Введение 3
Глава 1. Интернет-коммуникация в социальных медиа 6
1.1. Характеристика Интернета как канала коммуникации 6
1.2. Определение и особенности социальных сетей 10
1.3. Специфика языка виртуального пространства 15
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Особенности немецкого языка в социальных сетях Twitter и Instagram 20
2.1. Twitter и Instagram как каналы Интернет-коммуникации 20
2.2. Особенности немецкоязычной Интернет-коммуникации на
лексическом уровне 27
2.3. Особенности немецкоязычной Интернет-коммуникации на
морфологическом уровне 33
2.4. Особенности немецкоязычной Интернет-коммуникации на уровнях
синтаксиса и пунктуации 37
Выводы по Главе 2 42
Заключение 43
Список использованной литературы
Появление Интернета в 80-х годах прошлого столетия по праву считается венцом четвёртой информационной революции, ведь «Всемирная паутина» является не только глобальным средством общения, но и универсальным инструментом для поиска, хранения и передачи информации. Интернет стал по-настоящему неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Ярким примером, свидетельствующим о важности и необходимости Сети в нашей повседневной жизни, является принятая ещё в 2011 году ООН резолюция, признающая доступ в Интернет одним из неотъемлемых базовых прав человека. Согласно этой резолюции все люди могут свободно пользоваться Интернетом, осуществляя своё право на свободу слова, то есть беспрепятственно выражая своё мнение и убеждения. Государство и иные лица не могут в таком случае необоснованно ограничивать доступ человека к Всемирной сети.
Повсеместное распространение Интернета несомненно способствовало образованию особой, новой области реализации языка. Не без причины многие специалисты говорят о том, что данное пространство можно рассматривать как отдельное сообщество со своими собственными правилами и даже языком. Такая малоизвестная и принципиально новая коммуникативная среда не могла не обратить на себя внимания современных лингвистов. Интернет принёс в язык другие способы общения, стереотипы речевого поведения и языковые особенности оформления текстов.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной лингвистике наблюдается повышенный интерес к изучению Интернет-коммуникации и её влияния на язык, которые, в силу новизны и динамичности развития данного направления в языкознании, по-прежнему нуждаются в более детальном и точном рассмотрении.
Объектом нашего исследования является процесс коммуникации в социальных сетях.
Предмет данной работы - специфика виртуального общения на немецком языке в социальных медиа.
Цель исследования состоит в выявлении языковых особенностей немецкоязычных сообщений в соцсетях.
В этой выпускной квалификационной работе в соответствии с поставленной целью будут выполняться следующие задачи исследования:
1. охарактеризовать Интернет как особый канал коммуникации;
2. определить и описать феномен социальных сетей;
3. выявить специфику «сетевого» немецкого языка;
4. проанализировать конкретные примеры языкового оформления немецких Интернет-текстов из соцсетей.
Поставленные объект, предмет, цели и задачи этой выпускной квалификационной работы определили и методы исследования, а именно обзор, анализ и обобщение научной литературы и статей по изучаемой проблеме, поиск и анализ конкретного языкового материала.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.
По результатам исследования была опубликована статья в третьем томе «Гуманитарные науки» сборника научных трудов по материалам VI Республиканской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (от 17 апреля 2020 г.) ГОУ ВПО «ДОННАСА». Помимо этого, ещё две статьи с основными положениями данной работы сданы в печать и ожидают публикации в сборнике научно-практической конференции «Управление: история, наука, культура» Карельского филиала РАНХиГС и в сборнике докладов 72-й Всероссийской научной конференции обучающихся и молодых ученых ФГБОУ ВО «ПетрГУ».
В заключении можно прийти к выводу, что Интернет и социальные сети в частности действительно имеют огромное влияние на немецкоязычную коммуникацию, несмотря на относительную «молодость» данных явлений. Немецкие лингвисты называют данный новый вариант языка «Sprache der neuen Medien» или «Digitales Deutsch» и говорят об особых правилах и специфике этой новой формы коммуникации.
В данном исследовании в соответствии с его целью были рассмотрены языковые особенности немецкоязычных текстов в социальных медиа практически на всех уровнях языка: на лексическом, морфологическом, синтаксическом и пунктуационном. Были выполнены и задачи исследования: определены характеристики Всемирной сети как канала коммуникации, которые заключаются в:
• включенности обеих форм коммуникации - вербальной и невербальной;
• анонимности, из-за которой существенно поменялось поведение и восприятие собеседников при общении;
• сочетании устной и письменной форм речи, стилей литературного и разговорного языка;
• благоприятности online-среды для возникновения новых способов самовыражения, обусловленной во многом целевой аудиторией Интернета и приближенностью компьютерного дискурса к разговорной речи;
• интертекстуальности, которую можно с лёгкостью обнаруживать с помощью современных поисковых систем.
Также было дано определение такому явлению, как «социальная сеть» - интерактивному и мультимедийному Интернет-сайту, созданному для межличностной коммуникации и взаимного обмена контентом. Социальные сети породили такие новые жанры, как пост, комментарий и личное сообщение, посредством которых пользователи могут взаимодействовать друг с другом и отслеживать популярность своего профиля и публикаций. Кроме того, хостинги позволяют оценивать опубликованное не только вербально (с помощью комментариев), но и невербально (с помощью функций «Нравится» и «Поделиться»).
Помимо этого было исследовано влияние виртуального общения на литературный немецкий язык, которое прослеживается и в вокабуляре, и в грамматических изменениях, и в синтаксических, и в пунктуационных особенностях «сетевого» немецкого языка; и, наконец, был разобран и проанализирован конкретный немецкоязычный материал на базе социальных сетей Twitter и Instagram на предмет наличия влияния Интернета на вышеупомянутые уровни языка.
В результате исследования можно подтвердить, что это направление в лингвистике ещё малоразвито, несмотря на неоспоримые значимость и влияние Всемирной паутины на общение современных людей, и поэтому нуждается в дальнейшем непрерывном исследовании и развитии.
1. Бабаева Ю. Д. Войскунский А. Е., Смыслова О. В., Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева - Москва: Можайск- Терра, 2000. - 431 с.
2. Багана Ж. Английские заимствования в русском и немецком языках в условиях глобализации: Монография / Ж. Багана, М.В. Тарасова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с.
3. Баженова Е.А. Интертекстуальность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н.Кожиной; члены редколлегии: Е. А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 696 с.
4. Баркович А. А. Интернет-дискурс. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Учебное пособие по интернет-лингвистике / А. А. Баркович - Москва: Флинта: Наука, 2016. - 285 с.
5. Белинская Е. П. Психология Интернет-коммуникации: учебное пособие / Е. П. Белинская - Москва; Воронеж: МПСУ МОДЭК, 2013. - 185 с.
6. Битков, Л. А. Практическое использование социальных сетей специалистами по PR / Л. А. Битков // СМИ и журналистика в новой реальности: материалы Междунар. науч.-прак. конф. «75 лет журналистскому образованию на Урале», фак. журналистики УрГУ. Екатеринбург, 2011. С.279—283.
7. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. - №11. - С.63-67.
8. Дейк Т. ван Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. - Москва: URSS Либроком, 2013. - 340 с.
9. Ионина А. А. Особенности современного текстового мышления. SMS-язык. / А. А. Ионина // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. Электрон. дан., 2008. - № 2. - С.19-23.
10. Казнова Н. Н. Трансформация языковой личности в Интернеткоммуникации (на примере французской блогосферы): автореф. дис. на с. уч. ст. канд. филол. н. - Пермь, 2011. - 22 с.
11. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб.пособие.
— Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — 95 с.
12. Конецкая В.П. Социология коммуникации : Учебник / В. П. Конецкая. - Москва: Междунар. ун-т бизнеса и упр. (Братья Карич), 1997. - 302 с.
13. Кузьмина Т. Р. Очерки межкультурной коммуникации. / Т. Р. Кузьмина - Санкт-Петербург: СПбГЭУ, 2013. - 186 с.
14. Сидорова И. Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): автореф. дис. на с. уч. ст. канд. филол. н. - Волгоград, 2014. - 23 с.
15. Скатеренко А. Е. Сокращения слов как тенденция современного общества / А. Е. Скатеренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4.
- С. 786-788.
16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 121 с.
17. ClaBen V., Reins A. Deutsch fur Inlander, Frankfurt am M.: Fischer Verlag, 2007. - 298 S.
18. Kemp S. Digital 2019: Global internet use accelerates [Электронный
ресурс]. URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-
global-internet-use-accelerates (последняя дата обращения: 20.01.2020)
19. Puschel U. Wie schreibt man jetzt?: Ein Ubungsbuch zur neuen deutschen Rechtschreibung / 2. uberarbeitete und erweiterte Auflage von Ulrich Puschel. - Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich: Dudenverl., 1999. - 160 S.
20. Runkel J., Schlobinski P., Siever T. Sprache und Kommunikation im Internet - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1998. - 115 S.
21.Sandbothe M. Digitale Verflechtungen. Eine medienphilosophische Analyse von Bild, Sprache und Schrift im Internet // Computernetze - ein Medium offentlicher Kommunikation, hrsg. von Klaus Beck und Gerhard Vowe - Berlin: Spiess Verlag, 1997. - S.125-137.
22.Schwitalla J. Gesprochenes Deutsch. Eine Einfuhrung / J. Sclnvitalla. - Berlin: Erich Schmidt, 2003. - 159 S.
23.Scoble R. What is social media? [Электронный ресурс]. URL: https://scobleizer.blog/2007/02/16/what-is-social-media/ (последняя дата обращения: 05.05.2020)
24.Social Media Stats Germany [Электронный ресурс]. URL: https://gs.statcounter.com/social-media-stats/all/germany (последняя дата обращения: 05.05.2020)
25. Duden Worterbuch [Электронный ресурс]. URL: https://www.duden.de/ (последняя дата обращения: 05.05.2020)