Введение 4
1. Теоретико-методологические основы
эмоционального развития дошкольников посредством детского художественного творчества 11
1.1 Подходы к изучению проблемы эмоционального
развития дошкольников в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности эмоционального развития детей в
дошкольном возрасте 18
1.3 Детское художественное творчество и его связь с
эмоциональным развитием дошкольников 25
Выводы по первой главе 32
2. Экспериментальная работа по эмоциональному развитию дошкольников посредством детского художественного творчества 34
2.1 Выявление уровня эмоционального развития
дошкольников 34
2.2 Содержание и организация работы по
эмоциональному развитию дошкольников 47
2.3 Рекомендации по эмоциональному развитию
дошкольников 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения 80
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это тот важный и ответственный период, когда формируются зачатки личности ребенка и когда он начинает активное общение с окружением, что способствует становлению и развитию эмоциональных отношений с другими людьми. В данном случае закладывается прочный фундамент, который становится основой дальнейшего развития личности ребенка. В связи с этим, безусловно, определяется важность того, насколько качественно сложатся в дошкольном возрасте его эмоциональное развитие, что оставит значительный отпечаток на будущем ребенка.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в непрекращающемся общении и взаимодействии с семьей, со сверстниками и со всем окружением, в котором он находится, однако современность констатирует тот факт, что на сегодняшний день ребенок все чаще начинает утрачивать, либо подменять нравственные чувства и ценности, становясь менее эмпатичным, менее сострадательным. Зачастую возникают ситуации, когда дети не могут совладать со своими эмоциями, а также понимать, описывать и выражать их, что в целом характеризуется как негативное отношение и, в ряде случаев, приводит к повышенной детской агрессивности, тревожности, импульсивности. По этой причине в детском коллективе порой создается напряженная обстановка, способствующая возникновению конфликтов, а это, в свою очередь, влияет на то, что у ребенка начинают формироваться внутриличностные проблемы, перетекающие в агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость и тревожность.
Следует обратить внимание на то, что с указанной проблемой можно бороться через детское художественное творчество, так как его использование благотворно влияет на эмоциональное развитие дошкольника. Детское творчество выполняет роль катализатора как для нравственного развития и обогащения личности ребенка, так и для его эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью: дошкольник становится более заинтересованным, вовлеченным в общении со сверстниками, семьей, педагогическими работниками, он становится спокойнее, появляется уравновешенность и дисциплина, обнаруживается творческий потенциал, т.е. ребенок «раскрывается» как личность, что, безусловно, положительно влияет на его эмоциональное развитие. Художественная деятельность также способствует тому, что у детей возникают представления о последствиях своих поступков, они учатся переживать их смысл, обдумывать и осознавать собственное «Я», которое находится в огромном социальном пространстве.
Следовательно, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который с помощью детского художественного творчества был эмоционально развит.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества. Исследования ряда психологов, таких как Б.Г.Ананьева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалева, Л.А. Венгер свидетельствуют о том, что дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный момент для развития и выстраивания устойчивого эмоционального фона у ребенка.
Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций не представлены достаточно полно психолого-педагогическая диагностика и методики, направленные на изучение эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами эмоций, эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества занимались многие известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.Н. Галигузова, К.Э. Изард, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и др. Вопросы коррекции эмоциональной сферы дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, Н.В. Клюевой, Г.З. Кобелевой, Н.Л. Кряжевой, Е.М. Листик, Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, И.А. Пазухиной, С.И. Семенаки, Т.В. Семеновских и др. Несмотря на достаточное количество работ в обозначенной области исследования, проблема эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности остаётся слабо изученной и недостаточно разработанной по причине изменившихся ценностных ориентаций и традиционных нравственных установок личности и общества.
Анализ теоретических исследований и практического опыта эмоционального развития дошкольников через художественное творчество позволил выявить следующие противоречия между:
- высокой социальной значимостью влияния детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников и проблемами реализации этого влияния в практической педагогической деятельности;
- важностью комплексного подхода к эмоциональному развитию дошкольников и отсутствием целостной концепции по развитию таких отношений с помощью детского художественного творчества;
- необходимостью осуществления целенаправленной работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами художественной деятельности и недостаточной проработанностью в педагогической практике психологических условий для такого развития.
Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие эмоциональному развитию дошкольников с помощью детского художественного творчества?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем выявить условия организации процесса эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольников.
Предмет исследования: влияние детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников.
Гипотеза исследования: использование детского художественного творчества способствует активизации и гармонизации эмоционального развития дошкольников в том случае, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом особенностей эмоционального развития дошкольников;
- организация непосредственного процесса детского художественного творчества будет включать в себя содержание, направленное на решение задач эмоционального, духовно-нравственного и эстетического развития детей;
- будет применена определенная тактика педагогического руководства, в основе которой будет лежать индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их эмоционального и общего уровня развития;
- будет создана обогащенная вариативная предметно-развивающая среда, открывающая дошкольникам возможность самостоятельного выбора содержания художественной деятельности, способов и средств ее осуществления с целью эмоционального развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
- изучить имеющуюся литературу по заданной проблеме;
- исследовать теоретические подходы к проблеме влияния на эмоциональное развитие дошкольников детского художественного творчества в психолого-педагогической литературе;
- выявить влияние детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников;
- составить и апробировать программу развития эмоционального развития дошкольников с помощью художественной деятельности;
- по результатам экспериментальной части исследования сделать выводы по степени эффективности выбранного вида художественной деятельности и апробированной программы по эмоциональному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, педагогической, психолого-педагогической); сравнение, обобщение, систематизация, классификация, синтез.
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, разработка вопросов по изучению средств художественной деятельности, изучение рабочей документации, педагогический эксперимент);
- методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: В. Вундта, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, Я. Рейковского, П.М. Якобсона, Г.А. Фортунатова, Г.И. Батурина, Л.М. Веккера, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.В. Симонова, Б.И. Додонова, Ж. Пиаже, Дж. Мида, А.И. Розенблюма, Ш. Левиса, Л. Росса, Г.А. Вартаняна, Е.С. Петрова, Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьевой, Г.В. Лабунской, В.А. Езикеевой и др.
Научная новизна исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий
эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется изучением и теоретическим обоснованием психолого-педагогических возможностей художественной деятельности в эмоциональном развитии дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в эмпирическим исследовании условий организации процесса эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества дошкольников. Предложенная психолого-педагогическая программа носит прикладной характер и может быть интересна всем, кто занимается проблемами эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 города Ставрополя и Северо-Кавказский федеральный университет.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе - выявлена проблема исследования; определены теоретическая база и параметры исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет и задачи; сформулирована рабочая гипотеза; проанализированы научные источники по проблеме исследования.
На втором этапе - определены структура и содержание; в соответствии с теоретическими разработками по проблеме исследования проведен констатирующий эксперимент.
На третьем этапе разработаны проведены анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные выводы исследования.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, необходимо произвести ряд следующих выводов:
- Анализ теоретических положений, касающихся эмоций, их природы и функционирования, а также эмоционального развития дошкольников, привел нас к следующим выводам: указанные проблемы были рассмотрены и исследованы многими зарубежными и отечественными психологами и философами, однако единого мнения по указанным вопросам разработано и утверждено до сегодняшнего дня так и не было; общение детей способствует развитию их эмоциональных отношений, происходит социализация ребенка, формируются коммуникативные качества, происходит обмен новой информацией, знаниями и уже приобретенными умениями; эмоции - это ответная реакция психики на окружающую действительность, а из этого следует, что семье и воспитателям необходимо уделять как можно больше внимания детям в дошкольном возрасте, образуя их окружающую действительность таким образом, чтобы она как можно больше способствовала эмоциональному развитию дошкольников, а это в будущем приведет к развитой во всех аспектах взрослой личности.
- Эмоции как мотив отражают то, насколько благополучно складывается общение дошкольников друг с другом. Эмоциональная успешность дошкольника в большей степени характеризуется его отношениями с другими детьми, их оценками. Если общение сформировывается, соответственно ожиданиям детей удачно, то и эмоции дети будут испытывать положительные. При негативном отношении сверстников ребенок испытывает актуальные и устойчивые негативные эмоции.
- Наиболее важным было выделено то, что на сегодняшний день многие образовательные программы своей главной целью видят развитие эмоциональной сферы дошкольника и его эмоциональных отношений со сверстниками и со всем окружением.
- Что касается художественного творчества в жизни дошкольника, то оно обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, таких как: развитие творческого потенциала дошкольника, его инициативности, дисциплинированности, самостоятельности, а также, что самое главное, эмоциональных взаимоотношений.
В рамках обозначенной проблемы исследования эмоционального развития дошкольников посредством художественной деятельности были выявлены характеристики, отражающие степень эмоционального развития ребенка:
- коммуникабельность, способность к взаимодействию с окружением;
- контакт со сверстниками на дружелюбной основе (умение договариваться);
- эмоциональное выражение своих чувств (во время приветствия, прощания, коллективной игры, на занятиях и повседневной деятельности);
- эмоциональная отзывчивость.
В результате исследования были выявлены особенности развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. Следует отметить, что низкий уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников после проведения всех методик показала половина детей от числа всех испытуемых. Это такие дети, которые не смогли показать знания об эмоциях и способах их выражения, не смогли описать эмоциональное состояние, не выявляли наличие и глубину социальных эмоций, не могли правильно или выражали с затруднением эмоции, не могли взаимодействовать с человеком с учетом его эмоционального состояния. На вопросы взрослого отвечали с затруднением или вообще не смогли ответить.
- Также исследование включало в себя создание программы по эмоциональному развитию дошкольников посредством детского художественного творчества «Творчество - путь к эмоциям» или «Нарисуем мир эмоций вместе!». Программа предполагала комплексную работу, состоящую из множества занятий.
Обозначенная программа, направленная на эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной деятельности, имела целью влияние на общий эмоциональный фон ребенка. У детей отмечались улучшение настроения, активность в эмоциональных контактах со сверстниками, расширились социальные контакты. Малыши с интересом и активностью занимались и общались, повторяли за педагогом действия, выполняли просьбы, были заинтересованы и с радостью откликались на установку к занятию и общению.
- В целом проведенное исследование проблемы эмоционального развития дошкольников посредством художественной деятельности показало положительные результаты проделанной работы. Это проявилось в том, что дошкольники стали более коммуникабельны, активны во взаимодействии со сверстниками, могли самостоятельно в позитивной направленности устанавливать контакты со сверстниками на дружелюбной основе, более эмоционально стали выражать свои чувства, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Аникина Н.А., Мезенцева Е.А., Федченко А.А.
Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском саду // Символ науки. 2017. № 4. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/formirovame-
lyuboznatelnosti-doshkolnikov-cherez-organizatsiyu- izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu (дата обращения:
22.05.2020) .
2. Аникина А.П. Выразительный образ человека глазами ребенка-дошкольника // Гуманизация образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:https://cyberlemnka.ru/article/n/vyrazitelnyy-obraz- cheloveka-glazami-rebenka-doshkolnika (дата обращения: 22.05.2020) .
3. Баранникова Е.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников [Текст] / Е.А. Баранникова, B. А. Петьков // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 2. -C. 58-60.
4. Беляева В.П. Развитие самостоятельности
дошкольников в художественном творчестве [Текст] / В.П. Беляева // Наука и Образование: материалы 3
Международной научно-практической конференции. - М.: Перо, 2015. - С. 14-17.
5. Березина Ю.Ю., Забровская О.В. Формирование
образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2016. № 1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- obraza-ya-doshkolnikov-sredstvami-portretnoy-zhivopisi-teoriya-i- metodika (дата обращения: 22.05.2020).
6. Березина Ю.Ю., Князева О.В. Методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 2 . URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie- osnovy-formirovaniya-tsvetovospriyatiya-detey-doshkolnogo-i- mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2020).
7. Борисова А.И., Степанов В.Г. Особенности изобразительной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозга // Педагогика и психология образования.
2015. № 2. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/osobennosti-izobrazitelnoy- deyatelnosti-podrostkov-i-dominiruyuschee-polusharie-mozga (дата обращения: 22.05.2020).
8. Буре Р.С. Учите детей трудиться [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година М.: Просвещение, 2006. - 238 с.
9. Васягина Н.Н. Влияние социальных эмоций на
характер общения дошкольников со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-
emotsiy-na-harakter-obscheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami (дата обращения: 22.05.2020).
10. Вербовская В.С., Гогоберидзе А.Г. О готовности педагогов дошкольной образовательной организации к развитию эмоциональной отзывчивости у детей // Вестник НВГУ. 2016. №1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-pedagogov- doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-k-razvitiyu- emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-detey (дата обращения:
22.05.2020) .
11. Венгер Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. - М.: 1999. - 405 с.
12. Веракса Н.Е., Еще не поздно: Развитие творческих способностей детей [Текст] / Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко - М.: Знание, 1992. - 127 с.
13. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, - СПб.: Питер, 2009. - 160 с.
14. Воробьева Д.И. Новая стратегия образования и технология развития личности дошкольника в изобразительной деятельности // Царскосельские чтения. 2014. №XVIII. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/novaya-strategiya-obrazovamya-
i- tehnologiya-razvitiya-lichnosti-doshkolmka-v-izobrazitelnoy- deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2020).
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.
16. Гиниятуллина Э.Д. Развитие эмоционального
интеллекта дошкольника // Universum: психология и
образование. - 2019. - №2 (56). - URL:
https://cyberlenrnka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo- intellekta-doshkolnika (дата обращения: 19.04.2020).
17. Гладких Л. П. Развитие внутреннего мира ребенка //
Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. №11. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnutrennego-mira- rebenka (дата обращения: 22.05.2020).
18. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 80 с.
19. Гасилина М.А. Исследование проявлений
дезадаптации у детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №3. URL:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-proyavleniy- dezadaptatsii-u-detey-6-7-let-k-obrazovatelnoy-srede-doshkolnoy- organizatsii (дата обращения: 22.05.2020).
20. Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно
эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2015. №1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/hudozhestvenno-
esteticheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 22.05.2020).
21. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 300 с.
22. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. [Текст] / - М.: Просвещение, 1999. - 220 с.
23. Детская практическая психология: Учебник
[Текст] / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2012. - 255 с.
24. Дубровская Н.В. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников «к творчеству» [Текст] / Н.В. Дубровская. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. - 144 с.
25. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В.
Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/produktivnaya-deyatelnost-kak- sredstvo-razvitiya-doshkolnika (дата обращения: 22.05.2020).
26. Запуниди А.А. Особенности изобразительной деятельности у детей с разным уровнем замысла в рисунке // Национальный психологический журнал. 2013. №1 (9). URL:
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-izobrazitelnoy-deyatelnosti-u-detey-s- raznym-urovnem-zamysla-v-risunke (дата обращения:
22.05.2020) .
27. Зацепина М.Б. Воспитание художественно
эстетической культуры у детей дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №3 (78). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-hudozhestvenno- esteticheskoy-kultury-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 22.05.2020).
28. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 384 с.
29. Иванова К.М., Карих (Канащенкова) В.В.
Особенности изобразительных способностей детей среднего дошкольного возраста (на материале лепки) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №2 (13). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izobrazitelnyh- sposobnostey-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-na- materiale-lepki (дата обращения: 22.05.2020).
30. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
31. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория
и практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб.
заведений [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
32. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
33. Кавылина А.К. Этапы реализации педагогических
условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. 2014. №9. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/etapy-
realizatsii-pedagogicheskih-usloviy-podgotovki-buduschih- vospitateley-k-organizatsii-izobrazitelnoy-deyatelnosti-s-detmi (дата обращения: 22.05.2020).
34. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. - 192 с.
35. Казанова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казанова, Т.И Сайганова, Е.М. Седова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004 - 128 с.
36. Каракулова Е.В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников [Текст] / Е.В. Каракулова // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 21-28.
37. Карпова С.И. Развитие эмоционального интеллекта
и социальной компетентности у старших дошкольников в процессе рисования портрета // Гаудеамус. 2019. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-
intellekta-i-sotsialnoy-kompetentnosti-u-starshih-doshkolnikov-v- protsesse-risovaniya-portreta (дата обращения: 22.06.2020).
38. Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник ТГУ.
2018. №4 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model- razvitiya-emotsionalnogo-mtenekta-i-sotsialnoy-kompetentnosti- u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-konektivnoy (дата обращения: 22.06.2020).
39. Карасева А.В. Значение развития цветовосприятия
дошкольников // Территория науки. 2017. №3. URL:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-razvitiya- tsvetovospriyatiya-doshkolnikov (дата обращения: 22.05.2020).
40. Кахнович С.В. Способы, формы и методы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-formy- i-metody-formirovaniya-kultury-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u- detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-hudozhestvenno (дата обращения: 22.05.2020).
41. Кахнович С.В. Психолого-педагогические основы
формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью // Интеграция образования. 2011. №3. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie- osnovy-formirovaniya-kultury-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u- detey-doshkolnogo-vozrasta-v-propesse-zanyatiy (дата
обращения: 22.05.2020).
42. Кахнович С.В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами художественно-творческой деятельности: теоретический и технологический аспекты // Сибирский
педагогический журнал. - 2011. - № 8. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberlemnka.ru/article/n/formirovame-osnov-kultury- mezhlichnostnyh-otnoshemy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta- sredstvami-hudozhestvenno-tvorcheskoy (дата обращения:
22.05.2020) .
43. Клопотова Е.Е., Газанчян Е.Б. Особенности рисования дошкольников с помощью традиционных и электронных средств // СДО. 2017. - № 8. - (80). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-risovaniya-doshkolnikov-s-pomoschyu- traditsionnyh-i-elektronnyh-sredstv (дата обращения:
22.05.2020) .
44. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 213 с.
45. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие
эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник КемГУ. - 2016. - №3. - (67). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery- rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2020).
46. Лебедева А.И. Формирование дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников через коллективные формы организации изобразительной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. 15. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberlemnka.ru/article/n/formirovame-druzheskih- vzaimootnoshemy-u-starshih-doshkolmkov-cherez-kollektivnye- formy-organizatsii-izobrazitelnoy-deyatelnosti (дата обращения:
22.05.2020) .
47. Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Диагностика
проявлении дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации // Вестник ОГУ. 2017. №11 (211). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-proyavleniy- dezadaptatsii-detey-6-7-let-k-obrazovatelnoy-srede-doshkolnoy- organizatsii (дата обращения: 22.05.2020).
48. Максимихина Е.В. Роль эмоциональной сферы в формировании психологического здоровья старших дошкольников. Детский сад: теория и практика [Текст] / Е.В. Максимихина, И.А. Сергеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 5 - С. 60-66.
49. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 817 c.
50. Маленова А.Ю., Рыжинская М.Б. Особенности
отношения матери и домашнего воспитателя к ребенку дошкольного возраста // ОмГУ. 2016. №1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otnosheniya-materi- i-domashnego-vospitatelya-k-rebenku-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2020).
51. Мальцева Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2016. - №3 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery- detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.04.2020).
52. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей
детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №94. URL:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih- sposobnostey-detey-5-10-let-na-zanyatiyah-po-izobrazitelnomu- iskusstvu (дата обращения: 22.05.2020).
53. Незнаева Ю.Ю. Формирование духовнонравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (погружение в цвет) // Вестник ЧГПУ. 2015. №2. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- duhovno-nravstvennoy-sfery-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta-sredstvami-izobrazitelnoy-deyatelnosti-pogruzhenie-v (дата обращения: 22.05.2020).
54. Николаева В.В., Байкенова А.Е., Шевченко В.Е.
Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. №1 (22). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy- sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения:
22.06.2020) .
55. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития
художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник НВГУ. 2012. №2. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-
razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения:
22.05.2020) .
56. Подымова Л.С., Ильина С.В. Развитие
эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberlemnka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery- starshih-doshkolnikov-v-protsesse-obscheniya-so-sverstnikami (дата обращения: 22.05.2020).
57. Подольская О.А. Межличностные отношения
дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-otnosheniya- doshkolnikov (дата обращения: 22.05.2020).
58. Поляшова Наталья Владимировна, Квашнина Алина
Юрьевна Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Гуманитариум. 2017. №1 (2). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki- risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya- detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения:
22.05.2020) .
59. Прищепа С.С. Система управления процессом формирования межличностного общения у старших
дошкольников со сверстниками // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. №1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberlenmka.ru/artide/n/sistema-upravlemya-protsessom- formirovamya-mezhlichnostnogo-obschemya-u-starshih- doshkolnikov-so-sverstnikami (дата обращения: 22.05.2020).
60. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
61. Розова И.Н. Особенности отбора содержания
эмоционального развития детей 5-7 лет в условиях современного дошкольного образовательного учреждения (На примере программы «Эмоциональные шедевры») // ИСОМ. 2015. №6-1. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otbora-
soderzhaniya-emotsionalnogo-razvitiya-detey-5-7-let-v-usloviyah- sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo (дата обращения:
22.05.2020) .
62. Салютнова В.И., Шибанова Н.М. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: структурно-содержательный анализ // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. №5. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-samovyrazhenie- detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-izobrazitelnoy- deyatelnosti-strukturno-soderzhatelnyy-analiz (дата обращения:
22.05.2020) .
63. Самохвалова А.Г. Психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения [Текст] / А.Г. Самохвалова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 30. - С. 386-393.
64. Сафроненко Е.В. Экспериментальное исследование
развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник ТГПУ. 2011. №10. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberlenmka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovame- razvitiya-sposobnostey-k-izobrazitelnoy-deyatelnosti-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2020).
65. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы
коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. №2. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-
pedagogicheskie-osnovy-kommunikativnogo-obscheniya-i- osobennosti-ego-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2020).
66. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов [Текст] / О.Е. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
67. Социально-эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
68. Спицына В.В., Горбачева Е.О. Психологическое
просвещение педагогов по развитию эмоционального отношения детей дошкольного возраста к воспитателю // Известия ВГПУ. 2017. №10 (123). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-prosveschenie- pedagogov-po-razvitiyu-emotsionalnogo-otnosheniya-detey- doshkolnogo-vozrasta-k-vospitatelyu (дата обращения:
22.05.2020) .
69. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
70. Столяренко Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
71. Токарева Ольга А., Серый Андрей В., Федоров Александр И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник КемГУ. 2018. №3 (75). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie- problemy-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.06.2020).
72. Тришина Г. В. Пути формирования готовности детей
старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №26 (197). URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-gotovnosti- detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-hudozhestvenno- proektnoy-deyatelnosti-sredstvami (дата обращения:
22.05.2020) .
73. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема // Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. - № 12-1. - 2019 - С. 259-262.
74. Убогова Л.А. Развитие творческого воображения
дошкольников в художественной продуктивной деятельности // Символ науки. 2016. №7-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo- voobrazheniya-doshkolnikov-v-hudozhestvennoy-produktivnoy- deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2020).
75. Фадеева Е.Р. Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности // Преподаватель ХХ! век. 2010. №4. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti- starshih-doshkolnikov-na-zanyatiyah-po-izobrazitelnoy- deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2020).
76. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
77. TY - BOOK AU - Menzer, Melissa PY - 2015/12/01 SP - T1 - The Arts in Early Childhood: Social and Emotional Benefits of Arts Participation ER .
78. Farrington, C. A., Maurer, J., McBride, M. R. A., Nagaoka, J., Puller, J. S., Shewfelt, S., Weiss, E.M., & Wright, L. (2019). Arts education and social-emotional learning outcomes among K-12 students: Developing a theory of action. Chicago, IL: Ingenuity and the University of Chicago Consortium on School Research.