Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Дизорфография как научная проблема
1.2 Специфика проявления дизорфографии у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
1.3 Содержание логопедической работы по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ДИЗОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация, методы и методики экспериментального исследования
2.2 Программа логопедической работы по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 54
2.3 Анализ результатов исследования 64
Заключение
Список литературы 77
Приложение
Актуальность исследования. В жизни каждого ребенка всегда наступает очень важный и трудный этап обучения в школе - обучение грамоте. На этом этапе закладывается возможность дальнейшего обучения и усвоения знаний. Трудности овладения навыком письма препятствуют формированию полноценной учебной деятельности. Известно, что письмо как деятельность приобретает особую значимость в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности в целом.
Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе формирования когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, М.С. Рождественский и др.).
В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают формирование лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (JI.B. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, С.Б. Яковлев, А.В. Ястребова, и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
Необходимо отметить, что, вступая в период школьного обучения, ребенок может испытывать определенные трудности при освоении письма, которые, впрочем, легко устраняются в ходе систематического обучения и улучшения навыков письма в рамках школьной программы.
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии - дизорфография (А.Н. Корневым, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой и др.). Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития (И.К. Колповская Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.)
В связи с увеличением числа детей с нарушениями письменной речи и усложнением структуры речевого расстройства проблеме устранения дизорфографии у младших школьников отводится важное место в современной логопедии. Решение этой проблемы тесно связано с вопросами диагностики и коррекции как фонематического, так и лексико-грамматического строя речи у детей. Однако вопрос о механизмах, об особенностях речевых и неречевых нарушений при дизорфографии, о психолого-педагогических подходах к коррекции этого нарушения письменной речи изучен недостаточно. Лишь в исследованиях И.В. Прищеповой представлен анализ дизорфографии на начальных этапах овладения орфографией. Вместе с тем основную категорию детей с дизорфографией составляют школьники 3 и 4 классов, у которых нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками проявляются в еще большей степени, чем у школьников 2 класса.
Особые трудности в освоении письменной речи наблюдаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития.
У многих детей с задержкой психического развития имеется тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Нередко дети, прошедшие коррекционный курс по устранению дисграфии, избавляются от дисграфических ошибок, но при этом на первый план выступают орфографические ошибки. Подобные нарушения письма нередко носят настолько стойкий характер, что сохраняются вплоть до окончания школы (Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.В. Скворцова и др.).
Поэтому возникает необходимость разработки эффективных методов коррекции такого нарушения письма, как дизорфография, в условиях инклюзивного обучения учащихся с задержкой психического развития.
При планировании коррекционной работы, направленной на обучение орфографии школьников с задержкой психического развития, учитываются современные научные представления о психологической структуре процесса письма, фундаментальные положения специальной психологии, педагогике и логопедии о принципах и закономерностях логопедического взаимодействия. Содержание работы дифференцированы в зависимости от структуры дизорфографического расстройства у школьников с задержкой психического развития. Неодинаковой является и его продолжительность, которая зависит от динамики развития совершенствуемых у школьников функций, умений и навыков. Общей целью работы является создание необходимых предпосылок эффективности этапов логопедической работы. Содержание работы дифференцированно с детьми каждой группы с разной степенью интенсивности и продолжительности. На этапах логопедической работы используются все направления, методы и приемы, все это направлено на комплексную и структурированную работу дизорфографии.
Анализ литературных данных, посвященных изучению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и накопленный опыт их обучения убеждают в необходимости дальнейшего исследования механизмов, структуры речевого дефекта, состояния когнитивных и речевых предпосылок, психологических особенностей этих детей, а также содержанию логопедической работы по совершенствованию методики коррекции дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: дизорфография у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: исходя из того что дизорфография представляет собой языковое расстройство, которое характеризуется полиморфными нарушениями в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками, то мы можем предположить, что специально организованная логопедическая работа обеспечит успешную коррекцию дизорфографии у детей с задержкой психического развития, если будет направлена на развитие орфографической зоркости, на формирование различных компонентов языковой способности (фонематических, лексических, морфологических и синтаксических обобщений).
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. На основе анализа определить особенности логопедической работы по преодоление дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Подобрать комплект диагностических методик для проведения экспериментального исследования.
4. Составить программу по логопедической работе по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
5. С целью выявления эффективности формирующей программы провести сравнительный анализ результатов исследования по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Теоретико-методологические основы исследования:
- современные представления о дизорфографии, как вида
нарушения языковой способности и формирования письменной речи (Л.Г. Милостивенко, Р.И.
Лалаева, Л.Г. Парамонова);
- методы логопедической коррекции дизорфографии (Г.М. Сумченко, И.В. Прищепова, А.М. Корнев);
- современные представления о структуре
орфографического навыка письма и методике обучения русскому языку и орфографии (H.H. Алгазина, Д.Н. Богоявленский, Е.Д. Божович).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
2. Эмперические методы: констатирующий,
формирующий, контрольный эксперимент.
3. Математические методы: качественная и
количественная обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дизорфография рассмотрена как научная проблема, проанализирована специфика проявления дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР, описаны методики логопедической работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобраны методы и методики экспериментального исследования, обработаны результаты; на основе результатов экспериментального исследования разработана комплексная программа логопедической работы по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №50 города Ставрополя.
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, библиографический список, приложение.
Проблема устранения дизорфографии у младших школьников находится на этапе поиска оптимальных путей, методов и приемов создания целостной системы педагогической коррекции. Увеличение числа детей с дизорфографией, усложнение симптоматики и механизмов дизорфографии, отрицательное влияние нарушений письменной речи на школьную адаптацию детей вызывает острую потребность создания комплексной оптимальной системы коррекции нарушений в овладении орфографией. В связи с этим считаем, что наше исследование посвящено актуальной проблеме.
В теоретической главе нами определенно следующее:
Дизорфография - это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.
Выделяются три вида дизорфографии: морфологическая, синтаксическая, смешанная, кроме того дизорфографию разделяют по степени тяжести: легкая степень, средняя степень и тяжелая степень.
Симптоматика дизорфографии включает в себя грамматические и пунктационные ошибки, сложности с освоением теоретического материала, а именно: смешение букв, ошибки при написании слов с удвоенными согласными, непроизносимыми, ошибки с переносом слов.
Огромное количество ошибок дети с дизорфографией допускают и при переносе слов, что свидетельствует о неумении анализировать ритмический рисунок слова, о недифференцированности знаний, умений и навыков слогоделения и переноса слов, о несформированности, прежде всего, морфологических обобщений.
Дети, как правило, не могут самостоятельно найти и исправить ошибки. При объяснении написания слова они иногда называют проверочное слово, но не могут изложить формулировку орфограммы, или вообще отказываются от ответа.
Параметрами изучения дизорфографии являются: орфографическая зоркость; знание фонематических, лексических, словообразовательных, грамматических операций; умение программирования последовательности языковых операций.
У детей с ЗПР обнаруживаются трудности в освоении орфографии и специфические нарушения письма. Ошибки обнаруживаются чаще всего в условиях усложнения выполнения задания, при усложнении речевого материала. У учащихся с ЗПР в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, нарушения каллиграфии. Они часто соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв. У них страдает плавность, ритмичность моторного акта письма. В связи с этим встает вопрос о необходимости раннего выявления и профилактики дизорфографии, а также организации комплексного подхода к ее преодолению на ступени начального образования.
Основополагающими при разработке системы логопедической работы были следующие теоретические положения и принципы: положение о тесном взаимодействии в развитии речи и мышления; принцип системности, поэтапного формирования умственных действий; принцип постепенного перехода от сукцессивных к симультанным процессам; принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня владения языком; представление о семантике как ведущем уровне речевой деятельности; формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической «зоркости»; принцип «квантования» орфографического правила; концентрический принцип организации материала; принцип дифференцированного подхода.
На этапе коррекции непосредственно осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
В экспериментальной главе нами описана организация проведения исследования, включающая цель, принципы, этапы, теоретически обоснованные параметры исследования изучения дизорфографии у детей младшего школьного возраста, на которые нами подобранны и апробированы методики исследования. Результаты констатирующего этапа исследования позволили нам определить следующее: наиболее распространенным видом ошибок у детей младшего школьного возраста был пропуск букв, обозначающих гласные звуки. Как правило, дети пропускают безударную гласную в прямом открытом слоге, чаще всего в середине слова, иногда эти ошибки наблюдаются в конце слова.
Часто наблюдался пропуск точки в конце предложения, точка ставилась многими детьми лишь в конце диктанта. В некоторых случаях после отсутствующей точки новое предложение начиналось с большой буквы, чаще же заглавная буква заменялась маленькой буквой. Иногда же написание каждого нового предложения начиналось с новой строки.
У детей с ЗПР в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, нарушения каллиграфии. Дети часто соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение элементов буквы.
Исходя из полученных данных нами разработана программа по содержанию логопедической помощи по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Основные направления программы стали:
совершенствование фонетико-фонематической стороны речи; формирование лексического компонента; дифференциация значения различных частей речи; уточнение грамматического значения слов; формирование морфологических обобщений и словоизменения;
формирование словообразовательных моделей и словообразования; дифференциация родственных слов; развитие морфемного анализа; формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения; формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков; развитие внимания, памяти, мышления; усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.
Таким образом, несмотря на имеющиеся работы, проблема преодоления дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР актуальна и требует дальнейшего исследования как в теоретическом, так и в практическом плане.
Цель достигнута. Гипотеза подтверждена.
1. Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Азова О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-метод. Пособие / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: РУДН, 2007..
3. Азова О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией. Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007.
4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия АПН РСФСР 2006.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии; Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., перераб. Просвещение, Учебная литература, 2001.
6. Вильшанская А. Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 57 -6 5.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы современной орфографии и
методики ее преподавании. М.: Изд-во Академии
педагогических наук РСФСР, 2001 -.
8. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников. - М., 2009.
9. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2016.
10. Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // Логопед, 2005 - №1.
11. Елецкая О.В. Формирование учебной деятельности у
школьников с дизорфографией: Учебно-методическое
пособие. М.:Национальный книжный центр, 2016.
12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Зикеева А. Г. Формирование сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 3. - С. 37 -43.
14.Зорина С. В. Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР / С. В. Зорина// Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 27 - 31.
15.Зорина С. В. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития //Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.
16. Иванова С. В. Развитие фонематических процессов у детей с задержкой психического развития. Усвоение темы «Мягкость и твердость согласных звуков» с применением «полезных моделей» // Школьный логопед. - 2006. - № 2. - С. 33 - 47.
17. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В.,
Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: изучение,
методика, сказки. - СПб, 2008.
18. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. СПб.: СПбГУПМ, 2016.
19. Иншакова О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. - М.:
В. Секачев, 2013. - 72 с.
20. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. - СПб., 2007.
21. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения 2004.
22. Костенкова Ю. А. Некоторые особенности письменной речи младших школьников, имеющих задержку психического развития [Текст] / Ю. А. Костенкова // Школьный логопед. - 2008. - № 4. - С. 17-22.
23. Крылова Е. В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [по данным экспериментального исследования // Школьный логопед. - 2007. - № 3. - С. 14 - 32.
24. Крылова Е. В., Колодовская Е.В. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Логопедия. - 2004. - № 1(3). - С. 4148.
25. Лалаева Р.И Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. М.: Изд-во МСГИ, 2004.
26. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР/ Р.И. Лалаева. - М., 2004.
27. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб, 2001.
28. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ,1999.
29. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб, 1999.
30. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. - СПб., 2004.
31. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб., 2004.
32. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Состояние лексикограмматических компонентов речи у школьников с дизорфографией. // Логопедия. Научно-методический журнал. - СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2006. - №4 (14).
33. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М., 2002
34. Назарова А.А. Диагностика и коррекция дизорфографии у учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 - коррекционная педагогика (логопедия) / А.А. Назарова. - Москва, 2017.
35. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб., 2008.
Зб.Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно - методическое пособие. - СПб., 2006.
37. Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред.
С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Изд. МПСИ, 2003.
38. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников : учеб.-метод. пособие / И. В. Прищепова - СПб. :КАРО, 2006.
39. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи / И.В. Прищепова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. - С. 124-131.
40. Садовникова И. Н. Происхождение специфических ошибок младших школьников при письме / И. Н. Садовникова // Начальная школа. - 2001 -№ 8.
41. Самойлова С. В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития // Специальная психология. - 2008. - № 1. - С. 22 - 25.
42. Сумченко Г.М. Дизорфография как следствие недоразвития языковой системы ребенка // Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24 - 26 ноября 1999. - СПб: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 1999.
43. Сычевич И. В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 31 - 39.
44. Шамарина Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33.
45. Шамарина Е.В. Развитие мышления младших
школьников с задержкой психического развития//
Коррекционная педагогика. - 2004. - № 2(4). - С. 42 -4 7.
46. Шарипова Н.Ю. Типология проявления
дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы / Н.Ю. Шарипова // Проблемы современного образования. -
2013. - №2. - С. 152-159.
Интернет ресурсы
47. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников //Современные научные исследования и инновации. 2011 № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2505
48. Елецкая О.В. Формирование орфографического
навыка письма у учащихся с дизорфографией. [Электронный ресурс]. URL: http://www.logoped- sfera.ru/formirovanie-
orfograficheskogo- navyka-pisma-u-uchashhixsya- s- dizorfografiej .html
49. Елецкая О.В. Изучение проблемы дизорфографии у
школьников. [Электронный ресурс]. URL:
http://ckpp.spb.ru/sites/default/files/Dizorografiya_0.pdf
50. Иванова О.В. Формирование самоконтроля на письме [Электронный ресурс]. URL:
http://www.razvitie.edusite.ru/formirovanie-samokontrolya