ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА 7
1.1. Сущность понятия инновация, классификация инноваций,
факторы, влияющие на развитие инновационной 7 экономики
1.2. Основные механизмы формирования инновационного
потенциала региона
1.3. Критерии оценки функционирования инновационного
потенциала региона
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1. Социально-экономические условия инновационной деятельности и научно технический потенциал Белгородской 29 области ...
2.2. Инновационная деятельность и качество инновационной политики в регионе
2.3. Проблемы инновационного развития Белгородской 46 области...
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА, СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 49
3.1. Совершенствование управления развитием инновационного потенциала региона 51
3.2. Методология оценки инновационного потенциала региона 54
3.3. Механизм оценки возможностей для коммерциализации
исследований и разработок и стимулирование инновационного процесса в регионе.. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА 7
1.1. Сущность понятия инновация, классификация инноваций,
факторы, влияющие на развитие инновационной 7 экономики
1.2. Основные механизмы формирования инновационного
потенциала региона
1.3. Критерии оценки функционирования инновационного
потенциала региона
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1. Социально-экономические условия инновационной деятельности и научно технический потенциал Белгородской 29 области ...
2.2. Инновационная деятельность и качество инновационной политики в регионе
2.3. Проблемы инновационного развития Белгородской 46 области...
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА, СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 49
3.1. Совершенствование управления развитием инновационного потенциала региона 51
3.2. Методология оценки инновационного потенциала региона 54
3.3. Механизм оценки возможностей для коммерциализации
исследований и разработок и стимулирование инновационного процесса в регионе.. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В настоящее время в финансовом планировании Российской Федерации на первое место ставится задача создания инноваторской экономики. Вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Роль государства в научной и инноваторской сферах остается основной и заключается в регулировании научной деятельности в государственных научно-исследовательских институтах, вузах и инновационной активностью бизнеса.
Инновации имеют решающее значение для экономического развития региона и в значительной степени зависят от инновационного потенциала конкретной территории.
Несовершенство региональных стратегий управления инновационной деятельностью негативно отражается на полученных результатах и эффективности экономики страны.
Все это предопределяет актуальность темы исследования, ее значимость для экономической теории, теории управления инновациями.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Теоретические и методические вопросы формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе в современной экономике России являются недостаточно разработанными.
Изучение общих вопросов формирования инновационной деятельности, нашло отражение в работах: Голубкова Е.П., Гусакова М.А., Кондратьева Н.Д., Твисса Б., Шумпетера Й.А., Бездудной А.Г., Тебекин А.В. и др.
Решению проблемы инновационного развития страны и регионов посвящены труды ученых, среди которых: Балабанов И.Т. [19], Абдукаримов В.И. [14], Валдайцев С.В. [23], Гвишиани Г.М. [24], Гольдштейн Г.Я. [28], Гринчель Б.М. [29], Гусаков М.А. [30],
Моделирование инновационных процессов и взаимосвязь конкурентоспособности регионов с уровнем их инновационной активности подробно рассматриваются в работах Вагановой О.В. [22], Кругликова А.Г. [44], Румянцева А.А. [51] и др.
Вместе с тем, не получили достаточной проработки вопросы, связанные со спецификой формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе, что и определило выбор объекта, предмета и цель исследования.
Целью исследования является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по формированию инновационного потенциала и стимулированию инновационного процесса в регионе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования инновационного потенциала региона;
- провести анализ инновационного потенциала Белгородской области, определить проблемы развития инновационной экономики в регионе;
- разработать методические и практические рекомендации по формированию инновационного потенциала и стимулированию инновационного процесса в регионе.
Объект исследования - региональная инновационная система.
Предмет исследования - механизмы формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные организационным, правовым и экономическим проблемам формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе. В процессе данного исследования применялись общенаучные и частные методы исследования; системный анализ, сравнение, сопоставление, абстрагирование, обобщение. Использовались принципы научной абстракции, экономического и статистического, а также стратегического, отраслевого анализа.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили научно-исследовательские материалы, аналитические обзоры и отчеты, статистические данные, материалы научных конференций. Использовались результаты мониторинговых исследований, материалы экономических периодических изданий, а также нормативно-методические документы, законодательные и нормативные акты Белгородской области. Использовались ресурсы Интернета, а также первичная информация.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных автором предложений и рекомендаций региональными органами управления, а также юридическими лицами при выработке мероприятий по формированию инновационного потенциала региона.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретико-методических подходов к эффективному функционированию инновационного потенциала региона, что будет способствовать развитию инновационной активности и инновационной политики региона.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработан алгоритм стратегического управления инновационной деятельностью в регионе, что позволит обеспечить эффективное взаимодействие науки, образования, производства, денежно-кредитной сферы и органов власти в развитии инновационной деятельности в регионе;
- разработан механизм оценки возможностей коммерциализации исследований и разработок, который поспособствует передаче знаний в промышленность;
- усовершенствована методика оценки инновационного потенциала региона;
- предложены методические и практические рекомендации по формированию инновационного потенциала и стимулированию инновационного процесса в регионе.
Структура и логика диссертации определены исходя из предмета, цели и задач исследования. Диссертация состоит из оглавления, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 61 источник. Исследование изложено на 83 страницах, включает 8 рисунков, 9 таблиц и 11 формул.
Инновации имеют решающее значение для экономического развития региона и в значительной степени зависят от инновационного потенциала конкретной территории.
Несовершенство региональных стратегий управления инновационной деятельностью негативно отражается на полученных результатах и эффективности экономики страны.
Все это предопределяет актуальность темы исследования, ее значимость для экономической теории, теории управления инновациями.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Теоретические и методические вопросы формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе в современной экономике России являются недостаточно разработанными.
Изучение общих вопросов формирования инновационной деятельности, нашло отражение в работах: Голубкова Е.П., Гусакова М.А., Кондратьева Н.Д., Твисса Б., Шумпетера Й.А., Бездудной А.Г., Тебекин А.В. и др.
Решению проблемы инновационного развития страны и регионов посвящены труды ученых, среди которых: Балабанов И.Т. [19], Абдукаримов В.И. [14], Валдайцев С.В. [23], Гвишиани Г.М. [24], Гольдштейн Г.Я. [28], Гринчель Б.М. [29], Гусаков М.А. [30],
Моделирование инновационных процессов и взаимосвязь конкурентоспособности регионов с уровнем их инновационной активности подробно рассматриваются в работах Вагановой О.В. [22], Кругликова А.Г. [44], Румянцева А.А. [51] и др.
Вместе с тем, не получили достаточной проработки вопросы, связанные со спецификой формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе, что и определило выбор объекта, предмета и цель исследования.
Целью исследования является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по формированию инновационного потенциала и стимулированию инновационного процесса в регионе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования инновационного потенциала региона;
- провести анализ инновационного потенциала Белгородской области, определить проблемы развития инновационной экономики в регионе;
- разработать методические и практические рекомендации по формированию инновационного потенциала и стимулированию инновационного процесса в регионе.
Объект исследования - региональная инновационная система.
Предмет исследования - механизмы формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные организационным, правовым и экономическим проблемам формирования инновационного потенциала и стимулирования инновационного процесса в регионе. В процессе данного исследования применялись общенаучные и частные методы исследования; системный анализ, сравнение, сопоставление, абстрагирование, обобщение. Использовались принципы научной абстракции, экономического и статистического, а также стратегического, отраслевого анализа.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили научно-исследовательские материалы, аналитические обзоры и отчеты, статистические данные, материалы научных конференций. Использовались результаты мониторинговых исследований, материалы экономических периодических изданий, а также нормативно-методические документы, законодательные и нормативные акты Белгородской области. Использовались ресурсы Интернета, а также первичная информация.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных автором предложений и рекомендаций региональными органами управления, а также юридическими лицами при выработке мероприятий по формированию инновационного потенциала региона.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретико-методических подходов к эффективному функционированию инновационного потенциала региона, что будет способствовать развитию инновационной активности и инновационной политики региона.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработан алгоритм стратегического управления инновационной деятельностью в регионе, что позволит обеспечить эффективное взаимодействие науки, образования, производства, денежно-кредитной сферы и органов власти в развитии инновационной деятельности в регионе;
- разработан механизм оценки возможностей коммерциализации исследований и разработок, который поспособствует передаче знаний в промышленность;
- усовершенствована методика оценки инновационного потенциала региона;
- предложены методические и практические рекомендации по формированию инновационного потенциала и стимулированию инновационного процесса в регионе.
Структура и логика диссертации определены исходя из предмета, цели и задач исследования. Диссертация состоит из оглавления, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 61 источник. Исследование изложено на 83 страницах, включает 8 рисунков, 9 таблиц и 11 формул.
Роль инноваций имеет решающее значение для экономического развития региона и в значительной степени зависит от инновационного потенциала конкретной территории.
Несовершенство региональных стратегий управления инновационной деятельностью негативно отражается на полученных результатах и эффективности экономики.
Настоящее исследование посвящено разработке и научному обоснованию методических положений и практических рекомендаций по формированию инновационного потенциала региона, а также стимулированию инновационного процесса в регионе.
В первой главе рассмотрены теоретические особенности формирования инновационного потенциала региона: сущность понятия инновация, классификация инноваций, факторы, влияющие на развитие инновационной экономики. Определены основные принципы формирования региональной инновационной политики: системный подход к формированию региональной инновационной политики; создание региональной инновационной инфраструктуры, учитывающей специфику территории и дальнейшую интеграцию в единую систему; согласованность среднесрочных приоритетных областей региональной и государственной инновационной деятельности; концентрация ресурсов в приоритетных областях и точное определение источников финансирования.
Основными компонентами инновационного потенциала региона являются финансовые, кадровые, материально-технические, научно-технические, маркетинговые, производственные и технологические, информационные и культурно-образовательные (инновационные культуры).
Инновационная деятельность должна основываться на эффективном использовании интеллектуального и промышленного потенциала региона, способствовать коммерциализации знаний и технологий и, следовательно, формированию инновационной инфраструктуры и выступать в качестве основного источника внедрения высоких технологий в производство.
Рассмотрены критерии оценки функционирования инновационного потенциала региона, характеризующие социально-экономические условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал, уровень инновационной активности, качество региональной инновационной политики.
Во второй главе проведен анализ инновационного потенциала Белгородской области, по итогам которого определено, что несмотря на достаточно развитую инновационную инфраструктуру в регионе, уровень инновационного производства пока еще остается недостаточным, но необходимо отметить, что предпринимаемые системные меры по формированию инновационной экономики принесли определенные результаты, которые в большей степени затронули создание институциональных и инфраструктурных предпосылок инновационного роста.
Определен ряд проблем, сдерживающих инновационное развитие региона:
1. Недостаточный образовательный потенциал населения региона. В регионе высшее образование имеют только 31% населения в возрасте 25-64 лет. По образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) обучается 342 студента в расчете на 10000 человек.
2. Отсутствие системного процесса управления знаниями. В Белгородской области отсутствует единая система управления знаниями в сфере инноваций, в рамках которой осуществляется стимулирование взаимодействия университетов, частных организаций и органов власти. Отсутствует база данных о потребности региональных предприятий в некоторых исследованиях научных и инновационных продуктов, а также база данных по научно-техническим достижениям с целью выявления финансовых ресурсов для их успешного маркетинга и внедрения на предприятиях, организация инновационных брокерских услуг.
3. Низкий уровень финансирования научных исследований и разработок. Структура финансовых ресурсов предприятий и организаций, осуществляющих НИОКР неоднородна, в основном это собственные средства и средства, выделяемые из бюджета, динамика которых за последние несколько лет является положительной, но при этом увеличение финансирования по отношению к 2012 году составило только 34%.
4. Низкий уровень результативности научных исследований и разработок. С 2010 г. по 2015 г. коэффициент изобретательской активности в регионе выросло только на 21 % и составил 0,96% против 0,76% в 2010 г., что на 1,04 процентных пункта ниже среднероссийского уровня (2%). Скромные значения и по следующим показателям: число патентных заявок на изобретения в регионе выросло на 21 %; число выданных патентов на изобретения увеличилось на 44%.
5. Низкий уровень затрат на технологические инновации. С 2010 г. по 2015 г. затраты на технологические инновации в регионе снизились на 22 % и составили 2392,9 млн. руб. против 3072,3 млн. руб. в 2010 г.
В третьей главе предложен алгоритм стратегического управления инновационной деятельностью в регионе, разработаны рекомендации по совершенствованию управления развитием инновационного потенциала региона, в рамках следующих направлений:
1. Институциональное развитие: определение и реализация приоритетных направлений инновационного развития Белгородской области в долгосрочной и среднесрочной перспективе с применением проектного подхода; законодательное распределение конкретной квоты бюджетных средств (включая региональный бюджет), ежегодно ожидаемый для поддержки и развития инновационной деятельности предпринимательских структур; разработка мероприятий по финансовой поддержке инновационной деятельности субъектов предпринимательской деятельности включает механизм предоставления налоговых льгот, компенсации расходов, связанных с патентами и лицензиями.
2. Экономическое развитие: развитие экспортно-производственного потенциала предприятий; создание отдела для привлечения внебюджетных ресурсов для консультирования органов местного публичного управления, руководителей государственных учреждений в разработке необходимой документации для привлечения дополнительного финансирования; необходимо сосредоточить усилия на расширении налоговой базы региона, создавая условия экономического роста в регионе на основе развития существующих предприятий и уменьшая размер неофициальной экономики; разработка механизма участия органов регионального управления на финансирование научно-технических исследований в МСП, ориентированное на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона, коммерциализацию исследований и разработок; разработка механизмов льготного кредитования и компенсация расходов за приобретение патентов, лицензирование и сертификация интенсивного технологического производства, новые технологий, созданных субъектами инновационного предпринимательства.
3. Развитие сферы науки и инноваций: формирование базы данных о потребности региональных предприятий в некоторых исследованиях научных и инновационных продуктов; развитие информатизации по продвигаемой региональной инновационной политике: публикация, тематические размещения на веб-страницах для характеристики приоритетных направлений деятельности научно-исследовательских и образовательных структур, а также административных органов для разработки и внедрения инноваций в реальном секторе экономики; создание баз данных по научно-техническим достижениям с целью выявления финансовых ресурсов для их успешного маркетинга и внедрения на предприятиях, организация инновационных брокерских услуг.
4. Развитие сотрудничества между заинтересованными сторонами в области инновационного развития: активизация сотрудничества между фирмами, укрепление усилий предпринимателей в решении проблем, стоящих на пути разработки инноваций; интеграция инфраструктуры научных и образовательных структур с структурами власти и предпринимательской средой региона, а именно: разработка институциональных основ и инструментов формирования общественного партнерства в сфере финансирования инновационных проектов; развитие процессов объединения предпринимателей в производство и продвижение товаров и услуг.
В ходе исследования проведена работа по усовершенствованию методологии оценки инновационного потенциала региона. Расчет индекса инновационного потенциала региона предложено производить путем вычисления с использованием среднего арифметического метода следующих индексов: социально-экономического потенциала; инновационной деятельности; образовательного потенциала; научно-технического потенциала; компетенций региональных властей.
В целях стимулирования инновационного потенциала региона предложены следующие меры:
- развитие навыков и квалификации собственного населения, либо через программы образования и профессиональной подготовки или с помощью схем, которые вводят работников в новые идеи и подходы. Привлечение лучших квалифицированных специалистов из других регионов.
- расширение эффективно функционирующих сетей - как официальных, так и неформальных, поощрение связей между субъектами бизнеса, университетами, научно-исследовательскими институтами и посредниками государственного сектора.
- обеспечение адекватной региональной инфраструктуры «знаний» имеет основополагающее значение: предоставление средств для стимулирования деятельности частного сектора и инфраструктуры для государственно-частного партнерства научно-исследовательских инициатив, таких как центры, развитие научных парков, технологических парков и бизнес - инкубаторов.
- продвижение высокоскоростных коммуникационных сетей и связей между университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями.
- обеспечение использования всех источников финансирования, в скоординированной манере.
Также стимулирование инновационного развития региона может быть осуществлено несколькими инструментами, как налоговые льготы, гранты или прямые субсидии, низкий процент кредитов и прямого участия прямых инвестиций.
Региональные усилия по стимулированию инноваций должны играть свою роль в создании возможностей, а также устранения выявленных недостатков, для этого необходима база данных. Это может быть установлено с помощью контрольных оценок научно-исследовательского и инновационного потенциала в регионе.
В ходе исследования определено, что большинство научно-исследовательских институтов сосредоточено на научной деятельности, следовательно, разработанная технология не соответствует промышленному спросу. Чтобы обеспечить максимальную пользу исследовательской функции научно-исследовательских институтов для общества, недостаточно только генерировать знания. Также важно передать эти знания в промышленность путем коммерциализации исследований. Чтобы оценить возможности коммерциализации, предложено шесть критериев оценки возможностей для коммерциализации исследований и разработок - это технология, маркетинг, финансы, интеллектуальная собственность, ресурс и полезное воздействие.
Несовершенство региональных стратегий управления инновационной деятельностью негативно отражается на полученных результатах и эффективности экономики.
Настоящее исследование посвящено разработке и научному обоснованию методических положений и практических рекомендаций по формированию инновационного потенциала региона, а также стимулированию инновационного процесса в регионе.
В первой главе рассмотрены теоретические особенности формирования инновационного потенциала региона: сущность понятия инновация, классификация инноваций, факторы, влияющие на развитие инновационной экономики. Определены основные принципы формирования региональной инновационной политики: системный подход к формированию региональной инновационной политики; создание региональной инновационной инфраструктуры, учитывающей специфику территории и дальнейшую интеграцию в единую систему; согласованность среднесрочных приоритетных областей региональной и государственной инновационной деятельности; концентрация ресурсов в приоритетных областях и точное определение источников финансирования.
Основными компонентами инновационного потенциала региона являются финансовые, кадровые, материально-технические, научно-технические, маркетинговые, производственные и технологические, информационные и культурно-образовательные (инновационные культуры).
Инновационная деятельность должна основываться на эффективном использовании интеллектуального и промышленного потенциала региона, способствовать коммерциализации знаний и технологий и, следовательно, формированию инновационной инфраструктуры и выступать в качестве основного источника внедрения высоких технологий в производство.
Рассмотрены критерии оценки функционирования инновационного потенциала региона, характеризующие социально-экономические условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал, уровень инновационной активности, качество региональной инновационной политики.
Во второй главе проведен анализ инновационного потенциала Белгородской области, по итогам которого определено, что несмотря на достаточно развитую инновационную инфраструктуру в регионе, уровень инновационного производства пока еще остается недостаточным, но необходимо отметить, что предпринимаемые системные меры по формированию инновационной экономики принесли определенные результаты, которые в большей степени затронули создание институциональных и инфраструктурных предпосылок инновационного роста.
Определен ряд проблем, сдерживающих инновационное развитие региона:
1. Недостаточный образовательный потенциал населения региона. В регионе высшее образование имеют только 31% населения в возрасте 25-64 лет. По образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) обучается 342 студента в расчете на 10000 человек.
2. Отсутствие системного процесса управления знаниями. В Белгородской области отсутствует единая система управления знаниями в сфере инноваций, в рамках которой осуществляется стимулирование взаимодействия университетов, частных организаций и органов власти. Отсутствует база данных о потребности региональных предприятий в некоторых исследованиях научных и инновационных продуктов, а также база данных по научно-техническим достижениям с целью выявления финансовых ресурсов для их успешного маркетинга и внедрения на предприятиях, организация инновационных брокерских услуг.
3. Низкий уровень финансирования научных исследований и разработок. Структура финансовых ресурсов предприятий и организаций, осуществляющих НИОКР неоднородна, в основном это собственные средства и средства, выделяемые из бюджета, динамика которых за последние несколько лет является положительной, но при этом увеличение финансирования по отношению к 2012 году составило только 34%.
4. Низкий уровень результативности научных исследований и разработок. С 2010 г. по 2015 г. коэффициент изобретательской активности в регионе выросло только на 21 % и составил 0,96% против 0,76% в 2010 г., что на 1,04 процентных пункта ниже среднероссийского уровня (2%). Скромные значения и по следующим показателям: число патентных заявок на изобретения в регионе выросло на 21 %; число выданных патентов на изобретения увеличилось на 44%.
5. Низкий уровень затрат на технологические инновации. С 2010 г. по 2015 г. затраты на технологические инновации в регионе снизились на 22 % и составили 2392,9 млн. руб. против 3072,3 млн. руб. в 2010 г.
В третьей главе предложен алгоритм стратегического управления инновационной деятельностью в регионе, разработаны рекомендации по совершенствованию управления развитием инновационного потенциала региона, в рамках следующих направлений:
1. Институциональное развитие: определение и реализация приоритетных направлений инновационного развития Белгородской области в долгосрочной и среднесрочной перспективе с применением проектного подхода; законодательное распределение конкретной квоты бюджетных средств (включая региональный бюджет), ежегодно ожидаемый для поддержки и развития инновационной деятельности предпринимательских структур; разработка мероприятий по финансовой поддержке инновационной деятельности субъектов предпринимательской деятельности включает механизм предоставления налоговых льгот, компенсации расходов, связанных с патентами и лицензиями.
2. Экономическое развитие: развитие экспортно-производственного потенциала предприятий; создание отдела для привлечения внебюджетных ресурсов для консультирования органов местного публичного управления, руководителей государственных учреждений в разработке необходимой документации для привлечения дополнительного финансирования; необходимо сосредоточить усилия на расширении налоговой базы региона, создавая условия экономического роста в регионе на основе развития существующих предприятий и уменьшая размер неофициальной экономики; разработка механизма участия органов регионального управления на финансирование научно-технических исследований в МСП, ориентированное на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона, коммерциализацию исследований и разработок; разработка механизмов льготного кредитования и компенсация расходов за приобретение патентов, лицензирование и сертификация интенсивного технологического производства, новые технологий, созданных субъектами инновационного предпринимательства.
3. Развитие сферы науки и инноваций: формирование базы данных о потребности региональных предприятий в некоторых исследованиях научных и инновационных продуктов; развитие информатизации по продвигаемой региональной инновационной политике: публикация, тематические размещения на веб-страницах для характеристики приоритетных направлений деятельности научно-исследовательских и образовательных структур, а также административных органов для разработки и внедрения инноваций в реальном секторе экономики; создание баз данных по научно-техническим достижениям с целью выявления финансовых ресурсов для их успешного маркетинга и внедрения на предприятиях, организация инновационных брокерских услуг.
4. Развитие сотрудничества между заинтересованными сторонами в области инновационного развития: активизация сотрудничества между фирмами, укрепление усилий предпринимателей в решении проблем, стоящих на пути разработки инноваций; интеграция инфраструктуры научных и образовательных структур с структурами власти и предпринимательской средой региона, а именно: разработка институциональных основ и инструментов формирования общественного партнерства в сфере финансирования инновационных проектов; развитие процессов объединения предпринимателей в производство и продвижение товаров и услуг.
В ходе исследования проведена работа по усовершенствованию методологии оценки инновационного потенциала региона. Расчет индекса инновационного потенциала региона предложено производить путем вычисления с использованием среднего арифметического метода следующих индексов: социально-экономического потенциала; инновационной деятельности; образовательного потенциала; научно-технического потенциала; компетенций региональных властей.
В целях стимулирования инновационного потенциала региона предложены следующие меры:
- развитие навыков и квалификации собственного населения, либо через программы образования и профессиональной подготовки или с помощью схем, которые вводят работников в новые идеи и подходы. Привлечение лучших квалифицированных специалистов из других регионов.
- расширение эффективно функционирующих сетей - как официальных, так и неформальных, поощрение связей между субъектами бизнеса, университетами, научно-исследовательскими институтами и посредниками государственного сектора.
- обеспечение адекватной региональной инфраструктуры «знаний» имеет основополагающее значение: предоставление средств для стимулирования деятельности частного сектора и инфраструктуры для государственно-частного партнерства научно-исследовательских инициатив, таких как центры, развитие научных парков, технологических парков и бизнес - инкубаторов.
- продвижение высокоскоростных коммуникационных сетей и связей между университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями.
- обеспечение использования всех источников финансирования, в скоординированной манере.
Также стимулирование инновационного развития региона может быть осуществлено несколькими инструментами, как налоговые льготы, гранты или прямые субсидии, низкий процент кредитов и прямого участия прямых инвестиций.
Региональные усилия по стимулированию инноваций должны играть свою роль в создании возможностей, а также устранения выявленных недостатков, для этого необходима база данных. Это может быть установлено с помощью контрольных оценок научно-исследовательского и инновационного потенциала в регионе.
В ходе исследования определено, что большинство научно-исследовательских институтов сосредоточено на научной деятельности, следовательно, разработанная технология не соответствует промышленному спросу. Чтобы обеспечить максимальную пользу исследовательской функции научно-исследовательских институтов для общества, недостаточно только генерировать знания. Также важно передать эти знания в промышленность путем коммерциализации исследований. Чтобы оценить возможности коммерциализации, предложено шесть критериев оценки возможностей для коммерциализации исследований и разработок - это технология, маркетинг, финансы, интеллектуальная собственность, ресурс и полезное воздействие.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Исследование механизмов управления процессами кооперации бизнеса предприятий в международных кластерах
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Механизм формирования перспективной потребности по приоритетным профессиям на региональном рынке труда
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Основные направления и оценка результативности поддержки инновационного развития регионов России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Инвестиционная деятельность и инвестиционный
потенциал Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение участников инновационной деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



