Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Работа №61969

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
592
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЛИЧНОСТИ 9
1.1. Теоретико-методологические подходы к феномену субъективного
благополучия 9
1.2 Основные детерминанты субъективного благополучия личности 18
1.3 Эмоциональная устойчивость 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 37
2.1 Цель, задачи, гипотезы и методы исследования. Описание
организации и процедуры исследования 37
2.2 Обработка и анализ полученных результатов 45
2.2.1 Анализ выраженности основных детерминант субъективного благополучия у людей, занимающихся интеллектуальным трудом
(экзистенции, телесности, психологического благополучия, эмоционального интеллекта, вовлеченности) 45
2.2.2 Анализ взаимосвязи детерминант субъективного благополучия у
людей, занимающихся интеллектуальным трудом (экзистенции, телесности, психологического благополучия, эмоционального интеллекта, вовлеченности) 50
2.2.3 Анализ выраженности субъективного благополучия у лиц с
разным уровнем эмоциональной устойчивости 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение

Актуальность исследования. Проблема субъективного благополучия личности приобретает особую важность в связи с экономическими изменениями и усилением динамики жизни в целом. Сегодня в ситуации экономического кризиса в России особо актуальным является вопрос о реакции людей на экономические решения, нестабильность и необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни. Распространенными среди населения стали такие неблагоприятные психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее, раздражительность, агрессивность, депрессия [19]. В то же время, в этот период человеку важно эффективно адаптироваться, поскольку от этого зависит полная реализация личностного потенциала, его самоактуализация и удовлетворенность жизнью. Это обуславливает актуальность изучения заданной темы.
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия [45]. Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.
Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Цель исследования - изучить психологические особенности субъективного благополучия у лиц с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
Предмет исследования - субъективное благополучие, эмоциональная устойчивость.
Объект исследования - слушатели программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ в количестве 51 чел, мужчины и женщины, возраст 23 - 45 лет.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
Теоретические задачи:
1. осуществить теоретический анализ феномена субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости;
2. рассмотреть основные детерминанты субъективного благополучия;
3. исследовать особенности проявления эмоциональной устойчивости.
Методические задачи:
1. подобрать методические инструменты, адекватные цели исследования;
2. разработать процедуру исследования, позволяющую
исследовать специфику психологических особенностей субъективного благополучия при разном уровне эмоциональной устойчивости.
Эмпирические задачи:
1. исследовать психологические особенности субъективного благополучия у респондентов;
2. выявить взаимосвязи между детерминантами субъективного благополучия;
3. проанализировать особенности проявления эмоциональной устойчивости у респондентов;
4. изучить выраженность психологических особенностей
субъективного благополучия при разном уровне эмоциональной устойчивости у респондентов.
В качестве гипотез исследования нами были выдвинуты предположения:
1. Социальная группа «служащие», к которой относятся
респонденты, принявшие участи в исследовании, характеризуется
благоприятным состоянием субъективного благополучия.
2. Выделяются основные детерминанты субъективного
благополучия, определяющие психологические особенности данного феномена.
3. Психологические особенности субъективного благополучия различаются в зависимости от уровня эмоциональной устойчивости личности.
Теоретическим основанием работы стали эвдемонистический подход в понимании счастья, выдвинутый Аристотелем; концепция психологического благополучия Н. Брэдбурна; модель субъективного благополучия Э. Динера; шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф; культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского; многоуровневая модель здоровья, предложенная Г.С. Никифоровым, О.С. Васильевой; положения о психологической сущности феномена смысла жизни В. Франкла, понимание осмысленности жизни, предложенное Д.А. Леонтьевым; понимание структуры субъективного благополучия, предложенное О.А. Елисеевой, Г.В. Пучковой, Л.В. Куликовым; концепция субъективного благополучия через экзистенциальный опыт, изложенная в работах В.В. Знакова, Р.М. Шамионова; представления о феномене телесности Е.В. Газаровой, В.П. Зинченко, А.В. Немцевой, Т.В. Рыбаловой, В.Л. Круткина; понятие эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; исследования феномена устойчивости Г. Айзенка; работы по изучению эмоциональной устойчивости В.Л. Марищук, В.Е. Евдокимова, В.М. Писаренко, О.А. Сиротина, П.Б. Зильбермана, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудова, Л.М. Аболина, И.В. Белашевой, Д.Н. Кириленко.
Методы исследования: Основными методами являются теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемых понятий.
В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические методы (анкетирование, опрос); методы статистической обработки данных.
Методический инструментарий составили следующие методики: методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, авторская методика «Опросник телесности» Л.Р. Правдиной, методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика «Утрехская шкала увлеченности работой» В. Шауфели, методика «Прогноз».
Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью статистического анализа, которая включала оценку среднего арифметического и стандартного отклонения, корреляционный анализ для выявления связи между переменными, однофакторный дисперсионный анализ. Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, и SPSS 17.0.
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют область существующих теоретических представлений о субъективном благополучии и детерминантах, влияющих на состояние данного феномена. Основываясь на понимании взаимосвязи экзистенции, телесности, эмоциональной компетенции, вовлеченности и психологического благополучия в формировании целостного состояния субъективного благополучия личности, а также на понимании взаимосвязи состояния субъективного благополучия и качества эмоциональной устойчивости личности можно определить новые подходы в рамках изучения состояния субъективного благополучия.
Апробация исследования. Промежуточные результаты исследования были опубликованы в Российском психологическом журнале (2015 г.), сборнике «Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции» (г. Махачкала, 2015 г.), представлены на ХХП Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2015 г.) и на XLIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г.), на ХХШ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2016 г.) и на XLIV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.).
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 2 таблицы, 9 рисунков, 6 приложений. Список литературы насчитывает 83 наименования (из них 4 - на иностранном языке). Объём работы без приложений составляет 76 страниц печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ситуации экономического кризиса в России особо актуальным является вопрос о реакции людей на экономические решения, нестабильность и необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни. В этот период человеку важно эффективно адаптироваться, поскольку от этого зависит полная реализация личностного потенциала, его самоактуализация и удовлетворенность жизнью. Это обуславливает актуальность изучения заданной темы. Поэтому целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей субъективного благополучия у лиц с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
В первой главе мы осуществили теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости. Мы изучили различные концепции понимания субъективного благополучия (Н. Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Шамионова, А.А. Кроник, Е.Н. Головахо, А.В. Кружильной) и определили, что мы рассматриваем данный феномен как психическое состояние, основывающееся на оценочном отношении к себе, своей личности, способностей, компетентности, к внешнему миру и возможности реализации себя в нем, а также осмысленности своей жизни и целей в ней. Структуру субъективного благополучия составляют три элемента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все вместе эти элементы формируют единый показатель субъективного благополучия.
Руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы выявили основные детерминанты субъективного благополучия личности: экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность, вовлеченность. Детерминанты пронизывают все уровни субъективного благополучия, определяя личностные особенности восприятия и понимания.
Благополучие в той или иной сфере будет складываться не столько благоприятным стечением внешних факторов, сколько качеством восприятия происходящего человеком, причем восприятием и пониманием на всех уровнях: на уровне смыслов и соответствия ценностям, реализации своих собственных ценностей, на уровне ощущения и выражения в теле, на уровне понимания своих эмоций и оценки их, а также эмоций окружающих, на уровне способностей самореализации и обучения навыкам, самовыражения, на уровне вовлеченности в деятельность, определяемую субъектом как важную. Результатом будет эмоционально окрашенное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности, которое создает состояние благополучия.
Мы изучили основные подходы к пониманию феномена эмоциональной устойчивости как:
- проявления волевых качеств личности;
- свойства темперамента;
- эмоционального процесса;
- интегративного свойства личности.
На основании рассмотренных концепций эмоциональной устойчивости и подходов к пониманию структуры этого феномена мы понимаем под эмоциональной устойчивостью интегративное свойство личности, сочетающее в себе проявление во взаимодействии различных компонентов психической деятельности, главными из которых является эмоциональный, волевой, мотивационный, интеллектуальный, поведенческий. Качество эмоциональной устойчивости во многом определяет ощущаемое человеком состояние субъективного благополучия.
Во второй главе изложены результаты эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе группы слушателей программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ
Служащие, являющиеся слушателями программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ, характеризуется высоким проявлением таких способностей как способность осознавать цели в жизни, чувствовать продолжающееся развитие своего потенциала, открытость новому опыту, ощущение и осознавание своих телесных ощущений и эмоций в теле, восприятие себя как одухотворенного тела, способность сопереживать, создавать близкие отношения. В то же время в характеристике служащих, обучающихся по программе дополнительного образования АПП ЮФУ, наименее выражены способности понимания эмоций, управления средой, создания благоприятных для реализации своих целей обстоятельств, при ощущении нехватки внутреннего свободного пространства по отношению к себе.
В результате эмпирического исследования обнаружены значимые взаимосвязи основных детерминант субъективного благополучия у участников. Психологическое благополучие значимо взаимосвязано с общим эмоциональным интеллектом, пониманием своих и чужих эмоций, межличностным эмоциональным интеллектом, внутриличностным эмоциональным интеллектом, управлением эмоциями, психологической телесностью, социальной телесностью, общей телесностью, самотрансценденцией, вовлеченностью. Вовлеченность значимо взаимосвязана с психологическим благополучием, внутриличностным эмоциональным интеллектом. Экзистенциальная исполненность значимо взаимосвязана с управлением своими эмоциями, пониманием своих эмоций, внутриличностным эмоциональным интеллектом.
Группы респондентов с разным уровнем эмоциональной устойчивости различаются между собой по средним показателям определенных признаков: управление средой, личностный рост, автономия, духовная телесность, психологическое благополучие, общий эмоциональный интеллект, понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, самодистанцирование, ответственность. Не выявлено значимых различий между средними показателями вовлеченности у трех групп испытуемых с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
Группа респондентов с хорошим уровнем эмоциональной устойчивости характеризуется самыми высокими показателями:
управление средой, личностный рост и автономия, внутриличностный и общий эмоциональный интеллект, - по сравнению с группами с неудовлетворительной и удовлетворительной эмоциональной устойчивостью. Данная группа также характеризуется средним уровнем выраженности ответственности и наименее выраженной способностью самодистанцироваться по сравнению с двумя другими группами.
Показатели психологического благополучия значительно выше у группы лиц с хорошим уровнем эмоциональной устойчивости, чем у иных двух групп. При этом значения показателя психологического благополучия лишь немного различается у групп с неудовлетворительной и удовлетворительной эмоциональной устойчивостью.
Группа респондентов с удовлетворительной эмоциональной устойчивостью характеризуется наиболее выраженными способностями самодистанцироваться и ответственностью, а также средне выраженными способностями управления средой, автономии, понимания эмоций, общей эмоциональной компетентностью по сравнению с двумя другими группами.
Значимые различия между группой респондентов с удовлетворительной эмоциональной устойчивостью и группой респондентов с неудовлетворительной эмоциональной устойчивостью выявлены по следующим показателям: управление средой (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), автономия (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), личностный рост (выше у группы с неудовлетворительной устойчивостью), общий эмоциональный интеллект (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), понимание эмоций (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), самодистанцирование (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), ответственность (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании и психокоррекции личности, осуществляемых практическими психологами и социально-психологическими службами. Описание системы основных детерминант субъективного благополучия позволяет адресно направить внимание психолога на компоненты, способствующие благоприятному развитию этого феномена. Основываясь на понимании взаимосвязи экзистенции, телесности, эмоциональной компетенции, вовлеченности и психологического благополучия в формировании целостного состояния субъективного благополучия личности, а также на понимании взаимосвязи состояния субъективного благополучия и качества эмоциональной устойчивости личности можно определить новые подходы в рамках диагностики и терапии данного состояния. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе построения учебных курсов по психологии здоровья и психологического благополучия личности.
Перспективы дальнейших исследований мы связываем с углубленным изучением детерминант субъективного благополучия, с увеличением выборки испытуемых.



1. Абдалина Л.В., Механчук С.Ю. Общее представление о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости специалиста экономического профиля // Вестник ТГУ. 2011. №10 С.116- 119.
2. Аболин Л.М. Автореферат диссертации по теме «Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения» // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka- pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-emotsionalnaya- ustoychivost-v-napryazhennoy-deyatelnosti-ee-psihologicheskie-mehanizmy-i- puti-povysheniya
3. Андреева И.А. Проблема оценки эмоциональной и нервнопсихической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. №2 (4).
4. Антонова Е.А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности // Известия Саратовского Университета. 2011. Том 11. Серия Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. С. 101-103.
5. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
6. Аристотель. Никомахова этика / Философы Греции. Перевод: Н. Брагинская. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1997. - 415 с.
7. Барыкина А.И. Исследование психологической устойчивости сотрудников скорой медицинской помощи в процессе профессиональной деятельности // Science Time. 2015. №5 (17) С.45-47.
8. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №4 С.4-14.
9. Белашева И.В. Эмоциональная компетентность и психологическая устойчивость личности студентов вуза // МНКО. 2015. №2 (51) С.284-287.
10. Белов В.В., Корзунин А.В., Юсупов В.В., Костин Д.В. Методы оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3 С.75-88.
11. Бенко Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник ЮУрГУ Серия: Психология. 2015. №2 С.5-13.
12. Бондаренко М.В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности // Молодежь и наука: материалылы VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2011.
13. Бочарова Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10. С.226-231.
14. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. №2-1. С.73-78.
15. Бочарова Е.Е., Тарасова Л.Е. Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных условиях // СИСП. 2012. №8 С.16.
16. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 352 с.
17. Виничук Н.В. Представление о счастье: психосемантический анализ . - Владивосток, 2010.
18. Газарова Е.Э. Психология телесности. М.: Институт
общегуманитарных исследований (ИОИ), 2002. - 192 с.
19. Гоголева М.В. Формирование эмоциональной устойчивости студентов // Вестник СМУС74. 2014. №1 С.18-22.
20. Долгов Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №32 С.75-79.
21. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость
личности: Монография - М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
22. Долгова В.И. Адаптационный потенциал и эмоциональная устойчивость в профессиональном самоопределении студентов. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2010. - 208 с.
23. Долгова В.И. Формирование эмоциональной устойчивости
(студентов педагогического колледжа) / В.И. Долгова, М.Ю. Буслаева. - Челябинск: Атоксо, 2010. - 203 с.
24. Долгова В.И. Формирование эмоциональной устойчивости
личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин - Санкт- Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с.
25. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 106112.
26. Елисеева О.А. Структура субъективного благополучия
подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №132 С.368-375.
27. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // ЗПУ - 2005. - №3. - С.151-169.
28. Знаков В.В. Понимание субъектом трех реальностей человеческого бытия // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. №4 С.311-316.
29. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и
экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26,№ 1.
С.24-29.
30. Знаков В.В. Теоретические основания психологии понимания человеческого бытия // Психологический журнал. 2013. № 2. С. 29- 38.
31. Иванова Л.В. Развитие творческой активности как
предпосылки успешной социализации студентов // Вестник ЧГПУ.- 2013. - № 12. 5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
32. Казакова О.А. Психо-эмоциональная устойчивость как основное качество будущих специалистов социальной работы // Вестник СамГУ. 2008. №64.1 С. 119-126.
33. Киреева М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человеко-ориентированных профессий // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №18 (113) С.288-293.
34. Кириленко Д.Н. Когнитивная характеристика эмоциональной устойчивости личности сотрудников ОВД // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. №3 С.38-41.
35. Кириленко Д.Н. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД // Теория и практика общественного развития. 2008. №2 С.100-104.
36. Кириленко Д.Н. Эмоциональная устойчивость сотрудника правоохранительных органов // Теория и практика общественного развития. 2012. №8 С.119-122.
37. Колосов К.А., Пучкова Г.В. Личные устремления и субъективное благополучие личности // Вектор науки ТГУ. 2012. №1 С.141- 146.
38. Комарова Е.Н. Специфика самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности с разными уровнями самоактуализации и субъективного благополучия // Известия Саратовского университета Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №2 (14) С.152-155.
39. Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1 С.150-154.
40. Круткин В.Л. Гуманитарное знание в визуальной антропологии // Вестник УдмГУ . - 2013. - №3-4. - С.14-19.
41. Кужильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60) С.83-86.
42. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие.
— СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
43. Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л. В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейн. конф. «Ананьевские чтения — 97», СПбГУ, СПб.,18—20 окт. 1997 г. / СПбГУ фак. психологии; редкол.: А. Л. Свенцицкий [и др.]. — СПб., 1997. С. 342- 350.
44. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. - 486 с.
45. Литвинова Н.Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №2 (14) С.147-149.
46. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1. С. 5-23.
47. Люсова О.В. Субъективное благополучие: структура, подходы, формирование // Достижения вузовской науки. 2013. №7 С.178-183.
48. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
- 260 с.
49. Немцева А.В. Человек и его телесность: социально
философский аспект // Вестник ОГУ . - 2013. - №7 (156). - С. 60-63.
50. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
51. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный
потенциал личности: соотношение современных исследовательских
подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. №9 С. 18-32.
52. Николаева В.В. Психосоматика: телесность и культура.
Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2009. - 311 с.
53. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. №1. С.28-36.
54. Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Гордеева Т. О. Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организаций // Организационная психология. 2013. №1 С.8-29.
55. Платонов-Поляков Р.С. Бытие к счастью - эвдемония в этике Аристотеля // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 72.
56. Погорская В.А. Характер взаимосвязи субъективного благополучия личности и ценностно-смысловой сферы личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №4 С.226-229.
57. Правдина Л.Р., Васильева О.С., Власова А.Ю. Телесность в психологии здоровья: опыт пилотажного исследования //Российский психологический журнал. 2015. Том 12. № 4. С. 148-160.
58. Процукович Е. П. Субъективное благополучие как психическое состояние // МНКО. 2012. №1 С.202-204.
59. Пучкова Г.В. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Дис. канд психол. наук. Хабаровск, 2003.
60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
61. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа.- М., Политиздат, 1985. - 175 с.
62. Рыбалова Т.В. Понятие о телесности в гуманитарных науках // Вестник ТюмГУ . - 2008. - №5. - С. 216-221.
63. Троицкая Е. А. Психологическая устойчивость и субъективное благополучие личности как ресурсы для проявления эмпатии // Вестник МГЛУ. 2014. №7 С.46-59.
64. Тытарь Е.Т., Тытарь А.Д. Методики диагностики и коррекции психологической устойчивости // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №11 С.245-248.
65. Уваров Е.А. Психическая устойчивость как критерий самоорганизации субъекта // Вестник ТГУ. 2005. №4 С.39-47.
66. Урываев В.А., Тарасова А.А. Личностные детерминанты реакции на стресс // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №6
С.168-173.
67. Фомина Н.И. Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №23 С.53-57.
68. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - 287 с.
69. Фролова Ю.Г., Синкевич К.Д., Федосенко А.В. Способность к
саморегуляции и воспринимаемый контроль как условия психологического благополучия студентов / Психологический журнал: ежеквартальное научно-практическое издание. 2014. № 3-4 (41-42). С. 68-71 //
http://elib.bsu.by/handle/123456789/147317
70. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник ВГМУ. 2011. №1 С.6.
71. Чеботарева Е.Ю. Индивидуально-типические характеристики субъективного благополучия // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. №2
(14) С.142-147.
72. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. 2008. С. 45-52.
73. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия
личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского
университета Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. №3 (15) С.213-219.
74. Шамионов Р.М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2011. №1 С.94-99.
75. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. №3 С.236-241.
76. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие и ценностносмысловые образования личности в профессиональной сфере // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2006. №1-2 С.104-109.
77. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. №1-1 С.80-86.
78. Шамионов Р.М. Субъектность личности в процессе социализации в изменяющихся условиях бытия и субъективное благополучие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2008. №2 С.105-109.
79. Шмыков В.Ш. Ресурсы психической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №3 С.36-40.
80. Bradburn N.M. The Structure of Psychological Well-being / Aldine Publishing Company, 1969. - 318р.
81. Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., and Smith H. L. Subjective Weil- Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin. 1999, Vol. 125, No. 2, р. 276-302.
82. OECD Guidelines on Measuring Subjective Well-being / OECD Publishing, 2013. 290 p.
83. Ryff, C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology, 1989, Vol. 57, 1069 - 1081.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ