Структурно-функциональные и лингвистические особенности англоязычных и русскоязычных никнеймов (с методическими рекомендациями по изучению языковых особенностей чат-коммуникации на практических занятиях по английскому языку)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования никнеймов в Интернет-коммуникации 7
1. 1. Интернет-коммуникация как предмет лингвистического исследования -
1. 2. Особенности функционирования имени собственного в Интернет-коммуникации 14
1. 3. Лингвистический статус имени собственного в Интернет-коммуникациях и специфика функционирования компьютерных чатов 18
Выводы по главе 1 28
Глава II. Сопоставительное исследование структурно-функциональных и лингвистических особенностей никнеймов в англо- и русскоязычныз чат-коммуникациях
2. 1. Структурная классификация никнеймов в англо- и
русскоязычных чатах -
2. 2. Орфографические особенности никнеймов в англо- и
русскоязычных чат-коммуникациях.
2. 3. Словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах 37
2. 4. Специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации
Выводы по главе 2 49
Заключение
Список литературы
Глава I. Теоретические основы исследования никнеймов в Интернет-коммуникации 7
1. 1. Интернет-коммуникация как предмет лингвистического исследования -
1. 2. Особенности функционирования имени собственного в Интернет-коммуникации 14
1. 3. Лингвистический статус имени собственного в Интернет-коммуникациях и специфика функционирования компьютерных чатов 18
Выводы по главе 1 28
Глава II. Сопоставительное исследование структурно-функциональных и лингвистических особенностей никнеймов в англо- и русскоязычныз чат-коммуникациях
2. 1. Структурная классификация никнеймов в англо- и
русскоязычных чатах -
2. 2. Орфографические особенности никнеймов в англо- и
русскоязычных чат-коммуникациях.
2. 3. Словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах 37
2. 4. Специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации
Выводы по главе 2 49
Заключение
Список литературы
Сегодня стало аксиомой, что современный человек стал свидетелем уникального по своей скорости и уровню охвата явления под названием «технический прогресс», и мы констатируем тот факт, что каждая сфера нашей жизни прямым, либо косвенным образом стала зависеть от детищ, порождённых прогрессом виртуальных сетей. Однако, несмотря на то, что все нововведения и уникальные изобретения создаются исключительно для благой цели, многие из них имеют, к сожалению, побочные эффекты, действие которых может нарушить привычные устои обыденной жизни.
С конца XX начала XXI века информационные технологии прочно внедрились в различные виды жизнедеятельности человека. Масштабное распространение Интернет-сети привело к её доступности широкому спектру пользователей, которые используют данный виртуальный ресурс уже не только, как инструмент для поиска информации, но и в качестве средства для общения посредством электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, социальных сетей, блогов, электронных конференций и чатов.
Исходя из столь масштабного проникновения в общественное сознание виртуальных сетей, можно с уверенностью констатировать, что Интернет-общение имеет сегодня огромную социальную значимость. В частности, и в аспекте чат-общения и социальных сетей, где, как известно, имена собственные занимают особое место в системе частей речи. Наибольший объем информации об именах собственных в виртуальной сети можно получить из никонимов (никнеймов). Понятие «никнейм», как известно, происходит от английского nickname и переводится, как «кличка» или «прозвище». Это условное, либо вымышленное имя для идентификации в сети - художественный образ, создаваемый пользователем для общения и самопрезентации в чатах, социальных сетях и других подобных ресурсах. И можно с большой долей уверенности допустить, что в настоящее время сопоставительное исследование никнеймов в различных жанрах Интернет-коммуникаций является одним из перспективных направлений современного языкознания.
Актуальность исследования. Актуальность представляемого исследования связана с распространением и возрастающей ролью такого лингвистического термина как «никоним», и его роли в процессе коммуникации. В своей работе мы проводим сопоставление особенностей виртуального антропонимикона на примере общения пользователей в чатах. Коммуникация пользователей в чатах считается одной из самых быстро развивающихся форм общения в виртуальном пространстве. Личные имена любого языка являются средством изучения группового и национального сознания, определяемого культурой.
Исходя из актуальности данной работы, мы выяснили, что является её объектом и предметом.
Объектом нашего исследования является виртуальный антропонимикон англо- и русскоязычных чатов.
Предметом исследования являются общие и специфические закономерности функционирования никонимов в англо- и русскоязычных чатах.
Целью работы является выявление специфики и языковых особенностей никонимов в англо- и русскоязычных чатах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать характеристику термину Интернет-коммуникация;
2) дать определение имени собственного - никнейма, выявить статус имени собственного, функционирующего в Интернеткоммуникации;
3) описать и сравнить структурные особенности никнеймов, используемых в англо- и русскоязычных чатах;
4) выявить словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах;
5) охарактеризовать специфику функционирования виртуального антропонимикона в англо- и русскоязычных чатах.
Информатизация является важнейшим фактором развития современного общества, оказывающим влияние на коммуникацию различных уровней, что естественным образом привело к развитию инфосферы, главная цель которой - сделать информацию доступной различным категориям пользователей в удобное для них время и в любом месте. Следовательно, доминантным целям и ценностям в современном обществе соответствует потребность в информатизации (Андрианова, 2008). Формирующееся же информационное общество отличают не только и не столько расширяющиеся возможности накопления и переработки информации, сколько новые формы коммуникации и их протекание через особое социальное пространство [22 :
14] . Соответственно, последовательное решение указанных выше задач позволит определить общее направление исследования, а также сформулировать собственный подход к пониманию ключевых для данной работы понятий.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе охарактеризованы структурные и словообразовательные особенности личных имен в Интернет-пространстве на примере чат-коммуникации; выявлены способы мотивации общающихся в сети Интернет, что позволяет сопоставить национальное сознание представителей разных сообществ в лингвокультурном аспекте.
Материалом исследования послужили личные имена пользователей, представленные в американских, английских и российских Интернет-чатах (chat.mail.ru, besedka.ru, worlofchat.co.uk, netfriends.be, cnn.com, talk-city.com и др.). Всего было проанализировано около 1130 никнеймов (670 — англоязычные чаты, 460 — русскоязычные чаты).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные работы по теории дискурса (Арутюнова 1990, Борботько 2009, Карасик 2002 и пр.), виртуалистике (Горошко 2001, 2005, 2006, 2009;
Кузнецова, Чудова 2008; Herring 2001, и пр.), теории имени собственного (Бондалетов 1983; Васильева 2009; Гарагуля 2010; Ермолович 2005; Калакуцкая 2009; Никонов 2007; Рут 1991, 2001; Суперанская, Сталмане, Подольская, Султанов 2007; Супрун 2000; Чернейко 2010 и пр.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ; синтез, описание, наблюдение, сопоставление, обобщение, систематизация и интерпретация; сопоставительный метод; метод количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость дипломной работы определяется тем, что данное исследование вносит известный вклад в развитие теории имени собственного в новом коммуникативном пространстве Интернета, вводится понятие никонима как особого вида компьютерного имени, описаны его отличительные черты в рамках чат-коммуникации. Кроме того, исследование имеет значение для теории межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены на практических занятиях по английскому языку, а также при разработке учебных курсов по лингвострановедению, межкультурной коммуникации и лингвокультурологии. Представленные данные могут быть полезны при написании курсовых и дипломных работ, темы которых затрагивают вопросы коммуникативного взаимодействия в Интернет-пространстве.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; определяются материал, объект, предмет, методы исследования;
обозначается его цель и определяемые ею задачи; раскрывается научная новизна дипломной работы, ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрываются основные теоретические положения исследования. В первом параграфе представлен обзор существующих подходов к исследованию компьютерно-опосредованной коммуникации, выявляются ее специфические свойства. Во втором параграфе описываются различные направления в изучении имени собственного, в том числе и в Интернет-коммуникации.
Во второй главе представлена структурная классификация никнеймов по типу входящих в него элементов, проводится анализ графического оформления имени, функционирующего в чатовой коммуникации; рассматриваются факторы, влияющие на выбор имени в виртуальной среде; представлен анализ словообразовательных особенностей никнеймов в англо- и русскоязычных чатах. Подобный анализ позволяет описать специфику функционирования виртуального имени в двух национально-лингвокультурных сообществах.
В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы работы, связанные с изучением других аспектов проблемы.
В приложении представлены методические рекомендации по изучению структурных и лингвистических особенностей англо- и русскоязычных никнеймов на практических занятиях по английскому языку.
С конца XX начала XXI века информационные технологии прочно внедрились в различные виды жизнедеятельности человека. Масштабное распространение Интернет-сети привело к её доступности широкому спектру пользователей, которые используют данный виртуальный ресурс уже не только, как инструмент для поиска информации, но и в качестве средства для общения посредством электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, социальных сетей, блогов, электронных конференций и чатов.
Исходя из столь масштабного проникновения в общественное сознание виртуальных сетей, можно с уверенностью констатировать, что Интернет-общение имеет сегодня огромную социальную значимость. В частности, и в аспекте чат-общения и социальных сетей, где, как известно, имена собственные занимают особое место в системе частей речи. Наибольший объем информации об именах собственных в виртуальной сети можно получить из никонимов (никнеймов). Понятие «никнейм», как известно, происходит от английского nickname и переводится, как «кличка» или «прозвище». Это условное, либо вымышленное имя для идентификации в сети - художественный образ, создаваемый пользователем для общения и самопрезентации в чатах, социальных сетях и других подобных ресурсах. И можно с большой долей уверенности допустить, что в настоящее время сопоставительное исследование никнеймов в различных жанрах Интернет-коммуникаций является одним из перспективных направлений современного языкознания.
Актуальность исследования. Актуальность представляемого исследования связана с распространением и возрастающей ролью такого лингвистического термина как «никоним», и его роли в процессе коммуникации. В своей работе мы проводим сопоставление особенностей виртуального антропонимикона на примере общения пользователей в чатах. Коммуникация пользователей в чатах считается одной из самых быстро развивающихся форм общения в виртуальном пространстве. Личные имена любого языка являются средством изучения группового и национального сознания, определяемого культурой.
Исходя из актуальности данной работы, мы выяснили, что является её объектом и предметом.
Объектом нашего исследования является виртуальный антропонимикон англо- и русскоязычных чатов.
Предметом исследования являются общие и специфические закономерности функционирования никонимов в англо- и русскоязычных чатах.
Целью работы является выявление специфики и языковых особенностей никонимов в англо- и русскоязычных чатах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать характеристику термину Интернет-коммуникация;
2) дать определение имени собственного - никнейма, выявить статус имени собственного, функционирующего в Интернеткоммуникации;
3) описать и сравнить структурные особенности никнеймов, используемых в англо- и русскоязычных чатах;
4) выявить словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах;
5) охарактеризовать специфику функционирования виртуального антропонимикона в англо- и русскоязычных чатах.
Информатизация является важнейшим фактором развития современного общества, оказывающим влияние на коммуникацию различных уровней, что естественным образом привело к развитию инфосферы, главная цель которой - сделать информацию доступной различным категориям пользователей в удобное для них время и в любом месте. Следовательно, доминантным целям и ценностям в современном обществе соответствует потребность в информатизации (Андрианова, 2008). Формирующееся же информационное общество отличают не только и не столько расширяющиеся возможности накопления и переработки информации, сколько новые формы коммуникации и их протекание через особое социальное пространство [22 :
14] . Соответственно, последовательное решение указанных выше задач позволит определить общее направление исследования, а также сформулировать собственный подход к пониманию ключевых для данной работы понятий.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе охарактеризованы структурные и словообразовательные особенности личных имен в Интернет-пространстве на примере чат-коммуникации; выявлены способы мотивации общающихся в сети Интернет, что позволяет сопоставить национальное сознание представителей разных сообществ в лингвокультурном аспекте.
Материалом исследования послужили личные имена пользователей, представленные в американских, английских и российских Интернет-чатах (chat.mail.ru, besedka.ru, worlofchat.co.uk, netfriends.be, cnn.com, talk-city.com и др.). Всего было проанализировано около 1130 никнеймов (670 — англоязычные чаты, 460 — русскоязычные чаты).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные работы по теории дискурса (Арутюнова 1990, Борботько 2009, Карасик 2002 и пр.), виртуалистике (Горошко 2001, 2005, 2006, 2009;
Кузнецова, Чудова 2008; Herring 2001, и пр.), теории имени собственного (Бондалетов 1983; Васильева 2009; Гарагуля 2010; Ермолович 2005; Калакуцкая 2009; Никонов 2007; Рут 1991, 2001; Суперанская, Сталмане, Подольская, Султанов 2007; Супрун 2000; Чернейко 2010 и пр.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ; синтез, описание, наблюдение, сопоставление, обобщение, систематизация и интерпретация; сопоставительный метод; метод количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость дипломной работы определяется тем, что данное исследование вносит известный вклад в развитие теории имени собственного в новом коммуникативном пространстве Интернета, вводится понятие никонима как особого вида компьютерного имени, описаны его отличительные черты в рамках чат-коммуникации. Кроме того, исследование имеет значение для теории межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены на практических занятиях по английскому языку, а также при разработке учебных курсов по лингвострановедению, межкультурной коммуникации и лингвокультурологии. Представленные данные могут быть полезны при написании курсовых и дипломных работ, темы которых затрагивают вопросы коммуникативного взаимодействия в Интернет-пространстве.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; определяются материал, объект, предмет, методы исследования;
обозначается его цель и определяемые ею задачи; раскрывается научная новизна дипломной работы, ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрываются основные теоретические положения исследования. В первом параграфе представлен обзор существующих подходов к исследованию компьютерно-опосредованной коммуникации, выявляются ее специфические свойства. Во втором параграфе описываются различные направления в изучении имени собственного, в том числе и в Интернет-коммуникации.
Во второй главе представлена структурная классификация никнеймов по типу входящих в него элементов, проводится анализ графического оформления имени, функционирующего в чатовой коммуникации; рассматриваются факторы, влияющие на выбор имени в виртуальной среде; представлен анализ словообразовательных особенностей никнеймов в англо- и русскоязычных чатах. Подобный анализ позволяет описать специфику функционирования виртуального имени в двух национально-лингвокультурных сообществах.
В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы работы, связанные с изучением других аспектов проблемы.
В приложении представлены методические рекомендации по изучению структурных и лингвистических особенностей англо- и русскоязычных никнеймов на практических занятиях по английскому языку.
На основе анализа рассмотренных материалов можно сделать следующие выводы о лингвистических особенностях и специфике функционирования никнеймов в англо- и русскоязычных чатах:
Никнейм — это результат искусственной номинации, для которой важно наличие определённой целеустановки и учёт индивидуальных свойств именуемого объекта: функциональные особенности «ников», эмоциональноэкспрессивная отмеченность подобных личных имён, характер речевой ситуации и желание быть лучшим в замкнутой коммуникативной среде.
В англоязычных чатах сокращение или усечение личных имён происходит в большинстве случаев посредством удаления гласных букв, повторяющихся согласных или непроизносимых гласных; в русскоязычных чатах широко используются усечение конечной части слов. Использование аффиксов при образовании никнеймов способствует появлению в чат- коммуникации уменьшительно-ласкательных имён. При создании имени также широко используется такой способ словообразования, как словосложение; небольшую группу представляют «ники», созданные посредством фонетических ассоциаций (образуются на основе фонетического сходства имени (либо его части) и определённого апеллятива).
Никонимы являются элементами нового антропонимического класса. В роли подобных имён могут выступать любые графические символы языка, при этом никнеймы обладают только грамматической категорией рода.
Никнеймы несут в себе черты национальной культуры и национального самосознания народа. «Ники» в англоязычных чатах создаются на базе европейской системы личных имён, поэтому в большинстве случаев чаттеры используют одни и те же основы и словообразовательные средства. Конструирование «ников» в русскоязычных чатах чаще всего осуществляется на фонетическом уровне, так как, во- первых, пользователи вынуждены приспосабливать элементы чужой графической системы к кириллическому написанию; во-вторых, словообразовательные возможности русского языка богаче; в-третьих, в русскоязычных чатах проводят время люди несколько иного возрастного и интеллектуального уровня, чем основная масса англоязычных пользователей.
Учитывая тот факт, что в последнее десятилетие общество оказалось под влиянием массовой информатизации и стремительного развития форм компьютерно-опосредованной коммуникации (КОК), в том числе Интернета, проведенное исследование показало, что среди специалистов нет единого мнения относительно номинации и выделения отличительных черт этой новой формы коммуникации. В научной литературе используются такие понятия, как компьютерный дискурс, сетевая коммуникация, Интернетдискурс, виртуальная коммуникация, электронная коммуникация, сетевой дискурс и другое.
В процессе анализа Интернет-коммуникации выявлены следующие её основные признаки: опосредованность, гипертекстуальность, анонимность и креативность участников, дистантность, наличие этикетных условностей, глобальность, статусное равноправие участников, креолизованность, демократичность, неограниченность в выборе языковых средств,
толерантность по отношения к мнению другого, жанровая неоднородность.
Одним из наиболее популярных жанров Интернет-коммуникации является чат-коммуникация, обладающая следующими особенностями, позволяющими говорить об уникальности данного явления: а) это фатическая форма коммуникации, в которой главной задачей является
контактоустановление, поэтому беседа, её тематика, языковое оформление ничем не ограничивается; б) устно-письменный характер коммуникации; в) недостаточность средств общения, имеющихся в распоряжении чаттеров; г) общение в чате — это не что иное, как «карнавал», в котором чаттеры живут по своим законам и правилам, декларирующим игровой, развлекательный характер данного жанра Интернет-коммуникации.
Сопоставительное исследование никнеймов в англо- и русскоязычных чатах свидетельствует о том, что виртуальное имя собственное — никоним - это особый класс антропонимов, который находится в стадии становления. Интернет-коммуникация определяет особенности функционирования никонимов. Это имена собственные, которые в настоящее время могут функционировать непродолжительное время и не требуют официального закрепления. Любое слово или символ в Интернет-коммуникации могут стать личным именем, при этом они не обладают ни одной из известных грамматических категорий имён собственных, за исключением рода.
Проведённое исследование показало, что в зависимости от состава следует говорить о трёх группах никнеймов:
- антропонимические, состоящие только из антропонимического элемента (19,2 % - англоязычные чаты; 18,2 % - русскоязычные чаты; 36,8 % - франкоязычные чаты);
- смешанные, состоящие из антропонимического и нарицательного элементов (6,8 %; 3,1 %; 9,4 % соответственно);
- апеллятивные, состоящие из неограниченного числа всевозможных частей речи и графических элементов (63,7 %; 69,7 %; 9,4 % соответственно).
Наибольшую группу в англо- и русскоязычных чатах составляют апеллятивные «ники», так как использование несуществующих имён собственных гораздо привлекательнее для чаттеров.
Специфической особенностью никонимов является графика и орфография. В чат-коммуникации любой графический символ, нарушение норм орфографии наполняются особым смыслом. Выявлены такие нестандартные графические оформления имен, как выпадение букв в любой части имени, отсутствие «пробелов» между отдельными лексическими элементами, появление небуквенной символики, использование прописных букв для всего слова или совмещение прописных и строчных букв.
«Карнавальный мир» чатовой коммуникации освобождает пользователей от необходимости соблюдать нормы орфографии, при этом исследование показало, что большинство из этих нарушений применяется либо для упрощения написания, либо для создания яркого и броского имени- маски. Сопоставительный анализ графики и орфографии никнеймов свидетельствует о том, что русскоязычные пользователи чаще нарушают общепринятые нормы, что, на наш взгляд, связано с большей склонностью россиян к эмоциональному общению.
При создании виртуальных имён чаттеры широко применяют следующие способы словообразования: усечение, аббревиация, аффиксация и словосложение.
Различие в выборе никнеймов у англо- и русскоязычных пользователей в определённой степени объясняется возрастом коммуникантов и целями их нахождения в чат-пространстве. Возраст англоязычных пользователей составляет 25-50 лет, это люди, которые пришли в виртуальное пространство с определёнными целями (поиск партнера для общения или создания семьи).
Именно эти два показателя во многом определяют форму виртуального имени. В англоязычных чатах никнеймы более строгие по форме, чаттеры реже используют графические средства и нарушают нормы орфографии.
Итак, каждая из рассмотренных антропонимических систем в англо- и русскоязычных чатах обладает специфическими чертами, но главное, что их объединяет, — это возможность создавать личное виртуальное имя по собственным законам, нарушая общепринятые нормы и правила.
Значение никнеймов чрезвычайно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Благодаря проведённому анализу, удалось выявить основные тенденции создания и выбора личных имён в одном из жанров Интернет-коммуникации. В дальнейшем исследовании актуальным представляется изучение логинов и доменных имён, в таких жанрах Интернета, как форум, социальная сеть, блог и электронная почта. Необходимо выявить специфические черты каждой из обозначенных групп, включив в дальнейшее исследование комментарии пользователей о собственном имени.
Никнейм — это результат искусственной номинации, для которой важно наличие определённой целеустановки и учёт индивидуальных свойств именуемого объекта: функциональные особенности «ников», эмоциональноэкспрессивная отмеченность подобных личных имён, характер речевой ситуации и желание быть лучшим в замкнутой коммуникативной среде.
В англоязычных чатах сокращение или усечение личных имён происходит в большинстве случаев посредством удаления гласных букв, повторяющихся согласных или непроизносимых гласных; в русскоязычных чатах широко используются усечение конечной части слов. Использование аффиксов при образовании никнеймов способствует появлению в чат- коммуникации уменьшительно-ласкательных имён. При создании имени также широко используется такой способ словообразования, как словосложение; небольшую группу представляют «ники», созданные посредством фонетических ассоциаций (образуются на основе фонетического сходства имени (либо его части) и определённого апеллятива).
Никонимы являются элементами нового антропонимического класса. В роли подобных имён могут выступать любые графические символы языка, при этом никнеймы обладают только грамматической категорией рода.
Никнеймы несут в себе черты национальной культуры и национального самосознания народа. «Ники» в англоязычных чатах создаются на базе европейской системы личных имён, поэтому в большинстве случаев чаттеры используют одни и те же основы и словообразовательные средства. Конструирование «ников» в русскоязычных чатах чаще всего осуществляется на фонетическом уровне, так как, во- первых, пользователи вынуждены приспосабливать элементы чужой графической системы к кириллическому написанию; во-вторых, словообразовательные возможности русского языка богаче; в-третьих, в русскоязычных чатах проводят время люди несколько иного возрастного и интеллектуального уровня, чем основная масса англоязычных пользователей.
Учитывая тот факт, что в последнее десятилетие общество оказалось под влиянием массовой информатизации и стремительного развития форм компьютерно-опосредованной коммуникации (КОК), в том числе Интернета, проведенное исследование показало, что среди специалистов нет единого мнения относительно номинации и выделения отличительных черт этой новой формы коммуникации. В научной литературе используются такие понятия, как компьютерный дискурс, сетевая коммуникация, Интернетдискурс, виртуальная коммуникация, электронная коммуникация, сетевой дискурс и другое.
В процессе анализа Интернет-коммуникации выявлены следующие её основные признаки: опосредованность, гипертекстуальность, анонимность и креативность участников, дистантность, наличие этикетных условностей, глобальность, статусное равноправие участников, креолизованность, демократичность, неограниченность в выборе языковых средств,
толерантность по отношения к мнению другого, жанровая неоднородность.
Одним из наиболее популярных жанров Интернет-коммуникации является чат-коммуникация, обладающая следующими особенностями, позволяющими говорить об уникальности данного явления: а) это фатическая форма коммуникации, в которой главной задачей является
контактоустановление, поэтому беседа, её тематика, языковое оформление ничем не ограничивается; б) устно-письменный характер коммуникации; в) недостаточность средств общения, имеющихся в распоряжении чаттеров; г) общение в чате — это не что иное, как «карнавал», в котором чаттеры живут по своим законам и правилам, декларирующим игровой, развлекательный характер данного жанра Интернет-коммуникации.
Сопоставительное исследование никнеймов в англо- и русскоязычных чатах свидетельствует о том, что виртуальное имя собственное — никоним - это особый класс антропонимов, который находится в стадии становления. Интернет-коммуникация определяет особенности функционирования никонимов. Это имена собственные, которые в настоящее время могут функционировать непродолжительное время и не требуют официального закрепления. Любое слово или символ в Интернет-коммуникации могут стать личным именем, при этом они не обладают ни одной из известных грамматических категорий имён собственных, за исключением рода.
Проведённое исследование показало, что в зависимости от состава следует говорить о трёх группах никнеймов:
- антропонимические, состоящие только из антропонимического элемента (19,2 % - англоязычные чаты; 18,2 % - русскоязычные чаты; 36,8 % - франкоязычные чаты);
- смешанные, состоящие из антропонимического и нарицательного элементов (6,8 %; 3,1 %; 9,4 % соответственно);
- апеллятивные, состоящие из неограниченного числа всевозможных частей речи и графических элементов (63,7 %; 69,7 %; 9,4 % соответственно).
Наибольшую группу в англо- и русскоязычных чатах составляют апеллятивные «ники», так как использование несуществующих имён собственных гораздо привлекательнее для чаттеров.
Специфической особенностью никонимов является графика и орфография. В чат-коммуникации любой графический символ, нарушение норм орфографии наполняются особым смыслом. Выявлены такие нестандартные графические оформления имен, как выпадение букв в любой части имени, отсутствие «пробелов» между отдельными лексическими элементами, появление небуквенной символики, использование прописных букв для всего слова или совмещение прописных и строчных букв.
«Карнавальный мир» чатовой коммуникации освобождает пользователей от необходимости соблюдать нормы орфографии, при этом исследование показало, что большинство из этих нарушений применяется либо для упрощения написания, либо для создания яркого и броского имени- маски. Сопоставительный анализ графики и орфографии никнеймов свидетельствует о том, что русскоязычные пользователи чаще нарушают общепринятые нормы, что, на наш взгляд, связано с большей склонностью россиян к эмоциональному общению.
При создании виртуальных имён чаттеры широко применяют следующие способы словообразования: усечение, аббревиация, аффиксация и словосложение.
Различие в выборе никнеймов у англо- и русскоязычных пользователей в определённой степени объясняется возрастом коммуникантов и целями их нахождения в чат-пространстве. Возраст англоязычных пользователей составляет 25-50 лет, это люди, которые пришли в виртуальное пространство с определёнными целями (поиск партнера для общения или создания семьи).
Именно эти два показателя во многом определяют форму виртуального имени. В англоязычных чатах никнеймы более строгие по форме, чаттеры реже используют графические средства и нарушают нормы орфографии.
Итак, каждая из рассмотренных антропонимических систем в англо- и русскоязычных чатах обладает специфическими чертами, но главное, что их объединяет, — это возможность создавать личное виртуальное имя по собственным законам, нарушая общепринятые нормы и правила.
Значение никнеймов чрезвычайно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Благодаря проведённому анализу, удалось выявить основные тенденции создания и выбора личных имён в одном из жанров Интернет-коммуникации. В дальнейшем исследовании актуальным представляется изучение логинов и доменных имён, в таких жанрах Интернета, как форум, социальная сеть, блог и электронная почта. Необходимо выявить специфические черты каждой из обозначенных групп, включив в дальнейшее исследование комментарии пользователей о собственном имени.
Подобные работы
- Лингвистические особенности англоязычных и русскоязычных никнеймов (с методическими рекомендациями по их изучению на занятиях по английскому языку)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



