Внешняя политика Японии на примере внешнеполитической деятельности Либерально-Демократической партии Японии с 2001 года
|
Введение,
Глава 1. Пять лет правления кабинет Коидзуми. Либерально-демократическая партия Японии и ее внешняя политика с 2001 по 2006 год 13
1.0. Япония в 2001-ом году. Выборы 2001 года и приход к власти кабинета
Коидзуми 13
1.1. Внешняя политика нового партийного кабинета и премьер-министра
Коидзуми Дзюнъитиро 17
Глава 2. Внешняя политика Японии с 2006 по 2009 год 34
1.1. Начало правления нового кабинета и основные направления Японии во
внешней политике. Кабинет Абэ Синдзо 34
1.2. Внешняя политика кабинетов Фукуда Ясуо и Асо Таро. ЛДПЯ с 2007-
ого по 2009-ый год 50
Заключение 58
Список использованной литературы 65
Приложения,
Глава 1. Пять лет правления кабинет Коидзуми. Либерально-демократическая партия Японии и ее внешняя политика с 2001 по 2006 год 13
1.0. Япония в 2001-ом году. Выборы 2001 года и приход к власти кабинета
Коидзуми 13
1.1. Внешняя политика нового партийного кабинета и премьер-министра
Коидзуми Дзюнъитиро 17
Глава 2. Внешняя политика Японии с 2006 по 2009 год 34
1.1. Начало правления нового кабинета и основные направления Японии во
внешней политике. Кабинет Абэ Синдзо 34
1.2. Внешняя политика кабинетов Фукуда Ясуо и Асо Таро. ЛДПЯ с 2007-
ого по 2009-ый год 50
Заключение 58
Список использованной литературы 65
Приложения,
В послевоенные годы, и в течение десяти лет после окончания второй мировой войны, японская политика была нестабильна, и именно в эти годы начали зарождаться идеи о продвижении и развитии японской демократии.
Период 1950-1955-ых годов является крайне важным для Японии по причине того, что он завершился появлением Либерально-Демократической партии Японии (ЛДПЯ) в 1955, в следствии чего партийная система приобрела стабильность.
Слияние двух партий: Либеральной партии Японии и Демократической партии Японии - так называемый Консервативный Альянс (яп. Хосюго:до- привел к образованию в ноябре 1955-ого Либерально Демократической партии Японии (яп. дзию: минсюто:). Эта партия была создана в противовес объединению Социалистической партии Японии (СПЯ). До 1955-ого года СПЯ имела большинство мест в парламенте, а в 1947-1948 лидер этой партии также занимал пост премьер-министра Японии. ЛДПЯ же поставила своей целью - содействовать «либерализму» и «справедливой демократии», защищать права человека.
В начале своего существования на политической арене, ЛДПЯ придерживалась идей мира во внешней политике, улучшению отношений с соседними государствами, вплоть до подписания мирных договоров с теми странами, с которыми они еще не были заключены. Во внутренней политике партия придерживалась идей отказа от бюрократии и стремилась к продвижению Японии по пути научно-технического прогресса.
Стоит отметить, что в этот период появлялось множество новых партий и укрепили свои позиции уже существующие, такие, как Социалистической партии Японии, которая была разделена на две партии - Правую СПЯ и Левую СПЯ - и вновь объединилась в 1955-ом году, а также Коммунистической партии Японии (КПЯ) и Партия демократического социализма (ПДС). Значительно позднее, уже в 1998-ом году, появилась и новая «старая» партия - «Партия чистой политики», Комэйто (яп. ^ ^ Й) - созданная путем слияния партии Нового мира и старой партии Комэйто (образована в 1962-ом году под названием Комэй Сэйдзи Рэммэй (яп. 'ЛЩШ >^^М) и в 1964-ом году переименованная в Комэйто).
Несмотря на изначальные идеи, в связи с появлением оппозиции в виде множества партий можно заметить, что популярность ЛДПЯ начала постепенно угасать, собственно, как и эффективность ее партийного аппарата. Первое можно проследить, изучив регресс поддержки избирателей по отношению к ЛДПЯ (Приложение 1, Таблица 1: Динамика партийной системы Японии (1955-1993)). Также, к примеру, уже в 70-ых годах, опросы на тему бюрократии выявили, что из 2,455 опрошенных 20,2 % заявили, что бюрократизм в стране более, чем серьезен; 20,5 % - что он силен.
В 80-е годы, когда премьер-министром Японии являлся Накасонэ Ясухиро (яп. Ф н Ш к), с 1982-ого по 1987-ой годы, недовольство общественности вызывали его националистические взгляды. Критики говорили, что его политика приведет Японию к возвращению милитаризма и уведет страну от пути мирного существования. Сам премьер-министр был сторонником того, чтобы Япония могла иметь ядерное оружие, что подразумевало бы под собой пересмотр 9-ой статьи японской конституции. Накасонэ также стремился к заключению японо-американского альянса.
И, хотя Либерально-демократическая партия все-таки оставалась у власти, а ее лидеры занимали пост премьер-министра, уже по итогам выборов от Июля 1989-ого года ЛДПЯ заняла наименьшее число мест в Палате Советников. А после выборов в июле 1993-его года партия потеряла большое количество мест в Палате представителей, что не позволило сформировать правительство, и ЛДПЯ вынуждена была перейти в оппозицию. Однако, составив коалицию с СПЯ, партия вновь заняла лидирующие позиции.
Во второй раз ЛДПЯ вновь перешла в оппозицию в 2009 году, по результатам парламентских выборов проиграв Демократической Партии Японии, но уже в 2012 году смогла вернуть себе статус правящей партии, а Абэ Синдзо вновь занял пост премьер-министра.
Так как именно Либерально-Демократическая партия не только являлась правящей в Японии свыше полувека, но и является таковой с 2012 года, формируя японское правительство, изучение внешней политики Японии с 2001-ого года именно на примере деятельности ЛДПЯ - актуальная тема для рассмотрения и изучения. Данная тема не является новой - было проведено немало исследований на тему политики Японии в эти годы. Однако, чаще рассматривается политика и партийный аппарат Японии либо до 2000-х годов, либо до 2006-ого года, и такие исследования чаще включают обширное изучение внешней политики Японии и политики партий, в особенности ЛДПЯ, с начала ее основания, то есть 1955 года.
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений во внешней политике Японии и Либерально-демократической партии с 2001-ого года, прослеживание основных тенденций во внешней политике и то, как менялись цели и направление внешнеполитической деятельности ЛДПЯ в этот период. К сожалению, объем выпускной квалификационной работы не позволяет детально рассмотреть все ключевые моменты в японской политике с 2001-ого года, так как данный период насыщен внешнеполитическими событиями и представляет большое поле для исследований. В работе описана хронологическая типология вопроса внешнеполитической деятельности ЛДПЯ с 2001 года. Несмотря на то, что верхняя граница рассматриваемого периода не указана в названии работы, ею является 2009 год. Это связано с тем, что рассматривать политику Либерально-демократической партии в период с 2010 по 2016 год представляется довольно сложной задачей, так как в 2009 году ЛДПЯ перешла в оппозицию, и лишь в 2012 году вновь вернула себе правящую позицию. В работе не планируется строить прогнозы по вопросу развития внешнеполитической деятельности Японии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, и двух глав, в каждой из которых поэтапно решаются задачи, поставленные автором.
Для достижения поставленной цели, в первую очередь, необходимо не только рассматривать политику Японии с 2001-ого года, но и кратко проанализировать политику и историю ЛДПЯ до этих лет. Во введении приводится очень краткий обзор ранней истории ЛДПЯ, поскольку тема данной работы посвящена внешней политике партии с 2001-ого года. При изучении этого вопроса использовалась работа Чалмерса Джонсона «Japan: Who Governs?: The Rise of the Developmental State». Однако при изучении ее учитывался факт, что в книге очень большое внимание уделено бюрократии и ее роли во внутренней политике, а также положению внутри партии и внутренним политическим реформам. Из внешнеполитических аспектов, в работе «Japan: Who Governs? : The Rise of the Developmental State» освещаются японо-китайские отношения 1952-1982 годов, где особое место уделяется вопросу 1982-ого года об издании в Японии новых учебников по истории, пошатнувшему отношения между Японией и Китаем. Также рассматриваются японо-американские отношения и отношения Японии с другими азиатскими странами. Особое внимание мною при изучении работы Чалмерса Джонсона уделено теме, связанной с внешней безопасностью Японии в 70-80-е годы, по причине того, что кабинет Абэ Синдзо принял резолюцию, которая меняет трактовку 9-ой статьи японской конституции в 2014-ом году. Изучить историю этого вопроса являлось необходимым для рассмотрения и понимания современной ситуации. Несмотря на то, что пересмотр 9-ой статьи является внутриполитическим вопросом, он сильно отражается на внешней политике.
Для достижения поставленной цели также необходимо рассмотреть политику Японии и Либерально-демократической партии с 2001-ого года, уделяя особое внимание политике кабинета премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, выделив период с 2001-ого по 2006-ой годы и рассмотрев его в отдельной главе. На поставленную задачу отвечает первая глава работы, посвященная внешней политике кабинета Коидзуми. Несмотря на то, что внешняя политика этих лет рассматривалась многими авторами, на мой взгляд, ее изучение до сих пор является актуальным, хотя и не новым. Данная глава рассказывает о том, как новый кабинет пришел к власти, какие основные направления во внешней политике превалировали в годы существования кабинета. Премьер-министр Коидзуми уделял особое внимание роли Японии на мировой политической арене, проводя реформы и действуя в различных направлениях. В связи с ограниченным размером данной работы не представляется возможным охватить всю внешнеполитическую деятельность ЛДПЯ в годы правления Дзюнъитиро Коидзуми. В главе в большей степени рассматриваются некоторые ключевые темы, такие, как проблема, связанная со святилищем Ясукуни. Эта тема актуальна и в последние годы, и хотя этот вопрос, с одной стороны, является внутриполитическим, он сильно отражается на внешней политике Японии и на ее отношениях с соседними странами - Южной Кореей и Китаем. Также в данной главе более подробно рассмотрены японо-китайские отношения и отношения Японии с Российской Федерацией. Было решено также уделить внимание японо-американским отношениям, а также реформам системы обороны Японии, которые повлияли на внешнюю политику страны и позволили перебросить японские войска в Ирак, для поддержки США в «борьбе с терроризмом», что, несомненно, является важным внешнеполитическим событием. По многим другим вопросам, в связи с ограниченным объемом работы, было решено провести краткий обзор. Данная глава базируется, в основном, на новостных сводках, информации, взятой с официальных сайтов ЛДПЯ и МИД Японии, аналитических статьях, а также работе «Japanese Politics Today: From Karaoke to Kabuki Democracy» под редакцией Иногути Такаси. Вопрос святилища Ясукуни и некоторые вопросы японской внешней политики были также изучены автором в ходе обучения в Осакском Университете во время стажировки в Японии в 2015-ом году.
Вторая глава данной работы посвящена периоду с 2006-ого по 2009-ый год, когда на должность премьер-министра вступает Абэ Синдзо. Также глава рассказывает о политике кабинетов Фукуда Ясуо и Асо Таро, однако, основной задачей данной главы является именно изучение политики кабинета Абэ. Эта глава заканчивается 2009-ым годом, так как в период 2010-2011 годов ЛДПЯ находилась в оппозиции, а правящей партией являлась Демократическая Партия Японии. Данная глава рассказывает о внешней политике Японии в указанные годы, также освещая и некоторые события во внутренней политике и экономике, повлиявшие как на отставку Абэ Синдзо, так и на последующий проигрыш Либерально-демократической партии на выборах 2009-ого года. Большая часть главы отведена рассмотрению внешнеполитической деятельности кабинета Абэ Синдзо по той причине, что именно премьер-министр Абэ положил начало новому курсу японской политики и правлению «нового поколения» премьер-министров. Также стоит отметить, что Абэ Синдзо был избран на пост премьер-министра в 2012 году, и тот курс, который он начал проводить с 2006-ого года сильно повлиял на его политику после повторного избрания. Можно сказать, что в период пребывания Абэ Синдзо на посту премьер-министра в первый срок были заложены основы его политического курса, которые мы можем видеть и сейчас. Так как, начиная с 2006-ого года, премьер-министры Японии часто сменялись, отслужив на этом посту короткий срок, гораздо проще осветить основные события, происходящие во внешней политике в этот период. Данная глава поделена на два раздела, первый из которых рассказывает о политике кабинета Абэ, а вторая - о политике кабинетов Фукуда Ясуо и Асо Таро. Основная информация, изученная в ходе написания данной главы, была взята из новостных лент, также были проанализированы некоторые соглашения, заключенные Японией с другими странами в рассматриваемый период и речи премьер министров. Много информации было почерпнуто из периодического издания «Япония. Ежегодник» и из монографии «Япония, открытая миру» под редакцией Молодяковой Эльгены Васильевны, заместителя директора Института Востоковедения РАН. Многие знания о политике Абэ Синдзо были почерпнуты из курса лекций по политике Японии, прослушанных автором в ходе стажировки в Осакском университете.
В заключении работы приводится краткий обзор политики Демократической партии Японии после ее победы на выборах в 2009-ом году, а также обзор политике Абэ Синдзо после его повторного избрания на пост премьер-министра в 2012-ом году. Также заключение приводит некоторые выводы, сделанные по ходу написания работы, подводя краткий итог и анализ по изученному в работе вопросу.
Приложение состоит из таблиц, сопутствующих тексту введения работы и первой главы. В первом приложении находятся таблицы, связанные с распределением голосов в ходе выборов 1993 года, а также с партийной динамикой в Японии 1955-1993. Информация по распределению голосов была взята из работы Масару Коно «Japan’s postwar party politics» а также из Журнала Политекс и статьи Исаева Б. А. «Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв».
Период 1950-1955-ых годов является крайне важным для Японии по причине того, что он завершился появлением Либерально-Демократической партии Японии (ЛДПЯ) в 1955, в следствии чего партийная система приобрела стабильность.
Слияние двух партий: Либеральной партии Японии и Демократической партии Японии - так называемый Консервативный Альянс (яп. Хосюго:до- привел к образованию в ноябре 1955-ого Либерально Демократической партии Японии (яп. дзию: минсюто:). Эта партия была создана в противовес объединению Социалистической партии Японии (СПЯ). До 1955-ого года СПЯ имела большинство мест в парламенте, а в 1947-1948 лидер этой партии также занимал пост премьер-министра Японии. ЛДПЯ же поставила своей целью - содействовать «либерализму» и «справедливой демократии», защищать права человека.
В начале своего существования на политической арене, ЛДПЯ придерживалась идей мира во внешней политике, улучшению отношений с соседними государствами, вплоть до подписания мирных договоров с теми странами, с которыми они еще не были заключены. Во внутренней политике партия придерживалась идей отказа от бюрократии и стремилась к продвижению Японии по пути научно-технического прогресса.
Стоит отметить, что в этот период появлялось множество новых партий и укрепили свои позиции уже существующие, такие, как Социалистической партии Японии, которая была разделена на две партии - Правую СПЯ и Левую СПЯ - и вновь объединилась в 1955-ом году, а также Коммунистической партии Японии (КПЯ) и Партия демократического социализма (ПДС). Значительно позднее, уже в 1998-ом году, появилась и новая «старая» партия - «Партия чистой политики», Комэйто (яп. ^ ^ Й) - созданная путем слияния партии Нового мира и старой партии Комэйто (образована в 1962-ом году под названием Комэй Сэйдзи Рэммэй (яп. 'ЛЩШ >^^М) и в 1964-ом году переименованная в Комэйто).
Несмотря на изначальные идеи, в связи с появлением оппозиции в виде множества партий можно заметить, что популярность ЛДПЯ начала постепенно угасать, собственно, как и эффективность ее партийного аппарата. Первое можно проследить, изучив регресс поддержки избирателей по отношению к ЛДПЯ (Приложение 1, Таблица 1: Динамика партийной системы Японии (1955-1993)). Также, к примеру, уже в 70-ых годах, опросы на тему бюрократии выявили, что из 2,455 опрошенных 20,2 % заявили, что бюрократизм в стране более, чем серьезен; 20,5 % - что он силен.
В 80-е годы, когда премьер-министром Японии являлся Накасонэ Ясухиро (яп. Ф н Ш к), с 1982-ого по 1987-ой годы, недовольство общественности вызывали его националистические взгляды. Критики говорили, что его политика приведет Японию к возвращению милитаризма и уведет страну от пути мирного существования. Сам премьер-министр был сторонником того, чтобы Япония могла иметь ядерное оружие, что подразумевало бы под собой пересмотр 9-ой статьи японской конституции. Накасонэ также стремился к заключению японо-американского альянса.
И, хотя Либерально-демократическая партия все-таки оставалась у власти, а ее лидеры занимали пост премьер-министра, уже по итогам выборов от Июля 1989-ого года ЛДПЯ заняла наименьшее число мест в Палате Советников. А после выборов в июле 1993-его года партия потеряла большое количество мест в Палате представителей, что не позволило сформировать правительство, и ЛДПЯ вынуждена была перейти в оппозицию. Однако, составив коалицию с СПЯ, партия вновь заняла лидирующие позиции.
Во второй раз ЛДПЯ вновь перешла в оппозицию в 2009 году, по результатам парламентских выборов проиграв Демократической Партии Японии, но уже в 2012 году смогла вернуть себе статус правящей партии, а Абэ Синдзо вновь занял пост премьер-министра.
Так как именно Либерально-Демократическая партия не только являлась правящей в Японии свыше полувека, но и является таковой с 2012 года, формируя японское правительство, изучение внешней политики Японии с 2001-ого года именно на примере деятельности ЛДПЯ - актуальная тема для рассмотрения и изучения. Данная тема не является новой - было проведено немало исследований на тему политики Японии в эти годы. Однако, чаще рассматривается политика и партийный аппарат Японии либо до 2000-х годов, либо до 2006-ого года, и такие исследования чаще включают обширное изучение внешней политики Японии и политики партий, в особенности ЛДПЯ, с начала ее основания, то есть 1955 года.
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений во внешней политике Японии и Либерально-демократической партии с 2001-ого года, прослеживание основных тенденций во внешней политике и то, как менялись цели и направление внешнеполитической деятельности ЛДПЯ в этот период. К сожалению, объем выпускной квалификационной работы не позволяет детально рассмотреть все ключевые моменты в японской политике с 2001-ого года, так как данный период насыщен внешнеполитическими событиями и представляет большое поле для исследований. В работе описана хронологическая типология вопроса внешнеполитической деятельности ЛДПЯ с 2001 года. Несмотря на то, что верхняя граница рассматриваемого периода не указана в названии работы, ею является 2009 год. Это связано с тем, что рассматривать политику Либерально-демократической партии в период с 2010 по 2016 год представляется довольно сложной задачей, так как в 2009 году ЛДПЯ перешла в оппозицию, и лишь в 2012 году вновь вернула себе правящую позицию. В работе не планируется строить прогнозы по вопросу развития внешнеполитической деятельности Японии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, и двух глав, в каждой из которых поэтапно решаются задачи, поставленные автором.
Для достижения поставленной цели, в первую очередь, необходимо не только рассматривать политику Японии с 2001-ого года, но и кратко проанализировать политику и историю ЛДПЯ до этих лет. Во введении приводится очень краткий обзор ранней истории ЛДПЯ, поскольку тема данной работы посвящена внешней политике партии с 2001-ого года. При изучении этого вопроса использовалась работа Чалмерса Джонсона «Japan: Who Governs?: The Rise of the Developmental State». Однако при изучении ее учитывался факт, что в книге очень большое внимание уделено бюрократии и ее роли во внутренней политике, а также положению внутри партии и внутренним политическим реформам. Из внешнеполитических аспектов, в работе «Japan: Who Governs? : The Rise of the Developmental State» освещаются японо-китайские отношения 1952-1982 годов, где особое место уделяется вопросу 1982-ого года об издании в Японии новых учебников по истории, пошатнувшему отношения между Японией и Китаем. Также рассматриваются японо-американские отношения и отношения Японии с другими азиатскими странами. Особое внимание мною при изучении работы Чалмерса Джонсона уделено теме, связанной с внешней безопасностью Японии в 70-80-е годы, по причине того, что кабинет Абэ Синдзо принял резолюцию, которая меняет трактовку 9-ой статьи японской конституции в 2014-ом году. Изучить историю этого вопроса являлось необходимым для рассмотрения и понимания современной ситуации. Несмотря на то, что пересмотр 9-ой статьи является внутриполитическим вопросом, он сильно отражается на внешней политике.
Для достижения поставленной цели также необходимо рассмотреть политику Японии и Либерально-демократической партии с 2001-ого года, уделяя особое внимание политике кабинета премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, выделив период с 2001-ого по 2006-ой годы и рассмотрев его в отдельной главе. На поставленную задачу отвечает первая глава работы, посвященная внешней политике кабинета Коидзуми. Несмотря на то, что внешняя политика этих лет рассматривалась многими авторами, на мой взгляд, ее изучение до сих пор является актуальным, хотя и не новым. Данная глава рассказывает о том, как новый кабинет пришел к власти, какие основные направления во внешней политике превалировали в годы существования кабинета. Премьер-министр Коидзуми уделял особое внимание роли Японии на мировой политической арене, проводя реформы и действуя в различных направлениях. В связи с ограниченным размером данной работы не представляется возможным охватить всю внешнеполитическую деятельность ЛДПЯ в годы правления Дзюнъитиро Коидзуми. В главе в большей степени рассматриваются некоторые ключевые темы, такие, как проблема, связанная со святилищем Ясукуни. Эта тема актуальна и в последние годы, и хотя этот вопрос, с одной стороны, является внутриполитическим, он сильно отражается на внешней политике Японии и на ее отношениях с соседними странами - Южной Кореей и Китаем. Также в данной главе более подробно рассмотрены японо-китайские отношения и отношения Японии с Российской Федерацией. Было решено также уделить внимание японо-американским отношениям, а также реформам системы обороны Японии, которые повлияли на внешнюю политику страны и позволили перебросить японские войска в Ирак, для поддержки США в «борьбе с терроризмом», что, несомненно, является важным внешнеполитическим событием. По многим другим вопросам, в связи с ограниченным объемом работы, было решено провести краткий обзор. Данная глава базируется, в основном, на новостных сводках, информации, взятой с официальных сайтов ЛДПЯ и МИД Японии, аналитических статьях, а также работе «Japanese Politics Today: From Karaoke to Kabuki Democracy» под редакцией Иногути Такаси. Вопрос святилища Ясукуни и некоторые вопросы японской внешней политики были также изучены автором в ходе обучения в Осакском Университете во время стажировки в Японии в 2015-ом году.
Вторая глава данной работы посвящена периоду с 2006-ого по 2009-ый год, когда на должность премьер-министра вступает Абэ Синдзо. Также глава рассказывает о политике кабинетов Фукуда Ясуо и Асо Таро, однако, основной задачей данной главы является именно изучение политики кабинета Абэ. Эта глава заканчивается 2009-ым годом, так как в период 2010-2011 годов ЛДПЯ находилась в оппозиции, а правящей партией являлась Демократическая Партия Японии. Данная глава рассказывает о внешней политике Японии в указанные годы, также освещая и некоторые события во внутренней политике и экономике, повлиявшие как на отставку Абэ Синдзо, так и на последующий проигрыш Либерально-демократической партии на выборах 2009-ого года. Большая часть главы отведена рассмотрению внешнеполитической деятельности кабинета Абэ Синдзо по той причине, что именно премьер-министр Абэ положил начало новому курсу японской политики и правлению «нового поколения» премьер-министров. Также стоит отметить, что Абэ Синдзо был избран на пост премьер-министра в 2012 году, и тот курс, который он начал проводить с 2006-ого года сильно повлиял на его политику после повторного избрания. Можно сказать, что в период пребывания Абэ Синдзо на посту премьер-министра в первый срок были заложены основы его политического курса, которые мы можем видеть и сейчас. Так как, начиная с 2006-ого года, премьер-министры Японии часто сменялись, отслужив на этом посту короткий срок, гораздо проще осветить основные события, происходящие во внешней политике в этот период. Данная глава поделена на два раздела, первый из которых рассказывает о политике кабинета Абэ, а вторая - о политике кабинетов Фукуда Ясуо и Асо Таро. Основная информация, изученная в ходе написания данной главы, была взята из новостных лент, также были проанализированы некоторые соглашения, заключенные Японией с другими странами в рассматриваемый период и речи премьер министров. Много информации было почерпнуто из периодического издания «Япония. Ежегодник» и из монографии «Япония, открытая миру» под редакцией Молодяковой Эльгены Васильевны, заместителя директора Института Востоковедения РАН. Многие знания о политике Абэ Синдзо были почерпнуты из курса лекций по политике Японии, прослушанных автором в ходе стажировки в Осакском университете.
В заключении работы приводится краткий обзор политики Демократической партии Японии после ее победы на выборах в 2009-ом году, а также обзор политике Абэ Синдзо после его повторного избрания на пост премьер-министра в 2012-ом году. Также заключение приводит некоторые выводы, сделанные по ходу написания работы, подводя краткий итог и анализ по изученному в работе вопросу.
Приложение состоит из таблиц, сопутствующих тексту введения работы и первой главы. В первом приложении находятся таблицы, связанные с распределением голосов в ходе выборов 1993 года, а также с партийной динамикой в Японии 1955-1993. Информация по распределению голосов была взята из работы Масару Коно «Japan’s postwar party politics» а также из Журнала Политекс и статьи Исаева Б. А. «Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв».
После проигрыша Либерально-демократической партии на выборах 2009 года, место правящей партии заняла Демократическая партия Японии, а на пост председателя партии, а затем и премьер-министра Японии, был выбран Хатояма Юкио. Демократическая партия образовала коалицию с Социал-демократической и Новой народной партией.
Проигрыш на выборах 2009-ого года стал, пожалуй, самым серьезным поражением Либерально-демократической партии со времен ее основания. ЛДПЯ не только проиграла на выборах, но и потеряла огромное количество мест в парламенте. ДПЯ получила 308 мест, имея до выборов лишь 101 место, в то время как ЛДПЯ получила лишь 119 мест. До этого сокрушительного поражения, ЛДПЯ занимала 303 места, а значит, лишилась 177 мест.
Несдержанные предвыборные обещания, скандалы внутри партии и коррупция в правительстве, неудачные внутренние реформы и концентрация на внешней политике, когда необходимо было поднимать экономику и улучшать состояние внутри страны - все это привело к тому, что Либерально-демократическая партия потеряла доверие избирателей и, в итоге, их голоса на выборах. Такой исход нельзя было назвать неожиданным. Несмотря на популярность Коидзуми Дзюнъитиро в годы его пребывания на посту премьер-министра и на все попытки его преемников продолжать вести подобную реформаторскую как внешнюю, так и внутреннюю политику, их попытки не увенчались успехом.
Но все-таки стоит отметить, что с 2001 года позиция Японии на мировой политической арене изменилась. Япония стала принимать более активное участие в вопросах мировой внешней политики, особенно поддерживая США в борьбе с международным терроризмом. Направляя войска в поддержку США и ООН в Ирак и Афганистан, Япония заявила о себе и о своих намереньях в некотором роде выйти из тени, начать вести внешнюю политику более самостоятельно, хотя политический курс, нацеленный на сотрудничество с Соединенными Штатами, как экономическое, так и политическое, оставался неизменным. Однако, в период пика мирового экономического кризиса, который приходился на 2008 год, японо-американские отношения стали несколько ослабевать. После выборов в США в 2009 году, в ходе которых президентом стал Барак Обама, отношения двух стран еще более охладели, что было связано с проблемами в экономике в Соединенных Штатах. Америка сконцентрировалась на решении этих проблем, продолжая поддерживать отношения с Японией и заявлять о важности этого союза, однако в гораздо меньшей степени поддерживая Японию на мировой политической арене. Можно сказать, что к 2009-ому году тесные взаимовыгодные японо-американские отношения, которые построил за годы пребывания на посту премьер-министра Коидзуми Дзюнъитиро, изменились не в лучшую сторону, а все усилия бывшего премьер-министра оказались, в некотором роде, напрасными.
Однако, с 2001-ого года, Япония начала самостоятельно развивать и налаживать отношения с соседними азиатскими странами, начав тесно сотрудничать с ними в вопросах экономики и политики. Япония поддерживала отношения не только с отдельными странами восточноазиатского региона, но и с АСЕАН, принимая активное участие в саммитах. Помимо отношений с соседними странами, Япония также пыталась занять более значимую позицию на Западе, а также стремилась стать постоянным членом совета безопасности ООН, где ей необходима была поддержка США и Австралии. Отношения с Китаем, Южной Кореей и КНДР в период с 2001 по 2009 год то ухудшались, то несколько налаживались, однако, по большей степени, оставались достаточно холодными, на что повлияли многие действия премьер-министров Коидзуми и Абэ. КНР и Япония продолжали придерживаться в отношениях между странами холодной политики но активного бизнес и экономического сотрудничества, понимая важность развития этих областей.
После того, как ЛДПЯ отошла от власти и правящей партией стала ДПЯ, надежды многих избирателей не оправдались, а внешняя политика претерпела мало изменений. Новый премьер-министр Хатояма Юкио направил свою политику на улучшение отношений с США, чем вызвал недовольства японской общественности. Приняв решение о сохранении базы на Окинава, Хатояма вызвал одобрение со стороны властей США, однако жители Окинава восприняли такое решение крайне негативно. Именно эта проблема, также как и коррупционные скандалы, в один из которых был вовлечен сам премьер-министр, привели к тому, что он подал в отставку и на посту уже в 2010-ом году его сменил Кан Наото.
Во время правления нового премьер-министра Япония пережила ужасную катастрофу - цунами, землетрясение и аварию на Атомной электростанции Фукусима-1. Эта катастрофа унесла множество жизней, ее последствия были разрушительными и ужасными. И, как заявляли многие СМИ и японская общественность - таких разрушений и такого количества смертей можно было избежать. Кан Наото обвинялся в том, что он предпринимали неэффективные меры, практически бездействовал, и в том, что Япония понесла такие потери, виновато именно японское правительство. Несмотря на все попытки премьер-министра удержать рейтинги на высоком уровне, ему это не удалось, и он подал в отставку. На посту премьер- министра его сменил Нода Ёсихико, продолжив череду недолго правящих премьер-министров, которая началась после ухода в отставку Коидзуми Дзюнъитиро.
Нода Ёсихико стал премьер-министром Японии в 2011 году. Ему досталась страна, пережившая ужасную катастрофу. Премьер-министр заявил, что страна должна и будет придерживаться политики отказа от ядерной энергетики и не строить новых атомных электростанций взамен тем, что постепенно устаревают. Во внешней политике Нода сосредоточился на том, чтобы включить Японию в переговоры на тему создания ТрансТихоокеанского Стратегического Экономического Партнерства. Также, во время правления Нода, вновь появилось напряжение в отношениях с Китаем, что было связано с заявлениями премьер-министра на тему вопроса о спорной территории острова Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). На остров претендуют Китай, Тайвань и Япония, и открытые заявления японского премьер- министра о том, что Япония планирует получить этот остров и просит мировую общественность о поддержке в этом вопросе, были негативно встречены в Пекине.
Нода Ёсихико, в отличие от своих предшественников, подал в отставку не по собственному желанию, а в связи с победой Либерально-демократической партии на выборах, прошедших в декабре 2012-ого года. Под руководством Абэ Синдзо, уже занимавшем пост председателя партии и премьер-министра, ЛДПЯ смогла обогнать ДПЯ в ходе выборов и, несмотря на произошедшее в 2009-ом году сокрушительное поражение, вернула себе лидирующие позиции. Абэ был вновь избран на пост премьер-министра, а Нода Ёсихико заявил об отставке и роспуске кабинета сразу после проигрыша Демократической партии. ЛДП вернула себе бразды правления и доверия японского общества.
Политика нового кабинета Абэ была направлена на улучшение экономической ситуации в стране и развитие японской экономики в целом. С 2013 года одним из основных вопросов в японской политике становится вопрос украинского кризиса. Эту проблему, затронувшая все страны мира, японское правительство не обошло стороной, и Япония выступила на стороне США и Европейского Союза, присоединившись к санкциям против Российской Федерации. Важнейшим событием 2014-ого года в японской внутренней политике, отразившимся и на внешней политике страны, стал пересмотр 9-ой статьи японской конституции. Этот вопрос долго обсуждался японским правительством, и, наконец, 1-ого июля 2014 года правительство приняло резолюцию, и эта резолюция давала новое толкование 9-ой статье. Такие действия вызвали огромное неодобрение в японском обществе, хотя было множество и тех, кто поддерживал такое решение. В некотором роде, такой ход японского правительства можно рассматривать, как еще одну попытку сделать Японию более самостоятельной державой в решении внешнеполитических вопросов, еще одну попытку вывести страну на мировую политическую арену. Пересмотр конституции также был негативно воспринят соседними государствами, в особенности Китаем и Южной Кореей, так как теперь Япония может использовать силы самообороны не только в случае нападения на страну, но и в случае угрозы такого нападения. В итоге, Корея и Китай теперь соседствуют с более самостоятельной в вопросах самообороны страной.
С момента основания и вплоть до 2016-ого года, Либерально-демократическая партия практически бессменно находилась у власти в Японии, формируя японское правительство, задавала курс внешней и внутренней политики страны.
Начиная с 2001-ого года внешняя и внутренняя политика Японии стала претерпевать изменения, переменился курс, стали вводиться новые реформы. С избранием Коидзуми Дзюнъитиро на должность председателя Либерально-демократической партии и на пост премьер-министра, в Японии начался период перемен. Коидзуми, за пять лет своего правления, сумел провести множество реформ. Какие-то из них были удачными, другие - нет. Но, несмотря на неудачи, Коидзуми Дзюнъитиро стал известен как реформатор. Попытки продолжить реформаторскую деятельность Коидзуми предпринимали и последующие премьер-министры, однако это удавалось им не так хорошо, что постепенно привело не только к падению рейтингов каждого из премьер-министров, но и рейтингов ЛДПЯ в целом. В период с 2006-ого по 2009-ый год премьер-министры сменяли друг друга очень часто, уходя в отставку. Хотя официально эти отставки были по собственному желанию, связанны они были несомненно со все ухудшающейся позицией ЛДПЯ. С приходом к власти Демократической партии такая неприятная тенденция к частой смене премьер-министров сохранилась вплоть до 2012 года и до того, как ЛДПЯ вновь вернулась к власти, а пост премьер-министра занял Абэ Синдзо, уже бывший премьер-министром с 2006-ого по 2007-ой год.
Во внешней политике рассматриваемого и изучаемого в работе периода можно выделить определенные тенденции. Во-первых, начиная с того времени, когда пост премьер-министра занимал Коидзуми Дзюнъитиро, и заканчивая 2009-ым годом, когда премьер-министром был Асо Таро, продолжалось активное сотрудничество Японии с Соединенными Штатами Америки. Японское правительство во многом, если не во всем, поддерживало США, стараясь всеми способами укреплять эти двусторонние отношения. Одним из ключевых моментов в японо-американских отношениях данного периода является оказание Японией поддержки США в «борьбе с международным терроризмом», отправление японских войск в Ирак и поддержка японскими войсками американских в Афганистане, в Индийском океане. Такие действия тесно связаны со второй тенденцией во внешней политике Японии, присутствующей в изучаемый в работе период - японское правительство старалось вывести страну на международную политическую арену, громко заявить о себе, заключая различные соглашения с соседними странами, активно участвуя в международных саммитах, а также стараясь добиться того, чтобы Япония стала постоянным участником Совета Безопасности ООН.
Несмотря на улучшения отношений со многими странами, с 2001-ого года, особенно в период правления кабинета Коидзуми, сильно ухудшились отношения Японии с Россией, Южной Кореей и Китаем. Связано это было как с попыткой Японии вести проамериканскую политику по отношению к Тайваню, так и с неразрешенным территориальным спором вокруг Курильских островов, который обострился в период правления Коидзуми, а также с проблемой святилища Ясукуни, которая хоть и несколько сошла на нет после того, как Коидзуми Дзюнъитиро ушел в отставку, но все-таки сохранялась, и именно эта проблема, среди многих, послужила тому, что отношения Японии с Китаем и Южной Кореей сильно испортились и практически сошли на нет.
Ведение проамериканской политики, ухудшение отношений с одними соседями, и улучшение их с другими восточноазиатскими странами, попытки вывести Японию на международную политическую арену - вкратце именно так можно охарактеризовать период японской внешней политики, рассматриваемый в работе.
Дальнейшее развитие внешнеполитической деятельности Японии сложно прогнозировать и предугадывать. Все еще остаются недовольства, связанные с пересмотром 9-ой статьи, холодные отношения с Китаем и Южной Кореей, необходимость решить вопрос ядерного оружия в КНДР, проблема с размещением военной базы на Окинава. В сложившейся в наши дни не только в Японии, но и в мире, политической ситуации сложно предугадать дальнейшее развитие внешней политики и политических отношений Японии с другими странами. То, какими будут дальнейшие действия Либерально-демократической партии и японского правительства в целом, покажет лишь время.
Проигрыш на выборах 2009-ого года стал, пожалуй, самым серьезным поражением Либерально-демократической партии со времен ее основания. ЛДПЯ не только проиграла на выборах, но и потеряла огромное количество мест в парламенте. ДПЯ получила 308 мест, имея до выборов лишь 101 место, в то время как ЛДПЯ получила лишь 119 мест. До этого сокрушительного поражения, ЛДПЯ занимала 303 места, а значит, лишилась 177 мест.
Несдержанные предвыборные обещания, скандалы внутри партии и коррупция в правительстве, неудачные внутренние реформы и концентрация на внешней политике, когда необходимо было поднимать экономику и улучшать состояние внутри страны - все это привело к тому, что Либерально-демократическая партия потеряла доверие избирателей и, в итоге, их голоса на выборах. Такой исход нельзя было назвать неожиданным. Несмотря на популярность Коидзуми Дзюнъитиро в годы его пребывания на посту премьер-министра и на все попытки его преемников продолжать вести подобную реформаторскую как внешнюю, так и внутреннюю политику, их попытки не увенчались успехом.
Но все-таки стоит отметить, что с 2001 года позиция Японии на мировой политической арене изменилась. Япония стала принимать более активное участие в вопросах мировой внешней политики, особенно поддерживая США в борьбе с международным терроризмом. Направляя войска в поддержку США и ООН в Ирак и Афганистан, Япония заявила о себе и о своих намереньях в некотором роде выйти из тени, начать вести внешнюю политику более самостоятельно, хотя политический курс, нацеленный на сотрудничество с Соединенными Штатами, как экономическое, так и политическое, оставался неизменным. Однако, в период пика мирового экономического кризиса, который приходился на 2008 год, японо-американские отношения стали несколько ослабевать. После выборов в США в 2009 году, в ходе которых президентом стал Барак Обама, отношения двух стран еще более охладели, что было связано с проблемами в экономике в Соединенных Штатах. Америка сконцентрировалась на решении этих проблем, продолжая поддерживать отношения с Японией и заявлять о важности этого союза, однако в гораздо меньшей степени поддерживая Японию на мировой политической арене. Можно сказать, что к 2009-ому году тесные взаимовыгодные японо-американские отношения, которые построил за годы пребывания на посту премьер-министра Коидзуми Дзюнъитиро, изменились не в лучшую сторону, а все усилия бывшего премьер-министра оказались, в некотором роде, напрасными.
Однако, с 2001-ого года, Япония начала самостоятельно развивать и налаживать отношения с соседними азиатскими странами, начав тесно сотрудничать с ними в вопросах экономики и политики. Япония поддерживала отношения не только с отдельными странами восточноазиатского региона, но и с АСЕАН, принимая активное участие в саммитах. Помимо отношений с соседними странами, Япония также пыталась занять более значимую позицию на Западе, а также стремилась стать постоянным членом совета безопасности ООН, где ей необходима была поддержка США и Австралии. Отношения с Китаем, Южной Кореей и КНДР в период с 2001 по 2009 год то ухудшались, то несколько налаживались, однако, по большей степени, оставались достаточно холодными, на что повлияли многие действия премьер-министров Коидзуми и Абэ. КНР и Япония продолжали придерживаться в отношениях между странами холодной политики но активного бизнес и экономического сотрудничества, понимая важность развития этих областей.
После того, как ЛДПЯ отошла от власти и правящей партией стала ДПЯ, надежды многих избирателей не оправдались, а внешняя политика претерпела мало изменений. Новый премьер-министр Хатояма Юкио направил свою политику на улучшение отношений с США, чем вызвал недовольства японской общественности. Приняв решение о сохранении базы на Окинава, Хатояма вызвал одобрение со стороны властей США, однако жители Окинава восприняли такое решение крайне негативно. Именно эта проблема, также как и коррупционные скандалы, в один из которых был вовлечен сам премьер-министр, привели к тому, что он подал в отставку и на посту уже в 2010-ом году его сменил Кан Наото.
Во время правления нового премьер-министра Япония пережила ужасную катастрофу - цунами, землетрясение и аварию на Атомной электростанции Фукусима-1. Эта катастрофа унесла множество жизней, ее последствия были разрушительными и ужасными. И, как заявляли многие СМИ и японская общественность - таких разрушений и такого количества смертей можно было избежать. Кан Наото обвинялся в том, что он предпринимали неэффективные меры, практически бездействовал, и в том, что Япония понесла такие потери, виновато именно японское правительство. Несмотря на все попытки премьер-министра удержать рейтинги на высоком уровне, ему это не удалось, и он подал в отставку. На посту премьер- министра его сменил Нода Ёсихико, продолжив череду недолго правящих премьер-министров, которая началась после ухода в отставку Коидзуми Дзюнъитиро.
Нода Ёсихико стал премьер-министром Японии в 2011 году. Ему досталась страна, пережившая ужасную катастрофу. Премьер-министр заявил, что страна должна и будет придерживаться политики отказа от ядерной энергетики и не строить новых атомных электростанций взамен тем, что постепенно устаревают. Во внешней политике Нода сосредоточился на том, чтобы включить Японию в переговоры на тему создания ТрансТихоокеанского Стратегического Экономического Партнерства. Также, во время правления Нода, вновь появилось напряжение в отношениях с Китаем, что было связано с заявлениями премьер-министра на тему вопроса о спорной территории острова Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). На остров претендуют Китай, Тайвань и Япония, и открытые заявления японского премьер- министра о том, что Япония планирует получить этот остров и просит мировую общественность о поддержке в этом вопросе, были негативно встречены в Пекине.
Нода Ёсихико, в отличие от своих предшественников, подал в отставку не по собственному желанию, а в связи с победой Либерально-демократической партии на выборах, прошедших в декабре 2012-ого года. Под руководством Абэ Синдзо, уже занимавшем пост председателя партии и премьер-министра, ЛДПЯ смогла обогнать ДПЯ в ходе выборов и, несмотря на произошедшее в 2009-ом году сокрушительное поражение, вернула себе лидирующие позиции. Абэ был вновь избран на пост премьер-министра, а Нода Ёсихико заявил об отставке и роспуске кабинета сразу после проигрыша Демократической партии. ЛДП вернула себе бразды правления и доверия японского общества.
Политика нового кабинета Абэ была направлена на улучшение экономической ситуации в стране и развитие японской экономики в целом. С 2013 года одним из основных вопросов в японской политике становится вопрос украинского кризиса. Эту проблему, затронувшая все страны мира, японское правительство не обошло стороной, и Япония выступила на стороне США и Европейского Союза, присоединившись к санкциям против Российской Федерации. Важнейшим событием 2014-ого года в японской внутренней политике, отразившимся и на внешней политике страны, стал пересмотр 9-ой статьи японской конституции. Этот вопрос долго обсуждался японским правительством, и, наконец, 1-ого июля 2014 года правительство приняло резолюцию, и эта резолюция давала новое толкование 9-ой статье. Такие действия вызвали огромное неодобрение в японском обществе, хотя было множество и тех, кто поддерживал такое решение. В некотором роде, такой ход японского правительства можно рассматривать, как еще одну попытку сделать Японию более самостоятельной державой в решении внешнеполитических вопросов, еще одну попытку вывести страну на мировую политическую арену. Пересмотр конституции также был негативно воспринят соседними государствами, в особенности Китаем и Южной Кореей, так как теперь Япония может использовать силы самообороны не только в случае нападения на страну, но и в случае угрозы такого нападения. В итоге, Корея и Китай теперь соседствуют с более самостоятельной в вопросах самообороны страной.
С момента основания и вплоть до 2016-ого года, Либерально-демократическая партия практически бессменно находилась у власти в Японии, формируя японское правительство, задавала курс внешней и внутренней политики страны.
Начиная с 2001-ого года внешняя и внутренняя политика Японии стала претерпевать изменения, переменился курс, стали вводиться новые реформы. С избранием Коидзуми Дзюнъитиро на должность председателя Либерально-демократической партии и на пост премьер-министра, в Японии начался период перемен. Коидзуми, за пять лет своего правления, сумел провести множество реформ. Какие-то из них были удачными, другие - нет. Но, несмотря на неудачи, Коидзуми Дзюнъитиро стал известен как реформатор. Попытки продолжить реформаторскую деятельность Коидзуми предпринимали и последующие премьер-министры, однако это удавалось им не так хорошо, что постепенно привело не только к падению рейтингов каждого из премьер-министров, но и рейтингов ЛДПЯ в целом. В период с 2006-ого по 2009-ый год премьер-министры сменяли друг друга очень часто, уходя в отставку. Хотя официально эти отставки были по собственному желанию, связанны они были несомненно со все ухудшающейся позицией ЛДПЯ. С приходом к власти Демократической партии такая неприятная тенденция к частой смене премьер-министров сохранилась вплоть до 2012 года и до того, как ЛДПЯ вновь вернулась к власти, а пост премьер-министра занял Абэ Синдзо, уже бывший премьер-министром с 2006-ого по 2007-ой год.
Во внешней политике рассматриваемого и изучаемого в работе периода можно выделить определенные тенденции. Во-первых, начиная с того времени, когда пост премьер-министра занимал Коидзуми Дзюнъитиро, и заканчивая 2009-ым годом, когда премьер-министром был Асо Таро, продолжалось активное сотрудничество Японии с Соединенными Штатами Америки. Японское правительство во многом, если не во всем, поддерживало США, стараясь всеми способами укреплять эти двусторонние отношения. Одним из ключевых моментов в японо-американских отношениях данного периода является оказание Японией поддержки США в «борьбе с международным терроризмом», отправление японских войск в Ирак и поддержка японскими войсками американских в Афганистане, в Индийском океане. Такие действия тесно связаны со второй тенденцией во внешней политике Японии, присутствующей в изучаемый в работе период - японское правительство старалось вывести страну на международную политическую арену, громко заявить о себе, заключая различные соглашения с соседними странами, активно участвуя в международных саммитах, а также стараясь добиться того, чтобы Япония стала постоянным участником Совета Безопасности ООН.
Несмотря на улучшения отношений со многими странами, с 2001-ого года, особенно в период правления кабинета Коидзуми, сильно ухудшились отношения Японии с Россией, Южной Кореей и Китаем. Связано это было как с попыткой Японии вести проамериканскую политику по отношению к Тайваню, так и с неразрешенным территориальным спором вокруг Курильских островов, который обострился в период правления Коидзуми, а также с проблемой святилища Ясукуни, которая хоть и несколько сошла на нет после того, как Коидзуми Дзюнъитиро ушел в отставку, но все-таки сохранялась, и именно эта проблема, среди многих, послужила тому, что отношения Японии с Китаем и Южной Кореей сильно испортились и практически сошли на нет.
Ведение проамериканской политики, ухудшение отношений с одними соседями, и улучшение их с другими восточноазиатскими странами, попытки вывести Японию на международную политическую арену - вкратце именно так можно охарактеризовать период японской внешней политики, рассматриваемый в работе.
Дальнейшее развитие внешнеполитической деятельности Японии сложно прогнозировать и предугадывать. Все еще остаются недовольства, связанные с пересмотром 9-ой статьи, холодные отношения с Китаем и Южной Кореей, необходимость решить вопрос ядерного оружия в КНДР, проблема с размещением военной базы на Окинава. В сложившейся в наши дни не только в Японии, но и в мире, политической ситуации сложно предугадать дальнейшее развитие внешней политики и политических отношений Японии с другими странами. То, какими будут дальнейшие действия Либерально-демократической партии и японского правительства в целом, покажет лишь время.
Подобные работы
- КЭЙДАНРЭН В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ЯПОНИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2016 - Образ Советской России на страницах арабской печати (1917-1941 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Образ Советской России на страницах арабской печати (1917-1941 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023 - ЭВОЛЮЦИЯ ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ
КАНАДЫ 1968-2018
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1942-1953 гг.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Формирование антизападных установок в процессе политической социализации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - ЮЖНОКОРЕЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКИХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023 - Социальные факторы формирования образа России в представлениях японских студентов
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950-1953 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2025



