МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «внеурочная деятельность» в системе современного общего
образования
1.2 Роль и место внеурочной деятельности в образовании и воспитания
школьников
1.3 Направления, виды, формы, средства реализации внеурочной деятельности в условиях общей
школы
1.4 Методика диагностики эффективности ВНУД и личностного
роста школьников
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ВКР
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «внеурочная деятельность» в системе современного общего
образования
1.2 Роль и место внеурочной деятельности в образовании и воспитания
школьников
1.3 Направления, виды, формы, средства реализации внеурочной деятельности в условиях общей
школы
1.4 Методика диагностики эффективности ВНУД и личностного
роста школьников
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ВКР
Актуальность. В системе общего образования в связи с принятием стандартов второго поколения, которые приняты для каждой ступени общего образования -начальной общей, основной общей и средней (полной) общей, декларирована в них учебная и внеурочная работа.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС, 2010) внеурочная деятельность (ВНУД) учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Образование несет основные функции педагогического процесса - образовательную, воспитательную, развивающую, которые реализуются в процессе урочной и внеурочной работы школы, проводимую учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, совместно с родителями, администрацией общеобразовательного учреждения.
В новом ФГОС общего образования воспитание рассматривается как ценностно - ориентированный процесс. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
мировой и отечественной культуре (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга школьников всех возрастов. Внеурочная работа рассматривается сегодня главным образом как деятельность, которая организуется коллективом школы (учителями, педагогами дополнительного образования) по заранее составленному расписанию или по плану во внеурочное время для организации учащихся в свободное от учебы время для реализации творческих способностей, также этот вид работы позволяет реализоваться обучающимся в школьном самоуправлении и общественно полезной деятельности (В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, 2008; Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др., 2009; И. А. Зимняя, 2010; Ю. Ю. Баранов, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др., 2013).
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы (ее вариативной частью) (ФГОС 2010, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
В связи с плавным переходом учреждений общего образования на стандарты второго поколения (ФГОС начального, основного, среднего ступеней образования) нет единого подхода к составлению планов и программ внеурочной деятельности обучающихся.
Объектом исследования является внеурочная деятельность школьников в условиях общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются мероприятия,
проводимые в рамках внеурочной деятельности со школьниками.
В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что обучение, воспитание, образование, развитие, социализация учащихся, используя формы игровой и иной деятельности в разработанной комплексной программе внеурочной деятельности (ВНУД) по предложенному алгоритму, будет эффективным, если использовать средства игровой деятельности, в соответствии с возрастом и интересами школьников.
Цель исследования: разработать и обосновать алгоритм внеурочной деятельности в учреждениях общего образования.
В работе решались следующие задачи:
1.Определить понятие «внеурочной деятельности» школьников, ее виды, направления, формы и средства.
2. Разработать алгоритм и примерную комплексную программу организации внеурочной деятельности в условиях учреждения общего образования для 8 классов.
3. Проверить эффективность реализации предложенной программы по показателям развития коллектива класса.
Практическая значимость. Разработанная программа может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Новизна работы заключается в разработке комплексной программы (модульный формат) для основного общего образования школы и перечислением вариантов внеурочной деятельности с определением направление, целей, задач и ожидаемых результатов внедрения комплексной программы, а также результатов программы. Она основана на взаимосвязи итогов и форм внеурочной деятельности (ВНУД) и может быть использована учителями и администрации школы для разработки программ внеурочной деятельности, с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Структура работы. Работа изложена на 42 странице компьютерного текста. Состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 5 рисунками. Список использованной литературы содержит 31 источник. Список литературы автора по теме исследования состоит из 3 источников.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС, 2010) внеурочная деятельность (ВНУД) учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Образование несет основные функции педагогического процесса - образовательную, воспитательную, развивающую, которые реализуются в процессе урочной и внеурочной работы школы, проводимую учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, совместно с родителями, администрацией общеобразовательного учреждения.
В новом ФГОС общего образования воспитание рассматривается как ценностно - ориентированный процесс. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
мировой и отечественной культуре (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга школьников всех возрастов. Внеурочная работа рассматривается сегодня главным образом как деятельность, которая организуется коллективом школы (учителями, педагогами дополнительного образования) по заранее составленному расписанию или по плану во внеурочное время для организации учащихся в свободное от учебы время для реализации творческих способностей, также этот вид работы позволяет реализоваться обучающимся в школьном самоуправлении и общественно полезной деятельности (В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, 2008; Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др., 2009; И. А. Зимняя, 2010; Ю. Ю. Баранов, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др., 2013).
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы (ее вариативной частью) (ФГОС 2010, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, 2013; Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина, 2015).
В связи с плавным переходом учреждений общего образования на стандарты второго поколения (ФГОС начального, основного, среднего ступеней образования) нет единого подхода к составлению планов и программ внеурочной деятельности обучающихся.
Объектом исследования является внеурочная деятельность школьников в условиях общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются мероприятия,
проводимые в рамках внеурочной деятельности со школьниками.
В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что обучение, воспитание, образование, развитие, социализация учащихся, используя формы игровой и иной деятельности в разработанной комплексной программе внеурочной деятельности (ВНУД) по предложенному алгоритму, будет эффективным, если использовать средства игровой деятельности, в соответствии с возрастом и интересами школьников.
Цель исследования: разработать и обосновать алгоритм внеурочной деятельности в учреждениях общего образования.
В работе решались следующие задачи:
1.Определить понятие «внеурочной деятельности» школьников, ее виды, направления, формы и средства.
2. Разработать алгоритм и примерную комплексную программу организации внеурочной деятельности в условиях учреждения общего образования для 8 классов.
3. Проверить эффективность реализации предложенной программы по показателям развития коллектива класса.
Практическая значимость. Разработанная программа может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Новизна работы заключается в разработке комплексной программы (модульный формат) для основного общего образования школы и перечислением вариантов внеурочной деятельности с определением направление, целей, задач и ожидаемых результатов внедрения комплексной программы, а также результатов программы. Она основана на взаимосвязи итогов и форм внеурочной деятельности (ВНУД) и может быть использована учителями и администрации школы для разработки программ внеурочной деятельности, с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Структура работы. Работа изложена на 42 странице компьютерного текста. Состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 5 рисунками. Список использованной литературы содержит 31 источник. Список литературы автора по теме исследования состоит из 3 источников.
Внеурочная деятельность является ключевой позицией ФГОС общего образования по формированию личности школьника, его гражданской позиции в современном мире, российской идентичности. ВНУД организуется по пяти направлениям развития личности, которые раскрыты в комплексном плане с определением модулей, форм и средств развития личности школьников.
Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.
Определены уровни результатов их развития с определением воспитательных результатов по первому, второму и третьему уровню.
Разработан алгоритм ведения ВНУД в рамках учебного плана 8 классов с определением способов и форм ее проведения, сделана попытка разработать комбинированную модель ВНУД для обучающихся общеобразовательных школ.
Предложена примерная комплексная программа внеурочной деятельности для 8 классов, в которой определены цели и задачи ВНУД в целом и по каждому направлению (модулю) программы.
Комплексная программа имеет описание форм реализации, ожидаемые результаты, условия ее реализации, кадровое обеспечение, описаны варианты мониторинга эффективности ВНУД, материально - техническое обеспечение.
Проведена диагностика формирования некоторых аспектов школьного коллектива по отношению школьников к статусным категориям (неблагоприятный и благоприятный) в начале и в конце
учебного года.
В статусе отверженных в группе А на начало учебного года было 5 человек (20 %), в конце увеличилось до 9 человек (36 %). В группе Б число отверженных уменьшилось с 4 человек (16 %) до 2 человек (8 %).
Показана эффективность разработанной программы ВНУД для 8 классов в формировании коллектива класса.
Произошло улучшение коллектива класса в части формирования устойчивых групповых связей, лидеров формальной и неформальной структур, привлечение школьников, имеющих неблагоприятный статус, к работе в команде с лидерами и предпочитаемыми.
Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.
Определены уровни результатов их развития с определением воспитательных результатов по первому, второму и третьему уровню.
Разработан алгоритм ведения ВНУД в рамках учебного плана 8 классов с определением способов и форм ее проведения, сделана попытка разработать комбинированную модель ВНУД для обучающихся общеобразовательных школ.
Предложена примерная комплексная программа внеурочной деятельности для 8 классов, в которой определены цели и задачи ВНУД в целом и по каждому направлению (модулю) программы.
Комплексная программа имеет описание форм реализации, ожидаемые результаты, условия ее реализации, кадровое обеспечение, описаны варианты мониторинга эффективности ВНУД, материально - техническое обеспечение.
Проведена диагностика формирования некоторых аспектов школьного коллектива по отношению школьников к статусным категориям (неблагоприятный и благоприятный) в начале и в конце
учебного года.
В статусе отверженных в группе А на начало учебного года было 5 человек (20 %), в конце увеличилось до 9 человек (36 %). В группе Б число отверженных уменьшилось с 4 человек (16 %) до 2 человек (8 %).
Показана эффективность разработанной программы ВНУД для 8 классов в формировании коллектива класса.
Произошло улучшение коллектива класса в части формирования устойчивых групповых связей, лидеров формальной и неформальной структур, привлечение школьников, имеющих неблагоприятный статус, к работе в команде с лидерами и предпочитаемыми.
Подобные работы
- Обучение способам интерпретации публицистических текстов во внеурочной деятельности обучающихся средней общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Организация внеурочной деятельности обучающихся шестых классов в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Организация внеурочной деятельности по физике обучающихся основной школы на основе видео-задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Выявление организационно-педагогических условий процесса
индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Создание видеороликов занимательного характера как форма организации внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2021



