Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основания изучения
этнорегиональных партий в системе отношений «центр-регион» 15
Раздел II. Позиция правящих этнорегиональных партий по вопросам
территориального устройства европейских государств 42
Раздел III. Влияние политики правящих этнорегиональных партий на
развитие отношений между центром и регионами 78
Заключение 97
Список использованной литературы 105
Приложение 119
Актуальность темы исследования. Новый XXI век внес существенные изменения в политическую ситуацию в Европе. Масштабные процессы европейской регионализации и децентрализации государственного управления, вызванные ускорившейся интеграцией европейских государств в условиях глобализации, привели к усилению роли политических партий. Особое влияние данные процессы оказали на партии, которые относятся современной партологией к числу этнорегиональных. Кардинальные изменения, происходящие в политическом процессе европейских государств, создали надежный базис для развития региональных партий этнической направленности. На современном этапе развития европейских государств происходит усиление партий, защищающих свою национальную идентичность, культуру и экономическое благополучие региона. Именно этнорегиональные партии становятся активными политическими акторами, стремящимися оказывать существенное влияние на принятие государственных решений, как на региональном, так и национальном уровне. Рост национального самосознания делает региональные партии, защищающие интересы этнических групп, влиятельной силой, способной навязывать свои решения центру, используя этно-региональную идентичность населения как один из важнейших аргументов в переговорах с центральной властью.
В связи со сложившейся ситуацией огромную значимость приобретает изучение влияния этнорегиональных партий на процесс выстраивания и развития отношений между региональной и центральной властями в европейских государствах.
Выбор кейсов исследования обусловлен тем, что Каталония, Страна Басков, Шлезвиг-Гольштейн, Фландрия, Южный Тироль и Шотландия всегда отличались этническим, культурным, лингвистическим разнообразием. Этнорегиональные силы играли и продолжают играть серьезную роль на
региональной и национальной политической арене многонациональных европейских государств. В число кейсов включены все регионы, в которых за последние пять на региональных выборах одержали победу
этнорегиональные партии, которым удалось войти в состав коалиционного правительства или самостоятельного его сформировать. Отношения «центррегион» могут складываться и развиваться в рамках федеративного и унитарного государства. Поэтому среди кейсов представлены регионы государств с федеративным и унитарным устройством.
Степень научной разработанности проблемы. На данный момент проблема влияния этнорегиональных партий на формирование отношений между центральными и региональными властями является недостаточно разработонной. Это объясняется самой спецификой постановки проблемы, одновременно затрагиваются два сложных исследовательских вопроса - роль и место этнорегиональных партий в европейском процессе и их влияние на выстраивание модели отношений между центром и регионом.
В российской и зарубежной науке число теоретических работ, посвященных изучению федерализма неуклонно растет. Среди наиболее значимых трудов в данной области можно выделить таких авторов, как М. Бургесс, П. Кинг, У. Райкер, В. Сведен, А. Степан, М. Штейн, Р. Уотс, Д. Элайзер Проблемам развития отношений центра и регионов в унитарных государствах посвящены исследования Г. Еллинек .
Среди российских специалистов можно отметить труды И. Бусыгина, Р. Туровского, М.Х. Фарукшина, А.Г. Чернышова 3. Данные ученые внесли огромный вклад в развитие теории отношений «центр- регион» и определили формирование отдельных исследовательских направлений.
В работах М. Китинг, Дж. Келлас, С. Ньюман, С. Роккан, Дж. Сисснер, Д. Урвин, С. Уилфрид, Ш. Уолф, Р.Д. Фитъяр, У.Шнекер, Ф. Дж. Шрийвер, подробно рассматривается процесс складывания отношений между центром и регионами в европейских государствах4.
В области исследования партий и партийных систем особое место занимает труд С. Липсета и С. Роккана «Структуры размежеваний, партийные системы предпочтения избирателей», в котором описываются четыре социальных раскола, оказавших влияние на становление партийных систем и возникновение новых типов партий в Европе. Одним из таких конфликтов стало противостояние между центром и регионом, в свою очередь, повлекшее возникновение региональных партий .
Вместе с ускорением европейской регионализации и децентрализации государственного управления растет интерес научного сообщества к изучению региональных партий, являющихся наиболее активным акторами в региональном политическом процессе. Разнообразие форм участия в национальной и наднациональной политике делает региональные партии особенно актуальным и важным объектом изучения политической науки .
Отдельно стоит рассмотреть исследования, посвященные анализу этнорегиональных партий. Необходимо отметить, что исторические аспекты формирования и развития этого типа партий активного изучается как зарубежными, так и отечественными специалистами. Огромное внимание уделяется формулированию понятий и выделению основных признаков этнорегиональных партий.
В зарубежной политической науке в разной степени разработкой общей теоретико-методологической базы изучения проблемы этнорегиональных партий занимались Я. Бугайски, Л. Де Винтер, М. Г омес-Рейно, П. Линч, Ф. Муллер-Роммель, Д. Паскаль, Д. Регис, Дж. Сет, М. Стремиска .
Огромный вклад в создание теории внес чешский политолог М. Стримиска, который выделив особенности региональных партий с этнической направленностью, провел разделение региональных и этнорегиональных партий .
Для данного исследования имеют особую важность научные труды бельгийского политолога Л. Де Винтера, который создал типологию этнорегиональных партий, основанную на степени радикализма выдвигаемых партиями требований автономии региона, простирающуюся от расширения полномочий региональных властей в отдельных сферах вплоть до обретения статуса независимого государства .
Несмотря на особый интерес к проблеме этнорегиональных партий в политическом процессе со стороны зарубежных специалистов, мы наблюдаем недостаток такого рода исследований в российской политической науке. Среди отечественных исследователей теоретическому аспекту проблемы этнорегиональных партий посвятили свои работы С.В. Бирюков,
А.М. Барсуков, С.М. Хенкин и В. Я. Швейцер .
В. Я. Швейцер объясняет активизацию этнорегиональных партий в последние десятилетия как сочетание внутригосударственных изменений и результат воздействия глобальных процессов таких, как глобализация, европейская интеграция, деволюция и децентрализация государственной власти .
В частности, среди работ, посвященных более глубокому рассмотрению этнорегиональных партий, можно выделить статью А.Ф. Гарсии и М. Петитомме. Авторы статьи «Каталонский национализм в Испании в кризисный период: от ассимитричного федерализма к
независимости» с помощью компартивистского метода проанализировали политические программы самых крупных этнорегиональных партий в Каталонии. Определялись различия в целях партий, планы реформирования государственно-территориального устройства Испании, отношение к существующей модели взаимодействия региональных властей Каталонии и правительства Испании .
Ф. Мота и М. Торкал в своем исследование выдвигают любопытную гипотезу о влияние партийных преференций жителей региона на отношение к государственно-территориальному устройству Испании. Авторы утверждают, что голосующие за этнорегиональные партии отдадут предпочтение более децентрализованной форме государственного устройства .
В современной литературе существует мало авторов, исследующих особенности этнорегиональных партий. При этом рассмотрение этнорегиональных партий как политического актора, влияющего на поддержание центрально-регионального взаимодействия в современном научном дискурсе, практически отсутствует. Можно говорить лишь об отдельных исследованиях, в которых затрагиваются вопросы развития партий в контексте отношений «центр - регион». Остается неизученным влияние, оказываемое этнорегиональными партиями на выстраивание сбалансированной модели «центр-регион». А также остается нерассмотренным то, как выдвигаемые политические программы этнорегиональных партий соотносятся с политическим курсом партий, вошедших в правительство и получивших статус правящей.
Все это указывает на наличие ряда недочетов и необходимости уточнения некоторых аспектов данной проблемы.
Объектом исследования являются отношения между центральной и региональной властью в контексте деятельности этнорегиональных партий
Предметом исследования выступает содержание и характер отношений «центр-регион» в условиях правления этнорегиональных партий
Целью исследования является определение влияния правящих этнорегиональных партий на выстраивание отношений центра и регионов в европейских государствах
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. разработать теоретико-методологические основы изучения этнорегиональных партий в системе отношений «центр-регион»;
2. рассмотреть подходы к определению концепта «этнорегиональные партии»;
3. раскрыть основные теоретические подходы к изучению взаимодействия между центром и регионами в унитарных и федеративных государствах;
4. охарактеризовать существующие в политической науке типологии этнорегиональных партий;
5. выявить факторы, способствующие усилению роли этнорегиональных партий в государствах Европы;
6. определить особенности участия этнорегиональных партий в политическом процессе европейских государств;
7. охарактеризовать влияние политики правящих этнорегиональных партий на развитие отношений между центром и регионами.
Исходя из целей и задач исследования, была выдвинута гипотеза, что модель отношений центра и регионов определяются типом правящей этнорегиональной партии
Теоретическая база исследования. Работа представляет собой политологическое исследование, выполненное в рамках неоинституционального подхода. Исследование опирается на определение политического института в классической трактовке Дж. Марча и Й. Ольсена как относительно устойчивого набора организационных практик и правил взаимодействия, воплощенного в структурах значимости и ресурсов и обладающего определенной устойчивостью к меняющимся внешним условиям. Исследование опирается на монографии, научные статьи и учебные пособия, посвященные особенностям региональных партий этнической направленности, работы, затрагивающие проблемы взаимодействия между центром и регионами в унитарных и федеративных государствах. Кроме того, в основе диссертационного исследования лежит богатый фактологический материал, разрабатываемый автором работы в течение пяти лет, материалы и выводы научно-практических конференций, круглых столов и научных семинаров.
Эмпирическая база исследования включает в себя нормативные акты, материалы периодической печати, Интернет-ресурсов и программы этнорегиональных партий. Эмпирическая база исследования также включает в себя статистические данные итогов региональных и национальных выборов в законодательные органы.
Для создания базы данных ивент-анализа были использованы статьи из электронной версии следующих новостных изданий: El Pais , La
Vanguardia , ABC , The Telegraph , The Times , The Guardian , De Standaart , Dolomiten ,Sudtirol News , SHZ.de . А также для проведения ивент-анализа использовались новостные блоки, размещенные на сайтах, рассматриваемых в данной работе политических партий.
В работе использовались программные положения и уставы этнорегиональных партий. Особый интерес вызывали материалы, касающиеся позиции партий по вопросам территориального устройства государства, изменения статуса регионов и перераспределения полномочий между национальным и региональным уровнем. Также были использованы представленные на сайте заявления лидеров этнорегиональных партий.
Среди нормативных документов можно отметить Конституции европейских государств, представленных в данном исследовании, региональные статуты и конституции, которые были необходимы для выявления правовой основы взаимодействия центра и регионов.
В работе были использованы следующие методы:
1. кейс-стади, методика углубленного, многоаспектного изучения государства, позволяющая выявить специфические характеристики, присущие только конкретному политическому образованию;
2. системный метод, позволяющий рассматривать политические явления и факторы, которые оказывают влияние на переменные единицы исследования, как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов;
3. сравнительный метод используется с целью выявления различных моделей влияния этнорегиональных партий на взаимодействие между региональными и общегосударственными политическими структурами, выделить общее и различное в деятельности западноевропейских этнорегиональных партий;
4. ивент-анализ, выступающий одним из наиболее эффективных методов эмпирической политологии и позволяющий провести детальный анализ интеракций политических субъектов с целью выявления истинных мотивов и целей их политической деятельности.
Научно-практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей политического влияния этнорегиональных партий на построение отношений между центральными и региональными властями западноевропейских государств. Создание моделей влияния политических партий на отношения «регион-центр» представляет собой значительный вклад в развитие исследований в области политической регионалистики, партологии, компаративистики. Исследование также предполагает рассмотрение теоретических подходов к понятию «этнорегиональные партии», раскрытие содержания концепта, и формулировку самостоятельного определения, что является теоретической базой исследования и представляется необходимым в контексте изучения политологических работ, направленных на изучение деятельности этнорегиональных партий.
Детальный анализ партийных программ, предвыборных платформ и политической активности европейских этнорегиональных партий позволил дополнить классификацию, в основе которой лежит мотивация политических партий, провозглашаемый курс в отношении политики «регион-центр».
В ходе ивент анализа была создана широкая информационная база включающая в себя факты политическая активности этнорегиональных партий, заключающейся в проведении мероприятий, акций и иных видов политического воздействия и пропаганды. Кроме того, анализ деятельности этнорегиональных партий позволяет оценить роль и значение данных институтов в контексте формирования региональной политики.
Выявление взаимосвязи между типами этнорегиональных партий и формированием отношений между центральными и региональными властями может быть применено в исследованиях проблем регионализации и децентрализации государственно-территориального устройства.
Эмпирические данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при написании учебных пособий, исследовательских монографий, материалов для подготовки к круглым столам, конференциям по заданной тематике, апробация результатов исследования также происходит при написании статей и эссе по проблемам деятельности и влияния этнорегиональных партий, взаимоотношений между регионами и центром государства.
Новизна исследования определяется целью работы и заключается в выявлении влияния этнорегиональных партий на взаимоотношения между центром и регионом, что представляет совершенно новый подход к изучению института партии. Изучение влияния региональных партий на внутреннюю политику государства и отношения между центральной и региональной властью в контексте неоинституционального подхода позволяет оценить, как формально-юридические аспекты возможностей влияния этнорегиональных партий, так и неформальные политические установки региональной политической элиты.
В современных европейских полиэтничных государствах растет популярность и влияние этнорегиональных партий, которые становятся активными региональными силами, которые стремятся защитить национальную идентичность, культуру и экономическое благополучие проживающих в регионе этнических групп.
Кейсы Каталонии, Страны Басков, Шлезвиг-Гольштейна, Фландрии, Южного Тироля и Шотландии служат основой для изучения влияния правящих этнорегиональных партий на процесс выстраивания и развития отношений между центром и регионами в государствах Европы.
В работе с опорой на методологические положения
неоинституционального подхода к изучению политики детально
анализируется деятельность и позиции этнорегиональных партий по вопросам территориального устройства государства, роли и объема полномочий региональных властей, а также статуса и положения региональной этнической группы. Особое внимание уделяется деятельности представителей этнорегиональных партий в региональных и национальных парламентах и иных государственных институтах. Центральным объектом исследования является система взаимодействия ведущих политических акторов регионального и национального уровней.
Целью исследования является определение места и роли правящих этнорегиональных партий в процессе формирования и развития отношений между центральной и региональной властями в современных европейских государствах.
В результате обобщения теоретических данных были изучены подходы к содержанию понятия этнорегиональных партий, уточнен центральный основополагающий концепт «этнорегиональная партия». Автором было сформулировано самостоятельное определение этнорегиональных партий как политического объединения, представляющего интересы сообщества,
объединенного не только чувством территориального единства, но и общей культурно-лингвистической и этнической идентичностью и ставящее целью изменение территориального устройства государства и положения региона в нем.
Также были выявлены основные виды этнорегиональных партий, исследованы различные классификации и типологии. Особый акцент сделан автором на изучении смысловых понятий «региональные партии» и «этнические партии» и, синтезируемом определении - «этнорегиональные партии». Установлено, что все три понятия не тождественны друг другу и их разграничение базируется на содержательных особенностях определения. Региональные партии, формируясь на основе территориальной идентичности, не всегда обращаются к этническим чувствам своих избирателей, тогда как этнические партии не обязательно ограничены рамками одного региона.
Отличительной особенность этнорегиональных партий является то, что в основе программных положений партии лежат не только чувство территориального единства, но также объединяющий культурно-исторический опыт и этническая идентичность.
Особое внимание автор уделил раскрытию и дополнению типологии Р.Дандоя, в основания которой лежат программные положения партий по вопросам государственно-территориального устройства государства. Р. Дандой выделяет партии - сторонницы сохранения статуса-кво, сторонницы децентрализации и сторонницы отделения.
Этнорегиональные партии, относящиеся к типу сторонниц сохранения статуса-кво, выдвигают по отношению к центральным властям лишь требования, связанные с признанием языков и культурной самобытности регионального сообщества, а одной из главных задач данного типа партий является борьба за право этнической группы быть представленной в государственных институтах.
Этнорегиональные партии, выступающие за перераспределение полномочий в пользу региональных властей и требующие укрепления региональных институтов, относятся к сторонницам децентрализации.
Все партии, главной целью которых является формирование нового независимого государства, называются сецессионистскими. Эти партии борются за независимость своих регионов и хотят, реорганизовав существующие государства, создать новое суверенное территориальное образование.
Предложенная типология была дополнена автором и использовалась в работе в качестве инструмента отбора кейсов -этнорегиональных партий с разным уровнем выраженности стремлений к децентрализации и самоопредлению. Такой подход способствовал в дальнейшем полному раскрытию всего многообразия связей, возникающих между регионами, управляемыми этнорегиональными партиями и властью центра.
Перейдя к анализу наиболее активных этнорегиональных политических сил в Европе, автор проследил историю развития этнорегиональных партий в европейском регионе и выявил факторы, способствовавшие их активизации в конце XX века. Европейские этнорегиональные партии возникли и развивались под влиянием внутренних и внешних факторов, среди которых стоит выделить процессы децентрализации государственного управления, регионализации и европейской интеграции.
Начало XXI века характеризуется стремлением региональных элит к максимальному расширению своих политических полномочий за счёт широкой децентрализации государства. В европейском регионе процесс создания наднациональных институтов сопровождается противоположной тенденцией регионализации, которая, в свою очередь, ведет к усилению позиций этнорегиональных элит, защищающих свою национальную идентичность, культуру и экономическое благополучие региона. Регионализация, отражая экономические и политические изменения, вызванные глобализацией, ведет к росту роли и полномочий регионов в составе государств и закреплению их нового институционального статуса. Именно региональные элиты становятся активными политическими акторами, стремящимися оказывать существенное влияние на принятие государственных решений. Рост национального самосознания делает региональные политические объединения влиятельной силой, способной навязывать свои решения центру,
Вдобавок к угрозе утраты культурно-языковой уникальности, размыванию этнической идентичности перед регионами встают более материальные вызовы, связанные с мировым экономическим кризисом. Мотивы сохранения и приумножения экономического потенциала региона являются одними из решающих моментов для этнорегиональных партий при создании своей программы. Такое явление как «сепаратизм богатых» затронуло многие европейские регионы с высоким уровнем развития. Эти регионы чаще всего выступают в роли доноров в системе бюджетного выравнивания. Именно этот факт становится одним из аргументов региональных элит, стремящихся обрести финансовую независимость от центральных властей и оставлять большую часть собранных налогов в региональном бюджете.
Все вышеперечисленные мировые и европейские тенденции накладывались на политическую ситуация национального и регионального уровня. Особенности развития государств в европейском регионе определили формирование идеологической базы этнорегиональных партий.
В современной Европе существует ряд государств, для которых этнорегиональные силы являются главными оппонентами центра и оказывают сильнейшее влияние на государственную политику. Для анализа всего мноогобразия этнорегиональных партий в европейских странах было решено воспользоваться типологией Р. Дандой, которая позволила выявить основные содержательные элементы партий каждого типа и создать программу дальнейшего детального исследования программных установок и документов этнорегиональных партий, с целью дальнейшего выявления моделей взаимодействия в системе «центр-регион». Основываясь на выделенных особенностях каждой партии, сгруппированных Р. Дандой, были выявлены ряд общеобязательных показателей, объективно отражающих положение партии по отношению к взаимодействию между центральными и региональными властями. К таким показателям, в первую очередь относятся: позиции партий по вопросам национального самосознания, языкового статуса, цель и задачи, которые ставит перед собою партия, а также отношение к модели взаимодействия, сложившейся между центром и регионами в каждом конкретном кейсе. Для качественного анализа каждого показателя были исследованы программные документы, уставы партий, кроме того, произведено изучение практических действий и лозунгов, провозглашенных партией в отношении вышеназванных аспектов.
В результате проведенного анализа представленные в работе этнорегиональные партии были отнесены к трем типам: партия «Союз южношлезвигских избирателей» является сторонницей сохранения статуса- кво, удовлетворяясь текущим положением политической системы, партиями- сторонницами децентрализации и автономии являются «Южнотирольская народная партия» и «Баскская националистическая партия», их программные установки нацелены на расширение социально-экономических и политических полномочий региона, проявление большей свободы в отношении региональной политики, к сторонникам сецессии, в свою очередь, относятся «Новый фламандский союз», «Шотландская национальная партия», «Левореспубликанская партия Каталонии» и «Европейская, демократическая партия Каталонии», для данных партий характерны лозунги и положения, в основе которых лежат призывы к выделению из состава государства и образованию нового, независимого государственного объединения.
Таким образом, исходя из эмпирически выявленных положений, можно отнести каждую партию к определенному типу этнорегиональных партий, что может помочь в выявлении специфики и характера отношений «центррегион» в период правления этнорегиональных партий.
С помощью методики ивент-анализа были выявлены интеракции региональных политических акторов с центральными властями, что позволило сделать выводы о характере сложившихся отношениях между центром и регионами в описанных кейсах. Внимание уделялось действиям, совершаемым региональными акторами, которые представляют интересы правящей региональной партии. В центр исследования находились кейсы, в которых этнорегиональные партии выиграли на выборах и смогли войти в правительства региона, поэтому политика региональных институтов, рассматривалась как реализация программ правящей этнорегиональной партии. В качестве объектов изучения ивент-анализ были выбраны не только этнорегиональные партии, но все институты. в которых представителей данных партий большинство.
Ивент анализу подверглись различные периоды, соответствующие последнему сроку пребывания у власти правящей этнорегиональной партии. Так как именно в этот период партии, входя в состав регионального правительства, могли реализовывать свои партийные программы.
Исходя из цели исследования, интерес представляли лишь действия, инициативы акторов, направленные на изменение существующей модели отношений между центром и регионом.
В результате удалось выявить три модели взаимодействия центра и регионов, во главе которых находятся этнорегиональные партии - модель сотрудничества, конфликтная модель и модель доминирования центра.
Модель сотрудничества предполагает тесное взаимодействие между регионом и центром, координацию всех предпринимаемых регионом действий с волей центра, разрешение возникающих споров и противоречий в рамках мирного переговорного процесса. К такой модели относятся отношения между испанскими центральными властями и Страной Басков, во главе которой находятся Баскская националистическая партия; итальянскими властями и провинцией Южный Тироль, интересы которой представляются Южнотирольской народной партией. Следует отметить, что модель сотрудничества устанавливается в регионах, в которых у власти находится тип этнорегиональной партии - сторонницы автономии.
Конфликтная модель представляет собой противостояние и
противоборство региона с представителями центра. В такой модели региональные власти оставляю за собой право свободы действий, проведения политических акций и действий, не согласованных с центром. В такой ситуации переговорный процесс неэффективен, стороны не могут прийти к консенсусу, несмотря на возможность центра законодательно и насильственно повлиять на действия регионов, в изученных в рамках работы кейсах законодательное влияние не оказало желаемых результатов, а насильственные средства не были применены ни в одном случае.
К такому типу отношений можно причислить взаимодействие Испании с каталонскими властями, во главе с Левореспубликанцами и европейскими демократами Каталонии, британских властей и Шотландии, правительство которой возглавляет Шотландская национальная партия. Данные партии относятся к сторонницам отделения, и именно эти стремления партий влияют на формирующую модель отношения региона с центром.
Модель доминирования центра — это ситуация, в которой центр оказывает сильнейшее влияние на деятельность региональных властей, этничность в регионе не политизируется и данное обстоятельство не является вопросом проблематики во взаимоотношениях с центром. При складывании модели доминирования центра региональные власти не обладают возможностями и ресурсами для изменения социально-экономического и политического статуса региональных этнических групп. Такие отношения складываются в ФРГ между центральными властями и землей Шлезвиг- Гольштейн, где партия Союз южношлезвигских избирателей не имеет возможностей защитить и вывести на новый политический уровень интересы датчан и фризов. Исключением стала партия Новый фламандский альянс- единственная партия из кейсов, представленных в работе, которая входит в национальное правительство.. В действиях партий нет акций, способствующих внедрению кардинальных изменений в политическую систему страны и региона.
Данная партия выступает одновременно как представитель интересов центра и региона. Этот факт оказывает влияние на акции, предпринимаемые партией. Сложно охарактеризовать деятельность нового фламандского альянса в государственных институтах и говорить, в каком случае она представляет интерес центра, а в каких выступает сторонницей региона. Складывающиеся в бельгийском государстве отношения центра и регионов обладают своими особенностями и не встраиваются в традиционную модель отношений «Центр-регион», где этнический регион — это малая часть государства, где проживают региональное меньшинство, взаимодействующие с центром в целях улучшения своего интереса. Исходя из этого, можно объяснить факт отсутствия действий и акций партии, направленных на реализацию основной цели партии-достижения независимости региона.
В заключение, этнорегиональные партии являются активными игроками не только на региональной, но и национальной политической арене. Вхождение таких партий в состав региональных правительств позволяет им стремиться к реализации своих программ и изменению статуса и полномочий региона. Особенности требований этнорегиональных партий влияет на характер отношений, складывающихся между центром и регионом в период пребывания у власти данной партии.
1. Конституция Испании 1978 года /Congreso de los deputados:-
URL: http: //www.congreso .es/docu/constituciones/1978/1978_cd.pdf (дата
обращения:29.05.2017)
2. Scotland Act 1998. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/46/contents (дата обращения:29.05.2017)
3. Scottish Parliament (Constituencies) Act 2004. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2004/13/2004-07-22?view=extent (дата обращения: 29.05.2017)
4. Special Statute for Trentino-Alto Adige/Sudtirol
URL: http: //www.provincia.bz.it/downloads/autonomy_statute_eng.pdf (дата обращения:29.05.2017)
5. State Constitutional Court of Schleswig-Holsteinhttp://www.schleswig- holstein.de/DE/Justiz/LVG/Entscheidungen/Dokumente/LVerfG_9_12_engl.pdf?_ _blob=publicationFile&v=4 (дата обращения:29.05.2017)
6. Statute of Autonomy of the Basque Country URL:
http://www.basquecountry.eus/contenidos/informacion/estatuto_guernica/en_455/a djuntos/estatu_i.pdf (дата обращения:29.05.2017)
7. "The Belgian Constitution" // Belgian House of Representatives. January 2009.
Retrieved 30 July 2016
URL:http://www.dekamer.be/kvvcr/pdf_sections/publications/constitution/Grondw etUK.pdf (дата обращения:29.05.2017)
Монографии и научные статьи
8. Аникеева, Н.Е. Испания - государство автономий в объединенной Европе // Современная Европа. 2007. № 2. С.91-103.
9. Бирюков, С.В., Барсуков, А.М. Этнорегиональные партии как фактор демократизации общеевропейского политического процесса// Регионология. №4. 2010. С.17-26.
10. Будгарин, А. Сезон партийных конференций в Великобритании: Брекзит как козырь националистов //Институт Европы РАН Аналитическая записка №38.
2016. 6 с.
11. Волкова, Г.И. Государство автономий и политика регионального автономизма в современной Испании // Право и политика. 2001. № 1. 201 с.
12. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Перевод под ред. В. М. Гессена, Л. В. Шаланда. СПб. Изд-во Товарищества» Общественная польза», 1903. 532 с.
13. Еремина, Н.В. Этнорадикальные партии Соединенного Королевства в условиях кризиса: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО Университета.2011.№ 5. С.159-164.
14. Исаев, Б.А. Теория партий и партийных систем. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.
15. Коваль, Т.Б. Испания: государство автономий как способ сохранения территориальной целостности? // Современная Европа. 2012. № 3. С. 143-145.
16. Кочегорова, Д.В. Новиков, А.В. Политические позиции региональных партий в Шотландии в отношении конституционной реформы Общество: политика, экономика, право. № 4. 2016. С.38-41.
17. Липсет, С. Роккан, С. Структуры размежеваний, партийные системы предпочтения избирателей. Предварительные замечания //Политическая наука. 2004. № 4. С. 204-234
18. Макарычев, А.С. Концепты центра и периферии в политической регионалистике: возможности пост-структуралистской деконструкции // Псковский региональный журнал. 2006. №2. С. 22-27.
19. Мальцев, Я.И. Шотландия: нация без национализма // Сравнительная политика. №4(21). 2015. С.45-50.
20. Мустафина, Д.Н. Основные направления языковой политики в регионах
европейских государств (на примере автономий в Испании)//Вестник Челябинского государственного университета. Филология.
Искусствоведение. 2010. № 29 (210). С. 107-109.
21. Орлов, А.А. Глубинные исторические корни проблемы национализма и сепаратизма в современной Испании // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4. С. 177-186.
22. Туровский, Р.Ф. Политическая регионалистика./ Р.Ф. Туровский. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2006. 792 с.
23. Туровский, Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. 2-е изд. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. 400 с.
24. Фадеева, Л. Идентичность на пересечение интеграции и деволюции: шотландский кейс// Современная Европа. №5(65). 2015. С.91-99.
25. Фарукшин, М.Х. Субъекты федерации: сравнительное исследование/ М.Х. Фарукшин, А.М. Фарукшин, А.М Фарукшин. Казань: центр инновационных технологий, 2009.480 с.
26. Фарукшин, М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты/ М.Х. Фарукшин.М.: Юристь,2004.-527 с.
27. Фарукшин, М. Этничность и федерализм/М.Х. Фарукшин.- Казань: центр инновационных технологий, 2013.-348 с.
28. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек/ Ф. Фукуяма. Ермак: АСТ,2005. 592 с.
29. Хенкин, С.М. Барселона добивается развода с Мадридом // Независимая газета. Дипкурьер. 12 ноября 2012. С.26.
30. Хенкин, С.М. Баскский конфликт вчера и сегодня/ С.М. Хенкин. МГИМО,2011. С. 2-3.
31. Хенкин, С.М. Каталония: националисты усиливают позиции // Ибероамерианские тетради. 2013. Вып. 1. С. 175-178.
32. Хенкин, С.М. Региональные и этнические партии в Европе // Современная Европа. 2007. N 1. С. 152-156.
33. Швейцер, В.Я. Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике / В. Я Швейцер. М.: Ин-т Европы РАН, 2006. 197 с.
34. Швейцер, В.Я. Региональные партии выходят на авансцену// Современная Европа. 2006. N 4. С.84-93
35.Чернышов, А.Г. Регион как субъект политики / А.Г. Чернышов . Саратов: Изц-во Сарат. ун-та, 1999. 228 с.
36.Элейзер, Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. C. 106-115.
37. Acha, B. Eusko Alkartasuna: a party in search of a third space//Autonomist parties in Europe: identity politics and the revival of the territorial cleavage. Barcelona. 2006. Р. 65-100.
38. Balcells, А. Breve Historia Del Nacionalismo Catalan./А. Balcells. Madrid., 2003. 304 р.
39. Barnes, S. H., Kaase, M., Political action: Mass participation in five Western democracies/ S. H.Barnes, M. Kaase. Sage, Beverly Hills. M., 1979. 579 p.
40. Brown, D. Contemporary Nationalism. Civic, Ethnocultural and Multicultural Politics, London & New York, Routledge, 2000. 208 р.
41. Bugajski, J., Ethnic politics in Eastern Europe. A guide to Nationality Policies, Organizations and Parties/ J. Bugajski. London and New York. 1994. 520 р.
42. Burgess, M. Comparative Federalism. Theory and Practice/ M. Burgess. Routledge, New York, 2006. 376 р.
43. Carod-Rovira J. Tornar amb la gent. L'esquerra nacional cap al segle XXI/
J.Carod-Rovira Barcelone, Columna, 1997- 60 р.
44. De Winter, L. Conclusion. A comparative analysis of the electoral, office and policy success of ethnoregionalist parties/ L. De Winter. Routledge, London and New York, 1998. P.204-207.
45. De Winter, L., Gomez-Reino, M., Lynch, P. Introduction: Autonomist Parties in European Politics/ L. De Winter, M. Gomez-Reino, P. Lynch. Barcelona, 2006. Р. 11-30.
46. De Winter, L., Gomez-Reino, M., Lynch, P. Conclusion: the Future Study of Autonomist and Regionalist Parties/ De Winter L., Gomez-Reino M., Lynch P Barcelona, 2006. Р. 247-269.
47. Elazar, D. Exploring Federalism/D. Elazar. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 1987. 352 p.
48. Elazar, D. Federalism Theory and Application/D. Elazar. Human Sciences Research Council Publishers, 1995. 76 p.
49. Ferejohn, J. Accountability and Authority: Toward a Theory of Political Accountability //Przeworski A., Stokes S., Manin B. (Eds.). Democracy, Accountability, and Representation. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 131-153.
50. Fitjar, R. D. The Rise of Regionalism - Causes of regional mobilization in Western Europe/ R. D. Fitjar, Abingdon, 2010. 208 p.
51. Jolly, S. Another reason to party? European Integration and Regionalist Political Parties/ S. Jolly. Working Paper, University of Chicago, October 2006.
52. Kirchheimer, O. The transformation of the Western European party system/ O. Kirchheimer. Oxford, Oxford University Press, 1990. Р.177-200.
53. King, P. Federalism and Federation/P. King. Johns Hopkins University Press 160
p.
54. Keating, M. State and Regional Nationalism. Territorial Politics and the European State/ M. Keating. Haverster - Weatsheaf, Hertfordshire, 1988. 224 p.
55. Keating, M. The New Regionalism in Western Europe. Territorial Restructuring and Political Change/ M. Keating. Edward Elgar Publishers, Northampton. 1998, 256 p.
56. Kellas, J. G. Nationalist Politics in Europe. The Constitutional and Electoral Dimensions/ J. G Kellas. Palgrave, New York, 2004. 261 p.
57. Mikesell, M., Murphy, A. B. A framework for Comparative Study of Minority- Group Aspirations// Annals of the Association of American Geographers. Vol. 81 (5). 1991. P.581-604.
58. Medrano, J. D. Naciones divididas: clase, politica y nacionalismo en el Pais Vasco y Cataluna/ J. D. Medrano Madrid: Centro de investigaciones sociologicas, 1999.
266 p.
59. Muller, R. Ethnoregionalist parties in Western Europe. Theoretical considerations and framework of analysis / R. Muller. Routledge, London and New York, 1998. Р.17-27.
60. Muller-Rommel, F. Small Parties in Comparative Perspective: The State of the Art/ F. Muller-Rommel Sage Pub., London, 1991 p.1-2.
61. Newman, S. Ethnoregional Conflict in Democracies. Mostly Ballots, Rarely Bullets/ S. Newman. Greenwood Press, Westport and London, 1996. 296 p.
62. Perez-Nievas, S. The Partido Nacionalista Vasco: Redefining Political Goals in the Turn of the Century/ S. Perez-Nievas. Barcelona, 2006. 261 p.
63. Premdas, R. R., Samarasinghe, R., Anderson, A.B. Secessionist movements in comparative perspective/ R. R. Premdas, R. Samarasinghe, A.B. Anderson. Printer Publishers, London, 1990. Р.15-16.
64. Rigol, J. Politica i comunitat. El meu nacionalisme/ J. Rigol Barcelona, Mediterrania,1996. 128 p.
65. Riker, W. H. Federalism: Origin, Operation and Significance/ W. H. Riker. Boston: Little, Brown and Company, 1964.
66. Rokkan, S, Urwin, D. The Politics of Territorial Identity: Studies in European Regionalism/ S, Rokkan D. Urwin. London, Sage, 1982. 436 p.
67.Sanchez, P. The Partido Nacionalista Vasco: Redefining Political Goals in the Turn of the Century //Autonomist parties in Europe: identity politics and the revival of the territorial cleavage. Barcelona, 2006. Р. 31-63.
68.Sandri, G. Minority nationalist parties and the challenges of political representation: the case of Union Valdotaine/ G.Sandri. Aberystwyth, UK, 2006. 35 p.
69.Schneckener, U. Models of Ethnic Conflict Regulation: the Politics of Recognition/ U. Schneckener. Hurst & Company, London, 2004. Р. 30-34.
70.Schrijver, F. J. Regionalism after Regionalisation. Spain, France and the United Kingdom/ F. J. Schrijver. Amsterdam University Press, Amsterdam. 2006. 436 p.
71.Snyder, L. Global Mini-Nationalisms. Autonomy and Independence/ L. Snyder. Greenwood Press, London, 1982. 326 p.
72.Stafford, J. The Revenge of Sovereignty: The SNP, the financial Crisis and UK Constitutional Reform // Speri Sheffield Political Economy Research Institute.№20. 185 p.
73.Stein, M. Federal Political Systems and Federal Societies // in: J. P. Meekison (ed.) Canadian Federalism: Myth or Reality? Toronto: Methuen of Canada, 1968. pp. 721-747
74. Stepan, A, “Toward a New Comparative Politics of Federalism, Multinationalism and Democracy: Beyond Rikerian Federalism’VA. Stepan. Johns Hopkins University Press, 2004. P. 29-84
75.Swenden, W. Federalism and Regionalism in Western Europe: A Comparative and Thematic Analysis /W. Swenden. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 342 р.
76.Syssner, J. What kind of regionalism? Regionalism and Region Building in Northern European Peripheries/ J Syssner. Frankfurt am Main, Peter Lang, 2006, 244 р.
77. Torcal, M. The role of political parties in shaping citizens political preferences for the territorial organization of the state: the Spanish case.// European Political Science Review. Volume 6. Issue 3. August 2014. P. 477-502
78. Tursan, H. Introduction. Ethnoregionalist parties as ethnic entrepreneurs/ H.Tursan. Routledge, London and New York, 1998. 115 р.
79. Urwin, D. W. Herbinger, Fossil or Fleabite ? ‘Regionalism’ and the West European Party Mosaic/ D. W. Urwin. Sage Pub., London, 1983. p. 221-256.
80. Wallerstein, I. The Capitalist World-Economy/ Wallerstein I. Publisher: Cambridge University Press,1979. 320 p.
81. Watts, R.L. Comparing Federal Systems, 2th edition, Institute of Intergovernmental Relation, / R.L. Watts. Queen’s University Kingston Ontario. Canada, 1999
82. Wolff, S. Settling ethnic conflict through power-sharing. South Tyrol/ S. Wolff. Hurst & Company, London, 2004. Р. 57-76.
83. Wolinetz, S. Beyond the Catch-all Party: Approaches to the Study of Parties and Party Organization in Contemporary Democracies / S. Wolinetz. Oxford, Oxford University Press, 2002. Р. 136-165.
Электронные материалы
84. Аксак, А. Южный Тироль: почти образцовое решение проблемы сепаратизма
URL: http: //www. fp-expert.ru/блог/557-южный-тироль-почти-образцовое-
решение-проблемы-сепаратизма.Ыш! (дата обращения:29.05.2017)
85. Алексеева, Н. Хлусова, К. Случится ли «мини-брексит»: что может заставить Шотландию покинуть Соединённое Королевство URL: https://russian.rt.com/world/article/355039-breksit-shotlandiya-velikobritaniya- vyhod (дата обращения:29.05.2017)
86. Бусыгина, И.М, Филиппов, М. Г. Агенты и принципалы: чего ожидать после
«вертикали власти»?[Электронный ресурс] /И. М. Бусыгина, М.Г. Филиппов//Неприкосновенный запас. 2012. №4(84). Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nz/2012/4/b7- pr.html (дата обращения:29.05.2017)
87. Барсуков, А. М. Этнорегиональные партии и политический процесс в Бельгии/Перспектива. URL:
http: //www.perspektivy.info/oykumena/europe/etnoregionalnyj e_partii_i_politiche skij_process_v_belgii_2015-04-09.htm (дата обращения:29.05.2017)
88. Бусыгина, И., Филиппов, М. Агенты и принципалы: чего ожидать после
«вертикали власти»? // Журнал Неприкосновенный запас. 2012. №4 (84). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //magazines .russ. ru/nz/2012/4/b7. html
89. В день национального праздника каталонцы вновь потребовали каталонцы
вновь потребовали независимо/ Euronews.
URL: http: //ru. euronews. com/2016/09/11/we-re-almo st-there-catalans-flood- streets-to-renew-call-for-independence (дата обращения:29.05.2017)
90. Витрина европейского сепаратизма: Фландрия
URL:https://regnum.ru/news/polit/2247940.html (дата обращения:29.05.2017)
91. Глинский, Д. Современная Россия в центро-периферической системе
координат: к постановке проблемы // Полярная Звезда, 11.06.2004. URL: http://zvezda.ru/article.php?area=1&id=149&sub=10 (дата
обращения:29.05.2017)
92. Законодательство автономной провинции Южной Тироль Журнал//
«Казанский федералист». 2007.1-2 (21-22).
URL:http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n21-22/5/ (дата
обращения:29.05.2017)
93. Начались консультации о статусе Шотландии в составе Великобритании/
РИА-новости. URL: https://ria.ru/politics/20070814/71450809.html (дата
обращения:29.05.2017)
94. «Нефтяной рай» — главный миф независимой Шотландии // Вести
Экономика. URL:www.vestifinance.ru/articles/40565 (дата
обращения:29.05.2017)
95. Новое правительство Бельгии формирует правоцентристскую коалицию/ РИА-новости URL:https://ria.ru/world/20141008/1027361379.html (дата обращения:29.05.2017)
96.Оганджанов, И. Остаться в ЕС: к чему приведёт повторный референдум шотландцев о независимости/Russia today. 28 марта 2017 URL:
https://russian.rt.com/world/article/373099-shotlandiya-velikobritaniya- referendum-breksit-es (дата обращения:29.05.2017)
97. Панасюк, М.В. Руденко, А.В. Определение системы «центр-периферия»
региона. URL: http://kpfu.ru/docs/F655736928/PanRRud.pdf (дата
обращения:29.05.2017)
98. Присмиревший баскский сепаратизм/Радио свобода. URL: http://www.svoboda.org/a/25404841.html (дата обращения:29.05.2017)
99. СМИ: правительство Шотландии впервые возглавит женщина ТАСС информационное агенство России. URL:
http: //tass. ru/mezhdunarodnayapanorama/1509305http: //tass. ru/mezhdunarodnaya- panorama/1509305 (дата обращения:29.05.2017)
100. Швейцер, В.Я. Региональные партии выходят на авансцену. URL:http://www.ieras-library.ru/documenti/soveurope/2006/shveiser.doc (дата обращения:29.05.2017)
101. Хенкин, С.М. Барселона - Мадрид: напряженность нарастает
[Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4768#top (дата обращения:29.05.2017)
102. Хенкин, С.М. Испания: испытание Каталонией / С.М. Хенкин //
Перспективы. Фонд исторической перспективы. - 2013. - 14 января. -
URL: http://www.perspektivy. info/book/ispanija_ispytanije_katalonijej_2013- 01- 14.htm. (дата обращения:29.05.2017)
103. Хенкин, С.М. Потенциал регионального сепаратизма в Испании // Российский совет по международным делам : [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=514. (дата обращения:29.05.2017)
104. Хенкин, С.М. Испания: новые веяния в политической жизни/ МГИМО (У) МИД России. URL:http://www.mgimo.ru/news/experts/ document263557.phtml (дата обращения:29.05.2017)
105. ABC URL: http://www.abc.es/catalunya/barcelona- gerona- lerida-
tarragona.asp (дата обращения:29.05.2017)
106. Browne, A. The language battle is tearing Belgium apart // The Times. 2005.May 9. URL:https://www.thetimes.co.uk/article/the-language-battle-that-is- tearing-belgium-apart-g7zr6nrqrvz (дата обращения:29.05.2017)
107. Constitution of the Scottish national party condtitution of the Scottish
national party. URL: http://politike.al/wp-content/uploads/2016/03/Statuti-i-
Partise-Nacionaliste-Britani.pdf (дата обращения:29.05.2017)
108. Convergencia I Unio. Programa electoral per a les eleccions a les corts generels 2000 URL: http://www.ciu.cat/sites/default/files/pictures/programa- generals- 2000.pdf (дата обращения:29.05.2017)
109. Dandoy, R., Sandri, G. Comparative analysis of the content of the manifestos of regionalist parties in Europe URL: http: //www.academia.edu/1563878/Regionalism_and_Party_Programs ._Comparati ve_analysis_of_the_content_of_the_manifestos_of_regionalist_parties_in_Europe (дата обращения:29.05.2017)
110. Dandoy, R. Ethno-regionalist parties in Europe: a typology/ R. Dandoy. p. 7. URL:
http://regisdandoy.com/uploads/articles/Dandoy%20%20Ethnoregionalist%20parti es%20in%20Europe.pdf (дата обращения:29.05.2017)
111. De Standaart URL: http://www.standaard.be (дата обращения:29.05.2017)
112. Dolomiten URL: https://www.stol.it/Dolomiten (дата
обращения:29.05.2017)
113. El PP vasco dice al PNV que “todo se puede torcer” si deja la moderation
/El pais. URL:
http://ccaa.elpais.com/ccaa/2017/05/04/paisvasco/1493911743_099534.html (дата обращения:29.05.2017)
114. El pais: el periodico global URL: http://ccaa.elpais.com/ccaa/catalunya.html (дата обращения:29.05.2017)
115. Esquerra Republicana de Catalunya. Programa electoral. eleccions
Parlament de Catalunya 2010 URL:
http://www.esquerra. cat/partit/programes/c2010_programa.pdf (дата
обращения:29.05.2017)
116. Eraiki Euskadi Mira al Futuro EAJ-PNV Programma 2016-2020 p.230 URL:
http: //www.eaj -pnv.eus/adj unto s/pnvDocumentos/18289_archivo .pdf (дата
обращения:29.05.2017)
117. Faludi, A. The ”Blue Banana” Revisited
URL: http: //www.nordregio .se/Global/EJ SD/Refereed%20articles/Refereed_5 6. pdf (дата обращения:29.05.2017)
118. It’s Scotland’s Oil // Scots Independens Tour. URL:
www.freescotland.com/whosoil.html (дата обращения:29.05.2017)
119. La Vanguardia URL: http://www.lavanguardia.com/index.html (дата обращения:29.05.2017)
120. Manifest van de Nieuw-Vlaamse Alliantie P.3 URL: https://www.n-
va.be/sites/default/files/documents/PDF/manifest.pdf (дата
обращения:29.05.2017)
121. Matthias, S. and Gunther, P. Between Secession and “Full Autonomy”:
Party Competition over Self-Determination in South Tyrol URL:
https://nationalismsinspain.files.wordpress.com/2015/11/evonat-research-brief-no- 3_scantamburlo.pdf (дата обращения:29.05.2017)
122. Minority problems in the German-Danish border region
URL: http://uselectionatlas.org/FORUM/index.php?topic=152883.0;wap2 (дата
обращения:29.05.2017)
123. Neue MaBstabe in der Minderheitenpolitik
URL:http://www.ssw.de/de/p/a/neue-massstaebe-in-der-minderheitenpolitik.html (дата обращения:29.05.2017)
124. Petithomme, М., Fernandez, G. А., Catalonian nationalism in Spain’s time
of crisis: from asymmetrical federation to independence/M. Petithomme, G.A. Fernandez URL: http://ideefederale.ca/documents/Catalonia.pdf (дата
обращения:29.05.2017)
125. Rennie, D. Interviewing Alex Salmond, the man who wants to break up Britain/The Economist Blogs: Bagehot’s Notebook URL: http://
126. www.economist.com/blogs/bagehot/2012/01/independence-debate-scotland-
0. (дата обращения:29.05.2017)
127. Scharpf, F. The European Social Model: Coping with the Challenges of Diversity.URL http://www.mpi-fg-koeln.mpg.de/pu/workpap/wp02-8/wp02-
8. html#3. (дата обращения:29.05.2017)
128. Scottish national party manifesto “Re-elect”. Moving Scotland Forward. p 27 URL: https://www.snp.org/manifesto (дата обращения:29.05.2017)
129. SHZ.de URL: https://www.shz.de(дата обращения:29.05.2017)
130. Strmiska, M. Conceptualization and typology of European regional parties: a
note on methodology // Central European Political Studies Review. vol. 5 (2-3).
2003. URL: http://www.cepsr.com/clanek.php?ID=167 (дата
обращения:29.05.2017)
131. Sudtirol News URL: https://www.suedtirolnews.it/nachrichten/politik (дата обращения:29.05.2017)
132. The Telegraph URL: http://www.telegraph.co.uk (дата
обращения:29.05.2017)
133. The Times URL: https://www.thetimes.co.uk (дата обращения:29.05.2017)
134. The Guardian URL: https://www.theguardian.com/international (дата обращения:29.05.2017)
135. What steps have the Scottish government taken to support the Gaelic
language in Scotland? //Scottish national party. URL: http: //www. snp. org/pb_gaelic_language_in_scotland (дата
обращения:29.05.2017)
136. Scottish national party manifesto “Re-elect”. Moving Scotland Forward. Р URL: https://www.snp.org/manifesto (дата обращения:29.05.2017)
Диссертации и авторефераты
137. Богатырева, Л. В. Политические партии в системе отношений «центр - регион» в 2000-е гг. (на примере ЦФО): Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук: 23.00.02/ Л. В. Богатырева, ВШЭ. Москва, 2013. 20 с.
138. Нуруллин, Р. М. Сецессия как политический процесс : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Р. М. Нуруллин; Казан. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2012. 148 с.
139. Сардарян, Г. Т. Политические проблемы взаимоотношений регионов с центральной властью в Италии: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Г.Т.Сардарян; МГИМО, Москва, 2015. 169 с.
140. Фонсека, Н. Особенности сепаратизма в Испании в конце XX-начале ХХ! веков (на примере Страны Басков и Каталонии): диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Н. Фонсека. Воронеж, 2014. 161с.