Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте
|
Введение 4
1. Теоретико-методологические основы
эмоционального развития дошкольников посредством детского художественного творчества 11
1.1 Подходы к изучению проблемы эмоционального
развития дошкольников в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности эмоционального развития детей в
дошкольном возрасте 18
1.3 Детское художественное творчество и его связь с
эмоциональным развитием дошкольников 25
Выводы по первой главе 32
2. Экспериментальная работа по эмоциональному развитию дошкольников посредством детского художественного творчества 34
2.1 Выявление уровня эмоционального развития
дошкольников 34
2.2 Содержание и организация работы по
эмоциональному развитию дошкольников 47
2.3 Рекомендации по эмоциональному развитию
дошкольников 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения 80
1. Теоретико-методологические основы
эмоционального развития дошкольников посредством детского художественного творчества 11
1.1 Подходы к изучению проблемы эмоционального
развития дошкольников в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности эмоционального развития детей в
дошкольном возрасте 18
1.3 Детское художественное творчество и его связь с
эмоциональным развитием дошкольников 25
Выводы по первой главе 32
2. Экспериментальная работа по эмоциональному развитию дошкольников посредством детского художественного творчества 34
2.1 Выявление уровня эмоционального развития
дошкольников 34
2.2 Содержание и организация работы по
эмоциональному развитию дошкольников 47
2.3 Рекомендации по эмоциональному развитию
дошкольников 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения 80
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это тот важный и ответственный период, когда формируются зачатки личности ребенка и когда он начинает активное общение с окружением, что способствует становлению и развитию эмоциональных отношений с другими людьми. В данном случае закладывается прочный фундамент, который становится основой дальнейшего развития личности ребенка. В связи с этим, безусловно, определяется важность того, насколько качественно сложатся в дошкольном возрасте его эмоциональное развитие, что оставит значительный отпечаток на будущем ребенка.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в непрекращающемся общении и взаимодействии с семьей, со сверстниками и со всем окружением, в котором он находится, однако современность констатирует тот факт, что на сегодняшний день ребенок все чаще начинает утрачивать, либо подменять нравственные чувства и ценности, становясь менее эмпатичным, менее сострадательным. Зачастую возникают ситуации, когда дети не могут совладать со своими эмоциями, а также понимать, описывать и выражать их, что в целом характеризуется как негативное отношение и, в ряде случаев, приводит к повышенной детской агрессивности, тревожности, импульсивности. По этой причине в детском коллективе порой создается напряженная обстановка, способствующая возникновению конфликтов, а это, в свою очередь, влияет на то, что у ребенка начинают формироваться внутриличностные проблемы, перетекающие в агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость и тревожность.
Следует обратить внимание на то, что с указанной проблемой можно бороться через детское художественное творчество, так как его использование благотворно влияет на эмоциональное развитие дошкольника. Детское творчество выполняет роль катализатора как для нравственного развития и обогащения личности ребенка, так и для его эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью: дошкольник становится более заинтересованным, вовлеченным в общении со сверстниками, семьей, педагогическими работниками, он становится спокойнее, появляется уравновешенность и дисциплина, обнаруживается творческий потенциал, т.е. ребенок «раскрывается» как личность, что, безусловно, положительно влияет на его эмоциональное развитие. Художественная деятельность также способствует тому, что у детей возникают представления о последствиях своих поступков, они учатся переживать их смысл, обдумывать и осознавать собственное «Я», которое находится в огромном социальном пространстве.
Следовательно, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который с помощью детского художественного творчества был эмоционально развит.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества. Исследования ряда психологов, таких как Б.Г.Ананьева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалева, Л.А. Венгер свидетельствуют о том, что дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный момент для развития и выстраивания устойчивого эмоционального фона у ребенка.
Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций не представлены достаточно полно психолого-педагогическая диагностика и методики, направленные на изучение эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами эмоций, эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества занимались многие известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.Н. Галигузова, К.Э. Изард, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и др. Вопросы коррекции эмоциональной сферы дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, Н.В. Клюевой, Г.З. Кобелевой, Н.Л. Кряжевой, Е.М. Листик, Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, И.А. Пазухиной, С.И. Семенаки, Т.В. Семеновских и др. Несмотря на достаточное количество работ в обозначенной области исследования, проблема эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности остаётся слабо изученной и недостаточно разработанной по причине изменившихся ценностных ориентаций и традиционных нравственных установок личности и общества.
Анализ теоретических исследований и практического опыта эмоционального развития дошкольников через художественное творчество позволил выявить следующие противоречия между:
- высокой социальной значимостью влияния детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников и проблемами реализации этого влияния в практической педагогической деятельности;
- важностью комплексного подхода к эмоциональному развитию дошкольников и отсутствием целостной концепции по развитию таких отношений с помощью детского художественного творчества;
- необходимостью осуществления целенаправленной работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами художественной деятельности и недостаточной проработанностью в педагогической практике психологических условий для такого развития.
Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие эмоциональному развитию дошкольников с помощью детского художественного творчества?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем выявить условия организации процесса эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольников.
Предмет исследования: влияние детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников.
Гипотеза исследования: использование детского художественного творчества способствует активизации и гармонизации эмоционального развития дошкольников в том случае, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом особенностей эмоционального развития дошкольников;
- организация непосредственного процесса детского художественного творчества будет включать в себя содержание, направленное на решение задач эмоционального, духовно-нравственного и эстетического развития детей;
- будет применена определенная тактика педагогического руководства, в основе которой будет лежать индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их эмоционального и общего уровня развития;
- будет создана обогащенная вариативная предметно-развивающая среда, открывающая дошкольникам возможность самостоятельного выбора содержания художественной деятельности, способов и средств ее осуществления с целью эмоционального развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
- изучить имеющуюся литературу по заданной проблеме;
- исследовать теоретические подходы к проблеме влияния на эмоциональное развитие дошкольников детского художественного творчества в психолого-педагогической литературе;
- выявить влияние детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников;
- составить и апробировать программу развития эмоционального развития дошкольников с помощью художественной деятельности;
- по результатам экспериментальной части исследования сделать выводы по степени эффективности выбранного вида художественной деятельности и апробированной программы по эмоциональному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, педагогической, психолого-педагогической); сравнение, обобщение, систематизация, классификация, синтез.
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, разработка вопросов по изучению средств художественной деятельности, изучение рабочей документации, педагогический эксперимент);
- методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: В. Вундта, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, Я. Рейковского, П.М. Якобсона, Г.А. Фортунатова, Г.И. Батурина, Л.М. Веккера, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.В. Симонова, Б.И. Додонова, Ж. Пиаже, Дж. Мида, А.И. Розенблюма, Ш. Левиса, Л. Росса, Г.А. Вартаняна, Е.С. Петрова, Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьевой, Г.В. Лабунской, В.А. Езикеевой и др.
Научная новизна исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий
эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется изучением и теоретическим обоснованием психолого-педагогических возможностей художественной деятельности в эмоциональном развитии дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в эмпирическим исследовании условий организации процесса эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества дошкольников. Предложенная психолого-педагогическая программа носит прикладной характер и может быть интересна всем, кто занимается проблемами эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 города Ставрополя и Северо-Кавказский федеральный университет.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе - выявлена проблема исследования; определены теоретическая база и параметры исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет и задачи; сформулирована рабочая гипотеза; проанализированы научные источники по проблеме исследования.
На втором этапе - определены структура и содержание; в соответствии с теоретическими разработками по проблеме исследования проведен констатирующий эксперимент.
На третьем этапе разработаны проведены анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные выводы исследования.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в непрекращающемся общении и взаимодействии с семьей, со сверстниками и со всем окружением, в котором он находится, однако современность констатирует тот факт, что на сегодняшний день ребенок все чаще начинает утрачивать, либо подменять нравственные чувства и ценности, становясь менее эмпатичным, менее сострадательным. Зачастую возникают ситуации, когда дети не могут совладать со своими эмоциями, а также понимать, описывать и выражать их, что в целом характеризуется как негативное отношение и, в ряде случаев, приводит к повышенной детской агрессивности, тревожности, импульсивности. По этой причине в детском коллективе порой создается напряженная обстановка, способствующая возникновению конфликтов, а это, в свою очередь, влияет на то, что у ребенка начинают формироваться внутриличностные проблемы, перетекающие в агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость и тревожность.
Следует обратить внимание на то, что с указанной проблемой можно бороться через детское художественное творчество, так как его использование благотворно влияет на эмоциональное развитие дошкольника. Детское творчество выполняет роль катализатора как для нравственного развития и обогащения личности ребенка, так и для его эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью: дошкольник становится более заинтересованным, вовлеченным в общении со сверстниками, семьей, педагогическими работниками, он становится спокойнее, появляется уравновешенность и дисциплина, обнаруживается творческий потенциал, т.е. ребенок «раскрывается» как личность, что, безусловно, положительно влияет на его эмоциональное развитие. Художественная деятельность также способствует тому, что у детей возникают представления о последствиях своих поступков, они учатся переживать их смысл, обдумывать и осознавать собственное «Я», которое находится в огромном социальном пространстве.
Следовательно, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который с помощью детского художественного творчества был эмоционально развит.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества. Исследования ряда психологов, таких как Б.Г.Ананьева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалева, Л.А. Венгер свидетельствуют о том, что дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный момент для развития и выстраивания устойчивого эмоционального фона у ребенка.
Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций не представлены достаточно полно психолого-педагогическая диагностика и методики, направленные на изучение эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами эмоций, эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества занимались многие известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.Н. Галигузова, К.Э. Изард, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и др. Вопросы коррекции эмоциональной сферы дошкольников рассматриваются в исследованиях Ю.В. Айзиной, О.В. Винокуровой, А.В. Вялых, Н.В. Клюевой, Г.З. Кобелевой, Н.Л. Кряжевой, Е.М. Листик, Н.В. Нижегородцевой, Л.А. Никифоровой, И.А. Пазухиной, С.И. Семенаки, Т.В. Семеновских и др. Несмотря на достаточное количество работ в обозначенной области исследования, проблема эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности остаётся слабо изученной и недостаточно разработанной по причине изменившихся ценностных ориентаций и традиционных нравственных установок личности и общества.
Анализ теоретических исследований и практического опыта эмоционального развития дошкольников через художественное творчество позволил выявить следующие противоречия между:
- высокой социальной значимостью влияния детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников и проблемами реализации этого влияния в практической педагогической деятельности;
- важностью комплексного подхода к эмоциональному развитию дошкольников и отсутствием целостной концепции по развитию таких отношений с помощью детского художественного творчества;
- необходимостью осуществления целенаправленной работы по эмоциональному развитию дошкольников средствами художественной деятельности и недостаточной проработанностью в педагогической практике психологических условий для такого развития.
Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие эмоциональному развитию дошкольников с помощью детского художественного творчества?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем выявить условия организации процесса эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольников.
Предмет исследования: влияние детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников.
Гипотеза исследования: использование детского художественного творчества способствует активизации и гармонизации эмоционального развития дошкольников в том случае, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом особенностей эмоционального развития дошкольников;
- организация непосредственного процесса детского художественного творчества будет включать в себя содержание, направленное на решение задач эмоционального, духовно-нравственного и эстетического развития детей;
- будет применена определенная тактика педагогического руководства, в основе которой будет лежать индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их эмоционального и общего уровня развития;
- будет создана обогащенная вариативная предметно-развивающая среда, открывающая дошкольникам возможность самостоятельного выбора содержания художественной деятельности, способов и средств ее осуществления с целью эмоционального развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
- изучить имеющуюся литературу по заданной проблеме;
- исследовать теоретические подходы к проблеме влияния на эмоциональное развитие дошкольников детского художественного творчества в психолого-педагогической литературе;
- выявить влияние детского художественного творчества на эмоциональное развитие дошкольников;
- составить и апробировать программу развития эмоционального развития дошкольников с помощью художественной деятельности;
- по результатам экспериментальной части исследования сделать выводы по степени эффективности выбранного вида художественной деятельности и апробированной программы по эмоциональному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, педагогической, психолого-педагогической); сравнение, обобщение, систематизация, классификация, синтез.
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, разработка вопросов по изучению средств художественной деятельности, изучение рабочей документации, педагогический эксперимент);
- методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: В. Вундта, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, Я. Рейковского, П.М. Якобсона, Г.А. Фортунатова, Г.И. Батурина, Л.М. Веккера, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.В. Симонова, Б.И. Додонова, Ж. Пиаже, Дж. Мида, А.И. Розенблюма, Ш. Левиса, Л. Росса, Г.А. Вартаняна, Е.С. Петрова, Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьевой, Г.В. Лабунской, В.А. Езикеевой и др.
Научная новизна исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий
эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется изучением и теоретическим обоснованием психолого-педагогических возможностей художественной деятельности в эмоциональном развитии дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в эмпирическим исследовании условий организации процесса эмоционального развития дошкольников с помощью детского художественного творчества дошкольников. Предложенная психолого-педагогическая программа носит прикладной характер и может быть интересна всем, кто занимается проблемами эмоционального развития дошкольников средствами художественной деятельности.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 города Ставрополя и Северо-Кавказский федеральный университет.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе - выявлена проблема исследования; определены теоретическая база и параметры исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет и задачи; сформулирована рабочая гипотеза; проанализированы научные источники по проблеме исследования.
На втором этапе - определены структура и содержание; в соответствии с теоретическими разработками по проблеме исследования проведен констатирующий эксперимент.
На третьем этапе разработаны проведены анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные выводы исследования.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, необходимо произвести ряд следующих выводов:
- Анализ теоретических положений, касающихся эмоций, их природы и функционирования, а также эмоционального развития дошкольников, привел нас к следующим выводам: указанные проблемы были рассмотрены и исследованы многими зарубежными и отечественными психологами и философами, однако единого мнения по указанным вопросам разработано и утверждено до сегодняшнего дня так и не было; общение детей способствует развитию их эмоциональных отношений, происходит социализация ребенка, формируются коммуникативные качества, происходит обмен новой информацией, знаниями и уже приобретенными умениями; эмоции - это ответная реакция психики на окружающую действительность, а из этого следует, что семье и воспитателям необходимо уделять как можно больше внимания детям в дошкольном возрасте, образуя их окружающую действительность таким образом, чтобы она как можно больше способствовала эмоциональному развитию дошкольников, а это в будущем приведет к развитой во всех аспектах взрослой личности.
- Эмоции как мотив отражают то, насколько благополучно складывается общение дошкольников друг с другом. Эмоциональная успешность дошкольника в большей степени характеризуется его отношениями с другими детьми, их оценками. Если общение сформировывается, соответственно ожиданиям детей удачно, то и эмоции дети будут испытывать положительные. При негативном отношении сверстников ребенок испытывает актуальные и устойчивые негативные эмоции.
- Наиболее важным было выделено то, что на сегодняшний день многие образовательные программы своей главной целью видят развитие эмоциональной сферы дошкольника и его эмоциональных отношений со сверстниками и со всем окружением.
- Что касается художественного творчества в жизни дошкольника, то оно обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, таких как: развитие творческого потенциала дошкольника, его инициативности, дисциплинированности, самостоятельности, а также, что самое главное, эмоциональных взаимоотношений.
В рамках обозначенной проблемы исследования эмоционального развития дошкольников посредством художественной деятельности были выявлены характеристики, отражающие степень эмоционального развития ребенка:
- коммуникабельность, способность к взаимодействию с окружением;
- контакт со сверстниками на дружелюбной основе (умение договариваться);
- эмоциональное выражение своих чувств (во время приветствия, прощания, коллективной игры, на занятиях и повседневной деятельности);
- эмоциональная отзывчивость.
В результате исследования были выявлены особенности развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. Следует отметить, что низкий уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников после проведения всех методик показала половина детей от числа всех испытуемых. Это такие дети, которые не смогли показать знания об эмоциях и способах их выражения, не смогли описать эмоциональное состояние, не выявляли наличие и глубину социальных эмоций, не могли правильно или выражали с затруднением эмоции, не могли взаимодействовать с человеком с учетом его эмоционального состояния. На вопросы взрослого отвечали с затруднением или вообще не смогли ответить.
- Также исследование включало в себя создание программы по эмоциональному развитию дошкольников посредством детского художественного творчества «Творчество - путь к эмоциям» или «Нарисуем мир эмоций вместе!». Программа предполагала комплексную работу, состоящую из множества занятий.
Обозначенная программа, направленная на эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной деятельности, имела целью влияние на общий эмоциональный фон ребенка. У детей отмечались улучшение настроения, активность в эмоциональных контактах со сверстниками, расширились социальные контакты. Малыши с интересом и активностью занимались и общались, повторяли за педагогом действия, выполняли просьбы, были заинтересованы и с радостью откликались на установку к занятию и общению.
- В целом проведенное исследование проблемы эмоционального развития дошкольников посредством художественной деятельности показало положительные результаты проделанной работы. Это проявилось в том, что дошкольники стали более коммуникабельны, активны во взаимодействии со сверстниками, могли самостоятельно в позитивной направленности устанавливать контакты со сверстниками на дружелюбной основе, более эмоционально стали выражать свои чувства, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
- Анализ теоретических положений, касающихся эмоций, их природы и функционирования, а также эмоционального развития дошкольников, привел нас к следующим выводам: указанные проблемы были рассмотрены и исследованы многими зарубежными и отечественными психологами и философами, однако единого мнения по указанным вопросам разработано и утверждено до сегодняшнего дня так и не было; общение детей способствует развитию их эмоциональных отношений, происходит социализация ребенка, формируются коммуникативные качества, происходит обмен новой информацией, знаниями и уже приобретенными умениями; эмоции - это ответная реакция психики на окружающую действительность, а из этого следует, что семье и воспитателям необходимо уделять как можно больше внимания детям в дошкольном возрасте, образуя их окружающую действительность таким образом, чтобы она как можно больше способствовала эмоциональному развитию дошкольников, а это в будущем приведет к развитой во всех аспектах взрослой личности.
- Эмоции как мотив отражают то, насколько благополучно складывается общение дошкольников друг с другом. Эмоциональная успешность дошкольника в большей степени характеризуется его отношениями с другими детьми, их оценками. Если общение сформировывается, соответственно ожиданиям детей удачно, то и эмоции дети будут испытывать положительные. При негативном отношении сверстников ребенок испытывает актуальные и устойчивые негативные эмоции.
- Наиболее важным было выделено то, что на сегодняшний день многие образовательные программы своей главной целью видят развитие эмоциональной сферы дошкольника и его эмоциональных отношений со сверстниками и со всем окружением.
- Что касается художественного творчества в жизни дошкольника, то оно обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, таких как: развитие творческого потенциала дошкольника, его инициативности, дисциплинированности, самостоятельности, а также, что самое главное, эмоциональных взаимоотношений.
В рамках обозначенной проблемы исследования эмоционального развития дошкольников посредством художественной деятельности были выявлены характеристики, отражающие степень эмоционального развития ребенка:
- коммуникабельность, способность к взаимодействию с окружением;
- контакт со сверстниками на дружелюбной основе (умение договариваться);
- эмоциональное выражение своих чувств (во время приветствия, прощания, коллективной игры, на занятиях и повседневной деятельности);
- эмоциональная отзывчивость.
В результате исследования были выявлены особенности развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. Следует отметить, что низкий уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников после проведения всех методик показала половина детей от числа всех испытуемых. Это такие дети, которые не смогли показать знания об эмоциях и способах их выражения, не смогли описать эмоциональное состояние, не выявляли наличие и глубину социальных эмоций, не могли правильно или выражали с затруднением эмоции, не могли взаимодействовать с человеком с учетом его эмоционального состояния. На вопросы взрослого отвечали с затруднением или вообще не смогли ответить.
- Также исследование включало в себя создание программы по эмоциональному развитию дошкольников посредством детского художественного творчества «Творчество - путь к эмоциям» или «Нарисуем мир эмоций вместе!». Программа предполагала комплексную работу, состоящую из множества занятий.
Обозначенная программа, направленная на эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной деятельности, имела целью влияние на общий эмоциональный фон ребенка. У детей отмечались улучшение настроения, активность в эмоциональных контактах со сверстниками, расширились социальные контакты. Малыши с интересом и активностью занимались и общались, повторяли за педагогом действия, выполняли просьбы, были заинтересованы и с радостью откликались на установку к занятию и общению.
- В целом проведенное исследование проблемы эмоционального развития дошкольников посредством художественной деятельности показало положительные результаты проделанной работы. Это проявилось в том, что дошкольники стали более коммуникабельны, активны во взаимодействии со сверстниками, могли самостоятельно в позитивной направленности устанавливать контакты со сверстниками на дружелюбной основе, более эмоционально стали выражать свои чувства, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮЛИИ СИМБИРСКОЙ СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Ознакомление с произведениями живописи как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами диалогических сказок
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Праздники и развлечения в ДОО как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в
изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Приёмы и методы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017



