Введение 3
Глава I. БОЛГАРИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 9
§ 1. Общая внешняя политика и политика безопасности 9
§ 1.2 Экономическая и денежно-кредитная политика 14
§ 1.3 Региональная политика Болгарии в ЕС 15
Раздел II. БОЛГАРИЯ В Юго-Восточной Европе и региональное сотрудничество 20
§ 2.1.Роль Болгарии в геоэкономическом и геополитическом
аспекте 20
Раздел III. Двусторонние отношения и отношения Болгарии в наиболее важных регионах мира 38
§ 3.1. Болгария, арабский мир и Израиль 38
§ 3.2 Развитие отношений Болгарии с Исламской Республикой Иран 44
§ 3.3 Болгария и Черноморский регион 52
§ 3.4 Болгария и «Дальний Восток» - Китай, Япония и Индия 56
§ 3.5 Болгария и Африка к югу от Сахары, а также Болгария и Латинская Америка 60
§ 3.6 Болгария и страны Центральной Азии 61
Раздел IV. Двусторонние отношения Болгарии и США 63
Раздел V. Болгария и Российская Федерация 68
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Развитие является одной из основных задач, способствующих унификации выражения на всех уровнях позиций Республики Болгарии по важным глобальным и региональным проблемам и вопросам двусторонних отношений. Работа не исчерпывает весь спектр актуальных международных вопросов. Определение ориентиров в выборе вопросов, обработанных здесь, являются внешнеполитическими приоритетами Болгарии на современной и будущей стадии, а также проблемы напрямую связаны с национальной безопасностью и интересами Республики. В современном, стремительно глобализирующемся мире, демократическая страна или сообщество таких стран не смогли достичь надежной национальной безопасности, если она не связана с региональной и глобальной безопасностью, а последняя не может поддерживаться в стабильном состоянии, если не является неотъемлемой частью гораздо более сложного процесса глобального управления. Суверенные государства остаются независимыми и основным строительным материалом международной системы в ее нынешнем "глобализированном" измерении. В рамках объединенной Европы Болгария является частью Европейской стратегии безопасности, которая представляла синтез наиболее рационального мышления, чтобы иметь дело с последствиями - как положительными, так и отрицательными, в результате процесса глобализации, интеграции и фрагментации в Европе и по всему миру. Анализ, прописанный в стратегических подходах и политике Европейского Союза, предполагает, что превращение ЕС в полноценного глобального игрока не принимает на себя никакой задержки, и дальнейшие шаги - энергично расширять географию и функциональное углубление европейской интеграции. ЕС нуждается в экономических реформах, чтобы выжить во время неудержимой экономической конкуренции. Чтобы выжить, добиться адекватной безопасности и стать ведущим глобальным экономическим и политическим центром XXI века Европейский Союз должен совершать процесс двух реформ: один внутренний уровень интеграции, и второй - международный региональный и глобальный уровни. Реформы, которые Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует, в основном в трех областях: гибкость и повышение эффективности рынка труда; интеграции активных государств-членов в едином рынке; проведение инновационной промышленной политики. Развитие ЕС в качестве глобальной силы в мировой политике и международных экономических отношений и Болгарии в ее рамках, и намерения союза принять диалог между цивилизациями, являются логическим завершением в поиске новых форм и интегрированных комплексных усилий стран - членов ЕС в сфере общей внешней политики, безопасности и обороны. Помимо вопросов, касаемых национальной безопасности Республики Болгария, является важным и укрепление отношений, что страна поддерживает ряд других стран на мировой арене.
Как можно видеть далее в работе, с некоторыми из этих «актеров» на международной арене Болгария находится в очень хороших отношениях, что отражает положительное влияние на региональное сотрудничество и экономическое развитие.
Развитие экономической и политической ситуации в Болгарии является предметом пристального внимания государственного руководства и дипломатической службы Российской Федерации. На протяжении четырех послевоенных десятилетий Народная Республика Болгария была самым надежным союзником Советского Союза. Прочные узы российско-болгарской дружбы, сложившиеся в ходе исторического освобождения Болгарии от османского ига, создавали прочную основу для доверительности и взаимопонимания между Москвой и Софией, их активного взаимодействия как в вопросах народнохозяйственного строительства, так и на международной арене.
В диссертации аргументируется положение о том, что в рассматриваемый исторический период (2002 - 2014 гг.) имелось достаточно возможностей для
полновесного развития болгарских отношений с другими государствами. Традиционная близость Болгарии и Российской Федерации, взаимосвязь народнохозяйственных отношений, общность задач в период выхода из экономических трудностей - все эти факторы способствовали совместной работе. Однако болгаро-российское взаимодействие в этот период стало в известной мере состоянием утраченных возможностей.
Актуальность темы определяется вопросом о том, куда идет Болгария, какие преграды возникают в этой связи на пути развития болгарского сотрудничества.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ исследований болгарских политологов и экономистов показывает, что ими проделана значительная работа по изучению процесса общественно-политической модернизации Болгарии. Болгарские ученые подняли вопрос о разумности политики, усматривающей перспективу выхода страны из кризиса лишь в односторонней ориентации на ЕС и помощь со стороны ФРГ. «Переходный период» в Болгарии длился тринадцать лет и явно затянулся.
Известный болгарский экономист, профессор Иван Ангелов института экономики Болгарской академии наук в 2002 г. направил письменное обращение к президенту, премьер-министру и главе парламента, в котором предупредил руководство страны о том, что если режим «currency board», будет сохранен, до предполагаемого вступления Болгарии в ЕС и зону евро в конце 2006 - начале 2007 гг., то экономика не выдержит нагрузки, и народ выйдет на улицу.
Взвешенная и глубокая оценка политики страны в вопросах возможного присоединения Болгарии к Европейскому союзу дается в статье профессора
Ивана Ангелова «Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии» .
Также рассматривает проблемы интеграции Болгарии в Европейский союз Профессор Динко Динков - соорганизатор четвертой конференции "Балканы в XXI веке - болгарский прицел" НПО теме "Сирийский кризис и на Балканах". В своей рецензии он пишет, что при разработке процесса оценки интеграции Болгарии в Европейский Союз, она сталкивается с трудностями проявления внимания и проблемами. Она делает акцент на вопросах поглощения средств и поиске решения. Особое сродство для молодых людей показали, к пониманию новой роли Болгарии в Юго-Восточной Европе и регионе Черного моря. Пострадавшая от новых угроз международной безопасности, что, таким образом, вызывает размышления о позиции Болгарии.
Источниковая база работы. Источники по исследованию проблемы российско-американских отношений разделены на несколько групп:
Цель и задачи работы. В дипломной работе ставится следующая цель: изучить смысл и содержание происходившего в Болгарии процесса общественно-политического развития, ее движущие силы и возможную эволюцию в условиях изменившегося миропорядка, воздействие политико-экономических последствий этого процесса на состояние отношений Болгарии с другими регионами.
Из поставленных целей исследования вытекают следующие научные задачи:
• рассмотреть причины изменений в международных отношениях, связанные с общественными переменами в странах Центральной и Восточной Европы;
• проанализировать события общественно-политического развития Болгарии;
• выяснить влияние традиционных культурно-исторических связей двух стран на современное состояние болгаро-российских отношений;
• показать динамику развития отношений Болгарии с другими регионами мира с учетом обоюдной выгоды, наметить перспективы их дальнейшего развития;
• дать оценку нынешнему международному состоянию Болгарии и внутренней политике ее правящих кругов в контексте активизации внешнеполитического курса страны;
• рассмотреть позиции Болгарии в национальном вопросе, их изменение под влиянием как внутренних, так и внешних причин;
• проанализировать приоритетные направления балканской политики Болгарии;
• Рассмотреть вопросы внутриполитического развития Болгарии в контексте взаимоотношений с НАТО и ЕС.
Хронологические рамки исследования обусловлены ходом общественно-политического развития Болгарии, особенностями формирования ее внешнеполитического курса, направленного на сближение и интеграцию с ЕС.
Объект исследования - динамика взаимовлияния внутриполитических процессов в Болгарии и развития ее внешнеполитических связей.
Предмет исследования - комплекс вопросов, связанных с расширением участия Болгарии в международных отношениях.
Теоретическая и методологическая основа. При изучении и анализе собранных материалов автор руководствовался требованиями современной исторической науки и политической теории, стремился творчески использовать принципы диалектики (взаимозависимость, историзм, конкретность, объективность), общенаучные методы (анализ, синтез) и частные методы научных исследований (прогноз, политологический мониторинг).
Опираясь на критическое осмысление источников и научных работ российских и зарубежных авторов по данной тематике, старалась разобраться в сложном комплексе обозначенных проблем в их хронологической последовательности, выдвигая на первый план гуманитарные ценности и стремясь к объективности в суждениях.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее главные положения, фактический материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблемам развития экономической и политической системы Болгарии в области балканистики и взаимоотношений Болгарии с Россией, Европейским союзом и НАТО.
Материалы дипломной работы могут оказаться полезными при разработке учебных лекций, спецкурсов и методических рекомендаций в помощь студентам учебных заведений в области политологии и истории международных отношений на Балканах.
Структура диссертационной работы построена в соответствии с целями и задачами исследования, способствует раскрытию содержания его объекта и предмета, доказательству выдвинутой гипотезы. Работа состоит из введения, разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Фундаментальным принципом внешней политики Республики Болгарии является преемственность с точки зрения приоритетов и стратегической ориентации. Ответственность болгарских граждан и союзников, а также стремление к предсказуемости в принятии внешнеполитических решений и реализации сбалансированного подхода в деятельности и инициативах внешней политики являются другие основные положения этой политики.
Это может звучать как клише, но даты 29 марта 2004 г. и 1 января 2007 года, без сомнения, занимают особое место в новейшей истории Болгарии и ее внешней политике. С присоединением к НАТО и ЕС страна успешно реализует стратегические приоритеты внешней политики. Включение в процесс формирования и реализации общей политики обеих организаций свести к минимуму вероятность прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности Болгарии в долгосрочной перспективе. В то же время, авторитет страны и ее потенциал для более эффективной защиты национальных интересов за рубежом сейчас несравнимо большие по сравнению с периодом, прежде чем были приняты эти две организации.
НАТО является главным гарантом безопасности и обороны стран евроатлантического сообщества, в том числе и Болгарии.
Трансатлантические отношения между Европой и Северной Америкой сохранили свое основополагающее значение для обеспечения безопасности европейского континента. Исходя из этого, Болгария считает важным активно участвовать в процессе формирования политики и решений НАТО при максимальном перекрытии болгарских интересов.
Болгария удовлетворена стратегической концепцией НАТО, принятой в Лиссабоне, с изложением современной роли НАТО как коллективной обороны альянса содействия международной стабильности путем сотрудничества с широким кругом партнеров и с обязанностями по управлению кризисными ситуациями.
В рамках ЕС, Болгария активно вступила в многосторонние механизмы координации и принятия решений в целях осуществления общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и, в частности, в Общей политики безопасности и обороны , которые являются для нее приоритетом.
Болгарский интерес к ЕС и НАТО поддерживает усилия по поддержанию и повышению безопасности и способствует соответствующей способности быстро и эффективно реагировать на возникающие угрозы и риски - как далеко от границ Евро-атлантического пространства, так и в максимально широком коллективном формате. Устойчивость безопасности окружающей среды вокруг страны будет только укрепляться за счет расширения европейского и евроатлантического пространства за счет интеграции его стран-кандидатов на членство в Западных Балканах и Грузии.
Защищают тезис о том, что европейские и евро-атлантические интеграции и перспектива членства являются мощным стимулом для осуществления демократических реформ в соответствующих странах и стратегическую возможность для создания большей стабильности, безопасности и процветания в региональном плане. Обмен болгарским опытом и знаниями в области реформ в странах-кандидатах возможен для того, чтобы оказать помощь и поддержку интеграционных процессов.
Процесс формирования и реализации внешней политики и в более широком контексте, в ключе НАТО и ЕС проходит в более динамичном и все более сложном анализе и реакции со стороны международной обстановки в сфере безопасности. Глобализация остается ведущей тенденцией, которая влияет на общее развитие безопасности внешней среды. Его размеры связаны с глубокими изменениями в расстановке сил среди основных международных факторов.
ЕС и НАТО важно наладить диалог с новыми державами, а также расширить круг партнерских отношений для преодоления существующих разногласий и построить скоординированные подходы к решению стратегически важных международных вопросов, в том числе антикризисного управления, противодействия новым вызовам безопасности, а также в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Как спорный вопрос в процессе ее последствий, глобализация создает условия для развития отношений и интеграции между странами, но и углубить экономическое и социальное неравенство и дисбаланс в развитии. И последнее, но не в последнюю очередь, финансовый кризис и экономические явления в современном мире наблюдается негативное влияние на внутреннюю стабильность стран и их внешней и оборонной политики.
Глобализация связана с растущим влиянием негосударственных структур, в том числе экономическими и религиозными, а также текущими процессами в энергетике, миграции, развитии и изменении климата.
Особенно важным в этом контексте является вопрос о надлежащей оценке существующих традиционных и новых рисков и угроз, профилактике и противодействии. Это главная цель текущего обзора НАТО сдерживания и обороны возможностей НАТО.
Основное внимание уделяется взаимосвязи между четырьмя элементами: Обычные силы, ядерное оружие, ракетные усилия обороны США по контролю над вооружениями, разоружения и нераспространения. Основная цель состоит в том, чтобы определить соответствующее соотношение (сочетание) между имеющимися политическими и военными инструментами и их последующей адаптации к новым вызовам.
В настоящее время традиционная угроза, хотя и низкого уровня, не должна игнорироваться, особенно в контексте наблюдается во многих регионах мира перевооружение с современной военной техники и транспортных средств, что привело к интенсивной гонке вооружений и, что особенно опасно для распространения баллистических ракет, реальные и растущие риски для евро-атлантической безопасности.
Даже в Европе, где блок оппозиция "прошлое" важные вопросы архитектуры безопасности ждут своего решения. Одностороннее приостановление ДОВСЕ Россией в 2007 году, и его недавние действия в нарушение Венского документа о мерах по укреплению доверия и безопасности, что ставит под сомнение общий режим для контроля над обычными вооружениями в Европе. Оно принимает политическую волю и серьезные усилия для ее сохранения и модернизации. Значительный дисбаланс нестратегических (тактических) ядерных вооружений на континенте в пользу России также является важным элементом программы безопасности.
Как вывод, можно заметить такие процессы, как пресечение доктрины безопасности и политической амбиции в стратегии «Видение 2020» в Болгарии. Общественные организации и политические партии остро осудили текст в проекте документа, в котором написано, что Болгария находится в информационной войне с Россией.
1. „Energy Supply Security and Geopolitics: A European Perspective,” Aad Correlje and Coby van der Linde, Energy Policy, 2006 - 34p.
2. „The European Union’s Energy Security Challenges”, Vince L. Morelli, Congressional Research Service, септември 2006
3. „A Sustainable Common Energy policy for Europe” - Recommendations to the European Council - Socialist group in the European Parliament - 2006
4. „Strategic energy review communication” - An EU Energy Security and Solidarity Action Plan -2008
5. Г одишна програма за участие на Република България в процеса на вземане на решения на ЕС /2007 г/, /2008 г./
6. „ЕС принос към глобална сигурност и стабилност” - Петър Попчев
7. Списание „ Геополитика”-бр.1,2 и 3, 2008г; бр.3,4 и 5, 2007г.
8. Руска информационна агенция RusEnergy
9. Отношенията България - Русия: позитивна динамика с европейски измерения (З.Латев)
10. WESTERN BALKANS SUMMIT AND ENERGY COMMUNITY, https://www.energy-
community.org/portal/page/portal/ENC HOME/AREAS OF WORK/WB6/
11. Държавен департамент на САЩ -
http: //www.state. gov/p/eur/rl s/rm/2006/62073 .htm
12. Sinan OGAN, Черное море: Новая Арена Глобального Соперничества - www.turksam.org/ru/a167.html
13. Владимир Иванов, Севастополю ищут замену...Рооссийский флот начнет строительство новой военно-морской базы вблизи Новороссийска. Независимая газета, 18.02.2005. - 5c.
14. Мевлут Катик, «На черном море обостряется геополитическое соперничество», www.eurasianet.org, 13.03.2006.
15. «Black Sea Regional Profile: The Security Situation And The Region Building Opportunities», Institute For Security And International Studies, Sofia, p. 2
16. Ronald D. Asmus, «The Black Sea and The Frontiers of Freedom, Policy Review», p.4
17. Stephen Blank, «Time For A Transatlantic Initiative», New Europe Review, p.5
18. Rouben Shugarian, “From The Near Abroad To The New Neighborhood: The South Caucasus On The Way To Europe”, A New Euro - Atlantic Strategy For the Black Sea Region, VYV Public Relations, Bratislava, 2004, p. 50
19. Mustafa Aydin, Europe’s Next Shore: the Black Sea Region after EU Enlargement, The European Union Institute for Security Studies, Pris, 2004, pp.
13- 14.
20. Огнян Мичев, “Transatlantic Strategy For Black Sea Stabilization And Integration”, Ronald D. Asmus (ed.), A New Euro-Atlantic Strategy for the Black Sea Region, Washington; The German Marshall Fund of the U.S., 2004, p.92 15. Ardan Zenturk, “Amerika ile Krizin Asil Nedeni” (Г лавная причина турецко- амери- канского кризиса), Star daily newspaper, 28.02.2005
21. Център за европейски и международни изследвания Фондация “Фридрих Еберт” - «БЪЛГАРИЯ В ЕВРОПА И СВЕТА», София, 2009г. - 246
22. Aleksey Bausin, “США создают военную базу на черном” - http://www.izvestia.ru/ world/article3028035, 6 December 2005.
23. Sinan Ogan, „Проект Большой Ближний Восток и восприятие безопасности в контексте безопасности ЕС” - Доклад, представленный в июне 2004 года в Украине, на конференции «Безопасность ЕС в контексте Черного моря».
24. Lozan Antla§masi, Montreux Sozle§mesi ve Paris Bari§ Sozle§mesi, [ Лозанский дого- вор, Соглашения Монтре и Парижский мирный договор] Harp Akademileri Basimevi, Istanbul 1987, p. 111
25. Retired Admiral Tanju Erdem, “ABD, Karadeniz’de Varlik Gostermek istiyor”, Cumhuriyet Strateji, 17 April 2006.
26. Кунева, М. „Европа на гражданите. Граници и разширения”, 2007- 23с.
27. Вайденфелд, В. „Европа от А до Я”, 2004- 174с.
28. Интервю на заместник министъра на регионалното развитие и благоустройството Димчо Михалевски: „Отваряме нови гранични пунктове с Румъния, Сърбия, Македония и Г ърция”
29. Българско геополитическо дружество, Геополитика & геостратегия, бр.4 (София, 2008 г.).
30. Peltonen, H., 2009-02-15 “Quo Vadis, International Responsibility? The Future of International Politics and International Law in Light of the Responsibility to Protect” Paper presented at the annual meeting of the ISA’s 50th ANNUAL CONVENTION “EXPLORING THE PAST, ANTICIPATING THE FUTURE”, New York Marriott Marquis, NEW YORK CITY, NY, USA Online 2009-04-08.