ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ 9
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 9
1.2. Особенности вегетативной регуляции в подростковом возрасте 11
1.3. Теоретические подходы к пониманию вегетативной дисфункции 13
1.4. Психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой
дистонией 17
1.5. Особенности семейного окружения подростков с психосоматическими
расстройствами 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация и процедура исследования 29
2.2. Описание выборки исследования 31
2.3 Методы исследования 32
2.3.1. Изучение медицинской информации и социально-демографических
данных 33
2.3.2. Изучение психологических характеристик подростков 33
2.3.3. Изучение параметров семейного окружения подростков 37
2.3.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ социально-демографических данных и медицинской информации 41
3.2. Анализ эмоциональных и поведенческих характеристик подростков.. .43
3.2. Анализ восприятия подростками свойств собственной личности и
межличностных отношений 47
3.3. Анализ параметров семейного окружения подростков 51
3.4. Сравнение показателей психологических характеристик и параметров
семейного окружения мальчиков и девочек 53
3.5. Изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками и параметрами семейного окружения у подростков с вегето-сосудистой дистонией
и их здоровых сверстников 59
3.6. Обсуждение результатов 64
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
Отсутствует часть приложений
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ 9
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 9
1.2. Особенности вегетативной регуляции в подростковом возрасте 11
1.3. Теоретические подходы к пониманию вегетативной дисфункции 13
1.4. Психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой
дистонией 17
1.5. Особенности семейного окружения подростков с психосоматическими
расстройствами 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация и процедура исследования 29
2.2. Описание выборки исследования 31
2.3 Методы исследования 32
2.3.1. Изучение медицинской информации и социально-демографических
данных 33
2.3.2. Изучение психологических характеристик подростков 33
2.3.3. Изучение параметров семейного окружения подростков 37
2.3.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ социально-демографических данных и медицинской информации 41
3.2. Анализ эмоциональных и поведенческих характеристик подростков.. .43
3.2. Анализ восприятия подростками свойств собственной личности и
межличностных отношений 47
3.3. Анализ параметров семейного окружения подростков 51
3.4. Сравнение показателей психологических характеристик и параметров
семейного окружения мальчиков и девочек 53
3.5. Изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками и параметрами семейного окружения у подростков с вегето-сосудистой дистонией
и их здоровых сверстников 59
3.6. Обсуждение результатов 64
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
Отсутствует часть приложений
На сегодняшний день одним из самых распространенных заболеваний, характерных для подросткового возраста, является вегето-сосудистая дистония. По данным Д. Н. Исаева вегето-сосудистая дистония у детей составляет 50-75% от неинфекционных заболеваний. К настоящему времени не сформирован конкретный подход к определению, пониманию и лечению вегето- сосудистой дистонии. Однако очевидно, что данное заболевание негативно влияет на качество жизни, вызывая психологический дискомфорт и снижая социальную активность подростков.
На данный момент существуют исследования, направленные на изучение психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией (Петрова Т. А., 2014; Литовченко М. О., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., 2014 и др.) и параметров их семейного окружения (Shulte I., Petermann F., 2011; Hill N., Bromell L., Flint T., Flint E., 2007 и др.).
Основными психологическими особенностями по данным современных исследований психологических характеристик подростков с вегето-сосудистой являются тревожность, ранимость, склонность к астеничным и субдепрессивным состояниям, а также страхи, связанные с соматическими проблемами и социальной дезадаптацией (Николаева Е. И., Грекова Е. Н., 2014; Кузнецова Е. А., 2014; Pisaric M., Nisevic S., 2011).
Исследования, посвященные изучению особенностей семейного окружения подростков с психосоматическими расстройствами, обнаруживают высокий уровень тревожности у родителей подростков с данными расстройствами и наличие взаимосвязи между жестоким обращением в семье и такими соматическими жалобами, как головные боли, боли в животе, головокружения, бессонница и потеря аппетита (Kim H. , Samuels-Dennis J., 2012; Shulte I., Petermann F., 2011; Kinnunen P., Laukkanen E., Kilma J., 2010).
Актуальность нашего исследования обусловлена недостатком научных работ, способных предоставить результаты совокупного анализа
Целью данного исследования является комплексное изучение психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией в контексте их семейного окружения.
Объектом исследования являются психологические характеристики подростков и параметры их семейного окружения.
Предметом исследования являются психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией и параметры их семейного окружения.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что подростки с вегето-сосудистой дистонией отличаются от своих здоровых сверстников более высокими показателями таких психологических характеристик, как тревожность и замкнутость, а так же более высокими показателями таких параметров семейного окружения, как конфликтность и враждебность.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией в сравнении с психологическими характеристиками их здоровых сверстников (самосознание, тревожность, замкнутость, а также соматические, социальные и другие проблемы);
2. определить параметры семейного окружения подростков с вегето- сосудистой дистонией в сравнении с параметрами семейного окружения их здоровых сверстников (восприятие личности отца и матери, показатели конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и тревожности в семейной ситуации);
3. провести сравнительное изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками и параметрами семейного окружения у подростков с вегето-сосудистой дистонией и их здоровых сверстников.
Для решения поставленных в дипломной работе задач были использованы психологические методы: анкетирование и тестирование («Юношеский опросник для 11 - 18 лет» Achenbach Т., 2001; «Личностный дифференциал» Бажин Е. Ф, Эткинд А. М., 1983; «Кинетический рисунок семьи» Беляускайте Р. Ф., 1994), а также методы математической обработки данных.
Новизна исследования заключается в комплексном изучении психологических характеристик подростков с вегето-сосудистой дистонией и параметров их семейного окружения с помощью применения проективных и опросных методов, одним из которых является мало представленный в отечественных работах «Юношеский опросник для 11 - 18 лет» Т. Ахенбаха.
Практическая значимость: результаты исследования будут предоставлены врачам и психологам с целью использования их в разработке программы лечения и психологической помощи подросткам с вегето-сосудистой дистонией с последующей профилактикой возникновения психосоматических заболеваний.
Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о психологических характеристиках и особенностях семейного окружения подростков с психосоматическими заболеваниями.
На данный момент существуют исследования, направленные на изучение психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией (Петрова Т. А., 2014; Литовченко М. О., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., 2014 и др.) и параметров их семейного окружения (Shulte I., Petermann F., 2011; Hill N., Bromell L., Flint T., Flint E., 2007 и др.).
Основными психологическими особенностями по данным современных исследований психологических характеристик подростков с вегето-сосудистой являются тревожность, ранимость, склонность к астеничным и субдепрессивным состояниям, а также страхи, связанные с соматическими проблемами и социальной дезадаптацией (Николаева Е. И., Грекова Е. Н., 2014; Кузнецова Е. А., 2014; Pisaric M., Nisevic S., 2011).
Исследования, посвященные изучению особенностей семейного окружения подростков с психосоматическими расстройствами, обнаруживают высокий уровень тревожности у родителей подростков с данными расстройствами и наличие взаимосвязи между жестоким обращением в семье и такими соматическими жалобами, как головные боли, боли в животе, головокружения, бессонница и потеря аппетита (Kim H. , Samuels-Dennis J., 2012; Shulte I., Petermann F., 2011; Kinnunen P., Laukkanen E., Kilma J., 2010).
Актуальность нашего исследования обусловлена недостатком научных работ, способных предоставить результаты совокупного анализа
Целью данного исследования является комплексное изучение психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией в контексте их семейного окружения.
Объектом исследования являются психологические характеристики подростков и параметры их семейного окружения.
Предметом исследования являются психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией и параметры их семейного окружения.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что подростки с вегето-сосудистой дистонией отличаются от своих здоровых сверстников более высокими показателями таких психологических характеристик, как тревожность и замкнутость, а так же более высокими показателями таких параметров семейного окружения, как конфликтность и враждебность.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией в сравнении с психологическими характеристиками их здоровых сверстников (самосознание, тревожность, замкнутость, а также соматические, социальные и другие проблемы);
2. определить параметры семейного окружения подростков с вегето- сосудистой дистонией в сравнении с параметрами семейного окружения их здоровых сверстников (восприятие личности отца и матери, показатели конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и тревожности в семейной ситуации);
3. провести сравнительное изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками и параметрами семейного окружения у подростков с вегето-сосудистой дистонией и их здоровых сверстников.
Для решения поставленных в дипломной работе задач были использованы психологические методы: анкетирование и тестирование («Юношеский опросник для 11 - 18 лет» Achenbach Т., 2001; «Личностный дифференциал» Бажин Е. Ф, Эткинд А. М., 1983; «Кинетический рисунок семьи» Беляускайте Р. Ф., 1994), а также методы математической обработки данных.
Новизна исследования заключается в комплексном изучении психологических характеристик подростков с вегето-сосудистой дистонией и параметров их семейного окружения с помощью применения проективных и опросных методов, одним из которых является мало представленный в отечественных работах «Юношеский опросник для 11 - 18 лет» Т. Ахенбаха.
Практическая значимость: результаты исследования будут предоставлены врачам и психологам с целью использования их в разработке программы лечения и психологической помощи подросткам с вегето-сосудистой дистонией с последующей профилактикой возникновения психосоматических заболеваний.
Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о психологических характеристиках и особенностях семейного окружения подростков с психосоматическими заболеваниями.
Данное исследование было посвящено психологическим особенностям подростков в контексте их семейного окружения. Нам удалось провести комплексное психологическое обследование подростков и обнаружить более высокий уровень тревожности и замкнутости у подростков с вегето-сосудистой дистонией в сравнении с их здоровыми сверстниками, а также выявить более высокий уровень конфликтности в семейной ситуации подростков с ВСД.
Математико-статистический анализ данных выявил ряд различий по психологическим характеристикам и особенностям семейного окружения между подростками с ВСД и их здоровыми сверстниками. Результаты показали, что подростки с ВСД характеризуются не только более выраженной тревожностью, замкнутостью, наличием соматических проблем и распространенностью конфликтных ситуаций в семье, но и проблемами мышления (компульсивные действия и навязчивые мысли), чувством собственной неполноценности в семье, тревожностью семейного окружения и меньшим уровнем сплоченности и интегративности членов семьи. При этом девочки с ВСД в большей степени демонстрируют тревожность и замкнутость, а мальчики с ВСД - проблемы поведения и враждебность по отношению к членам семьи или восприятие отдельных членов семьи, как враждебно настроенных.
Результаты исследования могут быть использованы врачами и психологами для разработки программ лечения и психологической поддержки подростков с вегето-сосудистой дистонией, направленных на снижение уровня их тревожности и социальную адаптацию.
Математико-статистический анализ данных выявил ряд различий по психологическим характеристикам и особенностям семейного окружения между подростками с ВСД и их здоровыми сверстниками. Результаты показали, что подростки с ВСД характеризуются не только более выраженной тревожностью, замкнутостью, наличием соматических проблем и распространенностью конфликтных ситуаций в семье, но и проблемами мышления (компульсивные действия и навязчивые мысли), чувством собственной неполноценности в семье, тревожностью семейного окружения и меньшим уровнем сплоченности и интегративности членов семьи. При этом девочки с ВСД в большей степени демонстрируют тревожность и замкнутость, а мальчики с ВСД - проблемы поведения и враждебность по отношению к членам семьи или восприятие отдельных членов семьи, как враждебно настроенных.
Результаты исследования могут быть использованы врачами и психологами для разработки программ лечения и психологической поддержки подростков с вегето-сосудистой дистонией, направленных на снижение уровня их тревожности и социальную адаптацию.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



