитической стратегии государств.
Степень разработанности темы. Для того чтобы обеспечить объективность и всесторонность исследования был изучен обширный материал по данной тематике. Взаимодействие Европейского Союза и России, а также различные процессы, происходящие в области экономического и стратегического взаимодействия, являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых.
Для данной работы среди литературы на русском языке особенно важную роль сыграли коллективные монографии, изданные отечественными научноисследовательскими центрами (Институт мировой экономики и международных отношений, Институт стратегических исследований и анализа, Институт Европы, Институт современного развития, Институт энергетической стратегии), в которых приводится комплексный анализ взаимоотношений России и Евросоюза. Среди отечественных исследователей важно выделить И.Г. Пашковскую, В. А. Гусейнова, И.А. Рудакову, А.А. Конопляника, С.А. Г оревалова, Л.М. Г ригорьева. Среди англоязычной литературы важный вклад в
написание данной работы внесли доклады Еврокомиссии, посвященные российско-европейскому сотрудничеству, а также отдельные статьи следующих зарубежных исследователей: К.-А. Паиллард, С. Канэва, П. Камерон, Дж. Кей, Р. Кемпер.
Несмотря на ценный анализ, содержащийся в научных трудах вышеперечисленных отечественных и зарубежных авторов, некоторые данные и события относительно исследуемой тематики там отсутствуют в силу того, что отношения между ЕС и РФ являются достаточно насыщенными, и в них постоянно происходят изменения, которые не отражены в опубликованных статьях и монографиях. Для того чтобы восстановить данный пробел были использованы разнообразные периодические издания, чтобы получить новейшую информацию о текущем состоянии диалога между Россией и ЕС. На основе проанализированного материала были сделаны собственные выводы касательно текущего взаимодействия между Россией и Евросоюзом, а также перспектив его дальнейшего развития.
Цель исследования: изучить проблемы и возможности экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты экономического и стратегического партнерства
2. Провести анализ экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза
3. Рассмотреть перспективы развития экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза
Объект исследования - партнерство России и Евросоюза.
Предмет исследования-экономические и политические отношения России и ЕС.
Методология и источники исследования. Источниковедческой базой исследования является обширный пласт информации, который можно подразделить на несколько групп.
Первую группу составили учредительные документы Европейского союза такие как Консолидированная версия Договора о Европейском союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество, согласно которым функционирует политическая система ЕС. Они формально устанавливают объем компетенций наднациональных органов власти и государств-членов, определяя таким образом структуру и институциональный баланс в ЕС.
Во вторую группу входят внешнеполитические стратегии, в том числе, Стратегии в отношении восточноевропейских стран и России в частности, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994г., Договоры об ассоциированном членстве, планы действий и дорожные карты.
Третью группу источников составили официальные документы властных органов различных уровней интеграционной политической системы. К ним относятся Зеленые и Белые книги Европейской комиссии, протоколы заседаний, пресс-релизы заседаний Совета и Европейского парламента.
В работе также рассматриваются статистические и информационные источники, материалы печатных и электронных СМИ сайтов, правительственные акты различных уровней и неправительственных субъектов. Кроме того, базы данных, размещенные в Интернете, позволили составить общую характеристику задействованных в политическом управлении сторон.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы заключается в исследовании современного состояния и наметившихся тенденций в развитии экономических и политических связей России с Европейским союзом.
Материалы данного исследования могут быть использованы в работе Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития и торговли при определении внешнеэкономической стратегии РФ, разработке внешнеэкономической политики, в том числе во взаимоотношениях РФ с международными экономическими организациями, для уточнения степени эффективности совместных программ по экономическому и социальному содействию российским экономическим реформам.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экономического и стратегического партнерства.
Вторая глава содержит анализ экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза.
В третьей главе работы были выявлены перспективы развития экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза.
Для того, чтобы понять природу внешнеполитических решений и определить реальные факторы, обусловившие тенденцию к изменению стратегии Европейского союза на российском направлении, необходимо изучить комплекс вмешивающихся переменных в политической системе ЕС. Исходя из положений неоклассического реализма, помимо системных факторов, внутриполитические процессы также оказывают непосредственное воздействие на выработку внешнеполитической стратегии государств.
Степень разработанности темы. Для того чтобы обеспечить объективность и всесторонность исследования был изучен обширный материал по данной тематике. Взаимодействие Европейского Союза и России, а также различные процессы, происходящие в области экономического и стратегического взаимодействия, являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых.
Для данной работы среди литературы на русском языке особенно важную роль сыграли коллективные монографии, изданные отечественными научноисследовательскими центрами (Институт мировой экономики и международных отношений, Институт стратегических исследований и анализа, Институт Европы, Институт современного развития, Институт энергетической стратегии), в которых приводится комплексный анализ взаимоотношений России и Евросоюза. Среди отечественных исследователей важно выделить И.Г. Пашковскую, В. А. Гусейнова, И.А. Рудакову, А.А. Конопляника, С.А. Г оревалова, Л.М. Г ригорьева. Среди англоязычной литературы важный вклад в
написание данной работы внесли доклады Еврокомиссии, посвященные российско-европейскому сотрудничеству, а также отдельные статьи следующих зарубежных исследователей: К.-А. Паиллард, С. Канэва, П. Камерон, Дж. Кей, Р. Кемпер.
Несмотря на ценный анализ, содержащийся в научных трудах вышеперечисленных отечественных и зарубежных авторов, некоторые данные и события относительно исследуемой тематики там отсутствуют в силу того, что отношения между ЕС и РФ являются достаточно насыщенными, и в них постоянно происходят изменения, которые не отражены в опубликованных статьях и монографиях. Для того чтобы восстановить данный пробел были использованы разнообразные периодические издания, чтобы получить новейшую информацию о текущем состоянии диалога между Россией и ЕС. На основе проанализированного материала были сделаны собственные выводы касательно текущего взаимодействия между Россией и Евросоюзом, а также перспектив его дальнейшего развития.
Цель исследования: изучить проблемы и возможности экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты экономического и стратегического партнерства
2. Провести анализ экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза
3. Рассмотреть перспективы развития экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза
Объект исследования - партнерство России и Евросоюза.
Предмет исследования-экономические и политические отношения России и ЕС.
Методология и источники исследования. Источниковедческой базой исследования является обширный пласт информации, который можно подразделить на несколько групп.
Первую группу составили учредительные документы Европейского союза такие как Консолидированная версия Договора о Европейском союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество, согласно которым функционирует политическая система ЕС. Они формально устанавливают объем компетенций наднациональных органов власти и государств-членов, определяя таким образом структуру и институциональный баланс в ЕС.
Во вторую группу входят внешнеполитические стратегии, в том числе, Стратегии в отношении восточноевропейских стран и России в частности, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994г., Договоры об ассоциированном членстве, планы действий и дорожные карты.
Третью группу источников составили официальные документы властных органов различных уровней интеграционной политической системы. К ним относятся Зеленые и Белые книги Европейской комиссии, протоколы заседаний, пресс-релизы заседаний Совета и Европейского парламента.
В работе также рассматриваются статистические и информационные источники, материалы печатных и электронных СМИ сайтов, правительственные акты различных уровней и неправительственных субъектов. Кроме того, базы данных, размещенные в Интернете, позволили составить общую характеристику задействованных в политическом управлении сторон.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы заключается в исследовании современного состояния и наметившихся тенденций в развитии экономических и политических связей России с Европейским союзом.
Материалы данного исследования могут быть использованы в работе Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития и торговли при определении внешнеэкономической стратегии РФ, разработке внешнеэкономической политики, в том числе во взаимоотношениях РФ с международными экономическими организациями, для уточнения степени эффективности совместных программ по экономическому и социальному содействию российским экономическим реформам.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экономического и стратегического партнерства.
Вторая глава содержит анализ экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза.
В третьей главе работы были выявлены перспективы развития экономического и стратегического партнерства России и Евросоюза.
Политика взаимных санкций и игра с нулевой суммой, отсутствие конструктивного диалога с целью обеспечения мира на юго-востоке Украины, дестабилизация и необходимость создания новой архитектуры безопасности на европейском пространстве - такова на сегодняшний день характеристика отношений ЕС-Россия.
Украинский кризис стал лишь поводом для перехода отношений ЕС- Россия в конфликтную фазу, тогда как реальной причиной является кардинально разное понимание, восприятие и подход к решению совместных проблем. Это проявляется в отсутствии политического диалога и политической воли обеих сторон разрешение его невозможно. Он выявил отсутствие диалога между сторонами и совместных инструментов разрешения кризисных ситуаций.
На сегодняшний день определилась тенденция к созданию новой стратегии в отношении России. В восприятии с позиции угрозы и распространении негативного образа России огромную роль сыграла Польша как лидер «антироссийского блока». То, чего опасалась Россия после этапа расширения ЕС от 2004 г., уже давно приняло реальные очертания. Польша оказала огромное влияние на разработку концепции Восточного партнерства и ее реализацию на практике; польские политические лидеры в лице Р. Сикорского и Д. Туска поддерживали негативное восприятие России в европейских кругах на высоком уровне; призывы создать Энергетический союз ЕС с целью «выбить почву» у Г азпрома также оказались успешными. Однако наиболее важной заслугой стало прямое воздействие антироссийски настроенного блока на ужесточение санкционной политики ЕС в отношении России.
За последние 2 года стали видна скрытые проблемы Европейского союза, которые берут свое начало еще с периода экономического кризиса 2008-2009 годов. Европейские политические фигуры, в особенности те, что ответственны за выработку внешнеполитической стратегии, по сути являются бюрократической прослойкой, не способной принимать решения глобального масштаба (Х. ван Ромпей, ни К. Эштон и даже не Ф. Могерини).
Помимо прочего, кризис лидерства проявляется и на уровне государств, так как они вынуждены сохранять баланс и равенство в процессе принятия стратегически важных для союза решений. Отсутствие лидера предопределило «процесс германизации», так как от разработки экономической модели Германия переходит к выстраиванию внешней политики ЕС в соответствии с собственными интересами на восточноевропейском направлении. Одновременно с этим украинский кризис ускорил и процесс брюсселизации внешней политики ЕС, который проявляется в укреплении брюссельских структур вследствие последовательных уступок государств-членов ЕС во имя согласованности внешней политики, обуславливающих в конечном итоге переход процесса принятия решения от национальных столиц к Брюсселю.
Что касается изменений в институциональном балансе ЕС, то можно сделать вывод, что на сегодняшний день создаются все условия для восстановления лидирующих позиций Европейской комиссии.
Во-первых, стратегически важный вопрос об имплементации экономической части Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной, намеченной на 1 января 2016 г., подпадает под компетенции Европейской комиссии, определяет ее центральную роль в институциональной структуре ЕС.
Во-вторых, в ходе украинского кризиса наиболее остро проявляется вопрос обеспечения энергетической безопасности ЕС как результат утраты доверия к России в качестве энергетического партнера. Разработка новой Стратегии энергетической безопасности, которая бы отвечала сегодняшним реалиям в отношениях ЕС - Россия с учетом Украины как транзитного государства, также входит в компетенции Европейской комиссии. Более того, с момента создания Энергетического союза ЕС с 19 марта с.г. ведение сотрудничества с Газпромом должно проходить в полном согласовании с Европейской комиссией.
В целом для политической системы Европейского союза последствия политического конфликта с Россией были неоднозначными. Можно отметить положительный эффект в 2014 г., когда впервые за многие годы у европейских политиков появилась та самая идея, которая смогла объединить вокруг себя все без исключения страны ЕС. Это было тем более важно на фоне отсутствия четкой концепции развития союза, недовольства им со стороны отдельных стран-участников, причем не только «второстепенных» из числа новых членов в Восточной Европе, но и таких влиятельных, как, например, Великобритания.
Тем не менее, с начала января с.г. по сегодняшний день наблюдаются все большие разногласия между странами-членами ЕС о целесообразности продления санкций в отношении России.
Украинский конфликт стал кульминацией затянувшегося кризиса в отношениях России и ЕС и это неудивительно, так как в отсутствии эффективной институциональной базы сотрудничества любое противоречие может обернуться серьезным политическим вызовом. Европейский союз планирует создание новой стратегии в отношении России, целью которой на этот раз становится не прагматическое сотрудничество, а сдерживание «российского медведя» ввиду непредсказуемости его действий.
Украинский кризис стал лишь поводом для перехода отношений ЕС- Россия в конфликтную фазу, тогда как реальной причиной является кардинально разное понимание, восприятие и подход к решению совместных проблем. Это проявляется в отсутствии политического диалога и политической воли обеих сторон разрешение его невозможно. Он выявил отсутствие диалога между сторонами и совместных инструментов разрешения кризисных ситуаций.
На сегодняшний день определилась тенденция к созданию новой стратегии в отношении России. В восприятии с позиции угрозы и распространении негативного образа России огромную роль сыграла Польша как лидер «антироссийского блока». То, чего опасалась Россия после этапа расширения ЕС от 2004 г., уже давно приняло реальные очертания. Польша оказала огромное влияние на разработку концепции Восточного партнерства и ее реализацию на практике; польские политические лидеры в лице Р. Сикорского и Д. Туска поддерживали негативное восприятие России в европейских кругах на высоком уровне; призывы создать Энергетический союз ЕС с целью «выбить почву» у Г азпрома также оказались успешными. Однако наиболее важной заслугой стало прямое воздействие антироссийски настроенного блока на ужесточение санкционной политики ЕС в отношении России.
За последние 2 года стали видна скрытые проблемы Европейского союза, которые берут свое начало еще с периода экономического кризиса 2008-2009 годов. Европейские политические фигуры, в особенности те, что ответственны за выработку внешнеполитической стратегии, по сути являются бюрократической прослойкой, не способной принимать решения глобального масштаба (Х. ван Ромпей, ни К. Эштон и даже не Ф. Могерини).
Помимо прочего, кризис лидерства проявляется и на уровне государств, так как они вынуждены сохранять баланс и равенство в процессе принятия стратегически важных для союза решений. Отсутствие лидера предопределило «процесс германизации», так как от разработки экономической модели Германия переходит к выстраиванию внешней политики ЕС в соответствии с собственными интересами на восточноевропейском направлении. Одновременно с этим украинский кризис ускорил и процесс брюсселизации внешней политики ЕС, который проявляется в укреплении брюссельских структур вследствие последовательных уступок государств-членов ЕС во имя согласованности внешней политики, обуславливающих в конечном итоге переход процесса принятия решения от национальных столиц к Брюсселю.
Что касается изменений в институциональном балансе ЕС, то можно сделать вывод, что на сегодняшний день создаются все условия для восстановления лидирующих позиций Европейской комиссии.
Во-первых, стратегически важный вопрос об имплементации экономической части Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной, намеченной на 1 января 2016 г., подпадает под компетенции Европейской комиссии, определяет ее центральную роль в институциональной структуре ЕС.
Во-вторых, в ходе украинского кризиса наиболее остро проявляется вопрос обеспечения энергетической безопасности ЕС как результат утраты доверия к России в качестве энергетического партнера. Разработка новой Стратегии энергетической безопасности, которая бы отвечала сегодняшним реалиям в отношениях ЕС - Россия с учетом Украины как транзитного государства, также входит в компетенции Европейской комиссии. Более того, с момента создания Энергетического союза ЕС с 19 марта с.г. ведение сотрудничества с Газпромом должно проходить в полном согласовании с Европейской комиссией.
В целом для политической системы Европейского союза последствия политического конфликта с Россией были неоднозначными. Можно отметить положительный эффект в 2014 г., когда впервые за многие годы у европейских политиков появилась та самая идея, которая смогла объединить вокруг себя все без исключения страны ЕС. Это было тем более важно на фоне отсутствия четкой концепции развития союза, недовольства им со стороны отдельных стран-участников, причем не только «второстепенных» из числа новых членов в Восточной Европе, но и таких влиятельных, как, например, Великобритания.
Тем не менее, с начала января с.г. по сегодняшний день наблюдаются все большие разногласия между странами-членами ЕС о целесообразности продления санкций в отношении России.
Украинский конфликт стал кульминацией затянувшегося кризиса в отношениях России и ЕС и это неудивительно, так как в отсутствии эффективной институциональной базы сотрудничества любое противоречие может обернуться серьезным политическим вызовом. Европейский союз планирует создание новой стратегии в отношении России, целью которой на этот раз становится не прагматическое сотрудничество, а сдерживание «российского медведя» ввиду непредсказуемости его действий.
Подобные работы
- Экономические аспекты энергетического сотрудничества России и стран Каспийского региона (Мировая Экономика в топливной энергетике, Московский Государственный Институт Международных Отношений)
Магистерская диссертация, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2019 - Внешнеполитическая стратегия России в контексте европейской интеграции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Влияние украинского кризиса 2014 года на российско-германские отношения
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Внешняя политика России на Ближнем Востоке в начале второго десятилетия XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Россия, Монголия и Политика Соседства (1991-2023) (Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет))
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Защита экономических интересов государств в международных отношениях между Европейским Союзом и Россией
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 21 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1990-Е ГГ. - НАЧ. XXI В
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



