ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования феномена речевой агрессии в сетевом дискурсе 6
1.1. Феномен речевой агрессии, природа и причины порождения
речевой агрессии 6
1.2. Виды речевой агрессии, понятие «язык вражды» 10
1.3. Понятие «сетевой дискурс» 14
1.4. Особенности проявления феномена речевой агрессии в сетевом
дискурсе 19
1.5. Методы преодоления речевой агрессии в сетевом дискурсе 22
Выводы по ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА II. Практическое изучение феномена речевой агрессии в сетевом дискурсе 28
2.1. Анализ форм употребления речевой агрессии в сетевом дискурсе
на основе сайта информационного агентства «The Guardian» 28
2.2. Анализ употребления речевой агрессии в сетевом дискурсе по гендерному и возрастному признаку на базе сайта международной социальной сети Facebook, анализ категорий новостей, вызывающих агрессивные комментарии 38
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 56
Развитие мира, в котором в условиях современного социума новые сведения должны поступать мгновенно, неразрывно связано с постоянным усовершенствованием способов обмена информацией. Сеть-Интернет является технологией, которая совершила настоящий переворот в возможностях общества. С момента возникновения Интернета перечень этих возможностей лишь расширяется. Несмотря на то, что изначальным предназначением Сети являлось предоставление быстрого обмена данными между исследователями и преподавателями, в настоящее время пользователем может стать каждый желающий.
Одним из наиболее важных для современного социума свойств Сети- Интернет является общение. Компьютерная грамотность среди населения всех возрастов стремительно растет, что свидетельствует о том, что Интернет является глобальной сетью, способной объединить миллионы пользователей и имеющей практически безграничные возможности.
Общение в Сети осуществляется путем использования специальных программ, сайтов или социальных сетей. Люди разного возраста, национальностей и религий имеют возможность свободно регистрироваться на сайтах и обмениваться информацией. Однако, некоторые особенности такого Интернет-взаимодействия зачастую снимают с пользователей ряд коммуникативных ограничений, действующих в процессе живого общения.
Возможность самовыражения, анонимность и многие другие факторы являются определяющими в происхождении такого феномена как речевая агрессия в сетевом дискурсе. Целью использования речевой агрессии в Сети может быть как желание выразить неодобрение, так и более серьезное намерение разжечь национальную или религиозную вражду, что приводит не только к межличностным конфликтам, но и к проблемам мирового масштаба.
Актуальность работы связана с широким распространением феномена речевой агрессии в процессе интернет общения, что является одним из наиболее значительных факторов, обуславливающих трудности в обмене информацией.
Объектом исследования выступает феномен речевой агрессии, как основополагающий фактор, обуславливающий трудности общения при использовании Сети-Интернет.
Предмет исследования заключается в выявлении отрицательного воздействия речевой агрессии в процессе сетевого общения.
Цель исследования - изучить природу феномена речевой агрессии и исследовать случаи употребления речевой агрессии в сетевом дискурсе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. исследовать природу и причины порождения речевой агрессии;
2. рассмотреть существующие классификации видов речевой агрессии;
3. изучить понятия «дискурс», «сетевой дискурс»;
4. определить особенности проявления феномена речевой агрессии в сетевом дискурсе;
5. определить методы борьбы с речевой агрессией в сетевом дискурсе.
В качестве теоретической базы исследования нами были выбраны работы Т.А. Воронцовой, В.И. Карасика, А.К. Михальской, К.Ф. Седова, Ю.В. Щербининой.
Фактическим материалом для исследования послужили комментарии, взятые с сайта мирового информационного агентства “The Guardian”, а также социальной сети Facebook.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические;
- статистические;
- методы лингвистического анализа.
Апробация работы проводилась на общеуниверситетской конференции в рамках Недели науки НИУ «БелГУ»-2017.
Структура работы определена составом решаемых задач. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и список фактического материала. Первая глава посвящена теоретическому изучению феномена речевой агрессии в современном сетевом дискурсе, видам и формам речевой агрессии, изучению понятия сетевой дискурс. Вторая глава содержит детальное изучение феномена речевой агрессии путем анализа конкретных примеров, а также статистическое исследование по гендерному и возрастному признаку. В заключении сделаны основные выводы по результатам проведенной работы.
Изучив теоретические основы феномена речевой агрессии и понятия «сетевой дискурс», а также проанализировав случаи употребления речевой агрессии в современном сетевом дискурсе, мы достигли поставленной цели. В процессе решения задач, поставленных для достижения заданной цели мы подробно изучили множество существующих классификаций феномена речевой агрессии, проанализировали формы выражения агрессии, что послужило основой для осознания необходимости борьбы с речевой агрессией в сетевом дискурсе, так как данный феномен широко распространен в современной сети-Интернет.
Действительно, изучив теоретические материалы, а затем удостоверившись на практике, мы пришли к выводу что речевая агрессия приобретает поистине неконтролируемое распространение среди пользователей всех полов и возрастов.
Кроме того, в ходе изучения данного феномена, мы пришли к заключению, что речевая агрессия является нормой для человеческого поведения, так как агрессия сама по себе это врожденное качество человека, которое непременно требует выхода. Помимо этого, речевая агрессия является таким широко распространенным явлением, так как за её употребление практически не следует какого-либо реального наказания, тем в процессе интернет-коммуникации.
Мы также изучили способы борьбы и тактику поведения в процессе интернет-общения, в котором присутствует речевая агрессия. Из этого следует, что несмотря на врожденность данного феномена, пользователям сети-Интернет не стоит мириться с агрессией, а, напротив, необходимо принимать меры, чтобы обезопасить себя и своих близких от негативных эмоций.
Анализ примеров в практической части также помог нам в полной мере исследовать случаи употребления речевой агрессии в современной интернет- коммуникации. Мы рассмотрели основные формы вербальной агрессии на реальных примерах из комментариев пользователей социальной сети и мирового информационного агентства, на основании чего пришли к выводу, что обвинение бесспорно является лидирующей формой выражения речевой агрессии.
Помимо часто употребляемой формы речевой агрессии мы исследовали случаи употребления данного феномена по гендерному и возрастному признаку, составили статистику на основе 100 комментариев, и пришли к выводу, что несмотря на общедоступность и всемирное распространение сети-Интернет, не все пользователи выражают активное желание комментировать какие-либо записи и тем более выражать агрессию. На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что основными агрессорами в процессе интернет-коммуникации являются мужчины. Что касается возраста, наиболее активны пользователи 25-40 лет.
Кроме этого, мы провели исследование н основе 100 комментариев по каждой категории с целью выявления наиболее комментируемой. Такой категорией оказались новости, что естественно в условиях современной нестабильной политической ситуации во многих странах.
Таким образом, поставленные задачи были решены в полном объеме, цель достигнута. Речевая агрессия в сетевом, без сомнения, является огромной проблемой для современного общества, способствует формированию конфликтных ситуаций и ухудшению отношений между пользователями.
1. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности. - М., 2000. - 121 с.
2. Басовская Е.Н. Творцы черно-белой реальности // Критика и семиотика. - Новосибирск: НГУ, 2004. - № 7. - С. 257-263.
3. Булатчик Э.П. Агрессия в обществе в переходный период. - Спб.: Питер, 2000. - 185 с.
4. Воронцова Т.А. Психологический и коммуникативный аспекты речевой агрессии // Язык. Речь. Речевая деятельность : межвузовский сборник научных трудов. - №7. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. - С. 53-59.
5. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. - Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2006. - 252 с.
6. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство. - Волгоград: Парадигма, 2012. - 322 с.
7. Горошко Е.И. К уточнению понятия «Компьютерно-опосредованная коммуникация». - Казань, 2009. - 448 с.
8. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. - 2003. - № 4; - С. 69-75.
9. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. - М.: Просвещение, 2001. - 158 с.
10. Ениколопов С.Н. Массовая коммуникация и насилие. - М.: РИП- холдинг, 2002. - 103 с.
11. Енина Л.М. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации. - М., 2002. - 97 с.
12. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. - М.: Ладомир, 1997. - 119 с.
13. Карасик В.И. О типах дискурса // Институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-21.
14. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: ИТДГК "Гнозис", 2002. - 333 с.
15. Карпоян С.М. Отрицательные модальные оценки в Интернет- комментарии // Научная мысль Кавказа. - Научный центр высшей школы ЮФУ, 2011. - №2. - С. 115-120.
16. Кирьянова Е.А. Речевая агрессия в современном обществе. - М.,1999. - 127 с.
17. Ковальская Л.Г. Виртуальный диалог. - Майкоп, 2002. - 185 с.
18. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности. - М.,2000. - 193 с.
19. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг. - М., 2009. - 213 с.
20. Леонтьев В.В. Стратегии современной компьютерной коммуникации. - Киев, 2013. - 342 с.
21. Михальская А.К. Компьютерная коммуникация. - М.: Издательский центр “Academia”, 2003. - 165 с.
22. Моргун Н.Л. Научные стили речи в компьютерном дискурсе. - Тюмень, 2002. - 189 с.
23. Прохоров Е.Ю. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта, 2004. - 224 с.
24. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - Спб, 1995. - 307 с.
25. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. - М.: Наука, 2012. - 139 с.
26. Седов К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость. - Саратов, 1997. - 235 с.
27. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.
28. Седов К.Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации. - Челябинск, 2005. - 141 с.
29. Семенов Д.И. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности. - М., 2011. - 136 с.
30. Семечкин Н.И. Агрессия - доминирующий способ существования человека. - Спб: Питер, 2011. - 311 с.
31. Сусов И.П. Говорящая личность в лингвосоциальном и лингвопрагматическом пространстве. - Пятигорск, 1989. - 157 с.
32. Темнова Е.В. Язык, сознание, коммуникация. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 168 с.
33. Чернявская В.Е. Особенности сетевого дискурса. - Спб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 215 с.
34. Шабшин И.О. О психологических особенностях общения в интернете. - М., 2005. - 166 с.
35. Щербинина Ю.В. Природа речевой агрессии. - М.: Международная педагогическая академия, 2000. - 138 с.
36. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия. - М.: Баласс, 2002. - 129 с.
37. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
38. Лалаянц И. Энергия агрессивности. - М., 2000. - 237 с.
39. Майерс Д. Социальная психология. - Спб.: Питер, 1998. - 490 с.
40. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси: Мерани, 1991. - 864 с.
41. Фромм Э. Человеческая деструктивность. - М., 1994. - 624 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. The Guardian. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.theguardian.com/international(дата обращения 22.03. 2017).
2. Facebook. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.facebook.com/(дата обращения 07.04.2017).