Введение 3
1 Теоретические аспекты перевозки материально-технических ресурсов 6
1.1 Особенности перевозки материально-технических ресурсов 6
1.2 Правовое регулирование и таможенные процедуры перевозок материально¬технических ресурсов 13
1.3 Особенности логистического обеспечения и сопровождения процесса
перевозки 26
2 Анализ таможенного оформления и логистического сопровождения перевозки
материально-технических ресурсов в ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом МТЗ-
ЕлАЗ» 34
2.2 Формы и порядок проведения таможенного оформления и контроля
материально-технических ресурсов 43
2.3 Анализ организации перевозки и логистического обеспечения материально¬технических ресурсов 50
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию логистического
обеспечения, оформления и сопровождения перевозки материально-технических ресурсов ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» 54
3.1 Использование схем прямого и смешанного направления для
совершенствования процедур перевозки грузов 54
3.2 Оценка эффективности использования схем прямого и смешанного направления 62
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 78
Материально-технические ресурсы представляют собой совокупность материалов, запасных частей, инструментов и готовой продукции, которую компания реализует на рынке. Технически сложные материально-технические ресурсы, такие как запасные части, агрегаты сельскохозяйственной техники требуют перевозки от производителя к дилеру, оптовым компаниям или конечным потребителям. При этом, перевозки не ограничиваются географическими границами одного государства, в результате эффективное логистическое сопровождение перевозки, а также таможенного оформления материально-технических средств.
Перевозка материально-технических ресурсов является одним из главных инструментов по осуществлению международного товарообмена и транзита запасных частей, агрегатов для сельскохозяйственной техники, в результате чего требуется повышенное внимание уделять построению эффективных схем для логистического обеспечения, сопровождения и таможенного оформления перевозок, что свидетельствует об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.
С учетом ускорения экономического развития в отдельных секторах экономики и отраслях хозяйствования, возникает потребность в реструктурировании, неадекватных рыночным условиям, существующих схем перевозок грузов, а также устранении диспропорций в логистическом обеспечении и таможенном оформлении и сопровождении перевозок, в результате чего вопросы оптимизации грузоперевозок в международном сообщении выходят на первый план и требуют тщательного изучения.
Одним из направлений построения более эффективной системы перевозок материально-технических ресурсов в международном сообщении является реализация проектов по оптимизации схемы грузоперевозок, системы управления логистикой, а также построение оптимального маршрута с учетом таможенных процедур при перевозках материально-технических ресурсов.
Эффективный результат приносит и формирование новых подходов к управлению процессом выбора маршрута, однако, отдельным мероприятиям, направленным на сопровождение и таможенное оформление, уделяется недостаточно внимания.
Недостаточность рассмотрения вопросов логистического обеспечения, таможенного оформления и сопровождения перевозки материально-технических ресурсов в рамках выпускной квалификационной работы определили ее цель и задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование логистического обеспечения таможенного оформления и сопровождения перевозки материально-технических ресурсов на примере компании.
Поставленная цель определила выполнение следующих задач:
- рассмотрение особенностей перевозки материально-технических ресурсов;
- изучение правового регулирования и таможенных процедур перевозок материально-технических ресурсов;
- рассмотрение особенностей логистического обеспечения и сопровождения процесса перевозки;
- проведение анализа таможенного оформления и логистического сопровождения перевозки материально-технических ресурсов;
- рассмотрение формы и порядка проведения таможенного оформления и контроля материально-технических ресурсов;
- проведение анализа организации перевозки и логистического
обеспечения материально-технических ресурсов;
- разработка рекомендаций по совершенствованию логистического
обеспечения, оформления и сопровождения перевозки материально-технических ресурсов.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является процесс осуществления логистического обеспечения таможенного оформления и сопровождения перевозки материально-технических ресурсов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает деятельность транспортно-экспедиционной компании ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ».
Для реализации целей и задач выпускной квалификационной работы использован системный подход к анализу экономических явлений и процессов, методы логистического и экономического анализа, формы и методы управления проектами, научные положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных ученых.
Перевозка материально-технических ресурсов - это наиболее популярный вид транспортных услуг, используемых повсеместно на различных предприятиях. Она незаменима при перемещении тяжеловесных или крупногабаритных материально-технических ресурсов с особыми условиями хранения или различных готовых изделий товаров для коммерческих учреждений.
Правовое регулирование перевозок материально-технических ресурсов в международном сообщении регулируется законодательством в рамках международного транспортного права, а на территории Таможенного союза, в состав которого входит и Российская Федерация, введены единые правила таможенного регулирования, которые включены в Таможенный кодекс Таможенного союза.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим таможенные процедуры в Российской Федерации, является таможенный кодекс таможенного союза. Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и, по выбору владельца или уполномоченного лица, «помещаются» под определенную таможенную процедуру. Статья 202 ТК Таможенного союза устанавливает 17 видов таможенных процедур. Согласно действующим нормам законодательства, таможенное оформление товаров должно быть завершено таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации при соблюдении условий выпуска. Однако, этот срок может быть продлен, например, если требуется экспертиза товара, что может быть крайне критичным для продуктов питания и другой продукции, имеющей срок годности.
Логистические обеспечение и сопровождение процесса перевозки - это полное сопровождение груза, начиная от его покупки и заканчивая
его перевозкой и хранением. Существует несколько видов
логистики: таможенная, транспортная, складская и другие.
Использование логистического обеспечения и сопровождения процесса перевозки позволяет экономить на содержании собственного подразделения логистики, гибко перестраивать политику поставок в зависимости от требований рынка.
Важнейшим этапом логистического обеспечения и сопровождения процесса перевозки является таможенное сопровождение. Таможенное сопровождение транзитных грузов совершается между таможенными пограничными контрольными пунктами в колоннах по утвержденным Таможенным департаментом маршрутам сопровождения и графикам движения.
Таможенное сопровождение грузов может выполняться силами таможенных структур только в случаях, когда отсутствует обеспечение всех условий по оплате таможенных сборов или же специфика товара требует немедленного обеспечения доставки товаров.
Логистическое обеспечение и сопровождение процесса перевозки грузов является довольно востребованной услугой, а во многих ситуациях - необходимостью. В настоящее время можно выделить два основных вида сопровождения грузов - обязательное сопровождение и сопровождение по желанию заказчика.
Выпускная квалификационная работа выполнена на материалах ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», которое создано 11 апреля 2003 года, как совместное предприятие, учредителями компании являются: ОАО «Минский тракторный завод» и ОАО ПО «ЕлАЗ».
Основным направлениями деятельности предприятия являются:
- производство различных моделей тракторов «Беларус»;
- грузоперевозки;
- реализация сельскохозяйственной, строительной дорожной техники, а также техники для коммунального хозяйства;
- комплектация техники навесным оборудованием по заявке покупателя;
- реализация запасных частей к тракторам «Беларус», изготовленных на «МТЗ» и предприятиях Республики Беларусь (РУП «БЗА», УП «ММЗ», РУП «БЗТДиА»).
Общая численность работников ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» по состоянию на 2015 год составила 325 человек, что на 12 человек больше по сравнению с 2014 годом.
Наиболее крупным подразделением компании является
автотранспортный участок, складской комплекс и техническое подразделение.
ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» в своей структуре имеет полноценное транспортное подразделение, осуществляющее перевозку грузов по всей территории России и странам СНГ из Республики Беларусь.
Финансовые результаты деятельности ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» в 2015 году ухудшились. Выручка компании сократилась на 170734 тыс. руб. и составила 4498050 тыс. руб.
Сокращение выручки связано с ухудшением экономической конъюнктуры в Российской Федерации, в результате чего закупки новой тракторной техники в России сократились, что привело к значительному сокращению чистой прибыли на 39460 тыс. руб. и составила 254 тыс. руб.
ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» располагается в республике Татарстан, город Елабуга и осуществляет прямые поставки материально-технических ресурсов в виде запасных частей, агрегатов и спецтехники с Минского тракторного завода, республики Беларусь.
В ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» для осуществления функций по таможенному оформлению и контролю оформления материально-технических ресурсов функционирует отдел таможенного оформления.
Основными функциями отдела таможенного оформления ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» - соблюдение всех норм действующего законодательства Российской Федерации при пересечении грузами таможенной границы.
ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», как владелец материально-технических ресурсов при прохождении процедуры таможенного оформления и контроля осуществляет следующие действия. Представитель ООО «Торгового дома МТЗ- ЕлАЗ» обращается в таможенные органы или к лицам, имеющим надлежащий опыт работы в таможенных органах, с предварительным упаковочным листом в котором указан вид товара, его количество и вес. Далее осуществляются подготовка и проверка документации согласно договору, между нерезидентом и резидентом сделки купли-продажи. Далее подготовка и проверка ввозных таможенных документов: счет фактура (инвойс), упаковочный лист, работа с транспортом и проверка документов, следующих с данным грузом в транспортном средстве (транспортная накладная (CMR), коносамент).
ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» организует комплекс международных транспортных операций, реализуя логистическую составляющую внешнеэкономической деятельности. Осуществляет доставку материально-технических ресурсов и таможенное оформление грузов в России и Белоруссии.
Осуществление перевозок материально-технических ресурсов требует от предприятия принятия мер по оптимизации перевозок.
Для этого рекомендуется ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» более активно использовать и развивать схемы перевозок в прямом и смешанном направлении и мультимодальные перевозки.
Для того, чтобы развивать мультимодальные перевозки предприятию рекомендуется создать в Московской области единый центр консолидации материально-технических ресурсов.
Выбор Московской области обосновывается тем, что, осуществляя перевозки спецтехники из Белоруссии транспорт ООО «Торговый дом МТЗ- ЕлАЗ» пересекает Московскую область.
Рост объемов грузоперевозок в международном сообщении свидетельствует о том, что создание собственного единого центра консолидации материально-технических ресурсов позволит ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» значительно улучшить качество услуг по грузоперевозкам, а, следовательно, расширить свою деятельность на рынке перевозок в Российской Федерации.
Создание единого центра консолидации материально-технических ресурсов ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» позволит осуществлять размещение разнородного сборного груза и спецтехники таким образом, чтобы пространство в контейнере использовалось рационально.
Использование мультимодальных перевозок материально-технических ресурсов, в ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» совместно с организацией единого центра консолидации материально-технических ресурсов позволит ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» расширить партнерские отношения с авто, авиа, морскими и железнодорожными перевозчиками.
В результате предложенных рекомендаций ООО «Торговый дом МТЗ- ЕлАЗ» сможет получить выручку от основной деятельности на 20% до 5397660 тыс. руб., и дополнительных доходов на 50000 тыс. руб. В 2018 и 2019 годах году выручка прогнозируется к увеличению на 15%. В 2018 и 2019 годах доходы от оказания услуг по консолидации материально-технических ресурсов сторонним компаниям составит 80000 и 100000 тыс. руб. соответственно.
Общий объем инвестиций составит 50000 тыс. руб. Финансирование инвестиций будет осуществляться за счет собственных денежных средств ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» имеющихся на счетах компании в размере 1900 тыс. руб. и кредитных средств в размере 48100 тыс. руб.
По итогу 2016 года ожидается денежный поток составит 46100 тыс. руб. В 2017 году за счет роста чистой прибыли ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» сможет окупить вложенные средства и погасить кредит.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 02.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 127 - ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: коммент. к послед. изм. / под ред. Г. Ю. Касьяновой; Ассоциация бухгалтеров, аудиторов и консультантов (Москва). - М.: АБАК, 2016. - 672 с.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 127, - ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3805
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ. «Российская газета» от 1-5 мая 1999 г. N 85-86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2207
7. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте". Собрании законодательства Российской Федерации от 19 марта 2012 г. N 12 ст. 1416
8. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015)
9. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ Российской газете" от 26 марта 1997 г. N 59-60, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 12 ст. 1383
10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
11. Письмо ФТС России от 03.10.2012 N 01-11/49333 "Об использовании транспортных средств международной перевозки" // Таможенные ведомости", N 12, декабрь, 2012
12. Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272 // Собрание законодательства РФ, 09.11.1998, N 45, ст. 5521
13. Конвенция о дорожном движении (вместе с "Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов") (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. от 28.09.2004) // Бюллетень международных договоров, 2007, N 10
14. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (Вместе с "Протоколом подписания") (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) // Международные перевозки грузов. - СПб., 1993. С. 21-40
15. Соглашение между железнодорожными администрациями государств- участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС)" (Вместе с "Перечнем отдельных норм... (СМПС)...", "Служебной инструкцией", "Кодами железных дорог...", «Квитанцией в получении и отчетом о приеме денег», «Бирками (наклейками)», "Правилами пересылки...", "Извещением...", «Коммерческим актом и пояснением к заполнению», "Списком... отметок...") (Заключено в г. Таллине 28.05.1997) // СПС «Консультант Плюс».
16. Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляются в соответствующих случаях для проверки" (утв. Минтрансом РФ 27.10.1998) // СПС «Консультант Плюс»
17. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с
применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975) // АСМАП, "Таможенная конвенция о международной
перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)", М., 1993
18. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с
применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975) // АСМАП, "Таможенная конвенция о международной
перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)", М., 1993
Учебная и методическая литература:
19. Актуальные проблемы управления перевозочным процессом: сб. науч. тр. / Петерб. гос. ун-т путей сообщ.; СПб.: [б. и.], 20. Вып. 12, 2015.; 170
с.
20. Витвицкий, Е. Е. Теория транспортных процессов и систем (Грузовые автомобильные перевозки): учебник / Е. Е. Витвицкий.; Омск: СибАДИ, 2015.; 214 с.
21. Володькин, П. П. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учеб. пособие / П. П. Володькин, В. А. Гудков, И. О. Загорский.; М.: Изд-во ТОГУ, 2013.; 401 с.
22. Глемин, А. М. Технология и организация грузовых автомобильных перевозок: учеб. пособие / А. М. Глемин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Бийск. технол. ин-т (фил.).; Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та им. И. И. Ползунова, 2014.; 151 с.
23. Горяев, Н. К. Основы международных грузовых автомобильных перевозок: учеб. пособие / Н. К. Горяев.; Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015.; 85 с.
24. Домке, Э. Р. Совершенствование организации перевозочного процесса грузов автомобилями: монография / Э. Р. Домке, С. А. Жесткова.; Пенза: ПГУАС, 2013.; 119 с.
25. Дубровина, В. И. Экономическое обоснование направлений повышения
конкурентоспособности железнодорожных перевозок
контейнеропригодных грузов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / В. И. Дубровина.; М., 2014.; 24 с.
26. Егорова, Н. В. Управление качеством перевозки медицинского оборудования автомобильным транспортом: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Н. В. Егорова.; М., 2014.; 25 с.
27. Коровяковский, Е. К. Организация контейнерных перевозок грузов: учеб. пособие / Е. К. Коровяковский, Ю. В. Коровяковская.; СПб.: ПГУПС, 2015.; 42 с.
28. Линдерс М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика: [Пер. с англ.] /М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон.; 11-е изд.; СПб.: Полигон, 2014.; 758 с.
29. Логистические и маркетинговые стратегии в региональной экономике: Межвуз. науч. сб. /Сарат. гос. техн. ун-т; [Редкол.: Менжерес В.Н. (отв. ред.) и др.].; Саратов, 2016.; 174 с.
30. Логистические системы: Межвуз. науч. сб. /Сарат. гос. техн. ун-т; [Редкол.: Залманова М.Е. (отв. ред.) и др.].; Саратов, 2012.; 187 с.
31. Логистическое управление грузовыми перевозками и терминально-складской деятельностью: учеб. пособие для специалистов / Г. С. Абдикеримов [и др.]; под ред. С. Ю. Елисеева [и др.].; М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2015.; 427 с.
32. Мезинова, И. А. Организация международных перевозок грузов: учеб. пособие / И. А. Мезинова.; Ростов н/Д : РГЭУ(РИНХ), 2013.; 127 с.
33. Менухова, Т. А. Оптимизация оперативного планирования международных грузовых автомобильных перевозок: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Т. А. Менухова.; СПб., 2014.; 19 с.
34. Меньших, В. И. Коммерческо-правовое обеспечение грузовых перевозок: курс лекций / В. И. Меньших.; Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014.; 169 с.
35. Михайлова О.И. Введение в логистику: Учеб.-метод. пособие /О.И. Михайлова.; М.: Дашков и К, 2012.; 103 с.
36. Мультимодальные транспортные технологии: учеб.-метод. комплекс / сост. А. В. Терентьев, Б. Д. Прудовский.; СПб.: Нац. минер.-сырьевой ун¬т "Горный", 2015.; 128 с.
37. Никифоров В.С. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика: [Учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений водного трансп.] /В.С. Никифоров; Новосиб. гос. акад. водного трансп.; Новосибирск, 2013.; 103 с.
38. Общие и специальные правила перевозки грузов. 4-М / Российская Федерация. М-во транспорта.; СПб. : ЦНИИМФ, 2012.; Т. 2 : Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов, Кн. 3.; 2012.; 763 с.
39. Организация перевозок грузов: учебник / В. М. Семенов [и др.] ; под ред. В. М. Семенова.; 7-е изд., стер.; М.: Академия, 2014.; 299 с.
40. Организация перевозок и управление на транспорте. Техника: учеб. пособие / С. Н. Корнилов [и др.].; Магнитогорск: Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова.Т. 2, Ч. 1.; 2014.; 252 с.
41. Осинцев, Н. А. Практикум по организации грузовых автомобильных перевозок: учеб. пособие / Н. А. Осинцев.; Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015.; 121 с.
42. Основы логистики: [Учеб. пособие для вузов по спец. "Орг. перевозок и упр. на трансп. (автомоб.)"] /Л.Б. Миротин, В.И. Сергеев, М.П. Гордон, К.В. Инютина; ]Под ред. Миротина Л.Б., Сергеева В.И.; Моск. гос. автомоб.-дор. ин-т (техн. ун-т).; М.: Инфра-М, 2015.; 199 с.
43. Основы транспортно-экспедиционного обслуживания: учеб.-метод.
комплекс / сост. Т. А. Менухова.; СПб.: Нац. минер.-сырьевой ун-т "Горный", 2013.; 150 с.
44. Паули, Н. В. Совершенствование методики выбора рациональной структуры парка грузовых автомобилей с учетом наработки: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Н. В. Паули.; Оренбург, 2013.; 17 с.
45. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов: монография / Л. Б. Миротин [и др.]; под общ. ред. Л. Б. Миротина, А. Г. Некрасова.; М.: ТехПолиграфЦентр, 2015.; 230 с.
46. Рябчинский, А. И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учебник / А. И. Рябчинский, В. А. Гудков, Е. А. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014.; 256 с.
47. Соколов, С. С. Автоматизированное управление мультимодальными грузоперевозками: монография / С. С. Соколов.; СПб.: ПаркКом, 2014.; 277 с.
48. Спирин, А. В. Повышение качества перевозки пассажиров
автомобильным транспортом по регулярным маршрутам
совершенствованием организационно-функциональной структуры перевозчика: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / А. В. Спирин.; Оренбург, 2013.; 14 с.
49. Технология, организация и управление автомобильными перевозками: сб. науч. ст. / редкол.: В. Н. Басков (отв. ред.) [и др.] ; Сарат. гос. техн. ун¬т.; Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2013.; 126 с.
50. Федосенко, В. В. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.: метод. пособие по преподаванию проф. модуля / под ред. В. П. Митронина.; М.: Академия, 2014.; 271 с.
51. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга /В. А. Шумаев.; М.: Новый век, 2013.; 245 с.
52. Элларян, А. С. Логистическое управление интегрированными транспортно-экспедиторскими процессами: монография / А.С. Элларян. - М.: ИТКОР, 2013.; 248 с.
53. Яковлев, К. В. Логистическое обеспечение интермодальных контейнерных перевозок: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / К. В. Яковлев.; СПб., 2012.; 18 с.
Ресурсы удаленного доступа:
54. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации http: //www.mintrans. ru