ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Возрастные особенности юных футболистов 6
1.2. Техническая подготовка в футболе 10
1.3. Структура процесса обучения 12
1.4. Удары по воротам и их место в технике игры 15
1.5. Удар внутренней стороной стопы 17
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 21
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Экспериментальная методика 23
3.2. Динамика показателей физической подготовленности 25
3.3. Динамика показателей технической подготовленности 32
ВЫВОДЫ 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Результаты наших педагогических наблюдений позволяют утверждать, что большинство мальчиков 12 - 14 лет, обучающиеся в МБОУ СОШ № 18 хотят заниматься футболом, но возможность заниматься в группе спортивной школы, по различным причинам, имеют не многие. В этой ситуации данную потребность, хотя и не в полной мере, могут решить занятия в школьной футбольной секции. Конечно, объем учебно-тренировочного процесса должен соответствовать двигательным способностям, да и материальная спортивная база чаще всего не отвечает современным требованиям к местам проведения занятий. Но и в данных условиях есть возможность организации достаточно эффективного учебно-тренировочного процесса на этапе начального обучения технике игры в футбол.
Анализ доступной литературы показал, что большинство авторов описывают только личный опыт проведения занятий в школьной секции, или рассматривают вопросы методики обучения юных футболистов технике игры исходя из двигательных способностей детей, прошедших специальный отбор, тогда как в школьной секции такой подход к комплектованию групп просто не возможен. Поэтому, требуется корректировка средств, методов и форм организации учебно-тренировочного процесса, рекомендованного авторами, к условиям школы и возможностям детей. Отсутствие научно-обоснованной методики начального обучения детей технике игры в футбол в условиях школьной секции и потребность в ней подчеркивают актуальность данной проблемы.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс по футболу школьников 12-14 лет.
Предмет исследования. Методика обучения технике
выполнения передач, ударов и остановок мяча внутренней стороной стопы.
Цель исследования. Повышение эффективности работы школьных футбольных секций.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Провести анализ доступных литературных источников, рассматривающих методику обучения технике игры в футбол, уделяя основное внимание ударам, передачам и остановкам мяча внутренней стороной стопы;
2. Разработать методику проведения учебно-тренировочного процесса занимающихся 12 - 14 лет в школьной секции футболом, в основе которой лежит повышение технического мастерства;
3. Провести педагогический эксперимент с целью выявления эффективности экспериментальной методики;
4. Подготовить практические рекомендации для учителей физической культуры, проводящих учебно-тренировочный процесс в секции футбола.
Гипотеза. Основное внимание на занятиях детей 12 -14 лет футболом в условиях школьной секции уделять технике владения мячом внутренней стороной стопы. Применение упражнений направленных, прежде всего, на развитие гибкости в голеностопном и тазобедренном суставах и подводящих упражнений при обучении удару и передаче, а так же остановке внутренней стороной стопы в упрощенных, а затем в усложненных специально созданных условиях даст положительный эффект в качестве технической подготовленности юных футболистов.
Для решения поставленных задач, применялись следующие методы исследований:
1. Анализ литературных источников;
2. Педагогические наблюдения;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость проведенных исследований заключается, прежде всего, в том, что разработанная и апробированная методика проведения технической подготовки школьников 12-14 лет, занимающихся в секции футбола, показала свою эффективность и может быть рекомендована для внедрения в школьный учебно-воспитательный процесс.
1. Анализ доступной научно-методической, популярной, а так же сети Интернет показал, что методики проведения учебно-тренировочного процесса школьной футбольной секции детей 12 - лет не получила достаточного научного обоснования.
2. Разработана методика проведения учебно-тренировочного процесса школьной футбольной секции, в основе которой лежит уделение основного внимания обучения технике игры внутренней частью стопы.
3. Разработанная экспериментальная методика оказала положительное влияние на характеристики физической подготовленности юных футболистов. Наиболее выраженные тенденции улучшения выявились у показателя выносливости (t - Стьюдента составляет 1,8), хотя статистической достоверности они не достигли. Показатели гибкости и взрывной силы мышц ног показали достаточно выраженную тенденцию улучшения (более 7 %), а показатели координационных способностей и быстроты улучшились только незначительно (t - Стьюдента составляет 0,8 и 0,6 соответственно).
4. Так же были выявлены положительные изменения и в показателях технической подготовленности. Наибольшие положительные изменения были выявлены в показателях точности ударов по мячу внутренней стороной стопы, где критерий t - Стьюдента составил 1,8. Показатели точности передач мяча рабочей и не рабочей ногой дали одинаковое улучшение (t - Стьюдента составляет 1,5), хотя отличие у них достоверно лучшее в пользу рабочей ноги.
5. Результаты, полученные в ходе собственных исследований, могут использоваться учителями физической культуры, проводящими секционные занятия с детьми 12 - 14 лет.
1. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра [Текст] / С.Н. Андреев. - М., Просвещение, 1989. - 193 с.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М.А. Годик. - М., ФиС, 1980.- 234 с.
3. Г оликов В.Г. Практикум для начинающих тренеров по футболу [Текст] / В.Г.Голиков. - Белгород: крестьянское дело, 2002. - 80 с.
4. Голомазов В.В. Теория и практика футбола [Текст] / В.В. Голомазов. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 264 с.
6. Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст] учебник для студентов педагогических вузов / М.Н. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
7. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе [Текст] / А.П. Золотарев. - Краснодар, 1996. - 154 с.
8. Калинин А.В. Футбол [Текст] методика тренировки / А.В. Калинин. - М., Физкультура и спорт, 2005. - 162 с.
9. Комплексы упражнений для тренировки юных футболистов 6-12 лет [Текст] уч. - методическое пособие /А.В. Лексаков, М.М. Полишкис, С.А. Российский, А.И. Соколов. РФС - ООО «РД Квартал», 2015. - 144с.
10. Луткова Н.В. Подвижные игры как средство решения педагогических задач в различных звеньях физического
воспитания [Текст] Учебно-методическое
пособие / Н.В.Луткова, Л.Н. Минина. -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003. - 83 с.
11. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры [Текст] учебное пособие / В.Г.Марц. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 204 с. (Классическое научное наследие. Физическая культура).
12. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] /Авт.- сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
13. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Справ. - метод. Пособие /Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2003. - 526.
14. Жуков В.П. Подвижные игры [Текст] учебное пособие для студентов вузов и сузов физической культуры / В.П.Жуков - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 229 с.
15. Полишкис М.С. Футбол [Текст] Учебник для ин-тов физ. культуры / М.С. Полишкис, В.А. Выжгин. - М.: ФиС, 1999. - 230 с.
16. Лапин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - [Текст] / О.Б.Лапин. - М.: Человек, 2010 - 176с.
17. Лясковский К.П. Техника ударов [Текст] / К.П.Лясковский. - М., ФиС. 1977. - 254 с.
18. Малькольм К. 101 упражнение юных футболистов [Текст] / К.Малькольм - М.: Астрель, 2003. - 96 с.
19. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 4-е Матвеев Л. П. изд.,стер./Л. П.Матвеев - СПб.:
Издательство «Лань», М.: ООО Издательство
«Омега-Л», 2004. - 160с.
20. Монаков Г.В. Подготовка футболистов [Текст] / Г.В.Монаков. - Псков, 2003. - 286 с.
21. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС. 1998. - 496 с.
22.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. [Текст] / Н.Г. Озолин - М.: Астрель, 2002. - 876 с.
23. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; под ред. Ю.Д. Железняка. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 384 с.
24. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] Общая теория и ее практические приложения. /В.Н.Платонов - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
25. Рогальский Н. Футбол для юношей. [Текст] / Н.Рогальский, Э. Дегель М., ФиС, 1971.- 215 с.
26. Спирин М.П. Подвижные игры [Текст] теория, понятия, методика проведения / М.П.Спирин, Л.В.Жилина. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2010. - 141 с.
27. Сучилин А.А. Футбол во дворе [Текст] / А.А. Сучилин М., ФиС, 1979. -135 с.
28. Ткаченко А. Футболь [Текст] / А. Ткаченко. - М.: ЗАО «Изд. Дом-Гелеос», 2001. - 351 с.
29. Футбол [Текст] Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. Н.П. Казакова. М., ФиС, 1978. - 345 с.
30. Футбол [Текст] Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. М.С.Полишкиса, В.А.Выжгина. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.
31. Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа
[Текст] / К.Х. Хеддерготт. - М., ФиС, 1976. - 234 с.
32. Хьюс Ч. Футбол: [Текст] тактические действия команды / Ч. Хьюс. - М., ФиС, 1976 - 165 с.
33. Чанади А. Футбол. [Текст] Техника. / А.Чанади. - М., ФиС, 1978. - 215 с.
34. Швыков И. А. Футбол в школе [Текст] / И.А.Швыкоа. - М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2002, - 144 с.
35. Яхонтов Е.Р. Методы непараметрической статистики в
спортивно-педагогических исследованиях [Текст]
Методические указания для студентов институтов физической культуры./ Е.Р.Яхонтов. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, Ленинград, 1973 - 34 с.