ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЛИЧНОСТИ 9
1.1. Теоретико-методологические подходы к феномену субъективного
благополучия 9
1.2 Основные детерминанты субъективного благополучия личности 18
1.3 Эмоциональная устойчивость 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 37
2.1 Цель, задачи, гипотезы и методы исследования. Описание
организации и процедуры исследования 37
2.2 Обработка и анализ полученных результатов 45
2.2.1 Анализ выраженности основных детерминант субъективного благополучия у людей, занимающихся интеллектуальным трудом
(экзистенции, телесности, психологического благополучия, эмоционального интеллекта, вовлеченности) 45
2.2.2 Анализ взаимосвязи детерминант субъективного благополучия у
людей, занимающихся интеллектуальным трудом (экзистенции, телесности, психологического благополучия, эмоционального интеллекта, вовлеченности) 50
2.2.3 Анализ выраженности субъективного благополучия у лиц с
разным уровнем эмоциональной устойчивости 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЛИЧНОСТИ 9
1.1. Теоретико-методологические подходы к феномену субъективного
благополучия 9
1.2 Основные детерминанты субъективного благополучия личности 18
1.3 Эмоциональная устойчивость 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 37
2.1 Цель, задачи, гипотезы и методы исследования. Описание
организации и процедуры исследования 37
2.2 Обработка и анализ полученных результатов 45
2.2.1 Анализ выраженности основных детерминант субъективного благополучия у людей, занимающихся интеллектуальным трудом
(экзистенции, телесности, психологического благополучия, эмоционального интеллекта, вовлеченности) 45
2.2.2 Анализ взаимосвязи детерминант субъективного благополучия у
людей, занимающихся интеллектуальным трудом (экзистенции, телесности, психологического благополучия, эмоционального интеллекта, вовлеченности) 50
2.2.3 Анализ выраженности субъективного благополучия у лиц с
разным уровнем эмоциональной устойчивости 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования. Проблема субъективного благополучия личности приобретает особую важность в связи с экономическими изменениями и усилением динамики жизни в целом. Сегодня в ситуации экономического кризиса в России особо актуальным является вопрос о реакции людей на экономические решения, нестабильность и необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни. Распространенными среди населения стали такие неблагоприятные психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее, раздражительность, агрессивность, депрессия [19]. В то же время, в этот период человеку важно эффективно адаптироваться, поскольку от этого зависит полная реализация личностного потенциала, его самоактуализация и удовлетворенность жизнью. Это обуславливает актуальность изучения заданной темы.
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия [45]. Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.
Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Цель исследования - изучить психологические особенности субъективного благополучия у лиц с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
Предмет исследования - субъективное благополучие, эмоциональная устойчивость.
Объект исследования - слушатели программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ в количестве 51 чел, мужчины и женщины, возраст 23 - 45 лет.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
Теоретические задачи:
1. осуществить теоретический анализ феномена субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости;
2. рассмотреть основные детерминанты субъективного благополучия;
3. исследовать особенности проявления эмоциональной устойчивости.
Методические задачи:
1. подобрать методические инструменты, адекватные цели исследования;
2. разработать процедуру исследования, позволяющую
исследовать специфику психологических особенностей субъективного благополучия при разном уровне эмоциональной устойчивости.
Эмпирические задачи:
1. исследовать психологические особенности субъективного благополучия у респондентов;
2. выявить взаимосвязи между детерминантами субъективного благополучия;
3. проанализировать особенности проявления эмоциональной устойчивости у респондентов;
4. изучить выраженность психологических особенностей
субъективного благополучия при разном уровне эмоциональной устойчивости у респондентов.
В качестве гипотез исследования нами были выдвинуты предположения:
1. Социальная группа «служащие», к которой относятся
респонденты, принявшие участи в исследовании, характеризуется
благоприятным состоянием субъективного благополучия.
2. Выделяются основные детерминанты субъективного
благополучия, определяющие психологические особенности данного феномена.
3. Психологические особенности субъективного благополучия различаются в зависимости от уровня эмоциональной устойчивости личности.
Теоретическим основанием работы стали эвдемонистический подход в понимании счастья, выдвинутый Аристотелем; концепция психологического благополучия Н. Брэдбурна; модель субъективного благополучия Э. Динера; шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф; культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского; многоуровневая модель здоровья, предложенная Г.С. Никифоровым, О.С. Васильевой; положения о психологической сущности феномена смысла жизни В. Франкла, понимание осмысленности жизни, предложенное Д.А. Леонтьевым; понимание структуры субъективного благополучия, предложенное О.А. Елисеевой, Г.В. Пучковой, Л.В. Куликовым; концепция субъективного благополучия через экзистенциальный опыт, изложенная в работах В.В. Знакова, Р.М. Шамионова; представления о феномене телесности Е.В. Газаровой, В.П. Зинченко, А.В. Немцевой, Т.В. Рыбаловой, В.Л. Круткина; понятие эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; исследования феномена устойчивости Г. Айзенка; работы по изучению эмоциональной устойчивости В.Л. Марищук, В.Е. Евдокимова, В.М. Писаренко, О.А. Сиротина, П.Б. Зильбермана, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудова, Л.М. Аболина, И.В. Белашевой, Д.Н. Кириленко.
Методы исследования: Основными методами являются теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемых понятий.
В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические методы (анкетирование, опрос); методы статистической обработки данных.
Методический инструментарий составили следующие методики: методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, авторская методика «Опросник телесности» Л.Р. Правдиной, методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика «Утрехская шкала увлеченности работой» В. Шауфели, методика «Прогноз».
Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью статистического анализа, которая включала оценку среднего арифметического и стандартного отклонения, корреляционный анализ для выявления связи между переменными, однофакторный дисперсионный анализ. Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, и SPSS 17.0.
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют область существующих теоретических представлений о субъективном благополучии и детерминантах, влияющих на состояние данного феномена. Основываясь на понимании взаимосвязи экзистенции, телесности, эмоциональной компетенции, вовлеченности и психологического благополучия в формировании целостного состояния субъективного благополучия личности, а также на понимании взаимосвязи состояния субъективного благополучия и качества эмоциональной устойчивости личности можно определить новые подходы в рамках изучения состояния субъективного благополучия.
Апробация исследования. Промежуточные результаты исследования были опубликованы в Российском психологическом журнале (2015 г.), сборнике «Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции» (г. Махачкала, 2015 г.), представлены на ХХП Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2015 г.) и на XLIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г.), на ХХШ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2016 г.) и на XLIV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.).
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 2 таблицы, 9 рисунков, 6 приложений. Список литературы насчитывает 83 наименования (из них 4 - на иностранном языке). Объём работы без приложений составляет 76 страниц печатного текста.
Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена. Дискуссионным остается вопрос о том, что выступает необходимым условием состояния субъективного благополучия. Существующие в настоящее время исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Это обуславливает необходимость в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия [45]. Поэтому важной задачей в изучении субъективного благополучия является выделение основных факторов, детерминант, определяющих состояния психологического благополучия, выявление их соотносительной значимости. В данном исследовании, руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы предположили, что в качестве детерминант субъективного благополучия выступают экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность и вовлеченность.
Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является эмоциональная устойчивость личности, особо актуальный феномен в условиях ситуации быстрых преобразований, в которой находится общество сегодня.
Цель исследования - изучить психологические особенности субъективного благополучия у лиц с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
Предмет исследования - субъективное благополучие, эмоциональная устойчивость.
Объект исследования - слушатели программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ в количестве 51 чел, мужчины и женщины, возраст 23 - 45 лет.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
Теоретические задачи:
1. осуществить теоретический анализ феномена субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости;
2. рассмотреть основные детерминанты субъективного благополучия;
3. исследовать особенности проявления эмоциональной устойчивости.
Методические задачи:
1. подобрать методические инструменты, адекватные цели исследования;
2. разработать процедуру исследования, позволяющую
исследовать специфику психологических особенностей субъективного благополучия при разном уровне эмоциональной устойчивости.
Эмпирические задачи:
1. исследовать психологические особенности субъективного благополучия у респондентов;
2. выявить взаимосвязи между детерминантами субъективного благополучия;
3. проанализировать особенности проявления эмоциональной устойчивости у респондентов;
4. изучить выраженность психологических особенностей
субъективного благополучия при разном уровне эмоциональной устойчивости у респондентов.
В качестве гипотез исследования нами были выдвинуты предположения:
1. Социальная группа «служащие», к которой относятся
респонденты, принявшие участи в исследовании, характеризуется
благоприятным состоянием субъективного благополучия.
2. Выделяются основные детерминанты субъективного
благополучия, определяющие психологические особенности данного феномена.
3. Психологические особенности субъективного благополучия различаются в зависимости от уровня эмоциональной устойчивости личности.
Теоретическим основанием работы стали эвдемонистический подход в понимании счастья, выдвинутый Аристотелем; концепция психологического благополучия Н. Брэдбурна; модель субъективного благополучия Э. Динера; шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф; культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского; многоуровневая модель здоровья, предложенная Г.С. Никифоровым, О.С. Васильевой; положения о психологической сущности феномена смысла жизни В. Франкла, понимание осмысленности жизни, предложенное Д.А. Леонтьевым; понимание структуры субъективного благополучия, предложенное О.А. Елисеевой, Г.В. Пучковой, Л.В. Куликовым; концепция субъективного благополучия через экзистенциальный опыт, изложенная в работах В.В. Знакова, Р.М. Шамионова; представления о феномене телесности Е.В. Газаровой, В.П. Зинченко, А.В. Немцевой, Т.В. Рыбаловой, В.Л. Круткина; понятие эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; исследования феномена устойчивости Г. Айзенка; работы по изучению эмоциональной устойчивости В.Л. Марищук, В.Е. Евдокимова, В.М. Писаренко, О.А. Сиротина, П.Б. Зильбермана, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудова, Л.М. Аболина, И.В. Белашевой, Д.Н. Кириленко.
Методы исследования: Основными методами являются теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемых понятий.
В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические методы (анкетирование, опрос); методы статистической обработки данных.
Методический инструментарий составили следующие методики: методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, авторская методика «Опросник телесности» Л.Р. Правдиной, методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика «Утрехская шкала увлеченности работой» В. Шауфели, методика «Прогноз».
Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью статистического анализа, которая включала оценку среднего арифметического и стандартного отклонения, корреляционный анализ для выявления связи между переменными, однофакторный дисперсионный анализ. Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, и SPSS 17.0.
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют область существующих теоретических представлений о субъективном благополучии и детерминантах, влияющих на состояние данного феномена. Основываясь на понимании взаимосвязи экзистенции, телесности, эмоциональной компетенции, вовлеченности и психологического благополучия в формировании целостного состояния субъективного благополучия личности, а также на понимании взаимосвязи состояния субъективного благополучия и качества эмоциональной устойчивости личности можно определить новые подходы в рамках изучения состояния субъективного благополучия.
Апробация исследования. Промежуточные результаты исследования были опубликованы в Российском психологическом журнале (2015 г.), сборнике «Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции» (г. Махачкала, 2015 г.), представлены на ХХП Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2015 г.) и на XLIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г.), на ХХШ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2016 г.) и на XLIV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.).
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 2 таблицы, 9 рисунков, 6 приложений. Список литературы насчитывает 83 наименования (из них 4 - на иностранном языке). Объём работы без приложений составляет 76 страниц печатного текста.
В ситуации экономического кризиса в России особо актуальным является вопрос о реакции людей на экономические решения, нестабильность и необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни. В этот период человеку важно эффективно адаптироваться, поскольку от этого зависит полная реализация личностного потенциала, его самоактуализация и удовлетворенность жизнью. Это обуславливает актуальность изучения заданной темы. Поэтому целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей субъективного благополучия у лиц с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
В первой главе мы осуществили теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости. Мы изучили различные концепции понимания субъективного благополучия (Н. Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Шамионова, А.А. Кроник, Е.Н. Головахо, А.В. Кружильной) и определили, что мы рассматриваем данный феномен как психическое состояние, основывающееся на оценочном отношении к себе, своей личности, способностей, компетентности, к внешнему миру и возможности реализации себя в нем, а также осмысленности своей жизни и целей в ней. Структуру субъективного благополучия составляют три элемента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все вместе эти элементы формируют единый показатель субъективного благополучия.
Руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы выявили основные детерминанты субъективного благополучия личности: экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность, вовлеченность. Детерминанты пронизывают все уровни субъективного благополучия, определяя личностные особенности восприятия и понимания.
Благополучие в той или иной сфере будет складываться не столько благоприятным стечением внешних факторов, сколько качеством восприятия происходящего человеком, причем восприятием и пониманием на всех уровнях: на уровне смыслов и соответствия ценностям, реализации своих собственных ценностей, на уровне ощущения и выражения в теле, на уровне понимания своих эмоций и оценки их, а также эмоций окружающих, на уровне способностей самореализации и обучения навыкам, самовыражения, на уровне вовлеченности в деятельность, определяемую субъектом как важную. Результатом будет эмоционально окрашенное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности, которое создает состояние благополучия.
Мы изучили основные подходы к пониманию феномена эмоциональной устойчивости как:
- проявления волевых качеств личности;
- свойства темперамента;
- эмоционального процесса;
- интегративного свойства личности.
На основании рассмотренных концепций эмоциональной устойчивости и подходов к пониманию структуры этого феномена мы понимаем под эмоциональной устойчивостью интегративное свойство личности, сочетающее в себе проявление во взаимодействии различных компонентов психической деятельности, главными из которых является эмоциональный, волевой, мотивационный, интеллектуальный, поведенческий. Качество эмоциональной устойчивости во многом определяет ощущаемое человеком состояние субъективного благополучия.
Во второй главе изложены результаты эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе группы слушателей программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ
Служащие, являющиеся слушателями программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ, характеризуется высоким проявлением таких способностей как способность осознавать цели в жизни, чувствовать продолжающееся развитие своего потенциала, открытость новому опыту, ощущение и осознавание своих телесных ощущений и эмоций в теле, восприятие себя как одухотворенного тела, способность сопереживать, создавать близкие отношения. В то же время в характеристике служащих, обучающихся по программе дополнительного образования АПП ЮФУ, наименее выражены способности понимания эмоций, управления средой, создания благоприятных для реализации своих целей обстоятельств, при ощущении нехватки внутреннего свободного пространства по отношению к себе.
В результате эмпирического исследования обнаружены значимые взаимосвязи основных детерминант субъективного благополучия у участников. Психологическое благополучие значимо взаимосвязано с общим эмоциональным интеллектом, пониманием своих и чужих эмоций, межличностным эмоциональным интеллектом, внутриличностным эмоциональным интеллектом, управлением эмоциями, психологической телесностью, социальной телесностью, общей телесностью, самотрансценденцией, вовлеченностью. Вовлеченность значимо взаимосвязана с психологическим благополучием, внутриличностным эмоциональным интеллектом. Экзистенциальная исполненность значимо взаимосвязана с управлением своими эмоциями, пониманием своих эмоций, внутриличностным эмоциональным интеллектом.
Группы респондентов с разным уровнем эмоциональной устойчивости различаются между собой по средним показателям определенных признаков: управление средой, личностный рост, автономия, духовная телесность, психологическое благополучие, общий эмоциональный интеллект, понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, самодистанцирование, ответственность. Не выявлено значимых различий между средними показателями вовлеченности у трех групп испытуемых с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
Группа респондентов с хорошим уровнем эмоциональной устойчивости характеризуется самыми высокими показателями:
управление средой, личностный рост и автономия, внутриличностный и общий эмоциональный интеллект, - по сравнению с группами с неудовлетворительной и удовлетворительной эмоциональной устойчивостью. Данная группа также характеризуется средним уровнем выраженности ответственности и наименее выраженной способностью самодистанцироваться по сравнению с двумя другими группами.
Показатели психологического благополучия значительно выше у группы лиц с хорошим уровнем эмоциональной устойчивости, чем у иных двух групп. При этом значения показателя психологического благополучия лишь немного различается у групп с неудовлетворительной и удовлетворительной эмоциональной устойчивостью.
Группа респондентов с удовлетворительной эмоциональной устойчивостью характеризуется наиболее выраженными способностями самодистанцироваться и ответственностью, а также средне выраженными способностями управления средой, автономии, понимания эмоций, общей эмоциональной компетентностью по сравнению с двумя другими группами.
Значимые различия между группой респондентов с удовлетворительной эмоциональной устойчивостью и группой респондентов с неудовлетворительной эмоциональной устойчивостью выявлены по следующим показателям: управление средой (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), автономия (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), личностный рост (выше у группы с неудовлетворительной устойчивостью), общий эмоциональный интеллект (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), понимание эмоций (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), самодистанцирование (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), ответственность (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании и психокоррекции личности, осуществляемых практическими психологами и социально-психологическими службами. Описание системы основных детерминант субъективного благополучия позволяет адресно направить внимание психолога на компоненты, способствующие благоприятному развитию этого феномена. Основываясь на понимании взаимосвязи экзистенции, телесности, эмоциональной компетенции, вовлеченности и психологического благополучия в формировании целостного состояния субъективного благополучия личности, а также на понимании взаимосвязи состояния субъективного благополучия и качества эмоциональной устойчивости личности можно определить новые подходы в рамках диагностики и терапии данного состояния. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе построения учебных курсов по психологии здоровья и психологического благополучия личности.
Перспективы дальнейших исследований мы связываем с углубленным изучением детерминант субъективного благополучия, с увеличением выборки испытуемых.
В первой главе мы осуществили теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости. Мы изучили различные концепции понимания субъективного благополучия (Н. Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Шамионова, А.А. Кроник, Е.Н. Головахо, А.В. Кружильной) и определили, что мы рассматриваем данный феномен как психическое состояние, основывающееся на оценочном отношении к себе, своей личности, способностей, компетентности, к внешнему миру и возможности реализации себя в нем, а также осмысленности своей жизни и целей в ней. Структуру субъективного благополучия составляют три элемента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все вместе эти элементы формируют единый показатель субъективного благополучия.
Руководствуясь эвдемонистическим, ценностным, субъектным подходами, мы выявили основные детерминанты субъективного благополучия личности: экзистенция, телесность, психологическое благополучие, эмоциональная компетентность, вовлеченность. Детерминанты пронизывают все уровни субъективного благополучия, определяя личностные особенности восприятия и понимания.
Благополучие в той или иной сфере будет складываться не столько благоприятным стечением внешних факторов, сколько качеством восприятия происходящего человеком, причем восприятием и пониманием на всех уровнях: на уровне смыслов и соответствия ценностям, реализации своих собственных ценностей, на уровне ощущения и выражения в теле, на уровне понимания своих эмоций и оценки их, а также эмоций окружающих, на уровне способностей самореализации и обучения навыкам, самовыражения, на уровне вовлеченности в деятельность, определяемую субъектом как важную. Результатом будет эмоционально окрашенное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности, которое создает состояние благополучия.
Мы изучили основные подходы к пониманию феномена эмоциональной устойчивости как:
- проявления волевых качеств личности;
- свойства темперамента;
- эмоционального процесса;
- интегративного свойства личности.
На основании рассмотренных концепций эмоциональной устойчивости и подходов к пониманию структуры этого феномена мы понимаем под эмоциональной устойчивостью интегративное свойство личности, сочетающее в себе проявление во взаимодействии различных компонентов психической деятельности, главными из которых является эмоциональный, волевой, мотивационный, интеллектуальный, поведенческий. Качество эмоциональной устойчивости во многом определяет ощущаемое человеком состояние субъективного благополучия.
Во второй главе изложены результаты эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе группы слушателей программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ
Служащие, являющиеся слушателями программы дополнительного образования по направлению «Психология здоровья» АПП ЮФУ, характеризуется высоким проявлением таких способностей как способность осознавать цели в жизни, чувствовать продолжающееся развитие своего потенциала, открытость новому опыту, ощущение и осознавание своих телесных ощущений и эмоций в теле, восприятие себя как одухотворенного тела, способность сопереживать, создавать близкие отношения. В то же время в характеристике служащих, обучающихся по программе дополнительного образования АПП ЮФУ, наименее выражены способности понимания эмоций, управления средой, создания благоприятных для реализации своих целей обстоятельств, при ощущении нехватки внутреннего свободного пространства по отношению к себе.
В результате эмпирического исследования обнаружены значимые взаимосвязи основных детерминант субъективного благополучия у участников. Психологическое благополучие значимо взаимосвязано с общим эмоциональным интеллектом, пониманием своих и чужих эмоций, межличностным эмоциональным интеллектом, внутриличностным эмоциональным интеллектом, управлением эмоциями, психологической телесностью, социальной телесностью, общей телесностью, самотрансценденцией, вовлеченностью. Вовлеченность значимо взаимосвязана с психологическим благополучием, внутриличностным эмоциональным интеллектом. Экзистенциальная исполненность значимо взаимосвязана с управлением своими эмоциями, пониманием своих эмоций, внутриличностным эмоциональным интеллектом.
Группы респондентов с разным уровнем эмоциональной устойчивости различаются между собой по средним показателям определенных признаков: управление средой, личностный рост, автономия, духовная телесность, психологическое благополучие, общий эмоциональный интеллект, понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, самодистанцирование, ответственность. Не выявлено значимых различий между средними показателями вовлеченности у трех групп испытуемых с разным уровнем эмоциональной устойчивости.
Группа респондентов с хорошим уровнем эмоциональной устойчивости характеризуется самыми высокими показателями:
управление средой, личностный рост и автономия, внутриличностный и общий эмоциональный интеллект, - по сравнению с группами с неудовлетворительной и удовлетворительной эмоциональной устойчивостью. Данная группа также характеризуется средним уровнем выраженности ответственности и наименее выраженной способностью самодистанцироваться по сравнению с двумя другими группами.
Показатели психологического благополучия значительно выше у группы лиц с хорошим уровнем эмоциональной устойчивости, чем у иных двух групп. При этом значения показателя психологического благополучия лишь немного различается у групп с неудовлетворительной и удовлетворительной эмоциональной устойчивостью.
Группа респондентов с удовлетворительной эмоциональной устойчивостью характеризуется наиболее выраженными способностями самодистанцироваться и ответственностью, а также средне выраженными способностями управления средой, автономии, понимания эмоций, общей эмоциональной компетентностью по сравнению с двумя другими группами.
Значимые различия между группой респондентов с удовлетворительной эмоциональной устойчивостью и группой респондентов с неудовлетворительной эмоциональной устойчивостью выявлены по следующим показателям: управление средой (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), автономия (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), личностный рост (выше у группы с неудовлетворительной устойчивостью), общий эмоциональный интеллект (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), понимание эмоций (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), самодистанцирование (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью), ответственность (выше у группы с удовлетворительной устойчивостью).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании и психокоррекции личности, осуществляемых практическими психологами и социально-психологическими службами. Описание системы основных детерминант субъективного благополучия позволяет адресно направить внимание психолога на компоненты, способствующие благоприятному развитию этого феномена. Основываясь на понимании взаимосвязи экзистенции, телесности, эмоциональной компетенции, вовлеченности и психологического благополучия в формировании целостного состояния субъективного благополучия личности, а также на понимании взаимосвязи состояния субъективного благополучия и качества эмоциональной устойчивости личности можно определить новые подходы в рамках диагностики и терапии данного состояния. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе построения учебных курсов по психологии здоровья и психологического благополучия личности.
Перспективы дальнейших исследований мы связываем с углубленным изучением детерминант субъективного благополучия, с увеличением выборки испытуемых.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ посредством групподинамических упражнений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ НАХОДЯЩИХСЯ В УСТОЙЧИВОЙ РЕМИССИИ. И ЛИЦАМИ.
РАНЕЕ НЕ СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В НАРКОДИСПАНСЕРЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С САМОЧУВСТВИЕМ В
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2016 - Особенности профессионального самосознания студентов с высоким уровнем самореализации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Исследование антиципационной состоятельности у студентов с разным уровнем выраженности стрессоустойчивости и готовности к риску
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016



