Введение 3
Глава I. Научно - теоретические основы воспитания патриотизма и гражданственности в отечественной педагогике 10
1.1. Патриотизм и гражданственность как педагогическая проблема 10
1.2. Методические пути формирования гражданских и патриотических
чувств обучающихся в основной школе 15
Глава 2 Особенности развития советской литературы в 1941-1945-е годы 21
2.1. Характерные особенности литературы военного времени 21
2.2. Героико-патриотическая тема в литературе 1941-1945-х годов 28
Глава III. Авторская модель формирования патриотизма и гражданственности учащихся основной школы при изучении истории Великой Отечественной войны 34
3.1. Формирование гражданственности и патриотизма учащихся при
изучении темы "Советское искусство времен Великой Отечественной войны" 34
3.2. Практическая реализация внеклассного воспитательного мероприятия "Встреча с ветераном тыла" 38
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 44
Приложение 47
Актуальность темы исследования. Патриотизм - одно из наиболее значимых духовных ценностей общества, которая является основой единения и гармонизации общества. Это любовь к своей Родине, уважение к ее культуре и истории, стремление к сохранению ее самобытности и своеобразия.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в нашей стране имеет глубокие корни. История развития нашего государства имеет много примеров, когда в периоды национального испытания, в переломные моменты политической и социальной жизни, одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность и объединение народа, а также помогавших ему преодолеть трудности и сложившуюся нестабильную обстановку был патриотизм. И будучи одним из главных ценностей общества, это понятие включает в себя много аспектов. Это идеология и психология, выражающая особенное, возвышенное и преданное отношение человека к Родине.
ФГОС II поколения одной из своих главных задач изучения истории в школе выделяет воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Это означает, что одно из приоритетных направлений современной образовательной системы в воспитании подрастающего поколения - это способствование развитию гражданских и патриотических чувств у учащихся начиная с раннего возраста. Именно школа на базе современной образовательной системы начинает закладывать основы, а затем и развивает в детях чувство любви к Отечеству, уважение к ее культуре и знание ее многовековой истории.
Привить такое сложное, многогранное и неоднородное чувство подрастающему поколению, в условиях суровой действительности, задача не из легких. Одной из главных задач современного школьного курса истории является формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся, стремление служить интересам своего государства и готовность встать на ее защиту.
В последние годы проблема патриотического воспитания молодежи приобретает особую актуальность. В первую очередь, это связано со сложившейся обстановкой в стране, когда после развала Советского Союза обществу начинает насаждаться культ развлечений и потребительское отношение к человеку, в сознании людей широкое распространение получают цинизм, равнодушие, агрессивное отношение к государству и неуважение к обществу. На этом фоне начинает возрастать уровень преступности среди молодых слоев населения и падает престиж военной службы. И все эти негативные процессы выливаются в тенденцию постепенной утраты обществом традиционного российского патриотического сознания.
Поэтому проблема патриотического воспитания молодежи была и будет оставаться одной из наиболее актуальных проблем как государства, так и школьного образования. Воспитание патриотических и гражданских чувств учащихся основной школы на примере героев Великой Отечественной войны и в ходе изучения истории Великой Отечественной войны, на наш взгляд, одна из наиболее важных тем, в рамках изучения которой можно способствовать формированию таких чувств.
Обзор литературы. В ходе написания выпускной квалификационной работы нами была использована разнообразная литература.
В работе А. С. Макаренко " О целях воспитания" собраны мысли знаменитого педагога, касающиеся роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, воспитании героической личности. Большое внимание в данной работе А. С. Макаренко уделил проблеме патриотического и нравственного воспитания детей. Книга не потеряла своей актуальности даже в период перестройки социально-экономических отношений и демократизации нашего общества.
Данное исследование было бы неполным без книги В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям" . В своей книге автор не только ставит и решает научно¬теоретические проблемы, но и знакомит читателя с тем, как он вводил своих воспитанников в мир познания окружающей действительности, помогал овладевать знаниями, пробуждал умственные способности и утверждал благородные чувства, воспитывал гражданское достоинство, веру в доброе начало в человеке, беспредельную преданность Коммунистической партии и Социалистической Родине, чувство дружбы народов и интернационализм.
Другая работа В.А. Сухомлинского "Мудрая власть коллектива" развивает идеи и положения, разработанные в его книге "Рождение гражданина" . Автор раскрывает педагогические "секреты" воспитания юношества, огромную роль коллектива в формировании духовного и нравственного облика подростка.
В исследовании Е.В. Мусиной рассмотрены проблемы патриотического воспитания школьников в рамках образовательного процесса. Данная работа содержит характеристику основных подходов и принципов при организации патриотического воспитания. Также здесь представлены модели процесса патриотического воспитания школьников, педагогический инструментарий его организации и включено описание специфики этапов технологий этого процесса. Работа представляет собой многолетний опыт работы Мусиной В.Е. в рамках патриотического воспитания школьников в урочной и внеурочной работе.
Совместный труд Е.А. Бондаренко и О.Г. и Петровой стал важным дополнением к исследовательской работе, где представлен анализ опыта патриотического воспитания на современном этапе становления и развития российского общества. В данной работе авторы описывают проблемы патриотического воспитания школьников в XXI веке, и дают оценку роли и месту школы и общественных объединений в реализации этой деятельности.
В работе Т.С. Буториной "Воспитание патриотизма средствами образования" школьное историческое образование раскрывается как важнейший фактор формирования патриотизма среди учащихся. В книге автором предлагаются определенные методики, которые помогут школьным учителям разнообразить образовательный процесс и преодолеть трудности в воспитательной работе в рамках школьных курсов истории.
Анализ развития патриотических идей в истории отечественной мысли изложен в книге Вырщикова А.Н. "Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях" . В своем труде автор раскрывает сущность, содержание и специфику российского патриотизма, рассматривает проблемы взаимосвязи национальной безопасности страны и патриотизма, а также выявляет особенности российских патриотических традиций и их отражение в государственной символике, художественной литературе, искусстве.
Характеристика источников. При работе над исследованием были использованы нарративные источники , книги-воспоминания , оцифрованные статьи журналов и газет .
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для народа и проверкой его сил, но она стала испытанием не только для людей, но и для советской литературы, обогащенной традициями предшествующих эпох. Советский писатель, моментально откликнувшийся на происходящие события, благодаря силе своего пера, стал действенным оружием в борьбе с врагом. Произведения военных писателей и поэтов оставили яркий след в советской литературе.
Роман А.А. Фадеева " Молодая гвардия" оказал огромное впечатление на читателя после выхода в свет. Автор описывает события 1942-1943-х годов, происходивших в украинском городе Краснодоне, где действовала молодежная подпольная организация. Сила патриотизма и самоотверженность этих ребят вызывает гордость и восхищение читателя. Ведя подпольную борьбу против немцев, оккупировавших город, ребята вносят свой вклад в победу. А. Фадеев показал в своем романе добро и зло, предательство и преданность, сильную любовь к Родине и непоколебимость духа советского человека перед лицом врага.
Расцвет творчества А.А. Ахматовой пришелся на годы Великой Отечественной войны. Ее сочинения пользовались популярностью еще до войны, но именно в годы суровых испытаний стихотворения А.А. Ахматовой приобретают тон высокого патриотического звучания, отражающий стойкость сражающегося народа и веру в советского солдата. Поэтому полное собрание сочинений А.А. Ахматовой в двух томах было привлечено в
исследовательскую работу в качестве нарративного источника.
Мемуары известной советской писательницы Ольги Берггольц стали значимым дополнением к данной работе. В своих воспоминаниях О. Берггольц пишет о роли литературы в жизни человека и о том, как эта роль возрастает в дни суровых военных испытаний. Ценность этой книги заключается в том, что О. Берггольц, сама являясь очевидцем тех событий и человеком, пережившим блокаду Ленинграда с первых до последних дней, подробно описывает то, как ленинградцы боролись со смертью, но в то же время как они испытывали жажду к слову поэта, к литературе.
Объектом исследования является процесс обучения истории.
Предметом исследования выступают методические пути формирования гражданских и патриотических чувств на примере изучения истории Великой Отечественной войны в основной школе.
Цель исследования - выявление эффективных методов и приемов, используемых в работе по воспитанию патриотических и гражданских чувств учащихся при изучении истории Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть патриотизм и гражданственность как педагогическую проблему.
2. Выявление методических путей формирования гражданских и патриотических чувств в основной школе.
3. Выявить характерные особенности развития советской литературы 1941-1945 годов.
4. Раскрыть темы героизма и патриотизма в произведениях военных писателей и поэтов.
5. Разработать авторскую модель формирования гражданственности и патриотизма учащихся при изучении темы "Советское искусство времен Великой Отечественной войны".
6. Показать опыт реализации внеклассного воспитательного мероприятия по формированию гражданских и патриотических чувств, проведенного в ходе педагогической практики.
Методологическую основу исследования составляют основы возрастной и педагогической психологии, теоретические положения о мотивации учения школьников, учения о формирования опыта социального поведения и идеи патриотического, нравственного и гражданского воспитания.
Методы исследования включают теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования. А также нами были проведены беседы с школьными учителями, изучены их конспекты уроков и школьная документация. Обобщенный опыт их преподавания истории в школе был включен для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы.
Рабочая гипотеза. Эффективность воспитания патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории Великой Отечественной войны повышается в том случае, если процесс обучения строится на примере героических подвигов солдат, а также через использование на уроках истории средств художественной литературы, а именно военной литературы 1941-1945 годов, оказавшей огромное влияние на сознание людей.
Научная новизна исследования. При написании работы был использован обобщенный инновационный опыт современных учителей истории и обществознания. Представлены методики преподавания истории Великой Отечественной войны в основной школе, с применением новых технологий и приемов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования приведенных материалов, интервью, обобщений и выводов в преподавательской деятельности учителя истории в основной школе в рамках изучения истории Великой Отечественной войны, в ходе педагогической практики студентами и на семинарских занятиях по методике преподавания истории в вузах.
Структура работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Социально-историческая ситуация, сложившаяся в современной России, делает проблему патриотического воспитания молодежи наиболее актуальной. Наблюдаются кризисные явления, как утрата обществом таких традиционных ценностей, как патриотизм, гражданственность, чувство уважения к старшему поколению, трудолюбие, сохранение культурного достояния страны и знание ее истории. Безразличное, а порою и негативное отношение подрастающего поколения к своему Отечеству, рождает новые проблемы в обществе. В последние годы наблюдается такая тенденция как увеличение преступности среди молодежи, наркомания, все чаще совершаются акты вандализма. Все это говорит о том, что подрастающее поколение не заинтересовано в благополучии своего государства, ими движет культ насилия, материальных ценностей и развлечений.
В этих условиях проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность. Нужно отметить, что вклад в этот процесс должна вносить не только семья, но и все социальные институты общества, включая само государство.
Ключевая роль в этом деле отведена школе. Организация патриотического воспитания в школе - сложный и многогранный процесс, все содержательные компоненты которого взаимно переплетены между собой и представляют единую целостную систему. Учебная, воспитательная и методическая работа по патриотическому воспитанию в современной школе строится, в большей степени, на уроках истории.
Уроки истории призваны воспитывать в учащихся чувство любви к Родине и ответственности за ее будущее. История нашего государства очень богата, она пронизана многочисленными примерами героизма народных масс. Одна из ярких страниц истории нашего государства - это Великая Отечественная война, победа в которой показала всему миру силу и могущество простого советского человека. Мужество и патриотизм советского солдата вызывает восторг и восхищение, но в то же время является примером для подражания.
Изучение истории Великой Отечественной войны через примеры героического подвига народа, мужества солдат и офицеров, стойкость и непоколебимость тыловиков, а также через яркие произведения культуры того периода, ставшие символом эпохи, являются наиболее эффективным способом привития к учащимся патриотических и гражданских чувств. Во взаимосвязанной и взаимодополняемой урочной и внеурочной работе по изучению истории Великой Отечественной войны лежит основа патриотического воспитания.
Воспитание патриотизма довольно сложная задача, решающее значение в этом деле отведено роли учителя в процессе воспитания, который должен не только регулировать весь процесс, но и должен способствовать развитию в учащихся чувства любви к своей Родине, привить общечеловеческие нормы морали и нравственности. Учащиеся должны проникнуться идеей этой любви, пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Только при соблюдении всех этих условий идея воспитания гражданственности и привития патриотических чувств учащимся будет достигнута в полной мере.
Многовековая история нашего государства является ярким свидетельством того, что без сплочения народа, без его патриотизма и гражданственной ответственности, невозможно было бы построить наше государство сильным и независимым. Поэтому патриотическое воспитание всегда рассматривалось обществом как фактор ее объединения и сохранения целостности, а также средством ее духовного, культурного, экономического и политического возрождения.
Ценность уроков истории по формированию патриотизма при изучении темы "Советская культура времен Великой Отечественной войны" обусловлена также и тем, что данная тема связана с жизнью, ведь война затронула каждую семью и для каждого гражданина нашей страны эта тема близка. Таким образом, патриотическое сознание формируется благодаря знаниям об Отечестве, его культуре, традициях и обычаях, поэтому очень важно передать эти знания из поколения в поколение, отражающие нашу самобытность, наш менталитет и дух нашего народа.
1.1. Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 2 т. - М.: Правда, 1990. - Т.2.¬309 с.
1.2. Берггольц О. Ф. Стихи. Проза. - М.-Л.: Гослитиздат, 1961. - 247 с.
1.3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX - начало XXI века. 9 класс. - М.: Просвещение, 2012. - 382 с.
1.4. Джалиль М. Красная ромашка. // http:ZZwww.molodguard.ru [Дата обращения: 8.11.16].
1.5. Историко-культурный стандарт нового УМК по Отечественной истории // http://rushistory.org [Дата обращения: 4.04.17].
1.6. Нестор. Повесть временных лет. // http://modernlib.ru [Дата обращения: 31.10.16].
1.7. Симонов К. М. Открытое письмо. // http://rupoem/ru [Дата обращения 11.01.17].
1.8. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Общего Образования // http://минобрнауки.рф [Дата обращения: 4.11.16].
1.9. Эренбург И. Г. Душа России. // http://www.redstar.ru [Дата обращения:
9.11.16] .
Неопубликованные источники
1. Интервью с Шайхуллиной К. М. // Личный архив Гамировой Г. С.
II. Литература
2.1. Бондаренко Е. А., Петрова О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. - М.: АС-Траст, 2009. - 240 с.
2.2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: Каро, 2004. - 221 с.
2.3. Василевская В. Л. Радуга. // http://prozaik.in [Дата обращения:
23.11.16] .
2.4. Вырщиков А. Н. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
2.5. Гроссман В. С. Народ бессмертен. // http://prozaik.in [Дата обращения:
23.11.16] .
2.6. История русской советской литературы: Учебник для студентов пед. ин-тов.- 2-е изд., испр. / Под ред. А. И. Метченко, С. М. Петрова. - М.: Просвещение, 1983. - 544 с.
2.7. Комальков Ю. В. Песни наших побед. - М.: Советский композитор, 1987. - 72 с.
2.8. Краснов Г. В. Нам дороги эти позабыть нельзя. - М.: Музыка, 1980. - 53 с.
2.9. Курбский А. Переписки с Иваном Грозным. // http://e-libra.ru [Дата обращения: 31.10.16].
2.10. Лебедев-Кумач В. И. Священная война. // http://rupoem.ru [Дата обращения: 21.12.16].
2.11. Макаренко А. С. О целях воспитания. // http://www.makarenko.edu.ru [Дата обращения: 24.10.16].
2.12. Машатин В. Н. История военно-патриотической игры "Зарница". // http://vozhatiki.ru [Дата обращения: 1.11.16].
2.13. Мусина Е. В. Патриотическое воспитание школьников. - Белгород.: НИУ "БелГУ", 2013. - 156 с.
2.14. Сельвинский И. Л. Ответ Геббельсу. // http://rupoem/ru [Дата обращения 11.01.17].
2.15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // http://modernlib.ru [Дата обращения: 25.10.16].
2.16. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
2.17. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. //
http://pedagogic.ru [Дата обращения: 24.10.16].
2.18. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. // http://profilib.com [Дата обращения: 25.10.16].
2.19. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. // http://profi-rus.narod.ru [Дата обращения: 24.10.16].
2.20. Твардовский А. Т. Василий Теркин. // http://rupoem.ru [Дата обращения: 21.12.16].
2.21. Фадеев А. А. Молодая гвардия. // http://knigosite.org [Дата
обращения: 9.11.16].
2.22. Шолохов М. А. Судьба человека. // http://www.litmir.me [Дата обращения: 22.11.16].
2.23. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. // http://philologos.narod.ru [Дата обращения: 9.12.16].