Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В РОМАНЕ Т. ХАРДИ «ТЭСС ИЗ РОДА Д’ЭРБЕРВИЛЛЕЙ»

Работа №61849

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения концепта в современной лингвистике 6
1.1. Концепт как основной элемент когнитивной лингвистики 6
1.2. Классификация концептов 11
1.3. Структура концепта и способы его репрезентации 16
1.4. Основные характеристики концепта 21
Выводы по ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА II. Анализ специфических особенностей концепта «Любовь»....28
2.1. Особенности лексических репрезентаций концепта «Любовь» на
материале анализа словарных статей 28
2.2. Рассмотрение концепта «Любовь» в книге «Тэсс из рода
Д’Эрбервиллей» 30
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА


Последние годы характеризуются существенным увеличением интереса к различного рода концептам в современной когнитивной лингвистике. Большое количество исследователей занималось процессом изучения и анализа природы концепта, а результаты проведенных изысканий по данной теме были освещены во многих трудах этих ученых. Свое начало термин «концепт» берет со времен активного изучения данного понятия академиком Д.С. Лихачевым, который, собственно, и ввел данный феномен, анализируемый нами в исследовании, в обиход российской лингвистики. Также анализом и развитием концепта занимались такие ученые, как С.Г. Воркачев, С.А. Аскольдов, И.А. Стернин, Г.Г. Слышкин и другие известные ученые, которые проявляли огромный интерес к изучению данного феномена.
В рамках нашего исследования анализу подвержен концепт «Любовь» в произведении Т. Харди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Концепт, выбранный нами для рассмотрения в данном исследовании, является, по мнению многих ученых, авторов множества художественных произведений, некоторых древнегреческих философов довольно значимым понятием. Т. Харди в данном произведении освещает множество тем для раздумий и анализа, но тема любви занимает особое место. Об этой важнейшей составляющей в жизни каждого человека было многое сказано разными авторами, но Т. Харди, описывая это вечно противоречивое явление, внес в зарубежную литературу что-то новое, то, что затронуло души миллионов людей. Именно данный факт послужил причиной для более детального анализа романа «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» с целью ознакомления с позицией автора, который столь ярко описывал данное явление.
Актуальность настоящего исследования связана, прежде всего, с тем, что, во-первых, понятие «концепт» является широко употребляемым явлением в различных сферах научного познания, а, значит, данный термин обладает неопределенным количеством толкований, который приобрел, исходя из этого суждения, статус многомерного явления. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем, исследуемых русскими и зарубежными учеными, а также проблем, терзающие умы и души миллионов людей, является проблема познания внутреннего мира человека, его эмоционального поля, а именно проблема познания противоречивого чувства любви, которое на протяжении сотен и более лет не оставляет равнодушными практически ни одного человека на Земле в стремлении понять значение этого явления.
В качестве объекта нашего исследования выступает концепт «Любовь» в произведении «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей».
Предметом исследования являются особенности репрезентации концепта «Любовь».
Цель данной работы заключается в подробном анализе составляющих концепта «Любовь» в рамках романа Т. Харди.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных между собой задач:
1. Раскрыть понятие «концепт» и рассмотреть его классификации;
2. Изучить структуру и особенности репрезентации концепта;
3. Описать основные характеристики термина «концепт»;
4. Выявить особенности лексических репрезентаций концепта «Любовь»;
5. Исследовать концепт «Любовь» на основе романа Т. Харди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей».
Теоретическая база данного исследования включает научные труды
А.А. Залевской, Д.С. Лихачева, Г.В. Токарева, A. Newel, G. Lakoff, M. Johnson.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, классификация, описательный метод, анализ словарных дефиниций, концептуальный анализ.
Теоретико - методологическую основу исследования в когнитивной теории концептуализации и конкретизации составляют работы Н.Н. Болдырева, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, А.В. Рудаковой, M. Johnson и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанного нами анализа теоретических предпосылок термина «концепт», можно сделать вывод, что концепт играет довольно важную роль в лингвистике. Исследуемому нами понятию посвящено достаточное количество научных трудов различных ученых и исследователей, которые посвятили свою жизнь развитию когнитивной лингвистики как науки.
На основе результатов исследований некоторых ученых нам удалось установить, что концепт, являясь основным понятием когнитивной лингвистики, имеет тесную связь с другими научными отраслями, такими как философия, этнология, психология, история, и данная связь обуславливается тем, что перечисленные выше области гуманитарного знания с каждым годом увеличивали свой интерес к более детальному изучению данного понятия, т.к. термин «концепт» - явление многомерное, соответственно, включает в себя те составляющие, которые имеют отношение не только к своей научной «картине мира».
Также отметим, что многоплановость концепта допускает определенную классификацию, подразумевающая изучение таких критериев концепта, как способ его репрезентации в языке, вид мыслительного обобщения и содержание и степень абстракции передаваемой информации, а также структуризацию, выделяющая в своем составе такие слои, как актуальный, этимологический и дополнительный, что, свою очередь, позволяет более подробно изучить данное лингвистическое явление.
В настоящей работе было проанализировано сопоставление терминов «концепт» и «понятие». Данный анализ позволил нам сделать вывод о том, что более объемной категорией является концепт, т.к., во-первых, данный термин затрагивает, как нами уже было упомянуто, немалое количество научных областей, в отличие от термина «понятия», а, во-вторых, не смотря на то, что оба термина являются представителями когнитивной природы, а также следствием познания той или иной действительности посредством сознания человека, их отличие заключается в том, что концепт - явление более «социальное», т.е. подразумевает личный опыт человека и опыт его социокультурной группы, а понятие функционирует вне зависимости от общения.
Практическая ценность нашего исследования заключается в подробном рассмотрении концепта «Любовь» на основе некоторых словарей и романа Т. Харди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей.
Нами было выявлено, что практически во всех рассмотренных нами словарях содержится информация, что любовь - это глубокое эмоциональное, сердечное чувство, которое подразумевает привязанность и влечение к тому или иному объекту, а произведение Т. Харди позволило нам в этом убедиться.
У Т. Харди можно проследить довольно интересный способ выражения и описания слова «любовь». Выбранное нами произведение предоставило возможность окунуться в тот мир, где любовь не имеет границ.
Нами были определены следующие основные составляющие концепта «Любовь» в романе: страх, преодоление трудностей, самопожертвование, воспоминание, надежда, мольба и т.д.
Таким образом, в ходе анализа теоретических и практических составляющих концепта нам удалось изучить основные черты термина «концепт» как базового понятия когнитивной лингвистики и выявить особенности репрезентаций концепта «Любовь» в романе Т. Харди.



1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Попытка системного описания. - М., 1995. - № 1. - С. 98-100.
2. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Ментальные действия. - М., 1993. - 176 с.
3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка // Теория концепта и концептуальное пространство. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 1996. - С. 72-79.
4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2001. - 134 с.
5. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М., 1999. - 780 с.
6. Витгенштейн Л. Философские работы. - М, 1994. - 206 с.
7. Ворожбитова А.А. Официальный советский язык периода Великой отечественной войны: лингвориторическая интерпретация // Теоретическая и прикладная лингвистика / под ред. В.Б. Кашкина - Воронеж, 2000. - С. 21 -42.
8. Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация / под ред. В. И. Герасимова - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
9. Залевская А.А. Психологический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 86-91.
10. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.
11. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография. - М.: Диалог-МГУ, 1998.352 с.
12. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 36-42.
13. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. - М., 1993. - №1. - С. 3-9.
14. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Мысль, 1988. - 448 с.
15. Максименко Е.С. Национально-культурная специфика отраслевых терминосистем (на материале английской и американской юридической терминологии): автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саратов: Научная книга, 2004. - 36 с.
16. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988. - С. 281-308.
17. Перелыгина Е.М. Катартическая функция текста: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Тверь, 1998. - 32 с.
18. Плешакова А.В. Исследование фреймов «происшествие на материале русских и английских газетных текстов жанра «Информационное сообщение»: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саратов, 1988. - 24 с.
19. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Монография. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. - 189 с.
20. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. - М.: Наука, 2009. - 176 с.
21. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. - Воронеж,2002.- 280 с.
22. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Смена культурных парадигм, ее внутренние механизмы // Философия языка: в границах и вне границ. Монография. - Харьков, 1993. - С.13-36.
23. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингво- культурологический аспекты. - М., 1996. - 288 с.
24. Токарев Г.В. К вопросу о культурном слое концепта. // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации. - Волгоград: «Колледж»,2001. - С. 16-21.
25. Филлмор Ч.Д. Фреймы и семантика их понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХШ. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988. - С. 52-92.
26. Фрумкина Р.М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемиология? // Язык и наука конца 20 века. - М., 1995. - С. 74-117.
27. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во ТомГУ, 1983. - 190 с.
28. Шенк Р., Бирнбаум Л., Мей Дж. К интеграции семантики и прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXI. Компьютерная лингвистика. - М., 1989. - С. 32-47.
29. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Прогресс, 1977. - 440 с.
30. Croft W. The Role of Domains // Cognitive Linguistics. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 1993. - P. 335-370.
31. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1980. - 242 p.
32. Newel A. Unified Theories of Cognition. - Cambridge, 1990. - 435 p.
33. Ungerer Fr. An introduction to cognitive linguistics. L. and N.Y.: Longman, 1996. - 186 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Эксмо; Форум, 2007. - 754 с.
2. Ефремова Т.Ф. Толково-словообразовательный словарь. - М.: Рус.яз., 2000. - 930 с.
3. КСКТ - Краткий словарь когнитивных терминов / под ред.
Е.С. Кубряковой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 458 с.
5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт
исследования. - М.: Школа. «Языки русской культуры», 1997. - 284 с.
6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт
исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 385 с.
7. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.:
Академический проект, 2001. - 590 с.
8. Longman Dictionary of Contemporary English. - Harlow: Longman,
1995. - 380 p.
9. Online etymology dictionary - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.etymonline.com/index.php?allowed_in_frame=0&search=love (дата обращения: 28.04.2017).
10. Random House Webster's Unabridged English Dictionary -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slovar-
vocab.com/english/websters-unabridged-vocab/love-7985595.html (дата
обращения: 3.05.2017).
11. Roget’s Super Thesaurus. Writer's Digest Books. - 2003. - 365 p.
12. Webster’s English dictionary - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://slovar-vocab.com/english/websters-vocab/love-8342969.html
(дата обращения: 28.04.2017).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Hardy T. Tess of the d’Urbervilles. M., 2016. - 440 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ