Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Работа №61830

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 6
1.1. Значение духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста 6
1.2. Содержание воспитания нравственных ценностей у младших
школьников в учебно-воспитательном процессе 11
1.3. Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных
ценностей детей 24
1.4. Взаимодействие школы и семьи по формированию нравственных
представлений у учащихся начальной школы 33
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Формирование нравственных младших школьников средствами телевидения 43
2.1. Изучение представлений детей младшего школьного возраста о ценностных нравственных качествах 43
2.2.Опытная работа с детьми по формированию нравственных представлений посредством телевидения 47
2.3. Результаты изучения представлений детей младшего школьного возраста о ценностных нравственных качествах 57
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 69

Актуальность исследования. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в XXI веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Проблемами нравственности активно занимались Сократ, Платон, Аристотель. Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф.Гербарт, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин неоднократно говорили о роли нравственного воспитания в развитии личности.
Роль телевидения в современном обществе, воспитания духовности и нравственности с помощью телевидения широко освещена в трудах И.К. Беляева, В.М. Березина, Ю.П. Буданцева, В.В. Гаспаряна, Я.И. Засурского, В.Кисунько, Г.В.Кузнецова, А.Муратова,
Ю.А. Огородникова, О.Р.Самарцева, Б.М.Сапунова, В.Л.Цвика и ряда других исследователей. В фундаментальной работе В.В.Егорова «Телевидение между прошлым и будущим» дан анализ состояния отечественного телевидения на современном этапе развития, определена роль электронных
СМИ как «феномена культуры» и как «канала информации», исследованы отношения между ТВ и ветвями власти. Исследованию телевизионной аудитории посвящены труды В.П.Конецкой, А.В.Ольховникова, А.А.Уваровой, Л.Н.Федотовой. Поисками нравственного идеала занимались П.А.Флоренский, Н.Булгаков и др.
Анализ научной разработанности проблемы показывает, что в имеющихся трудах отечественных и зарубежных авторов вопросы духовно¬нравственного становления личности, формирования нравственного сознания исследовались как явления многогранные.
Однако при этом роль телевидения в духовно-нравственном воспитании личности младшего школьника за последние десятилетие системно не рассматривалась. Это определило выбор объекта и предмета нашего исследования.
Цель работы - изучить пути формирования нравственных
представлений младших школьников средствами телевидения.
Объект исследования - процесс формирования нравственных
представлений младших школьников.
Предмет исследования - телевидение как средство формирования нравственных представлений младших школьников.
Гипотеза исследования - духовно-нравственная культура младших школьников улучшится, если в работе с детьми использовать телепередачи, способствующие формированию нравственных представлений.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить и проанализировать российские и региональные детские телепередачи, влияющие на формирование личности младших школьников;
3. подготовить методические рекомендации по использованию детских телепередач, формирующих нравственные представления младших школьников.
Теоретико-методологическими основами исследования явились научные труды по проблеме духовно-нравственного воспитания Л.С. Зазнобиной, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Н.М. Назаровой, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, К.Д Ушинского, Е.Н. Шиянова и др.В осмыслении целей и задач духовно-нравственного воспитания личности использовались работы современных отечественных и зарубежных философов, политологов, филологов, педагогов, рассматривающих различные аспекты духовно-нравственного совершенствования личности, коммуникативной деятельности и философии духовных ценностей. Важными теоретико-методологическими источниками исследования стали работы как современных отечественных социологов Ю.П.Буданцева, А.Г.Здравомыслова, Н.И.Лапина,
Г.Г. Татаровой, В.А.Ядова, так и зарубежных
авторовМ.Маклюэна Т.Парсона, О.Тоффлера, Э.Фромма, Г.Шиллера и
других.
В исследовании были использованы положения отечественных и зарубежных ученых в области массовой коммуникации, среди которых В.С. Коробейников, М.М. Назаров, А.А.Уварова, Б.М. Фирсов, М.Лауристин, Г. Лассвел, Э. Ноэль-Нойман, Ф.Стьер, К.Ховлэнд, Ф. Шеффелд и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; мониторинг сетки вещания современных телекомпаний; проведение и анализ анкетирования; беседы, интервью с младшими школьниками.
Практическая значимость: выводы и результаты исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ
«Бурбашская СОШ» Балтасинского района.
Общий объем работы: 82страницы печатного текста, приложения -15 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблему формирования нравственных представлений и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Нравственные представления младших школьников улучшатся, если в работе с детьми использовать средства телевидения, способствующие формированию этих представлений.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Телевидение - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения в современном мире. Копируя жизнь героев мультфильмов, проникая их заботами и делами, ребенок усваивает моральные нормы нашего общества. Именно с раннего детства грамотно подобранные телепередачи оказывают благотворное влияние на воспитание положительных качеств личности. Мультфильм - образное отражение жизни. Онсредство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. В активной форме ребенок глубже познает явление жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы.
Таким образом, формирование нравственных представлений - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. В процессе аналитической деятельности ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.


1. АплетаевМ.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/ М.Н. Аплетаев - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 2009, №4.;
3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 2010.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2009.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: "Феникс", 2012. - 378с.
6. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
7. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук.-СПб.: «Азбука». 2014.- 224с.
8. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2008.
9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика.«Просвеще ние», 2013. -56с.
10. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев - М.: Просвещение, 2006.
11. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми девяти лет. — М.: Книга, 2015. -167 с.
12. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. - 2-е изд. - М., 2014;
13. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева - М.: Просвещение, 2013.
14. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович - М., 2006.
15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009.
16. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,2007.
17. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический
материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
18. Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе, 1, 2009: Как же выжить в мире СМИ.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп., испр., перераб. М.: Логос, 2012. - 383 с.
20. Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 2012.
21. Ковалев, Н.Е., Райский, Б.Ф., Сорокин, Н.А. Введение в педагогику: Учеб ное пособие для педагогических институтов / под ред.: Н.Е. Ковалева - М.: Просвещение, 2012.
22. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.Козлова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 9. — С. 98.
23. Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 2014 г. (321)
24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко - М.: Просвещение, 2008.
25. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. Изд.2-е доп. и перераб. - М.: Цифра, 2009
26. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4классы). М-: ВАКО,2015. -240с.
27. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классе. — М: Просвещение, 2015. -158 с.
28. Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977;
29. Педагогический энциклопедический словарь //Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2015. - 560 с.
30. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2
ч.Ч.1. - 4-е изд., перераб. - М.:Просвещение,2011. - 400с. - (Стандарты второго поколения).
31. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ - Мн.: 2008.
32. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В. Игнатьева. 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 290 с.
33. Рахимов А.З., Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2007. № 6.
34. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 143 с. - (Школа и родители).
35. Рожина Л.Н. О. И. Никифорова, Психология восприятия литературного героя школьниками -М.: Педагогика,2013. -175с.
36. Рублик В.И.Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих, наук Иркутск, 2008. - 196 с.
37. Словарь-справочник по педагогике / авт.- сост. В.А. Мижеринов; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. -М., 2006.
38. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т.1, М.: Педагогика, 2011. - 175 с
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
40. Федеральный закон о средствах массовой информации от 21 марта 2002 г. №1-ФЗ; НГР: Р0200454
41. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2010. № 3.
42. Шкловский Е.А. 2-е изд, доп. и перераб. — М.: Педагогика-Пресс, 2015.-424 с.
43. Уледов, А.К. Нравственное воспитание / А.К. Уледов - М.: Мысль, 2009.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Сост. Б.Д. Эльконин. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 2012. -555 с.
45. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 2011.-86с.
46. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2009. - № 4 - с.24-29.
47. http://n-shkola.ru/
48. кИ:р://1сентября.рф/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ